Господь воцарися в лепоту облечеся

Детально: господь воцарися в лепоту облечеся - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду

В день перед субботой, когда была заселена земля. Хвалебная песнь Давида.

1 Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

1 Господь воцарился, благолепием облёкся, облёкся Господь силою, и опоясался, ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется.

2 Готов Престол Твой оттоле: от века Ты еси.

2 С тех пор готов престол Твой, Ты – от века.

3 Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя.

3 Возвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои,

4 Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь.

4 возвысят реки струи свои от шума вод многих. Дивны валы морские, дивен на высотах Господь.

5 Свидения Твоя уверишася зело, дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

5 Свидетельства Твои достоверны весьма; дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни.

Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов Престол Твой оттоле: от века Ты еси. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Свидения Твоя уверишася зело, дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

После пения “Свете тихий…” священник и диакон, предстоя на горнем месте лицом к молящимся (диакон справа от священника), произносят возгласы, предшествующие прокимну, и самый прокимен.

Диакон: Вонмем.

Священник: Мир всем.

Диакон: Премудрость, вонмем, прокимен… Господь воцарися, в лепоту облечеся.

Хор: Господь воцарися…

Диакон: Облечеся Господь в силу и препоясася.

Хор: Господь воцарися…

Диакон: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

Хор: Господь воцарися…

Диакон: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Хор: Господь воцарися…

Диакон: Господь воцарися.

Хор: В лепоту облечеся.

На каждый день седмицы положен особый прокимен “дне” (прокимены содержатся в служебнике и Часослове).

В неделю вечера, глас 8

Се ныне благословите Господа, вси раби Господни.

Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

В понедельник вечера, глас 4

Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.

Во вторник вечера, глас 1

Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего.

Господь пасет мя, ничтоже мя лишит: на месте злачне, тамо всели мя.

В среду вечера, глас 5

Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми.

Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

В четверток вечера, глас 6

Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.

Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

В пяток вечера, глас 7

Боже, Заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.

Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.

Слово “прокимен” в переводе с греческого означает “предлагаемый вперед”. В богослужении прокимном называют стих из псалмов Давидовых, использованный применительно к значению праздника или дня; прокимен произносится перед чтением Священного Писания: паримий, Апостола и Евангелия и выражает их главную мысль, а если чтения не положено – указывает на общее значение дневной службы. Прокимен сопровождается другим стихом или многими стихами, которые служат ему дополнением и пояснением.

Чтец громко произносит прокимен, и хор вторит ему. Потом хор на каждый стих чтеца отвечает прокимном. В заключение чтец произносит первую половину прокимна, а хор заканчивает его. Великие прокимны на вечерне поются также в воскресенья:

сырной недели, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Недель Великого поста, попеременно “Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю” и “Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи”;

в вечер 1-го дня Пасхи, в Фомино воскресенье, в день Пятидесятницы – “Кто бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса”;

в вечер праздников: Рождества Христова – “Кто бог велий…”; Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова – “Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори”; если эти праздники совпадают с субботой – великий прокимен праздника поется накануне, в пятницу; в субботу же вечера (в праздник) звучит великий прокимен “Господь воцарися…”;

во всю пасхальную седмицу за вечерней исполняется особый прокимен.

В субботу вечером за всенощной, на вечерне, всегда поется великий прокимен “Господь воцарися, в лепоту облечеся”.

В этом прокимне и стихах его воспевается Господь, Который по Своему человечеству воцарился и облекся в славу через Свое Воскресение из мертвых и воспринял всякую власть на небе и на земле (Мф. 28, 18), под властью Его не только вселенная, им сотворенная, но и дом Его, Святая Церковь, в которой Он обитает с верующими, сохраняя ее до скончания века.

После прокимна, если был вечерний вход, царские врата закрываются и на великой вечерне в праздники Господни, Богородичны и особо чтимых святых читаются паримии.

Слово “паримия” в переводе с греческого означает – притча, иносказание. Паримией в Церковном уставе называются избранные чтения из Священного Писания Ветхого, иногда Нового Завета, которые содержат пророчества о воспоминаемом праздничном событии, похвалу прославленному святому или изъясняют значение праздника. Например, в навечерие Рождества Христова среди паримий читается из книги пророка Исаии пророчество о рождении от Девы Еммануила, то есть Богочеловека, из книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичны в одной из паримий (“Бытия чтение”) говорится о лествице, виденной Иаковом, прообразовавшей собою Божию Матерь, соединившую небо и землю и вместившую в себя Невместимого небесами, Господа Иисуса Христа. На день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла читаются 3 паримии из Соборного послания святого апостола Петра.

Число читаемых паримий неодинаково. На праздничных вечернях обычно читают 3 паримии, на Благовещение – 5, в навечерие Рождества Христова – 8 паримий; после 3-й паримии (“Пророчества Михеина чтение”) читаются тропари, оканчивающиеся пением слов: “С ними же помилуй нас”, после 6-й паримии (“Пророчества Даниилова чтение”) также поются последние слова тропаря: “Жизнодавче, слава Тебе”.

В навечерие Богоявления Господня читается 13 паримий; после 3-й паримии (“Исхода чтение”) хор поет окончание читаемых тропарей: “Человеколюбче, слава Тебе”; после 6-й паримии (“Царств четвертых чтение”) хор поет: “Токмо на седящия во тьме, слава Тебе”.

В Великую субботу читается 15 паримий; после 6-й паримии (“Исхода чтение”) читается тропарь с припевом: “Славно бо прославися”. И после 15-й паримии (“Пророчества Даниилова чтение”) читаются тропари с припевом: “Господа пойте и превозносите Его во веки”.

