85 псалом текст

Детально: 85 псалом текст - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Молитва Давиду

Молитва Давида.

1 Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз.

1 Склони, Господи, ухо Твоё и услышь меня, ибо я беден и нищ.

2 Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя.

2 Сохрани душу мою, ибо я благочестив; спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя.

3 Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день.

3 Помилуй меня, Господи, ибо буду взывать к Тебе весь день.

4 Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою.

4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе я возвысил душу мою.

5 Яко Ты, Господи, Благ и Кроток, и Многомилостив всем призывающым Тя.

5 Ибо Ты, Господи, благ, и кроток, и многомилостив ко всем призывающим Тебя.

6 Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего.

6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.

7 В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси.

7 В день скорби моей я воззвал к Тебе, ибо Ты услышал меня.

8 Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим.

8 Нет подобного Тебе среди богов, Господи, и нет равного по делам Твоим.

9 Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое,

9 Все народы, сколько Ты их сотворил, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё.

10 яко Велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един.

10 Ибо велик Ты, и творишь чудеса, Ты – Бог единый.

11 Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей; да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего.

11 Направь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей. Да возвеселится сердце моё в страхе имени Твоего.

12 Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век:

12 Исповедаюсь Тебе, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твоё вовек,

13 яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго.

13 ибо велика милость Твоя ко мне, и избавил Ты душу мою из ада глубочайшего.

14 Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою.

14 Боже, законопреступники восстали на меня, и сборище сильных искало души моей, и не представили Тебя пред собою.

15 И Ты, Господи Боже мой, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый, и Многомилостивый и истинный,

15 И Ты, Господи, Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,

16 призри на мя и помилуй мя, даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея.

16 взгляни на меня и помилуй меня, дай силу Твою отроку Твоему и спаси сына рабыни Твоей.

17 Сотвори со мною знамение во благо, и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси.

17 Сотвори на мне знамение ко благу, и да увидят ненавидящие меня и постыдятся, ибо Ты, Господи, помог мне и утешил меня.

Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя. Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день. Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебе взях душу мою. Яко Ты, Господи, Благ и Кроток, и Многомилостив всем призывающым Тя. Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего. В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси. Несть подобен Тебе, в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Вси языцы, елики сотворил еси, приидут, и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, яко Велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог Един. Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей; да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго. Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою. И Ты, Господи Боже мой, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый, и Многомилостивый и Истинный, призри на мя и помилуй мя, даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея. Сотвори со мною знамение во благо, и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси.

Псалом 85 Псалом 85 Молитва Давиду Молитва Давида 1 Приклони́, Го́споди, у́хо Твое́, и услы́ши мя, я́ко нищ и убо́г есмь аз. 1 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ. 2  Сохрани́ ду́шу мою, я́ко преподо́бен есмь: спаси́ раба́ Твоего́, Бо́же мой, упова́ющаго на Тя. 2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. 3  Поми́луй мя, Го́споди, я́ко к Тебе́ воззову́ весь день. 3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. 4 Возвесели́ ду́шу раба́ Твоего́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою. 4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, 5 Яко Ты, Го́споди, Благ и Кро́ток, и Многоми́лостив всем призыва́ющым Тя. 5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя. 6  Внуши́, Го́споди, моли́тву мою, и вонми́ гла́су моле́ния моего́. 6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего. 7  В день ско́рби моея́ воззва́х к Тебе́, я́ко услы́шал мя еси́.

7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.

8 Несть подо́бен Тебе́ в бо́зех, Го́споди, и несть по дело́м Твои́м.

8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.

9  Вси язы́цы, ели́ки сотвори́л еси́, прии́дут и покло́нятся пред Тобо́ю, Го́споди, и просла́вят и́мя Твое́,

9 Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое,

10 я́ко Ве́лий еси́ Ты, и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н.

10 ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.

11  Наста́ви мя, Го́споди, на путь Твой, и пойду́ во и́стине Твое́й; да возвесели́тся се́рдце мое́ боя́тися и́мене Твоего́.

11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.

12  Испове́мся Тебе́, Го́споди Бо́же мой, всем се́рдцем мои́м, и просла́влю и́мя Твое́ в век:

12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно,

13 я́ко ми́лость Твоя́ ве́лия на мне, и изба́вил еси́ ду́шу мою от а́да преиспо́днейшаго.

13 ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.

14 Бо́же, законопресту́пницы воста́ша на мя, и сонм держа́вных взыска́ша ду́шу мою, и не предложи́ша Тебе́ пред собо́ю.

14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.

15  И Ты, Го́споди Бо́же мой, Ще́дрый и Ми́лостивый, Долготерпели́вый, и Многоми́лостивый и и́стинный,

15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,

16  при́зри на мя и поми́луй мя, даждь держа́ву Твою о́троку Твоему́, и спаси́ сы́на рабы́ Твоея́.

16 призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;

17  Сотвори́ со мно́ю зна́мение во бла́го, и да ви́дят ненави́дящии мя, и постыдя́тся, я́ко Ты, Го́споди, помо́гл ми и уте́шил мя еси́.

