Акафисты что это

Детально: акафисты что это - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Акафист- что это

Как правильно читать акафистАкафисты Господу и КрестуАкафисты Божией МатериАкафисты святым

ЧТО ТАКОЕ АКАФИСТ

Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому. Его читают обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения.
«Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка. И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.
Акафист принято читать, стоя лицом к иконе того святого или события, во имя и честь которого исполняется славление. При отсутствии иконы можно прийти в храм и здесь прочитать акафист.  Если и этой возможности нет, то вполне допустимо читать акафисты, стоя лицом к востоку.
Господь Иисус Христос так учил нас молиться:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»(Мф.6,6).

Святые отцы так объясняют эти слова — неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце.

Акафист состоит из разных частей — кондаков и икосов.
Кондак представляет собой небольшую песнь, кратко описывющую какую-либо историю или поступок, который совершил святой.
Икос — это тоже восхваляющая песнь, которая более расширенно раскрывает то событие, которое воспето в предыдущем кондаке.
Например, в пятом икосе будет идти речь о том же событии, что и в пятом кондаке, но более подробно.
Также вместе с чтением акафиста читают тропари, которые похожи на кондаки — это тоже небольшая восхваляющая песнь, посвященная святым или в честь какого-то события, праздника.

ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ АКАФИСТА

Порядок чтения акафистов такой же, как обычных молитв- обычно сначала читают начальные молитвы (например, как в утренних молитвах по «Отче наш»), а потом и сам акафист. Можно совместить утреннее или вечернее правило с чтением акафиста. В этом случае второй раз прочитывать начальные молитвы не нужно, а читать акафист можно после молитв до конечной молитвы «Достойно есть».
Но и чтение только одного акафиста не будет считаться ошибкой, самое главное в чтении акафиста, также, как и в чтении любых других молитв, это искренняя вера в Бога (подробнее  в статьях как нужно молиться и учитесь молиться) и глубокое почитание святого, которому читается акафист.

Полное правило чтения акафистов:

  • Моли́твами святых оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
  • Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́
  • Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.
  • Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святый Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святый, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Отче наш.
  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  • Псалом 50.
  • Символ веры

Читать акафист
После акафиста:

  •  Достойно есть
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
    А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Го́поди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (или святым, которым читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святых, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
    (Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста, если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных)

АКАФИСТЫ ГОСПОДУ И КРЕСТУ

  1. Акафист Святой Троице и Святому Духу
  2. Акафист Воскресению Господню. Пасхе
  3. Акафист Вознесению Господню
  4. Акафист Входу Господню в Иерусалим
  5. Акафист Крещению Господню. Богоявлению
  6. Акафист Преображению Господню
  7. Акафист Рождеству Христову
  8. Акафист Сретению Господню
  9. Акафист Воздвижению Креста Господня

АКАФИСТЫ БОГОРОДИЦЕ

  1. Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы
  2. Акафист Введению во храм Пресвятой Богородицы
  3. Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
  4. Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы
  5. Акафист Успению Пресвятой Богородицы
  6. Акафист Святому и пречистому поясу Пресвятой Богородицы
  7. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Владимирская
  8. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Всецарица
  9. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Державная
  10. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Знамение
  11. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Иверская
  12. Акафист Богородице пред Ее иконой Казанская
  13. Акафист Богородице пред Ее иконой Неопалимая Купина
  14. Акафист Богородице пред Ее иконой Скоропослушница
  15. Акафист Богородице пред Ее иконой Спорительница хлебов
  16. Акафист Богородице пред Ее иконой Умиление
  17. Акафист Богородице пред Ее иконой Феодоровская

АКАФИСТЫ АНГЕЛАМ И СВЯТЫМ

Сначала размещены акафисты Архангелам и Бесплотным Силам, а затем сортировка акафистов происходит по именам: Алексий, Андрей Первозванный, Василий Великий, Вера Надежда Любовь и т.д.

