Аз воздам господи краткое содержание

Детально: аз воздам господи краткое содержание - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

10

Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1

Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

Проект

Трагедия духовности или поиски выхода?

(Размышления над повестью П.Л.Проскурина

«Азъ воздам, Господи»).

Учитель: Малютина Н.Н.,

2010

Есть слова-словно раны, слова-словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести

(Владимир Познер)

Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала повесть П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчество П.Л.Проскурина злободневно, что он точно обозначил болевые точки нашего времени, передал свое неприятие мира зла, свою веру в победу добра и справедливости.

Каким войдет в жизнь следующее поколение: разрушителем или созидателем?

«Сейчас все понимают, все, и друзья России, и ее враги, что будущее России и русского народа зависит от новых поколений. И поэтому именно сейчас разгорелась непримиримая война за их души. В бой брошены огромные силы и средства, и порой, начинает казаться, что еще мгновение – и все будет кончено. Силы зла и тьмы затопят Россию навсегда. Но душа человека, особенно русского, обустраивалась изначально, и в ней всегда присутствует высший промысел. И нынешним темным силам погубить ее совсем не дано. В самом русском слове, в русской литературе заложены целительные силы самовоскрешения во времени.» (Из письма Проскурина к учительнице Китаевой Г.В.)

В повести «Азъ воздам, Господи» Петр Проскурин поднимает и решает нелегкие проблемы. Откуда такое название?

При проведении урока толкование слов нужно написать на доске:

Азъ

-первая буква русской азбуки;

-(церк.-стар.)первое лицо, я.

Воздам

-отдавать, возвращать, признавать заслуги, награждать за них, платить или карать и льстить (Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля)

Слова молитвы концентрируют внимание на заглавии и как бы подсказывают главную проблему произведения: за все в жизни надо платить самому, и тогда тебе будет возвращено.

Кстати, при проведении урока ученики могут выбрать из толкования слово, наиболее подходящее для понимания общего замысла повести.

Повесть отражает современную Россию, сегодняшний день. Здесь поднимаются проблемы нравственности. О ней размышляет писатель Тулубьев, главный герой произведения. Проскурин отмечает, что сегодня в мире, где господствуют деньги, нет места доброте, милосердию и человечности. Все решает сила, она у тех, кто имеет деньги. Твердая позиция автора такова: так быть не должно. И повесть «Азъ воздам, Господи» тому доказательство. Итак, вот что важно: нравственный выбор человека, семья, духовность, творчество, добро, истинное мужество. С.Довлатов писал: «Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду».

В произведениях Проскурина отражен сложный, созидающий и героический путь русского народа на протяжении всего трагического XX века: духовный поиск русского человека на своем историческом пути, его стремление к созданию новых форм социального обустройства общества. Центральной темой его творчества стала Великая Отечественная война, ее влияние на нравственное самосознание народа, укрепление патриотизма и духовной силы. Особый этап творчества Проскурина представляют его произведения последнего периода после распада Советского Союза. Он не побоялся сказать правду. Романы «Седьмая стража», «Число зверя», книги повестей и рассказов «Азъ воздам, Господи», «Мужчины белых ночей», публицистические статьи и очерки характеризуются углубленными философским и психологическим проникновением в самые трагические противоречия, доходящие до хаотического состояния и распада в русской жизни послеперестроечной России, тяжко обретающей свой насильственно обрубленный исторический путь.

Каким был путь писателя к созданию таких произведений, словом которых «можно спасти»?

Петр Лукич Проскурин (1928-2001)родился в крестьянской семье, в поселке Косовицы Брянской области. Подростком хлебнул военного лихолетья, голодал и замерзал. После службы в армии, уехал на Камчатку, работал шофером, лесорубом, гонял плоты по таежным рекам. «Систематического образования не получил, маститых учителей не имел, но уже после первых книг стал знаменит – все сразу признали его стихийный прирожденный дар», – говорил о нем критик Юрий Медведев.

Книга «Глубокие раны» (1960) – дебют начинающего писателя. Потом был цикл рассказов «Цена хлеба» (1961), романы «Исход» (1966) – книга о брянских партизанах, «Камень сердолик» (1968), «Судьба» (1973), «Имя твое» (1977), «Отречение» (1987), «Седьмая стража» и «Число зверя» (1990), повесть «Азъ воздам, Господи».

За огромную литературную деятельность писателю П.Л. Проскурину было присвоено звание Героя Социалистического труда. Он лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации..

Проскурин хорошо знал Россию, жил в разных местах (Камчатка, Орел, Хабаровск, Москва), много видел и немало трудностей испытал. Поэтому до сих пор его произведения, основанные на жизненном материале, интересны читателям и вызывают острые споры. В советское же время Проскурин был одним из самых подцензурных авторов. Нет ни одного произведения, в которых не снимались бы «опасные» места. Но произведения Проскурина все равно оставались востребованными. В своих книгах писатель мог предопределить будущее, и это доказало время.

Книги Проскурина знают в Канаде, Австралии, Северной и Южной Америке. Его произведения переведены на французский, немецкий, польский, чешский и румынский языки.

