Аще бо воинъ творя егоже перевод

Детально: аще бо воинъ творя егоже перевод - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.

Найдите и исправьте орфоэпические ошибки в следующих примерах. В необходимых случаях дайте комментарий.

Апостро́ф, вероисповеда́ние, карфагеня́не, катало́г, обо́дрить.

Ответ.

Апостро́ф и устарелое апо́строф

Вероиспове́дание (неправильно вероисповеда́ние).

Карфаге́няне

Катало́г (не рекомендуется ката́лог; часто встречается в речи библиотечных работников).

Ободри́ть, ободрю́, ободри́т (не рекомендуется обо́дрить, обо́дрю, обо́дрит).

Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл. За правильный комментарий – дополнительный балл.

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Перед какими гласными буквами может писаться буква Ь и какие функции она при этом выполняет?

Ответ. 1) Основное значение Ь в позиции перед гласными – разделительное, то есть указание на то, что следующая буква обозначает j + гласный. Такими гласными являются Е, Ё, И, О, Ю, Я.

2) В положении перед Э в единственном слове бельэтаж функция Ь такая же, как в положении перед согласным: указание на мягкость предшествующего согласного.

Оценка. 2 балла за первую часть. 2 балла – за 2 часть (слово бельэтаж).

Вопрос № 3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

В стихотворении «Петровские казни» читаем

Оглавление [Показать]

Передо мною плаха

На площади встает,

Червонная рубаха

Забыться не дает.

Определите значение выделенного слова. Что вы знаете о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своем стихотворении?

Ответ. 1. червонный – ‘красный, алый, цвета крови’.

2. старосл. чръвьнъ, др.-русск. – чьрвенъ – ‘красный’.

3. В современных словарях слово имеет помету «устаревшее». Использовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идет о временах восхождения на престол Петра 1, казни стрельцов, выступивших на стороне сестры Петра 1 Софьи.

Оценка. За 1 часть вопроса – 1 балл, за 2 часть – 2 балла, за 3 часть – 1 балл.

Вопрос № 4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

В словенском языке есть пословица, все слова которой состоят из общеславянских корней:

Kovačeva kobila je vedno bosa ( č = ч)

(а) Переведите ее на русский язык и (б) найдите ей русский фразеологический эквивалент.

Ответ. (а) Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной); (б) Сапожник ходит без сапог.

Оценка. За правильный перевод – 4 балла. За фразеологический эквивалент – 2 балла.

Вопрос № 5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

В церкви во время богослужения можно иной раз слышать фразу на церковнославянском языке: Гони же правду (1 Тим. 6:11). К чему же всё-таки призывал христиан апостол Павел? Обоснуйте ваш ответ.

Ответ. В церковнославянском языке глагол гнaти означал не только ‘прогонять’, но и ‘догонять’, ‘преследовать’, ‘соблюдать’ (ср. в русском «гон», «гончая» – собака, призванная не прогонять, а преследовать, настигать добычу). Здесь речь идёт как раз о «преследовании», т. е. о соблюдении правды.

Оценка: за правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 3 балла; максимальный балл – 6.

Вопрос № 6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Чехов писал «теплый пальто», лингвисты начала ХХ века – «уголовный арго», мы говорим «черн__ кофе», а у одного современного писателя «боцман пьёт свой утренний пиво». Напишите несколько строк об этом явлении для справочника по культуре речи и дайте краткий исторический комментарий. Объясните смысл художественного приёма, использованного современным писателем.

Ответ.

1. Пальто, арго, кофе и некоторые другие слова, заканчивающиеся на ударные гласные, обычно относятся к галлицизмам, то есть заимствованиям из французского языка. Во французском языке нет среднего рода, слова пальто, арго, кофе относятся к мужскому роду.

2. В речи образованных людей прошлого галлицизмы такого типа некоторое время оставались существительными мужского рода. Однако сегодня это отчасти верно только для слова кофе, для которого допустим и средний род, если верить новым справочникам.

3. Нарушение согласования по роду утренний пиво является авторским проявлением гиперкоррекции (сверхправильности), возникшей по шуточной аналогии с выражением утренний кофе.

Оценка. По 2 балла за правильный ответ на каждый аспект вопроса.

Вопрос № 7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Из данного перечня выпишите слова, которые являются однокоренными.

Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.

Ответ. Однокоренными являются перстень и наперсток. Они имеют корень -перст– (ср.: устаревшее слово перст ‘палец’; поговорка Один как перст и т. п.). Исторически к тому же корню восходит еще слово перчатка (первоначально перстчатка).

Оценка. За правильное указание однокоренных слов – 2 балла, за указание на этимологическое родство со словом перчатка – 2 балла. За неверное указание родственных связей снимать балл за каждую ошибку.

Вопрос № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Восстановите первоначальный вид фразеологизма, укажите его источник:

а) Зиму и лето одевается он в парусинку, питается селедкой и акридами (Чехов. Осколки московской жизни 1883);

б) Волк в шкуре джентльмена. (МК. 07.12.2002);

в) Но в СССР может ли быть что доброе? (Новая газета).

Ответ. а) питаться мёдом и акридами (акридами и диким мёдом). Источник – Евангелие (Библия);

б) волк в овечьей шкуре. Источник – Евангелие (Библия);

в) Из Назарета может ли быть что доброе? Источник – Евангелие (Библия);

Оценка. По 2 балла за каждый восстановленный фразеологизм, за указание первоисточника – 1 балл.

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Произведите морфемный анализ словоформ выполните, вылечите, выкупите.

Ответ. Для правильного ответа нужно заметить, что каждое из этих слов может быть формой буд. вр. 2 л. мн. ч. и формой повелит. накл. 2 л. мн. ч., поэтому их морфемное членение может быть двояким:

вы-полн-ите и вы-полн-и-те;

вы-лет-ите и вы-лет-и-те;

вы-куп-ите и вы-куп-и-те.

Оценка. По 1 баллу за каждую правильно разобранную словоформу.

Вопрос № 10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Можно ли однозначно определить синтаксические функции зависимых слов в данных словосочетаниях. Дайте мотивированный ответ.

1) Чтение книги, 2) желание подкрепиться, 3) завтрак на траве.

Ответ. Во всех случаях определение синтаксических функций неоднозначно. В каждом словосочетании зависимые слова можно квалифицировать как определения, так как они относятся к главным существительным. Но в словосочетании (1) слово чтение осложнено значением дополнения, так как оно обозначает объект действия, названного главным отглагольным существительным; словосочетание (2) вообще может быть признано нечленимым так как у главного отглагольного существительного сохраняется модальное значение, а в словосочетании (3) добавляется значение обстоятельства места благодаря синтаксической форме слова с предлогом НА.

Оценка. По 1 баллу за правильный разбор, по 1 баллу за каждый правильный комментарий (итого – 6 баллов)

Вопрос №1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.

Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря, сделав необходимые пометы:

Дефис, звонить, симметрия, тенденция, шинель.

Ответ.

Дефи́с (неправильно де́фис). Не рекомендуется произношение .

Звони́ть, звоню́, звони́т (не рекомендуется зво́нит); прич. звоня́щий (неправильно зво́нящий).

Симме́трия и Симметри́я.

Тенде́нция. Произносится .

Шине́ль, мн. шине́ли, род. шине́лей (неправильно шинеля́, шинеле́й). Неправильно произношение .

Оценка. Каждая правильно составленная статья – 2 балла. За неполный ответ – 1 балл.

Вопрос №2

Участники должны продемонстрировать знание истории русского алфавита.

Прочитайте утверждение академика :

«Азбука наша письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку».

Какие фрагменты азбуки имел в виду , составляя приведенное суждение?

Ответ.

а) аз буки веди = я буквы знаю,

б) глагол добро есть = слово/речь – это добро,

в) добро есть живете = добро есть жизнь,

г) како люди мыслете = как люди мыслят;

д) наш он покой = наш тот покой;

е) рцы слово твердо = говори слово твердо.

Оценка. По одному баллу за каждый правильно найденный фрагмент

Вопрос №3

Какое из перечисленных слов является по смыслу лишним?

Турчанка, медведица, балерина, овца, горилла, кассирша, свинья.

Ответ. Лишним является слово горилла, так как оно может называть как самку, так и самца этого вида обезьян.

