Как служить обедницу без священника?

Детально: как служить обедницу без священника? - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Богослуже́ние миря́нским чи́ном (мирским, соборно-приходским, намного реже — бессвященническим, безсвященнословным) — христианское богослужение, совершаемое в отсутствие священника и без Евхаристии. По форме — обедница (не путать с обедней) — это собрание верующих с чтением молитв, пением христианских гимнов и чтением Священного Писания. Такие богослужения проводят сами миряне.

Оглавление [Показать]

История и география

Богослужение мирянским чином берёт начало в древности, когда монахи-анахореты редко принимали священный сан и для совершения Божественной Литургии приглашали пресвитера либо приходили сами на общую службу в положенный день, удаляясь затем на остальные дни в келью или скит и совершая положенные по времени службы самостоятельно без иерея. В Древней Руси верующие собирались всей «домашней церковью» и прочитывали вечером — повечерие, а ранним утром — полунощницу. В России большое вынужденное распространение практика богослужений мирянским чином получила в среде старообрядцев-беспоповцев. В конце XVIII века на русской Аляске алеутов и эскимосов крестили мирянским чином, позднее в начале XIX века мирянским чином служили колонисты в Троице-Никольской часовне легендарного Форта Росс, а в конце XIX в. в канадской местности с русским названием Восток были организованы регулярные богослужения мирянским чином, которые пользовались большим успехом и даже посещались представителями иных христианских конфессий из близлежащих районов. Богослужение мирянским чином вынужденно практиковалось в годы советских репрессий против духовенства: христиане тайком собирались по домам или даже в лесах, в удалённых от центра деревнях; вдали от внимательного надзора атеистических властей верующие собирались в «неформальные» молитвенные дома на великие праздники и молились, составляя службу как могли. Особая необходимость в этом возникала в случае смерти кого-либо из жителей деревни, и тогда старушки прочитывали-пропевали чин отпевания, опуская священнические возгласы и молитвы. Нередко и в рабочих районах жилые и торговые муниципализированные дома сдавались в аренду под молитвенные дома, в одном, например, Горьковском крае насчитывалось до 1500 молитвенных домов. В советские годы широкое распространение получило катакомбное движение, в котором, можно полагать, мирянский чин имел не последнее значение в сохранении христианского благочестия. Актуальным оказалось мирянское служение и в первые постсоветские годы, когда священников было ещё сравнительно мало.

Сейчас богослужение мирянским чином встречается на некоторых сельских (Храм Воскресения Христова в пос. Кожино, Храм Илии Пророка поселка Лесной и Иоанно-Предтеченский храм в д. СумароковоМосковской области, Храм Василия Великого д. Хохряки Удмуртии, Тверская область, Архангельская область, Хабаровский край, Михайло-Архангельский храм с. Малая Кема Приморского края, известен прецедент на Камчатке, часовня прп. Серафима Саровского на острове Новая Земля, приход св. Александра Невского в с. Валуевка Омской области, Крестовоздвиженская часовня на полярной станции Санникова) и городских (Храм прав. Иоанна Кронштадтского г. Пестово Новгородской области, Храм в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российских г. Приморск Ленинградской обл., Введенский храм Мурманске, Приход святой великомученицы Параскевы в Волгограде) приходах. Потребность в мирянских богослужениях возникает и в сибирском регионе, где активна православная миссия: Чукотке, Якутии, Тыве. Иногда единоверцы вынуждены совершать службы мирским чином из-за малочисленности священников, владеющих старым обрядом.

Также богослужение мирянским чином получило распространение в Эстонской православной церкви, Финляндской Православной Церкви, по крайней мере, до последнего времени практиковалось в Японской Православной Церкви, Китайской Православной Церкви, Русской Православной Церкви за границей в США, Коста-Рике, Германии, Дании, Ирландии, Португалии, Пакистане, храмах Московского Патриархата в Таиланде и Великобритании, Преображенском храме Антиохийского Патриархата в Гватемале, в Камбодже, Вьетнаме, на Филиппинах, на Гавайях под юрисдикцией Православной Церкви в Америке. Эта практика обнаруживается в Украинской Православной Церкви. Русские общины, которые молятся мирским чином, есть в Бразилии. На Филиппинах готовилось издание книги по богослужению мирянским чином на местном языке православным миссионерским обществом имени прп. Серапиона Кожеозерского. Известны случаи проведения мирских служб в Антарктиде.

Мирянские службы могут проводиться в непосредственно храме, часовне (её название как раз и происходит из-за чтения службы часов), дома или в специально обустроенных для этого молитвенных домах, в специально отведённых помещениях, у придорожных киотов, у поклонных крестов, наконец, под открытым небом.

Церковные каноны указывают на необходимость крещения мирянским чином в экстремальных ситуациях. Существует чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище.

