9 псалом текст

Детально: 9 псалом текст - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

В конец, о тайных Сына, псалом Давиду

К исполнению, о тайнах Сына. Псалом Давида

1 Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя.

1 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои,

2 Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний.

2 возвеселюсь и возрадуюсь о Тебе, воспою имени Твоему, Всевышний!

3 Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего.

3 При обращении врага моего вспять изнемогут и погибнут они пред лицом Твоим,

4 Яко сотворил eси суд мой и прю мою, сел eси на Престоле, судяй правду.

4 ибо совершил Ты суд мой и тяжбу мою, сел на престоле, Судия праведный.

5 Запретил eси языком, и погибе нечестивый, имя eго потребил eси в век и в век века.

5 Ты погрозил народам – и погиб нечестивый; имя его изгладил навек, и во век века.

6 Врагу оскудеша oружия в конец, и грады разрушил eси, погибе память eго с шумом.

6 У врага не осталось оружия совсем, и города разрушил Ты, погибла память о нем с шумом!

7 И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой,

7 И Господь вовек пребывает, для суда Он приготовил престол Свой.

8 и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте.

8 И будет Он судить вселенную по правде, рассудит народы в правоте.

9 И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех.

9 И стал Господь прибежищем для бедного, помощником в благополучии и в скорби, –

10 И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил eси взыскающих Тя, Господи.

10 и да уповают на Тебя знающие имя Твоё, ибо не оставил Ты ищущих Тебя, Господи.

11 Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его,

11 Воспойте Господу, живущему на Сионе, возвестите среди народов деяния Его,

12 яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих.

12 ибо вспомнил Он, взыскивающий за их кровь, не забыл вопля бедных.

13 Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных,

13 Помилуй меня, Господи, взгляни на унижение моё от врагов моих, Ты возносишь меня из врат смерти,

14 Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони, возрадуемся о спасении Твоем.

14 чтобы я возвестил все хвалы Твои во вратах дочери Сиона: возрадуюсь я о спасении Твоём.

15 Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их.

15 Погрязли народы в пагубе, которую сотворили, в сети той, что скрыли они, увязла нога их.

16 Знаемь eсть Господь судьбы творяй, в делех руку своeю увязе грешник.

16 Познаётся Господь, творящий суды: в делах рук своих погряз грешник.

17 Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога.

17 Да возвратятся грешники во ад, все народы, забывающие Бога,

18 Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца.

18 ибо не до конца забыт будет нищий, терпение бедных не погибнет до конца.

19 Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою.

19 Восстань, Господи, да не укрепляется человек, пусть судятся народы пред Тобою.

20 Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть.

20 Поставь, Господи, законодателя над ними, да познают народы, что люди они.

21 Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех?

21 Для чего Ты, Господи, встал вдали, не замечаешь благополучия и скорби?

22 Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий, увязают в советех, яже помышляют.

22 Когда надмевается нечестивец, загорается нищий, – запутываются они в замыслах, которые измышляют.

23 Яко хвалимь eсть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь eсть.

23 Ибо похваляется грешник в пожеланиях души своей, и неправедного благословляют.

24 Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет, несть Бога пред ним.

24 Раздражил Господа грешник: “По множеству гнева Своего Он не взыщет” – нет Бога пред ним.

25 Оскверняются путие eго на всяко время, отъемлются судьбы Твоя от лица eго, всеми враги своими обладает.

25 Оскверняются пути его во всякое время, отстраняет он суды Твои от лица своего, всеми врагами своими овладеет.

26 Рече бо в сердце своем, не подвижуся от рода в род без зла,

26 Ведь сказал он в сердце своём: “Не поколеблюсь, из рода в род пребуду без зла”, –

27 eгоже клятвы уста eго полна суть, и горести и льсти, под языком eго труд и болезнь.

27 тот, чьи уста полны проклятия, и горечи, и коварства, под языком его беда и горе;

28 Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, eже убити неповиннаго, oчи eго на нищаго призираете.

28 сидит он в засаде с богатыми в тайных местах, чтобы убить невинного, глаза его за бедным наблюдают.

29 Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит eже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей.

29 Подстерегает втайне, как лев в логове своём; подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, когда завлечёт его.

30 Смирит eго, преклонится и падет, внегда eму обладати убогими.

30 В западне своей смирит его, но согнётся и падёт, когда возобладает над бедными.

31 Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца.

31 Ибо сказал он в сердце своём: “Забыл Бог, отвратил лицо Своё, чтобы не видеть, до конца!”

32 Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца.

32 Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, не забудь бедных Твоих до конца!

