Икона слово плоть бысть

Детально: икона слово плоть бысть - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Ал­ба­зин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри “Сло­во плоть бысть” — ве­ли­кая свя­ты­ня При­аму­рья, свое на­зва­ние по­лу­чи­ла от рус­ской кре­по­сти Ал­ба­зин (ныне се­ло Ал­ба­зи­но) на Аму­ре, ос­но­ван­ной в 1650 го­ду зна­ме­ни­тым рус­ским зем­ле­про­ход­цем ата­ма­ном Еро­фе­ем Ха­ба­ро­вым на ме­сте го­род­ка да­ур­ско­го кня­зя Ал­ба­зы.

Гроз­но воз­вы­шав­ший­ся над Аму­ром Ал­ба­зин­ский острог стал пред­ме­том нена­ви­сти ки­тай­ско­го богды­ха­на и его во­е­вод, уже то­гда меч­тав­ших рас­про­стра­нить свои вла­де­ния на всю рус­скую Си­бирь. В ка­нун празд­ни­ка Бла­го­ве­ще­ния, 24 мар­та 1652 го­да, про­изо­шло на Аму­ре пер­вое во­ен­ное столк­но­ве­ние рус­ских с ки­тай­ца­ми. Мо­лит­ва­ми Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы языч­ни­ки бы­ли раз­би­ты и от­бро­ше­ны в свои пре­де­лы. Эта по­бе­да яви­лась для рус­ских бла­гим пред­зна­ме­но­ва­ни­ем. Но борь­ба толь­ко на­чи­на­лась. Еще мно­гим сы­нам Свя­той Ру­си пред­сто­я­ло ис­пить смерт­ную ча­шу в бит­ве за Амур — за тор­же­ство Пра­во­сла­вия на Даль­нем Во­сто­ке.

В июне 1658 го­да ал­ба­зин­ский от­ряд, 270 ка­за­ков во гла­ве с Онуф­ри­ем Сте­па­но­вым, по­пал в за­са­ду и в ге­рой­ском бою был пол­но­стью уни­что­жен ки­тай­ца­ми.

Вра­ги со­жгли Ал­ба­зин, опу­сто­ши­ли рус­ские зем­ли, угна­ли в Ки­тай мест­ное на­се­ле­ние. Пло­до­род­ный воз­де­лан­ный край они хо­те­ли пре­вра­тить в пу­сты­ню.

В те труд­ные го­ды Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца яви­ла осо­бое зна­ме­ние Сво­ей ми­ло­сти к Амур­ской зем­ле. В 1665 го­ду, ко­гда рус­ские вер­ну­лись и вос­ста­но­ви­ли Ал­ба­зин, при­шел на Амур с ду­хо­вен­ством ста­рец Ер­мо­ген из Ки­рен­ско­го Свя­то-Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря и при­нес с со­бою бла­го­сло­ве­ние воз­рож­ден­но­му краю — чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри “Сло­во плоть бысть”, име­ну­е­мую с тех пор Ал­ба­зин­ской. В 1671 го­ду бла­жен­ный ста­рец ос­но­вал в уро­чи­ще Бру­ся­ной Ка­мень (пол­то­ра ки­ло­мет­ра от Ал­ба­зи­на вниз по Аму­ру) неболь­шую оби­тель, где и пре­бы­ва­ла свя­тая ико­на в по­сле­ду­ю­щие го­ды.

Ал­ба­зин об­стра­и­вал­ся. В двух хра­мах го­ро­да — Воз­не­се­ния Гос­под­ня и Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца — воз­но­си­ли Бес­кров­ную Жерт­ву ал­ба­зин­ские свя­щен­ни­ки. Невда­ле­ке от го­ро­да (вверх по Аму­ру) был ос­но­ван еще один мо­на­стырь — Спас­ский. Пло­до­род­ная зем­ля кор­ми­ла хле­бом всю Во­сточ­ную Си­бирь. Мест­ное на­се­ле­ние при­об­ща­лось к рус­ской пра­во­слав­ной куль­ту­ре, мир­но вхо­ди­ло в со­став мно­го­на­цио­наль­но­го Рус­ско­го го­су­дар­ства, на­хо­ди­ло у рус­ских за­щи­ту от на­бе­гов хищ­ных ки­тай­ских фе­о­да­лов.

В Москве не за­бы­ва­ли о нуж­дах да­ле­кой Амур­ской окра­и­ны: кре­пи­ли во­ен­ную обо­ро­ну, улуч­ша­ли управ­ле­ние кра­ем. В 1682 го­ду бы­ло об­ра­зо­ва­но Ал­ба­зин­ское во­е­вод­ство. За­бо­ти­лись о ду­хов­ном окорм­ле­нии при­амур­ских пле­мен. По­мест­ный Со­бор Рус­ской Церк­ви в 1681 го­ду при­нял ре­ше­ние о по­сыл­ке в даль­ние го­ро­да, на Ле­ну и Амур, “в да­у­ры”, “лю­дей ду­хов­ных — ар­хи­манд­ри­тов, игу­ме­нов или свя­щен­ни­ков, доб­рых и учи­тель­ных, для про­све­ще­ния неве­ру­ю­щих хри­сти­ан­ским за­ко­ном”. Да­у­ры и тун­гу­сы це­лы­ми ро­да­ми при­сту­па­ли к свя­то­му Кре­ще­нию, боль­шое зна­че­ние име­ло об­ра­ще­ние в Пра­во­сла­вие да­ур­ско­го кня­зя Ган­ти­му­ра, в кре­ще­нии Пет­ра, со стар­шим сы­ном Ка­та­на­ем, в кре­ще­нии Пав­лом.