17 покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 85

Оглавление [Показать]

Толкование Псалма 85

Хотя этот псалом, приписываемый Давиду, представляет своего рода “мозаику” из других псалмов, в Псалтири он один из наиболее популярных – очевидно, благодаря искренности выраженного в нем благочестия и силе упования его автора на Бога.

А. Мольба о защите (8:1-5)

Пс. 85:1-5. Беден и нищ в стихе 1 – неоднократно встречающаяся в Псалтири фраза, выражающая бедственное состояние пишущего, сопряженное и с претерпеваемыми им материальными лишениями (сравните Пс. 36:1). Давид ищет у Господа, на Которого только и уповает, защиты и облегчения душевного состояния, ибо всей душою предан Ему (Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою; стих 4). Того, Кто многомилостив ко всем, призывающим Его (стих 5), Давид просит спасти ему жизнь (стих 2).

Б. Гимн веры и хвалы (85:6-13)

Пс. 85:6-13. Повторение мольбы: Услышь… (стих 6), и вслед за тем выражение уверенности в том, что взывающего к Нему в день скорби Господь услышит (стих 7). Стихи 8-10 свидетельствуют о глубоком благочестии автора. Для него очевидно, что среди многочисленных языческих богов нет равного Господу, способного совершать такие дела, какие Он совершает. На этом основано его убеждение, что, в конечном счете, все народы, сотворенные Им, склонятся пред Ним и прославят имя Его. В стихе 11 Давид просит наставлять его в следовании Господним заповедям и утверждать сердце его в благоговейном страхе перед Господом.

В стихах 12-13 – обещание непрестанной хвалы Господу, в милостивом отношении Которого к себе Давид не сомневается, ибо прежде бывало уже не раз, что Он спасал его от гибели (душу его от ада преисподнего).

В. Даруй крепость… рабу Твоему (85:14-17)

Пс. 85:14-17. Трудно сказать, от кого именно терпел гонения Давид в дни, когда написал этот псалом. Лишь фраза о мятежниках в стихе 14 наводит на мысль о восстании Авессалома против отца, законного царя на престоле Израиля. Пытаясь отнять у него царство, Авессалом и его сторонники не задумывались о том, что действуют вопреки воле Божией (не представляют они Тебя пред собою).

Давид молит укрепить его в попущенном ему испытании (даруй крепость рабу Твоему; стих 16). “Знамением во благо” и в посрамление ненавидящих Давида (стих 17) явилось бы выступление Господа на его стороне.

Молитва Давиду. Перевод: Молитва Давида. Здесь образ и образец молитвы преподобного. Она передает человеку, молящемуся ее словами, кроткое, тихое, сосредоточенное настроение и тот ритм, который удобно возносит дух молящегося к Принимающему молитву. Давид возносит к Богу свою глубокую веру, мир кроткого сердца, совершенное и правое исповедание. Молитва царит над другими смыслами и целями от начала до конца псалма. В ней прошения чередуются со славословием и исповеданием, благодарение соединяется с высоким богословием и радостными, прикровенными пророчествами. Давид молится о себе, приглашая каждого верующего сделать то же самое: «Молясь о себе самом, Давид учит, как нужно молиться, находясь в нужде» (ЕЗ). Главная его «нужда» – спасение и Спаситель, а не что-то земное. Псалмопевец уводит нас от любой исторической конкретизации: никакой деталью, никаким образом он не намекает на время и повод написания псалма. Поэтому и мы не будем искать то, чего не стал открывать Давид. Он поднимает нас над преходящими обстоятельствами своей жизни и возводит к вечному. Главные смыслы – богословские и мессианские. Одни явны – другие сокрыты.

Свт. Афанасий, прозрев высоту богословской мысли Давида, заметил, что пророк обращается именно ко Христу и смотрит на Грядущего глазами новозаветного человека. Он видит Того, Кто «Благ и Кроток, и Многомилостив всем призывающим Тя» (5 ст.). Ветхозаветный человек мыслил о Боге иначе. Еще святитель пишет, что молитве Давида предшествовало откровение, давнишнее или недавнее: «Блаженный Давид, просветившись Духом и проразумев пришествие Единородного и будущее оставление грехов всякому, кто прибегнет к Нему, не без основания воссылает молитву, прося, чтобы ему стать единым из спасаемых Благодатью» (АВ).

Композиция псалма не содержит явных частей: молитва соединяет текст в единое целое, но этому целому присущи жизнь и движение. В первых стихах (1-4 стт.) Давид теплой молитвой восходит к Богу и просит Его о милости и спасении. В 5-11 стт. он восхищенно созерцает и исповедует Благость Христа, ясно пророчествует об обращении язычников, молит о явлении Пути и Истины. 12-17 стт. можно воспринимать как продолжение молитв, пророчеств и исповедания самого Давида, однако, в какой-то момент мы понимаем: о Себе и деле Спасения устами пророка глаголет его Потомок Иисус. Он славит Бога и Отца (12 ст.), благодарит за милость возведения души из ада (13-14 стт.): благодарит за тех, кого выведет за Собой. Христос молит о Державе Царства и обителях спасения для людей Своих (16 ст.). Он получит просимое и объявит по Воскресении, собрав учеников: «Дана Мне всякая власть на Небе и на земле» (Мф.28,18). Молитва Давида Христу и молитва Сына Отцу не смешиваются в восприятии читателя, как не смешивается план истории, из определенной временной точки которой говорит пророк, с планом мессианским – с той вершины глаголет Господь. В рассмотренных толкованиях, помимо указания свт. Афанасия, ничего не говорится об этом голосе Мессии, звучавшем в 12-17 стт. Текст разрешает такую трактовку, но не навязывает ее, давая простор нашей вере. Вера – в своих православных пределах, – слушаясь разум, совесть и отцов, избирает смыслы и толкования. Образы 85 Пс. допускают разные варианты осмысления.

