Большой православный молитвослов

Детально: большой православный молитвослов - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

 Дополнительная информация о книге

Содержание

1. МОЛИТВЫ УТРЕННИЕ

2. МОЛИТВЫ НА СОН ГРЯДУЩИМ

3. КАНОН ПОКАЯННЫЙ КО ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ

4. КАНОН МОЛЕБНЫЙ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

5. КАНОН АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ

6. КАНОН СВЯТОМУ ИОАННУ ПРЕДТЕЧЕ

7. АКАФИСТ иисусу сладчайшему

8. АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

9. АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ

10. ПОСЛЕДОВАНИЕ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ

11. БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ ПО СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ

12. ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ НЕДЕЛЮ ПАСХИ

13. ЧАСЫ СВЯТЫЯ ПАСХИ И ВСЕЯ СВЕТЛЫЯ СЕДМИЦЫ

14. ТРОПАРИ, богородичны И КОНДАКИ ВОСКРЕСНЫЕ ВОСЬМИ ГЛАСОВ

15. ТРОПАРИ И КОНДАКИ ДНЕВНЫЕ НА ВСЮ СЕДМИЦУ

16. ТРОПАРИ, КОНДАКИ И ВЕЛИЧАНИЯ НА ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ, БОГОРОДИЧНЫ, СВЯТЫХ И ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ

17. Тропари и кондаки из триоди цветной

18. КАНОН ПОКАЯННЫЙ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

19. ПРАВИЛО ОТ ОСКВЕРНЕНИЯ

20. БОГОРОДИЧНОЕ ПРАВИЛО

21. ПЯТОЧИСЛЕННЫЕ МОЛИТВЫ

22. МОЛИТВЫ ЗА БЛИЖНИХ

23. МОЛИТВЫ КО ГОСПОДУ

24. МОЛИТВЫ К БОЖИЕЙ МАТЕРИ

25. МОЛИТВЫ СВЯТЫМ

  • Собору двенадцати апостолов
  • Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию
  • Святой равноапостольной княгине Ольге
  • Святому равноапостольному князю Владимиру
  • Преподобному Даниилу Московскому
  • Святым равноапостольным Константину и Елене
  • Святому благоверному князю Вячеславу Чешскому
  • Святому благоверному князю Олегу Брянскому
  • Святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
  • Архангелу Гавриилу
  • Преподобным Антонию, Феодосию и прочим отцам Киево­-Печерским
  • Святителю Феодосию, архиепископу Черниговскому
  • Великомученику Никите
  • Мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
  • Мученику Леониду и мученицам Хариессе, Нике, Галине, Калисе, Нунехии, Василиссе, Феодоре, Ирине и иже с ними пострадавшим
  • Мученику Иоанну Воину
  • Святой царице Грузинской Тамаре
  • Великомученику Димитрию Солунскому
  • Архангелу Рафаилу
  • Преподобным Сергию и Герману Валаамским
  • Святителю Арсению Тверскому, святому князю Михаилу Тверскому, преподобным Ефрему и Аркадию Новоторжским, святой Анне Кашинской, преподобному Нилу Столобенскому
  • Святым благоверным князем Александру Невскому и Димитрию Донскому
  • Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
  • Первомученику архидиакону Стефану
  • Святым женам­мироносицам
  • Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу
  • Святому пророку Илии
  • Великомученице Варваре
  • Преподобному Тихону Калужскому
  • Преподобному Алексию, человеку Божию
  • Блаженным Василию, Максиму и Иоанну, юродивым Московским
  • Святителю Иоасафу, епископу Белгородскому
  • Мученикам Адриану и Наталии
  • Священномученику Харалампию
  • Псковским преподобным
  • Святому праведному Иоанну Русскому, исповеднику
  • Преподобной Марии Египетской
  • Преподобному Никандру Псковскому
  • Великомученику Феодору Стратилату
  • Преподобным Зосиме и Савватию Соловецким
  • Мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию Виленским
  • Святым страстотерпцам Борису и Глебу
  • Апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
  • Великомученице Анастасии Узорешительнице
  • Великомученице Екатерине
  • Праведному Симеону Богоприимцу
  • Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
  • Святителю Митрофану, епископу Воронежскому
  • Преподобному Сергию Радонежскому
  • Святому праведному Иоанну Кронштадтскому
  • Преподобным Ксенофонту и Марии
  • Мученикам Евстафию Плакиде и Евфимии
  • Праведным Богоотцам Иоакиму и Анне
  • Преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского
  • Святым благоверным князьям Петру и Февронии Муромским
  • Сорока мученикам Севастийским
  • Мученикам Гурию, Самону и Авиву
  • Блаженной Ксении Петербургской
  • Святителю Алексию Московскому
  • Священномученику Антипе, епископу Пергамскому
  • Великомученику Артемию
  • Преподобному Серафиму Саровскому
  • Преподобному Марону, пустыннику Сирийскому
  • Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому
  • Преподобному Давиду Гареджийскому
  • Преподобному Александру Свирскому
  • Преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому
  • Семи отрокам, иже во Ефесе
  • Великомученику Пантелеимону, святым Косме и Дамиану, мученикам Киру и Иоанну, священномученику Ермолаю, мученику Диомиду, мученикам Фотию и Аниките
  • Мученику Полиевкту
  • Апостолу Фоме
  • Святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому чудотворцу
  • Святителю Иоанну Златоустому, архиепископу Константинопольскому
  • Преподобному Ефрему Сирину
  • Мученику Вонифатию
  • Святителю Вонифатию Милостивому, епископу Ферентийскому
  • Преподобному Моисею Мурину
  • Архистратигу Божию Михаилу
  • Преподобному Макарию Великому
  • Преподобному Антонию Великому
  • Священномученику Киприану и мученице Иустине
  • Мученице Татиане
  • Московским святым
  • Всем святым, в земле Российстей просиявшим
  • Молитва по призывании святых