  1. Акафист Архангелу Михаилу
  2. Акафист Святым и Бесплотным Силам
  3. Акафист преподобному Алексию, человеку Божиему
  4. Акафист преподобному Амвросию Оптинскому
  5. Акафист святому апостолу Андрею Первозванному
  6. Акафист святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
  7. Акафист святому Василию Великому
  8. Акафист святым мученикам Вере, Надежде, Любови и Софье
  9. Акафист трем Вселенским святителям и учителям
  10. Акафист святому равноапостольному князю Владимиру
  11. Акафист в Праздник Всех Святых
  12. Акафист Георгию Победоносцу
  13. Акафист святому Даниилу Московскому
  14. Акафист святому великомученику Дмитрию Солунскому
  15. Акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
  16. Акафист святителю Иоанну Златоусту
  17. Акафист рождеству Иоанну Предтече
  18. Акафист преподобному Иоанну Кронштадтскому
  19. Акафист святому пророку Илие
  20. Акафист святым равноапостольным Кириллу и Мефодию
  21. Акафист святой Ксении Петербургской
  22. Акафист воскрешению святого Лазаря
  23. Акафист святому апостолу и евангелисту Луке
  24. Акафист святой Марии Египетской
  25. Акафист святой Матроне Московской
  26. Акафист святому  апостолу и евангелисту Матфею
  27. Акафист святому Николаю Чудотворцу
  28. Акафист святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
  29. Акафист святому благоверному Олегу Брянскому
  30. Акафист Собору преподобных отцев Оптинских
  31. Акафист святому целителю Пантелеймону
  32. Акафист Первоверховным апостолам Петру и Павлу
  33. Акафист сорока мученикам Севастийским
  34. Акафист Преподобному Серафиму Саровскому
  35. Акафист Преподобному Сергию Радонежскому
  36. Акафист святому Спиридону Тримифунтскому
  37. Акафист новомученикам и исповедникам Российским

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Многовековая церковная культура хранит в своих кладезях множество жанров песнопений, среди которых особое место занимает акафист.

Акафисты переведены на множество языков: греческий, румынский, сербский, польский, чешский и другие.

Оглавление [Показать]

Правила прочтения акафиста святым

Что такое акафист? Это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам.

Акафист – это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам

Хвалебная песнь включает в себя из 25 песен, разделенных на две группы:

  1. Кондаки — 13 произведений, воплощающие в своих строках краткое содержание праздника или хвалебную оду святому, его чтение всегда заканчивается хвалой «алилуййя»;
  2. Икосы — 12 произведений, объясняющие суть праздничного события, всегда заканчивающиеся возгласом «радуйся».

Не каждый христианин понимает, как правильно читать акафист.

Внимание! Послабление делается лишь для беременных женщин и немощных людей — им разрешено читать его сидя, в крайнем случае — лежа.

  1. В переводе с древнегреческого языка означает «неседальное пение». Поэтому торжественный гимн исполняется всегда в положении стоя.
  2. По благословению священника его можно читать как в стенах храма, так и дома.
  3. Перед его произнесением читаются предначинательные молитвы, именно они произносятся перед началом основных молитв.
  4. После их прочтения читают акафист и молитву.

Важно! Торжественную песнь разрешено возносить в любые дни, кроме великопостных.

Зачем читают

Акафист Царице Небесной состоит из 25 строф, расположенных в определенном порядке. Он поется лишь единожды — в субботу пятой седмицы Великого поста.

Обычно Богородицу просят:

  • о даровании исцеления в тяжелых болезнях;
  • об избавлении от наркомании и алкоголизма;
  • о помощи в воспитании детей;
  • о родоспоможении;
  • о победе над врагами и прочих важных моментах земного жития.

Акафист Царице Небесной поется лишь единожды — в субботу пятой седмицы Великого поста

Хвалебная песнь Божиим угодникам читается:

  • при всяких скорбях, нуждах;
  • при переезде в новый дом;
  • об избавлении от греховной напасти;
  • при тяжелом материальном положении;
  • в прочих трудных жизненных обстоятельствах.

Некоторые православные акафисты:

  • Акафист перед иконой Богородицы «Одигитрия»
  • Акафист Ангелу-Хранителю
  • Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Важно! Перед первым самостоятельным прочтением акафиста рекомендуется прослушать его в церкви или в аудиозаписи. Тем самым будет понятно: с какой интонацией произносится гимн, где правильно ставить ударение, какая громкость и звучание должны быть у песнопения.

Сила акафиста

  • хвалебная ода поется в те моменты, когда на душе молитвенника очень тяжело, тем самым священная песнь наполняет ее радостью, счастьем и гармонией;
  • при самостоятельном регулярном чтении молитвенник сполна понимает всю сущность бытия и то, в чем заключается вера Господня;
  • если чтец в чем-то сомневается и у него нет возможности посоветоваться с клириком, то после совершения хвалебной песни сомнения пропадут сами собой и человек станет уверенным в себе и своих силах христианином;
  • акафист может исцелить как физические, так и духовные недуги — главное, иметь твердую веру в помощь с Небес.

