17 кафизма и ее значение

Детально: 17 кафизма и ее значение - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

В Православной Церкви с древних времен существует благочестивый обычай чтения самими верующими Псалтири по усопшим. Книга Псалмов Пророка царя Давида входит в состав Ветхого Завета и состоит из 150 псалмов. Без чтения псалмов не обходится ни одна служба в храме, псалмы – это наши молитвы в скорби, в бедствиях, в покаянии, в радости, в благодарения Господа. Псалтирь разделена на 20 частей, называемых кафизмами. Кафизма, в свою очередь состоит из трех частей (трех «Слав»), и каждая из этих частей оканчивается чтением молитвы «Слава Отцу, и Сыну и святому Духу и ныне и присно и во веки веков, аминь. Аллилуиа (3 раза)». Псалтирь – изданную отдельно Книгу Псалмов вместе с молитвами и указаниями также можно приобрести в храме. Такое чтение будет соблюдением древней, общераспространенной церковной традиции.

В течение всех сорока дней по смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день – зависит от времени и сил читающих, но непременно чтение должно быть ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала. Только не следует забывать, что после каждой “Славы…” надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего (из “Последования по исходе души от тела”). Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (чтецам) за плату или иное вознаграждение. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего.

В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему 17-ю кафизму.

В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, т.е. блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-м стихе: “Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя”. Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: “Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее – не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовленном к загробной и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь– довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии”.

СТАРЦЫ И СТАРИЦЫ О ЧТЕНИИ 17-ой КАФИЗМЫ.
17-я КАФИЗМА ЗАЩИТИТ ВАС НА МЫТАРСТВАХ.

Читайте 17-ю кафизму – отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное.

Читать утренние молитвы – благословение на день. Вечерние – прощение грехов.

Есть три основные книги: Евангелие, Послание Апостолов и Псалтырь – их сверить с подлинниками можно. В них нельзя ничего исправить. Все остальные книги подделки сейчас: один-два слова поменял и смысл молитвы поменялся. Они проходят компьютерную обработку, меняется смысл. Только старинными книгами пользуйтесь.

о. Иоанникий (Чихачёво)

Старица схимонахиня Антония: “Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас”. Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. —- Для усопших – это великая помощь! Мы может и не всегда это чувствуем, что наша молитва доходит, зато усопшие чувствует и им поддержка очень нужна!!! Они ждут наших молитв, надеются на нашу помощь. И так не хочется обмануть их надежды… В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему 17-ю кафизму. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, т.е. блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим. Смысл и значение 118 псалма раскрываются в 19-м стихе: “Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя”. Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: “Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее – не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовленном к загробной и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии”.

Старица схимонахиня Антония советовала ежедневно читать 17 кафизму и добавляла, что это будет защищать на мытарствах.Чтение этой кафисмы полезно самому читающему. Ведь цель нашей жизни – соблюсти заповеди, удалиться от греха. В 17 кафизме очень много таких призываний. Прочитав эту кафизму хотя бы раз, трудно не умилиться. Обязательно читайте по усопшему эту кафизму, если умеете читать Псалтирь. Это милостыня очень щедрой рукой. Вы почувствуете великое утешение. Будут препятствия, нехватка времени, но постарайтесь всё-таки найти время для такого добрейшего дела. Вы не будете разочарованы. Поминовение усопших важно также для спасения и нашей души.

Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы – за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь – отмолите себя и тех кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь.

elitsy.ru/communities/36030/453385/#
Схиархимандрит Иоанникий

– Псалтирь отгоняет лукавых духов. Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп. Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях. Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость – слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра. Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18). Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи.

ВОПРОС:
На сегодня прочитала несколько псалмов. Медленно получается, так как параллельно читаю Св.Иоанна Златоуста “Беседы на Псалмы”. Что вы скажете относительно 17 кафизмы (118 псалма)? У меня есть книга свт. Феофана Затворника “Руководство к духовной жизни”, составленное по толкованию 118 псалма. Очень интересно читать, “является путеводным руководством христианской жизни”. Какой Псалом Вам ближе всего по духу?

