Из чего состоит литургия

Детально: из чего состоит литургия - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Литургия – это главное христианское богослужение, во время которого происходит главное таинство – Евхаристия: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы. Перед началом службы прихожане пишут записки о живых и уже ушедших в мир иной. Этот обычай хорошо известен невоцерковленным людям, но смысл его часто остается «за кадром». Суть в том, что во время службы верующим предоставляется возможность несколько раз помянуть своих сродников и друзей, и записки – это одна из таких возможностей.

Служба начинается с чтения Часов — краткого богослужения, молитвенно освещающего определенное время суток (с шести часов утра до шести часов вечера). Пока чтец и прихожане молятся, священник совершает проскомидию. Это первая часть Литургии, состоящей из трех: Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.

Проскомидия — подготовительная часть перед началом Литургии. На ней заготавливаются Хлеб и Вино, которые потом по молитвам священника претворятся в Тело и Кровь Христову. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено Таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина. Кроме этого, читаются молитвы за живых и мертвых (как раз тех, что упомянуты в записках). Из просфоры (хлеба, который употребляется для Таинства) вынимаются частицы, которые символизируют членов Церкви. Просфора выпекается из пшеничного квасного хлеба и обязательно должна быть составлена из двух частей (образ двух природ в Иисусе Христе – человеческой и божественной). Она символизирует тот хлеб, который Христос разделил между своими учениками на Тайной вечере. Вино (красное, без всяких добавок) смешивается с водой в знак воспоминания, что из раны Спасителя на Кресте излилась кровь и вода. Просфор используется пять, в знак памяти о чуде насыщения пятью хлебами, которое сотворил Христос. Первая просфора – Агничная. После чтения перед Закрытыми Вратами определенных молитв и облачения в священные одежды, священник чертит на ней копием изображение креста , вырезает середину (Агнец) и кладет на дискос (круглое блюдо). Затем священник надрезает Агнец с нижней стороны и протыкает его с правой стороны копием. После вино смешается с водой. Вторую просфору называют Богородичной, потому что из нее вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Третья в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников и всех, угодивших Богу. Из четвертой и пятой просфор вынимаются частицы за живых и мертвых. Вынутые частицы раскладываются на дискосе рядом с Агнцем. Священник ставит на дискос звездицу, покрывает его и чашу покровами, а затем все вместе большим покровом (воздухом). Незадолго до окончания чтения Часов, священник выходит из алтаря с кадилом для того, чтобы совершить каждение храма. Каждение является неотъем­лемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых — благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего.

Часы прочитаны, начинается Литургия оглашенных. Свое название она получила потому, что на ней могли присутствовать не только члены Церкви, но и те, кто только готовился принять Крещение. С благословения иерея дьякон с амвона провозглашает начало службы. Священник гласом прославляет Святую Троицу, хор попеременно то левым, то правым хором (антифонно) поет псалмы, произносится Великия ектения (прощение у Бога милости и благ). По окончанию пения священник вместе с дьяконом , у которого в руках напрестольное Евангелие, выходят на амвон. Символическими действиями дьякон напоминает верующим, что сейчас они услышат святое Евангелие и поэтому должны стоять прямо (об этом напоминает возглас — «Премудрость, прости (прямо)). Так совершается Малый вход, обозначающий выход Иисуса Христа на проповедь — каждое обрядовое действие в Церкви глубоко символично и несет в себе глубокий смысл. После чтения Апостола и Евангелия совершается сугубая ектения, и это вторая возможность, когда можно помолиться за тех, кто нам дорог. Далее возносится ектения об оглашенных, и в древности, после этого все некрещеные удалялись из храмов. Сейчас же эта традиция не соблюдается.

Начинается Литургия верных. Дары с жертвенника переносятся на престол. Священник втайне молится, чтобы Господь сделал его достойным совершать это великое Таинство. В это время хор поет песнопение, которое называется Херувимская песнь. Потом священник, неся перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и произносит молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После чего они совершают Великий вход в алтарь.