Водосвятный молебен с акафистом

Молебен — это особое богослужение, в котором умоляют Небо ниспослать молитвеннику милость и возносят благодарение за полученные просимые блага.

Водосвятный молебенВнимание! Водосвятными называются те молебны, в которые включен чин освящения воды. По его окончании читается акафист Отцу Небесному, Богородице, святым, архангелам, ангелам.

Вода освящается особым чином:

  1. Для водосвятия на стол посреди храма устанавливается чаша, наполненная водой, Распятие и Евангелие, зажигаются свечи.
  2. Клирик начинает чтение псалмов, тропарей, совершается крещение и каждение воды.
  3. По окончании молебна те из прихожан, кто заказывал его служение, получают святую воду для пития с верой и молитвой, одновременно прося у Бога прощения грехов и избавление от недугов себя и своих близких.

Освященная вода идентична по составу и происхождению самой обычной воде (водопроводной, колодезной, речной), но в процессе водосвятия и после совершения молебного чтения она чудесным образом приобретает благодатные и исцеляющие свойства.

Она является спасительной для верующего человека.

Совет! По традиции освященную воду принято употреблять натощак.

Как подавать записки для молебна

  1. Для того, чтобы батюшка помолился вместе с самим молитвенником на молебне, необходимо подать в церковную лавку записку с именами тех, за кого будет возноситься молитва.
  2. Каждое имя следует вписывать в родительном падеже (отвечать на вопрос кого? — Иоанна, Нины, младенца Сергия, отроковицы Екатерины).
  3. Имена следует указывать те, что даны человеку в Таинстве Крещения, написание их должно быть церковным (например, Дмитрия — Димитрия, Ивана — Иоанна, Татьяны — Татианы).
  4. Фамилию, родство, гражданство — писать не нужно, можно лишь указать нужду — болящего, воина, путешественника.
  5. На одном бланке нужно указать не более 10 имен, но если есть желание помолиться за большее количество человек, то следует подать несколько записок.

Читайте статьи о православии:

  • Может ли Бог простить убийство
  • Что такое рай
  • О библейской заповеди «Не сотвори себе кумира»

Акафист — это составленное с особой тщательностью хвалебное молитвословие, вырабатывающее у православного христианина навыки каждодневной молитвы.

Совет! Перед началом чтения хвалебного гимна важно сконцентрироваться на молитве, быть искренним, внимательным, молитвенником, а слова акафиста возносить с сердечным покаянием.

Акафист поможет человеку привыкнуть к молитве как к главной части богослужения, именно поэтому акафист читается в православных храмах как соборная молитва.

Можно ли читать акафисты сидя?

акафисты что это «Похвала Богоматери с Акафистом»
(икона, XIV век)

Ака́фист, у старообрядцев ака́фисто (греч. Ο Ακάθιστος Ύμνος, также неседален, неседальная песнь, то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя») — жанр православной церковной гимнографии, представляющий собой хвалебно-благодарственное пение, посвящённое Господу Богу, Богородице, ангелу или (чаще всего) тому или иному святому. В отличие от древних кондаков, содержит хайретизмы (ряд восхвалений, начинающихся со слова Радуйся).

История

Первоначально и долгое время термин применялся только к тексту, обозначаемому в русском обиходе как Акафист Пресвятей Богородице, или Великий акафист, который дал формальную схему всем позднейшим акафистам, написанным в подражание ему.

Приписывается различным авторам, в том числе Роману Сладкопевцу, что, однако, не имеет достоверного подтверждения.

Возник, вероятнее всего, в VI веке (согласно некоторым предположениям, между 3-м и 4-м Вселенскими соборами); точно не позднее 626 года, когда для него заново был сочинён зачин Взбранной Воеводе — так называемый проимий (греч. προοίμιον; 1-й кондак в русской традиции), или кукулий (греч. κουκούλιον — капюшон).

Проимий Акафиста не связан с содержанием остальной части Акафиста и имеет иную метрическую структуру; он, несомненно, представляет собой позднейшее добавление к тексту. Его появление обычно связывают с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами; представляет собою победную благодарственную песнь, обращённую к Богородице от лица «Ея града», то есть Константинополя, избавленного от «злых». В современном (по крайней мере, с XV века) церковнославянском переводе слова «град Твой» заменены на «раби Твои».