Оценка. 2 балла за правильный ответ + 2 балла за обоснование.

Вопрос №4

Просклоняйте параллельно слова стол и шкаф в единственном числе. Чем обусловлено разное число падежных окончаний?

Ответ. У слова шкаф в предложном падеже есть 2 окончания, которые различаются по значению: окончание – Е имеет объектное значение, – У – местное значение.

Оценка. Максимальный балл – 5: 2 за выявление различия, 2 за объяснения значения, 1 балл за указание того, что в древнерусском языке данный падеж назывался местным, поскольку это было его основное (первичное) значение.

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

В церковнославянском переводе Библии читаем: труси же велицы по местомъ и глади и пагубы будутъ, страхования же и знамeния велия съ небесе будутъ. Что значит в данном случае слова труси, страхования и глади?

Ответ. а) слово труси означает землетрясения (ср. трясти, тряска; диал. вытрусить ковёр ‘вытрясти ковёр’);

б) слово страхования означает страхи, устрашения;

в) слово глади – форма мн. ч. от глад (голод).

Оценка. По 3 балла за каждый правильный ответ.

Вопрос №6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

В забытом городском романсе «Бедовая морячка» рефрен заканчивается строкой: «Рассорясь по-одесски, по-английски ты ушла».

Какие правила правописания согласных можно проиллюстрировать выделенными словами?

Ответ.

1. Правописание приставок на з-/с-.

2. Запрет на употребление утроенных букв на письме: *расссо-и-ть-ся, *одессск(ий). Ср.: сторон-а – сторон-н(ий), но: ванн-а – *ваннн(ый) > ванн(ый).

Ответ. За первую часть вопроса – 2 балла, за вторую часть вопроса – 3 балла.

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрёк, неодолимый, обычный, страсть, приятный, намек.

Ответ.

Современное
членение

Историческое членение

упрек-ø

у-прек-ъ (корень тот же, что и в словах переч-ить, по-перек; неполноргласный вариант:, прек-о-словить, во-прек-и).

не-одол-им-ый

не-о-дол-им-ый (корень тот же, что в словах доля, делить;одолеть – взять долю, часть, счастье; неодолимый – то, что нельзя разделить, чем можно овладеть)

обыч-н-ый

о-быч-н-ый < *об-выч-н-ый (корень тот же, что и в словах при-выч-к-а, на-вык)

страсть – ø

страс-т-ь < *страд-т-ь (корень тот же, что и в слове страд-а-ть)

прият-н-ый

при-я-т-н-ый (корень – я – тот же, что в словах вз-я-ть, по-(н)-я-ть, при-(н)-я-ть)

намек – ø

на-мек-ъ (корень тот же, что в словах с-мек-а-ть, с-мек-а-л-к-а, ку-мек-а-ть)

Оценка. 2 балла за каждый правильный ответ, за частично правильный ответ; максимальный балл – 12.

Вопрос №8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

В современном русском языке мы используем устойчивые выражения взялся за гуж, надел хомут на шею, поворачивай оглобли, закусить удила. А каковы исходные значения слов гуж, хомут, оглобля, удила?

Ответ. Гуж – петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.

Хомут – часть упряжи – надеваемый на шею лошади округлый деревянный остов с мягким валиком на внутренней стороне.

Оглобля – В упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на передней оси повозки и соединяющихся с дугой.

Удила – часть сбруи – металлические стержни, вкладываемые в рот упряжного животного.

Оценка. По 2 балла за каждый правильный ответ. Минус один балл за неточность в ответе.

Вопрос №9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Какие грамматические особенности известного детского стихотворения свидетельствуют о том, что ребенок относится к игрушке как к живому существу?

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

(А. Барто)

Ответ. Отношение ребенка к игрушкам как к живым существам проявляется в грамматической форме мишке. Если действие оторвать (как и некоторых других глаголов со значением «порчи») направлено на неживой предмет, то название последнего будет стоять в форме родительного падежа с предлогами у или от: оторвать у газеты уголок, оторвать у рубашки (или от рубашки) рукав и т. п. Форма же дательного падежа употребляется в данной ситуации только в том случае, если «страдает» живое существо, ср.: оторвать мухе лапку.

Оценка. Максимальный балл – 4.

Вопрос №10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Одинаков или различен синтаксический статус выделенных сочетаний слов в предложениях:

1) Я сижу читаю.

2) Я сел почитать.

Ответ. В предложении (1) выделенные слова представляют собой осложненное сказуемое, выраженное одинаковыми формами двух глаголов, не формирующих однородный ряд: семантическая значимость компонентов различна, она преобладает у слова читаю. Если вставить союз И (Я сижу и читаю), то пропадает семантическое неравноправие и меняется смысл высказывания.

В предложении (2) инфинитив при пространственном глаголе выполняет функцию обстоятельства цели, что доказывается возможностью вставки целевого союза чтобы.

Оценка. По 1 баллу за правильно определенный тип и по 2 балла – за комментарий.

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные:

Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря, сделав необходимые пометы.

Дефис, звонить, симметрия, тенденция, шинель.

Ответ.

Дефи́с (неправильно де́фис). Не рекомендуется произношение .

Звони́ть, звоню́, звони́т (не рекомендуется зво́нит); прич. звоня́щий (неправильно зво́нящий).

Симме́трия и Симметри́я.

Тенде́нция. Произносится .

Шине́ль, мн. шине́ли, род. шине́лей (неправильно шинеля́, шинеле́й). Неправильно произношение .

Оценка. Каждая правильно составленная статья – 2 балла. За неполный ответ – 1 балл.

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Почему пишется замуж и невтерпёж без Ь, а невмочь и наотмашь с Ь? Дайте историческое объяснение.

Ответ. Все представленные наречия образованы от сочетания существительного с предлогом. Первые два слова в качестве словообразовательной базы используют существительные м. р., в слове невтерпеж доказательством тому является суффикс –еж, ср. галдёж. Два последние слова, напротив, произведены от существительных ж. р. Слово наотмашь от существительного отмашь (приведено у Даля), образованного нулевой суффиксацией, является существительным ж. р., ср. тишь, глушь.

Оценка. 3 балла за указание на родовую принадлежность как основание орфографической нормы. 3 балла – за указание на словообразовательную модель как основание для орфографической нормы.

Вопрос №3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

В каких значениях употреблены выделенные слова в следующих примерах? В каких отношениях находятся между собой эти значения? Как называется это явление в научной литературе?

1) Тобою царства возрастают,

Твое орудие цари;

Тобой они и померцают

Как блеск вечерния зари!

( «Изображение Фелицы»)

2) Всё тихо. На Кавказ идет ночная мгла,

Мерцают звёзды надо мною.

(. На холмах Грузии лежит ночная

мгла, первоначальная черновая редакция)

Ответ: 1. В первом примере выделенное слово употреблено в значении ‘потемнеть, померкнуть, потускнеть’. Во втором примере слово мерцают употреблено в значении ‘светятся неровным, колеблющимся светом’. Этимологически глагол мерцать связан со словами меркнуть, сумерки, морока, морочить.

2. Здесь представлен особый вид антонимических отношений, в которые вступают противоположные отношения одного слова.

3. Такое явление в научной литературе называется энантиосемией.

Оценка. По 2 балла за правильный ответ на каждый аспект вопроса.

Вопрос №4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

В 1864 г. В журнале «Библиотека для чтения» под псевдонимом М. Лесков опубликовал роман «Некуда». Отличалось ли написание название романа от современного? Обоснуйте свой ответ.

Ответ. а) Современная приставка не– имеет 2 значения: отрицательное и неопределенное; б) до 1917 г. Они различались орфографически: отрицательное – через Е, а неопределенное – через ять; в) поскольку роман Лескова является антинигилистическим, то написание названия романа не отличалось от современного. г) такого местоимения с неопределенной приставкой в русском языке нет.

Оценка. За каждый аспект ответа – 2 балла. Максимальный ответ – 8 баллов.

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

В одном из памятников XI века сказано:

Аще бо воинъ творя, егоже воевода не повеле, или не творя, егоже повеле, главьное мучение отъ закона приемлеть.

Какое законное наказание постигнет воина, не исполнившего приказ военачальника? Обоснуйте свой ответ лингвистически.