ОТВЕТ:
Евангелие и Псалтирь – 2 основные книги. Не зря раньше их многие наизусть знали. Надо обязательно каждый день читать Псалтирь также. И не пренебрегать псалмами. Авва Аммун: “Не пренебрегайте псалмами, потому что они отгоняют от души духов лукавых, и вселяют в нее Святого Духа”.

118 псалом желательно читать каждый день. Не все могут потянуть это правило, но польза превзойдёт все ожидания.

Нам главное – стараться исполнить заповеди. А в этом псалме – очень много таких прошений. Так как “словеса”, “оправдания” и прочие слова, являются, можно обобщить, синонимами слова “заповеди”.

17 кафизма (118 псалом) учит нас соблюдать заповеди.

А это так важно:
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами (Откр. 22, 14).

Если мы стараемся соблюсти заповеди, то тем самым показываем нашу любовь к Богу. А это так важно! Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15).

Если тяжело читать каждый день, то нужно хотя бы каждую субботу, думаю. Это день особого поминовения. Толкование читать не то что хорошо, а нужно. Это открывает нам глаза. У меня все псалмы любимы. Но блаженный Августин делал следующее сравнение: Говоря о 17 кафизме (118 псалом), блаженный Августин свидетельствует, что он долго не мог взяться за толкование этого псалма, будучи поражён его глубиною. Он говорил, что другие псалмы содержат нравственные уроки; но те – как звёзды, рассеянные по небу; а этот – как солнце, изливающее в полдень обильный свет.

“Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас”. Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. —- Для усопших – это великая помощь!
Старица схимонахиня Антония

Святые отцы о чтении Псалтири

Значение 17-й кафизмы

 

  17 кафизма и ее значение 

     В любом православном  молитвослове имеется   17 кафизма , которая читается в течение 40 дней после смерти близкого человека в том числе и за умерших,которые умерли без покаяния , все не покаянные  грехи остаются в нашем мире и передаются по наследству. В народе существует такая поговорка – : “Что  мы берем не только наследство -но и горе зло счастье в придачу “ то есть  ( у кого в роду были самоубийцы, алкоголики, наркоманы, гадалки, душевно больные, наследственные болезни ,одинокие  и т.п.).  Молится за весь род нужно в течение 40 дней без перерыва желательно в посты, рекомендуется молится при за женой свечи ,хорошо если свеча будет восковая и освещена на сретение .При чтении кафизмы обратите внимание на то ,что кафизма разделена на три славы где нужно обязательно  вставлять молитву” прошение за усопших”, а в том месте где стоит имя” поминаются все  умершие  поименно кого вы знали и помните.Так например: мою бабушку звали Мария Федосеевна .Пишите сначала имя /Марии ,а затем Федосея и так далее  ( все имена записываются  на листочек),когда вы уже всех записали то в низу после списка имен можете  добавить такие слова  как “ со с родниками  ” или  со с родниками  по плоти до Адамова колена“. Но помните : что  при чтении этой кафизмы вам Господь будет посылать испытания , и к ним надо быть готовым не отчаивайтесь,не унывайте ,не забывайте что это труд который только вам под силу дал Господь Бог и вам выпала такая миссия в роду , что только вы можете с божией милости  от молить свой род для того чтобы ваши дети были счастливы.  

     Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

     Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

     Святый Боже , Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(читается трижды, с крестным знамением)
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.

    Господи, помилуй. (трижды).

    Отче наш, Иже еси на небесех!Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долгши наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не веди нас во искушение, но избави нас от лукавого.

    Тропарь: помилуй нас , Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Честное пророка Твоего. Господи, торжество, небо Церковь показа. С человеки ликуют ангели: того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуя.

    И ныне и присно и во веки веков, аминь. Многая множества моих, Богородице, прешрешений, к Тебе прибегох, чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына твоего и Бога нашего дать ми оставеление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

    Господи, помилуй. (40 раз)

   Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.(поклон.)