Структура

акафисты что это

После вступления (кукулия) следует 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков), причём икосы завершаются хайретизмом (рефреном «Радуйся!»), а кондаки — «Аллилуйя!». Хайретизмы следуют за вводной частью икоса и составляют основной объём текста. В каждом икосе — 12 хайретизмов, объединённых в греческом оригинале попарно изосиллабизмом, а также тождеством метрического рисунка.

Вступление акафиста обычно начинается со слов: «Возбранный чудотворче/ воевода/ угодниче Христов». Далее следует имя святого. После этого идут слова: «похвальными песньми почтим». Затем следует хайретизм: «Радуйся!».

Литургическое использование

Устав говорит только о Великом акафисте, который читается на утрене праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота 5-й седмицы Великого поста).

Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

Акафист Пресвятей Богородице в славянской рукописной и старопечатной традиции может помещаться в различных типах богослужебных книг: Триоди Постной (подавляющее большинство случаев), Псалтири следованной, Часослове, Кондакаре, Акафистнике (с XV века), Богородичнике (с начала XIV века). Первоначально с Акафистом Пресвятей Богородице славяне познакомились, очевидно, в составе Постной Триоди, перевод которой, по косвенному свидетельству жития святого Климента Охридского, написанного Феофилактом, архиепископом Охридским (Болгарским), был завершён не позднее 916 года.

Появление позднейших акафистов

Появление гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресвятей Богородице, имело место лишь на исходе византийской эпохи.

Старший список Акафиста Иисусу Сладчайшему датируется XIII веком; славянский перевод осуществлён в XIV веке, автор гимна неизвестен. Атрибуция иноку Феоктисту Студиту (IX век) — автору канона при этом Акафисте — или митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу (XI век) сомнительна. Существует предположение, что создание Акафиста Иисусу Сладчайшему связано с афонским монашеством конца XIII — начала XIV века, практикой исихазма и трудами преподобных Никифора Афонского (Исихаста) и Григория Синаита. Подтверждением служат древнейшие рукописи греческого подлинника и славянского перевода этого акафиста, найденные в библиотеках афонских монастырей.

Дальнейшее развитие жанра акафиста связано с именами Константинопольских патриархов Исидора I Вухираса (1341—1349) и Филофея Коккина (1353—1354, 1364—1376). На славянской почве известны семь гимнов патриарха Исидора, озаглавленных как «Икоси, подобны акафисту, творение Святейшаго Патриарха Новаго Рима, Константина града Кир Исидора». Это акафисты архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю и Чудотворцу Николаю, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолам Петру и Павлу, двенадцати апостолам.

Патриарху Филофею усвояют два акафиста: Всем святым, в составе одноимённой службы (греческий оригинал и церковнославянский перевод), и Живоносному Гробу и Воскресению Господню (церковнославянский перевод, с припевом: «Радуйся, Живоносный Гробе, из негоже Христос воскресе тридневен»). Кроме того, ему принадлежат молитвы, читаемые после Акафиста Иисусу Сладчайшему («Согреших, беззаконновах, неправдовах пред Тобою») и Пресвятой Богородице («Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Пренепорочная»).

В XIV веке был написан акафист, никогда не имевший литургического применения, — переложение Акафиста Пресвятой Богородице ямбическим триметром, сделанное придворным поэтом Мануилом Филом. Последний из известных акафистов византийской эпохи принадлежит Иоанну Евгенику (1-я половина XV века). Это Акафист апостолу Иоанну Богослову.

В греческой Церкви продолжали слагать новые акафисты; большое число текстов было написано гимнографом Герасимом Микраяннанитом.

Жанр акафиста получил широкое распространение в Русской православной церкви в XIX и начале XX веков. По данным Алексея Попова («Православные русские акафисты…»), к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 158 акафистов, около 300 было отвергнуто.

Время гонений на Русскую православную церковь после революции 1917 года было временем акафистов, поскольку акафист можно читать и без священника. Как отмечает историк Алексей Беглов, акафисты стали наиболее распространённой формой упрощённых домашних богослужений в СССР, совершаемых в отсутствии священника и вообще людей, знающих богослужебный устав. Акафист имеет небольшой объём, поэтому его легко копировать, к тому же существенная часть акафистов написана на русифицированном варианте церковнославянского языка, и их легко воспринимать на слух. Если в дореволюционную эпоху появление новых акафистов несколько сдерживала цензура, то в XX веке акафисты создавали и распространяли в машинописных копиях очень активно.