26. МОЛИТВЫ о детях и СЕМЕЙНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ

  • Ежедневные молитвы о чадах
  • Воздыхание матери о своих детях
  • Молитвы к Божией Матери
  • Молитва к Ангелу хранителю
  • Молитва о детях, преподобного Амвросия Оптинского
  • Молитва перед началом обучения дитяти
  • Молитва перед учением
  • Молитва после учения
  • Божией Матери Млекопитательнице
  • Молитва супругов, детей не имущих
  • Молитвенное воздыхание жены во время беременности

27. МОЛИТВЫ О БОЛЯЩИХ

  • Молитва об исцелении больного
  • Молитва в болезни
  • Молитва болящей
  • Молитва об исцелении
  • Молитва во время повальной болезни
  • Молитва от недуга, скорби
  • Молитва благодарственная, святого Иоанна Кронштадтского
  • Молитва о том, чтобы ухаживать с любовью за болящими

28. КАНОН ЗА БОЛЯЩЕГО

29. АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ИКОНОЙ ЕЯ, ИМЕНУЕМОЙ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

30. МОЛИТВЫ ОБ УСОПШИХ

  • Родителей за детей
  • Детей за родителей
  • Лишившегося супруги
  • Вдовицы за супруга
  • Молитва за умершего скоропостижно (внезапно)
  • Молитва за всякого усопшего

31. КАНОН МОЛЕБНЫЙ КО ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ И ПРЕЧИСТЕЙ БОГОРОДИЦЕ, МАТЕРИ ГОСПОДНИ, ПРИ РАЗЛУЧЕНИИ ДУШИ ОТ ТЕЛА

32. ПОСЛЕДОВАНИЕ ПО ИСХОДЕ ДУШИ ОТ ТЕЛА

33. КАНОН ЗА ПРЕСТАВЛЬШАГОСЯ

34. ЗАУПОКОЙНАЯ ЛИТИЯ

35. МОЛИТВЫ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ИСКУШЕНИЙ

  • Молитва преподобного Симеона Нового Богослова
  • Молитва, когда бывают нечистые помыслы и желание грешить или уныние, отчаяние, тоска
  • Молитва, чтомая во время брани плотской, преподобного Макария Оптинского
  • Молитва на злые мысли
  • Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского
  • Молитва к Божией Матери

36. МОЛИТВЫ НА ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ХУЛЬНЫХ ПОМЫСЛОВ

37. КРАТЧАЙШИЙ ОБРАЗ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ХУЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ

38. МОЛИТВЫ НА ОТГНАНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ И О СОХРАНЕНИИ ОТ ДИАВОЛА

  • Три молитвы, приносимые с началом дня
  • Молитва преподобного Нектария Оптинского
  • Молитва от чародейства
  • Молитва священномученику Киприану

39. АКАФИСТ СВЯТОМУ АРХАНГЕЛУ МИХАИЛУ

40. АКАФИСТ СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ ТРИФОНУ

41. МОЛИТВЫ НА ВСЯКУЮ ПОТРЕБУ

  • Молитва о даровании молитвы
  • Молитва в день рождения
  • Молитва в день Нового года
  • Молитва ко Пресвятой Богородице за духовного отца
  • Молитва перед выходом из дома, святителя Иоанна Златоуста
  • Молитва идущего в церковь
  • Молитва перед исповедью, преподобного Симеона Нового Богослова
  • После исповедания грехов
  • Молитва о прощении забытых грехов, святого Варсануфия Великого
  • Молитва благодарственная, приносимая после Божественной литургии
  • Молитва на принятие просфоры и святой воды
  • Молитва перед принятием пищи
  • Молитва на благословение пищи и пития
  • Молитва после вкушения пищи
  • Молитва Пророку Божию Илии о защищении от голода
  • Молитва на освящение всякой вещи
  • Молитва святителя Иоанна Златоуста перед чтением и слушанием слова Божия
  • Молитва водителя
  • Вопль к Богоматери
  • Молитва оптинских старцев
  • Молитва утренняя, святого праведного Иоанна Кронштадтского
  • Молитва святителя Димитрия Ростовского
  • Ежедневная молитва святителя Филарета Московского
  • Моление ко святому великомученику и целителю Пантелеимону, преосвященного Иеремии (Отшельника)
  • Молитвенное воздыхание ко Господу, иеросхимонаха Парфения (Киевского)
  • Молитва человека, страдающего рассеянием, невниманием, нерадением на молитве
  • Молитва оптинских старцев о даровании молитвы Иисусовой
  • Молитва по соглашению
  • Молитва о даровании терпения
  • О даровании разумения
  • Призывание помощи Божией во всяком добром деле
  • Молитва пред началом дела
  • Молитва по окончании дела
  • Благодарение за всякое благодеяние Божие
  • Молитва задержания
  • О умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы
  • Молитва о примирении враждующих
  • О ненавидящих и обидящих нас
  • Молитва за неверующих, гонителей и презрителей веры
  • Молитвы о ближних святого праведного Иоанна Кронштадтского
  • О гордом и строптивом
  • О злобном
  • О сребролюбивом и жадном
  • О завистливом
  • О пьянице
  • О чревоугоднике
  • Во время бедствий и нападений врагов
  • О путешествующих
  • Молитва ко Пресвятой Богородице от человека, в путь шествовати хотящего
  • Молитва перед отправлением в плавание
  • Молитва перед отправлением в воздушное путешествие
  • О заключенных
  • Молитва родителей о детях, находящихся на службе в армии
  • Молитва к Божией Матери об обращении заблудшего, святителя Гавриила Новгородского
  • Конечная молитва

