Богослужения на каждый день

Детально: богослужения на каждый день - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

29 апреля 2018 года. Неделя четвертая по Пасхе, о расслабленном, глас 3. (doc rtf pdf)

22 апреля 2018 года. Неделя третья по Пасхе, жен-мироносиц, глас 2. (doc rtf pdf)

15 апреля 2018 года. Неделя вторая по Пасхе. Антипасха. (doc rtf pdf)

8 апреля 2018 года. Светлое Христово Воскресение ПАСХА. (doc rtf pdf) Последование включает: Полунощницу, Заутреню, Часы, Литургию и Пасхальную вечерню.

7 апреля 2018 года. Благовéщение Пресвятой Богородицы в Великую Субботу. (doc rtf pdf) Включает вечерню Великой Пятницы с выносом Плащаницы.

2-6 апреля 2018 года. Сканированные последования богослужений Страстной седмицы.

1 апреля 2018 года. Неделя ваий. Вход Господень в Иерусалим. (doc rtf pdf)

Составление церковной службы на данный день

Каждая церковная служба состоит из соединения «неизменяемых» частей богослужения, которые присущи ей каждый день, с «изменяемыми» частями богослужения, содержание которых зависит от того, какой день седмицы и какое число какого месяца года. Неизменяемые части богослужения, представляющие собою как бы остов его, заимствуются священнослужителями из Служебника, а чтецами и певцами из Часослова. Если день будничный или воскресный, то к этим неизменяемым молитвословиям прибавляются изменяемые из Октоиха, Минеи и Псалтири, или из Триоди постной или цветной с добавлением из Минеи или без Минеи. В дни великих и средних праздников неподвижных изменяемые части богослужения берутся только из Минеи, а в дни подвижных праздников только из Триоди постной или цветной. Правила соединения неизменяемых частей с изменяемыми, и что именно брать, указываются по большей части «на ряду» в самих богослужебных книгах. Подробно же все указывается и разъясняется в Типиконе. Некоторые объяснительные главы из Типикона с такими указаниями, носящие названия Марковых глав, печатаются в Минеях и Триодях тоже «на ряду», или собраны все вместе в конце. Перед каждым богослужением необходимо заблаговременно приготовить все нужные книги и, раскрыв их, заранее рассмотреть весь порядок, следуя сделанным в книгах указаниям.

Текст в богослужебных книгах печатается обыкновенно черным шрифтом, а все указания и объяснения красным шрифтом (киноварью).

Следующая глава >

богослужения на каждый деньНаступает неповторимое время, которое с особым трепетом почитают все христиане, – Страстная неделя. Почти две тысячи лет назад в эти дни Христос пришел в Иерусалим, чтобы пострадать, принять крестную смерть и воскреснуть. Ради спасения всего мира.

За всю свою многовековую историю Церковь составила замечательные молитвы, гимны и целые службы, в которых обыгрываются все грани тех трагических и судьбоносных минут. В нашем цикле мы кратко расскажем о том, как совершаются богослужения на протяжении всего отрезка времени – с Великого понедельника по Великую субботу.

Первые три дня Страстной седмицы Церковь вспоминает последние притчи и поучения, произнесенные Спасителем при Его земной жизни. Вообще, притчи занимают особое место в Евангелии и регулярно читаются на протяжении всего года, однако понедельничные, вторничные и средовые отрывки – особые, в них сосредоточена вся суть христианского вероучения.

В эти дни прочитывается вся Псалтирь и все Евангелие (за исключением страстных отрывков, которые читаются особо, в четверг вечером, накануне Великой пятницы). Также в эти дни три раза совершается Литургия Преждеосвященных даров.

А еще у понедельника, вторника и среды – общий тропарь. В церковной традиции так называют небольшой гимн, в котором отражен главный смысл того или иного праздника. Тропарь первых трех дней Страстной седмицы – «Се Жених грядет в полунощи». В нем обыгран сюжет притчи о десяти девах, которые по-разному встретили жениха. Он учит нас быть всегда трезвыми, бодрыми и готовыми к встрече с Христом.

Пост в первой половине Страстной седмице предписан строжайший. Естественно, в наше время любые подвиги нужно оговаривать с духовником, смотря по силам и состоянию здоровья. А в древности в понедельник, вторник и среду не ели ничего. Не кушали также и в пятницу. Зато в четверг и в субботу допускалось послабление – горячая пища с маслом.