Новый всплеск акафистографии наблюдался в конце XX — начале XXI века. Ежегодно появлялось до 40—50 новых церковнославянских акафистов. Последние обновления на сайте «Акафист» датированы сентябрём 2015 года. Среди наиболее плодовитых авторов — Евгений Храповицкий и Александр Трофимов.

Помимо церковнославянских акафистов, есть несколько сотен акафистов на других языках: греческом, румынском, сербском, английском, французском, болгарском, украинском, польском, грузинском, русском, чешском, словацком, новогреческом. Общее число оригинальных акафистов на разных языках, по данным священника Максима Плякина, превысило 1800.

Нормативные церковные документы об употреблении акафистов

14 мая 2018 года Священный Синод Русской православной церкви, рассмотрев практику употребления акафистов в Русской православной церкви, постановил:

2. Отметив, что, с одной стороны употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого посты, а с другой — в богослужебной практике используются и иные акафисты, подчеркнуть, что по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им».

3. В связи с изложенным отметить, что тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру, в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями.

4. Признать при этом допустимым совершение акафистов при совершении молебна (перед чтением Евангелия), а также, исходя из действующей практики: на малой вечерне (после отпустительного тропаря), на вечерне (после стихир на стиховне, либо после отпустительного тропаря), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона).

5. Не рекомендовать совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование.

6. Напомнить епархиальным Преосвященным, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий о недопустимости использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий.

7. Обратить внимание епархиальных Преосвященных, что они могут благословлять официальную публикацию новосоставленных акафистов только местночтимым святым и только в пределах возглавляемых ими епархий (журнал Священного Синода № 80 от 1-2 октября 1993 года).

8. Поручить Издательству Московской Патриархии совместно с Рабочей группой по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества подготовить сборник акафистов, рекомендуемых для общецерковного употребления.

9. Поручить Издательскому совету разместить список акафистов, утвержденных Священным Синодом, и их тексты на сайте Издательского совета или на особом интернет-сайте с последующим регулярным обновлением.

10. Поручить Синодальной богослужебной комиссии подготовить и представить на утверждение Священного Синода проект чинопоследования совершения молебного пения с акафистом для последующего включения в дополнительную часть Требника.

11. Рабочей группе по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества принимать к рассмотрению акафисты новопрославленным святым только после составления и утверждения в установленном порядке полных богослужебных последований таковым святым.

Примеры акафистов

  • Акафист Иисусу Сладчайшему
  • Акафист Успению Пресвятой Богородицы
  • Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Тихвинская»
  • АКАФИСТ СВЯТОМУ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ ЛУКЕ
  • АКАФИСТ СВЯТЫМ БЛАГОВЕРНЫМ КНЯЗЮ ПЕТРУ И КНЯГИНЕ ФЕВРОНИИ, МУРОМСКИМ
  • АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ ФЕОДОСИЮ ТОТЕМСКОМУ, ЧУДОТВОРЦУ

Примечания

Литература

  • Давыдов И. П. Православный акафист русским святым (религиоведческий анализ). — Благовещенск, 2004.
  • Козлов М. Из истории акафиста. Ч. 1. Византийские и русские досинодальные акафисты. // Журнал Московской Патриархии. — № 3. — 1992. — С. 43—49.
  • Козлов М. Из истории акафиста. Ч. 2. Русский акафист в синодальный период истории Церкви. // Журнал Московской Патриархии. — № 4. — 1992. — С. 37—43.
  • Козлов М. Акафист в истории православной гимнографии (недоступная ссылка). // Журнал Московской Патриархии. — № 6. — 2000.
  • Людоговский Ф. О причинах популярности акафистов, Богослов.Ру. 16.01.2009.
  • Людоговский Ф. Б. Православный акафист в межкультурной коммуникации (конец ХХ — начало XXI в.) // Глобализация — этнизация: этнокультурные и этноязыковые процессы. — Кн. 1. — М., 2006.
  • Людоговский Ф. Б. Структура и поэтика церковнославянских акафистов / отв. редактор Г. К. Венедиктов. — М.: Институт славяноведения РАН, 2015. — 352 с. — ISBN 978-5-7576-0343-8.
  • Людоговский Ф. Б. Церковнославянский акафист как современный гимнографический жанр: структура, адресация, функционирование. // Славяноведение. — № 2. — 2004.
  • Людоговский Ф., Плякин М. Жанр акафиста в XXI веке // Попов А. В. Православные русские акафисты. — М.: Изд-во Моск. патриархии, 2013. — С. 586—636.
  • Людоговский Ф. Б., Плякин М. Е. Акафисты ангелам: пробный фрагмент каталога церковнославянских акафистов. // Лингвистическое источниковедение и история русского языка . — М.: Древлехранилище, 2013. — С. 260—280.
  • Петровский А. В. Акафист // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1900. — Т. 1.
  • Попов А. В. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование… — Казань, 1903; 2-е изд.: М., 2013.
  • Турилов А. А., Казачков Ю. А., Никифорова А. Ю. и др. Акафист // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 371—381. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Чуркин А. А. Русский акафист середины XIX — начала XX века как жанр массовой литературы.