Что мирянская служба даёт мирянам

Богослужение мирянским чином является блестящей школой для практикующих его. Оно повышает уровень литургической культуры и грамотности прихожан, глубже вовлекает их в богослужение и увлекает их, знакомит с порядком церковных служб и содержанием богослужебных книг. Практикование мирянских служб повышает уровень дисциплины прихожан в отсутствие священнослужителя и готовит их к различным форс-мажорам, когда батюшки рядом не окажется. Изучив на практике богослужение мирянским чином, легко уже проводить службы дома в кругу семьи (которая есть малая церковь), особенно, если кто-то из домочадцев тяжело болен или не может выехать из дома в храм по иным причинам. А поскольку структура чина такова, что служить им можно независимо от пола и возраста, то современным благочестивым христианам и поныне доступна старинная традиция привлекать к молитве за всю семью младшего ребёнка или же слабого здоровьем, пока остальные трудятся. Проведение мирянских служб может помочь родителям и учителям в воспитании детей в духе православия. В инославной и иноверной среде проведение служб мирянским чином помогает сохранять свою веру и связь с Церковью, ограждает от опасности сектантского или еретического влияния и, кроме того, позволяет помнить и почитать православные праздники и дни святых. Хотя совершение служб суточного круга мирянами, конечно, не является в уставном смысле полноценным, однако переносит акцент на читаемый и пропеваемый текст, и поэтому при внимательном и благоговейном совершении вполне может практиковаться к духовной пользе прихожан. Более того, здесь важно и то, что богослужение мирянским чином объединяет разрозненных православных людей в вере и любви к Православной Церкви.

Проведение богослужения мирянским чином позволяет сплотить приход при выполнении важного богоугодного дела, например, несении трудового послушания или восстановления храма. Это уникальный способ воздать должное почтение многочисленным полуразрушеным заброшенным храмам, ожидающим своего восстановления, вернуть в них молитву и оживить в них богослужебную жизнь.

Помимо того что оно является мощным миссионерским средством, богослужение мирянским чином помогает решать серьёзнейшие катехизаторские задачи. Так во многих исправительных учреждениях России служатся мирянские богослужения, в которых активно участвуют осуждённые, что благотворно сказывается на их духовном росте и социализации. В службах участвуют и работники колоний. Есть прецеденты мирянских богослужений и при адаптации бывших заключённых.

Подробнее о чине

Стоит выделять по отдельности богослужение, совершаемое монахами по «мирянскому чину», и собственно мирянское богослужение в миру. В первом случае иногда даже говорят о «монашеском чине», хотя по структуре это обычный мирянский чин. Так служили о. Серафим (Роуз) и о. Герман (Подмошенский) в Платине до того, как приняли иерейский сан. Так служат монахини в женских монастырях, когда отсутствует священник. Известно, что и прп. Паисий Святогорец самостоятельно вычитывал службы дневного богослужебного круга.

К настоящему дню мирянский чин сохранился в двух формах — старообрядной и новообрядной. Отличие старообрядной формы состоит в том, что при ней служба идёт по дораскольным или единоверческим текстам.

Все службы суточного богослужебного круга из часослова, за исключением Литургии, могут читаться мирянским чином:

  1. Полунощница (англ. Midnight Office)
  2. Утреня (англ. Matins)
  3. Часы обычные и пасхальные (англ. Canonical Hours)
  4. Почасия, или Междочасия (англ. Inter-Hours)
  5. Изобразительны (англ. Typica) или Обедница
  6. Вечерня (англ. Vespers)
  7. Повечерие, или Павечерница (англ. Compline)

Вместо Литургии мирянским чином служится Изобразительны (греч. τυπικά), более правильный перевод — «уставные (чтения)», называемые также обедницей. Иные службы, доступные для совершения мирянином:

  1. Акафист (англ. Akathist)
  2. Канон (англ. Canon)
  3. Лития (обычная и пасхальная), в том числе заупокойная (англ. Lity)
  4. Панихида (англ. Memorial service)
  5. Отпевание усопших (очевидно, без разрешительной молитвы «Господь наш Иисус Христос, Божественною Своею благодатию, даром же и властию…»)
  6. Парастас (англ. Parastas)
  7. Молебен (англ. Moleben, Service of intercession, Service of supplication)
  8. Освящение жилища (англ. House blessing)

Каждение при богослужении мирянским чином производится только ручной кадильницей — т. н. кацеей. Молитвы, которые по уставу должен произносить священник, опускаются. Возгласы священника («Благословен Бог наш…» и др.) заменяются на «За молитв святых отец наших…» или же «Молитвами святых отец…». Вместо «Господи, помилуй. (трижды) Благослови» мирянин читает «Господи, помилуй. (трижды) Господи, благослови». Все мирные/просительные, сугубые и малые ектении заменяются на «Господи, помилуй» 12, 40 и 3 раза, соответственно, за диаконские прошения на литии — 40, 30 и 50 раз, с прибавлением «Слава и Ныне» в конце, священнические возгласы — молитвой Иисусовой в форме множественного числа: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Все прокимны, «Бог Господь…», «Свят Господь Бог…», «Слава Показавшему нам свет…» — все это сохраняется, так как в Типиконе предписывается возглашать их чтецу.

Для тех, кто по тем или иным причинам не смог принять участие в соборной службе, а также когда в домашних условиях невозможно хранить все специализированные богослужебные книги, или просто в силу неграмотности молящегося, в старом обряде существуют указания заменять церковную службу (полунощницу, утреню, часы с почасием и без почасия, вечерню) молитвами (Иисусовыми, Богородице и святым), или поклонами, или псалтырию — хотя это, вообще говоря, и не называют мирянским чином. Если по близости нет храма или нет возможности пойти в церковь, следует молиться дважды в день чином «Дванадесяти псалмов» (как в праздники, так и на каждый день), что заменяет совершение дневного круга богослужения в храме — этот Чин был принесен со Святой горы преподобным Досифеем, архимандритом Киево-Печерским.

