Ектения об оглашенных

Детально: ектения об оглашенных - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих учительный, огласительный характер. В древней Церкви во время ее совершения могли присутствовать, вместе с верными, и оглашенные, т. е. лица, готовящиеся ко Св. Крещению, а также кающиеся, отлученные от Св. Причастия.

Диакон: Благослови, владыко.

Иерей: Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Великая ектения

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите ( или: архиепископе, или: епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О граде сем ( или: o веси сей, если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Антифоны

Антифоны на литургии бывают трех родов: праздничные, изобразительные и вседневные (будничные). Какие из них поются, определяется на каждый день церковным Уставом. Праздничные антифоны поются в праздники Господни, за исключением Сретения (праздничные антифоны в Неделю ваий, на Пасху, на Вознесение и в День Святой Троицы приведены в главе «Песнопения из служб Триоди цветной»).

Вседневные антифоны положено петь в будни. Чаще всего в воскресные и праздничные дни, поются антифоны изобразительные (псалмы 102, 145 и Блаженны — Мф. 5, 3-12)

Первый антифон

Хор 1-й: Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его.

Хор 2-й: Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его.

Хор 1-й: Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя.

Хор 2-й: Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами.

Хор 1-й: Исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя.

Хор 2-й: Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым.

Хор 1-й: Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя.

Хор 2-й: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.

Хор 1-й: Не до конца прогневается, ниже в век враждует.

Хор 2-й: Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам.

Хор 1-й: Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.

Хор 2-й: Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.

Хор 1-й: Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.

Хор 2-й: Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.

Хор 1-й: Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет.

Хор 2-й: Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.

Хор 1-й: Милость же Господня от века и до века на боящихся Его.

Хор 2-й: И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.

Хор 1-й: Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает.

Хор 2-й: Благословите Господа, ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.

Хор 1-й: Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.

Хор 2-й: Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его.

Хор 1-й: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор 2-й: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор 1-й: Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.

Ектения малая

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Второй антифон

Во время второго антифона зажигается пономарская свеча. Алтарник берёт свечу во время «Единородный Сыне…» и становится с ней на горнем месте.

Хор: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Хор 1-й: Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.

Хор 2-й: Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения.

Хор 1-й: Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.

Хор 2-й: Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего.

Хор 1-й: Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них.

Хор 2-й: Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим.

Хор 1-й: Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы.

Хор 2-й: Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники.

Хор 1-й: Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.

Хор 2-й: Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Песнь Господу Иисусу Христу

Хор: Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Ектения малая

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Третий антифон; Блаженны

«Блаженны» положено петь с тропарями, назначенными в этот день церковным Уставом: особыми тропарями на «Блаженных», или тропарями из песней утреннего канон празднику или святому.

Хор 1-й: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Хор 2-й, стих 12-й: Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.

Хор 1-й: Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Хор 2-й, стих 10-й: Блажени кротции, яко тии наследят землю.

Хор 1-й: Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Хор 2-й, стих 8-й: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Хор 1-й: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Хор 2-й, стих 6-й: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Хор 1-й: Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

Хор 2-й, стих 4-й: Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.

Хор 1-й: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Антифоны вседневные (будничные)

Антифон 1-й Хор 1-й: Благо есть исповедатися Господеви. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Хор 2-й: Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Хор 1-й: Возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Хор 2-й: Яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Хор 1-й: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Хор 2-й: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Антифон 2-й Хор 1-й: Господь воцарися, в лепоту облечеся. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.

Хор 2-й: Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу, и препоясася. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.

Хор 1-й: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.

Хор 2-й: Свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.

Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Песнь Господу Иисусу Христу Хор: Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Антифон 3-й Хор 1-й: Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.

Хор 2-й: Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.

Хор 1-й: Яко Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.

Хор 2-й: Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.

Хор 1-й: Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создаете. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.

Вход с Евангелием

Вход с Евангелием. Дьякон заходит в алтарь, открывает Царские врата, вместе со священником крестится и целует престол и берёт евангелие, алтарник в этот момент крестится с ними синхронно, кланяется, горнему месту, священнику и в момент перехода священника от престола к горнему месту идёт к северным вратам. Когда священник с диаконом тоже направятся к вратам, открывает дверь и по амвону проходит до царских врат, затем сворачивает к аналою и становится перед ним спиной к народу, когда священник зайдёт в алтарь, алтарник заходит через южные врата. В алтаре понамарь проходит до горнего места, крестится, кланяется горнему месту, священнику и проходит, чтобы поставить свечу на место.

Диакон: Премудрость, про́сти.

Хор: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: аллилуиа.

Тропари и кондаки «по входе»

Хор поет тропари и кондаки «по входе», назначенные в этот день церковным Уставом (воскресные тропари и кондаки приведены в главе «Песнопения из служб воскресных», дневные — в главе «Песнопения из служб будничных», общие ликам святых — в главе «Песнопения из служб общих ликам святых», праздничные — в главе «Песнопения из служб праздничных»).

Иерей: Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно.

Диакон: И во веки веков.

Хор: Аминь.

Трисвятое

Хор: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор: Святый Безсмертный, помилуй нас.

Хор: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Прокимен

Дьякону подаётся кадило

Диакон: Вонмем.

Иерей: Мир всем.

Чтец Апостола: И духови твоему. Прокимен. Псалом Давидов, глас..

Произносится один или два прокимна, назначенные в этот день на литургии церковным Уставом (воскресные прокимны со своими стихами приведены в главе «Песнопения из служб воскресных восьми гласов», дневные (будничные) — в главе «Песнопения из служб будничных», из служб Триодей постной и цветной — в главах «Песнопения из служб Триоди постной» и «Песнопения из служб Триоди цветной».