Ссылки

  • Сайт «Акафист»
  • Сайт с наиболее полной коллекцией аудио-записей Православных акафистов
  • Акафист // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сайт «Акафистоведение и акафистография»
  • Сборник акафистов
  • ЖЖ-сообщество «Акафисты»
  • Ο ΑΚΑΘΙΣΤΟΣ ΥΜΝΟΣ
  • Суббота Акафиста: С красотой этой службы просто нечего сравнить…; церковнославянский текст Акафиста на сайте Православие и мир.
  • Акатист као жанр црквене химнографије, Јовић Александра

Cодержание статьи:

Богослужения в храме сопровождаются песнопениями, имеющими разные наименования и смысловые значения. В связи с этим многие люди интересуются, в том числе, что означает слово «акафист» и какое место он занимает в церковной культуре. Попробуем разобраться.

акафисты что это

Что такое акафист и когда его читают?

Если коротко, то акафист – это хвалебный гимн Богородице, Господу и его святым:

  1. Его читают только стоя, недаром дословный перевод с греческого это и обозначает, поэтому его именуют еще «неседальной песнью». Всего их 25 (по числу букв в греческом алфавите): 13 хвалебных (кондаков) и 12 пространных, объясняющих суть события (икосов);
  2. Церковным уставом не предусмотрено обязательное пение акафистов в храмах, а во время Великого Поста это вообще запрещено всем, за исключением Похвалы Богородице и Страстям Господним – в определенные дни. В остальное время года исполнение разрешается. Обычно это делают стоя напротив иконы Всевышнего, Богоматери или прославляемого святого, а также того, у которого просят помощи или защиты;
  3. По большому счету, акафист является молитвой, причем в большей мере келейной, домашней. Если у вас отсутствует необходимая икона, то его можно прочитать и в храме или просто стоя лицом на восток. Желательно знать, с какой просьбой лучше обращаться к тому или иному святому угоднику.

Следует прочитывать его сразу полностью и по благословению духовника.

Кто пишет тексты для акафистников?

Это – сборник текстов песен, прославляющих Бога, его Матерь и святых:

  • Первый такой хвалебный гимн, названный Великим Акафистом, во имя Богородицы, написал святой Роман Сладкопевец, однако существуют и другие мнения, причисляющие к авторам Георгия Писиду и патриарха Сергия Константинопольского. Ориентировочное время появления – 626 год;
  • В России они стали очень популярны с 18 века. Авторами их были не только священнослужители разного ранга, но и миряне: как мужчины, так и женщины. Пишутся они по традиции на церковнославянском языке;
  • Теоретически написать их может любой человек, обладающий знаниями в области истории, владеющий языком написания, знанием богословских традиций стихосложения подобных произведений и, разумеется, обладающий талантом поэта;
  • В настоящее время церковью рассматривается необходимость утверждения новых текстов ее Высшим руководством, так как данные песнопения стали очень распространены в храмах.

При чтении акафиста соблюдается последовательность произнесения разных видов песен и молитв.

акафисты что это

Как правильно читать акафисты дома?