   Приидите, поклрнимся и припадем Христу, цареви нашему Богу. (поклон)

   Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Ца-реви и Богу нашему.(поклон)

                                                            Псалом 118

     Блаженинепорочнии в путь, ходящии в звконе Господ-ни. Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его, не делающии бо беззакония, в путех Егоходиша. Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело. Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя. Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научити ми ся судьбам правды твоея. Оправдания Твоя сохраню: не остави мене до зела. В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя. Всем сердцем моим взысках Тебе, не отрини мене от заповедей Твоих. В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не соргешу Тебюе. Благословен еси Господи, научи мя оправдвнием Твоим. Уснама моима возвестих вся судьбы уст Твоих. На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве. В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя. Во оправдвниих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих. Воздаждь рабу Твоему: живи мя, и сохраню словеса Твоя.. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришелец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя. Возлюби душа моя возлелати судьбы Твоя на всякое время. Запрети еси гордым: проклятии уклоняющиися от заповедей Твоих. Отыми от мене понос и уничижение, яко свидений твоих взысках. Ибо седоша князи, и на мя клеветаху, раб же Твой глумляшеся во оправданиих Твоих. Ибо свидения Твоя поучение мое есть, и совести мои опрвдания Твоя. Прильпе земли душа моя по словеси Твоему. Пути моя возвестих, и услышах мя еси; научи мя оправданием Твоим. Путь оправданий Твоих вразуми ми, и поглумлюся в чудесех Твоих. Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих. Путь неправды остави от мене. И законом Твоим помилуй мя. Путь истины изволих, и судьбы Твоя не забых. Прилепизся свидением Твоим, Господи, не посрами иене. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну. Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и созраню и всем сердцем моим. Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех. Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в дихоимство. Отврати очи мои, еже не видети суеты, в пути Твоем живи мя. Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой. Отыми поношение мое, еже непщевах, яко судьбы Твоя благи. Се, возжелах заповеди Твоя, в првде Твоей живи мя. И да приидет на мя милость Твоя, Господи, спасение Твое по словеси Твоему, и отвещаю поношающим ми слово, яко уповах на словеса Твоя. И не отымиот уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах. И сохраню закон Твой выну, в век и в век века. И хождах в широте, яко заповеди Твоя взысках , и глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся, И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело: и воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих Твоих. Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси. То мя утеши восмирении моем, яко слово Твое живи мя. Гордии законопреступоваху до зела, от закона же Твоего не уклонихся. Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся.э Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой. Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришельствия моего. Помянух в нощи имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой. Сей бысть мне, яко оправданий Твоих взысках. Часть моя еси., Господи: рех сохранити закон Твой. Помолихся лицу Твоему. Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе мои во свидения Твоя. Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя. Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых. Полунощи востах , исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея. Причастник аз есиь всем боящымся Тебе, и хранящим заповеди Твоя. Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя. Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи , по словеси Твоему. Благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах. Прежде даже не смирити ми ся, аз прегреших, сего ради слово Твое сохраних. Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. Умножися на мя непрвда гордых, аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя. Усырися яко млеко сердце их, аз же закону Твоему по-учихся. Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправ-данием Твоим. Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра.

     Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды)

     Господи, помилуй. (Трижды)

     Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшегося раба Твоего, брата нашего (имя) , и яко Благ и Человеколюбец отпущай грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его векчная муки и огня геенвкаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Единицу в Торице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буду, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

       Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим. Болящиися Тебе узрят мя и возве-селятся, яко на словеса Твоя уповах. Разумех, Господи, яко првда судьбы Таоя, и воистинну смирил мя еси. Буди милость Твоя, да утешит мя по словеси Твоему рабу Твоему. Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть. Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя, аз же поглумлюся в заповедех Твоих. Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя. Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся. Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах. Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголю-ще: когда утешиши мя? Зане бых яко мех на слане, оправданий Твоих не забых. Колико есть дней раба Твоего? когда сотвориши ми от гонящих мя суд? Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Тво, Господи. Вся заповеди Твоя истина; неправедно погнаша мя, помози ми. Вмале не скончаша мене на земли, аз же не оставиэх заповедей Твоих. По милости Твоей живи мя, и сохраню свидения уст Твоих. Во век, Господи, слово Твое пребывает на Небеси. В род и род истина Твоя. Основал еси землю, и пребывает. Учением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе. Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогдаубо погибл бых во чмирении моем. Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси.Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках. Мне ждвшв грешницы погубити мя, свидения Твоя разумех. Всякия кончины видех конец, широка заповедь Твоя зело. Коль воозлюбих закон Твой, Господи, ведь день поучение мое есть. Паче враг моих умудрил мя еси заповедию Твоею, яко в век моя есть. Паче всех учащих мя разумех, яко свидения Твоя поучение мое есть. Паче старец разумех, яко заповеди Твоя взысках. От всякаго пути лукава возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя. От судеб Твоих не уклонихся, яко Ты законоположил ми еси. Коль сладка гортани моему словеса Твоя:паче меда устом моим. От запоыведей Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды. Светильник ногама моима закон Твой, и светстезям моим. Кляхся, и поставих сохранити судьбы правды Твоея. Смирихся до зела, Господи, живи мя по словеси Твоему. Вольная уст моих, благоволи же, Господи, и судьбам Твоим научи мя. Душа моя в руку выну, и закона Твоего не забых. Положиша грешницы сеть мне, и от заповедей Твоих не заблудих. Наследовах свидения Твоя во век, яко радование сердца моего суть. Приклоних сердце мое, сотворити оправдания Твоя в век за воздаяние. Законопреступныя возненавидех, закон же Твой возлюбих. Помощник мой и заступник мой еси Ты, на словеса Твоя уповах. Уклонитеся от мене лукавнующи, им испытаю запо-веди Бога моего. Заступи мя пословеси Твоему, и жив буду, и не посрами мене от отчаяния моего. Помози ми, и спасуся, и поучуся во оправданиих Твоих , яко неправедно помышление их. Преступающия непщевах вся грешныя земли, сего ради возлюбих свидения Твоя. Пригвозди страху Твоему плоти моя: от судеб Твоих убояхся. Сотворих суд и правду, не предаждь мене обидящим мя. Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии. Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово првды Твоея: сотвори с рабом Твоим по милости Тывоей, и оправданием Твоим научи мя. Раб Твой есмь аз: вразуми мя, и увем свидения Твоя. Время сотворитиГосподеви: разориша закон Твой. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топа-зия. Сего ради ко всем заповедем Твоим напрвляхся, всяк путь неправды возненавидех. Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы. Уста моя отверзох, и првлекох дух, яко заповедий Твоих желах.

      Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

      Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды).

      Господи помилуй. (Трижды).

      Помяни, Господи, Боже наш, в вере инадежди живота вечнаго преставльшегося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия. И тебе славу вохсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.. Аминь. 

      Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое. Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. Избави мя от клеветы человечевкия, и сохраню заповеди Твоя. Лице Твое просвети на рвбв Твоего, и научи мя оправданием Твоим. Исжодища водная изведосте очи мои: понеже не сохраних закона Твоего. Праведен еси, Господи, и прави суди Твои заповедал еси правду свидения Твоя и истину зело. Истаяла мя ревность Твоя: яко забыша словеса Твоя врази мои. Раж-жено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е. Юнейший аз есмь и уничижен: оправданий Твоих не забых. Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина. Скорби и нужды обре-тоша мя: заповеди Твоя поучение мое. Правда свидения Твоя в век: вразуми мя, и жив буду. Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи, оправдания Твоя взыщу. Воззвах Ти, спаси мя, и созраню свидения Твоя. Предварих в безгоднии и воззвах, на словеса Твоя уповах. Предваристе очи мои ко утру, поучития словесем Тво-им.Глас мой услыши, Господи по милости Твоей: по судьбе Твоей живи мя. Приближишася гонящии мя безаконием: от закона же Твоего удалишася. Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина. Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. Суди суд мой, и избави мя: словесе ради Твоего живи мя. Далече от грешник спасение, яко оправла-ний Твоих взыскаша. Щедроты Твоя многи, Господи, по судьбе Твоей живи мя. Мнози изгонящии мя истужающии ми: от свидений Твоих не уклонихся. Видех неразуме-вающия и истаях: яко словес Твоих не сохраниша. Виждь, яко заповеди Твоя возлюбих: Господи, по милости Твоей живи мя. Начало словес Твоих истина, и во век вся судьбы правды Твоея. Князи погнаша мя туне: И от словес Твоих убояся сердце мое.возрадуюся аз о словесех Твоих, и яко обретаяй корысть многу. Неправду возненавидех и омерзих: закон же Твой возлюбих. Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея. Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна. Чаях спасения Твоего, Господи, и заповеди Твоя возлюбих. Сохрани здуша моя свидения Твоя, и возлюби я зело. Сохрани заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою, Господи. Да приблиджится моление мое пред Тя: Господи, по словеси Твоему вразуми мя. Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя. Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим. Просвешает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда. Да будет рука Твоя помогут мне. Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых.       Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