Чтец произносит Прокимен, называя глас его, хор поет прокимен, чтец произносит стих, хор повторяет прокимен, чтец произносит первую половину прокимна, хор поет вторую половину его. Когда Устав назначает два прокимна, первый поется дважды, т. е. чтец: прокимен, хор: прокимен, чтец: стих, хор: прокимен, затем чтец произносит второй прокимен, и хор поет его один раз.

Прокимны и аллилуиарии воскресные на литургии

Глас 1-й: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Стих: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

Аллилуиа: Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя.

Стих: Величай спасения царева и творяй милость Христу Своему Давиду и семени его до века.

Глас 2-й: Крепость моя и пение мое Господь. и бысть мне во спасение.

Стих: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя.

Аллилуиа: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля.

Стих: Господи, спаси царя и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя.

Глас 3-й: Пойте Богу нашему, пойте пойте Цареви нашему, пойте.

Стих: Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования.

Аллилуиа: На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век.

Стих: Буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя.

Глас 4-й: Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси.

Стих: Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.

Аллилуиа: Наляцы и успевай и царствуй, истины ради и кротости, и правды.

Стих: Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззконие.

Глас 5-й: Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век.

Стих: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный.

Аллилуиа: Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими.

Стих: Зане рекл еси: в век милость созиждется, на небесех уготовится истина Твоя.

Глас 6-п: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое.

Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.

Аллилуиа: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

Стих: Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Глас 7-й: Господь крепость людем Своим даст Господь благословит люди Своя миром.

Стих: Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни,

Аллилуиа: Благо есть исповедатися Господеви и пети Имени Твоему, Вышний.

Стих: Возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь.

Глас 8-й: Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему.

Стих: Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие Имя Его.

Аллилуиа: Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему.

Стих: Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему.

Прокимны и аллилуиарии дневные(будничные)

В понедельник, гл. 4-й: Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный.

Стих: Благослови, душе моя. Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.

Аллилуиа, гл. 5-й: Хвалите Господа, вси ангели Его, хвалите Его, вся силы Его.

Стих: Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася.

Во вторник, гл. 7-й: Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него.

Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молитися ми к Тебе.

Аллилуиа, гл. 4-й: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится

Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.

В среду, гл. 3-й: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем

Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Аллилуиа, гл. 8-й: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое.

Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.

В четверг, гл. 8-й: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.

Аллилуиа, гл. 1-й; Исповедят небеса чудеса, Господи, ибо истину Твою в Церкви святых

Стих: Бог прославляем в совете святых.

В пятницу, гл. 7-й: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.

Стих: Господь воцарися, да гневаются людие.

Аллилуиа, гл. 1-й: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва.

Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреди земли.

В субботу, гл. 8-й: Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии.

Стих: Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси.

Заупокойный, гл. 6-й: Души их во благих водворятся.

Аллилуиа, гл. 4-й: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.

Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.

Стих: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.

Диакон: Премудрость.

Чтец: Деяний святых апостол чтение. Или: Соборнаго послания Петрова чтение. Или: К римляном послания святаго апостола Павла чтение.

Диакон: Вонмем.

Чтение Апостола

Во время чтения апостола, ставится аналой на амвоне для Евангелия. Когда чтение закончится, иерей говорит чтецу: Мир ти.

Чтец: И духови твоему.

Аллилуиа

Диакон: Премудрость.

Чтец: Аллилуиа, глас… Если прислуживает один алтарник, то выносится пономарская свеча и ставится перед аналоем (с Евангелием), если два алтарника то во время пения аллилуя вдвоём подходят на горнее место со свечами, синхронно крестятся, кланяются горнему месту, священнику, друг другу, и выходят на амвон северными и южными вратами, до чтения евангелия стоят лицом к иконостасу, не кланяясь и не крестясь, в начале чтения поворачиваются лицом к евангелию, по окончанию кланяются иконам и заходят теми же вратами в алтарь, также крестятся и кланяются на горнем месте и проходят, чтобы поставить свечи на место. Не забудьте убрать аналой.

Хор поет «Аллилуиа» — трижды на указанный глас, чтец произносит первый стих аллилуиария, хор: «Аллилуиа», чтец произносит второй стих аллилуиария, хор поет в третий раз «Аллилуиа». В богослужебных книгах перед первым стихом аллилуария пишется «Аллилуиа, глас…», а перед вторым — «Стих» (воскресные аллилуиарии приведены в главе «Песнопения из служб воскресных восьми гласов», дневные (будничные) — в главе «Песнопения из служб будничных», аллилуиарии из служб Триодей постной и цветной — в главах «Песнопения из служб Триоди постной» и «Песнопения из служб Триоди цветной».)

Диакон: Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя евангелиста).

Иерей, благословляя его, произносит: Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имярек), да даст тебе глагол, благовествующему силою многою, во исполнение Евангелиа Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.

Диакон: Аминь.

Иерей: Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелиа. Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: От (имя) святаго Евангелиа чтение.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Иерей: Вонмем.

Чтение Евангелия

Читается Евангелие. Церковный Устав назначает определенные евангельские чтения на каждый день (евангельские чтения Пресвятой Богородице о общие ликам святых приведены в главе «Песнопения из служб общих ликам святых»).

По окончании чтения хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Выносятся записки о здравии и о упокоении.

Ектения сугубая

Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды)

Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе ) (имярек), и всей во Христе братии нашей.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды)

Диакон: Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды)

Диакон: Еще молимся о братиях наших, священицех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды)

Диакон: Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды)

Диакон: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего ( если в монастыре: святыя обители сея).

Хор: Господи, помилуй. (Трижды)

Диакон: Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды)

Иерей: Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Ектения заупокойная

Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи помилуй. (трижды).