Слу­ги богды­ха­на го­то­ви­ли, меж­ду тем, но­вое на­па­де­ние. По­сле несколь­ких без­успеш­ных на­бе­гов 10 июля 1685 го­да они по­до­шли к Ал­ба­зи­ну с 15-ты­сяч­ной ар­ми­ей и окру­жи­ли кре­пость. В ней на­хо­ди­лось 450 рус­ских во­и­нов с 3 пуш­ка­ми. Пер­вый штурм был от­бит. То­гда ки­тай­цы со всех сто­рон об­ло­жи­ли де­ре­вян­ные сте­ны остро­га дро­ва­ми и хво­ро­стом и по­до­жгли. Даль­ней­шая обо­ро­на ста­ла невоз­мож­ной. Со зна­ме­на­ми и свя­ты­ня­ми, сре­ди ко­то­рых бы­ла чу­до­твор­ная Ал­ба­зин­ская ико­на, гар­ни­зон в бо­е­вом по­ряд­ке по­ки­нул кре­пость.

Но Бо­жия Ма­терь не оста­ви­ла Сво­им за­ступ­ле­ни­ем из­бран­но­го Ею гра­да. Раз­вед­чи­ки вско­ре до­нес­ли, что ки­тай­цы вдруг “на­спех, днем и но­чью” ста­ли от­сту­пать от Ал­ба­зи­на, не успев да­же вы­пол­нить при­каз богды­ха­на об уни­что­же­нии за­се­ян­ных рус­ских по­лей. Чу­дес­ным вме­ша­тель­ством Небес­ная По­кро­ви­тель­ни­ца не толь­ко из­гна­ла вра­гов из рус­ских пре­де­лов, но и со­хра­ни­ла хлеб, ко­то­ро­го хва­ти­ло по­том вос­ста­нов­лен­но­му го­ро­ду на несколь­ко зи­мо­вок. 20 ав­гу­ста 1685 го­да рус­ские уже вновь бы­ли в Ал­ба­зине.

Про­шел год, кре­пость сно­ва бы­ла оса­жде­на ки­тай­ца­ми. На­ча­лась ге­ро­и­че­ская пя­ти­ме­сяч­ная обо­ро­на Ал­ба­зи­на — “Ал­ба­зин­ское си­де­ние”, за­ни­ма­ю­щее по­чет­ное ме­сто в ис­то­рии Рус­ской бо­е­вой сла­вы. Три­жды — в июле, сен­тяб­ре, ок­тяб­ре — бро­са­лись вой­ска богды­ха­на на штурм де­ре­вян­ных укреп­ле­ний. Ог­нен­ные стре­лы и рас­ка­лен­ные яд­ра гра­дом ле­те­ли на го­род. Бой был та­кой, что ни го­ро­да, ни его за­щит­ни­ков не вид­но бы­ло в ды­му и в огне. И все три ра­за незри­мый По­кров Бо­го­ро­ди­цы ограж­дал ал­ба­зин­цев от же­сто­ких вра­гов.

К де­каб­рю 1686 го­да, ко­гда ки­тай­цы, при­знав свое бес­си­лие, сня­ли оса­ду Ал­ба­зи­на, в го­ро­де из 826 его за­щит­ни­ков оста­ва­лось 150 че­ло­век.

Для про­дол­же­ния вой­ны с богды­ха­ном этих сил бы­ло недо­ста­точ­но. В ав­гу­сте 1690 го­да по­след­ние ка­за­ки во гла­ве с Ва­си­ли­ем Сми­рен­ни­ко­вым, од­ним из ге­ро­ев ал­ба­зин­ской обо­ро­ны, ушли из Ал­ба­зи­на. Ни кре­пость, ни ее свя­ты­ня не до­ста­лись вра­гу: укреп­ле­ния бы­ли сры­ты и уни­что­же­ны ка­за­ка­ми, Ал­ба­зин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла пе­ре­не­се­на в Сре­тенск, го­род на ре­ке Шил­ке, впа­да­ю­щей в Амур.

Но и по­сле ги­бе­ли Ал­ба­зи­на Бог су­дил его жи­те­лям вы­пол­нить еще од­но слу­же­ние на бла­го Церк­ви. Пре­кра­ще­ние во­ен­ных дей­ствий спо­соб­ство­ва­ло Бо­жи­им Про­мыс­лом уси­ле­нию бла­го­дат­но­го воз­дей­ствия Пра­во­сла­вия на на­ро­ды Даль­не­го Во­сто­ка. За го­ды вой­ны око­ло сот­ни рус­ских ка­за­ков и кре­стьян из Ал­ба­зи­на и его окрест­но­стей по­па­ли в плен и бы­ли от­ве­де­ны в Пе­кин. Богды­хан (им­пе­ра­тор) при­ка­зал да­же от­дать од­но из буд­дий­ских ка­пищ для устро­е­ния в ки­тай­ской сто­ли­це пра­во­слав­но­го хра­ма во имя Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. В 1695 го­ду мит­ро­по­лит То­боль­ский Иг­на­тий от­пра­вил в Со­фий­ский храм ан­ти­минс, ми­ро, бо­го­слу­жеб­ные кни­ги и цер­ков­ные со­су­ды. В по­сла­нии к плен­но­му свя­щен­ни­ку Мак­си­му, “про­по­вед­ни­ку Свя­то­го Еван­ге­лия в Ки­тай­ском цар­стве”, мит­ро­по­лит Иг­на­тий пи­сал: “Да не сму­ща­ет­ся, ни­же да оскорб­ля­ет­ся ду­ша твоя и всех плен­ных с то­бою о ва­шем та­ко­вом бед­ствии, ибо во­ле Бо­жи­ей кто про­ти­вить­ся мо­жет? А пле­не­ние ва­ше не без поль­зы ки­тай­ским жи­те­лям, так как свет Хри­сто­вой Пра­во­слав­ной ве­ры ва­ми им от­кры­ва­ет­ся”.