42. ИСПОВЕДЬ

Оглавление [Показать]

Содержание

Как можно помочь сайту?

В июне 2018 для паломников мы создали небольшое веб-приложение которое поможет перевести русские мужские и женские имена на греческий язык. Воспользоваться можно на странице «Записки для Афона» .

В декабре 2015 мы запустили мобильную версию нашего сайта. Теперь вам не обязательно использовать компьютер для поиска и просмотра акафистов и молитв.

  • Молитвы перед иконами Пресвятой Богородицы

  • Молитвы святым

  • Тропарион

  • Слушать утренние и вечерние молитвы

  • Молитвы (видео)

  • О молитве

Акафисты

  • Акафисты Господу нашему Иисусу Христу и Небесным Силам

  • Акафисты Пресвятой Богородице

  • Акафисты Святым Угодникам Божиим

  • Об акафистах

Библиотека

  • Избранное

  • Видео

  • Краткий словарь

  • Библия

  • Творения Святых Отцов

  • Патерики

  • Троицкие Листки

  • Сокращенные обозначения

  • Справочная литература

Жития

  • Жития. Имена женские.

  • Жития. Имена мужские.

  • Иконы Божией Матери

  • Жития святых Димитрия Ростовского

Каноны

  • Каноны Пресвятой Богородице

  • Каноны святым угодникам Божиим

Псалтирь

КАФИСМА ПЕРВАЯ

КАФИСМА ВТОРАЯ

КАФИСМА ТРЕТЬЯ

КАФИСМА ЧЕТВЕРТАЯ

КАФИСМА ПЯТАЯ

КАФИСМА ШЕСТАЯ

КАФИСМА СЕДЬМАЯ

КАФИСМА ВОСЬМАЯ

КАФИСМА ДЕВЯТАЯ

КАФИСМА ДЕСЯТАЯ

КАФИСМА ОДИННАДЦАТАЯ

КАФИСМА ДВЕНАДЦАТАЯ

КАФИСМА ТРИНАДЦАТАЯ

КАФИСМА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

КАФИСМА ПЯТНАДЦАТАЯ

КАФИСМА ШЕСТНАДЦАТАЯ

КАФИСМА СЕДМНАДЦАТАЯ

КАФИСМА ВОСЕМНАДЦАТАЯ

КАФИСМА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

КАФИСМА ДВАДЦАТАЯ

  • О псалтири

  • Слушать Псалмы Давидовы

Полный Православный Молитвослов на всякую потребу и помощь.

Что такое молитва?

Молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. Закон Божий.

Зачем молиться святым?
Ради их ходатайства за нас пред Богом.

Как надо молиться?
От чистого и искреннего сердца, со смирением и усердием, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, на всяком месте (Тим. 2. 8) и во всякое время (Еф. 6.18).

О чем просить Бога в молитвах?
О том, что необходимо для спасения души в вечности, предоставляя все прочее воле Божьей.

Какие бывают виды молитвы?
Молитвословия условно можно разделить на просительные, благодарственные, покаянные и славословия.

В чём причины рассеянности и искушений в молитве?
Действие падших духов и падшего человеческого естества. Противление этому называется духовной борьбой.

Когда молитва может быть не исполнена?
Когда просимое неполезно душе молящегося или ему необходимо приобрести смирение и терпение.

Молитва Господня

Молитва Иисусова

Молитвы утренние

Молитвы на сон грядущим

Символ веры

Десять заповедей закона Божия

Последование ко Святому Причащению  

Благодарственные молитвы по Святом Причащении

Различные молитвы

Молитвы ко Господу Иисусу Христу

О путешествующих

Молитвы ко Господу Св. Иоанна Кронштадского

Молитва св. праведного Иоанна Кронштадского об укреплении в Православной вере

Молитва в день рождения

Молитва в день нового года

Молитва перед чтением духовных книг

Молитва любимому святому

Молитва перед выходом из дома

Молитва на вхождение в новый дом

Молитва на благословение пищи и пития мирянам

Перед вкушением пищи

После вкушения пищи

Перед началом всякого дела

По окончании дела

Молитва последних Оптинских старцев на начало дня

Другие молитвы Оптинских старцев

На принятие просфоры и святой воды

О даровании молитвы

Молитва идущего в церковь

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Молитва прп. Нектария Оптинского

О молитве

Нищим свойственно просить, а обнищавшему грехопадением человеку свойственно молиться. Молитва — обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва — плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва — излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.