Диакон: Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена) и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному.

Хор: Господи помилуй. (трижды).

Диакон: Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.

Хор: Господи помилуй. (трижды).

Диакон: Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Иерей: Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших раб Твоих (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Царские врата закрываются.

Ектения об оглашенных

Диакон: Помолитеся, оглашеннии, Господеви.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Огласит их словом истины.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Открыет им Евангелие правды.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Возглашением диакона: «Оглашеннии, изыдите…» заканчивается вторая часть литургии.

Ектении об оглашенных.

После этой ектении произносится ектения об оглашенных, напоминающая нам о древнем институте катихумената. В предшествовавшем историческом обозрении Литургии были приведены те древние чины литургий, основанных на апостольском предании и носящих имена того или иного апостола и Апостольских постановлений, в которых ектении и молитвы об оглашенных соответствовали действительной потребности Церкви того времени. Кроме того, были специальные ектении и молитвы об одержимых, кающихся и т. д. Все это Церковью было введено и сохранялось, пока соответствовало реальной нужде. Но со временем ослабела покаянная дисциплина; кающиеся перестали проходить свой путь покаяния по разрядам плачущих, припадающих и т. д. Исповедь из явной, с институтом покаянного пресвитера (??????????? ??? ???????????? ), следившего за правильным прохождением покаянных ступеней, заменилась тайным исповеданием своих грехов не перед всей Церковью, a только перед свидетелем Церкви, священником. Естественно, что и ектении, и молитвы о кающихся были опущены из чина литургии. Рука литургиста-реформатора сочла это полезным, нужным и отвечающим реальной обстановке. Так же точно и с институтом одержимых: харизматический институт экзорцистов-заклинателей прекратил свое существование; вместе с ним исчезли из состава литургии и молитвы и ектении об энергуменах. Что же касается ектений и молитв об оглашенных, то церковная традиция не дерзает сделать вывода, подобного тому, как она сделала с упомянутыми только что разрядами верующих. Оглашения не происходят в Церкви, как они происходили в первое время. Крещение несознательных младенцев заменило крещение взрослых. Самих оглашенных в Церкви не стало. Редкими исключениями готовящихся принять христианство евреев, мусульман или язычников в некоторых областях земного шара вряд ли можно оправдать существование и по сию пору ектений об оглашенных повсеместно. Тем не менее страх нарушить какую-то традицию, a, вернее, известная косность и, может быть, недомыслие мешают сделать соответствующие выводы. Неизвестно, о ком молится церковная община, когда диакон возглашает: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви … да Господь помилует их, огласит их словом истины, открыет им Евангелие правды» и т. д. Неизвестно, кого же диакон просит покинуть молитвенное собрание, когда он говорит: «Оглашеннии, изыдите: елицы оглашеннии, изыдите» и т. д. Оглашенных нет, a молитва и ектения произносится о тех, кого Церковь и не имеет в ряду своих сочленов, и, вообще, даже не имеет в виду оглашать, просвещать и крещать. Особенно это становится ясным в Литургию светлого дня Cвятой Пасхи. В древности пост был временем подготовки к крещению, временем оглашения; и во дни Лазаревой субботы или Великой Субботы эти катихумены и крещались. Естественно думать, что за неимением больше готовящихся ко крещению людей Церковь в светлые дни Пасхи и не произносила этих ектений, ибо они в противном случае не отвечали бы действительности. Теперь же эти молитвы и прошения, не имея никакого реального значения, все же у нас сохраняют место в чине литургии. Греки в этом отношении более решительны, и во многих церквях у них по будним дням, a кое-где и навсегда, ектении об оглашенных упразднены. После Евангелия и проповеди у них сугубая ектения заканчивается обычно возгласом: «Яко да под державою Твоею всегда храними…», — и певцы поют Херувимскую песнь. Рассуждения большинства церковных консерваторов  о тoм, что и мы по смирению должны и применять к себе слова прошения об оглашенных, и приравнивать себя к ним, думается, в достаточной мере натянуты. Главное, что сохранением этих прошений Церковь свидетельствует, что в ее жизни есть что-то не соответствующее действительности, что-то титулярное, ненастоящее. Конечно, возможность исключения в будущем этих прошений может быть проведена только от лица высшей церковной власти, от епископата в его соборной полноте, a не являться личным произволением того или иного священника, желающего быть более популярным в народе, более передовым, приблизить Литургию к современности и пр. Лишний раз исповедуем свою непримиримость к подобным самовольным выступлениям реформаторов-одиночек.

О желательности упразднить чтение ектений об оглашенных говорилось и в Русской Церкви. В подготовительной работе ко Всероссийскому Поместному Собору в начале настоящего века ряд епархиальных преосвященных в своих докладах высказался за это сокращение. Упоминаем еп. Константина Самарского, еп. Евлогия Холмского, еп. Иоанна Полтавского, еп. Назария Нижегородского, еп. Тихона Костромского (доклады их напечатаны в сборнике «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе». СПб, 1906, вып. I, стр. 441; II, 286 и след.; II, 333 и след.; II, 461).

Повторяем, что существующая практика установила на четвертом прошении ектении об оглашенных, т. е. на «Открыет им Евангелие правды», открывать последнюю, верхнюю сторону антиминса, оставшуюся еще нераскрытой. Начиная с молитвы об оглашенных текст молитв на литургиях святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста разнится. Приводим их параллельно:

Литургия святого Иоанна Златоуста:

«Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренныя призираяй (Пс. 112: 5-6),  Иже спасение роду человеческому низпославый, Единороднаго Сына Твоего (Гал. 4:4.  1 Ин. 4:9 ) и Бога, Господа нашего Иисуса Христа: призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшыя Тебе своя выя, и сподоби я во время благополучное бани пакибытия (Тит. 3:5),  оставления грехов и одежди нетления, соедини их Святей Твоей, Соборней и Апостольстей Церкви и сопричти их избранному Твоему стаду».