Распространение мирянского чина

В новейшее время на высшем уровне в Русской Православной Церкви необходимость более широкого распространения мирянского чина осознаётся, однако какое-либо окончательное решение до сих пор не выработано, хотя вопрос спорадически поднимается. Так, в итоговом документе IV съезда епархиальных православных миссионеров (2010 г.) было упомянуто о возможности совершения мирянами богослужений суточного круга:

В тех приходах, в которых по тем или иным причинам невозможно совершение богослужения, возглавляемого священником, богослужебная жизнь чаще всего замирает. Участники предлагают подготовить комплекс рекомендаций по совершению мирянского богослужения (с последующим их одобрением на общецерковном уровне), призванных помочь грамотным мирянам в совершении богослужений на своих приходах.

На Архиерейском Соборе 2011 г. Святейший Патриарх Кирилл отметил:

Закономерен вопрос о том, где взять священнослужителей для бóльшего, чем сейчас, числа храмов… А если найдется ответственный человек из местных жителей, кто сможет совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя: чтение изобразительных, канона, вечерни или утрени, с опущением молитвословий, произносимых священником, то это, несомненно, будет духовной поддержкой для людей, не имеющих возможности посещать храм, находящийся в отдалении от места проживания. Особенно это важно в тех регионах, в частности, дальневосточных, где активно действуют сектанты.

Комментируя предложение Патриарха, настоятель Никольского храма на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) сказал:

Неужели, наконец, действительно прозвучали эти слова? Долгожданные слова. Где-то в конце 90-х годов я подавал Владыке Сергию, нынешнему Митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому, а тогда управляющему делами Московской Патриархии, докладную записку, в которой предлагал то же самое. Владыка сказал, что записку эту он передал на рассмотрение в Синод. Тогда никакого решения по тем предложениям, которые содержались в моей записке, принято не было… Как актуализируется церковная жизнь жителей десятков населенных пунктов, не имеющих ни храма, ни молитвенного дома, ни часовни, ни поклонного креста? Почти что никак. Ну могут они посмотреть трансляцию по телевидению на Рождество и Пасху, кто-то имеет возможность «Спас» посмотреть, но собственно церковной жизни-то нет. Вот что печально. А годы идут.

С этого момента прошло ещё несколько лет, и пока каких-либо подвижек в данном вопросе не наблюдается, при этом энтузиасты мирянского чина продолжают являть собой как бы движение «снизу».

В силу понятных причин мирской чин в ходу у неканонических юрисдикций, сект и маргинальных группировок, которые весьма продвинулись в его популяризации.

Литература

  • Последование богослужений
  • Изобразительны на pravenc.ru
  • Изобразительны на days.pravoslavie.ru
  • ВОСКРЕСНАЯ СЛУЖБА для тех, кто не может быть в храме. — Даниловский благовестник, Москва, 2003
  • Прот. К.Никольский «Пособие к изучению устава богослужения Православной церкви»
  • Священник К. Субботин. Руководство к изучению Устава богослужения
  • Замечания о богослужении мирянами без священника, святителя Аверкия (Таушева) (на англ. яз.)
  • Часы и Обедница (Изобразительны)
  • Указания о совершении служб без священника
  • Указания и тексты служб с сайта свт. Ионы Ханькоуского (на англ. яз.)
  • Богослужебные указания для «мирянских» служб (на англ. яз.), в частности Переменные части обедницы (на англ. яз.) и как проводить службы мирянским чином (на англ.)
  • Православные миссионерские листки на английском, русском, испанском и португальском языках.

Тексты служб мирянским чином

  • Вечерня (Vespers): на русском, на английском
  • Всенощное бдение (All-Night Vigil): на английском.
  • Малое повечерие (Small Compline): на русском, на английском
  • Великое повечерие (Great Compline): на английском
  • Полунощница (Midnight Office): воскресная на русском, на английском.
  • Утреня (Matins): на русском, на английском.
  • Шестопсалмие (Six Psalms): на русском, на английском, ещё на английском.
  • Часы (Hours): на русском — 1-й, 3-й, 6-й, на английском — 1st, 3rd and 6th, 9th.
  • Обедница (Typika): на русском, ещё на русском, на английском, ещё на английском
  • Лития (Lity): на русском — 1-й вариант, 2-й вариант, 3-й вариант, 4-й вариант, 5-й вариант, чин в пасхальный период.
  • Панихида (Memorial service): на русском.