Молитва просительная (1-4 стт.). Давид восходит к Богу молитвой: стт. 1-2. Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя: яко нищ и убог есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя. Перевод: Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня, ибо я беден и убог! Сохрани душу мою, ибо я чист перед Тобою; спаси, Боже мой, Твоего раба, уповающего на Тебя! Услыши меня и спаси, ибо я нищ и немощен на земле, но преподобен по замыслу Твоему; Ты мой Бог, а я Твой раб, который все упование возлагает на Тебя. Просительную молитву Давид сочетает с исповедью: каждую просьбу он обосновывает своим духовным состоянием или положением пред Богом.

«Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя: яко нищ и убог есмь аз». О какой нищете говорит царь? Я нищ духом и силою, моя природа тленна, поражена и больна, поэтому не могу подняться к Тебе на Небо, – Ты приклони Небеса и сойди, чтобы исцелить больных, вывести измученных на свободу. Приклони ухо Твое, как врач наклоняется к расслабленному: «Сказанное же: приклони, Господи, ухо Твое – взято в переносном смысле с больного, который по немощи не может говорить громко и убеждает врача приклонить слух к устам его» (АВ). Источник молитвы – смиренный дух и кроткий разум. Святые, «Давид и Езекия, оба, стяжав богатство праведности, не взирали на него (*богатство), но имели в виду убожество своей природы и умоляли Бога умилосердиться к нищете ее» (АВ). То же у Феодорита: «И божественный Давид, и чудный Езекия, обладая богатством правды, не взирали на оное, но видели только убожество естества и умоляли Бога ущедрить сие неразлучное с нищетою естество» (ФК). «Услыши мя», потому что нет во мне ненавистной Тебе гордости, да и того, чем можно было бы гордиться, тоже нет. Все видимые и духовные богатства мои – царя и пророка – от Тебя. Сам же я: «нищ и убог есмь аз». Зигабен полагает, что Давид исповедует свою слабость в противостоянии демонам.

В чем же суть молитвы? Сохрани и спаси раба Твоего: «Сохрани душу мою, яко преподобен есмь». Только что Давид лежал во прахе, а теперь говорит о богатстве преподобия? 1. Он утверждает этими словами не то, что безгрешен или богат благочестием, а что посвящен Богу (ЕЗ) – свят для Бога как пророк, царь и как сын богоизбранного народа. Евреи святы, отделены от мира, «как люди, посвященные на служение Богу. Это посвящение совершилось при Синае, когда Господь Бог избранный народ Свой – евреев – назвал “царством священников и народом Святым” (Исх. 19, 5-6)» (ГР в толковании Пс. 84, 9). Тогда ближайший смысл молитвы следующий: сохрани жизнь слуге Твоему, посвященному Твоему.

2. Давид исповедует, что создан по образу Божию для стяжания преподобия, как и каждый человек, и в замысле Бога он уже «преподобен есмь». Но чтобы замысел реализовался, необходима Божественная помощь и защита, и Давид молит, чтобы Господь сохранил его душу (т.е. его самого) от грехов, искушений и действия сопротивных: «сохрани душу мою». Душа = жизнь, а подлинная жизнь только в Боге. Долг и цель души – стяжать преподобие, чтобы быть с Богом. В устах Давида «яко преподобен есмь» может иметь особенный смысл: он, подобно святому времен Благодати, стремится уподобиться Иисусу Христу, поскольку видел Его в откровениях и теперь желает приблизиться к Нему. На пути ко Христу пророк молит о помощи, потому что знает об опасностях на земле и томлении узников ада.

3. Или проще: Давид преподобен, так как «знает и чтит Бога» (ГР), подражает Ему в делах милости: «Просит услышать его за преуспеяние в добрых делах» (АВ).

Сначала Давид исповедует нищету, ибо природа человека в уничижении («нищ и убог есмь аз»), затем указывает на высокое предназначение человека («яко преподобен есмь»), т.е. на посвящение, а потом – на служение, способ достижения преподобия, и тогда он называет себя рабом Божиим: «Спаси раба Твоего Боже мой, уповающего на Тя». Только раб Божий может взойти от земной нищеты к небесному преподобию, ибо раб следует воле Владыки, а не своей. Он привязан к Богу сердечным упованием, которое вместе со смирением, послушанием, кротостью, трудами, терпением позволяет надеяться на спасение. Конечно, основание спасения нашего – в Божественной Милости и Крестной Жертве, но не без нас спасает нас Бог. И об этом говорит Давид: спаси, так как я Твой раб и уповаю на Тебя. Впрочем, он просит милости, а не справедливости. Прот. Григорий замечает, что Давид «называет себя рабом Божиим, делая это с целью указать на свой долг и обязанность, а не для того, чтобы показать свои, так сказать, заслуги пред Богом, в награду за которые как будто он и просит избавления от несчастий» (ГР).