Первое обнаружение, первое движение покаяния — плач сердца. Это — молитвенный голос сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления. Бог есть единый источник всех истинных благ. Молитва есть мать и глава всех добродетелей6, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ — Бога, усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом. Путь к Богу — молитва. Измерение совершаемого пути — различные молитвенные состояния, в которые постепенно входит молящийся правильно и постоянно. Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно — и удобно наследуешь спасение. Спасение является от Бога в свое время, с неоспоримым сердечным извествованием о себе, молящемуся правильно и постоянно.

Для правильности молитвы надобно, чтоб она приносилась из сердца, наполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Все другие состояния сердца, до обновления его Духом Святым, признавай — каковы и точно они — несвойственными кающемуся грешнику, умоляющему Бога о прощении грехов своих и об освобождении — как из темницы и оков — из порабощения страстям. Моисеевым законом предписано было израильтянам только в одном, назначенном от Бога месте приносить все их жертвы. И законом духовным назначено для христиан одно духовное место для принесения всех их жертв, в особенности же жертвы из жертв — молитвы. Это место — смирение 7. Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем нуждаемся; Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу. Молитва — причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть. Что воздух для жизни тела, то Дух Святый для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом. Когда восстанешь от сна — первая мысль твоя да будет о Боге; самый начаток мыслей твоих, еще не запечатленный никаким суетным впечатлением, принеси Богу. Когда отходишь ко сну, когда готовишься погрузиться в этот образ смерти — последние твои мысли да будут о вечности и о царствующем в ней Боге. Ангел открыл некоторому святому иноку следующий порядок мыслей в молитве, благоугодный Богу: начало молитвы должно состоять из славословия Бога, из благодарения Богу за бесчисленные благодеяния Его; потом мы должны принести Богу искреннее исповедание грехов наших в сокрушении духа; в заключение можем предложить, впрочем с великим смирением, прошения Господу о наших нуждах душевных и телесных, предоставляя благоговейно исполнение и неисполнение этих прошений Его воле 8. Начальная причина молитвы — вера: «веровах, темже возглаголах» (Пс.115:1) молитвою моею к милосердому Богу, благоволившему заповедать мне молитву и давшему обетование внимать ей.

Молитва, как беседа с Богом, сама собою — высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, — и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее.

Прошений, исполнение которых сопряжено с вредными последствиями, Бог не удовлетворяет; не удовлетворяет Он и тех прошений, которые противны Его святой воле, противны Его премудрым, непостижимым судьбам.

Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные. Когда соделаешься таинственным священнослужителем молитвы, тогда взойдешь в Божию скинию и оттуда наполнишь священным огнем кадильницу молитвенную. Огнь нечистый — слепое, вещественное разгорячение крови — воспрещено приносить пред Всесвятого Бога.

Священный огнь молитвы, заимствуемый из Божией скинии, — святая любовь, изливаемая в истинных христиан Духом Святым (Рим.5:5). Силящийся совокупить молитву с огнем крови мнит, в самообольщении своем, обманутый мнением о себе, совершать служение Богу, а на самом деле прогневляет Его.

Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтоб ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтоб оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтоб оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы — истинное покаяние. Ты восстенаешь пред Богом и будешь вопиять к Нему молитвою из бедственного состояния души, тебе внезапно открывшегося; будешь вопиять, как из темницы, как из гроба, как из ада.

Cвятитель Игнатий (Брянчанинов)

ПРАВОСЛАВНЫЙ МОЛИТВОСЛОВ

Молиться можно по-разному, например, своими словами. Такая молитва должна постоянно сопутствовать человеку. Утром и вечером, днем и ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами.

Но есть также молитвословия, которые еще в древности были составлены святыми, их нужно читать, чтобы учиться молитве. Эти молитвословия содержатся в “Православном молитвослове”. Там вы найдете молитвы утренние, вечерние, покаянные, благодарственные, найдете различные каноны, акафисты и многое другое. Купив “Православный молитвослов”, не пугайтесь, что в нем так много молитв. Вы не обязаны все их читать.

Если утренние молитвы прочитать быстро, это займет примерно двадцать минут. Но если их читать вдумчиво, внимательно, отзываясь сердцем на каждое слово, то чтение может занять и целый час. Поэтому если у вас нет времени, не пытайтесь прочитать все утренние молитвы, лучше прочитайте одну-две, но так, чтобы каждое их слово дошло до вашего сердца.

Перед разделом “Молитвы утренние” говорится: “Прежде чем ты начнешь молиться, постой немного до тех пор, пока не утихнут твои чувства, и затем с вниманием и благоговением произнеси: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”. Постой еще немного и только потом начинай молиться”. Эта пауза, “минута молчания” перед началом молитвы, очень важна. Молитва должна вырасти из тишины нашего сердца. У людей, которые ежедневно “вычитывают” утренние и вечерние молитвы, постоянно существует соблазн прочитать “правило” как можно скорее, чтобы приступить к повседневным делам. Часто при таком чтении ускользает главное – содержание молитвы. .