Примечания

  1. ↑ Воскресное бдение на Синае и в Палестине (посещение Нила Мосхом и Софронием).
  2. ↑ В храме-автомобиле совершено молебное пение по древнему чину Архивная копия от 4 апреля 2016 на Wayback Machine.
  3. ↑ В Свято-Троицком приходе Корка состоится первое богослужение мирским чином.
  4. ↑ Вера православная — Обедница
  5. ↑ Хову-Аксы. Фотоархив
  6. ↑ Школа выживания «Покров». Экспедиция через болото в Рдейский монастырь
  7. Трудовой сбор «Пежма-2012». Будни и отдых.
  8. Мирянским чином
  9. ↑ НАШИ ПРИХОДЫ: Командоры. Пасхальная служба мирским чином
  10. ↑ День памяти свв. Петра и Февронии 8 июля 2013 года
  11. ↑ С нами Бог и святии Царственнии мученицы!
  12. ↑ Крестный ход памяти павших православных воинов, за Веру, Царя и Отечество
  13. ↑ Первая ПАСХА прихода и Божественная Литургия на Светлой Седмице!
  14. ↑ Православная Америка. Часть 2
  15. ↑ «Истоки Православия на Аляске». Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции «200 лет российско-американских отношений».
  16. ↑ Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ (КАПАЛИН). МИРЯНЕ В РАСПРОСТРАНЕНИИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ АЛЯСКИ
  17. ↑ Ефимов А. Б., Ковальская Е. Ю. Аляскинская (Кадьякская) миссия (1794—1836). Преподобный Герман Аляскинсикй
  18. ↑ Андрей Борисович Ефимов. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ МИССИОНЕРСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
  19. ↑ Иерей Свешников Сергий. РОССийский бастион на американской земле Архивная копия от 9 февраля 2016 на Wayback Machine
  20. ↑ Форт Росс: Православная крепость в Калифорнии (+ фото)
  21. ↑ Приход храма во имя Живоначальной Троицы в селении Старый Восток (Old Wostok)
  22. ↑ Евгений Суворов. ПАРАСКЕВА-РУКОДЕЛЬНИЦА: ЖЕНСКАЯ ЗАСТУПНИЦА
  23. ↑ Архипастырская поездка в село Тахтоямск
  24. ↑ Преставилась ко Господу схимонахиня Зиновия(Азаревич)
  25. ↑ Некоторые аспекты литургического опыта новомучеников и исповедников Российских XX века
  26. ↑ Летопись единоверческой жизни (Михаило-Архангельская община)
  27. ↑ Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав: «Все, что происходит сегодня, является логическим продолжением и развитием служения Церкви»
  28. ↑ Ксения Кириллова. Мирянское богослужение
  29. ↑ Правда о гонениях на Русскую Православную Церковь в советский период
  30. ↑ Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период
  31. ↑ История Русской церкви: Катакомбная церковь
  32. ↑ Эволюция церковной жизни в условиях подполья: итоги двадцатилетия (1920—1940-е гг.)
  33. ↑ Эволюция церковной жизни в условиях подполья: итоги двадцатилетия (1920—1940-е гг.)
  34. ↑ Е. Рожков. Стылые берега (роман)
  35. ↑ Церковь иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша» Архивная копия от 25 февраля 2016 на Wayback Machine
  36. ↑ Сайта храма Воскресения Христова в пос. Кожино
  37. ↑ Изменения в расписании богослужений на август
  38. ↑ Ильинский храм, пос. Лесной
  39. ↑ Про валенки и новое монастырское подворье
  40. ↑ Архимандрит Виктор (Мамонтов). Христианин не может быть одиночкой
  41. ↑ Легенда Ошевенского монастыря
  42. ↑ Архиерей в открытом доступе
  43. ↑ Храм Архангела Михаила с. Малая Кема
  44. ↑ Очерк о миссии братии Валаамского монастыря на Камчатке в 2011—2012 годах
  45. ↑ ДЕНЬ ЗА ДНЁМ
  46. ↑ Приход св. Александра Невского села Валуевка
  47. ↑ «Внешняя» миссия Белгородской и Старооскольской епархии (фрагмент дипломной работы)
  48. ↑ Полярная станция Санникова — Часовня
  49. ↑ Освящена православная часовня на полярной станции Санникова
  50. ↑ Православный приход храма в честь Собора новомучеников и исповедников Российских. РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
  51. ↑ Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Расписание богослужений на ДЕКАБРЬ 2009 года
  52. ↑ Сайт храма Воздвижения Креста Господня пос. Эгвекинот Архивная копия от 11 июня 2017 на Wayback Machine
  53. ↑ Официальный сайт Анадырской и Чукотской епархии — Статьи :: Приходы :: Храм Успения Пресвятой Богородицы города Певек
  54. ↑ Певек. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
  55. ↑ Север без крайнего
  56. ↑ Крепкие духом и телом
  57. ↑ Первое Пасхальное богослужение в Чокурдахе Архивная копия от 25 января 2016 на Wayback Machine
  58. ↑ Епископ Якутский и Ленский Роман: авторитет и любовь нужно заслужить
  59. ↑ Знаменский приход поселка Чокурдах!!! Архивная копия от 27 января 2016 на Wayback Machine
  60. ↑ Владыка Якутский и Ленский Зосима: «Если брать от жизни все, другим не достанется»
  61. ↑ Миссионерская поездка в Чеди-Хольский кожуун (район семи озёр)
  62. ↑ Миссионерская поездка в г. Шагонар Республики Тыва
  63. ↑ Миссионерская поездка в респ. Тыва город Шагонар-авг.2012/
  64. ↑ Собор Иоанна Предотечи
  65. ↑ Торжество правды в Кузнецке
  66. ↑ ПРЕСС-АРХИВ: Летопись единоверческой жизни (Михаило-Архангельская община)
  67. ↑ Список старообрядных приходов Русской православной церкви
  68. ↑ Усть-Нарва: первый монастырь Эстонской Церкви наших дней
  69. ↑ Богослужения и события в январе (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 16 января 2016. Архивировано 25 января 2016 года.
  70. ↑ Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы, смотреть онлайн
  71. ↑ Храмы Китайской Автономной Православной Церкви
  72. ↑ В Пекине прошло православное пасхальное богослужение мирским чином
  73. ↑ Православие в современном Китае
  74. ↑ Рождество в Китае глазами русских семинаристов
  75. ↑ Исторический визит Святейшего Патриарха Кирилла в Китай завершен
  76. ↑ Интервью с игуменом Мелетием, преподавателем МДА, о поездке в Китай
  77. ↑ Китайское путешествие Патриарха Кирилла
  78. ↑ С 2009 года в одном из крупнейших городов Китая Даляне действует и развивается православная община Архивная копия от 28 января 2016 на Wayback Machine
  79. ↑ В Пекине прошло православное пасхальное богослужение мирским чином
  80. ↑ Патриарх Кирилл вчера прилетел в Харбин
  81. ↑ Сайт Свято-Троицкой Православной Церкви
  82. ↑ Соединенные Штаты Америки
  83. ↑ Ховелл, Нью-Джерси: Заявление Епархиальной канцелярии относительно Св. Николаевской церкви в Ред-Банке, шт. Нью-Джерси Архивная копия от 19 февраля 2015 на Wayback Machine
