Какие псалмы нужно знать наизусть?

Детально: какие псалмы нужно знать наизусть? - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]
  1. Прошу откликнуться имеющих личный опыт в запоминании Псалтири, а также тех, кто может дать совет в этом вопросе.
    Заранее благодарен!
  2. КНИЖНИКИ времен Иисуса тоже знали наизусть все Моисеевы книги и что, Господь к ним благоволил? Главное, чтобы польза от знания Псалтыря была, уметь жить этими знаниями, а не просто их знать наизусть.
  3. Мне кажется, что если постоянно и самое главное вдумчиво, т.е. с пониманием, читать Псалтирь, то постепенно она откладывается в памяти. Причем надо отметить, что запоминаться может только часть псалма, может быть даже отдельная фраза из него, та которая вас тронула. И так шаг за шагом, фраза за фразой, запоминается псалом. И не только запоминается, но и проникает внутрь вас. Механическое же заучивание не только не полезно, но и вредно… Ну, мне так кажется.
  4. То, что ложится на сердце — то само и запоминается.
    А то, что вдалбливаешь в ум “потомучтотакнадо” — оно всё вне сердца.
    Кроме того, про человеческие правила Бог сказал, что исполнение их — тщета (напраслина) для человека.
  5. Но ведь можно учить Псалтирь и не “механически”…, ну, как дети, в школе. Ведь именно благодаря школьной программе я знаю Пушкина, Лермонтова, Есенина, Некрасова и т.д. И хотя смысл их стихов, в школьные времена, не всегда мне был понятен или точнее сказать, был иным, чем сейчас к примеру, эти стихи оказали свое влияние на мое воспитание.Может быть так же происходит и с заучиванием Кафизм Псалтири?

    Олег Лесняк и МДенис нравится это.

  6. Святитель Феофан Затворник в своих письмах даже советует учить наизусть те псалмы, которые вдохновляют и трогают.
  7. Маргарита Ш. сказал(а):

    Святитель

    Феофан Затворник

    в своих письмах даже советует учить наизусть те псалмы, которые вдохновляют и трогают.

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Это понятно. Неплохо бы знать наизусть Шестипсалмие, псалмы, которые звучат на Богослужении, но речь идет о знании наизусть всей Псалтири. А это значит, что нужно заучивать и те тексты, которые не понятны, но вполне возможно в будущем окажут свое влияние на человека…, как стихи из школьной программы.
  8. Хорошая мысль! Выучить Псалтырь наизусть это возможно ?
  9. А Вы попробуйте, Антон, а потом нам расскажете.
  10. А Вы попробуйте, Антон, а потом нам расскажете.

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Хорошо.
  11. Первый вопрос, на который следует ответить перед началом заучивания Псалтири: зачем ее заучивать? Второй вопрос: при каких условиях заучивание полезно, а не душевредно? На вопрос о возможности выучить Псалтирь, ответ дан историей Христианской Церкви. Да, выучить Псалтирь может как монах, так и мирянин.
  12. Интересная аналогия Александр. Простая и понятная. Мне в голову не пришел пример с детьми и школой.Я могу привести другую: Молитва означает разговор с Богом. Молитве нужно и можно учиться. Псалтирь- единственная книга Библии, которая содержит, только молитвы. Псалтирь- молитвенник, не случайно помещенный в Библию. Все Священное Писание-Слово Божие. Устами Давида говорит Сам Господь( Евр.10:5). Факт включения молитвенника в Библию свидетельствует о том, что Слово Божие-это не только Его Слово, обращенное к нам, но слово, которое Он хочет услышать от нас. Ребенок учится говорить, потому, что с ним говорят родители. Так и Бог говорит с нами языком Писания и Сам научает нас, как нам говорить с Ним. Молясь на языке Псалтири, мы можем быть уверены, что говорим Богу на Его языке. Почему стоит знать Псалтирь наизусть? С иностранцами можно общаться жестами, многие так и делают. Но многие другие понуждают себя учить языки. Пристало ли нам с Богом говорить со” словарем “? Нужно ли знать всю Псалтирь наизусть? Желательно. Какой язык еще мы знаем наполовину?
  13. пальваль игорь сказал(а):