       Аллилуиа, аллилуиа, аллилуииа, слава Тебе Боже. (Трижды).

       Господи помилуй (Трижды).

       Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшегося раба Твоего, брата нашего (имя) , и яко Благ и Человеколюбец отпущай грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенвкаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Таоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.         Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. ( читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)       Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.       Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды)       Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.       Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да при-идет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги на-ша, яклже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во ис-кушение, но избави нас от лукавого.       Согреших к Тебе, Спасе, яко юлудный сын: приими мя, Отче, кающагося, и помилуй мя, Боже.Слава: Зову к Тебе, Христе Спасе, мытаревым гласом:очисти мя якоже онаго, и помилуй мя , Боже.И ныне: Богородице, не презри мя требующа заступления Твоего: тя бо упова душа моя и помилуй мя.

      Господи, помилуй. (40 раз)

      Владыко Господи Вседержителю и Творче всех, щедрот Отец, и милости Бог, от земли создавый человека, и показавый его пообра-зу Твоему и подобию, да и тем прославится великолепное имя Твое на замли, и исторгнена убо преступлением Твоих заповедей, паки на лучшее воссоздавый его во Христе Твоем и возведый на Небеса : благодарю Тя, яко умножил еси на мне величие Твое, и не предал мя еси врагом моим в конец, исторгнути мя ищущим в пропасть адову, ниже оставил мя еси погибнути со беззаконии моими. Ныне убо, Многомилостиве и Любоблаже Господи, не хотяй смерти грешнаго, но обращения ожидаяй и приемляй: Иже низверженныя исправляяй , сокрушенныя исцеляяй, обрати и мене к покаянию, и низверженнаго исправи, и сокрушеннаго ичцели: помяни Твоя щедроты, и яже от века Твою непостижимую благость и моя безмерная забуди беззако-ния, яже делом, и словом, и мыслию соверших: разреши ослепление сердца моего, и даждь ми слезы умиления на очищение скверны мысли соея. Услыши, Господи, вонми, Человеколюбче, очисти, Бла-гоутробне, и от мучительства во мне царствующих страстей окаяную мою душу свободи. Инектому да содержит мя грех: ниже да возмо-жет на мя боритель демон, ниже к своему хотению да возможет на мя, но державною Твоею рукою, его владычества исхитивый мя, Ты царствуй во мне, Благий и Человеколюбивый Господи, и всего Твоего быти, и жити ане прочее по Твоей благоволи воли. И подаждь ми неизреченною благостию сердца очищение, уст зранение, правоту деяний, мудрование смиренное, мир помыслов, тишину душевных моих сил, радость духовную, любовь истинную, долготерпение, благость, кротость, веру нелицемерну. Воздеожание обдержательное, и всех мя благих плодов исполни дарованием Святаго Твоего Духа. И не возведи мене в преполовение дний моих, ниже неисправлену и 
неготову душу мою восхитиши: но соверши мя Твоим совершенст-вом, и тако мя настоящаго жития изведи, яко да невозбранно прошед начала и власти тьмы, Твоею благодатию узрю и аз неприступныя Твоея славы доброту неизреченную со всеми святыми Твоими, в нихже освятися и прославися всечестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

17 кафизма и ее значение

У Бога все живы! Как молиться во дни поминовения

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

В предыдущей публикации У Бога все живы — мы рассмотрели важные моменты первых дней после отшествия души из тела усопшего.