богослужения на каждый день

Итак, что собою представляют богослужения каждого дня недели перед Пасхой? Рассмотрим их кратко.

богослужения на каждый день

Великий Понедельник

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

Главный мотив всех богослужебных текстов этого дня – личная встреча Христа и человека, а также готовность последнего к ней. В понедельник Церковь вспоминает о ветхозаветном патриархе Иосиф, которого жадные братья продали в рабство и который издревле считали прообразом страдающего Иисуса.

В храме также читается евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Из притч Спасителя особо вспоминаются истории о двух сыновьях и о злых виноградарях. В последнем отрывке злые виноградари – это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.

На Литургии особое место занимает чтения Евангелия, в котором приводятся слова Христа о будущем всего мира и о Его втором пришествии. Кроме Евангелия также читаются отрывки из Ветхого Завета. Главное место занимает начало книги Иова. Цитаты из этого древнего священного текста слышатся в храме почти всю Страстную седмицу, и это неслучайно. Иов считается самым совершенным праведником дохристианской эпохи, примером смирения и любви к Богу. А еще перенесенные им страдания во многом являются прообразом страданий Господа.

богослужения на каждый день

Великий вторник

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

Общая схема служб  Великого вторника – такая же, как и в понедельник. Тексты вторника посвящены поучениям Спасителя, которые он произнес в Храме на второй день после Своего триумфального входа в Иерусалим. Главное место занимает тема обличения фарисеев и книжников, которые после этого уже окончательно идут на разрыв с Христом и принимают решение убить Его. Особое внимание привлекают притчи о десяти девах и о талантах. Они предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок и о причинно следственной связи в жизни человека.

Ветхозаветные тексты продолжают рассказывать о страданиях еврейского народа в египетском плену и о праведнике Иове. Все они говорят, что скорбь не напрасна, и готовят верующих к достойному соучастию в Страстях Господних.

богослужения на каждый день

Великая Среда

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

Третий страстной день посвящен двум событиям – обеду в доме фарисея Симона и предательству Иуды. Богослужебные тексты противопоставляют блудницу, которая помазала ноги Христу благовонным миром, и ученика, соблазнившегося деньгами и выдавшего Учителя врагам.

Ветхозаветный блок продолжает рассказывать о тяжкой судьбе еврейского народа и о судьбе Иова, который на сей раз по воле Божьей заболел проказой, но при этом остался до конца верным Богу, без ропота перенося трудности.

В этот день последний раз в году совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

богослужения на каждый день

Великий Четверг

УТРОМ: Часы. Вечерня. Литургия Василия Великого

ВЕЧЕРОМ: Чтение 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа
Утреня Великого Пятка

Этот день начинает собою собственно страстной цикл. В четверг вечером Христос установил Таинство Евхаристии, в котором вот уже две тысячи лет верующие могут максимально возможным для человека образом соединиться со Христом.

В четверг служится полная Литургия Василия Великого. Она является продолжением вечерни. В принципе, и служиться она должна вечером, однако в современной практике ее перенесли на утро. Наиболее важные тексты этого дня – тропарь «Егда славнии ученицы» и гимн «Вечери Твоея Тайныя днесь». В этих удивительных по своей красоте молитвах христиане исповедают Христа Богом и просят сделать их достойными единения с Ним в Таинстве Евхаристии.

В соборах и храмах, где служит архиерей, после Литургии совершается особый чин – омовение ног. По примеру Христа, который после Вечери умыл ноги ученикам, архиерей моет ноги своим братьям-сослужителям.

В четверг уже не читается Псалтирь (вплоть до воскресенья Фоминого) и не кладутся земные поклоны (их совершают только перед Плащаницей).

В этот же день Патриарх совершает освящение мира – особого ароматического состава, который используют в Таинстве Миропомазания. Оно совершается один раз в жизни – сразу после Крещения.

Вечером четверга, накануне Великой пятницы, совершается неповторимая по своей красоте служба – чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Христос. По Уставу, Евангелия должны читаться поздно ночью, ближе к полуночи. Но в современных условиях эту службу совершают раньше – вечером. Во время чтения верующие стоят в храме с зажженными свечами. Существует традиция сохранять после окончания службы огонь этих свеч и относить его домой.

