77 псалом толкование

Детально: 77 псалом толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Разума Асафу

В научение. Асафа.

1 Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих.

1 Внимай, народ мой, закону моему, склоните ухо ваше к речам уст моих:

2 Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва.

2 открою я в притчах уста мои, изреку загадки изначальные.

3 Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам:

3 Сколько мы услышали и познали их, и отцы наши рассказали нам,

4 не утаишася от чад их в род ин, возвешающе хвалы Господни и силы Его, и чудеса Его, яже сотвори.

4 не утаилось от детей их, в роде ином; возвещаем мы хвалы Господу, и силы Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.

5 И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили: елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим,

5 И воздвиг Он свидетельство в Иакове, и закон установил в Израиле, всё, что заповедал Он отцам нашим, чтобы передать это их сынам.

6 яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим:

6 Чтобы познал род иной, сыновья, что будут рождены; и восстанут, и возвестят это сынам своим.

7 да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут.

7 Чтобы возложили они на Бога надежду свою, и не забыли дел Божиих, и заповедей Его искали.

8 Да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, род иже не исправи сердца своего, и не увери с Богом духа своего.

8 Чтобы не стали они как отцы их, род строптивый и досаждающий, род, который не исправил сердца своего и не вверил Богу духа своего.

9 Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани:

9 Сыны Ефрема, напрягаясь и стреляя из луков, обратились назад в день битвы.

10 не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити.

10 Не сохранили завета Божия и по закону Его поступать не хотели,

11 И забыша благодеяния Его, и чудеса Его, яже показа им

11 и забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он показал им,

12 пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей, на поли Танеосе.

12 чудеса, которые сделал Он пред отцами их, в земле Египетской, на равнине Танис.

13 Разверзе море, и проведе их, представи воды яко мех.

13 Разверз море и провёл их, поставил воды, как в мехе,

14 И настави я облаком во дни, и всю нощь просвещением огня.

14 и облаком направлял их днём, и всю ночь сиянием огня.

15 Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе,

15 Расторг скалу в пустыне и напоил их, как из великой бездны,

16 и изведе воду из камене, и низведе яко реки воды.

16 и извёл воду из скалы, и низвёл, как реки, воды.

17 И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней;

17 И продолжали они еще грешить пред Ним: огорчили Всевышнего в земле безводной,

18 и искусиша Бога в сердцах своих, вопросити брашна душам своим.

18 и искусили Бога в сердцах своих, требуя пищи для душ своих.

19 И клеветаша на Бога, и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни?

19 И клеветали на Бога, и сказали: “Неужели сможет Бог приготовить трапезу в пустыне?

20 Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу людем Своим?

20 Ибо Он ударил скалу, и потекли воды, и потоки переполнились; неужели и хлеб может дать или приготовить трапезу народу Своему?”

21 Сего ради слыша Господь и презре: и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля,

21 Посему услышал Бог и вознегодовал; и огонь загорелся в Иакове, и гнев поднялся на Израиля,

22 яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его.

22 ибо не поверили Богу и не уповали на спасение от Него.

23 И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе,

23 И повелел Он облакам свыше, и отворил двери неба,

24 и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им.

24 и дождём пролил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.

25 Хлеб ангельский яде человек, брашно посла им до сытости.

25 Хлеб ангельский ел человек, пищу Он послал им до сытости.

26 Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива,

26 Поднял Он южный ветер с небес, и навёл западный силою Своею,

27 и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты.

27 и дождём пролил на них, как прах, мясо, и как, песок морской, – птиц пернатых,

28 И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их.

28 и нападали посреди стана их, вокруг шатров их.

29 И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им.

29 И поели, и насытились весьма, и желание их Он доставил им,

30 Не лишишася от желания своего: еще брашну сущу во устех их:

30 не лишились желанного им. Но когда ещё пища была в их устах,

31 и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят.

31 гнев Божий и пришёл на них, и убил множество из них, и избранных Израиля низверг.