    Псалтирь- единственная книга Библии, которая содержит, только молитвы. Псалтирь- молитвенник, не случайно помещенный в Библию. Все Священное Писание-Слово Божие. Устами Давида говорит Сам Господь( Евр.10:5)

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Да, все писание Боговдохновенно. Тексты Библия, ровно как и слова Псалтири, обращены к человеку… К человекам жившим несколько тысяч лет назад, к современникам и к будущим поколениям. Наверное, всё же, смысл некоторых текстов не был раскрыт людям Ветхозаветной Церкви, а то что будет открыто будущим поколениям, скрыто от нас… Поэтому-то, мне кажется, сейчас Церковь и не использует многие Псалмы в Богослужениях, но всё может измениться в будущем. Кто знает, кто знает…
    В таком случае нет нужды заучивать то, что от нас сейчас скрыто?
  14. Псалтирь это несомненно великая книга, ядро Священного Писания наряду с Евангелиями и важнейшая книга Ветхого Завета. Однако запоминать её как стишок по мне так может быть даже вредно, т.к. так уходит глубинный смысл и переходят на второй план другие книги.
  15. Полагаю, что если человек постоянно читает Псалтирь, то рано или поздно, но он запомнит многие псалмы наизусть.
  16. Нет Андрей. Псалтирь читается в Богослужении в сокращенном варианте не потому, что бережет тайну Писания для будущих поколений, а потому, что вся служба сократилась по причине немощи современного человека. В самом деле, мало кто отстоит сегодня 5-и часовую Литургию, например. Дальше нас ожидает скорее дальнейшее сокращение. К тому же, в полной мере, тайна Писания не откроется человечеству вплоть до наступления Будущего века. И если мы решим учить псалмы сейчас, то мы будем учить то, что не до конца понимаем. Но это не повод отказываться от заучивания Псалтири, как не было поводом для сонма святых.
  17. Заучивание Псалтири,-это труд. И труд не всегда бесполезный. Это можно сравнить с семенем, брошенным в почву. Если человек духовно развивается, и чувствует от своего труда сначала удовлетворение, затем вдохновение, то это значит слова из Псалтири “прорастают” и дадют свой плод… Непонятные и заученные места вдруг как бы “открываются” и становятся понятными. Но если человек не ищет “Царствия Божия” то Боговдохновенные тексты, как зерна брошенные при дороге будут растоптаны или их склюют птицы…
    Вообщем учить Псалтирь наизусть или не учить, каждый человек должен решать сам: кому-то это даже очень полезно, а кому-то и не очень…
    Псалтирь я не знаю наизусть и заучивать тексты не пытался… Но вот утренее правило я знаю наизусть и могу читать его по памяти и вот что заметил. Некоторые слова читаешь каждое утро изо дня в день, и некоторые из них не понятны, а может быть и понятны, но не проникают “внутрь”, не трогают тебя… Но в один день происходит как бы озарение и фраза, вроде бы уже “замыленная”, читаемая “на автомате”,вдруг открывается своей ёмкостью, глубиной… Вообщем, ради этой минуты стоит учить.
  18. Вообще,наверное чУдно молиться Богу, воспевая Его Псалмами царя Давида…
  19. Вы, конечно, правы Александр, и Вы начали отвечать на вопрос, при каких условиях заучивание Псалтири может быть полезно. Если позволите, для начала, хочу предложить для обсуждения причины, по которым, на мой взгляд, Псалтирь стоит заучивать: 1. В подражание Христу, Апостолу и Святым. 2. Для обучения молитвенному языку и приобретению навыка в молитве. 3. Для преодоления помыслов и очищения от греха. 4. Для вооружения на всякое обстояние, а знание Псалтири на память-это оружие, которое всегда при нас. Прочтем” Яко ты люди смирные спасеши и очи гордых смириши”, и научимся смирению. Согрешим делом или словом, читаем 50-й. Напали помыслы, читаем ” Да воскреснет Бог, и да расточатся враги Его”, напал страх читаем 90-й и т.д. 5. Заучивание Псалтири есть без сомнения аскетическое усилие, которое, конечно, не имеет самоценности, но лучшим образом подходит для подтверждения и желания человека в деле спасения. И при условии синергии с Божественной волей может привести к стяжанию Божественной благодати. Согласитесь ли Вы с этим?

    Вадим Ламзиков нравится это.