В молитвослове много прошений, обращенных к Богу, которые повторяются несколько раз. Например, вы можете встретить рекомендацию прочитать “Господи, помилуй” двенадцать или сорок раз. Некоторые воспринимают это как какую-то формальность и вычитывают эту молитву на большой скорости. Между прочим, по-гречески “Господи, помилуй” звучит как “Кирие, элейсон”. В русском языке есть глагол “куролесить”, который произошел именно от того, что псаломщики на клиросе очень быстро по много раз повторяли: “Кирие, элейсон”, то есть не молились, а “куролесили”. Так вот, в молитве не нужно куролесить. Сколько бы раз вы ни читали эту молитву, она должна быть произнесена со вниманием, благоговением и любовью, с полной отдачей.

Не нужно стараться вычитать все молитвы. Лучше посвятите двадцать минут одной молитве “Отче наш”, повторяя ее несколько раз, вдумываясь в каждое слово. Не так-то легко бывает человеку, не привыкшему подолгу молиться, сразу вычитывать большое количество молитв, но к этому и не надо стремиться. Важно проникнуться тем духом, которым дышат молитвы Отцов Церкви. Вот главная польза, которую можно извлечь из молитв, содержащихся в “Православном молитвослове”.

Этот раздел нашего сайта был создан по подобию книги «Большой православный молитвослов». Здесь, для удобства пользователей, мы собрали все основные последования и молитвы употребляемые православными христианами в келейной (домашней) молитвенной практике. Сюда наряду с распространёнными утренними молитвами, молитвами на сон грядущим, правилом ко Святому Причащению доступны молитвы святым в житейских нуждах. Молитвословия тематически поделены на разделы:

  • Последования – основные чины келейного правила
  • Господу и Богородице – молитвы праздникам и иконам Божией Матери
  • Святым – содержит большой перечень молитв святым угодникам Божиим и общие молитвы
  • На потребу – здесь можно найти молитвы и тропари, читаемые в различных житейских ситуациях, болезнях и скорбях.
  • Скачать – все эти молитвы в разных форматах, можно скачать в этом разделе, на церковно-славянском языке или гражданским шрифтом, так же доступно аудио некоторых молитв.

Надеемся наш сайт будет для Вас полезным.

Здесь так-же приведена информация каким святым молиться в различных недугах и обстояниях.

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО

Что такое молитвенное правило? Это молитвы, которые человек прочитывает регулярно, ежедневно. Молитвенное правило у всех разное. У одних утреннее или вечернее правило занимает несколько часов, у других — несколько минут. Все зависит от духовного устроения человека, от степени его укорененности в молитве и от того, каким временем он располагает.

Очень важно, чтобы человек исполнял молитвенное правило, пусть даже самое краткое, чтобы в молитве были регулярность, постоянство. Но правило не должно превращаться в формальность. Опыт многих верующих показывает, что при постоянном вычитывании одних и тех же молитв их слова обесцвечиваются, утрачивают свежесть, и человек, привыкая к ним, перестает на них сосредотачиваться. Эту опасность нужно стараться всеми силами избегать.

Помню, когда я принял монашеский постриг (мне тогда было двадцать лет), я обратился за советом к опытному духовнику и спросил его, какое у меня должно быть молитвенное правило. Он сказал: “Ты должен ежедневно вычитывать утренние и вечерние молитвы, три канона и один акафист. Что бы ни случилось, даже если ты очень устал, ты обязан их прочитать. И если даже ты вычитаешь их поспешно и невнимательно — не важно, главное -чтобы правило было вычитано”. Я попробовал. Дело не пошло. Ежедневное чтение одних и тех же молитв привело к тому, что эти тексты быстро надоедали. К тому же, каждый день я много часов проводил в храме на службах, которые меня духовно питали, насыщали, окрыляли. А вычитывание трех канонов и акафиста превращалось в какой-то ненужный “довесок”. Я начал искать другой совет, более мне подходящий. И нашел его в творениях святителя Феофана Затворника, замечательного подвижника XIX века. Он советовал молитвенное правило исчислять не количеством молитв, а тем временем, которое мы готовы посвятить Богу. Например, мы можем взять себе за правило молиться утром и вечером по полчаса, но эти полчаса должны быть полностью отданы Богу. И не так важно, читаем ли мы в течение этих минут все молитвы или только одну, или, может быть, один вечер мы целиком посвятим чтению Псалтири, Евангелия или молитве своими словами. Главное, чтобы мы были сосредоточены на Боге, чтобы внимание наше не ускользало и чтобы каждое слово доходило до нашего сердца. Этот совет мне подошел. Я, впрочем, не исключаю, что для других более подходящим окажется полученный мною совет духовника. Здесь многое зависит от индивидуальности человека.

Мне кажется, что для человека, живущего в миру, не только пятнадцати, но даже и пяти минут утренней и вечерней молитвы, если, конечно, она произносится с вниманием и с чувством, достаточно, чтобы быть настоящим христианином. Важно только, чтобы мысль всегда соответствовала словам, сердце отвечало на слова молитвы, а вся жизнь соответствовала молитве.

Попробуйте, следуя совету святителя Феофана Затворника, выделить какое-то время для молитвы в течение дня и для ежедневного исполнения молитвенного правила. И вы увидите, что это очень скоро принесет плоды.

МОЛИТВА ЗА БЛИЖНИХ

Мы должны молиться не только за себя, но и за наших ближних. Каждое утро и каждый вечер, а также находясь в церкви, мы должны вспоминать наших родственников, близких, друзей, врагов и обо всех приносить молитву Богу. Это очень важно, потому что люди связаны между собою неразрывными узами, и часто молитва одного человека за другого спасает другого от большой опасности.