«В нем было чувство катастрофы, тревоги, обостренной боли за каждого человека, брошенного в пространстве истории»,-писал критик Виктор Чалмаев. Таким был наш земляк – писатель Петр Лукич Проскурин. До конца своих дней он являлся почетным гражданином Брянской области. В городе Брянске его именем названа центральная библиотека.

Моя задача – дать анализ повести Проскурина «Азъ воздам, Господи» (1998), определить ее особое место в его творчестве. Какие мысли и чувства вызывает она? Тревогу, жалость к главному герою; чувство безысходности от действительности, бессилие от того, что зло торжествует; несостоятельность властей; возмущение и удивление: неужели так бывает? Действие происходит в Москве, в начале 90-х годов XX века, когда зазвучали совершенно другие гимны, оскверняющие и опрокидывающие все прошлое отцов и дедов…хищно возносились стоэтажные банковские чудовища, символизирующие безоговорочную власть капитала, вседозволенность сильного и всепокорность слабого, когда вновь начато строительство храма Христа Спасителя. И вот, поздним вечером с высоты двенадцатого этажа Тулубьев, главный герой произведения, созерцает бессонную и беззащитную Москву, сияющую рекламой. К старости он остался один в пятикомнатной квартире, из которой вывезено и продано практически все, вплоть до известной всей Москве библиотеки, телефон выключили за неуплату.

Как же происходит знакомство Тулубьева с другим героем, Сережей? Какое впечатление производит ребенок на писателя? Размышления старого писателя прервал мальчик:

«Я звонил….Толкнул дверь – открылась….Простите, нехорошо входить без разрешения…» Какой-то незнакомый холодок и нежность сжали уставшее и ожесточившееся сердце Тулубьева! Что заставило смягчиться ожесточившееся сердце? Глаза. «Глаза мальчика, широко расставленные, светлые до прозрачности, тянули словно омут – дна не достать, и Тулубьев на какое-то время потерял дар речи – стоял и молча смотрел. Молчал и мальчик, не опуская странных прозрачных глаз, – смотрел пристально и неотступно».

Отец Сережи очень богатый, преуспевающий человек. Он «делает деньги», может исполнить «любое самое фантастическое желание», но совсем не замечает сына. Мама тоже мало внимания уделяет ребенку, поэтому Сережа чувствует себя очень одиноким. «Да им все равно», – отзывается Сережа о родных. А тут страшная болезнь, которая еще больше угнетает ребенка. Он знает, что скоро умрет…Но появилась в доме книга писателя Тулубьева про Рыжика «Идущие следом». Этот пес занял воображение Сережи, мальчик порой ощущал присутствие собаки рядом с собой. Рыжик приходит к Сереже во сне. «Сел рядом, высунул язык и дышит…Потом лизнул ладонь и смотрит, я знаю, он сказать хотел: ничего не бойся!», – рассказывает Сережа. Мальчику очень нужно, чтобы Рыжик вернулся. «Я знаю, я скоро умру, а Рыжик все равно будет. С ним не страшно…Как же он мог пропасть? Он, наверное, приходит к тем, кто его любит. Сидит у двери, ждет. Нехорошо, он у вас совсем не вернулся…» И Тулубьев почти явственно ощутил на себе пытливый взгляд из неведомого потустороннего мира. А когда Сережа узнает, что обязательно будет продолжение книги, глаза у мальчика «брызнули ярким всплеском».

И вот надвинувшейся старости как не бывало. Недовольство жизнью и огорчения прочь. Тулубьев забыл обо все, работал над своей рукописью про Рыжика. «Надо торопиться, надо успеть…» Для Сережи продолжение книги явилось чудодейственным лекарством, которое спасает ребенка от смерти. Тулубьев приходил к Сереже каждое утро и читал новую главу о Рыжике. Жизнь Сережи была в руках старого писателя, считавшего своим долгом «вернуть этого, уже ступившего за земную черту, ребенка назад, в земной, понятный мир, и что может и обязан сделать это только он». Когда по прогнозам врачей, профессоров, академиков Сережа должен был уже умереть, Тулубьев добрался до возвращения Рыжика домой. «Он (Тулубьев) знал, что придет момент и наступит перелом, почти кожей ощущал близость этого момента». И вот случилось чудо! Что вселяло веру в Тулубьева? Это вера в силу слова, жизненный опыт, искренность.

Как же Проскурин изображает родителей Сережи? Как они реагируют на такую помощь? Они растеряны. Мать бросает в лицо мужу: «Я справлюсь, я должна справиться…А ты можешь продолжать делать свои проклятые деньги!» И, казалось бы, всесильный Никитин теперь выглядит жалким, беспомощным и даже раздавленным возникшими обстоятельствами. Когда мальчик выздоравливает, Елена Викторовна и Никитин обещают «век Бога молить» за Родиона Афанасьевича. «Пожизненно раба Ваша. Мы с мужем…все, что угодно». И где-то в глубине квартиры мелькнуло растерянное и измученное лицо Никитина. Но ему не дано понять Тулубьева, который смог найти способ для спасения Сережи. Родион Афанасьевич успел лишь отметить в этом облике «тяжелую малоподвижность»

Спустя два года мальчик совершенно окреп, он был очень привязан к писателю. Между ними установились крепкие, дружеские отношения, полные взаимопонимания, духовное родство. Как раз этого не мог больше терпеть господин Никитин. Он считал, что Тулубьев отнимает у него сына. Никитин забыл, кем этот человек стал для Сережи, упрекая писателя в том, что его книги делают из Сережи «слюнтяя». «Россия давно другая-теперь главное в России деньги. Это и сила, и власть, и жизнь.» Никитин олицетворяет силу капитала, которой можно всего достигнуть, все сломить. Слова же писателя, что «Россия-это прежде всего Бог…А все иное это уже не Россия», не находят понимания у Никитина.