32 Во всех сих согрешиша еще, и не вероваша чудесем Его.

32 При всём этом они грешили ещё и не верили чудесам Его,

33 И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием.

33 и прошли в суете дни их, и годы их – с быстротою.

34 Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу:

34 Когда Он убивал их, они искали Его, и обращались, и с рассвета устремлялись к Богу,

35 и помянуша, яко Бог Помощник им есть, и Бог Вышний Избавитель им есть.

35 и вспоминали, что Бог – Помощник их, и Бог Всевышний – Избавитель их.

36 И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему:

36 И любили Его лишь устами своими, и языком своим лгали Ему,

37 сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его.

37 сердце же их не было право пред Ним, и не верны они были завету Его.

38 Тойже есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит, и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего.

38 Но Он – сострадателен, и смилуется над грехами их, и не будет губить, и многократно отвратит ярость Свою, и не воспламенит всего гнева Своего.

39 И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся.

39 И помнил Он, что они – плоть, дух, который уходит и не возвращается.

40 Колькраты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней?

40 Сколько раз они огорчали Его в пустыне, прогневляли Его в земле безводной?

41 И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Израилева раздражиша,

41 То обращались, то искушали Бога, и святого Израилева раздражали.

42 и не помянуша руки Его в день, воньже избави я из руки оскорбляюшаго,

42 И не помнили руки Его, дня, в который Он избавил их из руки притеснителя,

43 якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе,

43 когда Он совершил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на равнине Танис.

44 и преложи в кровь реки их, и источники их, яко да не пиют.

44 И превратил в кровь реки их, и потоки их, чтобы не могли они пить.

45 Посла на ня песия мухи и поядоша я: и жабы, и растли я.

45 Послал на них пёсьих мух, и жалили их, и жаб – и губили их.

46 И даде рже плоды их, и труды их пругом.

46 И отдал ржавчине плоды их, и труды их – саранче.

47 Уби градом винограды их, и черничие их сланою,

47 Побил градом виноград их, и шелковицы их – инеем.

48 и предаде граду скоты их, и имение их огню.

48 И предал граду скот их и имущество их – огню.

49 Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми.

49 Послал на них гнев яростный Свой, ярость, и гнев, и скорбь, посланные через Ангелов бедствий.

50 Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощаде от смерти душ их: и скоты их в смерти заключи,

50 Проложил стезю гневу Своему, и не пощадил от смерти душ их, и скот их в смерти затворил.

51 и порази всякое первородное в земли Египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых.

51 И поразил всё первородное в земле Египетской, начаток всякого труда их в шатрах Хамовых.

52 И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни,

52 И поднял, как овец, народ Свой, и повёл их, как стадо, в пустыне.

53 и настави я на упование, и не убояшася, и враги их покры море.

53 И направил их в надежде, и не убоялись, а врагов их покрыло море.

54 И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его.

54 И ввёл их на гору святыни Своей, на эту гору, которую приобрела десница Его,

55 И изгна от лица их языки, и по жребию даде им ужем жребодаяния, и всели в селениих их колена Израилева.

55 и изгнал от лица их народы, и отдал им в наследство землю их, разделив вервью на жребии, и поселил в жилищах их колена Израилевы.

56 И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и свидений Его не сохраниша,

56 И искусили, и огорчили они Бога Всевышнего, и свидетельств Его не сохранили,

57 и отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их, превратишася в лук развращен,

57 и отвратились, и изменили, как и отцы их, превратились в искривлённый лук,

58 и прогневаша Его в холмех своих и во истуканных своих раздражиша Его.

58 и прогневали Его на холмах своих, и истуканами своими возбудили ревность Его.

59 Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля,

59 Услышал Бог, и пренебрёг, и совсем презрел Израиля,

60 и отрину скинию Силомскую, селение, еже вселися в человецех.

60 и отверг скинию Силомскую, жилище Своё, в котором поселился Он среди людей.

61 И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов,

61 И предал в плен силу их и красу их в руки врагов,

62 и затвори во оружии люди Своя, и достояние Свое презре.