Ниже прилагаем третью главу, которая ознакомит Вас со значением 17-й кафизмы, о том, как правильно ее читать. Также предлагаем Вам узнать дни особого поминовения всех умерших православных христиан.

17 кафизма и ее значение

ЗНАЧЕНИЕ 17-й КАФИЗМЫ

В течение всех сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день — зависит от времени и сил читающих, но чтение должно быть непременно ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, она читается сначала. Только не следует забывать, что после каждой «Славы…» надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего (из «Последования по исходе души от тела»).

Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или иное вознаграждение. Бог слышит и такую молитву. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек, будет сам просить Бога о помиловании усопшего. Поэтому не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы научиться читать по-церковнославянски и потом самим читать Псалтирь.

В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит один 118-й псалом). Ее называют поминальной. А в богослужебных книгах — «Непорочны» — по слову, находящемуся в первом ее стихе: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни».

У иудеев был такой обычай: во время Пасхальной вечери и по окончании ее петь псалмы и преимущественно псалом 118-й, посвященный исходу их из Египта. Согласно преданию, Христос с учениками вышел из дома, где совершалась Тайная Вечеря, при пении псалма, по всей видимости, именно 118-гo: «И воспевши пошли на гору Елеонскую».

Стихом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» отпевал Себя Господь, грядущий на страдание и смерть. Этот стих всегда поется Церковью при погребении умерших, а кафизма — или 118-й псалом— читается в дни их особого поминовения. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (т.е. блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим). Вот перевод некоторых стихов из этого 118-го псалма:

«Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем (97). Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною (98). Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих (99). От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое» (101).

17 кафизма и ее значение

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ 17-ю КАФИЗМУ

Дома она читается так же, как и всякая другая.

Стихи кафизмы: 1, 2,12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73, 88 — читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (рабы Твоея).

Окончательные стихи первой половины кафизмы (92, 93): «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня» — поются трижды. После этого еще раз повторяется припев.

Во второй части кафизмы (после слова «Среда» ) стихи: 94, 107, 114, 121, 131, 132, 133, 142, 153, 159, 163, 170 — читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего (ей) раба Твоего (рабы Твоея)». В заключение поются трижды конечные стихи 118-го псалма (175, 176): «Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего; ибо я заповедей Твоих не забыл». После них еще раз повторяется припев с прошением упокоить душу того, за кого молятся.

После Славы читается молитвенное прошение. После кафизмы читаются положенные тропари (они сразу указаны после 118-го псалма в молитвослове), а за ними псалом 50-й и тропари непорочны, или тропари за упокой (числом 8) с припевом к каждому стиху из 118-гo псалма: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».

Вчитаемся в эти тропари (на церковнославянском и русском языках):

1) Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.

(Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я — потерянная овца. Спаситель! воззови (подай мне голос, найди) и спаси меня).

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

2) Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати.

(Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия и сами закланные, как овцы, и переселившиеся туда, где жизнь не стареет и вечно не изменяется, молите Его усердно, чтобы Он даровал нам прощение грехов).

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

3) В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавши верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам, почестей и венцев небесных.

(Вы все, которые шли тесным и горьким путем, которые во время земной жизни несли крест, как ярмо, с верою последовали за Мной! Приидите насладитесь теми наградами, которые Я приготовил вам, и венчайтесь венцами небесными).

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

4) Образ есть неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.