Литургия святого Василия Великого:

«Господи Боже наш, Иже на Небесех живый (Пс. 2:4;  112:5 ) и призираяй на вся дела Твоя: призри на рабы Твоя оглашенныя, приклоньшыя своя выя пред Тобою, и даждь им легкий ярем (Мф. 11:30),  сотвори их уды честны Святыя Твоея Церкве, и сподоби их бани пакибытия (Тит. 3:5), оставления грехов и одежди нетления, в познание Тебе, истиннаго Бога нашего (Ин. 17:3.  Кол. 1:11 )».

В обеих литургиях эта молитва оканчивается возгласом иерея: «Да и тии (т. е. оглашенные) с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Во время произнесения этого возгласа священник берет лежащую внутри антиминса плоскую губу (мусу) и, осенив ею крестообразно антиминс и приложившись к ней, кладет ее в верхнем правом углу развернутого антиминса.

Как видно, содержание молитв в обеих Византийских литургиях одинаково. В них священник молится о том же, о чем гласно произносил ектению диакон, т. е. о причтении готовящихся к Святому Крещению к Церкви, об удостоении их «бани пакибытия», о прощении их грехов и о познании истинного Бога. И в одной, и в другой упомянуто о преклоненных выях оглашенных, к чему призывал и диакон в последнем прошении ектении. В древних Литургиях было, как указывалось выше, и особое рукопростирание епископа над оглашенными, равно как и над кающимися, одержимыми и проч.

По 19 прав. Лаодикийского Собора (364 г.), «после бесед епископских сначала совершается молитва оглашенных, a потом, по выходе оглашенных, следует молитва кающихся: когда же и сии, приняв возложение руки, удалятся, тогда совершаются три молитвы верных».

То же совершалось и во всех храмах древнего мира. Так по чину оглашения Великой Константинопольской церкви, по «О6ряднику византийского двора», после окончания оглашения Патриарх уходит в алтарь, читает там молитву о готовящихся к просвещению, диакон говорит соответствующую ектению. Потом Патриарх благословляет каждого оглашенного, читается молитва главопреклонения и произносится «аминь». После диаконского возгласа «с миром изыдем» певцы отвечают: «О имени Господнем», — и затем «дается время», и совершается Божественная Литургия. 

Следующая глава >

ектения об оглашенных

Ектения́ (также ектенья́, эктения́; поздн. греч. ἐκτενὴς — «распространение, протяжное моление»), в богослужении — название последовательности молитвенных прошений. Ектения — одна из главных составных частей богослужения, входит в состав бо́льшей части богослужений в православной церкви.

Виды ектений

В зависимости от момента и характера службы ектения может принимать разные формы, или виды:

  • Великая (мирная)
  • Сугубая
  • Малая
  • Просительная
  • Заупокойная
  • Об оглашенных, и благодарственная (после Причащения) на Литургии
  • Литийная
  • Заключительная (в конце повечерия и полунощницы)
  • Ектении на различных молебнах, таинствах, требах, монашеских постригах, хиротесиях, и некоторые другие виды.

В Греческих церквах

В Греческих церквах русский термин ектения имеет различные именования:

  • Наиболее общий перевод: διακονικά — «диаконские »;
  • Другое общее название: συναπτή— «сборные »;
  • Великая ектения: εὐχὴ τοῦ τρισαγίου — букв. «молитва Трисвятого»; Η μεγάλη συναπτή; τα ειρηνικά;
  • Просительная ектения: αἰτήσεις; Δέησις; Πληρωτικά;
  • Сугубая ектения: просто ἐκτενὴς;
  • Малая ектения: Αἴτησις; Μικρὴ Συναπτή.

Общий порядок совершения

Ектению читает, как правило, диакон, стоя на амвоне лицом к алтарю. Вытянув правую руку, он держит в ней орарь и после каждого прошения осеняет себя крестным знамением. Иногда за неимением штатного диакона на службе ектению может прочитывать священник. В Греческой церкви это было так исторически, и лишь только в Русской церкви было всегда обычным иметь также диакона на службе.

Ектения всегда читается в диалоге с хором. Ответные слова хора называются аккламациями. На ектенье бывают четыре различных аккламации:

  • «Господи, помилуй»
  • «Подай, Господи»
  • «Тебе, Господи»
  • «Аминь» — заключительная.

Ектения заканчивается возгласом священника, на который хор отвечает: «Аминь!». Возглас священника в большинстве случаев является громко озвученным окончанием вполголоса (тайно) читаемой во время ектении молитвы.

Великая (мирная) ектения

Предваряет большинство чинопоследований служб Православной церкви.

Великая ектения содержит молитвенные прошения. Каждое прошение диакон сопровождает поясным поклоном. Моление начинается с предметов наиболее возвышенных («о Свышнем (Божьем) мире») и постепенно переходит к общецерковным и общественным нуждам, и наконец, к личным.

Таблица 1. Великая ектения.

* До начала марта 1917 года вместо 5-го и 6-го нынешних прошений великая ектения содержала 4 прошения о духовной и светской власти и о царствующем доме:

** В особенных случаях после 9-го прошения (О плавающих…) Устав указывает вставлять дополнительные прошения:

Далее идут 10-е, 11-е, 12-е прошения и обычное завершение ектении.