33 Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет.

33 Для чего раздражил нечестивый Бога? Ведь сказал он в сердце своём: “Он не взыщет”.

34 Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце Твои, Тебе оставлен eсть нищий, сиру Ты буди помощник.

34 Ты видишь, ибо Ты замечаешь горе и ярость, чтобы предать его в руки Твои; на Тебя оставлен нищий, сироте Ты был помощником.

35 Сокруши мышцу грешному и лукавому, взыщется грех eго и не обрящется.

35 Сокруши мышцу грешному и злому, – поищут грех его и не найдут его.

36 Господь Царь во век и в век века, погибнете, языцы, от земли Его.

36 Господь – Царь вовек и во век века; сгиньте, язычники, с земли Его!

37 Желание убогих услышал eси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое.

37 Желание бедных услышал Ты, Господи, готовности сердца их вняло ухо Твоё,

38 Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли.

38 соверши суд сироте и униженному, чтобы уже не величался больше человек на земле.

Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. Яко сотворил еси суд мой, и прю мою, сел еси на Престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век и во век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи. Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони, возрадуемся о спасении Твоем. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь есть Господь судьбы творяй, в делех руку Своею увязе грешник. Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца. Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий, увязают в советех, яже помышляют. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время, отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает. Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла. Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго, очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей, ло вит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими. Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца. Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет. Видиши, яко Ты болезнь и ярость сматряеши, да предан будет в руце Твои, Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди Помощник. Сокруши мышцу грешному и лукавому, взыщется грех его и не обрящется. Господь Царь во век и в век века, погибнете языцы от земли Его. Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое. Суди сиру и смиренну, да не приложит ктому величатися человек на земли.

  1. Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.
  2. Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
  3. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
  4. Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
  5. ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
  6. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
  7. У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
  8. Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
  9. и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
  10. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;
  11. и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
  12. Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
  13. ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.
  14. Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
  15. чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.
  16. Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
  17. Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.
  18. Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
  19. Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
  20. Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицом Твоим.
  21. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
  22. Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
  23. По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
  24. Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
  25. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
  26. Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
  27. говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
  28. уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
  29. сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
  30. подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
  31. сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
  32. говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лицо Свое, не увидит никогда».
  33. Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных.
  34. Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
  35. Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.
  36. Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
  37. Господь — царь навеки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
  38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое,
  39. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

Текст 9 псалма – необычный, написанный, по одной из версий исследователей церковной истории, царем Давидом после смерти его сына Авессалома, по другой – после смерти одного из его любимых певчих. В еврейском варианте каждый его стих начинается буквой еврейского алфавита, и, кроме того, в еврейской традиции он разделен на две части.

Христианский псалом 9 объединен с 10 псалмом еврейской книги псалмов Тегилим, поэтому его символически можно разбить на две части. Первая часть текста 9 псалма – благодарственно-хвалебная: в ней Давид благодарит Бога за защиту от врагов, славит Его за то, что Он не оставляет царя Израиля милостью Своей и слышит его молитвы. Вторая часть песни – просительная, в ней правитель обращается к Творцу недоуменно: почему Ты, Господи, не наказываешь грешников, попуская им творить беззакония? Во второй части православного псалма девятого Давид просит Бога восстать на защиту угнетенных и обиженных и призывает Его показать людям Свою силу. Слушать и читать 9 псалом рекомендуется людям, мучимым ночными кошмарами.

Слушать на видео православную молитву псалом 9

Читать текст молитвы псалом 9 на русском языке

Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний. Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим, ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними. Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи. Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его, ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных. Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти, чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем. Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их. Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога. Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет. Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они. Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»; уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком — его мучение и пагуба; сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его; говорит в сердце своем: забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда. Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца. Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»? Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник. Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия. Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

Текст Псалтыри псалом 9 на церковно славянском языке

Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.

Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса твоя. Возвеселюся и возрадуюся о тебе, пою имени твоему, вышнiй. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица твоего. Яко сотворил eси суд мой и прю мою; сел eси на престоле, судяй правду. Запретил eси языком, и погибе нечестивый; имя eго потребил eси в век и в век века. Врагу оскудеша oружiя в конец, и грады разрушил eси; погибе память eго с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой; и той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовременiих, в скорбех. И да уповают на тя знающiи имя твое, яко не оставил eси взыскающих тя, Господи. Пойте Господеви, живущему в Сiоне, возвестите во языцех начинанiя eго; яко взыскаяй крови их помяну, не забы званiя убогих. Помилуй мя, Господи, виждь смиренiе мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных; яко да возвещу вся хвалы твоя во вратех дщере Сiони; возрадуемся о спасенiи твоем. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша; в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь eсть Господь судьбы творяй; в делех руку своeю увязе грешник. Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающiи Бога. Яко не до конца забвен будет нищiй, терпенiе убогих не погибнет до конца. Воскрсни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовременiих, в скорбех? Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищiй; увязают в советех, яже помышляют. Яко хвалимь eсть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь eсть. Раздражи Господа грешный; по множеству гнева своего не взыщет; несть Бога пред ним. Оскверняются путiе eго на всяко время; отемлются судьбы твоя от лица eго; всеми враги своими обладает. Рече бо в сердцы своем; не подвижуся от рода в род без зла; eгоже клятвы уста eго полна суть, и горести и льсти; под языком eго труд и болезнь. Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, eже убити неповиннаго; oчи eго на нищаго призираете. Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит eже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит eго; преклонится и падет, внегда eму обладати убогими. Рече бо в сердцы своем; забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца. Воскрсни, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем; не взыщет. Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои; тебе оставлен eсть нищiй, сиру ты буди помощник. Сокруши мышцу грешному и лукавому; взыщется грех eго и не обрящется. Господь царь во век и в век века; погибнете, языцы, от земли eго. Желанiе убогих услышал eси, Господи, уготованiю сердца их внят ухо твое. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли.

В конец, о тайных сына, псалом Давиду, 9.

Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. Яко сотворил еси суд мой, и прю мою, сел еси на Престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век и во век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи. Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони, возрадуемся о спасении Твоем. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь есть Господь судьбы творяй, в делех руку Своею увязе грешник. Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца. Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий, увязают в советех, яже помышляют. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним. Оскверняются путие его на всякое время, отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает. Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла. Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго, очи его на нищаго призираете. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей, ло вит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими. Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца. Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет. Видиши, яко Ты болезнь и ярость сматряеши, да предан будет в руце Твои, Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди Помощник. Сокруши мышцу грешному и лукавому, взыщется грех его и не обрящется. Господь Царь во век и в век века, погибнете языцы от земли Его. Желание убогих услышал еси, Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое. Суди сиру и смиренну, да не приложит ктому величатися человек на земли.

На русском языке:


Толкование Афанасия Великого:


Пс.9:1. В конец, о тайных сына, псалом Давиду.
В псалме этом изображает сокровенные дела Спасителя, – ибо многое совершено Им втайне. Таковы: рождение Его по плоти от Девы чрез Духа Святого, необыкновенные и чудодейственные силы, самая смерть, сошествие в ад и воскресение из мертвых. Ибо все это совершено Им втайне. Сокрыл Он это от князей мира сего. Пророк же от лица человечества входит с благодарением за все эти тайные дела, и говорит: «исповемся Тебе, Господи». Последнею же печатию тайных дел Спасителя были: Его смерть, все совершенное Им в аде, Его воскресение и вознесение.


Пс.9:2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим…
Пс.9:4. Внегда возвратитися врагу моему вспять.
Объясняет, в чем состоит его исповедание. «Врагом» же называет смерть, обратившуюся вспять, то есть небытие.

Изнемогут и погибнут от лица Твоего. Когда смерть обратится вспять, тогда ведена будет в бездействие и вся сопротивная сила. Ибо если истребляется «последний враг смерть» (1Кор.15:26), то явно, что еще прежде сего истреблены уже сопротивные силы.


Пс.9:5. Яко сотворил еси суд мой, и прю мою.
Представляет причину благодарения.


Сел еси на престоле
– объясняет Божие посещение в суде.

Пс.9:6. Запретил еси языком, и погибе нечестивый. Очевидно, разумеет мысленных врагов.


Имя его потребил еси в век.
Говорит о мысленном змие или о диаволе. Поелику запрещение значит и исправление; то можно сказать, что, по исправлении язычников Апостолами, «погибе нечестивый», когда угасло и прекратилось на жертвеннике его курение тука. Ибо после того, как «запретил языком» и обратились они ко Господу, действовавший в них, когда были «сынами противления» (Еф.2:2), диавол погиб с идольскими храмами, которые, подобно городам, вмещали в себе множество привязанных к злочестию, и до того погибли, что не осталось и следа их. Можно толковать это и о последнем суде. Ибо тогда запретит Господь грешным и вконец погибнет диавол, сей в подлинном смысле «нечестивый». И города, по истреблении издревле обитавшего в них злочестия, приимут в себя назидание благочестия.