  84. ↑ Приход святых новомучеников Российских. РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА ОКТЯБРЬ 2015
  85. ↑ Эстафету «Дней России в Латинской Америке» приняла столица Коста-Рики
  86. ↑ Iglesia Ortodoxa Rusa en Costa Rica
  87. ↑ Коста-Рика: Православие есть, храма нет
  88. ↑ Расписание Богослужений январь — февраль 2016
  89. ↑ КАНОН АНДРЕЯ КРИТСКОГО МИРЯНСКИМ ЧИНОМ В ОРХУСЕ, С ПОНЕДЕЛЬНИКА ПО ЧЕТВЕРГ, С 3 ПО 6 МАРТА
  90. ↑ Приход в честь священномученика Климента папы Римского в городе Орхус
  91. ↑ В Свято-Троицком приходе Корка состоится первое богослужение мирским чином
  92. ↑ ПРАВОСЛАВНАЯ ЕВРОПА. СТАТЬЯ 2. СВЕТ ИСТИНЫ В ПОРТУГАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ
  93. ↑ Путь веры. Рассказ православной пакистанки
  94. ↑ ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ТАИЛАНДЕ.
  95. ↑ Пасхальные богослужения прошли на приходах Русской Православной Церкви в Таиланде Архивная копия от 29 января 2016 на Wayback Machine
  96. ↑ Православные на острове Самуи (Таиланд)
  97. ↑ Празднование Рождества Христова в Таиланде (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 16 января 2016. Архивировано 27 января 2016 года.
  98. ↑ Bоскресение 20 декабря
  99. ↑ «У Православия большое будущее в Гватемале» Беседа с игуменией Инес, настоятельницей Свято-Троицкого монастыря в Гватемале
  100. ↑ Апостолы краснокожих
  101. ↑ Публикации 02.05.2012
  102. ↑ Празднование Рождества Христова в Камбодже
  103. ↑ Миссия в Вунгтау
  104. Хорошие новости про Филиппины
  105. ↑ Русские миссионеры обучили филиппинцев церковному пению
  106. ↑ Миссия на Гавайях. Беседа со священником Иоанном Шрёделем, главой Миссии святого Иувеналия на Гавайях
  107. ↑ Богослужение мирским чином в праздник Успения Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии
  108. ↑ Лития по казакам Архивная копия от 23 апреля 2011 на Wayback Machine
  109. ↑ ПРАВОСЛАВИЕ В БРАЗИЛИИ — НЕ ЭКЗОТИКА
  110. ↑ Russian Orthodox Mission Society of st. Serapion Kozheozersky
  111. ↑ «Православных мало, но они везде» / ПРЕИМУЩЕСТВА АНТАРКТИДЫ
  112. ↑ ОКНО В ГОРНИЙ МИР (+ВИДЕО). Беседа с протоиереем Леонидом Калининым о церковном искусстве / pravoslavie.ru, 2 февраля 2016 г.
  113. ↑ О крещении мирянским чином — прт. Д. Смирнов
  114. ↑ Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
  115. Archpriest Sergei Shukin. When No Priest is Available: Reading the Service Books While Traveling or at Home
  116. ↑ Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя церковь
  117. ↑ Священник Павел Гумеров. Малая Церковь
  118. ↑ Священник Павел Гумеров. Малая Церковь.
  119. ↑ Наша Церковь и наши дети — Куломзина С. С.
  120. ↑ Чудотворица, 1 серия «Ангелы знают все». См. с 16:12 до 16:26
  121. ↑ Диакон Максим Стыров: Работа над собой
  122. ↑ РДЕЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ — ЗКСПЕДИЦИЯ ЧЕРЕЗ БОЛОТА (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 12 февраля 2016. Архивировано 1 мая 2018 года.
  123. ↑ В ЛИУ-4 совершено очередное богослужение
  124. ↑ В исправительных колониях и следственных изоляторах Тверской области отметили Светлый праздник Пасхи (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 12 февраля 2016. Архивировано 10 июля 2014 года.
  125. ↑ Описание тюремных церквей Санкт-Петербурга
  126. ↑ Тюремный храм возвращает к жизни
  127. Глава: II. Возобновление служения Церкви в тюрьмах в настоящее время. / ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В ТЮРЬМЕ в настоящее время. Курсовая работа выпускника СПб Духовной Академии 1998 г (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 12 февраля 2016. Архивировано 10 декабря 2016 года.
  128. ↑ Тюремным храмам нужна помощь
  129. ↑ Воронежская и Борисоглебская епархия
  130. ↑ Духовная реабилитация бывших заключенных
  131. ↑ Часть 1 (Украина, Румыния, Болгария)
  132. ↑ Расписание / Женский монастырь святой преподобномученицы вел. кн. Елисаветы
  133. ↑ Монахини из Черногории посетили Троице-Сергиеву Лавру
  134. ↑ Предисловие / ВОСКРЕСНАЯ СЛУЖБА для тех, кто не может быть в храме. Издательство «Даниловский благовестник», Москва, 2003
  135. ↑ Воздвижение креста в Платине, Калифорния (о. Серафим (Роуз) и о. Герман (Подмошенский))
  136. ↑ Иеромонах Исаак — Житие старца Паисия Святогорца
  137. ↑ В НАЧАЛО / ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ. ЖИТИЕ (ВИДЕО) ЧАСТЬ I / ПЕЩЕРА
  138. ↑ Житие старца Паисия Святогорца
  139. Служба мирским чином / deacon.ru
  140. ↑ ЧАСЫ ПАСХАЛЬНЫЕ
  141. ↑ orthodoxwiki.org/Typika
  142. ↑ Изобразительны // Православная энциклопедия, т.21
  143. ↑ 1-й вариант, 2-й вариант, 3-й вариант, 4-й вариант Архивная копия от 7 марта 2016 на Wayback Machine, 5-й вариант
  144. ↑ ЧИН ЛИТИИ В ПАСХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД, СОВЕРШАЕМОЙ МИРЯНИНОМ ДОМА И НА КЛАДБИЩЕ
  145. КЛИМЕНТ (КАПАЛИН) МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ. Миряне в распространении русской духовной культуры среди коренного населения Аляски
  146. ↑ Панихида для чтения мирянами
  147. ↑ Парастас. Схема совершения богослужения в родительскую субботу
  148. БЕСПОПОВЦЫ
  149. ↑ Служба мирским чином, стр. 2 / deacon.ru
  150. ↑ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ — пример в заключительных молитвах
  151. «Неужели, наконец, действительно прозвучали эти слова?»
  152. ↑ О МОЛИТВЕ ДОМАШНЕЙ
  153. ↑ Устав домашней молитвы
  154. ↑ Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь
  155. ↑ ЧИН ПЕНИЯ ДВЕНАДЦАТИ ПСАЛМОВ
  156. ↑ Чин чтения 12-ти псалмов Архивная копия от 19 апреля 2015 на Wayback Machine
  157. ↑ Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2011 года)
  158. ↑ Расписание богослужений / Приход во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Архивная копия от 15 февраля 2016 на Wayback Machine
  159. ↑ Мон. Ксения (Митренина). О домашнем богослужении для мирян
  160. ↑ Богослужения мирянским чином: Обедница (изобразительные)
  161. ↑ ИгЛа — секта Игнатия Лапкина
  162. ↑ Осторожно! На Кипре появилась русская община раскольников
  163. ↑ Монахиня Ксения. О домашнем богослужении для мирян в условиях ИПЦ (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 18 февраля 2016. Архивировано 1 марта 2016 года.