От великого упования Давид и молит далее: стт. 3-4. Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день. Возвесели душу раба Твоего: яко к Тебе взях душу мою. Перевод: Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю всяк день. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе вознесся я душой моей! «Помилуй» = «возвесели» святой радостью, Благой Вестью. 1. Основание для надежды – упорный молитвенный труд: «к Тебе воззову весь день» = «к Тебе взях душу мою». «Весь день» (он предназначен для труда) я возношу Тебе молитвы, взываю к Тебе: все усилия молящегося, и мысли, и слова устремлены вверх, в Небо. Принимает же он оттуда милость и радость: ими растворяется его молитва и не умолкает, потому что блажен этот труд. 2. Иной акцент: милость не нуждается в иных основаниях, кроме молитвы веры. Давид «просит милости незаслуженной, что означается буквальным значением (с евр.) слова помилуй, – как бы так говоря: я ничего не заслужил, но с покорностью от единой милости Твоей, Господи, ожидаю и прошу избавления от бед» (ГР).

«К Тебе взях душу мою» – это слово о святом созерцании, которое приходит в молитве. Давид, который низводил себя пред Богом до убогого и нищего раба, был вознесен Им так высоко, что сподобился увидеть на той высоте Господа – в кротком Лике Христа. Такое посещение было прежде и теперь живет в памяти пророка; оно не прерывает молитвы, поэтому мы не отмечаем здесь диапсалмы.

Давид учит нас сочетать просительную молитву с исповедью: спаси, так как я нищ духовными силами, но упорно, как раб, стремлюсь к преподобию и уповаю на Тебя. В следующем далее славословии это «спаси» подразумевается, но обосновывается оно иначе: спаси, так как Ты «Благ и Кроток, и Многомилостив» и т.д.

Молитвенное исповедание (5-11 стт.). От просительной молитвы (1-4 стт.) блаженный пророк восходит к памятованию о Господе Иисусе Христе – к славословию и исповеданию: стт. 5-7. Яко Ты, Господи, Благ и Кроток, и Многомилостив всем призывающим Тя. Внуши, Господи, молитву мою и вонми гласу моления моего. В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси. Перевод: Ибо Ты, Господи, Благ и Кроток, и исполнен милости ко всем, призывающим Тебя. Услышь, Господи, молитву мою, внемли молению моему! В день скорби моей воззвал к Тебе, и Ты услышал меня. Прежде, при святых посещениях, Мессия являлся пророку иногда как Бог – во мраке непостижимости (ср.: «мрак под ногама Его»; «положи тьму закров свой» (Пс. 17, 10; 12)), в молниях среди Херувимов, а иногда как всем видимый Человек, Который тихо придет на землю Палестины, будет учить, обличать грех, молиться Отцу, одежду Которого поделят стражники и Который будет страдать на Кресте. И теперь Давид, вспоминая прежние откровения Духа, вновь стоит пред кротким Ликом Спасителя. И Тот не грозит огнем гнева – Он пришел спасать, кротко уча покаянию и требуя только веры. Кроткий Бог выслушает нашу «правду» и будет ждать слова нашей воли, чтобы начать действовать в нас, ибо «Благ и Кроток». Люди должны будут узнать Христа по Его Благости, Кротости и Милости, и Давид учит этому. Его Благость будет вызывать у видящих Его Божественное поклонение. Исповедание Божества Царя Славы для христианина обязательно, и Спаситель будет открывать Его постоянно, последовательно и премудро: «Как бы усиливая молитвенный вопль свой, пророк выражает далее свое исповедание высочайших свойств Божественных: благости, кротости и великого милосердия ко всем обращающимся к Богу с молитвою, всем призывающим Его» (ГР). Ко всем уповающим на Тебя = «призывающим Тя» Ты «Благ и Кроток, и Многомилостив», поэтому и Давид возвращается к просительной молитве: «Внуши, Господи, молитву мою и вонми гласу моления моего. В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси». «Внуши» = «вонми». «Приношу молитву сию, имея опыт Твоей благоснисходительности; потому что и прежде, когда умолял я Тебя, дал Ты мне просимое мною» (ФК). Услышь теперь, как слышал прежде, когда я взывал к Тебе в день своей скорби. Более Давид не конкретизирует своей просьбы, являя тем самым веру во Всеведение и Премудрость Приемлющего.