Ответ. Прилагательное главьный – относительное, его первоначальное значение ‘имеющий отношение к голове (главе)’; следовательно, воину будет отрублена голова, ст.-сл. глава.

Оценка. 3 балла за правильный ответ + 3 балла за указание на соответствие старославянского глава и русского голова и за указание на изменение семантики слова главное.

Вопрос №6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

В песне по фольклорным мотивам Среднего Поволжья есть такие слова:

«А гармошка – сто голос.

Нет, не зря ее привез

На родимую сторонку

Из Совгавани матрос».

(Хаванов . Стихотворения. – М., 2001. – С. 40.)

Определите, в какой форме употребляется слово голос в первой строке текста. Укажите аналогичные примеры в современном русском литературном языке. Дайте исторический комментарий к этой форме.

Ответ.

1. Слово голос употреблено в форме Р. п., мн. ч.

2. Аналогичные формы: пара чулок, рота солдат и т. п.

3. Данная форма является исконной для русского языка. Кроме некоторых случаев, исторически она была вытеснена формами с окончанием –ов.

Оценка. 2 балла – за 1 часть вопроса, 2 балла – за 2 часть вопроса, 3 балла – за 3 часть вопроса.

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам: лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, луковица, лучина, лучковый, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше.

Ответ.

а) лукавый, излучина, лукоморье, лучковый, лукошко, лучник – восходят к корню лук– со значением изгиба, кривизны;

б) лучевой, лучезарный, лучина, лучистый – восходят к корню луч– со значением испускания света (ср. лат. lux);

в) случай, получка, лучше – восходят к корню луч– со значением метко бросать, попадать, получать;

г) луковица – восходит к корню лук– со значением ‘растение’.

Оценка. Максимальный балл за выделение всех 4-х гнезд – 8. Минус 1 балл за каждое неправильно помещенное в гнездо слово.

Вопрос №8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Какое выражение является в данном ряду «лишним»?

Дамоклов меч, кузькина мать, валаамова ослица, авгиевы конюшни, мамаево побоище, вавилонское столпотворение, дубина стоеросовая, верста коломенская.

Ответ. Все выражения, кроме дубина стоеросовая, состоят из существительного и прилагательного, образованного от имени собственного; прил. стоеросовая – переогласовка прил. ставросовая, образованного от греч. ставрос ‘кол, шест, свая; крест’.

Оценка. 2 балла за правильный ответ + до 3 баллов за обоснование.

Вопрос №9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Какого рода в русском языке слово дружище? В каком падеже оно стоит? В чем особенность употребления этого слова в современном русском языке?

Ответ.

Слово дружище – мужского рода, что определяется не по окончанию, а по характеру согласования с определениями, например: Дорогой мой дружище!

С исторической точки зрения, это форма звательного падежа. Это существительное в современном русском языке дружище употребляется только в качестве обращения и потому стоит вне падежной системы. (Нельзя сказать по-русски: «Это мой дружище», «Пойду к своему дружищу», «Я получил письмо от своего дружища».)

Оценка. По 2 балла за каждый правильный ответ на каждый аспект вопроса.

Вопрос №10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

В письме иностранца встретилась фраза: Пиджаку оторвали пуговицу. В чем заключается синтаксическая ошибка этого иностранца? Как её исправить?

Ответ. Ошибка заключается в неразличении категории одушевленности. Одушевленные существительные в этом контексте должны употребляться с предлогами от, у.

Оценка. За исправление – 2 балла, за объяснение – 3 балла. Максимальный ответ – 5 баллов.

Задания для проведения Олимпиады в 11 классе

Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные:

Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря, сделав необходимые пометы.

Дефис, звонить, симметрия, тенденция, шинель.

Ответ.

Дефи́с (неправильно де́фис). Не рекомендуется произношение .

Звони́ть, звоню́, звони́т (не рекомендуется зво́нит); прич. звоня́щий (неправильно зво́нящий).

Симме́трия и Симметри́я.

Тенде́нция. Произносится .

Шине́ль, мн. шине́ли, род. шине́лей (неправильно шинеля́, шинеле́й). Неправильно произношение .

Оценка. Каждая правильно составленная статья – 2 балла. За неполный ответ – 1 балл.

Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Почему пишется замуж и невтерпёж без Ь, а невмочь и наотмашь с Ь? Дайте историческое объяснение.

Ответ. Все представленные наречия образованы от сочетания существительного с предлогом. Первые два слова в качестве словообразовательной базы используют существительные м.р., в слове невтерпеж доказательством тому является суффикс –еж, ср. галдёж. Два последние слова, напротив, произведены от существительных ж.р. Слово наотмашь от существительного отмашь (приведено у Даля), образованного нулевой суффиксацией, является существительным ж.р., ср. тишь, глушь.

Оценка. 3 балла за указание на родовую принадлежность как основание орфографической нормы. 3 балла – за указание на словообразовательную модель как основание для орфографической нормы.

Вопрос №3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

В каких значениях употреблены выделенные слова в следующих примерах? В каких отношениях находятся между собой эти значения? Как называется это явление в научной литературе?

1) Тобою царства возрастают,

Твое орудие цари;

Тобой они и померцают

Как блеск вечерния зари!

(Г.Р.Державин «Изображение Фелицы»)

2) Всё тихо. На Кавказ идет ночная мгла,

Мерцают звёзды надо мною.

(А.С.Пушкин. На холмах Грузии лежит ночная

мгла, первоначальная черновая редакция)

Ответ: 1. В первом примере выделенное слово употреблено в значении ‘потемнеть, померкнуть, потускнеть’. Во втором примере слово мерцают употреблено в значении ‘светятся неровным, колеблющимся светом’. Этимологически глагол мерцать связан со словами меркнуть, сумерки, морока, морочить.

2. Здесь представлен особый вид антонимических отношений, в которые вступают противоположные отношения одного слова.

3. Такое явление в научной литературе называется энантиосемией.

Оценка. По 2 балла за правильный ответ на каждый аспект вопроса.

Вопрос №4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

В 1864 г. В журнале «Библиотека для чтения» под псевдонимом М.Стебницкий Н.С.Лесков опубликовал роман «Некуда». Отличалось ли написание название романа от современного? Обоснуйте свой ответ.

Ответ. а) Современная приставка не– имеет 2 значения: отрицательное и неопределенное; б) до 1917 г. Они различались орфографически: отрицательное – через Е, а неопределенное – через ять; в) поскольку роман Лескова является антинигилистическим, то написание названия романа не отличалось от современного. г) такого местоимения с неопределенной приставкой в русском языке нет.

Оценка. За каждый аспект ответа – 2 балла. Максимальный ответ – 8 баллов.

Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

В одном из памятников XI века сказано:

Аще бо воинъ творя, егоже воевода не повеле, или не творя, егоже повеле, главьное мучение отъ закона приемлеть.

Какое законное наказание постигнет воина, не исполнившего приказ военачальника? Обоснуйте свой ответ лингвистически.

Ответ. Прилагательное главьный – относительное, его первоначальное значение ‘имеющий отношение к голове (главе)’; следовательно, воину будет отрублена голова, ст.-сл. глава.

Оценка. 3 балла за правильный ответ + 3 балла за указание на соответствие старославянского глава и русского голова и за указание на изменение семантики слова главное.

Вопрос №6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

В песне по фольклорным мотивам Среднего Поволжья есть такие слова:

«А гармошка – сто голос.

Нет, не зря ее привез

На родимую сторонку

Из Совгавани матрос».

(Хаванов Е.И. Дороги. Стихотворения. – М., 2001. – С. 40.)

Определите, в какой форме употребляется слово голос в первой строке текста. Укажите аналогичные примеры в современном русском литературном языке. Дайте исторический комментарий к этой форме.

Ответ.

1. Слово голос употреблено в форме Р.п., мн.ч.

2. Аналогичные формы: пара чулок, рота солдат и т.п.

3. Данная форма является исконной для русского языка. Кроме некоторых случаев, исторически она была вытеснена формами с окончанием –ов.

Оценка. 2 балла – за 1 часть вопроса, 2 балла – за 2 часть вопроса, 3 балла – за 3 часть вопроса.

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам: лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, луковица, лучина, лучковый, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше.

Ответ.