Молебное пение на Новый год

В процессе написания

Молебное пение при начатии учения отрокóв

В процессе написания

Последование молебного пения ко Господу Богу нашему о Богохранимей стране нашей, властéх и воинстве ея, певаемое во время брани против супостатов

В процессе написания

Молебное пение о недужных многих или о едином

В процессе написания

Последование молебнаго пения ко Господу Богу нашему Иисусу Христу, певаемаго во время безведрия, егда дождь многий безгодно идет

В процессе написания

Чин благословения в путешествие

В процессе написания; другие В процессе написания

Малая ектения

Малая ектения является предельно сокращённым вариантом великой ектении (без потери основного смысла). 1-е, 2-е и 3-е прошение её совпадают с 1-м (с прибавкой «Па́ки и па́ки»), 11-м и 12-м прошением великой ектении соответственно. Это вторая по значимости и первая по частоте появления на богослужении ектения.

Малая ектения читается после кафизм при чтении Псалтири; на полиелее после каждения; по 3, 6, 9 песни канона утрени; после 1-го и 2-го антифона (точнее, сразу после «Единоро́дный Сы́не») на литургии.

Возглас после кафизмы

  • По первой кафизме: «Я́ко Твоя́ держа́ва, и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
  • По второй кафизме: «Я́ко благ и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в» (как после просительной ектении).
  • По третьей кафизме: «Я́ко Ты еси́ Бог наш, Бог ми́ловати и спаса́ти, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».

Возглас на полиелее

  • «Я́ко благослови́ся И́мя Твое́, и просла́вися Ца́рство Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».

Возглас после песен канона на утрене

На утреннем каноне малая ектения читается преимущественно три раза: по 3-й, 6-й и 9-й песне. Однако на Пасхальной утрене малая ектения читается после каждой песни канона, каждая со своим возгласом. Здесь приводятся все 8 возгласов. Выделены наиболее употребительные возгласы.

  • После 1 песни: «Я́ко Твоя́ держа́ва, и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
  • После 3 песни: «Я́ко Ты еси́ Бог наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
  • После 4 песни: «Я́ко благ и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
  • После 5 песни: «Я́ко святи́ся и просла́вися пречестно́е и великоле́пое И́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свято́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
  • После 6 песни: «Ты бо еси́ Царь ми́ра и Спас душ на́ших, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
  • После 7 песни: «Бу́ди держа́ва Ца́рствия Твоего́ благослове́на и препросла́влена, Отца́, и Сы́на, и Свято́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
  • После 8 песни: «Я́ко благослови́ся И́мя Твое́, и просла́вися Ца́рство Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свято́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
  • После 9 песни: «Я́ко Тя хва́лят вся си́лы небе́сныя, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
По 1-й кафизме +
По 2-й кафизме +
По 3-й кафизме +
На вечерне (по преподании мира после просительной ектении) +
На полиелее +

Возгласы на литургии

  • После 1 антифона: «Я́ко Твоя́ держа́ва, и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свято́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в» — как после 1 кафизмы.
  • После 2 антифона с «Единоро́дный Сы́не»: «Я́ко благ и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в» (как после просительной ектении).

Сугубая ектения

Сугу́бая значит «усиленная». После первых двух прошений клирос поёт «Го́споди, поми́луй» 1 раз, затем на каждое прошение по 3 раза. В её начале диакон призывает верующих молиться особенно сосредоточенно, прибегая к милости и человеколюбию Господа.

Просительная ектения

Эта ектения называется просительной, потому что в ней верующие преимущественно молят Бога о благах, временных и вечных. В основе её лежат прошения, оканчивающиеся словами «у Го́спода про́сим», после которых клирос поёт «Пода́й, Го́споди». Первые два прошения завершаются клиросом обычным образом: «Го́споди, поми́луй», — а последнее словами «Тебе́, Го́споди».

Просительная ектения присутствует в следующих православных богослужениях:

  • На всех видах вечерни, кроме малой.
  • На всех видах утрени.
  • На всех видах литургии.
  • На молебнах; при совершении некоторых таинств, например, венчания.

Набор прошений ектении на вечерне и утрене различается в двух словах (буквально). Различаются также возгласы. Особенности просительной ектении на литургии бо́лее сложны и рассмотрены в следующем разделе. Ниже приведена таблица прошений на вечерне. Поправки для просительной ектении на утрени содержатся во всплывающих подсказках выделенных слов.

Ектении на литургии

Особенности просительной ектении на литургиях трёх видов

Две просительные ектении на литургии Иоанна Златоуста, две на литургии Василия Великого и одна просительная ектения литургии Преждеосвященных Даров (состоящая из видоизменённых прошений первой и второй просительных ектений обычной литургии) имеют дополнительные прошения. Основа же просительной ектении остаётся постоянной. В следующей таблице стандартные прошения просительной ектении для удобства сравнения затенены (серым цветом). Также для удобства понимания ектения на литургии Преждеосвященных Даров разбита на две логические части, столбец «Хор» опущен.

Ектения об оглашенных

Возглашается на каждой литургии, в конце так называемой литургии оглашенных (после чтения Евангелия и сугубой ектении).

Ектения о готовящихся ко Крещению

Следует сразу после ектении об оглашенных на литургии Преждеосвященных Даров, начиная со среды Крестопоклонной (4‑й) седмицы Великого поста.

Ектения заупокойная (о усопших)

Совершается во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении на литургии, при открытых царских вратах, обычно с кадилом в руке возглашающего священнослужителя. Совершается также на отдельных заупокойных службах. На панихиде заупокойная ектения может быть великой, малой и сугубой.