  20. пальваль игорь сказал(а):

    Заучивание Псалтири есть без сомнения аскетическое усилие, которое, конечно, не имеет самоценности, но лучшим образом подходит для подтверждения и желания человека в деле спасения.

    Нажмите, чтобы раскрыть…

    Без сомнения! Сирафим Саровский на вопрос “Что значить стяжать Духа Святаго?” отвечал, что купцы торгуют больше тем товаром, от которого имеют больше выгоды. Так и в духовном развитии, человек должен более усердствовать в том, что его более всего научает и продвигает в духовном совершенстве. Поэтому, если человек чувствует, что заучивание Псалтири наизусть это “именно его” и видит “отдачу”,тогда вперед, без сомнения!

1. Чтобы понимать богослужение, надо знать псалмы Псалтирь – книга Ветхого Завета, на которой фактически основано все православное богослужение. Во всех службах используются псалмы в больших количествах. Например, в начале вечерни поется псалом 103, а в начале утрени читаются шесть псалмов: 3, 37, 62, 87, 102, 142. На литургии (или на обеднице) поются псалмы 102 и 145. И это только самые очевидные примеры.

2. Если купить издание Псалтири, там уже будет все, что нужно В Псалтири 150 псалмов, и они разделены на 20 групп, которые называются кафизмы. Каждая кафизма разделена еще на три части, между которыми вставляются короткие молитвы. Обычно в изданиях Псалтири уже есть все разделения и напечатаны вступительные и промежуточные молитвы, что удобно. В принципе такие издания легко гуглятся.

3. Нельзя останавливаться перед трудным текстом Чего может не быть в купленной Псалтири – так это пояснений и перевода текста. Псалмы это древняя духовная поэзия. Из-за поэтических выражений и особого стиля и ритма, в который надо «врубиться», псалмы поначалу очень плохо воспринимаются на слух и при чтении. Часто трудно понять, что значит какое-нибудь место на церковно-славянском языке. Можно разобраться в трудных местах с помощью русского перевода или толкований святых отцов. Самые известные толкования – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Афанасия Великого.

4. Можно читать Псалтирь дома так же, как ее читают в храме Псалтирь прочитывается на службах полностью каждую неделю. На вечерни читается одна кафизма, а на утрени две кафизмы. В субботу вечером начинается новая неделя и новый круг чтения Псалтири, поэтому всегда читается первая кафизма, а на воскресной утрени всегда кафизма вторая и третья. Получается, такая схема чтения:

Суббота (вечерня): кафизма 1 Воскресенье: 2,3 Понедельник: 4, 5 , 6 Вторник: 7, 8, 9 Среда: 10, 11 , 12 Четверг: 13, 14, 15 Пятница : 19, 20, 18 Суббота: 16, 17

5. Главное: Псалтирь это книга, по которой хорошо молиться И делать это очень рекомендуют святые отцы. Можно читать дома отдельные псалмы или кафизмы, добавляя короткие молитвы в начале и между частями кафизмы так же, как это делают в храме. Они обычно уже есть в изданиях (см. пункт 2).

В начале : “Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон) В середине: “Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза). Господи, помилуй (3 раза). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Можно следовать кругу чтения, который совершается за неделю, и читать те кафизмы, которые положены в этот день недели: первые две читаются утром, третья вечером. Или выучить любимые псалмы и вспоминать их в течение дня по примеру многих святых, которые знали Псалтирь наизусть целиком.

Есть еще совет вспоминать в тех же целях отдельные стихи из псалмов. Например, Пс.117 стих 10-11: Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им (то есть: все народы, обходя, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им)

ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Просмотры (2621)

Сегодня мы будем говорить о воскресных чтениях Евангелия от Луки. О том, как воскресший Христос явился ученикам, «показа им руце и нозе и ребра Своя», они пришли в страх, Он сказал: «Почто помышления входят в сердца ваша»? указывая, что Он знает сердца и видит не только внешнее смятение, но и бурю внутри человеческого сердца. «Яко Сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк.24:38,39). Когда они неверовали, он взял перед ними мёд, печеную рыбу  и ел. Не потому что голодал, но потому что доказывал таким образом телесность Своего воскресения. Затем Он говорил:

«Рече же им: сия суть словеса, яже глаголах к вам, еще сый с вами, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове, и пророцех и псалмех о Мне.

Тогда отверзе им ум, разумети Писания».