богослужения на каждый день

Великая Пятница, Страсти Господни

УТРОМ: Царские часы

ДНЕМ: Вечерня. Вынос Плащаницы

ВЕЧЕРОМ: Утреня Великой Субботы с чином Погребения Плащаницы

В пятницу Страстная неделя достигает своей кульминации. Этот день посвящен вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. Поскольку Литургия считается самым торжественным богослужением, она не совершается в день смерти Спасителя в знак глубочайшего траура. Утром читаются только Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Пятница – это день совершения особой службы, в конце которой из алтаря выносится на середину храма Плащаница – больших размеров полотнище с вышитым на нем изображением умершего Христа.

Вечером совершается Утреня Субботы с чином Погребения Плащаницы.

Все тексты молитв и Священного Писания пропитаны идеей соумирания твари своему Творцу, соучастия в Страстях. Особенно примечательны ветхозаветные чтения этого дня – отрывки книг пророка Исайи, который за 500 лет до рождения Спасителя описал Его страдания.

Утреня – по сути – отпевание Христа. Перед Плащаницей совершается пение 118 псалма, стихи которого перемежевываются с особыми припевами, оплакивающими Спасителя. Припевы эти звучат от имени Пресвятой Богородицы и являются величайшим шедевром церковной поэзии.

По окончании чина оплакивания Христа Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма с пением погребальной молитвы Святый Боже. После обнесения Св. Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом».

В конце богослужения находящиеся в храме люди подходят приложиться к Плащанице при пении стихиры Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго. В этом песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным го учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.

богослужения на каждый день

Великая Суббота, Суббота Преблагословенная, Тихая Суббота

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого

Наверное, нет другого богослужения (кроме пасхального), которое сравнилось бы по красоте со службой Великой субботы. Великая Суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты.

После Часов и Изобразителен совершается вечерня с Литургией Василия Великого – последней в году. Ее визитной карточкой являются паремии – сборник 15 ветхозаветных отрывков, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении Царства Господа и Новозаветной Церкви. Особое место среди этих текстов занимают две огромные хвалебные песни. Одна принадлежит Мириам – сестре Моисея, которая воспела ее сразу поле перехода израильтян через Красное море. Другая песнь была воспета тремя еврейскими юношами, чудесно спасенными Господом в печи, которую приказал растопить вавилонский царь Навуходоносор. Оба образа символизируют Христа, который сошел в ад, победил дьявола и вывел из преисподней всех, кто захотел пойти с Ним.

На литургии, во время Великого вместо Херувимской песни поется удивительный гимн:

«Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Слушая этот гимн мы вспоминаем, что согласно учению Православной Церкви, Великая суббота — это день, когда Господь сошел душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа.

Перед Литургией все облачения в храме заменяются с черных на белые. Суббота – окончание Страстной седмицы. Обычно после утренней службы в течение дня совершают освящение куличей, яиц и пасох. Затем люди идут домой, чтобы ночью собраться вместе и прославить Воскресшего Спасителя.

В Иерусалиме в этот день каждый год происходит уникальное событие – схождение Благодатного огня.

Автор:

Моисеенков Александр

Источник:

(130)

Удобство использования Богослужебных указаний издаваемых на каждый год Московской Патриархией неоспоримо и не подлежит сомнению. Для тех, кто имеет самые общие познания об Уставе богослужения — они просто незаменимы, по ним большинство регентов и уставщиков и учат Устав; для тех же, кто хорошо знает Устав — Богослужебные указания просто здорово экономят время.

Помнится как в конце 90-х годов, когда я уже работала регентом, а Богослужебные указания на каждый год еще не издавались (если не ошибаюсь, то первые Богослужебные указания мы купили на 2002 год), мне приходилось долго готовить каждую службу разбирая Устав с помощью таблиц В. Розанова (). Но этой книги у меня тогда не было, а были отдельно изданные на её основе таблицы, книжечка такая формата А3. Пользоваться ею во время богослужения было очень не удобно. Поэтому я для каждой службы делала черновичок на листке бумаге. Кроме того, были у меня Богослужебные указания на 1953 год, подаренные одним священником. Глядя на них я мечтала о том, как бы было хорошо если бы и сейчас издавали такие Богослужебные указания.