Какую черту характера Тулубьева особенно ценит Проскурин? Силу воли. Тулубьеву все время приходилось чему-то или кому-то противостоять: вначале новым хозяевам жизни, которых он не хотел понимать и которым не хотел подражать, потом дочери, уговаривавшей его переселиться в маленькую квартиру. Наконец, смог противостоять той страшной болезни, которая чуть не уничтожила соседского мальчика. Теперь вот противостоял холодному и циничному господину Никитину, требовавшему, чтоб Тулубьев изменил место жительства и не виделся больше с Сережей. Тулубьев – очень мудрый и мужественный человек. Его нельзя было запугать, и Никитин это понимал: он убивает Тулубьева.

Человек рожден, чтобы творить добро, созидать, нести радость близким. Писатель Тулубьев делал добро своим творчеством, исцелял людей в прямом смысле этого слова. И он благодарен Богу за этот талант. Сережа привязался к Тулубьеву: благодарностью воздалось старому писателю за его доброту и отзывчивость. Думается, что Никитину тоже воздастся по его заслугам. Ведь им убит честный человек, спасший жизнь его сына. Вряд ли Сережа останется в одном доме с человеком, которому совершенно чужды понятия о совести, чести, долге. Вряд ли мать Сережи дальше сможет жить с этим негодяем, потому что она помнит, чем обязана Тулубьеву. Сможет ли Никитин жить спокойно с таким страшным грехом?

Отмечая достоинства повести, нужно сказать и о роли пейзажа. Как природа чувствует и передает изменения в жизни? Осенний пейзаж, поздний вечер, ночь. В пейзаже предчувствие какой-то тревоги, беды. Он держит все время нас в напряжении.

В начале повести перед нами Москва в пору поздней осени: «Над Москвой, бессонной и беззащитной, пластались низкие осенние тучи, высыпая ледяные пронизывающие потоки». Пейзаж помогает почувствовать состояние главного героя: жизнь прожита, его книги когда-то были нужны читателям, он этим годился. Когда Тулубьев начинает энергично работать, чтобы спасти Сережу, кажется, ночь отступает. И, выходя на балкон, Родион Афанасьевич угадывал в ночном небе громаду храма Христа Спасителя. Этот храм в повести выступает как символ высокой чистоты и нравственности.

И снова напряжение: болезнь Сережи усилилась ночью, и ночью мальчик видел черную тень смерти. Потом наступало утро, и приходило постепенно чудесное выздоровление ребенка.

В заключении повести опять ночь. И вдруг «…тяжелая пуля, вылетевшая из мрака, тупо ударила его в середину лба…время вспыхнуло, рассыпалось и погасло». Страшный финал. Ночь.

Тулуьев погиб, но он не был сломлен в своем бесконечном жизненном противостоянии. Он, говоря словами Проскурина, «…до самого конца, единоборствуя с собой, остался с факелом гонца, горящим над кромешной мглою». Образное выражение «факел гонца» означает беспокойное, горящее сердце. Человек с факелом гонца не терпит мрака, зла, несправедливости, лжи. Он способен вернуть человека к жизни и заставить трепетать негодяя, может созидать и объединять людей. Не случайно Проскурин в конце повести говорит, что Сережа в последний раз пришел к Тулубьеву с тетрадкой: « Я тут кое-что набросал, я вам оставлю тетрадку, вы посмотрите. Хорошо?» Появилось молодое слово, оно окрепнет и в будущем сможет карать зло и несправедливость, утверждать добро.

Вот в такой активной позиции при отставании добра и привитии детям высоких моральных и нравственных качеств я вижу возрождение великой и счастливой державы под именем Россия. Для каждого учителя это программа, и Петр Лукич Проскурин облек ее в такие стихотворные строчки:

Дай мне до самого конца,

Единоборствуя с собою,

Остаться с факелом гонца,

Горящим над кромешной тьмою.

(П. Проскурин «Зов вершин»)

Список используемой литературы

  1. Волжина Д.Е. Школьные олимпиады. Литература 5-11 классы ( Е.Д. Волжина, – М.: Айрис-пресе, 2007. – 224с.

  2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка (В.И.Даль. – М.: Эксмо, 2006. – 896с.:ил.

  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс II полугодие 4- е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2006. – 384с. – ( В помощь школьному учителю)

  4. Журнал «Литература в школе». – 2007. – №6

  5. Литература: справочные материалы: Кн. для учащихся (С.В. Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. – М.:Просвещении, 1989. – 335с.