62 и заключил во власть меча народ Свой, и наследием Своим пренебрёг.

63 Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша;

63 Юношей их поглотил огонь, и о девах их не скорбели;

64 священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут.

64 священники их пали от меча, и вдов их не оплачут.

65 И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина,

65 И, как спящий, пробудился Господь, как силач, охмелевший от вина,

66 и порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им.

66 и поразил врагов Своих в тыл, вечному позору предал их.

67 И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра,

67 И отверг шатёр Иосифа, и колена Ефремова не избрал;

68 и избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби,

68 и избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

69 и созда яко единорога святилище Свое, на земли основа и в век.

69 И построил, как единорога, святилище Своё, на земле основал его навек.

70 И избра Давида раба Своего, и восприят eго от стад овчих.

70 И избрал Давида, раба Своего, и призвал его от стад овец,

71 От доилиц поят eго пасти Иакова раба Своего и Израиля достояние Свое.

71 от доящих взял его, пасти Иакова, раба Своего и Израиля, наследие Своё.

72 И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть.

72 И он стал пасти их в беззлобии сердца своего и разумными руками своими повёл их.

Слава:

Слава:

Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва. Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам: не утаишася от чад их в род ин, возвешающе хвалы Господни и силы Его, и чудеса Его, яже сотвори. И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили: елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим, яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим: да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут. Да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, род иже не исправи сердца своего, и не увери с Богом духа своего. Сынове Ефремли наляцающе и стреляюше луки, возвратишася в день брани: не сохраниша завета Божия, ни в законе Его не восхотеша ходити. И забыша благодеяния Его, и чудеса Его, яже показа им пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей: на поли Танеосе. Разверзе море, и проведе их, представи воды яко мех. И настави я облаком во дни, и всю нощь просвещением огня. Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе, и изведе воду из камене, и низведе яко реки воды. И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней; и искусиша Бога в сердцах своих, воспросити брашна душам своим. И клеветаша на Бога, и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни? Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу людем Своим? Сего ради слыша Господь и презре: и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля, яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его. И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе, и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек, брашно посла им до сытости. Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива, и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты. И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их. И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им. Не лишишася от желания своего: еще брашну сушу во устех их: и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят. Во всех сих согрешиша еще, и не вероваша чудесем Его. И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием. Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу: и помянуша, яко Бог Помощник им есть, и Бог Вышний Избавитель им есть. И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его. Тойже есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит, и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего. И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся. Колькраты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней? И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Израилева раздражиша, и не помянуша руки Его в день, воньже избави я из руки оскорбляюшаго, якоже положи во Египте знамения своя, и чудеса своя на поли Танеосе, и преложи в кровь реки их, и источники их, яко да не пиют. Посла на ня песия мухи и поядоша я: и жабы, и растли я. И даде рже плоды их, и труды их пругом. Уби градом винограды их, и черничие их сланою, и предаде граду скоты их, и имение их огню. Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми. Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощаде от смерти душ их: и скоты их в смерти заключи, и порази всякое первородное в земли Египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых. И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни, и настави я на упование, и не убояшася, и враги их покры море. И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его. И изгна от лица их языки, и по жребию даде им ужем жребодаяния, и всели в селениих их колена Израилева. И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и свидений Его не сохраниша, и отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их, превратишася в лук развращен, и прогневаша Его в холмех своих и во истуканных своих раздражиша Его. Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля, и отрину скинию Силомскую, селение, еже вселися в человецех. И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов, и затвори во оружии люди Своя, и достояние Свое презре. Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы быша; священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут. И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина, и порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им. И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра, и избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби, и созда яко единорога святилище Свое, на земли основа и в век. И избра Давида раба Своего, и восприят его от стад овчих. От доилиц поят его пасти Иакова раба Своего и Израиля достояние Свое. И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 77