Раздается призыв возлюбить Святую Троицу, и верующие поют «Символ веры», которые напоминает о том, в чем состоит надежда и упование Церкви. Затем начинается «Святое Возношение». Верующие кланяются, благодарят Господа за все его блага и милость Его. Священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Своего Святого Духа на людей в церкви и на Предложенные Дары. Также возносятся молитвы, чтобы верующие укрепились в добре, чтобы Бог позволил им обращаться к Себе со своими нуждами. Вслух священник благословляют присутствующих, и начинается просительная ектения. Поется молитва «Отче наш» всеми присутствующими.

Диакон опоясывается орарем, возглашает «Вонмем», и завеса Царских Врат задергивается, тем самым напоминая о камне, который был привален ко Гробу Господню. Священник, поднимая Святой Агнец, возглашает «Святая — святым». Верующие отвечают : «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», тем самым сознавая свое недостоинство.

Первыми причащаются священнослужители. Священник разламывает Агнец на четыре части: часть с надписью “IC” опускается в чашу, затем туда же наливается горячая вода (теплота). Другая часть с надписью “ХС” — для причастия священнослужителей, части с надписями “NI” и “КА” — для мирян.

Пока причащаются священнослужители, поется так называемый Запричастный канон. Наконец открываются Царские врата. Выходит священник с Чашей в руках, произносит особую молитву, причастники подходят, сложа руки крестообразно на груди и называя свое имя. После Причащения верующим дают запивку (вино, смешанное с горячей водой). Это нужно для того, чтобы во рту не остались частички Святых Даров. Священник заносит чашу в алтарь и опускает в нее частицы из принесенных просфор с молитвой, чтобы Господь омыл грехи всех, кто поминался на Литургии. Это последний раз, когда мы можем молитвенно помянуть своих сродников и братьев и сестер по вере. Совершается Отпуст, верующие подходят и целуют крест в руках священника. Желательно провести остаток дня благоговейно, храня полученную благодать и памятуя о Боге.

Эксперт + Богослов   + Спортивный обозреватель

553 подписчика

Спросить

Божественная литургия является главным богослужением христианской Церкви. Она венчает собой весь суточный круг богослужения. За литургией происходит великое таинство – хлеб и вино чудесным образом становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

из чего состоит литургия

Первой частью литургии считается проскомидия. Она совершается священнослужителем в алтаре приблизительно за полчаса до начала торжественной части литургии. В это время читаются в храме определенные краткие богослужебные тексты из последования часов (третьего и шестого). Священник в алтаре за проскомидией готовит вещество к таинству евхаристии (причастия). Он предуготовляет хлеб и вино. Это сопровождается определенными молитвословиями с поминанием чинов святых христианской Церкви. Также священник вынимает частицы из просфор (хлебы, используемые на литургии) за здравие и упокой людей.

Литургия начинается возгласом священника «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». После этого произносится ектенья с определенными прошениями и поются хором антифоны изобразительные (102, 145 псалмы, заповеди блаженств – по воскресеньям и праздникам), праздничные (три кратких антифона, посвященных двунадесятому празднику) или вседневные (три антифона, исполняемые в будние дни). На литургии оглашенных читаются отрывки из Апостола и Евангелия, поминаются записки о здравии и упокоении. На этой части литургии могут присутствовать оглашенные (то есть те, кто не просвещен светом христианской веры). В древней Церкви после завершения литургии оглашенных, некрещенные выходили из храма. В настоящее время такой практики не наблюдается. Литургия оглашенных заканчивается словами ектеньи о том, чтобы оглашенные вышли из храма, далее упоминаются верные (крещенные люди).