Ско­ро про­по­ведь Еван­ге­лия в ки­тай­ской им­пе­рии при­нес­ла пло­ды — по­яви­лись пер­вые кре­щен­ные ки­тай­цы. Рус­ская Цер­ковь рев­ност­но за­бо­ти­лась о но­вой пастве. Мит­ро­по­лит То­боль­ский, Свя­ти­тель Фило­фей, апо­стол Си­би­ри († 1727), пи­сал гра­мо­ты пе­кин­ско­му ду­хо­вен­ству и ве­ру­ю­щим, в 1715 го­ду при­бы­ла в Пе­кин Рус­ская Ду­хов­ная Мис­сия, непре­рыв­но про­дол­жав­шая с тех пор де­ло хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния языч­ни­ков в те­че­ние двух с по­ло­ви­ной сто­ле­тий до са­мо­го недав­не­го вре­ме­ни.

Про­шли го­ды, на­сту­пи­ла но­вая эпо­ха рус­ско­го осво­е­ния Аму­ра. В 1850 го­ду, в празд­ник Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са, 1 ав­гу­ста, ка­пи­та­ном Г. И. Невель­ским был под­нят рус­ский Ан­дре­ев­ский флаг в устье Аму­ра и ос­но­ван го­род Ни­ко­ла­евск-на-Аму­ре. Тру­да­ми ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра Во­сточ­ной Си­би­ри Н. Н. Му­ра­вье­ва-Амур­ско­го († 1881) и свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го Ин­но­кен­тия, ар­хи­епи­ско­па Кам­чат­ско­го († 1879, па­мять 31 мар­та), в ду­хов­ном окорм­ле­нии ко­то­ро­го на­хо­ди­лись При­аму­рье и При­мо­рье, в несколь­ко лет весь ле­вый бе­рег Аму­ра был за­стро­ен рус­ски­ми го­ро­да­ми, се­ла­ми и ка­за­чьи­ми ста­ни­ца­ми. Каж­дый год ста­но­вил­ся важ­ной сту­пе­нью в хо­зяй­ствен­ном осво­е­нии края, его хри­сти­ан­ском про­све­ще­нии и бла­го­устро­е­нии. За од­но ле­то 1857 го­да на бе­ре­гу Аму­ра бы­ло вы­стро­е­но пят­на­дцать ста­ниц и по­сел­ков (в том чис­ле боль­шие ста­ни­цы — Ал­ба­зин­ская на ме­сте древ­ней кре­по­сти и Ин­но­кен­ти­ев­ская, на­зван­ная так в честь Свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия), так­же за од­но ле­то 1858 го­да — бо­лее трид­ца­ти по­се­ле­ний, сре­ди них три го­ро­да — Ха­ба­ровск, Бла­го­ве­щенск, Со­фийск.

В мае 1858 го­да, в день Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Угод­ни­ка, в Усть-Зей­ский ка­за­чий пост при­бы­ли Н. Н. Му­ра­вьев-Амур­ский и ар­хи­епи­скоп Кам­чат­ский Ин­но­кен­тий. Свя­ти­те­лем Ин­но­кен­ти­ем был здесь за­ло­жен храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри — пер­вое зда­ние но­во­го го­ро­да. По име­ни хра­ма и го­род был на­зван Бла­го­ве­щен­ском — в па­мять о пер­вой по­бе­де над ки­тай­ца­ми в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния в 1652 го­ду и в па­мять о хра­ме Бла­го­ве­ще­ния в Ир­кут­ске, в ко­то­ром на­чи­нал свое свя­щен­но­слу­же­ние свя­ти­тель Ин­но­кен­тий, а так­же в озна­ме­но­ва­ние то­го, что “от­сю­да изой­дет бла­гая весть о вос­со­еди­не­нии При­амур­ско­го края с Рос­сий­ски­ми вла­де­ни­я­ми”. Но­вые пе­ре­се­лен­цы на пу­ти к Аму­ру, про­ез­жая через Сре­тенск, усерд­но при­но­си­ли мо­ле­ния Свя­той За­щит­ни­це При­аму­рья пред Ее чу­до­твор­ной Ал­ба­зин­ской ико­ной. Мо­лит­вы их бы­ли услы­ша­ны: Ай­гун­ский (1858 го­да) и Пе­кин­ский (1860 го­да) до­го­во­ры окон­ча­тель­но за­кре­пи­ли за Рос­си­ей ле­во­бе­ре­жье Аму­ра и При­мо­рье.

В 1868 го­ду епи­скоп Кам­чат­ский Ве­ни­а­мин Бла­го­нра­вов, пре­ем­ник свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия, пе­ре­нес свя­тую ико­ну из Сре­тен­ска в Бла­го­ве­щенск, вер­нув Амур­ско­му краю его слав­ную свя­ты­ню. Но­вый пе­ри­од в по­чи­та­нии Ал­ба­зин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри на­чал­ся с 1885 го­да и свя­зан с име­нем епи­ско­па Кам­чат­ско­го Гу­рия, ко­то­рый уста­но­вил еже­год­ное празд­но­ва­ние ей 9 мар­та и еже­не­дель­ное чте­ние ака­фи­ста с мо­леб­ным пе­ни­ем.

… Ле­том 1900 го­да, во вре­мя “Бок­сер­ско­го” вос­ста­ния в Ки­тае, вол­на мя­те­жа до­шла и до рус­ских ру­бе­жей. Ки­тай­ские вой­ска неожи­дан­но по­яви­лись на бе­ре­гу Аму­ра пе­ред мир­ным Бла­го­ве­щен­ском. Де­вят­на­дцать дней враг сто­ял пред без­за­щит­ным го­ро­дом, осы­пая его ар­тил­ле­рий­ским ог­нем, угро­жая втор­же­ни­ем на рус­ский бе­рег. Об­мелев­ший Амур об­лег­чал пе­ре­пра­ву про­тив­ни­ку. Но в Бла­го­ве­щен­ском хра­ме непре­стан­но шла служ­ба, чи­та­лись ака­фи­сты пред чу­до­твор­ной Ал­ба­зин­ской ико­ной. И По­кров Бо­жи­ей Ма­те­ри, как в дав­ние вре­ме­на ал­ба­зин­ских сра­же­ний, был про­стерт над го­ро­дом: не осме­лив­шись пе­рей­ти Амур, непри­я­тель ушел от Бла­го­ве­щен­ска. По рас­ска­зам са­мих ки­тай­цев, они ча­сто ви­де­ли в те дни, как по бе­ре­гу Аму­ра про­хо­ди­ла Свет­лая Жен­щи­на, вну­шав­шая им необо­ри­мый страх и ли­шав­шая их сна­ря­ды гу­би­тель­ной си­лы.