В жизни святого Григория Богослова был такой случай. Когда он был еще молодым человеком, некрещеным, он пересекал Средиземное море на корабле. Вдруг начался сильный шторм, который продолжался много дней, и ни у кого уже не оставалось надежды на спасение, корабль был почти затоплен. Григорий молился Богу и во время молитвы увидел свою мать, которая в это время находилась на берегу, но, как потом выяснилось, чувствовала опасность и напряженно молилась за сына. Корабль, вопреки всем ожиданиям, благополучно достиг берега. Григорий всегда помнил, что своим избавлением был обязан молитвам матери.

Кто-нибудь может сказать: “Ну вот, еще одна история из жизни древних святых. Почему же подобное не происходят сегодня?” Могу вас уверить, что и сегодня происходит. Я знаю немало людей, которые по молитвам близких были спасены от смерти или большой опасности. И в моей жизни было немало случаев, когда я избежал опасности по молитвам матери или других людей, например, моих прихожан.

Однажды я попал в автомобильную катастрофу и, можно сказать, чудом остался в живых, потому что машина свалилась в обрыв, несколько раз перевернувшись. От машины ничего не осталось, но мы с водителем были целы и невредимы. Произошло это ранним утром, около пяти часов. Когда я вечером того же дня вернулся в храм, где служил, я обнаружил там нескольких прихожанок, которые проснулись в половине пятого утра, почувствовав опасность, и начали за меня молиться. Их первый вопрос был: “Батюшка, что с вами случилось?” Думаю, что по их молитвам и я, и человек, который сидел за рулем, были спасены от беды.

Мы должны молиться за своих ближних не потому, что Бог не знает, как их спасти, но потому, что Он хочет, чтобы мы участвовали в спасении друг друга. Конечно, Он Сам знает, что нужно каждому человеку — и нам, и нашим ближним. Когда мы молимся за ближних, это вовсе не значит, что мы хотим быть более милосердными, чем Бог. Но это значит, что мы хотим участвовать в их спасении. И мы не должны в молитве забывать о людях, с которыми свела нас жизнь, и о том, что они молятся за нас. Каждый из нас вечером, ложась спать, может сказать Богу: “Господи, по молитвам всех любящих меня, спаси меня”.

Будем помнить о живой связи между нами и нашими ближними, и будем всегда вспоминать друг друга в молитве.

МОЛИТВА ЗА УСОПШИХ

Мы должны молиться не только за тех наших ближних, которые живы, но и за тех, кто уже отошел в мир иной.

Молитва за усопших необходима прежде всего нам, потому что, когда уходит близкий человек, у нас возникает естественное чувство утраты, и от этого мы глубоко страдаем. Но тот человек продолжает жить, только он живет в другом измерении, потому что перешел в иной мир. Чтобы связь между нами и человеком, ушедшим от нас, не разорвалась, мы должны о нем молиться. Тогда мы будем чувствовать его присутствие, ощущать, что он не ушел от нас, что наша живая связь с ним сохраняется.

Но молитва об усопшем, конечно, нужна и ему, потому что человек, когда умирает, переходит в иную жизнь, чтобы встретиться там с Богом и ответить за все, что он сделал в земной жизни, хорошее и плохое. Очень важно, чтобы человеку на этом его пути сопутствовали молитвы близких — тех, кто остался здесь, на земле, кто хранит память о нем. Человек, который уходит из этого мира, лишается всего, что давал ему этот мир, остается только его душа. Все богатство, которым он владел в жизни, все, что он приобрел, остается здесь. В мир иной уходит только душа. И душа бывает судима Богом по закону милосердия и справедливости. Если человек в жизни совершил что-то злое, ему приходится нести за это наказание. Но мы, оставшиеся в живых, можем просить Бога о том, чтобы Он облегчил участь этого человека. И Церковь верует, что посмертная участь умершего облегчается по молитвам тех, кто молится за него здесь, на земле.

Герой романа Достоевского “Братья Карамазовы” старец Зосима (прототипом которого был святитель Тихон Задонский) так говорит о молитве за усопших: “На каждый день и когда можешь, тверди про себя: “Господи, помилуй всех днесь пред Тобою представших”. Ибо в каждый час и каждое мгновение тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле, и души их становятся пред Господом — и сколь многие из них расстались с землею отъединенно, никому не ведомые, в грусти и тоске, и никто-то не пожалеет о них… И вот, может быть, с другого конца земли вознесется ко Господу за упокой его и твоя молитва, хотя бы ты не знал его вовсе, а он – тебя. Сколь умилительно душе его, ставшей в страхе пред Господом, почувствовать в тот миг, что есть и за него молитвенник, что осталось на земле человеческое существо и его любящее. Да и Бог милостивее воззрит на обоих вас, ибо если уже ты столь пожалел его, то кольми паче пожалеет Он, бесконечно более милосердный… И простит его ради тебя”.

МОЛИТВА ЗА ВРАГОВ

Необходимость молитвы за врагов вытекает из самой сущности нравственного учения Иисуса Христа.