а) лукавый, излучина, лукоморье, лучковый, лукошко, лучник – восходят к корню лук– со значением изгиба, кривизны;

б) лучевой, лучезарный, лучина, лучистый – восходят к корню луч– со значением испускания света (ср. лат. lux);

в) случай, получка, лучше – восходят к корню луч– со значением метко бросать, попадать, получать;

г) луковица – восходит к корню лук– со значением ‘растение’.

Оценка. Максимальный балл за выделение всех 4-х гнезд – 8. Минус 1 балл за каждое неправильно помещенное в гнездо слово.

Вопрос №8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Какое выражение является в данном ряду «лишним»?

Дамоклов меч, кузькина мать, валаамова ослица, авгиевы конюшни, мамаево побоище, вавилонское столпотворение, дубина стоеросовая, верста коломенская.

Ответ. Все выражения, кроме дубина стоеросовая, состоят из существительного и прилагательного, образованного от имени собственного; прил. стоеросовая – переогласовка прил. ставросовая, образованного от греч. ставрос ‘кол, шест, свая; крест’.

Оценка. 2 балла за правильный ответ + до 3 баллов за обоснование.

Вопрос №9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Какого рода в русском языке слово дружище? В каком падеже оно стоит? В чем особенность употребления этого слова в современном русском языке?

Ответ.

Слово дружище – мужского рода, что определяется не по окончанию, а по характеру согласования с определениями, например: Дорогой мой дружище!

С исторической точки зрения, это форма звательного падежа. Это существительное в современном русском языке дружище употребляется только в качестве обращения и потому стоит вне падежной системы. (Нельзя сказать по-русски: «Это мой дружище», «Пойду к своему дружищу», «Я получил письмо от своего дружища».)

Оценка. По 2 балла за каждый правильный ответ на каждый аспект вопроса.

Вопрос №10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

В письме иностранца встретилась фраза: Пиджаку оторвали пуговицу. В чем заключается синтаксическая ошибка этого иностранца? Как её исправить?

Ответ. Ошибка заключается в неразличении категории одушевленности. Одушевленные существительные в этом контексте должны употребляться с предлогами от, у.

Оценка. За исправление – 2 балла, за объяснение – 3 балла. Максимальный ответ – 5 баллов.

II тур

Задание для 9 класса

Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

  1. Читайте, читайте, читайте!

  2. О времена! О нравы!

  3. Мой дом – моя крепость!

Задание для 10 класса

Напишите отзыв о данном произведении, дав лингвостилистическую оценку текста и экологическую и этическую оценки его проблематике.

Костер в лесу

Костер угасал.

В нем едва теплилась жизнь, он чувствовал, что не пройдет и часа, как от него останется горка пепла – и ничего больше. Маленькая горка пепла среди огромного дремучего леса.

Костер слабо потрескивал, взывая о помощи. Красный язычок лихорадочно облизывал почерневшие угли, и Ручей, пробегавший мимо, счел нужным осведомиться:

– Вам – воды?

Костер зашипел от бессильной злости. Ему не хватало только воды в его положении! Очевидно, поняв неуместность своего вопроса, Ручей прожурчал какие-то извинения и заспешил прочь.

И тогда над угасающим Костром склонились кусты. Не говоря ни слова, они протянули ему свои ветки.

Костер жадно ухватился за ветки, и – произошло чудо. Огонь, который, казалось, совсем в нем угас, вспыхнул с новой силой.

Вот что значит для костра протянутая вовремя ветка помощи!

(Ф.Кривин)

Задание для 11 класса.

Определите, к какому стилю относится приведенный текст. Свою точку зрения аргументируйте.

 Статья 14. Понятие преступления

1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Статья 15. Категории преступлений

1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.

3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает два года лишения свободы.

4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.

5. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

9 класс

I ТУР

ЧАСТЬ 1

Ответ:

Спутники Садко были купеческими приказчиками – наемными служащими у купца или в торговом заведении, выполнявшими поручения торгового характера, занимавшимися по доверенности хозяина торговлей (Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. Словарь устаревших слов русского языка. М., 2005. С. 551); («нарядчик, приказный, кому приказан порядок; поверенный по делам, уполномоченный от хозяина»; Даль).

В России XV–XVII вв. целовальниками называли 1) выборных должностных лиц, занимавшихся сбором податей или другими судебными и полицейскими делами; при вступлении на должность целовальник принимал присягу, сопровождавшуюся целованием креста; 2) торговцев вином в питейном заведении, кабаке (Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. Словарь устаревших слов русского языка. М., 2005. С. 748).

Однако купеческие приказчики не могли одновременно быть и целовальниками. В былине отражено исходное значение слова целовальники – лица, целовавшие крест и присягавшие на верность.

Ответ:

Отрясти (отряхнуть) от своих ног прахсовершенно, окончательно, навсегда порвать с кем-либо или чем-либо; отречься от кого-либо или чего-либо. Фразеологизм восходит к выражению из Евангелия: “Если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или города того, отрясите прах от ног ваших”. Выражение связано с древним обычаем ударять ногою о землю у порога или на границе. Отряхивание пыли с ног означало полный и окончательный разрыв с кем-либо или чем-либо, символизировало нежелание взять с собой даже мельчайшие частицы покинутой земли.

Посыпать голову пеплом – выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов,2:12; Есфирь,4:1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу какого-нибудь бедствия, утраты чего-нибудь ценного.

Совлечь с себя ветхого человекадуховно возродиться, обновиться. Библейский термин «ветхий человек» означает внутренюю греховную сущность человека Ветхого Завета, которая согласно Новому Завету должна быть преодолена в христианском возрождении «нового человека». Встречается в Посланиях Апостола Павла, в богословской и проповеднической литературе. В послании римлянам Апостол Павел (7:15) призывает колосских христиан отказаться от прежних греховных привычек: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового».

Ответ:

Это явление носит название народной этимологии. Происхождение слова толкуется на основании возникающих ассоциаций, не связанных с научными представлениями об этимологии, часто юмористических. В приведенном примере слово посол рассматривается как искаженный вариант слова пошел при определенной семантической близости.

Ответ:

суббота, квота, грамота, шпрота, охота; слова суббота, квота, грамота, шпрота являются заимствованными, а в слово охота образовано от глагола хотеть.

Ответ:

Эти наречия пишутся по-разному, т.к. образованы разными способами. Суффикс –а пишется в наречии только тогда, когда оно образовано приставочно-суффиксальным способом, так образовано наречие досуха (досуха < сухой); наречие же досрочно образовано суффиксальным способом (досрочно < досрочный).

Ответ:

а) Грамматическая категория лица. У притяжательного местоимения 1 лица мой лицо – постоянный признак (лексико-грамматическая категория), форма повелительного наклонения глагола выражает значение 2 лица, признак непостоянный.

б) Грамматическая категория числа. У местоимения мой число – синтаксически зависимая категория, значение числа повторяет, дублирует значение формы числа существительного, с которым согласуется местоимение, т. е. единичность предмета. Форма повелительного наклонения глагола выражает значение числа, не зависящее от других слов в предложении.

в) Наличие словоизменения. Местоимение склоняется, а глагол спрягается.

Ответ:

Можно увидеть пять частей речи, с которыми функционально связывается местоимение всё.

1. Имя прилагательное. Она прогуляла всё лето.

2. Имя существительное. Она всё прочла.

3. Глагол. Ты уже всё?

4. Частица. Бабушке становилось все легче и легче.

5. Наречие. Не все коту масленица.

В первом случае слово всё представляет собой форму ср.р. ед.ч. определительного местоимения, согласующегося с главным существительным. Оно обозначает, что предмет, с которым оно согласовано, берется в полном объеме.

Во втором случае имеет место субстантивация этого местоимения в указанной форме. Обычно оно выступает в качестве объекта действия, либо определенного, известного (Она всё прочла, то есть прочла все книги, произведения из того объема, который известен говорящему и слушающему как полный), либо неопределенного, но представленного говорящим в качестве полного объекта, на который направляется действие (Я тебе всё скажу).

В третьем случае речь идет об известном действии и говорящему и слушающему, которое должно быть выполнено в полном объеме. Иными словами, местоимение всё здесь аналогично глаголу совершенного вида, обозначающему, что действие завершено, то есть в перфективной функции.

В четвертом случае местоимение всё употреблеяется в качестве усилительной частицы при сравнительной степени прилагательного.