Главная часть литургии. На ней совершается перенос святых даров (пока еще хлеба и вина) с жертвенника на престол при пении хором Херувимской песни. Главными частями этой части литургии служат Символ веры и евхаристический канон, на котором совершается таинство евхаристии. Канон обычно называется «Милость мира». Первыми подготовительными словами к евхаристическому канону являются: «Милость мира, жертву хваления». Это возвещение о том, что в храме начинает приноситься безкровная жертва. Евхаристический канон самая важная часть всей литургии. На литургии верных также поется песнопение Богородице «Достойно есть» и «Отче наш». В конце литургии верующие причащаются святых Христовых таин.

Из каких частей состоит божественная литургия

(Последовательность литургии … из «Практический справочник по Православию» Автор: Исмаилова С. (сост. ))

Что такое литургия? Последовательность литургии.

Последовательность литургии – это главное церковное богослужение, во время которого совершается таинство причащения. Его смысл — причащение людей Тела и Крови Христовых (Святых Даров), в которые во время данного таинства преображаются вино и хлеб.
Литургия — общецерковное дело, в ней участвуют крещёные православные христиане, пришедшие в храм. Они — не пассивные зрители, а молятся вместе со священнослужителями. (Но первые разы можно побыть и «зрителем» , чтобы научиться правильно вести себя во время этой церковной службы).

Служба литургия состоит из 3 этапов, следующих один за другим без перерыва. Последовательность литургии

Последовательность литургии

Проскомидия (от греч. «приношение») — по сути, жертвоприношение: приготовление особым способом хлеба и вина для таинства Причащения.

Литургия оглашенных — подготовка собравшихся в храме к молитвенному участию и совершении Бескровной Жертвы. Тут участвую и православные (крещеные). Кто такие оглашенные? Оглашенные — готовящиеся принять крещение, а также кающиеся на какое-то время отлученные от причастия.

Литургия верных — совершение Бескровной Жертвы. В ветхозаветные времена жертву приносили кровью животных (ягнят, голубей и др.). Затем жертву Своем кровью принес Христос на Кресте. В воспоминание об этой жертве Церковь приносит Жертву Бескровную. Это хлеб и вино, которые под действием Святого Духа становятся Телом и Кровью Христа. Ими пригашаются верные (крещёные христиане), в древности на этом этапе службы кающиеся и отлученные от причастия в храме не присутствовали.

Виды (чины) литургии. Чем отличаются разные литургии?

•          Литургия Иоанна Златоуста — может совершатся во все дни года, кроме будничных дней Великого поста.

  • Литургия Василия Великого — совершается 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти святого Василий Великого 14 (1) января, в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу.
  • Литургия Преждеосвящённых Даров — Проводится по средам и пятницам Великого поста. На ней верующие причащаются освящёнными прежде (в воскресенье) Святыми Дарами — Телом и Кровью Христа (откуда название «преждеосвященных».)

Когда в храмах и монастырях совершается литургия?

В Православном Церкви Божественная литургия совершается почти во все дни года (за исключением понедельников, вторников и четвергов Великого поста). Начинается обычно утром: в зависимости от порядка, принятого в том или ином храме (монастыре), в 7—10 ч утра. Её продолжительность —в среднем около 2 ч. В праздники Рождества Христова и Пасхи литургию служат ночью.

Как называются церковные предметы, которыми причащают: чаша, ложечка и т.д.?

Дискос — блюдо, на котором в алтаре раскладывается преломленный хлеб (Тело Христово).

Последовательность литургии

Потир (Святая Чаша) — чаша для вина (Кропи Христа)
Священные покровцы (два крестообразных покрова которыми накрывают Чашу и дискос и воздух (матерчатый плат). С одной стороны, символизируют пелены, которыми был повит новорожденный Христос Спаситель, а с другой — ту Плащаницу, в которую Он был завёрнут после снятия с Креста.
Лжщаложечка с длинной ручкой, которая употребляется для причащения.
Вино (красное виноградное, слегка разбавленное небольшим количеством волы) — используется по примеру того, как Иисус Христос на Тайной вечере (прообраз литургии) употребил вино с водой.

Просфора — пшеничный квасной хлеб.