Бо­лее 300 лет охра­ня­ет амур­ские ру­бе­жи Рос­сии чу­до­твор­ная Ал­ба­зин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Пра­во­слав­ный на­род чтит ее не толь­ко как По­кро­ви­тель­ни­цу рус­ских во­и­нов, но и как По­мощ­ни­цу ма­те­рей. Ве­ру­ю­щие мо­лят­ся пред ико­ной за ма­те­рей во вре­мя их чре­во­но­ше­ния и ро­дов — “да­ру­ет бо Бо­го­ро­ди­ца вер­ным обиль­ные да­ры це­леб­ные от неис­то­ща­е­мо­го ис­точ­ни­ка свя­тыя ико­ны Ал­ба­зин­ския”.

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» – икона с Изображением Богородицы и Младенца Христа, считающаяся чудотворной, также называемая Защитницей Амура. Свое название берет от крепости Албазин, которую основал землепроходец Ерофей Хабаров в 1650 г. Сейчас на месте крепости стоит село Албазино.

икона слово плоть бысть

Где и кем икона была написана, доподлинно неизвестно. Специалисты определяют ее примерный возраст около 400 лет.

Часть названия «слово плоть бысть» – цитата из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).

Тип иконографии — Оранта, что означает Молящаяся. Албазинская икона изображает чревоношение Богомладенца. Ее выделяет особый образ изображения Приснодевы и Младенца в Утробе Матери.

История Албазинской иконы

День памяти: 22 марта

Крепость Албазин, с которой связано первое появление чудотворной иконы, после основания Хабаровым, остается предметом ожесточенных споров между русскими и китайцами. Последние пытаются завоевать ее и после серии набегов им это удается – крепость сжигают дотла.

Позже, уже в 1665 году, русские вновь обретают крепость и восстанавливают ее. Тогда лишь вера в заступничество Пресвятой Богородицы от язычников поддерживает людей. Старец Ермоген, основавший Усть-Киренский монастырь, желая укрепить дух солдат в непростое время, приходит в Албазин со святыми иконами — в их числе икона «слово плоть бысть», позже названная Албазинской. Оставшись там, в 1671 году Ермоген основывает рядом с Албазином один из первых мужских монастырей на Амуре, где чудотворная икона пребывает вплоть до 1680-х годов. Но набеги китайских войск продолжаются, и старец покинул обитель, ради сохранения Албазинской иконы икону перевозит ее в Сретенск.

Свое нынешнее место святыня получает, когда в 1865 году епископ Камчатский Вениамин (Благонравов) доставляет священную икону в Благовещенск, поместив ее в Кафедральный собор. Для святого образа специально изготовляют оклад из чистого серебра, в который бережно «одевают» святыню.

икона слово плоть бысть

Во время нашествия мора молитвы об исцелении и прекращении язвы икона являет чудо и разносится весть о чудотворности Албазинской иконы. Синод по просьбе епископа постановляет учредить крестный ход. Служатся молебны с чтением акафиста.

Тогда же официально выбирают день празднования святой иконы – 9/22 марта.

Начиная с 1900-х годов, ежегодно, Албазинская икона стала совершает торжественный крестный ход по всему Дальнему Востоку – ее путь сопровождают торжественные крестные ходы. Самые трудоемкие участки пути святую икону перевозят пароходом и поездом. За несколько месяцев святыня успевает побывать в многих населенных пунктах.

В 1916 году иконом Божией Матери «Слово плоть бысть» освящают Амурский мост, входящий в Транссибирскую железнодорожную магистраль. На открытии моста проводят молебен.

В 1924 Благовещенский Собор сносят, и чудотворную икону чудом спасают в Ильинской часовне. Позже, в 38-м ее изымают в Амурский Областной Краеведческий музей.

икона слово плоть бысть

И лишь в 1991 году святыню наконец возвращают в лоно православной Церкви. Албазинская икона Божией Матери «Слово Плоть Бысть» находится в городе Благовещенске, в Благовещенской церкви, где пребывает и поныне.

Существует предание, что во время осады китайскими войсками Благовещенска в 1900 году китайцы видели Белую Женщину с ребенком на руках и прекращали огонь.

Албазинскую чудотворную икону почитают как Помощницу Матерей – перед ней обычно молятся о благополучной беременности и родах.

Молитва к Божией Матери перед Ея иконой Албазинской «Слово плоть бысть»

Богоро́дице Де́во, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, Засту́пнице ро́да христиа́нскаго! Пред чудотво́рною ико́ною Твое́ю предстоя́ше, отцы́ на́ши моли́ша Тя, да яви́ши покро́в Твой и заступле́ние стране́ Приаму́рстей. Те́мже и мы ны́не мо́лим Тя: град наш и страну́ сию от нахожде́ния иноплеме́нных соблюди́ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́. Да́руй ми́рови мир, земли́ плодо́в изоби́лие; сохрани́ во святы́ни па́стырей на́ших, во святы́х хра́мех тружда́ющихся: осени́ вседержа́вным покро́вом Твои́м строи́телей и благотвори́телей их. Утверди́ в правове́рии и единомы́слии бра́тий на́ших: заблу́ждших же и отсту́пльших от правосла́вныя ве́ры вразуми́ и соедини́ Святе́й Це́ркви Сы́на Твоего́. Бу́ди всем притека́ющым к чудотво́рней ико́не Твое́й покро́в, утеше́ние и приста́нище от вся́ких зол, бед и обстоя́ний, Ты бо еси больны́х исцеле́ние, скорбя́щих утеше́ние, заблу́дших исправле́ние и вразумле́ние. Прии́ми моле́ния на́ша и вознеси́ я ко Престо́лу Всевы́шняго, яко да твои́м предста́тельством соблюда́еми и покро́вом Твои́м осеня́еми, просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(

оценок, среднее:

из 5)

икона слово плоть бысть

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» — почитаемая в Русской церкви икона Богородицы, святыня русского Приамурья. Время и место её явления неизвестны. Своё название она получила от крепости Албазин (ныне — село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году Ерофеем Хабаровым. Второй частью названия служат слова из Евангелия от Иоанна «И слово плоть бысть» («И слово стало плотью») (Ин. 1:14).

