Господи спаси благочестивыя и услыши ны

Детально: господи спаси благочестивыя и услыши ны - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Публикация № 32:
17.  Наряду со славянским Типиконом следует издать русский перевод с более полным ясным и общедоступным изложением уставных предписаний, снабженный предисловием, раскрывающим историю и значение Церковного Устава.

18.  При новом издании богослужебного Евангелия необходимо соединить вместе и исправить уставные статьи о евангельских чтениях и таблицы этих чтений так, чтобы рядовое чтение Святого Евангелия от Луки непременно начиналось с понедельника седмицы по Воздвижении.

19.  В новом издании Миней службы русским святым следует изложить в соответствии с правленным Уставом. (см. комментарии к п.16.)

20.  При исправлении и редактировании Служебника (образованная согласно параграфу 15) Комиссия располагает в чинах литургии тайные молитвы так, чтобы они стояли непосредственно перед возгласами, являющимися заключением молитв.

Возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» должно быть опущено.

Для поминовения на великом входе взамен бывших следует напечатать такие поминальные формулы: «Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков» (для диакона), «Да помянет Господь Бог всех вас во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков» (для священника).

Евхаристический канон следует напечатать с такой расстановкой знаков препинания, которая ясно обозначила бы грамматическое отношение возглашений к читаемым тайно молитвам, причем вводные части – диаконские «напоминания» — должны печататься мелким шрифтом.

Тропарь 3-го часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа» печатается также мелким шрифтом и ставится перед словами: «Еще приносим ти словесную и безкровную службу и просим и молим» (в литургии св. Василия Великого — перед словами «Сего ради, Владыко»).

Введите содержимое врезки

О возглашении: «Господи, спаси благочестивыя…»

« О порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя…»

за Божественной Литургией»

( Постановление Священного Синода РПЦ от 17 июля 1997 года)

1. По малом входе на Божественной литургии:

 Патриарх, приим кадильницу, кадит святую трапезу окрест и предложение (жертвенник) и весь олтарь, держа в левой руце жезл. Таже исходит пред святыя двери и кадит Владыки Христа Образ и Пресвятыя Богородицы, и народ, и сущыя во олтари кадит стоя пред святою трапезою. Таже вне певцы поют обычныя тропари и кондаки по чину и по дню. Оставляют же последний кондак и не поют. И стоит Патриарх пред святою трапезою. Архидиакон же, изшед из олтаря, станет ко святым дверем ко стране, держа же и орарь треми персты, мало воздвигнет, глаголя: «Господи, спаси бла-гочестивыя». И поют во олтаре, а затем и певцы тожде. И архидиакон глаголет: «И услыши ны», И паки во олтаре, а затем и лик поет тожде. Таже архидиакон глаголет великую похвалу. Патриарх, стоя пред святою трапе­зою, поет вкупе с предстоящими сослужители последний кондак по чину.

Посем глаголет архидиакон: «Благослови, владыко, время Трисвятаго».

И, стоя пред дверьми, глаголет: «Господу помолимся».

Лик: «Господи, помилуй».

Патриарх: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно».

Архидиакон близ двери, держа орарь треми персты и, показуя к народам, глаголет: «И во веки веков».

И первый лик приглаголет: «Аминь».

Таже поет: «Святый Боже»; со сладкопением.

2.   Утвердить на литургии возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» при архиерейском и иерейском служении (так как великая похвала не исполняется) в следующей редакции:

Егда же певцы пропоют последний кондак, глаголет протодиакон ко архиерею, орарь в руце держа треми персты: «Благослови, владыко, время Трисвятаго». Архиерей же знаменует его.

Скончавшуся же кондаку, приходит протодиакон близ святых дверий и, стоя пред дверьми, глаголет: «Господу помолимся».

Лик: «Господи, помилуй».

Архиерей глаголет возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно».

Протодиакон станет близ святых дверий и, показуя орарем, первее убо ко иконе Христове, глаголет: «Господи, спаси благочестивыя».

И поют певцы по ликом тожде.

Протодиакон: «И услыши ны».

И паки поют певцы по ликом тожде.

Таже протодиакон наводит орарем, глаголя ко вне стоящим велеглас­но: «И во веки веков».

Лик: «Аминь». Таже: «Святый Боже»; со сладкопением.

      3. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», так как оно не из таких возглашений, которые принадлежат диакону только (Церковные ведомости. 1900, № 23), в следующей редакции:

Священник глаголет возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

Лик: «Аминь».

Священник глаголет: «Господи, спаси благочестивыя».

Лик поет тожде.

Священник глаголет: «и услыши ны».

Лик поет тожде, и таже: «Святый Боже».