Последовательность литургии. Совершение службы.

Перед началом службы священник, облачённый в рясу, выходит на солею (возвышение, с которого начинается алтарная часть храма) и тихо читает, повернувшись к царским вратам, входные молитвы, Он просит, чтобы Бог благословил его совершить Божественную литургию, а также укрепил и очистил от грехов, дав возможность совершить таинство причащения без осуждения. Обернувшись к стоящим в храме, священник просит у них прошения, миряне отвечают: и Бог тебя простит, честный отче. и нас прости, помолись за нас грешных».

С чтением псалма священник заходит в алтарь. Там он надевает облачения, читая молитвы, раскрывающие смысл священнических одежд.

Что такое Проскомидия. Что происходит во время Проскомидии. Последовательность литургии

Эту часть службы священник совершает в алтаре, его действия скрыты от стоящих в храме. Одновременно алтарник (мужчина-мирянин, помогающий священнослужителям в алтаре), стоя перед иконостасом, читает службы 3-то и 6-га часа (молитвы).
Проскомидия посвящена основным событиям Евангельской истории, поэтому все слова и действия этой части службы имеют двойной смысл, означая, с одной стороны, рождение Христа, с другой — Его страдания и смерть. С православной точки зрения, искупительная жертва Иисуса Христа на Голгофе и совершаемая в храме Евхаристия (другое название таинства причащения) — это одна и та же жертва. И молящиеся в храме — это участники жертвоприношения, а священник — тот, кто приносит жертву. Поэтому он совершает проскомидию па жертвеннике.

Во время Проскомидии идет подготовка (разрезание) просфор. В том числе из заздравной просфоры священник вырезает частицы в память патриарха и правящего епископа, всех православных христиан и каждого упомянутого о церковных записках, поданных прихожанами па проскомидию, а также за самого себя.

После приготовления просфор происходит каждение хрома Выйдя из алтаря, священник обходит с кадилом весь храм, читая про себя 50-й покаянный псалом. Каждение символизирует дары волхвов — золото, ладан й смирну, которые они принесли новорождённому Христу. Также каждение символизирует видимую молитву от нас Богу.

великая ектинья. Последовательность литургии

 Что такое Литургия оглашенных (литургия слова). Что совершается при Литургии оглашенных. Последовательность литургии

Перед её началом священник и диакон молятся в алтаре у святого престола, и диакон, прося благословение у священника, говорит: «Время сотворити Господеви владыко, благослови» Это означает, что для литургии сделано всё, что в человеческих силах: дары — вино и хлеб — людьми принесены, приготовлены и стоят на жертвеннике. Теперь настало время, когда будет трудиться (совершать священнодействие) Бог. Это — время Божественной литургии, в котором нет ни прошлого, ни будущего, но только настоящее, т. е. вечное.

Далее священник в алтаре громко произносит: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». В храме зажигают все светильники. Божественная литургия — это время присутствия «Неба на земле», пришествия Царства Божия, которое символизирует свет в храме.

Далее идет великая ектинья (прошения).

Что такое Великая ектения? Диакон выходит из алтаря через боковые двери и перед закрытыми царскими вратами возглашает: «Миром ГОСПОДУ помолимся!»
На каждое прошение хор отвечает: «Господи, помилуй». Великая (мирная) ектинья— это ряд прошений Богу о духовном единении и материальном благополучии. Слово «миром» означает быть и состоянии мира с Богом, с самим собой и с ближними — это первое условие вхождения православных христьян в Царство Небесное. С миром в душе следует приходить а храм на литургию. Об этом и молятся все присутствующие.

малый вход. Последовательность литургии

Далее читают Антифоны. Что такое антифоны?