мон. Ксения (Митренина)

Кому это надо

1. Тем, кто хотят научиться совершать богослужение дома.

2. Тем, кто оказались оторваны от прихода и поэтому не могут или не всегда могут ходить на готовые богослужения.

Всем остальным мирянам, тем, у которых есть свой приход, тоже хорошо бы научиться домашнему богослужению, но их не заставить. Возможно, просто еще не пришел их момент.

Зачем, если есть приход

Если у человека есть приход, но он хочет освоить домашнее богослужение, то не надо откладывать, надо начинать. Но зачем это нужно, если можно спокойно ходить на готовые службы? По двум главным причинам.

1. Одна катакомбница однажды сказала мне: «Сейчас можно служить открыто, это воспринимается как нечто нормальное, как будто так будет всегда. Но на самом деле это может быстро отняться».

Да, есть страны, где можно ходить в любую церковь – если в ней не практикуются самосожжения, то государство не будет вам это запрещать. Но есть и другие страны, например, Китай или близкая к нам Белоруссия, где разрешается принадлежать только к нескольким официальным церквям, а всё остальное жестко преследуется. И нет гарантии, что в России будет развиваться европейское отношение к так называемой свободе совести, а не китайское. Даже сейчас вряд ли можно найти открытый приход ИПЦ, который не подвергался давлению властей. Тут можно приводить много разных примеров, но я кратко упомяну только нашу историю.

В 1997-1999 годах, после того, как был убит отец Александр Жарков, наш приход существовал в основном без священника и на квартирном богослужении. А в 2010 году сотрудники центра «Э» пытались по ложному обвинению посадить нашего настоятеля, а храм отобрать в пользу Московской патриархии. Так что  даже сейчас возможна ситуация, когда храм закрывают, а священника сажают — к этому времени надо уметь служить. Не надо рассчитывать на то, что мирная жизнь будет всегда.

2. Богослужение становится гораздо понятнее, если читать на службе. Для многих прихожан служба остается просто красивым звуковым фоном для своих мыслей или «возвышенных состояний». А ведь у церковных текстов есть свой смысл — он не только у ектений. На домашней службе вы будете читать эти тексты и привыкать следить за их содержанием.

0. Есть и еще одна причина – «лирическая». Указываю ее здесь дополнительно, так как не уверена в ее каноничности. «Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земли покланяемый и славимый…» — на всякое время и на всякий час. Возможно, когда вы зажигаете лампаду и произносите первый возглас службы, кто-то в другом городе или в другой стране только что завершил свое богослужение. А затем, после вас, службу начинает кто-то другой – в Чикаго, в Омске или в Мариуполе. Получается такое постоянное богослужение.