  6. Проскурин П.Л. Собрание сочинений.: В 5т. – М.: Современник, 1981. – Т1 (Вступительная статья В.Чалмаева).

  7. Роман-газета. – 1998. №14

  8. Русская Литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.2(В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова.-8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 512с.

  9. Русская проза второй половины XX в. В 2т.: Т.2. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 480с.(Библиотека отечественной классической художественной литературы)

  10. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2ч.: Ч.2.М-Я.(Редколлегия: Б.Ф.Егоров и др.; Под. Ред П.А.Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – 432с.: ил.

  11. Шефнер В.С. Годы и миги: Книга стихов. – М.: Современник, 1983. – 203с.

Есть слова-словно раны, слова-словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести

(Владимир Познер)

Когда-то меня потрясли эти стихи, они были в моей голове, когда я читала повесть П.Л.Проскурина «Азъ воздам, Господи».Данная исследовательская работа посвящена доказательству того, что творчество П.Л.Проскурина злободневно, что он точно обозначил болевые точки нашего времени, передал свое неприятие мира зла, свою веру в победу добра и справедливости.

Каким войдет в жизнь следующее поколение: разрушителем или созидателем?

«Сейчас все понимают, все, и друзья России, и ее враги, что будущее России и русского народа зависит от новых поколений. И поэтому именно сейчас разгорелась непримиримая война за их души. В бой брошены огромные силы и средства, и порой, начинает казаться, что еще мгновение – и все будет кончено. Силы зла и тьмы затопят Россию навсегда. Но душа человека, особенно русского, обустраивалась изначально, и в ней всегда присутствует высший промысел. И нынешним темным силам погубить ее совсем не дано. В самом русском слове, в русской литературе заложены целительные силы самовоскрешения во времени.» (Из письма Проскурина к учительнице Китаевой Г.В.)

В повести «Азъ воздам, Господи» Петр Проскурин поднимает и решает нелегкие проблемы. Откуда такое название?

При проведении урока толкование слов нужно написать на доске:

Азъ

-первая буква русской азбуки;

-(церк.-стар.)первое лицо, я.

Воздам

-отдавать, возвращать, признавать заслуги, награждать за них, платить или карать и льстить (Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля)

Слова молитвы концентрируют внимание на заглавии и как бы подсказывают главную проблему произведения: за все в жизни надо платить самому, и тогда тебе будет возвращено.

Кстати, при проведении урока ученики могут выбрать из толкования слово, наиболее подходящее для понимания общего замысла повести.

Повесть отражает современную Россию, сегодняшний день. Здесь поднимаются проблемы нравственности. О ней размышляет писатель Тулубьев, главный герой произведения. Проскурин отмечает, что сегодня в мире, где господствуют деньги, нет места доброте, милосердию и человечности. Все решает сила, она у тех, кто имеет деньги. Твердая позиция автора такова: так быть не должно. И повесть «Азъ воздам, Господи» тому доказательство. Итак, вот что важно: нравственный выбор человека, семья, духовность, творчество, добро, истинное мужество. С.Довлатов писал: «Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду».

В произведениях Проскурина отражен сложный, созидающий и героический путь русского народа на протяжении всего трагического XX века: духовный поиск русского человека на своем историческом пути, его стремление к созданию новых форм социального обустройства общества. Центральной темой его творчества стала Великая Отечественная война, ее влияние на нравственное самосознание народа, укрепление патриотизма и духовной силы. Особый этап творчества Проскурина представляют его произведения последнего периода после распада Советского Союза. Он не побоялся сказать правду. Романы «Седьмая стража», «Число зверя», книги повестей и рассказов «Азъ воздам, Господи», «Мужчины белых ночей», публицистические статьи и очерки характеризуются углубленными философским и психологическим проникновением в самые трагические противоречия, доходящие до хаотического состояния и распада в русской жизни послеперестроечной России, тяжко обретающей свой насильственно обрубленный исторический путь.

Каким был путь писателя к созданию таких произведений, словом которых «можно спасти»?

Петр Лукич Проскурин (1928-2001)родился в крестьянской семье, в поселке Косовицы Брянской области. Подростком хлебнул военного лихолетья, голодал и замерзал. После службы в армии, уехал на Камчатку, работал шофером, лесорубом, гонял плоты по таежным рекам. «Систематического образования не получил, маститых учителей не имел, но уже после первых книг стал знаменит – все сразу признали его стихийный прирожденный дар», – говорил о нем критик Юрий Медведев.

Книга «Глубокие раны» (1960) – дебют начинающего писателя. Потом был цикл рассказов «Цена хлеба» (1961), романы «Исход» (1966) – книга о брянских партизанах, «Камень сердолик» (1968), «Судьба» (1973), «Имя твое» (1977), «Отречение» (1987), «Седьмая стража» и «Число зверя» (1990), повесть «Азъ воздам, Господи».

За огромную литературную деятельность писателю П.Л. Проскурину было присвоено звание Героя Социалистического труда. Он лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации..