Пс.9:7. Врагу оскудеша оружия в конец. Оружиями диавола называет сопротивные силы, которые придавали ему крепость. «Грады» суть сопротивные силы, которые подобно твердым, огражденным стенами городам содержали под властью своею уловленных их прелестью. Да и о каких говорить ему городах, кроме тех, о которых сказано в другом месте: «положил еси грады в персть, грады твердыя, еже пасти основаниям их» (Ис.25:2)? Явно, что это, по изъясненному выше, суть сопротивные силы.


Погибе память их с шумом
– погибель их стала гласною. Разумеет – или конечную погибель, или чрезмерность бедствий, или очевидность погибели.


Пс.9:10. И бысть Господь прибежище убогому,
то есть, народу нищему духовно. Давид часто называет себя убогим и нищим, хотя был и на царском престоле. Ибо знал, что всё человеческое бессильнее тени.

Помощник во благовремениих, в скорбех, как и в другом месте сказано: «во время приятно послушах тебе» (Ис.49:8).

«Благовремениим» называет время скорби. Ибо хотя и всегда, даже в благоденствии, имеем нужду в помощи, однако же гораздо ощутительнее для нас пособие в скорби.


Пс.9:12. Пойте Господеви живущему в Сионе,
то есть, в небесном Иерусалиме.

Возвестите во языцех начинания Его. Это говорит как бы Апостолам и проповедникам Евангелия. Какие же это начинания, показывает ниже.

Пс.9:13. Яко взыскаяй крови их помяну, то есть, взыщет кровей, пролитых за Него, чтобы потребовать за них удовлетворения.


Не забы звания убогих.
Убогими называете опять обнищавших ради Него, которые, непрестанно обращаясь к Нему с молениями, просят об отмщении демонам за причиненные ими обиды.


Пс.9:14. Возносяй мя от врат смертных.
Для того воздвигаешь меня от земли смирения, чтобы сликовствовал я в небесном сионе.


Пс.9:15. Во вратех дщере Сиони»,
– в небесном Иерусалиме.

Возвещу – вместо: буду воспевать долгое время.


Пс.9:17. Знаемь есть Господь судьбы творяй.
Ибо истинно праведен суд, по которому уготовавшие человеку смерть объяты ею. Ибо во время суда и те познают Судию, над кем будет суд.


Пс.9:20. Воскресни, Господи, да не крепится человек.
Молится, чтобы Единородный воссиял сущим на земле, и чтобы тот высокомудренный диавол, которого Давид в этом псалме называет «человеком», не подымал более бровей.

Да судятся язы́цы пред Тобою. Молится о скорейшем призвании язычников ко спасению.


Пс.9:21. Постави, Господи, законоположителя над ними.
Кто же законоположитель, кроме Того, Кто ввел у нас закон Нового Завета?

Да разумеют язы́цы, яко человецы суть. По чрезмерному демонскому обольщению обратились они в образ скотов, почему и сказано о них: «приложися скотом несмысленным, и уподобися им» (Пс.48:13).

В евр. библии начинается далее псалом 10.

Пс.9:22. Вскую, Господи, отстоя далече… Молится, чтобы ускорено было призвание язычников, которое будет по прошествии долгого времени. Соделано же это высокомерием диавола.

Пс.9:23. Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий. Высокомерие лукавого служит воспламенением нищему народу Твоему.

Увязают (вместо «увязнут».) в советех, яже помышляют. Ибо сказано: «Ты запинаяй премудрым в коварстве их» (1Кор.3:19; ср. Иов.5:13).

Пс.9:24. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея. Таково долготерпение, что, поелику нечестивые остаются ненаказанными, то некоторые из неразумных одобряют уже жизнь их.

Пс.9:25. Раздражи Господа грешный Раздражил, издеваясь над сказанным в Писании о Промысле и суде Его. Ибо многие, слыша что-нибудь подобное сему, тотчас предаются смеху. А в связи с этим сказано:

по множеству гнева своего, так что целое будет иметь такой смысл: грешник раздражил Господа, собирая себе множество гнева; потому что речение «своего» должно понимать о раздражившем. А присовокупленное потом: «не взыщет» – должно уже читать после знака препинания, так что выйдет следующий смысл: ужели, хотя грешник раздражает Бога, воспламеняя себе множество гнева, однако же Бог не взыщет? Читаемое после знака препинания может иметь и такой смысл: не взыщет ли и не воздаст ли ему Бог по гневу, какой собрал он себе в день гнева своего?


Несть Бога пред ним.
Утратив в душе страх Божий, постоянно живет он во грехе. Начало всякого лукавого дела – не думать о Боге судии.