Заключительная ектения повечерия и полунощницы

Особенностью этой ектении является то, что она почти никогда не печатается ни в служебниках, ни в чиновниках, зато всегда находится в часословах — в последовании вседневной полунощницы, и в Следованной Псалтири. Кроме того, эта ектения произносится не диаконом, а священником. Начало ектении на повечерии и на полунощнице несколько отличается.

Примечания

  1. М. А. Макаровская, И. В. С. Ектения // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII. — С. 248-251. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
  2. ↑ За редкими исключениями, например, на литургии на 2-й просительной ектении вместо «Аминь!» после возгласа священника по смыслу поётся «Отче наш».
  3. ↑ В церковнославянском написание «мир» и всех производных от него обозначало спокойствие, в отличие от слова «мiр», то есть общество людей. Здесь речь идёт о мире как о спокойствии. «Миром» значит «в тишине и спокойствии духа».
  4. ↑ Здесь и далее форма прошения о предстоятеле церкви приведена по форме, используемой в Русской православной церкви с 1917 г.
  5. Деревня, село (ц.-слав.).
  6. ↑ «О благорастворении воздухов,…Господу помолимся» (Ὑπὲρ εὐκρασίας ἀέρων … τοῦ Κυρίου δεηθῶμεν): согласно изъяснению переводчика на русский язык Божественной литургии митрополита Ионафана (Елецких), 8-е прошение «содержит прошение вседержителю Богу о творении (образовании) и распространении на все стороны света воздушных потоков (ветров) в пользу земледелия и всего живого, дабы ветры принесли всем благопотребные дожди, тепло или прохладу». («Толковый путеводитель по Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста», обновлённое веб-издание, сентябрь, 2014 г., великая ектения, прошение 8-е, комментарий в сноске).
  7. ↑ Русская церковь и русская революция. Гайда Ф. // Православие.ru
  8. ↑ Из служебника 1901 года.
  9. ↑ на Пасхальной утрене читается после каждой песни канона
  10. Снова и снова (ц.-слав.).
  11. ↑ Здесь: воззовем (ц.-слав.).
  12. Их (ц.-слав.).
  13. Запах (ц.-слав., в переносном смысле).

Литература

  • Ектения // Православная Богословская Энциклопедия. Том 5. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г.
  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М.: Даръ, 2005.
  • Настольная книга священнослужителя. — М.: Издательский Совет РПЦ, 1992.
  • Митрополит Ионафан (Елецких) “Толковый путеводитель по Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста”, обновлённое веб-издание, сентябрь, 2014 год. Официальный сайт архиепископа Ионафана (Елецких) “Собрати расточенныя”, окно “Литургика”.

Или зачем убрали ектению «об оглашенных»

.

Многие православные Петербурга и паломники северной столицы недоумевают из-за очередных сюрпризов богослужебной практики некоторых центральных соборных храмов. По непонятным причинам из Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста исчезла ектения об оглашенных и приготовительные ектении верных перед «Херувимской песней». На вопросы и недоумения верующих столичное петербургское духовенство ссылается на «благословение Святейшего Патриарха Алексия II». Однако члены нашей редакции, как впрочем и многие благочестивые миряне глубоко сомневаются в существовании такого «благословения», зная щепетильное отношение Святейшего Патриарха к литургическим новшествам, тем более такого рода.

.
Отметим, что с момента управления тогда ещё Ленинградской митрополией митрополитом Никодимом (Ротовым) стал заметно меняться облик пастырей северной столицы. Несмотря на то, что во времена патриарха Тихона Петроград охватила серьёзная обновленческая смута, тем не менее её удалось искоренить таким выдающимся иерархам нашей Церкви как митрополит Мануил (Лемешевский), митрополит Николай (Ярушевич). Важно также и то, что после обновленческого потрясения бывшей столицы Российской империи, именно Петроград стал мощным бастионом, который оказывал сильное противодействие реформам митрополита Сергия (Страгородского), а духовенство почти единодушно осудило «Декларацию» митрополита Сергия, которая по своему содержанию выходила за рамки церковного нейтралитета и затрагивала политику, фактически направляя священноначалие Русской Церкви на путь политических заигрываний с безбожным государством.

.

Деятельность митрополита Никодима (Ротова) в области межхристианских контактов была направлена на резкое и абсолютно необоснованное сближение с Римо-Католической церковью, введение intercommunion с римо-католиками. Ему же принадлежит выстраивание новой модели церковной жизни, основанной на жёсткой административной вертикали и полное исключение из церковной жизни клира и мирян. Всё это коренным образом ломало древний соборный принцип церковного устройства, поскольку в жизни церкви при её иерархическом устройстве участвуют все и хранителями веры является вся Церковь, а не только епископат. К глубокому сожалению, эти серьезные изменения митрополита Никодима сегодня не замечаются. Однако при оценке деятельности любого человека, в особенности крупных личностей, имевших большой политический вес и международное признание, должны присутствовать не светские критерии, а прежде всего церковные, святоотеческие, и замечаться не только плюсы, но и минусы. А последних у приснопамятного митрополита Никодима было предостаточно.

.

Однако мы не станем останавливаться на деятельности этого маститого иерарха, предоставив точную оценку его деятельности Божественному правосудию, а только лишь окинем общим взглядом те последствия его деятельности, которые по нашему мнению отразились на качестве петербургской митрополии. Во-первых , митрополия давно славится своими филокатолическими взглядами и размытыми экклезиологическими воззрениями. При беседе с клириками времен митрополита Никодима приходится удивляться не просто симпатиям к Римо-Католической церкви, а странной убежденности в том, что латиняне вовсе не являются еретиками – это равноправная Церковь. Подхватывая филокатолические высказывания проф. А. П. Лебедева, они утверждают, что из-за раскола 1054г. невозможно собирать Вселенские соборы, ибо присутствие Римского папы или его легатов на соборе является необходимым и обязательным условием проведения Вселенского собора. Список подобных убеждений можно было бы продолжить и дальше. Но, как известно, мировоззрения человека всегда отражаются на его личной духовной аскетической жизни. благочестии и наоборот. Не касаясь отдельных представителей «никодимовского» духовенства лишь укажем на несколько характерных черт окормления паствы в Петербурге во многих соборных храмах:

.