Проскурин хорошо знал Россию, жил в разных местах (Камчатка, Орел, Хабаровск, Москва), много видел и немало трудностей испытал. Поэтому до сих пор его произведения, основанные на жизненном материале, интересны читателям и вызывают острые споры. В советское же время Проскурин был одним из самых подцензурных авторов. Нет ни одного произведения, в которых не снимались бы «опасные» места. Но произведения Проскурина все равно оставались востребованными. В своих книгах писатель мог предопределить будущее, и это доказало время.

Книги Проскурина знают в Канаде, Австралии, Северной и Южной Америке. Его произведения переведены на французский, немецкий, польский, чешский и румынский языки.

«В нем было чувство катастрофы, тревоги, обостренной боли за каждого человека, брошенного в пространстве истории»,-писал критик Виктор Чалмаев. Таким был наш земляк – писатель Петр Лукич Проскурин. До конца своих дней он являлся почетным гражданином Брянской области. В городе Брянске его именем названа центральная библиотека.

Моя задача – дать анализ повести Проскурина «Азъ воздам, Господи» (1998), определить ее особое место в его творчестве. Какие мысли и чувства вызывает она? Тревогу, жалость к главному герою; чувство безысходности от действительности, бессилие от того, что зло торжествует; несостоятельность властей; возмущение и удивление: неужели так бывает? Действие происходит в Москве, в начале 90-х годов XX века, когда зазвучали совершенно другие гимны, оскверняющие и опрокидывающие все прошлое отцов и дедов…хищно возносились стоэтажные банковские чудовища, символизирующие безоговорочную власть капитала, вседозволенность сильного и всепокорность слабого, когда вновь начато строительство храма Христа Спасителя. И вот, поздним вечером с высоты двенадцатого этажа Тулубьев, главный герой произведения, созерцает бессонную и беззащитную Москву, сияющую рекламой. К старости он остался один в пятикомнатной квартире, из которой вывезено и продано практически все, вплоть до известной всей Москве библиотеки, телефон выключили за неуплату.

Как же происходит знакомство Тулубьева с другим героем, Сережей? Какое впечатление производит ребенок на писателя? Размышления старого писателя прервал мальчик:

«Я звонил….Толкнул дверь – открылась….Простите, нехорошо входить без разрешения…» Какой-то незнакомый холодок и нежность сжали уставшее и ожесточившееся сердце Тулубьева! Что заставило смягчиться ожесточившееся сердце? Глаза. «Глаза мальчика, широко расставленные, светлые до прозрачности, тянули словно омут – дна не достать, и Тулубьев на какое-то время потерял дар речи – стоял и молча смотрел. Молчал и мальчик, не опуская странных прозрачных глаз, – смотрел пристально и неотступно».

Отец Сережи очень богатый, преуспевающий человек. Он «делает деньги», может исполнить «любое самое фантастическое желание», но совсем не замечает сына. Мама тоже мало внимания уделяет ребенку, поэтому Сережа чувствует себя очень одиноким. «Да им все равно», – отзывается Сережа о родных. А тут страшная болезнь, которая еще больше угнетает ребенка. Он знает, что скоро умрет…Но появилась в доме книга писателя Тулубьева про Рыжика «Идущие следом». Этот пес занял воображение Сережи, мальчик порой ощущал присутствие собаки рядом с собой. Рыжик приходит к Сереже во сне. «Сел рядом, высунул язык и дышит…Потом лизнул ладонь и смотрит, я знаю, он сказать хотел: ничего не бойся!», – рассказывает Сережа. Мальчику очень нужно, чтобы Рыжик вернулся. «Я знаю, я скоро умру, а Рыжик все равно будет. С ним не страшно…Как же он мог пропасть? Он, наверное, приходит к тем, кто его любит. Сидит у двери, ждет. Нехорошо, он у вас совсем не вернулся…» И Тулубьев почти явственно ощутил на себе пытливый взгляд из неведомого потустороннего мира. А когда Сережа узнает, что обязательно будет продолжение книги, глаза у мальчика «брызнули ярким всплеском».

И вот надвинувшейся старости как не бывало. Недовольство жизнью и огорчения прочь. Тулубьев забыл обо все, работал над своей рукописью про Рыжика. «Надо торопиться, надо успеть…» Для Сережи продолжение книги явилось чудодейственным лекарством, которое спасает ребенка от смерти. Тулубьев приходил к Сереже каждое утро и читал новую главу о Рыжике. Жизнь Сережи была в руках старого писателя, считавшего своим долгом «вернуть этого, уже ступившего за земную черту, ребенка назад, в земной, понятный мир, и что может и обязан сделать это только он». Когда по прогнозам врачей, профессоров, академиков Сережа должен был уже умереть, Тулубьев добрался до возвращения Рыжика домой. «Он (Тулубьев) знал, что придет момент и наступит перелом, почти кожей ощущал близость этого момента». И вот случилось чудо! Что вселяло веру в Тулубьева? Это вера в силу слова, жизненный опыт, искренность.