(Хоть и ношу я на себе язвы грехов, но все же я — отражение Твоей невыразимой языком человеческим славы. Владыка! окажи милосердие Твоему созданию, очисти по Своему человеколюбию и даруй мне желанную отчизну, делая меня снова жителем рая)

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

5) Древле убо от несущих Создавый мя и образом Твоим Божественным Почтый, преступлением же заповеди, паки мя Возвративый в землю, от нея же взят бых, но еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися.

(Ты, вначале из небытия Создавший меня и Украсивший Своим Божественным образом, но за нарушение заповеди опять Возвративший меня в землю, из которой я взят! восставь меня, чтобы во мне отразилось прежнее совершенство).

Припев: Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

6) Упокой, Боже, раба Твоего и учини его в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила, усопшаго раба Твоего упокой, презирая его вся согрешения.

(Боже! упокой раба Твоего и всели его в рай, где лики святых и праведники сияют, как светила (небесные). Господи! упокой скончавшегося раба, оставляя (ставя ни во что) все грехи его).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

7) Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Божественный Душе, просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити.

(Благоговейно воспоем тройственным светом сияющего единого Бога, взывая: Свят Ты, Отец Безначальный и Собезначальный Сын и Божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь от вечного огня).

И ныне, и присно, и во веки веков

8) Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение. Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная!

(Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех, Ты, чрез Которую спасся род человеческий! Богородица Чистая, Благословенная! да найдем и мы чрез Тебя рай).

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

После этих тропарей читается канон «Последование по исходе души от тела«. Следует обратить внимание на то, что в церкви во время панихиды 17-я кафизма разделяется на две половины (статии) и читается она несколько по-иному, чем дома.

17 кафизма и ее значение

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ ВСЕХ УМЕРШИХ
ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН

В русском народе есть обычай называть покойников, своих и чужих, старых и малых, родителями. Выражение «идти на родителей» означает идти на могилы умерших. Представление покойников «родителями», т. е. принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые дни — особенно субботы — совершается вселенское поминовение усопших. Эти дни получили название родительских суббот.

В субботу, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что так установлено Святой Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя, принято поминать своих умерших родных и близких.

Как поминать? В «Православном молитвослове», в конце утренних молитв есть подробные молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя молитвенное прошение об их упокоении из «Последования по исходе души от тела».

Днями сугубого (особого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот:

• Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших внезапною смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т.д.

• Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан, отец и братии наших.

• Родительские вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в эти три субботы.

17 кафизма и ее значение

ЧАСТНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ДНИ:

• Вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома. Сам же этот день в русском народе назван Радоницею или Радоницами: в этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостною вестию о Воскресении Господа. Живые христосуются с умершими, принося с собою на могилы окрашенные яйца. Это девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи недели).

•  сентября (нового стиля), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (полагается строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных. Поминовение православных воинов установлено в русской Церкви при императрице Екатерине 11 (по указу 1769 года), во время войны с турками и поляками.

 Димитриевская родительская суббота свершается за неделю перед 8 ноября по новому стилю (день великомученика Димитрия Солунского). Установлена она великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 сентября 1380 г., князь Димитрий Донской совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела. Великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно, а народ прозвал ее Димитриевской, по имени победителя. Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших братий своих.

В эти дни закажите о своих усопших близких, родных обедни или поминовение на проскомидии. Проскомидия (греч.) — приношение. Чтобы священник исполнил это таинство, прихожанину нужно заполнить листок с заголовком: «Об упокоении», в котором перечисляются имена умерших (крещеных и не покончивших жизнь самоубийством).

В эти дни посетите могилы умерших, придите в церковь, помолитесь во время панихиды об их упокоении, дома читайте 17-ю кафизму, помяните умерших во время трапезы. Будет хорошо, если все это вы исполните вместе со своими детьми. Если они малы, достаньте альбом с фотографиями, вспомните вместе с детьми дедушку, бабушку, других родных, расскажите о них, что знаете. Научите своих детей хотя бы в краткой молитве обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».

-я Глава. Православный обряд погребения

-я Глава. Поминовение усопших

 >

Оценка 3.3 проголосовавших: 31
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here