отсутствие частной исповеди и настойчивое проведение только общих исповедей,
безответственное не послабление, а даже разрешения от Великого поста, едва у кого-то где-то кольнуло, выхолащивание аскетического духа Церкви, который ей присущ был всегда,

.

отсутствие пастырской заботы о духовном возрастании мирян, повышения уровня церковного сознания, сокращение богослужебных последования до ужасающего минимума: например урезание вечерних богослужений, в некоторых храмах служится вечерня без утрени, но утреня не совершается утром перед Божественной литургией. (например в Спасо-Преображенском соборе еще в 80-е гг. умудрялись «служить» вечерню с утреней за 50 минут. Один из известных старцев, узнав об этом скорбно лишь ответил: «Такую молитву Бог не приемлет».)

.
Чтение Апостола и даже иногда Евангелия на русском языке в Синодальном переводе, под предлогом якобы непонимания церковно-славянского языка. Но при этом категорический отказ наблюдать за внятностью речи чтеца и громкостью, не говоря уже об необходимости обучении этому языку прихожан, традиционно негативное отношение к монашеству, в то время как именно монашество является евангельским и церковным институтом, носителем церковного сознания по преимуществу. Именно по этой причине прп. Феодор Студит и называет монашество «нервами Церкви», а прп. Иоанн Лествичник «светом для человеков».

.
Безусловно, эти многие «упущения» часто исправляются традиционно присущим многим петербуржцем стремлением к просвещению, любви к чтению и знаниям. А оно часто бывает вызванное интуитивным стремлением к личному благочестию, более глубокому и осознанному отношению к вере. Здесь нельзя не видеть мистической роли тех многочисленных Новомучеников, которых огромное количество имеет Петербург-Петроград.

.

Теперь перейдем к вопросу о ликвидации ектений «об оглашенных» и «верных» пред Херувимской песнью. Немного скажем об их значении и месте в Божественной литургии.

.
Ектения «об оглашенных» и последующий призыв оглашенных покинуть богослужебное собрание перед литургией верных, завершает ту часть Божественной литургии, на которой издревле дозволялось присутствовать некрещённым, кающимся, то есть находящихся под церковным отлучением и епитимьей, а иногда еретикам и иноверцам, которая до сих пор носит название «литургии оглашенных».1 Эта часть литургии имела характер огласительно-катехизический. Изводить из церкви не только оглашенных, но и кающихся повелевает правило 19 Лаодикийского собора: «Подобаетъ во первыхъ, по бесѣдах епiскопскихъ, особо творити молитву объ оглашенныхъ, а по изшествiи оглашенныхъ, быти молитвѣ о кающихся: когда же и сiи прiидутъ подъ руку, и отидутъ, тогда совершати молитвы вѣрныхъ три: едину, то есть первую, в молчанiи, вторую же и третiю съ возглашенiемъ исполняти. Посемъ уже миръ подавати, и когда пресвитеры дадутъ миръ епiскопу, тогда и мiрянамъ миръ взаимно подавати, и тако совершати святое приношенiе. И единымъ токмо освященнымъ позволено входити въ олтарь, и тамо приобщатися».2 В комментариях авторитетнейших толковников священных канонов Православной Церкви Зонары, Аристина и Вальсамона подтверждается этот древний порядок совершения божественной литургии. То есть перед тем как совершалась непосредственно Божественная Евхаристия после чтения Священного Писания, поучительного слова епископа, всегда совершались прошения за оглашенных, которые готовились к принятию Крещения, и прошения за «тех, которые находились в покаянии». За ними следовало прошение-молитва верных. Аристин подчёркивает: «Настоящее правило учит порядку молитв, как они должны совершаться».3 Но данный порядок молитвословий появился не в IV столетии, а ещё в раннехристианское время. В таком наиважнейшем памятнике раннего христианства, как «Апостольские постановления», в VIII главе мы находим описание последования литургии свмч. Климента папы Римского. И в нём содержится упоминание о четырех ектениях по прочтении Евангелия: над оглашенными, кающимися и одержимыми. После молитвы верных начиналось приготовление ко причащению. Этот же порядок сохранялся и при жизни свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста, при всём том, что Восточная Римская империя в подавляющем большинстве была христианской. Некоторые литургисты полагают, что литургия свт. Иоанна Златоуста во многом схожа с литургией свмч. Климента: построение ектений и целые выражения тождественны, однако в ектениях есть дополнительные прошения и они иначе расположены. Сам свт. Иоанн Златоуст о необходимости совершать молитву об оглашенных пишет следующее: «Так, церковный закон побуждает верующих молиться и за не посвящённых ещё в таинства веры. Когда диакон говорит: о оглашенных усердно помолимся, он делает ни что иное, как возбуждает весь народ верных к молитвам о них, хотя оглашенные ещё и чужды верующим, так как не принадлежат ещё к телу Христову, ещё не имеют общения в таинствах, ещё отделены от стада духовного. Если же о них должно молиться, то тем более мы должны молиться о наших членах. Для того и говорит: усердно помолимся, чтобы ты не отринул их как чуждых, не забыл как чужестранцев. Они ещё не получили заповеданной и данной Христом молитвы, ещё не стяжали дерзновения, но имеют нужду в помощи посвящённых в таинства. Они ещё стоят вне царских чертогов, далеко от священной ограды. Поэтому они и высылаются, когда приносятся те страшные молитвы. Поэтому диакон и приглашает тебя молиться за них, чтобы они сделались твоими членами, и не были уже чужестранными и отчужденными».4 Однако Вальсамон и Славянская Кормчая указывают на некоторые изменения, которые произошли в образе совершения Божественной литургии: было изъято прошение о кающихся и целование мира между мирянами. Прошение об оглашенных оставалось не тронутым.