В пятом случае местоимение всё употреблено в качестве обстоятельства времени со значением ‘всегда’, то есть по функции является наречием.

Ответ:

1. Правильно: ско́лькими.

2. Все другие формы возникли по аналогии: сколькью́ и сколькерью́ – как пятью, семью и т. п.; скольки́ми и сколькеры́ми – как такими, четверыми; сколькми́ и сколькерми́ – как лошадьми, дверьми; сколькмя́ и сколькермя́ – как тремя, четырьмя. Основа сколькер– образована по аналогии с основой собирательных числительных пятеро, шестеро.

Ответ:

1), 4), 5) – обстоятельство с причинным оттенком значения. В 1) и 4) можно усмотреть еще и временной оттенок.

2) – обстоятельство с целевым оттенком значения.

3) – обстоятельство с оттенком значения образа действия.

Ответ:

Предложение сложноподчиненное. В придаточном можно выделить два типа значений – приместоименно-определительное подлежащное и целый ряд синкретично связанных обстоятельственных: условное, причинное, временное.

Хотя по составу главное предложение и является двусоставным (тот – подлеж.), его значение обобщенно-личное, как у определенно- и неопределенно-личных односоставных. Ср. то же в форме неопр.-личного предл.: Если уж станут тебе поперек горла, пусть прощения не ждут.

Подчеркнут глагол в личной форме 1-го спряж., несов. вида, перех. (хотя управляет Род. падежом в силу достигательного значения) повел. накл. ед.ч. Форма повел. накл., обычно имеющая значение 2-го лица, употреблена в значении 3-го лица.

Ответ:

Ударение в русском языке является свободным, т. к. может падать на любой слог слова (первый, второй, третий…), подвижным, т. к. может перемещаться в зависимости от формы слова (взЯл – взялА), исторически изменчивым, т. к. может изменяться в процессе развития языка (ср., напр., устар. музЫка, Агент, у мОста, к мОсту и т. п.).

Ответ:

словам с беглыми гласными в русском языке (пёс – пса, сон – сна) соответствуют слова с гласным а (пас, сан), русскому гласному е соответствует сербский гласный е, русскому сочетанию ер между согласными соответствует звук р, русскому сочетанию ол между согласными соответствует звук у; следовательно, можно установить такие соответствия указанным словам:

рожь

раж

палец

палац

лес

лес

лоб

лаб

верба

врба

смерть

смрт

жёлт

жут

9 класс

I ТУР

ЧАСТЬ 2

Ответ:

… и вспомнил Олег коня своего, которого он повелел кормиить и не садиться на него. Ибо он некогда вопрошал волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь, конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него ты умрешь». Олег, приняв это во внимание, сказал так: «Никогда не сяду на него и не больше не увижу его». И приказал его кормить и не приводить к нему. И так прошло несколько лет, и он не видел его, пока не пошел на греков. И когда он пришел в Киев через пять лет, он вспомнил о коне, от которого, по словам волхвов, ему предстояло умереть. И он призвал старшего конюха и сказал: «Где тот конь, которого я приказал кормить и беречь?» Тот ответил: «Он умер». Олег же, рассмеявшись, укорил кудесника, сказав: «Вот неверно говорят волхвы, но все это ложь: конь умер, а я жив». И пришел он на место, где лежали высохшие кости и череп коня: и, сойдя с коня, он посмеялся и сказал: «Неужели от этого черепа мне принять смерть?» И наступил ногой на череп. И вот змея, выползши из черепа, ужалила его в ногу. И оттого он разболелся и умер. И весь народ плакал плачем великим, и понесли его и похоронили на горе, которая называется Щековицей.

В 1-м и 4-м (последнем) случае слово конь употреблено в Вин. пад. в позиции прямого дополнения, категория одушевленности еще не проявляется. Во 2-м и 3-м случае – в Им. пад. в позиции подлежащего.

10 класс

I ТУР

ЧАСТЬ 1

Ответ:

а) XVIII в.: Словарь Академии Российской: В IV ч. – СПб., 1789 -1794 (САР; второе издание выходило в 1806-1822 годах);

б) XIX в: Словарь церковнославянского и русского языка: В IV т. – СПб., 1847 (Словарь-1847); Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.I – IV (Первым изданием словарь выходил в 1863-1866);

в) середины XX в.: Словарь современного русского литературного языка АН СССР. – М. – Л., 1948 -1965 (БАС, в 17-ти томах); Словарь русского языка: В 4-х томах / Под ред. А.П.Евгеньевой. – М., 1957 -1961 (МАС); С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М., 1949 (Словарь выходил до 1991 г.);

г) конца XX в. – начала XXI в.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (Словарь выходит с 1992); Большой толковый словарь русского языка /Автор и руководитель проекта С.А.Кузнецов. – СПб., 1998 (а также последующие издания); Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАН; под ред. Г.Н.Скляревской. – М., 2005; Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – СПб., 2006 и мн. др.

Ответ:

1. Класть – 1) помещать в лежачем положении ; 2) вообще помещать куда-нибудь, располагать где-нибудь К. ребенка в коляску. К. платок в карман. К. личинки, яйца (о насекомых, самках птиц, пресмыкающихся: откладывать; см. отложить в 3 знач.). К. деньги на книжку (вносить вклад). К. больного в госпиталь (для лечения); 3) накладывать слой чего-либо, наносит класть краски на холст; 4) накладывать пищу; 5) строить, сооружать из камня, кирпича.

2. класть, кладу, кладет, прош. клал, клала, клало, клали. неправ. клала.

Ответ:

людие, более позднее люди – исконное кириллическое название, эль – ныне принятое латинское по происхождению, эл – вариант русифицированный, не рекомендуемый, но иногда допускаемый, лэ – просторечный нелитературный вариант (особенно часто встречается в буквенных аббревиатурах). По происхождению – это греческая лямбда (с вариантами вроде лямва). Итого насчитывается 2 славянских варианта, 3 латинских и 2 греческих по происхождению варианта названий этой буквы: всего 7, только славяно-русских 5, только гражданских 3.

Ответ:

Артос – квашеный, кислый хлеб, освящаемый в первый день Пасхи и раздаваемый народу.

Пет-омолен – соединение двух страдательных причастий глаголов петь и молить (омолить).

Ответ:

Ванька-встанька – это детская игрушка, куколка с тяжелым основанием, которая всегда становится прямо, то есть как бы выполняет команду: «Ванька, встань-ка!»

По морфемной структуре слово ванька-встанька напоминает сложные слова, у которых изменяются обе части (кресло-качалка, ракета-носитель). Однако образование названия нельзя рассмотреть как сложение слов, поскольку слова встанька в русском языке не существует. Наличие внутренней флексии и склонение обоих компонентов слова отличает название от сложно-суффиксальных слов (мухоловка, землеройка, маслобойка, сладкоежка) и не позволяет уподоблять их. Этим же свойством ванька-встанька отличается от слов-сращений (купи-продай, держиморда), а также от сращений, использующих суффиксацию (немогузнайка, ничегонеделание). Можно рассмотреть две версии образования слова.

1. Название образовано по «детской» модели: к слову прибавляется (путем «присоединения», «приклеивания») рифмующийся компонент («повтор-отзвучие» с характеризующей или оценочной функцией), не являющийся словом языка, но созданный по модели суффиксальных слов (лайка, мойка, стойка, разлетайка и др.). Ср. образования в детской речи и в текстах для детей: Юля-капризуля, Маша-растеряша, палочка-выручалочка, цветик-семицветик, зайка-побегайка, зайчик-попрыгайчик и т. п. Образование в языке нового слова ванька-встанька отражает процесс перехода имени собственного в нарицательное (Ванька-встанька – ванька-встанька).

2. Словообразовательной базой могло послужить все это выражение, состоящее из обращения Ванька и односоставного побудительного предложения, содержащего сказуемое в форме повелительного наклонения встань с постпозитивной усилительной частицей –ка. При этом глагольная форма встань-ка была структурно переосмыслена как отглагольное наименование действующего лица встанька (тот, кто встает), где могут быть выделены: а) производящая основа настоящего времени (что необычно) от формы совершенного вида встать с суффиксом , обозначающим однократное действие, б) суффикс –к(а), –к(а), –к(а), образующий от глаголов наименования действующих лиц общего или только женского рода, напр.: задавака, рубака, зубоскалка, плутовка, прижива-лка и т. п.