Пс.9:26. Отъемлются судьбы Твоя от лица его. Не хочет знать, что Ты – праведный Суд. Ибо кто не знает, что есть Бог, тот не знает, что есть Судия.

Всеми враги своими обладати будет. Это подобно сказанному: «вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо» (Ис.10:14). Из искушений одни касаются души, другие – тела, и иные – окружающего тело. И искушения, касающиеся души, называются нечистыми помыслами, которыми порождаются грехи и ложные учения. Искушения, относящиеся к телу»,» бывают причиною ударов, мучений, гонений, заключений в темницы и смерти. И искушения, касающиеся окружающего тело, состоят в ущербе денег и имущества, в потере детей, в утрате жен. Из этого явствует, что сатана над всяким праведником возобладал непременно посредством какого-либо из исчисленных искушений. Ибо один Христос «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет.2:22).


Пс.9:27. Рече бо в сердце своем: не подвижуся,
то есть, не впаду в заблуждение, не совращусь с пути в роды родов, потому что не потерплю ничего худого.

Пс.9:28. Егоже клятвы уста его полна суть. Рассчитал, что благоденствие его будет постоянно; почему, уста его полны «горести и льсти», и уловляет нищих, чтобы убивать их в сетях своих. В сказанном же: «с богатыми», что иное разумеется, как не богатеющие злом? Ибо они содействуют отцу своему диаволу в кознях против нищих.

Пс.9:29. Приседит в ловительстве с богатыми. Заседая в собраниях и сонмищах, уготовляет сети и козни невинным.

Пс.9:31. Преклонится и падет. Когда диавол скажет: я победил, тогда падет и посрамится.


Пс.9:32. Рече бо в сердце своем: забы Бог.
Диавол говорит это не потому, что это действительно так, но с намерением нас обольстить, чтобы мы преткнулись мыслию, подумав, что Бог нерадит о делах человеческих.


Пс.9:33. Воскресни, Господи Боже мой.
Желает подвигнуть Божие коснение и Божию благость; потому что, пока не вознесена рука Божия на безумие нечестивых, они большей предаются дерзости.


Да вознесется рука Твоя.
Подними руку Твою, и научи их, что промышляешь об обидимых, и как бы восстав от сна, покажи, что Тобою посылаемое на них наказание выше их замыслов. И их накажи, но пощади обидимого, оскорбившись их дерзостями и хулами.

Пс.9:34. Чесо ради, – говорит, – прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет. Вот причина, почему и превозносится, и падает он.


Пс.9:35. Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши.
Все знаешь Ты, Господи, не скрыто от Тебя не только совершаемое на деле, но и приходящее в ум и мысль. В точности знаешь и болезни их, и ярость оскорбителей, и раздражение людей. Ибо в помыслы всякого проникаешь Ты, «испытуяй сердца и утробы» (Пс.7:10). И взирая на все это, долготерпишь, зная, что все под Твоею рукою и некуда бежать человеку.


Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник,
– то есть, от Тебя ожидает он помощи.

Пс.9:36. Сокруши мышцу грешному и лукавому, – то есть, сокруши владычество врага.

Взыщется грех его и не обрящется, – по причине самого греха. В целой же связи речь эта имеет такой смысл: если взыщешь грех лукавого, то не обрящется; потому что лукавый погибнет от греха. Обретаются спасаемые Богом, как например: «обретох Давида раба Моего» (Пс.88:21), и обретена «погибшая драхма» (Лк.15:9); потому что она погибла бы, если бы не была обретена, Погибающие же не обретаются во век; потому что Судия пребывает.

Пс.9:37. Господь Царь во век, в будущем и новом веке.


Погибнете, язы́цы, от земли Его,
потому что в царствование Его ввергнуты будут во огнь вечный. Несправедливых людей называет «язычниками», как живущих не по закону, но сохраняющих в себе языческую и варварскую жестокость. Просит истребить их, говоря: «погибнете», и угрожая им конечною пагубою, чтобы и страждущие от их несправедливости нашли себе отдохновение, и сами они уцеломудрились.


Пс.9:38. Желание убогих услышал еси, Господи.
Ибо таково было их желание, таково было рвение сподобиться будущих благ.

Уготованию сердца их внят ухо Твое. Ибо, на сие уготовляемые, готовы они сердцем все претерпеть. А уготованием сердца называется некое обещание, – душевные движения соглашать с Божией волей.

Пс.9:39. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому… Когда, говорит, сотворишь отмщение за нищих, тогда не приложит ктому величатися человек.

Оценка 3.7 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here