В дохристианскую эпоху существовало правило: “Люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего” (Мф. 5:43). Именно в соответствии с этим правилом живет большинство людей до сих пор. Нам естественно любить ближних, тех, кто делает нам добро, и относиться с неприязнью, а то и с ненавистью к тем, от кого исходит зло. Но Христос говорит, что отношение должно быть совершенно другим: “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас” (Мф. 5:44). Сам Христос в течение Своей земной жизни неоднократно подавал пример и любви к врагам, и молитвы за врагов. Когда Господь был на кресте и воины пригвождали Его, Он испытывал страшные муки, невероятную боль, но Он молился: “Отче! прости им, ибо они не знают, что делают” (Лк. 23:34). Он думал в тот момент не о Себе, не о том, что эти солдаты причиняют Ему боль, но об их спасении, ибо, совершая зло, они прежде всего наносили вред самим себе.

Мы должны помнить, что люди, которые делают нам зло или относятся к нам с неприязнью, не плохи сами по себе. Плох тот грех, которым они заражены. Ненавидеть надо грех, а не его носителя -человека. Как говорил святой Иоанн Златоуст, “когда ты видишь, что кто-то делает тебе зло, ненавидь не его, но диавола, который стоит за ним”.

Нужно учиться отделять человека от греха, который он совершает. Священник очень часто наблюдает во время исповеди, как грех реально отделяется от человека, когда тот в нем раскаивается. Мы должны уметь отрешаться от греховного образа человека и помнить, что все люди, в том числе и враги наши, и ненавидящие нас, созданы по образу Божию, и именно в этот образ Божий, в те зачатки добра, которые есть в каждом человеке, мы должны всматриваться.

Почему необходимо молиться за врагов? Это нужно не только им, но и нам. Мы должны находить в себе силы примиряться с людьми. Архимандрит Софроний в своей книге о преподобном Силуане Афонском говорит: “Ненавидящие и отвергающие брата ущербны в своем бытии, они не могут найти путь к Богу, любящему всех”. Это справедливо. Когда в нашем сердце поселяется ненависть к человеку, мы бываем не способны приблизиться к Богу. И до тех пор, пока это чувство в нас сохраняется, путь к Богу нам прегражден. Вот почему необходимо молиться за врагов.

Каждый раз, приступая к Богу Живому, мы должны быть абсолютно примиренными со всеми, кого воспринимаем как своих врагов. Вспомним, что говорит Господь: “Если принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя… пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Мф. 5:23). И другое слово Господа: “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним” (Мф. 5:25). “На пути с ним” — значит “в этой, земной жизни”. Ибо если мы не успеем примириться здесь с ненавидящими и обидящими нас, с врагами нашими, то в будущую жизнь уйдем непримиренными. А там наверстать то, что упущено здесь, будет уже невозможно.

СЕМЕЙНАЯ МОЛИТВА

До сих пор мы говорили главным образом о личной, индивидуальной молитве человека. Теперь я хотел бы сказать несколько слов о молитве в кругу семьи.

Большинство наших современников живет так, что члены семьи собираются вместе довольно редко, в лучшем случае дважды в день – утром за завтраком и вечером за ужином. В течение дня родители на работе, дети в школе, дома остаются лишь дошкольники и пенсионеры. Очень важно, чтобы в распорядке дня были какие-то минуты, когда все могли бы собраться вместе для молитвы. Если семья собирается на ужин, то почему бы за несколько минут до него не помолиться вместе? Можно и после ужина прочитать молитвы и отрывок из Евангелия.

Совместная молитва укрепляет семью, потому что ее жизнь бывает по-настоящему полноценной и счастливой лишь тогда, когда членов ее соединяют не только родственные узы, но и духовное родство, общее понимание и мировоззрение. Совместная молитва, кроме того, благотворно влияет на каждого члена семьи, в частности, она очень помогает детям.

В советские времена запрещалось воспитывать детей в религиозном духе. Это мотивировалось тем, что дети должны сначала вырасти, а уже потом самостоятельно выбирать, идти им по религиозному или по безрелигиозному пути. В этом аргументе заключена глубокая ложь. Потому что, прежде чем человек имеет возможность выбрать, он должен быть чему-то научен. А лучший возраст для научения -это, конечно, детство. Тому, кто с детства привык жить без молитвы, бывает очень трудно приучить себя молиться. А человек, с детства воспитанный в молитвенном, благодатном духе, с первых лет своей жизни знавший о существовании Бога и о том, что к Богу всегда можно обратиться, даже если потом отходил от Церкви, от Бога, все-таки сохранял в каких-то глубинах, в душевных тайниках полученные в детстве навыки молитвы, заряд религиозности. И часто бывает, что люди, отошедшие от Церкви, на каком-то этапе своей жизни возвращаются к Богу именно потому, что в детстве они были приучены к молитве.

Еще один момент. Сегодня во многих семьях есть родственники старшего поколения, бабушки и дедушки, которые воспитывались в безрелигиозной среде. Еще лет двадцать-тридцать назад можно было говорить, что церковь — это место для “бабушек”. Сейчас же именно бабушки представляют самое безрелигиозное поколение, воспитанное в 30—40-х годах, в эпоху “воинствующего атеизма”. Очень важно, чтобы пожилые люди нашли свой путь к храму. Ни для кого не поздно обратиться к Богу, но те из молодых, которые уже этот путь нашли, должны тактично, постепенно, но с большим постоянством вовлекать в орбиту духовной жизни своих старших родственников. И через ежедневную семейную молитву это можно сделать особенно успешно.