Иконография

По иконографическому типу этот образ ближе всего к иконам «Оранта» (в русской традиции «Знамение»). Он отмечается особым написанием фигуры Младенца, подчеркивающим его пребывание во чреве Матери, где Слово-Логос и стало плотью, вочеловечившись в благодатном чреве Приснодевы. Именно изображение на иконе «чревоношения» привело к тому, что среди православных христиан укоренился обычай молиться перед нею за будущих матерей.

История

Крепость Албазин была основана на Амуре в 1651 году русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте «городка» даурского князя Албазы. В дальнейшем эта крепость неоднократно подвергалась нападениям войск китайского богдыхана. В 1658 году китайцы захватили Албазин и сожгли его. Однако, в 1665 году русские вернулись и восстановили крепость. Священноинок Ермоген, пришедший вместе с другими духовными лицами из Усть-Киренского Свято-Троицкого монастыря, принёс с собой благословение возрождённому краю — чудотворную икону «Слово плоть бысть», именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году священноинок Ермоген основал невдалеке от Албазина мужской монастырь во имя Всемилостивого Спаса, где и пребывала икона.

Русская православная церковь активно действовала на Дальнем Востоке, обращая в православие местных жителей. Однако, непрекращающиеся набеги китайцев вынудили русских оставить Албазин. В 1690 году казаки ушли из поселения, срыв и уничтожив укрепления и перенеся чудотворную икону в Сретенск. Икона оставалась там до 1860 года, когда епископ Камчатский Вениамин (Благонравов), преемник святителя Иннокентия, перенес её в Благовещенск, в кафедральный собор Успения Божией Матери. Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный город».

С 1902 года ежегодно, после второго дня Святой Троицы, Албазинская икона совершала длительный путь по Дальнему Востоку. От кафедрального собора до Зейской переправы её торжественно провожали соединённые крестные ходы от всех церквей во главе с епископом, затем на специальном пароходе вниз по Амуру икона двигалась до Николаевска-на-Амуре, вверх по притокам Амура и на остров Сахалин; примерно через 2 месяца Албазинская икона возвращалась в Благовещенск.

В 1885 году епископ Камчатский Гурий установил ей ежегодное празднование 9 (22) марта и еженедельное чтение акафиста с молебным пением, после того как икона явила новые чудеса во время эпидемии моровой язвы.

Летом 1900 года во время Боксёрского восстания китайцы вновь осадили Благовещенск. Все время девятнадцатидневной осады в Благовещенском храме непрерывно шла служба и читались акафисты. По преданию, заступничество Богородицы помогло отогнать неприятеля от города. По легенде китайские солдаты часто видели женщину в белом с ребёнком на руках, шедшую по берегам Амура и внушающую им страх и жалость.

В 1916 году этой иконой был освящён Амурский железнодорожный мост имени наследника-цесаревича Алексея Николаевича, завершая строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.

В 1924 году кафедральный собор Благовещенска сгорел. Православные перенесли спасённую от огня икону в Пророко-Ильинскую церковь. В 1938 году святыня была передана в городской музей. В 1991 году икона была возвращена в церковь. В 2002 году в мастерских художественно-производственного предприятия «Софрино» города Москвы была произведена полная реставрация иконы.

По инициативе епископа Гавриила (Стеблюченко) была возобновлена традиция крестных ходов с иконой по Дальнему Востоку из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре на теплоходе «Миклухо-Маклай». В конце апреля 2000 года чудотворный образ на военном самолёте совершил путешествие на Сахалин; 1 мая икона была отправлена в специальном вагоне поезда из Благовещенска в Москву, где с 7 по 13 мая находилась в мужском Сретенском монастыре; на обратном пути посетила Иркутск и Читу. В октябре 2003 года икона была перенесена в новый Благовещенский кафедральный собор.

Хабаровский список

В январе 1897 года купец Василий Плюснин пожертвовал список иконы «Слово плоть бысть» хабаровскому собору Успения Божией Матери.

В 1930-е годы собор был закрыт и разрушен. Икона в связи с её высокой историко-художественной ценностью была помещена в запасник краеведческого музея. В сентябре 1999 года Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова передал икону Хабаровской епархии Русской православной церкви. 18 сентября крестным ходом её перенесли в кафедральный Христорождественский собор, а в 2002 году, после воссоздания на историческом месте Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери список иконы перенесли на её историческое место.

Слушай также

  • Акафист Албазинской иконе Божией Матери

Примечания

Ссылки

  • Албазинская икона Божией Матери // Православная энциклопедия
  • Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» на сайте Православие.Ru
  • Артемьев А. Р. Икона Албазинской Божьей Матери.
  • Постников В. В. Русская икона и образ Албазинской Богородицы (вопросы иконографии и истории)

Литература

  • Беляков А. О., Воронина А. С., Завадская Е. А. и др. Народы и религии Приамурья. Коллективная монография / под ред. А. П. Забияко. — Благовещенск, 2017. — 424 с. — ISBN 978-5-93493-272-6.

Иконография Албазинской иконы

  • Время написания

    Точное время, место и обстоятельства создания Албазинской иконы неизвестны. По оценкам исследователей, она была написана в начале XVII в. — т.е. ей около 400 лет.

  • Техника написания

    Икона писана темперными (пигментными) красками по левкасу – специальному меловому грунту, нанесенному на деревянную доску. Размер доски — 67,5х73,5, толщина – от 2,2 до 3,1 см.