Во время этого пения царские врата открываются, но при чтении паримии они бывают закрыты.

В седмичные дни Великого поста на вечерне читаются две паримии: из книги Бытия и из книги Притчей. На Страстной седмице, в первые три дня также читаются две паримии – из книг Исход и Иова.

После чтения паримий на великой вечерне, соединенной с литургией Василия Великого или Иоанна Златоуста, произносится малая ектения. По возгласе священника “Яко свят еси, Боже наш…” диакон произносит: “И во веки веков”. Хор поет: “Аминь” и Трисвятое (в Великую субботу “Елицы во Христа крестистеся…”). Далее поется прокимен, чтение Апостола и Евангелия и литургия совершаются по принятому чину.

Паримии читаются после прокимна. Диакон или иерей возглашает: “Премудрость”, чтец произносит, например: “Бытия чтение” и др. Диакон или иерей возглашает: “Вонмем”. И чтец начинает чтение паримий (см. Минею или Триодь).

В сочельники – Рождественский и Крещенский, если они совпадают с субботой или с воскресеньем, великая вечерня совершается отдельно от утрени, и после паримий, произносится малая ектения. Трисвятое опускается, звучит прокимен, читаются Апостол и Евангелие, и, наконец возглашается сугубая ектения.

На вечерне в Великую пятницу после паримий следуют прокимен, чтение Апостола и Евангелия и сугубая ектения.

В первый день Пасхи на вечерне после великого прокимна читается Евангелие, затем звучит сугубая ектения.

Оглавление [Показать]

Читайте также

  • Вечерний вход на всенощном бдении с кадилом
  • Христианские догматики гласов текст
  • Воскресные стихиры на «Господи, воззвах»
  • Вечерня Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, Услыши мя, Господи
  • Малая ектения Вечерня

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Господь воцарился

На воскресном всенощном бдении, совершаемом по обычаю в субботу вечером, после пения удивительного песнопения «Свете Тихий», мы слышим слова прокимна, взятые из 92-го псалма:

Господь воцарися, в лепоту облечеся,

Облечеся Господь в силу и препоясася,

Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Господь воцарися, в лепоту облечеся.

Попробуем разобраться в значении этих величественных и одновременно привычных нам слов. Разберем эти стихи по порядку, как они произносятся в качестве стихов прокимна.

«Господь воцарися, в лепоту облечеся»

В славянской Библии этому псалму предшествует надписание: «В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду» – т.е., в день предсубботный, т.е. пятницу, когда была населена земля. Эта надпись отсылает нас к творению Богом земли, живых существ и человека, ведь именно в пятницу появляются животные и человек – венец творения, которым оканчивается период создания Богом физического мира и наступает время покоя – суббота. Святые отцы – толкователи Книги Псалмов, призывают нас увидеть в этих словах как поэтическое изображение событий Ветхого Завета, так и пророчество о будущем Воплощении Сына Божия и его исполнение.

«Господь воцарился» – стал Царем над Своим творением, а Своим Воплощением и Воскресением стал Богом и Царем для всех людей. «В лепоту облекся» – «оделся» в величие, красоту. В этих словах святые отцы видят пророчество о Воплощении Сына Божия – облечении Его в одежду человеческой природы. В Священном Писании мы часто встречаем аллегории бытовой жизни к жизни духовной. Так, воплощаясь, Господь «одевается» в земную плоть, а мы в Крещении «одеваемся» во Христа (Рим. 6,3).

«Облечеся Господь в силу и препоясася»

Пояс – в Священном Писании Ветхого Завета – символ власти и силы, символ готовности к делу. Господь оделся в силу и препоясался поясом власти над Своим творением. В Своих Крестных страданиях и Смерти Сын Божий не имел, по словам пророка Исайи, ни вида, ни величия. В Воскресении же Господь Иисус Христос явился миру в сиянии Божественной силы, как Царь царствующих, препоясанный властью Главы Церкви Христианской.

«Ибо утверди вселенную, яже не подвижится».

Господь утвердил новосозданную Вселенную весь физический мир так, что он не разрушится, подобно дому, построенному на слабом фундаменте. Своим Воплощением и Воскресением Господь Иисус Христос утвердил мир благодатью Святого Духа, основал Церковь, которая есть начало Его Небесного Царства.

«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний».

Домом Божиим иудеи называли сначала Скинию, затем – Иерусалимский храм, построенный Соломоном. Святыня – это чистота, непричастность ничему греховному, выделение храма только для служения Богу. Вот почему Господь Иисус Христос выгоняет торговцев и менял из храма (Мф. 21,12; Мр. 11,15; Ин. 2,15). Дом или храм Божий – это каждый христианин. Апостол Павел говорит нам: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6,19).

Стихи 92-го псалма, звучащие в качестве прокимна на субботней Великой вечерне, раскрывают нам глубокое духовное единство Ветхого и Нового Заветов. Господь создал мир, населил его живыми существами, создал человека и стал Царем над всем тварным миром. Величие и сила этого Царства, отвергнутые грехом прародителей, вновь восторжествовали в Воплощении и Воскресении из мертвых Господа Иисуса Христа и в основании Им Церкви.

Вслушиваясь в величие этих слов, в нашем сознании воедино соединяются события, отстоящие друг от друга на многие тысячелетия, и наша молитва наполняется священным благоговением перед величием Божьего Промысла о мире и человеке.

Оценка 4 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here