Давид славословит и пророчествует: стт. 8-10. Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим: вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое: яко велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог Един. Перевод: Нет подобного Тебе среди богов, Господи, и никто не сравнится в деяниях с Тобой. Все народы, сотворенные Тобой, придут и поклонятся Тебе, Господи, и прославят имя Твое; ибо ты велик и творишь чудеса, Ты Бог Единый! «Несть подобен Тебе в бозех, Господи». Кто эти «боги»? «Богами называет святых Пророков, к которым было Божие слово. Говорит же, что никто из Пророков не мог избавить людей от греха, кроме Единого Господа, по сказанному в другом месте: не Ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь спасе нас (Ис. 63, 9)» (АВ). Святой Давид не сравнивает Несравненного с мертвыми идолами и бесами – «богами» языческих народов, но говорит так ради пользы тех самых народов: им он пророчит обращение к Единому, исповедует Его несравненную Силу и величие дел: «и несть по делом Твоим». «Ибо «вcи», говорит, «бози язычников бесове, Господь же небеса сотвори» (Пс.95:5). Ты истинный Бог, а они ложны. Этот стих, кажется, заимствован из слов Моисея: «кто подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен в славе, творяй чудеса?» (Исх.15:11)» (ЕЗ). Давид говорит о величии Христа: «Дела же Христа, не только творение и промышление о видимой и невидимой твари, но преобразование самой твари, и разрушение тирана, и умерщвление смерти смертию, и уловление всего миpa немногими бедными рыбарями; к этому можешь присоединить еще силу чудес. Ибо если другие и производили такие чудеса, но никто не мог собственною силою делать то, что делал Христос, и они совершали призыванием Божественного имени» (ЕЗ).

«Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». Народы придут ко Христу и к Единому – Святой Троице: «В этих словах псалмопевца заключается пророчество о вступлении в Церковь Христову язычников, которые прежде не знали истинного Бога и кланялись бездушным истуканам, со времени же пришествия в мир Спасителя, сознав свое заблуждение, уверовали в истинного Бога» (ГР). Пророчество выражено предельно ясно и не допускает иного понимания, помимо буквального: все сотворенные Богом народы (в лице верующих) не только придут верой ко Христу и поклонятся Ему как Царю и Богу, став при этом рабами Божиими, но и прославят Творца устами и делами. Через веру в Сына – в Церкви Его – они примут Дух Святой и благословение Отца, причастившись в Таинствах Единому. «Приидут к Тебе, говорит, верою сами язычники. «Покланяется» же «пред Богом» тот, кто сознает, что Бог видит его. «Пред Богом» же всякое место владычествия Его» (ЕЗ). Языцы прославят Бога, так как увидят славное и воздадут должное, ибо Бог велик и открыл им очи.

«Яко Велий ecи Ты и творяй чудеса, Ты ecи Бог Един». Давид исповедует: Бог Един (в этом он противоречит языческому многобожию) и несравненно Велик. И величие Его проявляется, в частности, в совершении поразительных чудес, нарушающих законы естества. Пророк как бы внушает это простое исповедание язычникам: вот так они должны и будут веровать.

Давид уже видел Лик Кроткого Бога, и думает он только о пути к Нему, поэтому просит о насущном: ст. 11. Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. Перевод: Наставь меня, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей. Да будет радостен сердцу моему страх пред именем Твоим! «Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей». 1. Давид молится от лика ветхозаветных: истина Твоя = путь, заповеданный Тобой, – это Закон Моисея. В истине тот, кто его исполняет – праведный, благочестивый. Но разве не знает Давид Моисеева Закона, что просит о наставлении? Знает, но важно не только знать, но и исполнять, следуя не только букве, но и духу Закона, а на это может наставить только Бог. Лукавый же дух извращает Закон, и человек идет, но не в истине Божией и не Его путем, примером тому служат фарисеи времен Христа. «Путь истины или, что то же, путь закона Божия ему, как пророку, конечно, хорошо известен, но как человек, окруженный соблазнами мира и подверженный разным мудрованиям плоти, он хотел бы тверже поставить себя на сем пути, чтобы не впасть в заблуждение, – так укрепиться на пути истины, чтобы неуклонно жить во истине Божией. А это, в свою очередь поселило бы в сердце его страх Божий, производящий радость и веселие, о чем просит и выше (ст. 4)» (ГР).

2. Путь истины – путь Христа, Который есть Истина. Давид молит наставить его на путь истины Христовой: «Предвозвестив язычникам будущее их освобождение от заблуждения, Пророк умоляет о том, чтобы и ему самому воспользоваться сим путеуказанием и совершить шествие путем истины» (ФК). Христос есть Путь и Истина, и Давид верит: «путь Твой» (путь к Тебе или путь заповеданный Тобой, путь жертвенной любви) пройду «во истине Твоей», если Ты наставишь меня. Христианина наставляет на путь Дух Святой, цель пути – обители Отчие, а Путь – Сын Воплотившийся. Отец по Своему предведению таинственно приводит человека в Церковь к Сыну, Который есть Путь для христиан, и Тот, действием в Церкви Духа Святого, приводит Своего последователя к Отцу – в Царство Славы. Возможно, «путем Господним называет практическую добродетель, истиною же – созерцательную. Кто приведен Богом к первой из них, легко может перейти и ко второй» (ЕЗ).