Первый начинается словами «Благослови душе моя, Господа»; второй: «Хвали, душе моя. Господа»;  третий (заповеди блаженств) — «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…»
Между антифонами диакон возглашает малые ектиньи, которые начинаются словами: «Паки и паки миром Господу помолимся». Перед пением 3-го антифона открываются царские врата в алтаре.
Священник в алтаре в это время тихо читает священнические молитвы (тайные). В этих молитвах он просит Бога, чтобы Он позаботился о храме и молящихся в нём, а также спас всех православных и сохранил Церковь.

Далее Малый вход (вход с Евангелием).

Из боковых дверей алтаря выходит, держа над головой Евангелие, священник. Перед ним — алтарник со свечой в подсвечнике. Повернувшись к престолу в алтаре, Священник высоко поднимает Евангелие, крестит им собравшихся и произносит: Премудрость, прОсти». Затем входит в алтарь через царские врата. Что означает евангелие в руке священника? Входе Евангелием символизирует выход Христа на проповедь, а вынос свечи — проповедь Иоанна Предтеч. Священник тайно молится, чтобы в алтарь вместе с ним вошли ангелы, поскольку по православному учению, они участвуют в литургии вместе с людьми. Слово «премудрость» предупреждает молящихся о глубоком содержании следующих затем пения и чтения, а слово «прости» (т. е. рас­прямитесь, стоите прямо) призывает слушать с особым благоговением и вниманием. Евангелие слушают стоя!

чтение апостола. Последовательность литургии

Далее хор поёт: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий..» (с каждым разом люди в раме делают поясной поклон), а затем тропари и кондаки. Тропари и кондака — церковные песнопении, кратко выражающие сущность праздника или подвига святого, который вспоминается Церковью в этот лень. Священник в алтаре от липа всех верующих молит Бога, чтобы Он простил людям их прегрешения, дал силы служить Богу и принял от них «Трисвятое»— следующее песнопение, которое на Небе поют богу ангелы.
Что такое «Трисвятое»? Слова «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Повторяется 3 раза. Каждый раз люди в храме крестятся и делают поклон в пояс.

Далее Чтение прокимна и Апостольского послания.

Перед чтением диакон произносит; «Вомнем» (т. е. будем очень внимательны), Благословляя молящихся, священник говорит: «Мир всем» (как необходимое условие для слушания Слова Божия). Чтец (алтарник), выйдя с книгой из алтаря и встав перед амвоном (полукруглый выступ на солее – возвышение перед иконостасом) лицом к алтарю отвечает: «И духови твоему» (т.е. и тебе мы желаем мира), после чего возглашает: «Премудрость» т.к. следующее чтение — премудрость в буквальном смысле слова.Что такое Прокимен — краткий стих, как правило, взятый из стихов того или иного псалма. Он указывает на содержание последующего чтения или на сущность праздника. Чтец произносит стих, хор повторяет.

чтение евангелия. Последовательность литургии

Чтение отрывка из того или иного послания апостолов означает живое присутствие апостола в храме и его проповедь перед собравшимися. Во время чтения священник обычно сидит в алтаре. Эго означает, что он равен по достоинству апостолу. Выбор отрывка для чтения зависит от дня года. По окончании чтения хор трижды поёт «Аллилуия» — песнь, прославляющую Бога и говорящую о Его при­шествии на землю.

Далее Чтение Евангелия

Диакон, получив из рук священника Евангелие, выходит через царские врата, становится лицом к святому престолу и просит у священника благословение на чтение. Благословив диакона, священник произносит:

«Премудрость, прости, услышим святого Евангелия. Мир всем». Диакон, объявив имя апостола-евангелиста, читает отрывок из Евангелия, положенный на данный день года. Если священник служит без диакона, он читает Евангелие сам, не выходя из алтаря. На время чтения в центре солеи алтарник ставит подсвечник со свечой. Ее огонь символизирует свет евангельского учения.

Далее Сугубая ектения (прошение).

Начинается словами диакона «Рцем вей от всея души» и от всего помышления нашего рцем» (т. е. скажем от всей души). На каждое прошение хор трижды поёт: « Господи, помилуй». По окончании ектении царские врата закрываются. (Люди кланяются).