Толкование Псалма 77

Между этим псалмом, наиболее полно отвечающим понятию “Учения” (вводную надпись), и предыдущим чувствуется преемственность. Асаф следует благому обычаю: донести до грядущих поколений весть о чудных делах Божиих – с тем, чтобы они не забывали о них и держались закона, который дал их отцам Бог. Псалмопевец умоляет “народ свой” не поступать так, как предки их в пустыне, которые погибли потому, что своеволием и неблагодарностью вызвали гнев Божий, и не вести себя по примеру тех, которые жили в последующие годы, ибо по их вине Бог “отринул” скинию в Силоме (стих 60). В целом Пс. 77 – это печальный пересказ фактов, свидетельствующих о неблаговидной “забывчивости” предков, перемежающийся, однако, с благодарными воспоминаниями об удивительной помощи Господа евреям.

А. Наставление (77:1-8)

Пс. 77:1-8. Асаф обращает внимание народа на важность тех, основанных на прошлой истории, нравственно-религиозных наставлений, от которых, безусловно, зависит его благополучие “из рода в род” Приклоните ухо… к словам уст моих, слушайте внимательно!

Он намерен говорить в форме “притчи”, или кратких изречений, и действительно касается фактов прошлой истории вкратце; что до изложения событий в форме “гаданий” (стих 2), т. е. употребления образных речевых форм, значение которых подчас скрыто, не всегда понятно, то этого намерения автор не осуществил, ибо все в тексте Псалма 77 воспринимается без затруднений.

Итак, Асаф будет говорить о том, что знает “от отцов”: об избрании Богом Иакова и даровании закона Израилю с тем, чтобы дети и дети детей его неуклонно исполняли его (стих 5), чтобы они всегда надеялись на Бога и хранили заповеди Его, и не уподобились тем своим предкам, упорным и мятежным, которые вышли из повиновения Богу во зло себе самим (стих 8). Начиная со стихом 8, следует перечисление неблаговидных дел их.

Б. Непослушание Ефрема (77:9-11)

Пс. 77:9-11. Нелегко понять, какие именно исторические события подразумеваются в этих стихах (отступление ефремлян с поля брани, отречение их от завета Божия); можно, однако, предположить, что речь не идет о сознательном отвержении ефремлянами (племенем многочисленным, богатым и влиятельным) закона Моисеева как такового, скорее – о частных отступлениях их от него в практической жизни. Так или иначе, неповиновение Ефрема привело к тому, что Бог поставил впереди него Иуду, и “жилищу в Силоме” предпочел то, которое воздвигнуто было на горе Сион (стихи 60,67-68).

В. О чудных делах Божиих, позабытых людьми (77:12-72)

Отсюда и до конца псалма – повествование о поразительных свидетельствах Божиего “вмешательства” в историю Израиля. В стихах 12-39 псалмопевец пересказывает чудеса, имевшие место в жизни “отцов” при исходе их из Египта и затем в пустыне, и с горечью то и дело напоминает об их упорной неблагодарности. В стихах 40-72 Асаф пересказывает те дела, которые Бог сотворил для Своего народа, начиная с “казней египетских” и до возведения на престол Давида, опять-таки постоянно напоминая о непослушании тех, которые всем были обязаны Господу.

Пс. 77:12-20. Цоан – древнеегипетский город, где Моисей совершал чудеса в присутствии фараона (стих 12). В стихе 13 имеется в виду пересечение Чермного моря евреями (Исх. 14:21-22), в стихах 14-16 – краткий обзор чудесных дел Божиих в пустыне (Исх. 13:21; 17:6). Далее – о ропоте евреев, которые искушали и раздражали Всевышнего, подвергая сомнению Его способность накормить их в пустыне (стихи 17-20).