Что нужно, чтобы пройти узкий путь, ведущий в Царство? Благоговейная любовь человека к Богу = Святой страх Божий: он попаляет грех еще на уровне прилогов и не дает подойти страстям. Моля Христа: «настави мя, Господи, на путь Твой», – Давид просит об этом наставнике – страхе Божием: «Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего». Великий дар страха Божия обретает от Бога тот, кто, любя Истину, исполняет слово ее и уже утвердился на этом пути. И радостным становится путь праведника к Творцу своему, потому что он принимает прощение, благословение, защиту и мир. И свет этой радости падает на ее причину – благоговейный страх. Такой страх чист и приводит к чистоте, а она дает радость и устанавливает мир с Богом. Путь Истины Христовой, если шествие праведно, уже на земле дает душе духовное веселие: его сила и высота зависят от чистоты страха Божия. Страх-любовь содержит радость в себе – радостны и плоды его – на земле и в вечности: «Кто приобрел благоговение к Богу, тот любит житие согласное с Законом. А таковая жизнь есть матерь веселья. Поэтому Пророк справедливо предполагал, что сердце его возвеселено будет страхом» (АВ). Если человек имеет страх-любовь, а не страх согрешившего раба, то он веселит сердце. Зигабен развивает мысли свт. Афанасия: «Возвеселится не миpcкoю радостию, но при трепетании пред именем Твоим. Смотри, какая странная радость. Страх Твой, говорит, да будет мне радостию. В другом же месте говорит: «да возрадуется сердце ищущих Господа». Ищет же Бога тот, кто боится Его. Впрочем, не только страх Божий, но и простое воспоминание о Нем радует благочестивых и верующих: «помянух Бога», говорит Давид, «и возвеселихся» (Пс.76:4)» (ЕЗ). Благочестие – причина душевного мира и грядущего блаженства. Христос – Путь и Истина – наставит Давида на путь и истину и будет говорить далее устами пророка.

Благодарение и прошение о спасении. (12-17 стт.). Молитву произносят два голоса, и мы слышим их одновременно, но они не сливаются, и предметы их молитв не совсем совпадают, но пребывают в согласии. Явно молится Давид: он словно пережил новое посещение Духа, увидел грядущее спасение от ада и вечной смерти, от полчищ бесовских, – и благодарит Бога. А затем он возвращается в свой сегодняшний день и видит себя окруженным врагами, молится о своем спасении, не забывая пожелать блага и противникам своим. Христос таинственно благодарит Отца, указывает Ему на врагов и молится о спасении мира.

Следующее далее торжественное исповедание вполне подходит для начала нового псалма: стт. 12-13. Исповемся тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго. Перевод: Восхвалю Тебя, Господи Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твое вовеки; ибо велика милость Твоя ко мне, и Ты избавил душу мою от преисподней. 1. План истории. Эту благодарственную молитву произносит Давид. «Исповемся тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим». Это значит: «не утаю, открою, постараюсь во всеуслышание выразить все благодарные чувства, которыми преисполнено мое сердце» (ГР). «И прославлю имя Твое в век». Давид и делает это в Святой Псалтири. Он объясняет свое радостное исповедание не только блаженством созерцания Грядущего, но и тем, что уже получил от Него реальную спасительную помощь: «яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго». Твоя милость на мне, и она велика: она спасла мою душу от ада («ада преисподнейшаго».) – от того, что приводит в ад. Прот. Григорий адом называет опасность от Авессалома, свт. Афанасий и Зигабен – грех и вечное наказание за него: «По отношению к Давиду под «адом преисподнейшим» разумей грех, прелюбодеяние и убийство Урии. По отношению же к Езекии понимай угрожавшую ему близкую смерть, от которой он чудесно избавился. Можно также под адом разуметь и всякую опасность, угрожающую от видимых или невидимых врагов» (ЕЗ). Давид понимал, что совершенный им двойной грех требует такого наказания, какое несут обитатели адских глубин – «ада преисподнейшего». Но Давид претерпел – кротко и достойно – все скорби здесь, на земле, при этом он воспринимал их как милость, потому что прежде череды потерь и несчастий получил от Нафана весть о Божием прощении. Бог посылал скорби для того, чтобы ими избавить покаявшуюся и терпеливую душу «от ада преисподнейшего». И прощенный благодарит: «Но Ты, говорит, Господи, сотворил со мною милость, какой не ожидали они (*державные невидимые силы), по человеколюбию Твоему избавив душу мою от ада преисподнейшего» (АВ) – от мучений ада.

2. План пророческий, мессианский. 2. 1. Давид благодарит Христа за грядущее спасение, так как знает, что будет выведен из ада в Великую Субботу. 2. 2. К Отцу устами Давида взывает Сын – Победитель ада и смерти. Кроткий Бог сойдет в преисподнюю по Своей воле. В предложенной литературе содержится только одно указание на возможность такой трактовки 12-13 стт., да и то не совсем ясное: «Говорит же это Христос, когда предсташа царие земстии и князи собрашася на Него вкупе (Пс. 2, 2)» (АВ). Князья земные и силы сопротивных собрались, чтобы погубить Христа, и вот, кажется, достигли цели, и уже начинают праздновать победу. Душа Распятого сошла во ад, но не останется там: вместе с Душой сошло в бездны и осветило их Божество Слова: Оно разрушит двери темницы, заберет оттуда и вознесет в обители райские возлюбивших Его пленников, в том числе и Давида. Как на Кресте Христос молился обо всех спасаемых, так и здесь Он благодарит Отца не только за Себя, но за тех, кого выведет из ада. Если в 13 ст. глаголет Христос, то логика текста дозволяет распространить это и на все последующие стихи.