Зачем, если прихода нет

Если вы оказались там, где нет прихода, то есть две причины наладить самостоятельное богослужение.

1. Православный христианин, находящийся на свободе, не может оставаться без службы. Здесь уже нет вариантов. Если такой человек не учится, он сам себя лишает богослужебной жизни. Нет такого тупого, который не освоил бы хотя бы минимальное богослужение – я знаю случаи, когда самостоятельную службу осваивали и совсем не учившиеся люди. В такой ситуации, в отрыве от прихода, первым делом приходится изучать обедницу, на которой можно причащаться запасными дарами.

2. Домашняя служба – это свойство прихода, пусть даже он пока состоит только из одного человека. Но позже обязательно соберутся люди, если вы в этом приходе будете поддерживать богослужение. Я знаю два случая, когда такое богослужение совершалось три года, а затем приходили люди. Первый случай описан в книге об о.Серафиме Роузе «Не от мира сего» — Алексей Янг и его жена Сусанна по совету отца Серафима молились на водокачке три года, а потом вокруг них собрался приход, и Алексей Янг стал священником. Второй случай – это отец Теодор в Берлине, он три года совершал богослужения с единомудренным ему братом, вдвоем, а затем вокруг них собрался приход, и это был крупнейший в Берлине приход ИПЦ.

А если приход не собрался, и вы совершаете богослужение в одиночестве – не получается ли это просто усложнение утренних или вечерних молитв? Нет, это другое. Утреннее и вечернее правило – это индивидуальные молитвы, а вечерня или обедница — это общественное богослужение, даже если его совершаешь один. Сейчас один, а позже будешь не один, просто остальные еще не пришли. А они могут появиться не только из числа личных знакомых. Бывает, что кто-то обращается из интернета, а затем ищет в своем городе место, где совершается служба. Поэтому можно просто придумать название своему одноместному приходу и нести вахту, «божественную стражу».

Внутренние доводы против

1. «Все равно не получится».  — Получится! В следующей части доклада я расскажу, как начинать.

2. «Не хочется, не люблю богослужение». — Тут уместно вспомнить слова Амвросия Оптинского: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Этот совет помогает и относительно любви к богослужению. Ведите себя так, будто богослужение вам очень нравится, и вы поймете, что оно на самом деле прекрасно.

Как совершать

Если рядом есть приход, желательно найти единомышленников. Это помогает держаться, когда первое стремление ослабело. Как в знаменитой истории «Вовочка, ты не можешь не идти в школу, ты же директор». Или, как сказал в XV веке Иннокентий Комельский, ученик Нила Сорского, перефразируя Екклесиаста: «Одному же горе, если он впадет в уныние или сон, или разленение, или отчаяние, нет воздвизающего его среди людей».

Но если никого нет, надо начинать одному, в надежде на Божию помощь.

Служить лучше по установленному ритму. Для нормального и непривыкшего к службам человека это раз в неделю.

Если рядом нет прихода, то служить надо в субботу вечером или в воскресенье утром. Если есть приход, то лучше не разорять соборное богослужение и в субботу-воскресенье молиться в храме, потому что приходы в ИПЦ обычно маленькие, отсутствие каждого человека бывает заметно, а присутствие всегда укрепляет других. Для домашней службы тогда можно выбирать день на неделе, когда празднуется любимый святой или когда есть возможность собраться.

Впрочем, если на основе вашего домашнего богослужения со временем начнет формироваться полноценный отдельный приход, то это тоже хорошо.

Какие книги нужны

Если вы совсем не умеете служить, то для начала вам понадобятся две книги, а затем еще одна. Две первые книги – это Часослов и Псалтирь на славянском языке с разбиением на кафизмы. Если вы совсем не знаете церковнославянского языка, то Псалтирь может быть русскими буквами, но непременно на церковнославянском. Использование книг на русском языке теоретически возможно, но крайне нежелательно. Во-первых, начиная домашнее богослужение, вы пускаетесь в рискованное самостоятельное плавание и у вас будет много шансов потерпеть крушение на этом пути, поэтому лучше не проявлять лишней инициативы и постараться всё устроить по тем правилам богослужения, которые приняты среди близких вам по духу людей. Во-вторых, читая на церковнославянском, вы быстро выучите и полюбите этот язык, он окажется не таким уж и сложным.

Но если вы живете не в России, имеет смысл начинать служить на местном языке, хотя бы частично, чтобы сделать возможным присоединение к вашему приходу местных жителей.

После Псалтири и Часослова вам понадобится также Октоих. Его, как и Псалтирь с Часословом, можно купить в некоторых церковных лавках. В Великий пост нужна Постная триодь, а в период от Пасхи до Пятидесятницы – Цветная триодь. Кроме того, весь год нужна еще одна книга – Минея, но она очень большая, в ней не меньше 12 томов, по числу месяцев года, некоторые месяцы при этом разбиты на два или три тома, в зависимости от издания.

Часослов и Псалтирь лучше иметь на бумаге в виде книг – купить их легко. Все остальные книги можно брать в интернете. Вот ссылки на них: Октоих, Минеи (вот еще один вариант Минеи), Цветная триодь, Постная триодь, все книги. Некоторые службы есть в календаре сайта Православие.Ru. Некоторые редкие службы, важные для ИПЦ, собраны на сайте прихода св. княгини Елисаветы. (Кое-что полезное есть и на островах).