Использование основы настоящего времени глагола для образования производных имен существительных довольно необычно, оно и позволяет обнаружить в образовании встанька уникальность, скрытую от нас употребительностью слова. Можно предположить, что в целом слово – результат лексикализации предложения «Ванька, встань-ка!» (реплики, сопровождавшей игру с куклой), т. е. говорить об особом случае лексико-синтаксического словообразования. Предметное значение способствовало переосмыслению второй части названия, ее переразложению и выделению суффикса –к– и окончания –а по аналогии а) со словом Ванька, б) с отглагольными существительными лайка, мойка, стойка, разлетайка, в) с названиями типа Маша-растеряша, палочка-выручалочка, зайка-побегайка и др. Как и в первом случае, наблюдается процесс перехода имени собственного в нарицательное (Ванька – ванька-встанька).

Глагол вставать (встаю) / встать (встану) необычен не только по составу видовых пар, но и тем, что он восходит к въс-ставати (подниматься) с исторической приставкой въс-, в отличие от въ-ставити, где историческая приставка въ.

Общим в первом и втором случае является окказиональный характер словообразования, словообразовательная аналогия (образование по формальной модели), апеллятивация.

Ответ:

а) пулемёт, метаться, искромётный, сметана, подмётка, метла, метель – восходят к корню метать, мечу (мести, мету) ‘бросать’;

б) отметка, приметный, разметка, смётка, заметка, смета, замечательный – восходят к корню метить, мечу ‘полагать, считать’;

в) комета – заимств. слово из греческого через французский язык.

Ответ:

Отложительный падеж назывался так потому, что в ряде значений был способен отвечать на вопрос «Откуда?». Название это переведено с латинского, где как раз и был специальный отложительный падеж (аблатив), а в современном русском языке он частично соответствует родительному (который у нас так же может отвечать на вопрос «Откуда?»: «из города».

Термин «сказательный падеж» соответствует нашему «предложному». Это название отражает идею передачи косвенного дополнения при глаголах речи («сказать о ком, о чём»).

Ответ:

Глаголы первой пары называют действия неодушевленных предметов (‘течь струями’, ‘колыхаться, колебаться от ветра, будучи развернутым или распущенным’). Для глаголов струиться, развеваться существуют семантические ограничения в образовании и употреблении форм. Их лексическое значение несовместимо с грамматическим значением 1 и 2 лица, а также повелительного наклонения. Это препятствует образованию таких форм в языке и употреблению их в повседневной речи.

Данные формы возможны только в поэтической речи при создании олицетворенных образов природы, повествовании от лица предмета, а также при риторическом обращении к неодушевленному предмету.

Ответ:

Заглавие романа А.Введенского «Убийцы вы дураки» можно было бы интерпретировать примерно следующим образом:

а) Убийцы! Вы – дураки или: Убийцы, вы дураки! (Убийцы – обращение, вы – подлежащее, дураки – именная часть составного сказуемого.)

б) Убийцы вы, дураки! (Убийцы – именная часть составного сказуемого, вы – подлежащее, дураки – обращение.)

в) Убийцы – вы, дураки! (Убийцы – подлежащее, вы – именная часть составного сказуемого, дураки – обособленное определение к вы.)

г) Убийцы вы! Дураки! (Убийцы – именная часть составного сказуемого, вы – подлежащее, дураки – односоставное назывное предложение с «характеризующим» значением.)

Возможны и другие, более специфические варианты истолкования приведенной фразы.

Ответ:

а) стихотворение написано по принципу акростиха, когда каждое новое слово начинается со следующей буквы алфавита: Алый бархат вечереет … и т. д.; б) непоследовательность воплощения этого принципа вызвана тем, что стихотворение было написано в старой орфографии; в) чтобы акростих был последовательным, нужно исправить: июль на iюль, едких на ѣдкихъ, миро на мvро, фимиам на ѳимиамъ; кроме того, поскольку буквы ъ, ы, ь слов не начинают, то в строке Начинает сны неволить они должны заканчивать каждое слово: НачинаетЪ снЫ неволитЬ.

Ответ:

Симплока – стилистическая фигура, состоящая в том, что два отрезка речи имеют сходные начала и окончания (СИС).

Симплока – фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых одинаковые начало и конец при разной середине или наоборот – разные начало и конец при одинаковой середине. (А. П. Квятковский. Школьный поэтический словарь. М., 2000. С. 308.)

Симплока – синтез анафоры и эпифоры: тип повтора в смежных предложениях, причем повторяются как их начала, так и окончания.

Симплока имеет мало общего с параллелизмом (повторяются слова, а повтор конструкций не обязателен) (Е. В. Клюев. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М., 2001. С. 243.)

I ТУР

ЧАСТЬ 2

Ответ:

В том же году посадничество отдали Завиду Дмитровичу. В том же году было очень тяжко: осьмушка ржи стоила гривну, и люди ели липовый лист, березовую кору; другие, истолокши древесную труху, смешивали с мякиной и с соломой; третьи лютик, мох, конину. Когда же остальные падали от голода, трупы на улицах, на торгу, по дорогам – всюду. Наняли наемников возить мертвецов из города, но из-за смрада нельзя было вывезти. Тяжкая беда у всех! Отци и матери свое дитя сажали в ладью купцам задаром. Одни из них умерли, а другие разошлись по чужим землям, и так по грехам нашим погибла земля наша.

Мятуце – прич. наст. вр., м. р., мн. ч. с русским суффиксом –уч- в новгородской цокающей огласовке –уц-; ср.: будучи, играючи, припеваючи, где тот же суффикс, но окончание ж. р..

Наяша – прош. вр. от наяти без позднейшей вставки -н-; ср. совр. нанять.

Наимит – ‘наемник’.

Смород – полногласный коррелят неполногласной формы смрад с тем же значением.

Нелга – из нельга; тот же корень в словах легко, льгота; нелга – древнее новгородское произношение общерусского нельзя.

Ответ:

Глаголы, как и слова других частей речи, могут употребляться и с частицей, и с приставкой не-. В тех случаях, когда в языке возникает антонимическая пара (например, у оценочных глаголов любить – не любить, у модальных глаголов хотеть – не хотеть), второй ее член образуется при помощи приставки ­не-. В тех же случаях, когда антонимии нет (как в паре точить – не точить), НЕ может быть квалифицирована исключительно как частица и допускает только раздельное написание с глаголом. Сложность заключается в том, что приставочные образования с не- омонимичны употреблению глагола с частицей НЕ (ср. Он не любит конфеты, он их обожает), причем налицо и семантические различия: Я не люблю конфеты ‘мое отношение к конфетам определенно выглядит как нелюбовь’, Я не люблю конфеты ‘мое отношение к конфетам такое, что его нельзя назвать любовью’ – это может быть и обожание, и глубокая ненависть, то есть чувствуется характерная для отрицательных высказываний информационная лакуна. Тонкость и сложность противопоставления приставочных отрицательных глаголов и глаголов с отрицательной частицей и стали причиной того, что комиссии сходились во мнении сохранить единообразное раздельное написание НЕ с глаголами.

В представленных двух предложениях, в случае победы двоякого написания НЕ с глаголами, слитно следовало бы писать во втором примере.

11 класс

I ТУР

ЧАСТЬ 1

Ответ:

Морфема

И. Бодуэн де Куртенэ

Опрощение

В. Богородицкий

Модальные слова

В. Виноградов

Основа слова

Ф. Фортунатов

Категория состояния

Л. Щерба

Ответ:

обходительный – вежливый, внимательный, тактичный, соблюдающий правила обращения («обхождения») с кем-либо;

учтивый – почтительно-вежливый, выражающий почтение;

галантный — (по отношению к женщине) изысканно вежливый, чрезвычайно обходительный, с утонченно-изысканными манерами.

Ответ:

Все слова данного ряда образованы от фразеологических единиц (мыкать горе, скалить зубы, разинуть рот, просить Христа ради, бить челом, от чистого сердца).