  • Иконография

    Иконографический тип – Оранта («Молящаяся»), разновидность – Знáмение. Сюжет иконы — чревоношение Богомладенца.

  • Богословское содержание

    Первое название Албазинской иконы, «Слово плоть бысть», — цитата из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).

«Слово» – это одно из имен Бога Сына, Мессии, Христа. Образ, исторически связанный с рождением Приамурья как русской земли, свидетельствует о самом важном событии в истории человечества – Рождении Творца и Спасителя Мира от Пречистой Девы.

Богомладенец Иисус на иконе в левой руке держит свиток – еще один символ Слова. Правой – благословляет смотрящих на Него людей, ради которых Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:7).

Албазинская икона – в первую очередь, о Боговоплощении. А еще – о том, что подвиг Божией Матери вознес Ее выше херувимов и серафимов, и о том, что Она – Заступница людей, расстилающая над ними Свой Богоматеринский Покров.

История Албазинской иконыикона слово плоть бысть

Первое упоминание чудотворного образа связано с именем основателя Усть-Киренского монастыря иеромонаха Ермогена.

Отряд беглого приказчика Никифора Черниговского, в составе которого был «черный поп Ермоген», прибыл в заброшенный Албазинский острог зимой. Это мог быть ноябрь-декабрь 1665 г. или январь 1666 г. С собой старец принес три чтимых иконы – Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного и Божией Матери «Слово плоть бысть».

В 17 км от Албазина была основана Спасская пустынь, первый мужской монастырь на Амуре. Икона Божией Матери была перенесена туда, когда все постройки вокруг острога, включая монастырские, были сожжены маньчжурами.

По приказу китайского императора, летом его войска должны были уничтожить хлеба русских, чтобы лишить Албазин провианта. Однако маньчжуры не выполнили это указание.

По преданию, они видели на полях Белую Жену на белом коне, которая «шибко топтала, топтала» их ряды, не подпуская сжечь посевы.

В июне маньчжуры осадили Албазин и попытались взять крепость штурмом. Русские понесли большие потери, положение было безнадежным. По настоянию иеромонаха Ермогена, воевода Алексей Толбузин пошел на переговоры и сдал крепость под условием свободного пропуска всех ее обитателей в Нерчинск.

Иеромонах Ермоген вместе с чудотворной Богородичной иконой ушел обратно в основанный им Усть-Киренский монастырь.

Историческое описание Киренского монастыря, опубликованное в 1841 г., утверждает, что, покинув Албазин, старец Ермоген оставил Албазинскую икону в Сретенске. Однако это поселение появилось на карте под именем Нижний или Новый острог только в 1689 г.

Из-за этого несовпадения некоторые исследователи предполагают, что какое-то время чудотворный образ мог находиться в Нерчинске – как минимум, до 1734 г., когда в Сретенске появилась церковь.

В мае в Шилкинском заводе перед Албазинской иконой Божией Матери служили молебен накануне первого сплава казачьих войск по Амуру.
Об этом в своих записках пишет один из участников сплава, секретарь генерал-губернатора Николая Муравьева Николай Свербеев: «На берегу на поляне стоял небольшой стол, покрытый скатертью, на нем — икона Божьей Матери (из Албазина), которою местный священник благословил нас».

8 июля икона «Слово плоть бысть» была привезена Преосвященным Вениамином (Благонравовым) в Благовещенск и помещена в кафедральном соборе на набережной Амура. Новый архиерей Камчатской, Курильской и Благовещенской епархии одел чтимый образ в серебряную ризу.

Икону епископу Вениамину перед его отбытием в Амурскую область поднесли священник Сретенской церкви Симеон Стуков и казаки забайкальского войска, «чтобы она снова возвратилась в ту местность, откуда угнетение язычников заставило ее более ста лет находиться под защитою здешнего (Сретенского) православного прихода».

В мае Благовещенск впервые посетил представитель царской фамилии. Великий князь Алексей Александрович побывал в Благовещенском кафедральном соборе, где приложился к иконам Спасителя и Божией Матери (тогда она еще не называлась Албазинской).

Поздравляя бывшего Преосвященного Камчатского Вениамина с 25-летием служения в архиерейском сане, почетные жители Благовещенска и Хабаровска в своем адресе написали следующее:

«Залог Вашей любви к , в дарованной Вами в благословение Албазинской иконе Божией Матери, знаменитой по древности по присущей ей благодати Божией, обильно открывающейся в душевных утешениях молящихся пред нею и особенно в получении облегчения и исцеления от многоразличных болезней, составляет для нее многоценное сокровище.

Посему благодарное воспоминание о Вас в Камчатской епархии, особенно в Благовещенске, будет сохраняться во веки верков при теплых сердечных молитвах верующих перед этою святыней».

В июле на Благовещенскую кафедру был назначен новый епископ – Гурий (Буртасовский).

Осенью 1885 г. он положил начало еженедельному чтению акафиста перед чудотворной Албазинской иконой Богоматери. Оно совершалось каждое воскресенье в 16 часов.

Преосвященный Гурий также учредил дату епархиального праздника в честь Албазинской иконы – 9/22 марта. Впервые его отметили в 1886 г., на всенощном бдении архиерей рассказывал благовещенцам о славной истории и чудесах чтимого образа.

По свидетельству архиерея, после установления почитания иконы в Благовещенске и его окрестностях прекратились эпидемии дифтерита и скарлатины.

17 июня перед Албазинской святыней в Благовещенском кафедральном соборе молился последний русский самодержец, тогда еще цесаревич Николай Александрович Романов. Как писали местные газеты, в дар иконе он преподнес

«в сафьяновом футляре изящную сребропозлащенную лампаду с эмалевыми разных цветов просветами».

В этом же году в Благовещенске была выпущена брошюра «Албазинская икона Божией Матери» с историческими сведениями о ней.

После чудес, явленных по молитвам у Албазинского образа во время поразившей Благовещенск эпидемии язвы, епископ Макарий (Дарский) обратился в Святейший Правительствующий Синод с просьбой утвердить дату праздника в честь иконы и ее название «Албазинская», а также разрешить совершать крестные ходы со святыней – для способствования большей ее славе.