Для этого необходимо знать порядок чтения текстов и иметь большое терпение:

  1. Перед произнесением акафиста читают начальное: «Помилуй нас, Господи…» и «Слава тебе Боже…»;
  2. Далее следуют молитвы Святому Духу, Трисвятое, Пресвятой Троице, «Отче наш» и «Придите, поклонимся…», последнюю – трижды. За ними идут Псалом 50 и Символ веры;
  3. Читается акафист. Согласно существующим правилам, икос (они делятся на две части) читают всегда не как самостоятельную песню, а только после кондака. В этом случае становится понятно, во-первых, кого или что прославляют, а во-вторых, почему это делается, то есть заслуги святого или суть праздника;
  4. Чтение икоса завершается словом «Радуйся», а кондака – «Аллилуйя» («Хвалите Бога»). Принято считать, что в последнем, повторенным трижды, объясняется, кому посвящен акафист и содержится обращение к нему;
  5. Закончив исполнение основного текста, необходимо прочесть так называемые молитвы завершающие, посвященные величанию Богородицы («Достойно есть») и «Господи, помилуй».

Допускается читать акафист отдельно, сам по себе, без молитв до и после. Главное – вера.

История хвалебной песни Матери Божьей – заступнице Константинополя

В Уставе церкви предусмотрено исполнение только одного типа акафиста – Великого:

  • Он был посвящен Богородице и написан во времена правления византийского императора Ираклия в первой четверти 7-го века по случаю чудесного освобождения города от осады врагов, где она была защитницей и покровительницей горожан. После победы на воротах было написано ее изображение и сочинен Великий Акафист «Взбранной Воеводе…»;
  • Он исполняется ежегодно только в Великий Пост (в Субботу Акафиста), и именуют его Похвалой Богородице;
  • Поначалу этот термин обозначал название конкретного произведения, но впоследствии в России им стали называть все поэтические хвалебные церковные в песни, то есть он стал обозначать литературный жанр. Сложилась традиция сочинять акафисты в честь каждого святого (в том числе и новых), что, однако, не сделало их изложение в целом достойным первого (классического) акафиста. Так считает известный богослов Киприан (Керн).

Данная тема развита и в рассказе А.П. Чехова «Святою ночью».

акафисты что это

Чем отличается канон от акафиста?

Несмотря на то, что оба они относятся к хвалебным гимнам, их порядок и смысл не совсем одинаковы:

  1. Канон имеет два значения: правил и норм церковной жизни или жанра песнопения, в котором прославляются Господь, Богоматерь и святые;
  2. Порядок пения канонов определяется церковным Уставом и происходит каждый день. В отличие от них, акафист, который, как нам уже известно, в этом документе не прописан, читается только по заказам прихожан во время молебна;
  3. Каноны содержат в основном по 8 песен. Внутри каждая из них делится на ирмос (первая строфа) и тропари. Число последних составляет, как правило, 2-6, но бывает и до тридцати (в «особом» каноне). Каждый кратко, а вместе они объясняют суть праздника или жизнь и подвиг святого. Ирмосы задают метрический размер песен. Их обычно поют, а тропари читают.
  4. В отличие от акафистов, можно исполнять одновременно несколько канонов. Последние также относятся скорее к разряду покаянных жанров, в отличие от хвалебных акафистов.

Тексты канонов принадлежат перу священников, тогда как у акафистов может быть автором любой человек.

Покаянный Канон святого Андрея Критского

Он является самым большим произведением такого жанра:

  • Возникновение его связано с жизнью и деятельностью преподобного Андрея Критского, создавшего его как новую священную форму песнопения;
  • Произошло это в результате преобразования молитвенных текстов, именуемых тропарями, которые пели параллельно с ветхозаветными псалмами и гимнами;
  • Святитель сделал их самостоятельными частями богослужения. Постепенно они приняли образ, связанный уже с Новым заветом, в результате чего и появился канон, состоящий из разнообразных тематических циклов тропарей;
  • Сначала их присоединяли к старым 9-ти песням на основе Священного Писания, а когда прежние формы отмерли, оставшиеся каноны стали содержать в своей структуре песни, максимальное количество которых и составило ту же самую цифру;
  • Самым полным является Канон святого Андрея Критского. В его основе лежит не просто стремление формально вымолить у Бога прощения, но духовно исцелиться и очиститься с его помощью от своей греховности.

акафисты что это

Поют его дважды во время Великого Поста. Он имеет 9 песен, и в каждой из них до 30 тропарей.

Посещая храм, многие заказывают молебен, но не все знают, что такое акафист, который также можно выбрать для исполнения во имя любого святого. Данной статьей мы постарались это объяснить.

Видео: чтение хвалебной молитвы Богородице

В данном ролике церковный хор «Величание» прочитает акафист, посвященный Богородице, Царице Небесной:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы быстро ее исправим!
Спасибо!

Оценка 3.3 проголосовавших: 27
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here