Пс. 77:21-33. Здесь Асаф говорит об ответных действиях Господа Который карал непокорный народ, но и заботился о нем (стихи 24-25). О ниспослании огня на роптавших (стих 21 -22) читаем в Чис. 11:1-3. О манне (стихи 23-25), которая, словно дождь “падала с неба” и, будучи послана Богом, зовется тут “хлебом небесным” и “хлебом ангельским”, рассказано в Исх. 16:4,14-31. И мясо… одождил на скитавшихся в пустыне Господь, вызвав сильный юго-восточный ветер, которым нанесло на их пути несметные стаи перепелов (стихи 26-30; сравните Исх. 16:13; Чис. 11:31).

Упоминает Асаф и о том, как ропот, жадность и чревоугодие привели в этом случае к гибели многих в израильском стане (стих 31; сравните Чис. 11:33).

Пс. 77:34-39. Псалмопевец говорит о том, что лишь в бедствиях вспоминали евреи о своем небесном Избавителе: застигнутые ими, они искали Его… с раннего утра… и обращались… к Богу, вспоминая, что лишь Он – их прибежище.

О “льстивости их уст”, лживости молитв и “неправоте сердца” в стихах 36-37 говорится не в смысле сознательного лицемерия евреев (в этом случае их молитвы не были бы приняты Богом), а в том именно значении, что лишь страх и нужда, а не вера, сколько-нибудь глубокая и искренняя, побуждали их обращаться к Иегове. Но Он, милостивый, прощал им грех и слабую их веру, и сдерживал гнев Свой, потому что помнил, что они – всего лишь немощные человеческие существа (плоть), чья жизнь – эфемерна и скоропреходяща, как дыхание (стихи 38-39).

Пс. 77:40-55. Вновь жалуется Асаф на неблагодарность и короткую память народа, продолжавшего искушать и оскорблять ропотом своим и непослушанием Святого Израилева. В стихе 43-51 он возвращается к “казням египетским”, которые на этот раз описывает подробнее. Сикоморы (стих 47) – это фиговые деревья, широко распространенные в Египте. Посольство злых ангелов (стих 49); подразумеваются не “ангелы зла”, а небесные посланники, чьей миссией было карать людей, грешивших против Бога.

В стихах 52-55 – подведение некоторого “итога”: Господь вел народ Свой… пустынею… как стадо, обеспечивая его безопасность, пока не привел… в область святую Свою, которую определил для расселения колен Израилевых. Он прогнал от лица их племена, населявшие эту землю, и разделил ее в наследие им.

Пс. 77:56-64. И снова печальные воспоминания овладевают псалмопевцем, ибо народ, облагодетельствованный Иеговой, продолжал, по примеру своих отцов, изменять Ему; евреи возбуждали ревность Его, поклоняясь на высотах богам своих соседей-язычников (стих 58). В гневе Господь позволил филистимлянам отнять у евреев ковчег завета (знак Своего присутствия среди них), принесенный ими из Силома (отринул Бог жилище Свое в Силоме скинию; стих 60; 1-Цар. 4:4-11). Множество мужчин погибло тогда у израильтян, так что и девицам не за кого было замуж выходить (стихи 62-63); погибли и сыновья первосвященника Илия – Офни и Финеес (стих 64).

Пс. 77:65-72. Асаф завершает псалом воспоминанием о том, как внезапно Господь, словно пробудившись от крепкого сна, выступил, чтобы спасти народ Свой, но, нанеся поражение врагам его, Он отверг Ефрема, потомка Иосифа (толкование на стихи 9-11), т. е. отверг северные племена; по воле Его народ Его стало возглавлять колено Иудино. И гору Сион избрал Господь, чтобы на ней воздвигнуто было святилище Его. И избрал Давида, раба Своего, чтобы пасти народ Свой,

Итак, следует из “учения” Асафа, недостаток веры и послушания привели к поражению евреев в битве при Афеке (1-Цар. 4:1-11), которая явилась “поворотным пунктом” в истории Израиля, ибо дальнейшее развитие событий привело к смене первосвященнического рода, к перенесению святилища в другое место и к появлению на исторической сцене царя, которого избрал Сам Господь.