Далее Ектения об Оглашенных

Начинается словами диакона: «Помолитесь огла­шеннии, Господеви». В первые века христианства После этой ектении все оглашенные (ещё не крещённые) выходили из храма, двери закрывались, а в храме оставались только верные (крещёные православные христиане). Ектения содержит молитвы о том, чтобы Бог просветил тех, кто ещё не вошёл в Церковь, присоединил их к Церкви, помиловал и сохранил. Ектения об оглашенных завершается возгласом священника: «Да и тии (те) с нами славят прелестное и великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков»

Что такое Литургия верных. Что совершается при Литургии верных. Последовательность литургии

Диакон возглашает: «Изыдите оглашенные, изыдите..», — чтобы в храме остались молиться только верные.

Далее Диакон возглашает: «Паки паки миром Господу помолимся». Следуют две ектении о верных, по окончании которых открываются царские врата. Крещеным православным христианам напоминается о необходимости примирения друг с другом перед причащением. Священник в алтаре читает тайные молитвы верных. Он просит Бога, чтобы Он помог ему достойно совершить литургию, а стоящим в храме — с чистом совестью причаститься.

великий вход. Последовательность литургии

Далее поётся Херувимская песнь

Хор медленно и торжественно поёт: «Иже херу­вимы, тайно образующие и Животворящей Троице Трисвятую песнь припеваюше, всякое ныне житейское отложим попечение…», Что означает: «Мы (стоящие в храме), те, кто таинственно изображает собой херувимов, воспевающих Трисвятую песнь, оставим сейчас все заботы», Молящиеся могут тихо подпевать хору. В этот момент не только ангелы служат вместе со священником в алтаре, но всем находящимся в храме открывается возможность вместе с херувимами и серафимами славословить Бога. Священник в это время читает перед престолом молитву, в которой он, обращаясь к Иисусу Христу как к своему архиерею, просит очистить его душу и сердце от греховных побуждений. Эта молитва касается лично священника, т. к. он входит в область очень страшного (от близости к Богу) священнодействия. Затем он Кадит стоящие на жертвеннике дискос с хлебом и Чашу с вином.

Далее Великий вход.

Из боковых дверей алтаря выходит священник с дискосом и Святой Чашей, перед ним — диакон с кадилом и алтарники со свечами и подсвечниках. Остановившись в центре солеи лицом к стоящим в храме, священник поминает патриарха, епархиального архиерея и всех православных христиан. Хор отвечает; «Аминь», а священник входит в царские врата, которые закрываются. Завеса над ними задёргивается. Вынос Святых Ларов (хлеба и вина) называется великим входом потому, что Дары переносятся с жертвенника на престол для принесения их в жертву Богу и изображают вход Христа в Иерусалим и шествие на Голгофу, на страдания и смерть за грехи людей, чтобы этот мир был спасён.
Священник ставит потир и дискос на престол на развернутый антиминс и тихо читает тексты (тропари) о снятии Иисуса с Креста, Его погребении, сошествии в ад и воскресении из мёртвых. Закрытие царских врат символизирует то, что Гроб Господень был закрыт камнем.

Окончание Херувимской песни.

Хор поет: «Яко да Цари всех подымем,  ангельским невидимо дориносима чинми, Аллилуия, Аллилуия, Аллилуйя», то есть: «…Чтобы поднять Царя всех, невидимо возносимого всеми чинами ангелов». Стоящие в храме должны оставить псе земные заботы.

просительная ектинья. Последовательность литургии

Далее Просительная ектения.

Начинается словами диакона: «Исполним (дополним) молитву нашу, Господеви». Хор на первые прошения отвечает «Госпо­ди, помилуй», потом — «подай, Господи». Во время ектений священник в алтаре тихо читает молитву приношения, прося Бога принять от людей жертву хваления и благодарений.