Как же Проскурин изображает родителей Сережи? Как они реагируют на такую помощь? Они растеряны. Мать бросает в лицо мужу: «Я справлюсь, я должна справиться…А ты можешь продолжать делать свои проклятые деньги!» И, казалось бы, всесильный Никитин теперь выглядит жалким, беспомощным и даже раздавленным возникшими обстоятельствами. Когда мальчик выздоравливает, Елена Викторовна и Никитин обещают «век Бога молить» за Родиона Афанасьевича. «Пожизненно раба Ваша. Мы с мужем…все, что угодно». И где-то в глубине квартиры мелькнуло растерянное и измученное лицо Никитина. Но ему не дано понять Тулубьева, который смог найти способ для спасения Сережи. Родион Афанасьевич успел лишь отметить в этом облике «тяжелую малоподвижность»

Спустя два года мальчик совершенно окреп, он был очень привязан к писателю. Между ними установились крепкие, дружеские отношения, полные взаимопонимания, духовное родство. Как раз этого не мог больше терпеть господин Никитин. Он считал, что Тулубьев отнимает у него сына. Никитин забыл, кем этот человек стал для Сережи, упрекая писателя в том, что его книги делают из Сережи «слюнтяя». «Россия давно другая-теперь главное в России деньги. Это и сила, и власть, и жизнь.» Никитин олицетворяет силу капитала, которой можно всего достигнуть, все сломить. Слова же писателя, что «Россия-это прежде всего Бог…А все иное это уже не Россия», не находят понимания у Никитина.

Какую черту характера Тулубьева особенно ценит Проскурин? Силу воли. Тулубьеву все время приходилось чему-то или кому-то противостоять: вначале новым хозяевам жизни, которых он не хотел понимать и которым не хотел подражать, потом дочери, уговаривавшей его переселиться в маленькую квартиру. Наконец, смог противостоять той страшной болезни, которая чуть не уничтожила соседского мальчика. Теперь вот противостоял холодному и циничному господину Никитину, требовавшему, чтоб Тулубьев изменил место жительства и не виделся больше с Сережей. Тулубьев – очень мудрый и мужественный человек. Его нельзя было запугать, и Никитин это понимал: он убивает Тулубьева.

Человек рожден, чтобы творить добро, созидать, нести радость близким. Писатель Тулубьев делал добро своим творчеством, исцелял людей в прямом смысле этого слова. И он благодарен Богу за этот талант. Сережа привязался к Тулубьеву: благодарностью воздалось старому писателю за его доброту и отзывчивость. Думается, что Никитину тоже воздастся по его заслугам. Ведь им убит честный человек, спасший жизнь его сына. Вряд ли Сережа останется в одном доме с человеком, которому совершенно чужды понятия о совести, чести, долге. Вряд ли мать Сережи дальше сможет жить с этим негодяем, потому что она помнит, чем обязана Тулубьеву. Сможет ли Никитин жить спокойно с таким страшным грехом?

Отмечая достоинства повести, нужно сказать и о роли пейзажа. Как природа чувствует и передает изменения в жизни? Осенний пейзаж, поздний вечер, ночь. В пейзаже предчувствие какой-то тревоги, беды. Он держит все время нас в напряжении.

В начале повести перед нами Москва в пору поздней осени: «Над Москвой, бессонной и беззащитной, пластались низкие осенние тучи, высыпая ледяные пронизывающие потоки». Пейзаж помогает почувствовать состояние главного героя: жизнь прожита, его книги когда-то были нужны читателям, он этим годился. Когда Тулубьев начинает энергично работать, чтобы спасти Сережу, кажется, ночь отступает. И, выходя на балкон, Родион Афанасьевич угадывал в ночном небе громаду храма Христа Спасителя. Этот храм в повести выступает как символ высокой чистоты и нравственности.

И снова напряжение: болезнь Сережи усилилась ночью, и ночью мальчик видел черную тень смерти. Потом наступало утро, и приходило постепенно чудесное выздоровление ребенка.

В заключении повести опять ночь. И вдруг «…тяжелая пуля, вылетевшая из мрака, тупо ударила его в середину лба…время вспыхнуло, рассыпалось и погасло». Страшный финал. Ночь.

Тулуьев погиб, но он не был сломлен в своем бесконечном жизненном противостоянии. Он, говоря словами Проскурина, «…до самого конца, единоборствуя с собой, остался с факелом гонца, горящим над кромешной мглою». Образное выражение «факел гонца» означает беспокойное, горящее сердце. Человек с факелом гонца не терпит мрака, зла, несправедливости, лжи. Он способен вернуть человека к жизни и заставить трепетать негодяя, может созидать и объединять людей. Не случайно Проскурин в конце повести говорит, что Сережа в последний раз пришел к Тулубьеву с тетрадкой: « Я тут кое-что набросал, я вам оставлю тетрадку, вы посмотрите. Хорошо?» Появилось молодое слово, оно окрепнет и в будущем сможет карать зло и несправедливость, утверждать добро.

Вот в такой активной позиции при отставании добра и привитии детям высоких моральных и нравственных качеств я вижу возрождение великой и счастливой державы под именем Россия. Для каждого учителя это программа, и Петр Лукич Проскурин облек ее в такие стихотворные строчки:

Дай мне до самого конца,

Единоборствуя с собою,

Остаться с факелом гонца,

Горящим над кромешной тьмою.