МОЛИТВА СВЯТЫМ

Традиция почитания святых в христианской Церкви очень древняя, она существует с самого момента появления Церкви, с первых лет ее существования. Христианские храмы в древности строились на гробах мучеников. И именно кровь мучеников, по словам одного древнего церковного писателя, была “семенем христианства”, то есть христианство распространялось благодаря подвигу мучеников.

Мученики — это люди, которые примером собственной жизни и смерти показали, что подвиг Христа может быть повторен человеком, что человек земной при всей его слабости и немощи может так же пожертвовать собою ради людей и ради Бога, как это сделал Иисус Христос. Человек, который приносил себя в жертву, становился духовным героем в глазах других людей, прежде всего в глазах тех, кто знал его лично. Почитание этого святого начиналось сразу же после его смерти. До сих пор сохраняется традиция, согласно которой в православном храме должна быть хотя бы маленькая частица мощей какого-то святого. Не положено совершать Божественную Литургию на простом столе: она совершается на престоле или на специальном плате, в котором зашита частица мощей святого. Причина этого в том, что мученики и святые — основание, на котором построена христианская Церковь. Мы молимся святым, потому что эти люди, хотя и были такими же, как мы, но благодаря подвигу своей жизни достигли обожения, уподобились Христу. Мы молимся им потому, что они прошли тем путем, по которому мы только пытаемся идти. И опыт многих христиан свидетельствует: святые слышат молитвы и отвечают на них.

Хотел бы очень кратко сказать об одном негативном явлении, которое связано с почитанием святых. Дело в том, что некоторые воспринимают святых примерно так, как язычники воспринимали своих богов — по принципу “какой святой от чего помогает”. Такие люди заходят в церковь и спрашивают: “Какому святому надо поставить свечку, чтобы получить квартиру?”, “Какому святому молиться от зубной боли?” и т. д. Надо помнить, что святые — не какие-то божки, от которых можно что-то получить, причем от каждого свое. Святые не являются специалистами по выдаче квартир, по приостановлению зубной боли или по другим подобным вещам. Есть, конечно, святые, которые при жизни были врачами, и мы обращаемся к ним с просьбой об исцелении, например, святой великомученик Пантелеймон. И действительно, по молитвам таких святых происходят многие исцеления. Но ни в коем случае нельзя воспринимать святых как какой-то фетиш; нельзя подменять молитву святому как человеку, который достиг духовного совершенства и может нам в чем-то помочь, молитвой святому как какому-то идолу, который нужен только потому, что у него можно получить конкретную помощь.

Святые — это прежде всего наши небесные друзья, которые могут нам помочь в нашем продвижении на пути ко спасению, на пути к Богу. И лишь во вторую очередь святые — те, кто помогает нам в конкретных житейских вещах.

Игумен Иларион (Алфеев) О МОЛИТВЕ. Фонд “Христианская жизнь”

Книга содержит молитвы, необходимые христианину в течение дня – утренние и на сон грядущим, молитвы Божией Матери и некоторым святым. Затем следуют раздельные каноны, акафисты и последование ко Святому Причащению. В книгу включены все службы суточного богослужебного круга, тропари и кондаки на всю седмицу. Кроме того, вошли Псалтирь и канон молебный при разлучении души от тела.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Издание 3-е.

Содержание:

Молитвы утренние
Молитвы на сон грядущим
Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый
во всякой скорби душевной и обстоянии
Канон Ангелу Хранителю
Акафист сладчайшему
Господу нашему Иисусу Христу
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист святителю Николаю
Последование ко Святому Причащению
Благодарственные молитвы по Святом Причащении
Час девятый
Всенощное бдение
Великая вечерня
Утреня
Божественная литургия
Молитвословия Триоди постной
Молитвословия Триоди цветной
Тропари и кондаки воскресные
Тропари и кондаки дневные на всю седмицу
Тропари, кондаки и величания двунадесятых
праздников
Тропари, кондаки и величания на праздники
Господские, Богородичны, святых и икон Божией
Матери
Тропари, кондаки и величания общие
Молитвы разные
Молитвы Божией Матери и некоторым святым
Правило преподобного Серафима Саровского
Пяточисленные молитвы
Канон за болящего
Заповеди Божий
Как должно молиться в церкви
Правила о поклонах и крестном знамении
Псалтирь пророка Давида
Молитвы перед началом чтения Псалтири
Кафисма первая
Кафисма вторая
Кафисма третья
Кафисма четвертая
Кафисма пятая
Кафисма шестая
Кафисма седьмая
Кафисма восьмая
Кафисма девятая
Кафисма десятая
Кафисма одиннадцатая
Кафисма двенадцатая
Кафисма тринадцатая
Кафисма четырнадцатая
Кафисма пятнадцатая
Кафисма шестнадцатая
Кафисма семнадцатая
Кафисма восемнадцатая
Кафисма девятнадцатая
Кафисма двадцатая
Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей
Псалтири
Канон молебный при разлучении души от тела
Последование по исходе души от тела
О Псалтири
О чтении Псалтири по усопшим
Указатель псалмов, читаемых в различных нуждах
Помянник

Оценка 3.7 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here