Постановили: Предложенный порядок возглашения «Господи, спаси благочестивыя…» утвердить и произносить за Божественной литургией. (см.  новую редакцию Служебника. М. 2004г.) (*10;*23).

О гласном поминовении на Великом входе.

Епископское совещание в заседании 4/17 марта 1918 года, имело сждение «о гласном поминовении на Великом входе», постановило:

На великом входе, при архиерейском служении, взамен бывших, говорить поминовения: а) «Великаго Господина нашего Святейшаго Патриарха Московскаго и всея России Тихона и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек… местнаго)… б) Преосвященныя Митрополиты, Архиепископы и Епископы и весь священнический и монашеский чин, — вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, и ныне и присно и во веки веков». При иерейском служении: а) Великаго Господина нашего Святейшаго Патриарха Московскаго и всея России Тихона и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек… местнаго)… ; б) «Всех вас да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, и ныне и присно и во веки веков»4.

Указом патриарха и Священного Синода от 24 марта/6 апреля 1918 года о новом порядке поминовения было сообщено епархиальным архиереям». (*48)

В Служебнике изданном по благословению Святейшаго Патриарха Московскаго и Всея Руси Алексий в 2004 году помещена следующая форма поминовения: 

Диaкон глаголет:

«Великаго господина и отца нaшего Алексия, святeйшаго патриарха московскаго и всея руси, и господи на нaшего преосвящeннейшаго (имя рек), митрополіта (или архепископа, или епископа егоже есть область), да помянeт Господь Бог во цaрствии своeм, всегда, ныне и присно, ии во веки веков.

Тaже сщeнник:

Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и вeсь монaшеский чин, и причет церковный, брaтию святaго хрaма сего, вaс и всех правослaвных христиaн, да помянeт Господь Бог во цaрствии своeм, всегда, ныне и присно, ии во веки веков». (*10):

Новый вариант диалога священника и диакона после великого входа

 Священник прием кадильницу от диаконовой руки кадит Святая тирижды глаголя:

 ”Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона…”

И отдав кадильницу, приклонив голову, глаголит диакону:

”Помолися о мне, брате и сослужителю.”

И диакон к нему :

“Дух святый найдет на тя и сила Вышнего осенит тя”

И священник:

“Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего”

Таже диакон, наклонив и сам главу, держа вкупе и орарь, тремя персты десницы, глаголет ко священнику:

” Помяни и мя, владыко святый”

И священник:

”Да поминет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда ныне и присно и во веки веков”

Диакон же рек:

”Аминь”

И целовав десницу свящ. Исходит северными дверьми, и став на обычное место глаголет:

”Исполним молитву наш Господеви…”(Служебник. М. 2004г стр.134-135)

О месте произнесения тропаря 3-го часа на евхаристическом кононе.

Отдел ясно указывает, что наиболее подходящим моментом, для произнесения тропаря 3-го часа «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа…» в евхаристическом  каноне, являться  место перед фразой соответственно: «Еще приносим Ти…» – на Златоустовой  литургии, и «Сего ради, Владыко…» –  на Литургии свт. Василия Великого, –  и никак не после оной, т.к. именно произнесение этого тропаря  перед соответствующими молитвами устранят проблему прерывания фразы канона посредине, так что после этой длинной интерполяции (т.е. вставки), священнику почти что, приходится вернуться назад, чтобы не потерять нить мысли данной евхаристической молитвы. (*6)

В 1997 году нашему Синоду, видимо, было больше нечем заняться, и они приняли изменения в порядок возглашения на литургии “Господи, спаси благочестивыя”, в случае служения священника без дьякона. Ну, что тут можно сказать… Сразу видно, что изменения эти вносились людьми, совершенно далёкими как от богослужебного Устава и клироса, так от здравой логики вообще. Во-первых, то, что сделали, КРАЙНЕ неудобно для хора — переходить сразу после пения “… и услыши ны” на “Святый Боже”, без “Амиинь”. Ведь почти все произведения Трисвятого составлены с учётом АДЕКВАТНОГО провозглашения дьяконом или священником этих слов. А во-вторых, ЗАЧЕМ нужно было вносить эти изменения? Для чего? Какая нужда менять веками установленный и удобный порядок?

Я просто уверен (и мы это наблюдаем на практике), что эта никчёмная редакция Устава не приживётся в православном богослужении, и все будут служить так, как это было веками. Провозглашение “Господи, спаси благочестивыя” на литургии не входит в число чисто дьяконских возглашений, и поэтому при служении литургии одним священником иерей произносит эти слова совершенно в том же порядке, как это делал бы дьякон (см. Настольную книгу священно-церковнослужителя” прот. Г. Дьяченко).

Цитата отсюда:

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here