Ряд может быть продолжен за счет других отфразеологических образований. К ним относятся:

а) сложносуффиксальные слова и слова-сращения, образованные на базе фразеологизма: сию минуту > сиюминутный, веки веков > вековечный, переливать из пустого в порожнее > пустопорожний, втирать очки > очковтирательство, ломать голову > головоломка, на злобу дня > злободневный, трепать нервы > нервотрепка и т. п.;

б) суффиксальные образования на базе одного из компонетов фразеологизма: белены объесться > взбелениться, тянуть канитель > канителиться, гнуть горб > горбатиться, выставлять (делать) на показ > показуха и т. п.;

в) компоненты фразеологизмов, функционирующие как самостоятельные лексические единицы, омонимичные словам свободного употребления, но сохраняющие значение фразеологизма в целом: болтать языком > болтатьподвести под монастырь > подвести (‘навлечь на кого-либо беду, неприятность, поставить в затруднительное положение’), вавилонское столпотворение > столпотворениепередергивать карту > передергивать (‘подменять одно другим, искажать’), перебиваться с хлеба на квас > перебиватьсявымотать жилы > вымотать (‘до крайности утомить, изнурить’) и т. п.

Ответ:

1. ‘Быть обращенным куда-либо, в какую-либо сторону’. Глагол выражает пространственные отношения. Значение несовместимо со значением 1 и 2 лица и побуждением к действию (*Окна, выходите в сад!). Действие мыслится как постоянное и непрерывное. Нет соотносительного глагола совершенного вида (*Окна вышли в сад).

2. ‘Появляться, оказываться где-либо, уйдя откуда-нибудь’. Глагол движения. В этом значении называет действия лица или животного, способного перемещаться, переступая ногами. Не имеет ограничений в образовании форм.

3. ‘Направляться в какое-либо место, которое обозначено существительным; достигать места назначения, названного существительным’ (о транспортных средствах, военной технике; субъект – не лицо). Возможно только метонимическое употребление форм 1 и 2 лица (Выходим завтра в море; мы = техника, управляемая нами).

4. ‘Становиться кем-либо в результате развития, обучения, труда’. 1 и 2 лицо не употребляются; отсутствуют формы повелительного наклонения (ср.: *Из пастухов выходим мы; *Комбайнеры, выходите из пастухов!).

5. ‘Переставать находиться в каком-либо состоянии, которое указано зависимым существительным’; неактивное и нецеленаправленное действие, поэтому не употребляется форма повелительного наклонения (ср.: Вы выходите из терпения, но: *Выходите из терпения!).

Ответ:

Ошибочно попали в этот ряд слова:

а) слово всячина – происходит от местоимения весь;

в) слова вселить, всасывать, всадник, вскользь, вскоре, всласть, встарь, вступить, всуе – имеют приставку в.

б) только слова вскармливать, вскипать, вспышка, вспять, всходы имеют приставку вс-, которая происходит от др.-рус. приставки въс- < въз– со значением движения, как правило, вверх; другой вариант этой приставки – вос– < воз-: восход, воспарить, возбуждение и пр.

Ответ:

Можно. Слово итог произошло от наречия итого, представляющего собой застывшее бухгалтерское выражение и того, состоящего из сочинительного союза и указательного местоимения в форме ед. ч. ср. рода Род. п. Корень в этом местоимении найти нетрудно, это т-, следовательно, союз и в конце концов преобразуется в приставку; местоименное окончание Род. п. ед.ч. ср.р. переосмысляется в суффикс существительного. Поскольку оно оформляется по м. роду 2-го склонения, гласный -о в бывшем окончании отсекается, и образуется обязательная для современных склоняемых существительных основа на согласный. (См. В.В.Виноградов “Русский язык”. М., 1986. С.271) О расширении употребления этого существительного говорит тот факт, что в последнее время на чеках в розничной торговле стали печатать вместо прежнего “итого” существительное “итог”. Словообразование в данном случае происходит прямо в актуальном узусе, поэтому было бы неверно слово итог назвать непроизводным. Итак, в слове итог выделяем приставку и- (из союза), корень указательного местоимения -т-, суффикс -ог (из окончания Р. падежа), нулевое окончание. В результате переразложения произошло усечение основы, и новое слово вошло в формообразовательную парадигму существительного.

Слово потомство образовано от наречия потом суффиксальным способом при помощи суффикса -ств(о). Само же производящее наречие представляет собой застывшую конструкцию временного значения “по + Пр.п.” (ср. по прошествии, по окончании) в которой употреблено указательное местоимение тот в субстантивированной форме ср. рода. Таким образом, выделяется приставка по-, корень указательного местоимения -т-, суффикс наречия -ом- (бывшее окончание местоимения), суффикс существительного -ств-, окончание -о.

В словах итог и потомство содержится один и тот же местоименный корень -т-

Ответ:

Слово предел в русском языке имеет несколько значений: ‘край, конечная часть чего-л.’ (предел Пермской земли), ‘окончание, завершение чего-л.’ (предел жизни), ‘пространственная граница’ (за пределами страны), ‘местность, территория, отделенная условной или естественной границей’ (пределы дома, лесные пределы), ‘промежуток времени, временная граница’ (в пределах суток), ‘мера, рамки чего-л.’ (в пределах приличия), ‘крайняя грань, степень чего-л.’ (дойти до предела в чем-л., предел желаний), ‘участь, судьба’ (такой положен нам предел) и др. В речи оно способно выражать пространственное понятие ‘край, страна’. В словарях это значение сопровождается пометами устаревшее или традиционно-поэтическое. В качестве термина слово предел употребляется в математике и в грамматике (аспектологии).

На пространственное значение лексемы предел в тексте А. С. Пушкина указывают слова разослать ‘отправить в разные места с кем-л.’, сосед ‘тот, кто живет вблизи, рядом’, обозначающие перемещение, расположение в пространстве, и предлог в, выражающий пространственные отношения, направление. У Б. Пастернака это значение реализуется в ряду «по всей земле, во все пределы».

Следует определить, какой из оттенков пространственных значений (‘естественная или условная черта, граница какого-л. пространства’ – ‘пространство, местность, заключенные в какие-л. границы’ – ‘местность, край, страна’) представлено в приведенных контекстах. Семантика границы требует наличия зависимых слов, конкретизирующих значение (пределы дома, пределы страны, лесные пределы, родные пределы и др.). Значение ‘ограниченное пространство’ может предполагать соположенность слова пределы и названия пространственного объекта, связь которых подчеркивается при помощи местоимений, например, свои, у себя и др. (Родная земля приняла нас в свои пределы.). Но в обоих поэтических контекстах слово употреблено без зависимого существительного или относительного прилагательного. Таким образом, слово пределы называет собственно пространство, по значению сближается со словами край, страна. Ср. край – ‘предельная линия, предельная часть чего-л.’ (край села, край земли), ‘страна, область’ (северный край, теплые края).

Если у Пушкина «чуждые пределы» – это чужие страны, соседние княжества, части социального пространства, то у Пастернака семантика осложняется включением слова в состав гиперболы, усиленной градацией. Во этом случае «пределы» – края, страны, территории как части земного пространства в целом, охваченные природной стихией.

Вывод: разные употребления слова пределы в приведенных поэтических фразах реализуют одно и то же языковое значение ‘край, страна’, свойственное поэтической речи. Однако нельзя утверждать, что употребления слова пределы в тексте А. С. Пушкина и Б. Пастернака семантически тождественны, что обусловлено различиями художественных образов, разными приращениями смысла в контексте поэтической речи.

Ответ:

только в составе устойчивого выражения из двух зол выбрать меньшее; это слово по своему лексическому значению является отвлеченным существительным, а они, как и вещественные существительные, не могут иметь форму мн. ч.; если же они употребляются в этой форме, то обозначают нечто конкретное: ср. масло и масла (разновидности масла); так и слово зло в устойчивом выражении выбирать из двух зол меньшее означает конретные неприятности, из которых приходится выбирать.

Ответ:

Во всех приведенных примерах слово себе является не местоимением, а частицей, которая употребляется при глаголе, указывая на то, что действие совершается свободно, независимо. Можно заметить также, что глаголы с этой частицей являются непереходными и обозначают действие, которым субъект охвачен целиком; если же, как в 3 примере, глагол является переходным, то дополнение, как правило, отсутствует.