Христианский псалом 77, входящий в состав третьей книги псалмов, очень длинен: в нем присутствует семьдесят два стиха поучительно-исторического содержания. Исследователи псалма сходятся во мнении, что он написан современником царя Давида, псалмопевцем Асафом, и цель его написания – пояснить еврейскому народу избрание пророка Давида на царство. Как известно из истории, царь Давид не был наследным царем Израиля – согласно библейскому преданию, он был утвержден на престоле Самим Богом через откровение одному из иудейских пророков. Новый царь был родом из незнатного племени, и текст 77 псалма должен был пояснить народу причины его избрания, чтобы избежать волнений и недовольства.

77 православный псалом для защиты от кредиторов

Из толкования 77 псалма становится понятно, что до помазания Давида все цари Израиля происходили из колена Ефремова. Сам же Давид был родом из колена Иуды, и такая резкая смена политических раскладов не могла не вызывать беспокойства в народе. Церковный текст 77 псалма объясняет, что представители племени Ефремова неоднократно нарушали заповеди и прогневили Бога, за что род их впал к Всевышнему в немилость. Давиду же и его колену дарована величайшая благодать – из его рода должен был родиться будущий Спаситель мира. Слушать онлайн и читать текст 77 псалма православная церковь советует тем, кто терпит ущемления со стороны кредиторов.

Слушать на видео православную молитву псалом 77 на русском языке

Читать православный текст молитвы псалом 77 на русском языке

Учение Асафа.

Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, — возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим. Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани: они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его; забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им. Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною; и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня; рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны; из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки. Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне: искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?» Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его. Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости. Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых: поверг их среди стана их, около жилищ их, — и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им. Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил. При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его. И погубил дни их в суете и лета их в смятении. Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, и вспоминали, что Бог — их прибежище, и Бог Всевышний — Избавитель их, и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его. Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей: Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается. Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой! и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева, не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан; и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить; послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их; земные произрастения их отдал гусенице и труд их — саранче; виноград их побил градом и сикоморы их — льдом; скот их предал граду и стада их — молниям; послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых; и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море; и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его; прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их. Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли; отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук; огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его. Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками; и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага, и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое. Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен; священники его падали от меча, и вдовы его не плакали. Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их; и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал, а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек, и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

Разума Асафу.

Содержание: Псалом этот воспевает Асаф, увещевая народ новый внимать закону евангельскому, и народ древний иудейский обвиняя в том, что, после многих благодеяний, ничего не сохранил в памяти, лучше же сказать, вместо благодарности воздал Благодетелю неблагодарностью.

(1). Внемлите, людие Мои, закону Моему. Какому народу предлагает этот совет? Не уверовавшим ли из язычников? И какому закону повелевает внимать? Не закону ли евангельскому? Что и язычники – Его народ, об этом говорит Пророк Захария: и прибегнут языцы мнози ко Господу, и будут Ему в люди (Зах. 2, 11). Приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих. С усердием слушайте, что говорю вам. (2). Отверзу в притчах уста Моя. Евангелист ясно протолковал, что это исполнилось, когда Господь изрек многие притчи в Евангелиях (Мф. 13, 35).

(3). И отцы наши поведаша нам. Что слышали мы от отцов, все то узнали в пришествие Его, видя дела Его.

(4). Не утаишася от чад их в род ин. Не иному роду, но чадам их совершены Спасителем все чудные дела Его. Потому и не умолкали, возвещающе им хвалы Господни и силы Его.

(5). И закон положи во Израили. Отцам их дал Закон и скинию свидения, руководя их Законом к познанию Спасителя человеческому роду, пришедшего по исполнении времен.

(6). Сынове родящиися. Этим означает святых учеников Спасителя, которые совершенные Христом чудеса поведят сыновом своим, то есть, чрез них приступившим к вере.

(7). И не забудут дел Божиих. Возвестят им то, по чему возмогут они единственным своим упованием признавать Бога.