Далее Священник в алтаре призывает молящихся к миру словами: «Мир всем» а диакон, выйдя на содею, призывает: « Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы ( в единомыслии исповедуем). Хор продолжает: Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
Поётся «Символ Веры». Пением «Символа веры» молящиеся открыто исповедуют православную веру. Тем самым они свидетельствуют Перед Богом и Церковью, что верны Церкви и Богу, доверяют Его воле, спасительной для каждого, и хотят жить согласно вере. Диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем ».

Далее Начало евхаристического канона (таинства причащения).

Диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити». Хор от лица молящихся отвечает: «Милость мира, Жертва хваления. Священник: «ГорЕ имели сердца». Хор: «Имамы ко Господу.» Чтобы восхвалить Бога, молящиеся должны устремить сердца ввысь (горе), к Богу.

Далее благодарение Господа.

В ответ на возглас священника «Благодарим Господа» хор поет: «Достойно и праведно есть поклонятся Отцу и Сыну и Снятому Духу. Троице Единосущней и Нераздельней,,.» Это песнопение называется «Милость мира». От лица всех Верующих священник прославляет Величие Бога и Ею бесконечное совершенство, благодарит Господа за сотворение мира и ис­купление человечества.

Далее Священник в алтаре возглашает: Приимите, ядите (ешьте), Сие есть Тело Мое, еже за вы (нас) ломимое во оставление грехов. Пейте от нея вси (все), сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже и вы и за многия омываемая во оставление грехов».

На каждый возглас хор отвечает: «Аминь». Эти слова сказал Сам Христос, когда установил таинство причащения. Священник в алтаре приносит Святые Дары в жертву Богу от имени всех верующих. Крестообразно сложив руки, он берёт Чашу и дискос и, вознося их над святым престолом, громко возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносите о всех и за вся» (Твои Дары мы Тебе приносим от лица всех верующих в благодарственную жертву за всех и за все Твои благодеяния).

Далее Хор тихо и медленно поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся …»

Священник в это время находится в алтаре, где возносит Богу молитвы. В этот момент в алтаре совершается великое чудо Церкви: происходит преложение, т, е. претворение хлеба и вина под Действием Святого Духа в Тело и Кровь Христовы — это кульминация Божественной литургии. В молитвах священник просит Господа послать Святого Духа на стоящую в храме общину христиан и на Святые Дары, чтобы все присутствующие на литургии, причастившись Тела и Крови Христа, стали единым Телом Христовым — составили земную Церковь. Благословляя хлеб н вино, священник молит Бога, чтобы они стали Телом и Кровью Христа.

Далее Прославление Божией Матери.

Священник и алтаре возглашает: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей…» Хор пост: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу…». Священник тайно молится за всех в вере усопших праведников и за причастников, чтобы им были отпущены грехи. В песнопении «Достойно есть.,» прославляется Божия Матерь; на Небесах Она ближе всех к Богу (превзошла святостью серафимов и херувимов) и молится перед Ним за весь человеческий род.

Далее Окончание евхаристического канона.

Священник тайно молится в алтаре, особо — за патриарха или за епископа (возглас «первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего, Святейшего патриарха…»).

Далее Просительная ектения

Начинается словами диакона: «Вся святыя помянувше с, паки и паки миром Господу помолимся». В особых прошениях ектении Бога молят духовно возвысить каждого из присутствующих для достойного причащения Святых Христовых Таин.

Далее Господня молитва «Отче наш».

Священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновенном неосужденно смети призывати Тебе..» Поют все: «Отче наш, Иже еси на Небесех». Все верующие просят у Бога хлеб насущный — тот самый хлеб, который во время евхаристическою канона стал Телом Христовым, Обращаясь к Богу, присутствующие просят избавить их от греха, чтобы они как дети Отца Небесного могли достойно войти в Небесное Царства.

Далее Священник возглашает: «Мир всем. Главы ваша Господеви приклоните». Молящиеся склоняют головы. Священник тайно молится в алтаре. Собравшиеся погружены в мысли о Боге и Небесном Царстве. Священник ходатайствует перед Богом о том, чтобы к этому поиску Царства Небесного приложилось все необходимое.