.

Кроме того, свт. Иоанн в беседе на первое Послание апостола Павла к Коринфянам упоминает о древности церковного обычая после Евангелия перед Евхаристией совершать молитвы и об усопших, ектении о которых частенько также опускаются: «Да не обленимся помогать отшедшим и приносить за них молитвы, ибо предлежит общая для всего мира Очистительная Жертва… Не напрасно установлено апостолами, чтобы при Страшных тайнах мы поминали отшедших: от этого бывает им немалое приобретение, многая польза».

.
Этот обычай в Православной Церкви фактически сохранялся всегда и даже тогда, когда Церковь несла свое служение в исконно православных странах, т.е. там, где произнесение ектении об оглашенных и возглашение об исхождении их из храма носило лишь характер исторического воспоминания. Не считала нужным и русская Православная Церковь удалять эту ектению в дореволюционное время, хотя никакого института оглашенных уже не было и в помине.

.

Однако сегодня, когда большая часть нашего народа не воцерковленная и должен ставиться вопрос о необходимости восстановления института оглашения, некоторые настоятели петербургских храмов бесцеремонно удаляют ектении «об оглашенных» и «ектению верных». При современной ситуации требуются шаги совершенно в другом направлении. И наиболее целесообразно было бы после возглашения «оглашенные изыдите», людям не причащающимся и находящихся под епитимьей, а также нецерковным людям предлагать покинуть храм. Ибо все даже нецерковные люди по сути своей остаются «непосвящёнными», которым по сути воспрещается присутствовать при самом святейшем тайнодействии Православной Церкви.

.

Полагаем, что все эти дерзостные шаги петербургского духовенства вызваны опасной обмирщённостью, духом беспредельного либерализма, убивающего элементарный страх Божий и благоговение к тому, что было установлено не падшей человеческой логикой, а церковным святоотеческим сознанием, просвещенным благодатью Святого Духа. Ведь если идти по пути этой обмирщённой логики, которая так странно боится всякую лишнюю минуту посвятить молитве Богу – то неизбежны будут и дальнейшие шаги: ликвидация литургии оглашенных и оставление только евхаристического канона. И чем тогда литургия не уподобится латинской еретической мессе, которая имеет лишь внешний вид тайнодействия, а по сути является еретической скверной, по верному замечанию «православия светильника» свт. Григория Паламы. Нужно помнить то, что в нашей церковной жизни мы руководствуемся не мирскими принципами размытой толерантности, вернее религиозного релятивизма, конформизма и безразличия, а сообразуем наши дела и поступки с волей Святейшего Бога. Легко сползать с идеала к плохому примеру, но еще страшнее когда этот пример превращается в норму жизни и поведения там, где главная цель – это совершенство во Христе. А оно требует совершенно обратных шагов: из плотского человека перерождаться в духовного, созданного в святости и истине.5 И преодоление своих страстей, дурных привычек и наклонностей, обязательная жизнь в непрестанном подвиге как внешнем так и внутреннем составляет путь спасения, усвоения себя Богочеловеку Христу, обретения подлинного сыновства и обожения. И если мы не ставим в своей пастырской практике такой задачи, задачи личного преображения и просвещения – то наше спасение как и православной ставятся под глубокое сомнение. 6

.

В заключении мы в качестве назидания и повода для критического размышления приводим слова вселенского отца Церкви свт. Иоанна Златоуста: «Несмотря на то, некоторые до того несмысленны, безумны и рассеянны, что не только во время молитвы оглашенных, но и во время молитвы верных стоят и разговаривают. Вот отчего у нас всё не в порядке, вот отчего всё идет к погибели, — оттого, что мы и тогда, когда более всего должны умилостивлять Бога, прогневляем Его и так уходим из церкви. Нам повелевается здесь, в присутствии верных, молить человеколюбца Бога о епископах, о пресвитерах, о царях, о властях, о земле и море, о воздухах и всей вселенной. Итак, если мы, которые должны иметь дерзновение молиться о других, не молимся и о себе с должным вниманием, то какое будем иметь оправдание, какое извинение? Потому, размысливши обо всём этом, прошу помнить время молитвы, быть возвышеннее духом, отрешаться от земли и воспарять в самыя выси небесныя, да возможем умилостивить Бога и получить обетованныя блага, которых и да сподобимся все мы достигнуть благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».7

.
1К. Субботин. Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб. Сатис. 1994, с. 92, Новая скрижаль. Репринт. М. 1992, т. 1, с. 181

2Правила св. Поместных соборов с толкованиями. Тутаев. 2001, ч. 2, стр. 233-234

3Там же, с. 234

4Свят. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. СПб. 1905, т. 10, кн. 2, стр. 478-479

5См словва ап. Павла:

6Старец иосиф Ватопедский. Аскеза – матерь освящения. М. 2005. мы эту книгу настоятельно рекомендуем прочесть всем пастырям и инокам.

7Свт. Иоанн Златойст. Указ. сочин., с. 484-485

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here