(П. Проскурин «Зов вершин»)

Список используемой литературы

1. Волжина Д.Е. Школьные олимпиады. Литература 5-11 классы ( Е.Д. Волжина, – М.: Айрис-пресе, 2007. – 224с.

2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка (В.И.Даль. – М.: Эксмо, 2006. – 896с.:ил.

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс II полугодие 4- е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2006. – 384с. – ( В помощь школьному учителю)

4. Журнал «Литература в школе». – 2007. – №6

5. Литература: справочные материалы: Кн. для учащихся (С.В. Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. – М.:Просвещении, 1989. – 335с.

6. Проскурин П.Л. Собрание сочинений.: В 5т. – М.: Современник, 1981. – Т1 (Вступительная статья В.Чалмаева).

7. Роман-газета. – 1998. №14

8. Русская Литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.2(В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова.-8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 512с.

9. Русская проза второй половины XX в. В 2т.: Т.2. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 480с.(Библиотека отечественной классической художественной литературы)

10. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2ч.: Ч.2.М-Я.(Редколлегия: Б.Ф.Егоров и др.; Под. Ред П.А.Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – 432с.: ил.

11. Шефнер В.С. Годы и миги: Книга стихов. – М.: Современник, 1983. – 203с.

Для скачивания или чтения книги “Азъ воздам, Господи” автора Проскурин Пётр Лукич формата fb2, epub, mobi вам необходимо нажать на соответствующую кнопку на странице сайта FindBook. Мы создали удобную “читалку” отлично работающую не только на настольном ПК, но и на мобильном телефоне или планшете систем Android и iOS.После прочтения страницы книги “Азъ воздам, Господи”, следующая открывается автоматически.Читайте и наслаждайтесь любимыми книжками !

аз воздам господи краткое содержание

  • Доступ к тексту был закрыт по требованию правообладателя

– Я знал! Я знал, что ты придешь,— кричал Сережа, и они неслись все дальше и дальше, кувыркаясь и дурачась. Больше им уже ничего не надо было говорить,— они как бы стали од; существом, одинаково чувствовали, думали и видели. Море внизу непрерывно вскидывало к ним пенистые веселые волны, они становились все выше и.ближе, и теперь друзьям приходилось напрягаться – руки у Сережи стали неметь и груди вспыхнула острая горячая боль. Невольно с тоскливым криком выпустив лапы лохмато; друга, мальчик стал проваливаться. – Рыжик! Рыжик! — отчаянно звал он, ударившись о туго взметнувшуюся ввысь пенистую волну, ушел под воду и задохнулся бессильным криком. От прихлынувшего удушья он стал отчаянно рваться наверх, вынырнул, наконец, из черной, тяжелой воды и увидел остановившиеся, провалившиеся глаза матери. – Мама, беззвучно сказал он, но Елена Викторовна услышала. – Нечем дышать… Открой балкон… мама… Задыхаюсь… Елена Викторовна подхватила легкое, исхудавшее тело сына на руки, прижала к себе и выбежала в другую комнату, где теперь постоянно находился дежурный врач,— тот уже сам, услышав- шум и голоса, вышел Навстречу, слегка помятый и заспанный. Привычно и ловко перехватил мальчика, уложил его назад в постель, строго и непреклонно попросил Елену Викторовну удалиться,- сделал все необходимое, и, когда серые губы больного слегка потеплели и дыхание выровнялось, врач еще подождал, присев рядом с кроватью.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 23 декабря 2017; проверки требуют

8 правок

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 23 декабря 2017; проверки требуют

8 правок

.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см.

Проскурин

.

Пётр Луки́ч Проску́рин (22 января 1928, с. Косицы, Брянская губерния — 26 октября 2001, Москва) — советский русский писатель. Герой Социалистического Труда (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1979). Член КПСС с 1971 года.

Биография

П. Л. Проскурин родился 22 января 1928 года в посёлке Косицы (ныне Севского района Брянской области) в крестьянской семье. В подростковом возрасте пережил оккупацию. До 1950 года работал в колхозе. После службы в СА (1950—1953) он остался на Дальнем Востоке, работал — среди прочего — на лесоповале и лесосплаве, там начал и литературную деятельность. Печатается с 1958 года. В 1957—1962 годах жил в Хабаровске, в 1962—1964 годах — в Москве, в 1964—1968 годах — в Орле, затем окончательно поселился в Москве. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького (1964). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

В 1990 году подписал «Письмо 74-х».

П. Л. Проскурин умер 26 октября 2001 года в Москве. Похоронен в Брянске.

Некоторые семейные тайны писатель впервые приоткрыл лишь во второй книге своего автобиографического романа «Порог любви», которая появилась в печати уже после его смерти.

Семья

Отец — Лука Захарович Проскурин в 1928 году выступил на своей родине, в посёлке Косицы, организатором колхоза имени Ильича, участвовал в раскулачивании односельчан. Поэтому он в какой-то момент предпочёл перебраться на юг, в Назрань. Там он стал работать главбухом мукомольного комбината. Но при первой же ревизии у него была обнаружена недостача, и Лука Проскурин был арестован. На малую родину он вернулся уже в конце 1930-х годов.