(8). Да не будут якоже отцы их. Апостолы, говорить, наставляемым самим Богом возвестят хвалы Божии, чтобы взыскали они заповедей Божиих и не подражали безумию отцов своих; потому что род тот не имел правого пред Богом сердца, и не увери с .Богом духа своего. Род иже не исправи сердца своего. Ибо не приобрели они твердой веры в Бога, не восхотев ходить путем прямым, но решившись противиться Божественным уставам.

(9). Сынове Ефремли наляцающе и стрпляюще луки. Именем одного колена Ефремова означил весь народ Израильский, отделившийся от Иуды; потому что Ефремляне поставили юниц и отступили от служения по Закону. А коснувшись лукавства отцов, подробно описывает всю их злобу, обилие благ дарованных им от Бога, неверность их Богу и постигшую их за это гибель, чтобы вразумленные тем оставили они лукавую свою ревность. Говорит же, что сыны Ефремовы, то есть весь Израиль, наученные вести брань с лукавыми демонами, и подобно луку на это уготованные, в самое время брани изменили, отрекшись от Владыки и Бога, и преклонившись к Варавве, то есть к сатане.

(10). Не сохраниша завета Божия. Разумеет преподаяние Евангелия и сказанное: се грядет день, и завещаю им завет нов (Иер. 31, 31). Объясняется же вина их, и именно, что, не сохранив этого завета, то есть нового закона Божия, возвратишася в день брани. Ибо не поверили Тому, Кто говорит: Аз изыдох от Отца, и иду ко Отцу (Ин. 16, 28). Преследовать и низлагать должно враждующих на Бога, они же воздвигли брань против Бога.

(11). И забыша благодеяния Его. Хотя много видели благодеяний, однако же все это изринули из памяти. Доказательством же этому служит то, что предали Пилату, забыли, как приходил ко всякому из них, благодетельствуя и исцеляя обладаемых диаволом.

(12). Пред отцы их яже сотвори чудеса. Так же, говорит, забыли они благодеяния и чудеса Христовы, как и отцы их забыли совершенное в Египте, когда освобождал их Бог. Ибо, кажется, нечто подобное сему означают слова: пред отцы их. Псалмопевец, если выразиться яснее, как бы так говорит: лукавым своим ревнованием уподобились они отцам своим;. как те забыли Бога, так забыли и они.

(13). Разверзе море, и проведе их. И не это только совершил, но, разделив море, всем открыл путь. С этого стиха начинает Псалмопевец описывать чудеса, совершенные во время первого избавления. Ибо, когда Чермное море разделилось на части, воды расступились и с обеих сторон воздымались и восходили в высоту; Бог силою Своею заключил эти воды как бы в мехе каком, чтобы разлившись не потопили народа.

(21). Этого ради слыша Господь, и презре, то есть замедлил не надолго, и как бы удержал благодеющую руку Свою.

(24). И хлеб небесный даде им. Бог не только тела их питал манною, но и души их питал некою разумною небесною силою, какою, конечно, питает и Ангелов. И это можно как видеть из самой связи речи, потому что как бы в виде добавления сказано: и хлеб небесный даде им, так не менее того уразумевать из слов Апостола, сказавшего о них, что брашно духовное ядоша (1 Кор. 10, 3); а это-то и называется теперь (25) хлебом Ангельским.

(27). И яко песок морский птицы пернаты. Разумеет здесь крастелей (Чис. 11, 31).

(30). Еще брашну сущу во устех их. Пища произвела в них расположение к болезненному изрыганию, как в пресытившихся мясом до такой меры, что возбудилось к нему омерзение.

(39). И помяну яко плоть суть, дух ходяй и не обращаяйся. Умилосердился, говорит, над ними Бог, хотя видел, что совершенно предались они плоти, то есть плотскому мудрованию, и что дух их всегда устремлен к плотскому вожделению, и не обращается к покаянию и к тому, чтобы взыскать Бога всею душою. Итак, не по иному чему, а по единому Своему человеколюбию, умилосердился над ними и спас их Бог. А потому, Псалмопевец и сказал предварительно: (38). Той же есть щедр и милостив.