Давид взывает к Спасителю, а Иисус обращается к Отцу: стт. 14-16. Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою. Перевод: Боже, беззаконники восстали на меня, и сборище сильных искало смерти моей, и не имели они Тебя перед собою. 1. План истории. «Законопреступниками были и враги Давида, строившие против него козни, и Ассирияне, осаждавшие царя Езекию, и, наконец, законопреступниками могут быть названы и все как видимые, так и невидимые враги наши» (ЕЗ). Против Давида ополчились невидимые противники Божии. И царь «от них впал в тот грех. И отчего бы пасть ему иначе, если бы не восстал какой-либо сонм лукавых демонов и не препнул его на пути добродетели» (АВ). По мысли свт. Афанасия, царь объясняет здесь причину своего падения. Однако в тексте отсутствуют образы или детали, которые помогли бы нам соотнести слова 14-16 стт. с определенными событиями жизни Давида. Псалмопевец мыслит предельно обобщенно, и очень последователен в этом. Возможно, Давид, возвратившись мыслью из грядущей Великой Субботы (12-13 стт.) в настоящее, просит защиты от сегодняшних врагов. Или, получив прощение от смертных грехов (12-13 стт.), он прозревает новые нападения сопротивных.

2. План пророческий, мессианский. Здесь Христос, обращаясь к Отцу, говорит о восстании на Него законопреступных представителей власти. Сонм первосвященников, книжников, начальников иудейских, водимый невидимыми злыми силами, нарушил законы Божии и человеческие, преступил дух и букву Моисеева Закона. Они, осудив, отдали на самую позорную и мучительную смерть Безгрешного Человека и веками от Адама ожидаемого Мессию – воплощенного Бога Слово. Вынося беззаконный приговор, они положили пред собой не Закон Божий, а греховные аргументы: зависть, ненависть или страх за мирское благополучие.

Сначала Спаситель благодарит Отца за избавление пленников ада (12-13 стт.), а затем указывает на злобу осудивших Его и гнавших Его на земле. Нет ли здесь некой ретроспективы? Однако пророчество – чаще всего – не излагает события последовательно. Кроме того, спасение от ада можно мыслить широко, например, как очищение от греха Таинствами Церкви и избавление от тирании диавола, – т.е. не сводить его только к событиям Великой Субботы, но распространить на новозаветные времена. Да и противники Христовы действуют всегда, и Господь видит весь сонм их – до антихриста. И молится далее Отцу о державе Церкви и Царства, которую Он получит как Человек.

Стт. 15-16. И Ты, Господи Боже мой, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый и Многомилостивый и Истинный, призри на мя и помилуй мя: даждь державу Твою отроку Твоему и спаси сына рабы Твоея. Перевод: Но Ты, Господи Боже мой, Щедрый и Милостивый, Долготерпеливый, Многомилостивый, Истинный, воззри на меня и помилуй меня! Даруй силу Твою слуге Твоему и спаси сына рабы Твоей. 1. План истории. Давид – «отрок» = раб, слуга Божий – молит Спасителя о спасении («спаси сына рабы Твоея»), Щедрого – о милости («помилуй мя»), Истинного – об исполнении обетования («Даждь державу Твою отроку Твоему»»). Ты простил мне тот двойной грех по щедрости и милости, помилуй и теперь от вражеских нападений: «Хотя восставшими на меня лукавыми духами низведен я в грех, а грехом – в преисподнейший этот ад, однако же Ты, Господи, и на меня распростерши щедроты Твои, Сам избавил душу мою. Почему, прошу снова помиловать меня. Будет же для меня милость, если воззришь на меня» (АВ). «Призри на мя, т.е. яви милость Свою ко мне, пошли силу Твою (даждь державу Твою отроку Твоему). Словом помилуй выражает прошение о милости, подаваемой даром, а не за какие-либо заслуги» (ГР). Здесь молитва о земном заступлении (от меча врагов), но более – мольба о небесном даре – о жительстве в державе вечного Царства, ибо именно оно, Царство Божие, есть «держава Твоя». Зигабен (за ним еп. Ириней и прот. Григорий) определяет державу как силу, которую Бог дает против врагов.

2. План мессианский. Христос, именуя Себя «отроком» Божиим (Псалтирь уже называла Иисуса «отроком» (Пс. 68, 18)), просит Отца или Святую Троицу, чтобы Бог помиловал в Лице Претерпевшего Крест всех верующих. Пред нами предтеча Первосвященнической молитвы Господа. Иисус, не имеющий земного отца, называет Себя Сыном «рабы Твоея», Девы, Которая скажет Архангелу Гавриилу: «Се, раба Господня» (Лк. 1, 38). «Даждь державу» – молитва о том, что совершится после Креста: открытие дверей рая, вознесение туда пленников ветхозаветных, создание державы Церкви Христовой и все то, что стоит за словами, сказанными Спасителем по Воскресении: «Дана Мне всякая власть на Небе и на земле» (Мф.28,18).