Резолюция Синода №2338 от 22 августа 1895 г. официально закрепила дату праздника в честь Албазинской иконы Божией Матери 9/22 марта и ее наименование в общецерковном месяцеслове.

По просьбам жителей Зазейского края, которые желали поблагодарить Божию Матерь за заступничество во время нападения китайцев в 1900 г., епископ Никодим (Боков) благословил изнесение чудотворной Албазинской иконы, «драгоценного и священного залога милости Богородицы», в Ивановку, Черемхово и соседние с ними деревни с 14 июня по 1 июля.

Путешествие чтимого образа по селениям было настолько востребовано амурчанами, что сразу стало ежегодным. 3 сентября 1904 г. Святейший Синод утвердил обнесение иконы уже по 93 населенным пунктам.

Святыня отсутствовала в Благовещенске 4,5 месяца. Маршрут ее следования по Приамурью был различен – в один год она объезжала территорию современной Еврейской автономной области, Хабаровского и Уссурийского края, в следующий – все районы Амурской области, включая самые трудодоступные северные селения. Этот путь Албазинская святыня преодолевала на пароходах, поездах и повозках в сопровождении, как минимум, двух священников – одного благовещенского и одного местного.

С 1907 г. по рекомендации епископа Владимира (Благоразумова) в «Благовещенских епархиальных ведомостях» начали печатать маршрут ее следования с датами прибытия святыни в разные населенные пункты.

21 марта епископ Евгений (Бережков) предложил съезду духовенства Благовещенской епархии совершить после праздника Албазинской иконы Божией Матери недельный крестный ход по городу с обнесением всех его районов и посещением всех церквей. Идею архиерея горячо поддержали и священники, и простые верующие.

После первого удачного опыта малое изнесение чудотворного образа тоже решили сделать ежегодным — «для объединения всего православного населения города в чувствах достойного чествования и прославления местной святыни, для собственного его религиозного воодушевления, в память милости Божией Матери к населению города и области, явленной в 1911 г. в факте предотвращения от него страшной болезни чумы».

Традиция прервалась в 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны.

В октябре, по просьбам строителей Транссибирской магистрали, завершавшим свой 25-летний труд, Албазинскую икону Божией Матери доставили в Хабаровск. Перед ней, прямо на железнодорожных путях, служили молебен на открытие Амурского моста, последнего объекта Транссиба.

На тот момент этот мост был самым длинным в Европе и одним из самых совершенных. Конструкция его пролета на Всемирной выставке в Париже удостоилась золотой медали – такую же награду получила, например, Эйфелева башня.

В 1920 г. чудо инженерной мысли во время нападения японцев взорвали отступающие русские партизаны. После победы на Дальнем Востоке советской власти «царский» мост долго пытались починить. Сквозное движение по нему вновь открылось 22 марта 1925 г. – в праздник Албазинской иконы Божией Матери.

По данным протоиерея Михаила Польского, автора книги «Новые мученики Российские» (1949 г.), в ночь на 12 июля 1924 года неизвестные подожгли Благовещенский кафедральный собор.

До начала пожара из храма были вынесены все ценности – в том числе чудотворный Албазинский образ. Он был перенесен в Пророко-Ильинскую церковь в Забурхановской слободе (сейчас район ул. Забурхановской-Шевченко), которая тогда принадлежала обновленцам.

10 мая Албазинская икона в числе других предметов церковного обихода, изъятых при закрытии Илиинской церкви, передана в Амурский областной краеведческий музей. В 1941 г. хранитель музея Георгий Новиков-Даурский впервые фиксирует внешний вид старинного образа в Книге поступлений: «Икона Албазинская «Слово плоть бысть» в окладе, писана на холсте, наклеенном на дерево, покрыта стеклом и серебряной ризой с камнями (69 и 72 мелких)».

2 апреля с разрешения властей в Благовещенске в здании бывшего римо-католического костела Преображения Господня открылся православный приход. Его настоятель, протоиерей Иоанн Дувалкин, попросил передать общине имущество бывшей Ильинской церкви для совершения богослужений.

Областной музей вернул православным 72 предмета из 73 – всё, кроме чудотворного Албазинского образа, объяснив это тем, что икона «была нарисована 90 лет назад, т.е. когда начинал строиться г. Благовещенск» и потому представляет историческую ценность.

18 сентября настоятель Благовещенской православной церкви, протоиерей Валентин Полищук, снова обратился к властям с просьбой вернуть амурской Церкви ее главную святыню. Под письмом на имя председателя областного совета народных депутатов Анатолия Белоногова подписались 5127 амурчан.

17 ноября 1991 г. Албазинскую икону Божией Матери крестным ходом перенесли из областного музея в храм по ул. Горького. Такое массовое молитвенное шествие по городу с чудотворным образом совершалось также в 1993 и 1994 году – по просьбе губернатора Альберта Кривченко.

8 августа 1992 года Албазинская икона впервые в новейшей истории Приамурья приехала в Албазино – проводить в последний путь защитников старинной крепости.

Проводя раскопки на месте исторического казачьего острога, археолог Александр Артемьев, проводивший раскопки острога, обнаружил в одной из землянок останки 57 человек, в том числе детей. Не дожидаясь окончания работы экспедиции, ученый обратился к епископу Хабаровскому и Благовещенскому Иннокентию с просьбой прислать священника и похоронить найденных албазинцев по православному обряду — в присутствии Албазинской святыни.

Города, в которых Албазинская икона побывала в начале XXI в.

В начале июня после многочисленных просьб и пожеланий прихожан, жителей города и области возобновилось еженедельное чтение акафиста перед Албазинской иконой Божией Матери. Служба совершалась по воскресеньям в 18 часов.

С ноября 2011 года, по благословению епископа Лукиана (Куценко), молебен у чудотворного образа служится собором духовенства по пятницам в 7 часов.

В год празднования 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия Московского в Приамурье была возрождена традиция больших изнесений Албазинской иконы.