Как научиться

Мне кажется, удобнее всего начинать учиться с вечерни. Эта служба совершается вечером и при нормальном чтении занимает примерно полчаса.

Хотя это небольшая служба, с непривычки вычитывать ее полностью будет трудно. Особенно если вы не знаете церковнославянский язык. Поэтому можно вначале совершать только некоторую ее часть, а затем понемногу ее увеличивать.

Каждая служба мирским чином (без священника) начинается и заканчивается возгласом:

«Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

После начального возгласа нужно прочитать «Приидите, поклонимся…», а затем предначинательный псалом «Благослови душе моя Господа…», который написан в самом начале вечерни. После этого на первый раз можно и закончить — в конце тот же возглас «Молитвами святых отец наших…».

Если текст предначинательного псалма на церковнославянском в Часослове вам покажется слишком трудным, прочитайте его не из Часослова, а из Псалтири русскими буквами – это псалом 103. Но постепенно от русских букв надо будет перебираться к церковнославянским. Для этого существует несколько приемов.

1. Достать молитвослов со славянским шрифтом и читать по нему уже привычные вам утренние и вечерние молитвы.

2. Слушать хорошее чтение псалтири и следить глазами по тексту, проговаривая про себя текст. В сети есть очень хорошее чтение Псалтири, вот здесь.

3. Изучить учебник церковнославянского языка (например, Алипия Гамановича).

При чтении надо особое внимание обращать на правильное ударение слов. Концы слов нельзя проглатывать, в церковнославянском четко произносятся все окончания: «ТвоеГО», «ПростирАЯЙ небо..», «звеРИЕ дубравнИИ» и т.п.

Когда предначинательный псалом будет получаться достаточно хорошо, к нему можно добавить кафизму. Это уже настоящее испытание на чтение псалтири – тут вам придется поучиться! В понедельник вечером читается 6-я кафизма, во вторник – 9-я, в среду – 12-я, в четверг – 15-я, в пятницу – 18-я, в субботу – 1-я кафизма «Блажен муж…». В воскресенье вечером кафизмы нет, увы, но можно прочитать ту же 1-ю кафизму в учебных целях. В пост в будние дни почти всегда читается 18-я кафизма.

Когда кафизмы станут привычнее, можно будет добавить остальную часть вечерни, по частям или сразу. «Господи, воззвах..» и всё остальное. Тут уже потребуются вставки из октоиха и минеи, но для начала можно ограничиться только вставками из октоиха. Как их добавлять – здесь вам понадобится объяснение человека, знающего устав. Если у вас есть приход, то там есть люди, которые объяснят, как к часослову добавляются другие книги. Если прихода нет, спросите у кого-то еще, или, например, у меня.

Да, есть еще сайт последование.рф. На нем добрые люди размещают некоторые службы подряд, полный текст с объединением всех книг, так что никакие книги не понадобятся. И всё набрано русскими буквами! Текст там включает также слова священника и дьякона, а на домашней службе их нет — эти вкрапления нужно опускать. Но лучше всё же служить по книгам, чтобы изучать устав. А этим сайтом можно пользоваться как справочником.

Какие опасности

Если вы наладили домашнее богослужение, опасайтесь превратиться в самодостаточный механизм. Надо все же общаться с единомышленниками и с кем-то обсуждать своих тараканов. Потому что тараканы обязательно возникнут, и они будут коварными. Мне приходилось молиться с человеком, который служил дома ежедневно около трех лет. Он всё пытался преодолеть усилием собственной воли, слишком надеялся на себя и никогда ни с кем не советовался. В итоге его снесло во тьму кромешную.

А еще опасно перегружаться. Лучше держать небольшую службу, но регулярно.

Домашнее богослужение и Иисусова молитва

На эту тему я приведу цитату из одной проповеди:

«Казалось бы, уделить час-полтора в неделю для богослужения в домашних условиях несложно. Даже самые занятые люди находят подобное количество времени, скажем, на ежедневную чистку зубов и тому подобные процедуры, а ведь никто не будет спорить, что молитва важнее. Дело тут вообще не во времени: если поставить целью служить в неделю одно обязательное богослужение продолжительностью полчаса (за такое время можно вычитать воскресную вечерню или, для не знающих устава, прочитать несколько кафизм Псалтири), то все равно окажется трудно. Если пытаться заставлять себя просто усилием воли, то это приведет (в большинстве случаев) к срыву: человек бросит вообще все, что касается богослужения, и хорошо, если только домашнего.

И всё это потому, что псалмопение (богослужебная молитва) изначально не рассчитано на употребление в качестве основного духовного блюда. Это только гарнир, в котором нет и не должно быть как раз главных питательных веществ — тех, для усвоения которых этот гарнир подается. Почему это так, можно объяснить другим сравнением. Богослужение нужно в качестве металлической арматуры для бетонной плиты, но сам бетон — это молитва внутренняя, молитва Иисусова. В ней и состоит не просто главное, но и единственное занятие христианина, а все остальное — это лишь создание условий для этого занятия.

Богослужение и Иисусова молитва, когда они вместе, становятся также и инструментом, позволяющим человеку совсем иначе, нежели «невооруженным глазом» увидеть собственные проблемы и если и не всегда разрешить их, то, по крайней мере, сформулировать вопросы, которые затем можно кому-то задать».

И несколько слов напоследок

Главное – как-то начинать. И всё устроится.

Окончание по обычаю и целование креста.

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here