Кажется, все сказано, но пророк и Стоящий за ним Господь останавливают взгляд на ненавидящих. Заключительная молитва о них: ст. 17. Сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси. Перевод: Сотвори знамение мне во благо; и да увидят ненавистники мои и постыдятся, ибо Ты, Господи, помог мне и утешил меня. Сотвори со мной нечто такое, чтобы все увидели: на мне Твое благословение. Совестливые из врагов постыдятся и покаются, и это будет им во спасение. 1. План истории. «Знамение – по-русски: знак, а в переносном смысле означает чудо» (ГР). Давид просит, чтобы Господь сотворил над ним Свое чудо – в знак милости, благоволения и благословения. Да увидят они в Давиде человека Божия и оставят ненависть. Этот знак нужен не ему самому, а необходим для обращения и покаяния устыдившихся врагов – им во благо. Вторая цель знамения: «чтобы все ненавидящие его увидели, сколь благ и многомилостив Господь» (ГР). У Зигабена мы читаем: «Положи, говорит, Господи, на мне некий знак и отличие на добро и в спасение, как Ты положил в знак на домах еврейских кровь агнца, когда истребляемы были первородные египетские, по словам Афанасия и Феодорита. Сказал: знак во благо, поелику есть знак и во зло, каков был тот, который положен был на Каине, как говорит Евсевий. Знак, положенный на домах еврейских, был знаком во благо и в спасение, по которому не входил в оные всегубитель для умерщвления первородных их, знак же, положенный Богом на Каине, был знаком во зло; потому что означал гнев Божий против него» (ЕЗ).

2. План пророческий, мессианский. Христос просит Отца о спасительном знамении для неверующих, ибо верующие в знамении не нуждаются, хотя часто испытывают потребность в духовной поддержке от святых впечатлений. Иногда толкователи в качестве «знамения во благо» называют Воскресение Христово. Конечно, эта Победа Господа явит себя во множестве чудес и торжестве Церкви, и некоторые враги Господа, подобно Савлу, станут свидетелями некоторых чудес и знаменательных событий и, постыдившись, обратятся ко Христу, оставив ненависть. Однако событие Воскресения слишком глобально, чтобы быть знаком чего-то другого. К тому же никто из людей не увидит самого Воскресения, а знак всегда виден. К «знамению во благо» можно причислить, например, ежегодное схождение огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Оно знаменует истинность Воскресения Христова и Благодать Православной Церкви. Враги Божии последних дней мира увидят на небе знамение Креста и другие знаки конца и постыдятся своего неверия. «Слова Феодорита: В собственном смысле, во благое знамение для язычников даровал Бог от Бога Крест, которым победил общего врага и водрузил сие победное знамение против демонов и страстей» (в ЕЗ).

Заключение. Учительные смыслы псалма. «Псалом сей, по уставу нашей Святой Православной Церкви положенный для прочтения на 9-ом часе нашего ежедневного богослужения, может и должен служить образцом усердной высокой молитвы христианина среди скорбей и бед. Молитва наша должна быть усиленною и непрестанною и должна быть проникнута духом глубокого смирения. Непрестанно и усердно молясь Богу, мы не должны вменять себе это в какую-либо заслугу; по примеру пророка, мы должны ожидать спасения не как награды за свою усиленную молитву, но единственно как милости Божией. Псалмопевец непрестанно (весь день) взывал к Богу, устремляясь к Нему всею душею своею (ст. 3 и 4), и при этом, однако же, взывал к милосердию Божию: помилуй мя, Господи, яко благ и кроток и многомилостив (ст. 5). Такова по характеру должна быть наша молитва. Затем пророк Давид указывает нам и то, о чем должны мы молиться. Был он величайшим праведником, но сознавал себя не умеющим жить согласно с волею Божией и молился о том, чтобы Бог научил его жить по заповедям Божиим (ст. 11). Был человеком богобоязненным, но молился о том, чтобы Бог вселил в сердце его страх Свой Божественный и чрез это самое дал ему истинную радость, которая происходит от благоговения пред Богом. Не столько радость избавления от несчастий, сколько радость благочестия и добродетели, радость вечного спасения должна быть предметом наших желаний и молитв» (ГР).

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. – Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов.ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. – М.: “Лествица”; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы “Диоптра”, 2000. (По изд. 1882 г.); – ИО.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Издание преемников* А. П. Лопухина**Том IV.1907 г. Толкование на Псалтирь. – – Лопухин.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002. – ТЛ.

Толкование Священного Писания. – http://bible.optina.ru./. –ОПТ.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. – http://www.slavdict.narod.ru/ – ПЦСД.

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Лопухин – А. П. Лопухин.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка. Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой. Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).

Оценка 4 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here