С 25 мая по 9 июня святыня путешествовала на теплоходе от Благовещенска до Николаевска-на-Амуре. В паломнической поездке приняли участие делегаты двух епархий — Благовещенской и Хабаровской, которые до революции составляли одну каноническую территорию.

24 сентября 1999 г. Албазинская икона Божией Матери побывала в Зее по случаю 120-летия города.

С 25 по 29 сентября архиепископ Гавриил (Стеблюченко) совершил паломничество со святыней на Сахалин на военном самолете Дальней Авиации. Визит был приурочен к освящению Воскресенского кафедрального собора. За несколько дней чудотворная икона побывала почти во всех приходах Южно-Сахалинской епархии.

В марте, в год 2000-летия Рождества Христова, Албазинская икона несколько дней путешествовала в спецвагоне по БАМу.

После Пасхи образ отправился в Москву. В дороге ее сопровождали священники Благовещенской епархии и несколько паломников. 7 мая святыня была торжественно принесена в Сретенский монастырь.

За неделю пребывания в столице к чтимому образу Божией Матери с Дальнего Востока пришли тысячи православных верующих. Особенно много среди них было беременных женщин.

12 декабря 2000 года, по случаю 350-летия со дня основания Албазинского острога, икона «Слово плоть бысть» вместе с большой группой паломников вновь побывала в Албазино.

В Албазинском храме-часовне, построенном вблизи места захоронения останков защитников крепости, совершалась Божественная литургия, а затем – молебен перед святыней.

В июне в Благовещенске прошел первый Всероссийский фестиваль телевизионных и радиопрограмм «Слово Плоть Бысть», названный по имени Албазинской иконы Божией Матери. Мероприятие организовали по предложению ГТРК «Амур» и при поддержке Благовещенской епархии.

В конкурсе приняли участие 23 региональные и 6 городских телерадиокомпаний России, в том числе – из Архангельска, Барнаула, Иркутска и Уфы. Они представили на суд жюри 29 телевизионных и 46 радиопередач на духовную тематику.

Этот фестиваль проводился потом еще дважды – в 2002 и 2004 гг.

30 июня Албазинская икона в сопровождении архидиакона Елевферия (Скиба) отправилась в Подмосковье, в мастерские художественно-производственного предприятия «Софрино». Чудотворную святыню ожидала реставрация живописного слоя и серебряной ризы. На эти работы верующие Амурской области всего за несколько недель собрали почти полмиллиона рублей.

4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, обновленный образ вернулся в Благовещенский храм по ул. Горького.

В сентябре Албазинская икона впервые побывала на Колыме, в г. Магадан. Амурчане приехали к магаданцам с подарком – мерным списком чудотворного образа в ризе. Такой же список в 2003 г. попросили прислать им прихожане Спасского храма г. Киренска.

12 октября святыню крестным ходом перенесли в новопостроенный Благовещенский кафедральный собор на Релочном, 15. Проводить чудотворный образ на новое место пребывания приехали священники с 11 приходов епархии.

В июле на средства меценатов тиражом 1000 экземпляров издана книга иеромонаха Игнатия (Чигвинцева) «Албазинская святыня» — самый объемный и подробный труд об истории чудотворной иконы, имеющийся на сегодняшний день.

Материал для этой книги священник собирал более 5 лет.

23 июня 2005 года в Благовещенск помолиться перед Албазинской иконой впервые приехали православные китайцы – потомки албазинских казаков, служивших в Пекине.

В июле по благословению архиепископа Гавриила (Стеблюченко), духовенство епархии совершило малый миссионерский сплав с чудотворным образом по Амуру. За три дня Албазинская икона побывала в двух приграничных селах – Поярково и Константиновке.

12 сентября главную дальневосточную святыню пригласили в Читинскую епархию – на освящение новопостроенного Казанского кафедрального собора.

4 ноября, в День народного единства, Албазинская икона возглавила «большой» крестный ход в Благовещенске.

Верующие с молитвой прошли от кафедрального собора по улице Комсомольской до площади Ленина, затем по Ленина до Театральной, по Театральной до Магистральной, по Магистральной до Игнатьевского шоссе, а оттуда – до улицы Мухина, обратно к собору. На четырех остановках крестного хода совершался краткий молебен и читалось Святое Евангелие. Продлилось шествие около четырех часов.

Такой масштабный крестный ход вокруг областной столицы с участием духовенства и мирян епархии проводился также в 2010 г.

Со 2 по 7 сентября Албазинская икона принимала участие в большом миссионерском путешествии по территории Дальнего Востока, организованном при поддержке министерства культуры и архивного дела Амурской области.

В год 65-летнего юбилея окончания Великой Отечественной войны святыня побывала сразу в трех епархиях – Хабаровской, Владивостокской и Южно-Сахалинской.

В июне 2012 года у Благовещенской епархии появилась собственная официальная награда – медаль Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть» трех степеней. Ее проект по представлению епископа Лукиана (Куценко) был утвержден Московской Патриархией.

Медалью с изображением святыни сейчас награждают священников, тружеников храмов и мирян, которые сделали особый вклад в укрепление духовно-нравственных традиций, развитие социального служения Церкви, отличились в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности или активно участвовали в восстановлении святынь, миссионерских, благотворительных и просветительских трудах на епархиальном уровне.

С 17 по 24 сентября Албазинская икона впервые гостила в Биробиджанской епархии – по случаю празднования ее 10-летия.

В течение недели чудотворный образ побывал не только в столице Еврейской автономной области, но и во многих сельских приходах.

В марте 2015 года, по предложению епископа Лукиана (Куценко), депутаты Законодательного собрания включили праздник Албазинской иконы Божией Матери в число официальных памятных дат Амурской области.

Они назвали чудотворный образ символом единства всех жителей Приамурья. Отмечается этот праздник также 22 марта.

В 2016 году Амурская область широко отметила 350-летие пребывания на дальневосточной земле Албазинской иконы Божией Матери.

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here