(42). И не помянута руки Его в день, в он же избави я из руки оскорбляющего. Исчислив блага, дарованные им в море и в пустыне, описывает другой способ благодетельности, и именно, бедствия постигшие врагов. Таковы были: преложение реки в кровь, песьи мухи, жабы, ржа, пруги, град, слана, огнь, послание ангелов лютых и все прочее до гибели первородных.

(50). Путесотвори стезю гневу Своему. Даровав таинство Агнца, дал исход гневу Своему, чтобы миновал он народ Его и не коснулся совершивших таинство Его. Но, сохранив народ Свой тем, что дал исход гневу, Бог не пощаде от смерти душ их, то есть египтян, потому что предал их погубляющему.

(54). И введе я в гору святыни Своея. Разумеет Иерусалим и впоследствии созданный в нем храм. Гору сию, юже стяжа десница Его. Ибо Десница Отчая есть сам Христос, и древле предшествовавший народу, и давший ему по жребию землю обетования. (55) И изгна от лица их языки: аморрея, хеттея и прочие народы. И по жребию даде им ужем жребодаяния, изгнав и истребив семь народов; потому что израильтяне наследовали города и дома изгнанных.

(56). И искусиша и преогорчиша Бога Вышнего. Псалмопевец имеет в виду идолослужение во времена судей и царей. И свидений Его не сохраниша.

(57). И отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их. Как отцы их в пустыне, отрекшись от Избавителя, сделали себе тельца, так и они, оставив Бога, поставили опять юниц и приносят им жертвы.

(58). И прогневаша Его в холмех своих; потому что на всякой вершине горы приносили жертвы нечистым демонам, как говорит Пророк Осия (Ос. 4, 13).

(59). Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля. Израильтяне преданы в неоднократный плен.

(60). И отрину скинию Силомскую. Ибо скиния была прежде в Силоме, когда священнодействовали Илий и Самуил. Селение, еже вселися в человецех. Селением называет кивот, который возвращен этими людьми от пяти взявших его воевод (1 Цар. 6, 4).

(61). И предаде в плен крепость их и доброту их. Крепостию и добротою их был кивот, который предан был в руки жителей Азота.

(62). И затвори во оружии люди Своя. Отводимые в плен умирали, ни в ком не находя себе помощи; потому что ближние их истреблены огнем.

(64). Священницы их мечем падоша. Разумеет сынов священника Илия. И вдовицы их не оплаканы будут. Ибо погибли во время их гибели, и умерли одною смертью с своими мужьями и не удостоены слез, обыкновенно проливаемых над умершими.

(66). И порази враги Своя вспять. Разумеет это о поражении жителей Азота и Аскалона на седалищах их (1 Цар. 5, 9), пока не отослали они от себя кивота.

(67). И отрину селенге Иосифово. Это сказано потому, что Силом находился в уделе Иосифовом; Ефрем же был сын Иосифов.

(68). И избра колено Иудово. Ибо из этого колена поставлял царей, из которых первым был Давид. Должно же знать, что Бог избрал одно колено вместо другого – колено Иудино вместо Иосифова, и одно место взамен другого – гору Сионскую взамен Силома.

(69). И созда яко единорога святилище Свое. Святилищем называет Божественный храм, созданный в Иерусалиме. А единорог есть зверь неодолимый, потому что имеет на лбу острый рог и им убивает всякого зверя. Поэтому Псалмопевец говорит, что, когда построен Божественный храм, все народы оказались уступающими силе, в нем пребывающей.

(71). От доилиц взят его, то есть от новорожденных и рождающих. И взяв его, как сведущего в пастырском искусстве, умеющего сберегать доящих овец, соделал пастырем овец словесных. Пасти Иакова раба Своего. То есть, соделался для них учителем добрых нравов, обучив их тому, чем сам отличался.

(72). И в разумех руку Своею наставил я есть. Разумом рук называет всякое дело, совершаемое в надлежащее время.

Следующая глава >

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here