«Года за два до начала войны и случилось несчастье, перекосившее всю жизнь не только его самого, но и его семьи, и всех связанных с ним людей. У него случилось заражение правой руки, чуть ли не гангрена, был отнят указательный палец, и рука стала сохнуть — таких в народе зовут сухорукими. Ему выдали белый билет, призыву в армию он не подлежал, и когда Севск заняли немцы, он тотчас очутился в концлагере. Отец был черноволос и черноглаз, и его приняли за цыгана. Его же начальник, заведующий Севским гортопом — Ковалёв, как партийный, тоже оказался в концлагере под Глуховом, на Украине (километров семьдесят от Севска). Он был вдов, жил со старушкой-матерью и двумя сыновьями. Отец вышел из концлагеря уже сломленный, согласился сотрудничать с немцами».

— Пётр Проскурин, Чёрные птицы. «Роман-газета», 2005, № 22.

Будучи старостой, Проскурин-старший проявил рвение, а позже отступил с немцами. После освобождения Брянщины советские солдаты поторопились повести мать и детей Проскуриных на расстрел. От гибели их спас случайно проезжавший мимо глава района.

Жена — Лилиана Рустамовна Проскурина (творческий псевдоним Анна Гвоздева; 1935—2011), советская и российская журналистка, мемуаристка. Дочь советского журналиста и писателя Рустама Агишева. Автор мемуаров «Вселенная летит со скоростью любви» (2011). Похоронена рядом с мужем на Центральном кладбище Брянска.

Дети:

  • сын Алексей (1960-2018) — главный редактор «Экономической и философской газеты» (с 1997), член Союза журналистов России.
  • дочь Екатерина — журналистка.

Библиография

Собрания сочинений

  • Собрание сочинений в 11 томах. М.: Голос; Русский архив., 1993—1994 (вышли тома 1-3)
  • Собрание сочинений в пяти томах. М., Современник, 1981—1983.
  • Избранные произведения в 2-х томах. М., Художественная литература, 1976. — 100 000 экз.

Повести и рассказы:

  • «Цена хлеба», 1961;
  • «Любовь человеческая», 1965,
  • День смятения, М., 1971
  • «Азъ воздам, Господи»

Романы:

  • «Глубокие раны», Хабаровск, 1960; 1964
  • «Горькие травы», М., Советский писатель, 1964;
  • «Исход», 1966;
  • «Корни обнажаются в бурю», М., Советский писатель, 1962
  • «Камень сердолик», М., Молодая гвардия, 1968
  • «Черта», 1972
  • «Судьба», 1973
  • «Имя твоё», 1978
  • «Словом не убий». Главы из автобиографической книги // «Наш современник», 1982, № 6
  • «Чёрные птицы», «Роман-газета», 1983
  • «Полуденные сны», 1985
  • «Порог любви». Повесть встреч и дорог, 1986
  • «Отречение» // «Москва», 1987, № 9-12, 1990, № 7-9 (кн.2)
  • «Седьмая стража», 1995
  • «Число зверя»

Роман «Судьба» (1972), раскрывающий в судьбах своих героев судьбы народные, динамику исторических событий эпохи строительства социализма и Великой Отечественной войны 1941—1945, стал одним из заметных произведений 1970-х гг. Экранизирован («Любовь земная» и «Судьба»).

Романы Проскурина «Судьба» (1972) и «Имя твоё» (1977) представляют собой монументальное произведение необычайной широты охвата, изображающее несколько десятилетий советской истории (1 часть: 1929—1944, 2 часть: до наших дней), здесь и деревенская жизнь, и полёты в космос, и персонажи из всех слоёв населения, и лично Сталин, и общественная критика, и пропаганда русского великодержавия. В своём творчестве Проскурин приспосабливает пережитое на личном опыте к некоей тогда не совсем обычной картине советской истории, он подчёркивает ответственность руководителей, роль партии. Он пишет широкими мазками, не проявляя особого интереса к форме произведения.

Изданный в 1987 году роман «Отречение» является продолжением романов «Судьба» и «Имя твоё», образуя с ними трилогию. Публикация произошла во времена перестройки, и роман отличается резкой критикой позднесоветской действительности от предыдущих частей.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (21.1.1988)
  • орден Ленина (21.1.1988)
  • орден Трудового Красного Знамени (23.1.1978)
  • орден «Знак Почёта»
  • медали
  • Государственная премия СССР (1979) — за сценарии фильмов «Любовь земная» (1974) и «Судьба» (1977)
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1974) — за роман «Судьба» (1972)
  • Международная премия имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства
  • Почётный гражданин города Орёл (2000)
  • Почётный гражданин Брянской области

Примечания

Литература

  • В. В. Сорокин. На кресте памяти и таланта / Обида и боль.
  • Мария Солнцева. «Что делать?» и «Кто виноват?»
  • Алексей Проскурин. Я рад, что я не дворянин, или 350 лет самоадекватности.

Ссылки

  • Проскурин, Пётр Лукич (неопр.). Сайт «Герои страны».
  • Из дневника писателя
  • Биография Петра Проскурина (недоступная ссылка)
  • Книги П. Проскурина в электронном виде
  • Биография на сайте Института Русской Цивилизации

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here