Прошло всего лишь несколько лет и моя мечта сбылась. Сейчас уже никто не мечтает о том, чтобы издавались Богослужебные указания, так как они издаются каждый год и все приходы, как правило, не задумываясь покупают несколько указателей на приход (в алтарь и на клиросы, а если есть возможность, то еще и священнику, и регенту домой). Но всё же есть и бедные приходы, которые могут позволить себе купить только один экземпляр Богослужебных указаний на весь приход. А ведь так хочется иметь Богослужебные указания всегда под рукой и на приходе, и дома.

У каждого священника и многих регентов бывают ситуации, когда служить не планировал, но вдруг пригласили на какое-то богослужение или нужно заменить кого-то, возможно на другом приходе, и нужно подготовить богослужение дома. Наверное именно с этой целью Богослужебные указания размещаются в Интернете.

Для вашего же удобства я в шапке сайта сделала ссылки на Богослужебные указания и на православный календарь. Однако, учитывая тот факт, что не все регенты являются достаточно продвинутыми пользователями персональных компьютеров, я решила в этой статье рассказать как удобнее и быстрее пользоваться Богослужебными  указаниями.

Нажимая на ссылку в шапке сайта, вы попадаете на сайт:

. То есть у вас открывается страница с Богослужебными указаниями на сегодняшний день, который вам зачастую совершенно не нужен (если только вы не пользуетесь планшетом с Интернетом прямо на службе), так как все богослужения смотрятся заранее. Например, вам нужно просмотреть службу на 15 февраля. В конце страницы есть ссылочка следующий день. Так многие и делают, щёлкают по ссылке n-ое количество раз пока не откроется нужный день. На самом деле всё можно сделать намного проще. Для тех, кто сам не догадался до этого, объясняю:

После того, как вы нажали следующий день, ссылка в строке браузера приобретает следующий вид: , то есть Богослужебные указания на 01 февраля 2014 года. Значит если вам необходимо открыть 15 февраля, достаточно исправить две цифры в строке браузера, чтобы ссылка приобрела вид: . Если же вам нужно открыть Богослужебные указания на 17 апреля, исправляем 4 цифры: .

Точно также пользуемся православным календарем. Нажимая на ссылку в шапке сайта, попадаем на страницу . Здесь нажимаем на ссылку сегодня. В строке браузера прописывается адрес страницы:

 Изменяем нужные нам цифры. Только будьте внимательны: здесь цифры без дефисов между ними и даты указываются по старому стилю.

Кроме того, православный календарь и богослужебные указания можно посмотреть еще на сайте: . Открывается календарь, а ниже ссылка «Богослужебные указания».

Можно также скачать год  (или ) и  к себе на компьютер.

В настоящее время Богослужебные указания на 2018 год опубликованы на сайте Патриархии до конца 2018 года. Ссылки для скачивания пока нет. А вот православный календарь на 2018 год уже можно .

Если же вы являетесь обладателем смартфона, то у вас есть возможность иметь «Православный календарь» и «Богослужебные указания» всегда под рукой. Скачать приложения для Android Apps вы можете по ссылкам: «» и «» . Лично мне больше всего понравился Православный календарь с житиями святых. Скачала его , а через время обнаружила, что в нем есть всё: и Молитвослов, и Акафистник, и Канонник, и Псалтирь, и Библия, и Справочник терминов. И всё это богатство весит всего лишь 40,8 Мб. Я в восторге! Рекомендую всем. Осталось только найти время читать это всё.

Для жителей Украины Богослужебные указания, издаваемые Украинской Православной Церковью можно просмотреть

Для тех же, кто совсем плохо разбирается в Уставе даже пользуясь Богослужебными указаниями предлагаю два варианта: один быстрый, другой медленный, но основательный.

  1. Сайт «Регент за год» предлагает «» (это как раз на тот случай, если вообще ничего не знаешь, в какой книге что искать, просто берешь скачиваешь и служишь). Кстати, к этому варианту стоит присмотреться тем регентам, кому приходится оставлять вместо себя ничего незнающую замену, а такие случаи, наверное, хоть однажды, но бывают у всех.
  2. Переходите в раздел «Обучение» и изучайте «Литургику». Это действительно нужно всем регентам, особенно тем, кто не учился на регентских курсах и не изучал этот интереснейший предмет.

P.S. Понравилась статья? С нетерпением жду Ваших комментариев. Советую подписаться на обновления блога «В помощь регенту», чтобы не пропустить полезную информацию! Вас ждёт еще много интересного.

Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку — не поленитесь сообщить. Для этого достаточно выделить ошибку и нажать «Ctrl» + «Enter».

Оценка 4 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here