Далее Святая Святым.

Завесу над царскими вратами закрываемся. Диакон, стоя на солее  лицом к алтарю, крестообразно перепоясуется орарём (длинная полоса из парчи) и возглашает; «Вонмем», затем входит в алтарь. Священник из алтаря возглашает: «Святая святым». Хор отвечает: «Един Свят. Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца». Алтарник ставит в центре солеи подсвечник с горящей свечой.

причащение. Последовательность литургии

Далее Хор поёт духовные песнопения, или чтец громко читает для всех молитвы ко святому причашению.

Как правило, в Храме происходит приготовление к нему: в центре освобождается проход к солее. После того как диакон вошёл в алтарь, там происходит причащение священников. Только причастившись сами, они могут выйти из алтаря причащать народ. Причастившись, священник, возглавляющий службу, раздробляет частицы Агнца с надписями «НИ» и «КА» для причащения мирян (но количеству причастников в храме) и аккуратно высыпает их и Чашу; затем накрывая её покровцем.

Далее происходит причащение мирян.

Открываются завеса над царскими врагами и сами врата, из которых выходит священник с Чашей и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Хор отвечает: «Благословен грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам». Священник читает молитву перед причащением: «Верую, Господи, и исповедую..» которую повторяют про себя все готовившиеся к причастию. Каждому подходящему к Святой Чаше священник говорит: «Причащается раб Божий (надо назвать своё имя)» Хор многократно поёт: « Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите», а по окончании причащения: «Аллилуия». По окончании причащения священник заходит в алтарь и ставит Чашу на престол.

Диакон, читая пасхальные молитвы, опускает в Чашу частички просфор, лежавшие на дискосе с проскомидии (первой части службы).

Так завершается поминовение живых н мёртвых: погружение частичек в Чашу в память о них означает, что их грехи омыты Кровью Христа. Потом священник кадит Святые Дары и, оборачиваясь к тем, кто находится в храме, благословляет их Чашей, возглашая; «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Хор от лица верующих отвечает: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную. Нераздельной Троице покланяемся: Та бо нас Спасла есть» («Видели свет истины, приняли Духа Небесною, обрели веру истинную, Нераздельной Троице поклоняемся, ибо Она нас спасла»).

Завершение Божественной литургии.

В алтаре с открытыми царскими вратами священник кадит Снятые Дары и, поклонившись Им, берёт Чашу со словами: «Благасловен Бог наш». Обратившись лицом к верующим (с Чашей и руках), он произносит: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поёт: «Да исполнится уста наша хваления Твоего, Господи», а диакон выходит из царских врат, чтобы Совершить последнюю ектению — благодарственную (начинается словами «Прости приимше..» («встаньте благоговейно»).

Далее Заамвонная молитва.

Священник выходит из алтарной части храма, спускаясь с солеи за амвон, становится среди мирян и лицом к алтарю и молится: «Благословляяй благословящия Тя, Господи…». Священные действия в алтарной части храма завершены, священник благословляет Бога за святое причащение и просит Его сохранить Церковь в той полноте, которую Он сообщил ей на совершившейся Божественной литургий.

отпуст. Последовательность литургии

Далее Отпуст.

Священник возглашает (в воскресенье): «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш… помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» и осеняет мирян крестом. Хор поёт многолетие («Великого Господина и Отца нашего…»). Священник дает крест для целования молящимся.
Отпуст — это завершительная молитва, которой священник благословляет собравшихся покинуть храм. Обычно в это время читаются благодарственные молитвы после Причащения. После того как все желающие подошли к кресту, священник, осенив крестом мирян, возвращается в алтарь. Царские врата и завеса над ними закрываются. Светильники в храме гасят.

Делимся!

Автор публикации

Комментарии: 3Публикации: 107Регистрация: 24-06-2016

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here