Ответ

Это изолированные формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения, искусственно образованные от междометий разного происхождения, воспринимаемых как приказание, адресованное одному человеку, с помощью суффикса –те с целью подчеркнуть вежливое обращение на «вы» к одному человеку или, реже, обозначить множественность адресата («Нате!» Маяковского).

Их особенность – в изолированности подобных образований. Остальные глагольные формы в этом случае восстанавливаются даже теоретически далеко не всегда: стоп(ь)те – стопить – стоплю, стопит; пардоньте – пардонить – пардоню, пардонит; м(е)рсите – мерсить, *мершу, мерсит, но не от нате, нуте.

Ответ:

На судне все разделяли это мнение, и один из пассажиров, человек, склонный к философским обобщениям и политической шутливости, заметил,

(1) что он никак не может понять:

Изъяснительное

Союз что

(2) для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдаленные места,

Изъяснительное с дополнительным оттенком значения цели

Союзное слово для чего (относительное местоимение)

(3) от чего, конечно, происходит убыток казне на их провоз,

Придаточное следствия (указывает на следствие, вытекающее из того, о чем говорится в главной части). Возможна синонимическая замена с использованием союза так что (так что от этого происходит убыток казне на их провоз).

Однако, как отмечает Н. С. Валгина, в придаточных следствия довольно слабо выражен характер подчинения, а структура главной части, как правило, не подчеркивает обязательность придаточной. Вот почему придаточные со значением следствия часто представляют собой добавочные суждения и приобретают характер присоединения. Таковы придаточные, присоединяемые при помощи сочетаний в силу чего, вследствие чего. В анализируемом случае возможна синонимическая замена (вследствие чего происходит убыток казне на их провоз).

Таким образом, возможно два варианта ответа: придаточное следствия или придаточное присоединительное.

Союзное слово от чего (относительное местоимение)

(4) тогда как тут же, вблизи столицы, есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела,

Обстоятельственное – уступки

Уступительный союз тогда как (= хотя, несмотря на то что)

(5) где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущй, скупой природы.

Определительное с дополнительным оттенком пространственного значения (места)

Союзное слово где (местоименное наречие)

Ответ:

а) стихотворение написано по принципу «обратного» акростиха, когда каждое новое слово начинается с предыдущей буквы алфавита, то есть не от А до Я, как в обычном акростихе, а от Я до А;

б) алфавит есть символ всеобщей связи, единства всего со всем; однословные строки подобны ступеням лестницы, и стихотворение, благодаря своему лексическому наполнению, представляет собой восхождение от максимально земного, позающего – ящерки, через вдохновение и покаяние к максимально небесному, что есть на земле – Алтарю.

I ТУР

ЧАСТЬ 2

Ответ:

Бог, видя наши беззакония, ненависть братьев, непокорность друг другу, зависть, ложные клятвы на кресте, которого и ангелы не могут видеть и который мы, в руках держа, целуем скверными устами, – за то Бог навел на нас иноверных и землю нашу опустошил. А иное мы сами не сберегли и растеряли без милости свою область, и так Господь Бог воздал нам по делам нашим. Мороз на честное Крестовоздвиженье уничтожил урожай в нашей волости, и с того времени настало великое горе. Стали мы покупать хлеб по 8 кун, а кадку ржи по 10 гривен, а пшеницы по 40 гривен. И разбежался город наш и область наша, и полны были чужие города и страны наших братьев и сестер, а оставшие стали помирать. И кто не прослезится, видя мертвецов, лежащих на улицах, и младенцев, съедаемых псами.

Поганый: слово заимствовано из латинского языка, означает чужого вообще, а также чужого по вере, иноверца; в др.-рус. языке не имело уничижительной окраски.

Блюдуче: причастие от гл. блюсти ‘хранить, беречь’; ср. совр. однокоренные слова блюститель, соблюдение.

Власть и волость: неполногласный старославянский и полногласный древнерусский варианты общеславянского корня; в др.-рус. языке еще не различались по значению, как в современном русском языке.

Уличамъ: орфография отражает одну из особенностей древненовгородского диалекта – неразличение звуков ц и ч (так называемое «цоканье»).

  1. В то время иде Иисус в субботы сквозе сеяния: ученицы же его взалкаша и начаша востерзати класы и ясти.
  2. Фарисее же видевше реша ему: се, ученицы твои творят, егоже не достоит творити в субботу.
  3. Он же рече им: несте ли чли, что сотвори давид, егда взалка сам и сущии с ним?
  4. како вниде в храм Божий и хлебы предложения Сынеде, ихже не достойно бе ему ясти, ни сущым с ним, токмо иереем единым?
  5. или несте чли в законе, яко в субботы священницы в церкви субботы сквернят и неповинни суть?
  6. глаголю же вам, яко церкве боле есть зде:
  7. аще ли бысте ведали, что есть: милости хощу, а не жертвы, николиже убо бысте осуждали неповинных:
  8. господь бо есть и субботы Сын человеческий.
  9. И прешед оттуду, прииде на сонмище их.
  10. И се, человек бе ту, руку имый суху. И вопросиша его, глаголюще: аще достоит в субботы целити? да на него возглаголют.
  11. Он же рече им: кто есть от вас человек, иже имать овча едино, и аще впадет сие в субботы в яму, не имет ли е и измет?
  12. кольми убо лучши есть человек овчате? темже достоит в субботы добро творити.
  13. Тогда глагола человеку: простри руку твою. И простре: и утвердися цела яко другая.
  14. Фарисее же шедше совет сотвориша на него, како его погубят. Иисус же разумев отиде оттуду.
  15. И по нем идоша народи мнози, и исцели их всех:
  16. и запрети им, да не яве его творят:
  17. яко да сбудется реченное исаием пророком, глаголющим:
  18. се, отрок мой, егоже изволих, возлюбленный мой, наньже благоволи душа моя: положу дух мой на нем, и суд языком возвестит:
  19. не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиих гласа его:
  20. трости сокрушенны не преломит и лена внемшася не угасит, дондеже изведет в победу суд:
  21. и на имя его языцы уповати имут.
  22. Тогда приведоша к нему беснующася слепа и нема: и исцели его, яко слепому и немому глаголати и глядати.
  23. И дивляхуся вси народи глаголюще: еда сей есть Сын давидов?
  24. Фарисее же слышавше реша: сей не изгонит бесы, токмо о веельзевуле князи бесовстем.
  25. Ведый же Иисус мысли их, рече им: всякое царство раздельшееся на ся запустеет, и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет.
  26. И аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть: како убо станет царство его?
  27. И аще аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят? сего ради тии вам будут судии.
  28. Аще ли же аз о дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие.
  29. Или како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда дом его расхитит?
  30. Иже несть со мною, на мя есть: и иже не собирает со мною, расточает.
  31. Сего ради глаголю вам: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на духа хула не отпустится человеком:
  32. и иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему: а иже речет на духа святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий.
  33. Или сотворите древо добро и плод его добр: или сотворите древо зло и плод его зол: от плода бо древо познано будет.
  34. Порождения ехиднова, како можете добро глаголати, зли суще? От избытка бо сердца уста глаголют.
  35. Благий человек от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая.
  36. Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный:
  37. от словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися.
  38. Тогда отвещаша нецыи от книжник и фарисей, глаголюще: учителю, хощем от тебе знамение видети.
  39. Он же отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение ионы пророка:
  40. якоже бо бе иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощы.
  41. Мужие ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят его, яко покаяшася проповедию иониною: и се, боле ионы зде.
  42. Царица южская востанет на суд с родом сим и осудит и, яко прииде от конец земли слышати премудрость соломонову: и се, боле соломона зде.
  43. Егда же нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ищя покоя, и не обретает:
  44. тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох. И пришед обрящет празден, пометен и украшен:
  45. тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых. Тако будет и роду сему лукавому.
  46. Еще же ему глаголющу к народом, се, мати и братия его стояху вне, ищуще глаголати ему.
  47. Рече же некий ему: се, мати твоя и братия твоя вне стоят, хотяще глаголати тебе.
  48. Он же отвещав рече ко глаголющему ему: кто есть мати моя, и кто суть братия моя?
  49. И простер руку свою на ученики своя, рече: се, мати моя и братия моя:
  50. иже бо аще сотворит волю Отца моего, иже есть на небесех, той брат мой, и сестра, и мати есть.

Оценка 3.5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here