(«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

Тогда отверз им ум к уразумению Писаний»).

Остановимся на этих словах.

Он говорит – вот слова пророка Моисея, и «отверз им ум» понимать написанное. Это были евреи, которые читали Писание постоянно по субботам, всю жизнь, в домах читали, это была самая образованная нация. Он отверз им ум, сказав – исполнилось всё, что писано «о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Что мы знаем о Христе, написанное в законе Моисеевом? Имеется в виду пять книг Моисеевых – Бытие, Исход, Левит, Второзаконие и Числа. О Нем там много написано. Иудейские книжники говорили, что в Писании нет ни одной страницы, где не было бы слов о Мессии, нужно уметь это видеть. Например, история Иосифа. Это история Христа. Невинный, девственный, пророческим даром одаренный, братьями преданный, в плен попавший, блудной женой соблазненный, но не соблазнившийся, в тюрьму севший за целомудрие, вошедший во славу – это яркий образ Христа. И таких образов в Писании множество. Моисей, начинающий свою жизнь от воды, небольшой просмоленной корзинки, в которой его пустили по воде, и по воде он плыл, чтобы не быть жертвой убийства, и был найден купавшейся дочерью фараона. Вода – начало Моисея, вода – начало Евангелия. Предтеча пришел на Иордан крестить, Христос пришел на воду, с воды начинается Евангелие. Писания Ветхого и Нового Завета едины. Как говорит Блаженный Августин, Ветхий Завет раскрывается в Новом Завете, а Новый Завет скрыт в Ветхом Завете.

Исполнилось всё, о чем говорилось в пророках и псалмах. Вообще, христианину псалмы нужно знать наизусть. Здесь мы прикасаемся к серьезной теме нашего религиозного невежества. Есть церковные правила, что нужно знать наизусть всю Псалтирь. Каждому епископу, священнику и дьякону, то есть всякий человек, принимающий посвящение в сан, должен знать Псалтирь наизусть. В Псалтири самая «качественная» проповедь о Господе. Написано о Христе много – и у пророков и в псалмах, но это закрыто, в том смысле, что человек может читать и не понимать. Для того, чтобы понять написанное, нужно иметь открытый ум. Об этом пишет Павел во Втором послании к коринфянам – евреи читают Писание, читают его больше чем мы, ежедневно читают, вникают, изучают, но покрывало на лице лежит, и они не понимают, о чем читают. Покрывало снимается Христом. Они читают, но не понимают, мы понимаем, но не читаем.  Христос открывает человеку разум для понимания Писания. Если Христос откроет вам разум для понимания Писания, у вас не будет никакого интереса в жизни из чтения, кроме как читать Писания Ветхого Завета и находить там «следы» Христа.

Христос воскресший открывает разум апостолам к разумению Писания. (Лук.24:46) И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, чтобы было проповедано во имя его покаяние, отпущение грехов во всех  языцех, то есть народах. У апостолов открылся разум, и они теперь должны идти открывать разум другим. Апостолы – это свидетели Христова пришествия. Свидетель – это тот, кто видел.. И они могут говорить в проповеди не «я прочитал», «я понял», «я додумался», а «я видел». Так говорит Иоанн Богослов – я видел и руки мои осязали. Свидетель – это участник событий, который видел, слышал, прикасался.

Важным является то, что Христос отверзает человеку разум к пониманию Писания. Без отверзения разума человек не может понять Писания. Все христиане должны быть читателями и изучателями священного Писания. Если вы этим не занимаетесь, то видимо вы отлыниваете от христианского звания. Если Писание для вас не настольная книга, если вы не знаете названия всех книг, вы уклоняетесь от серьезных занятий. Все христиане должны быть людьми, упражняющимися в чтения Священного Писания. Это особое чтение. Например, Толстого в его лучших произведениях, «Война и мир», можно на ночь прочитать страниц 150. Апокалипсис, или Исайю, или Даниила, можно прочесть 1-2-3 главы, а дальше не сможете – потому что слишком плотный текст. Слишком много благодати, слишком тяжело впитывать подаваемое. Человек не готов – половину не понимает, другую половину понимает, но она его пугает. И он, насыщенный, останавливается. Чтение Писания – это труд. Чтение газет – это отдых, чтение беллетристики – это убийство времени, чтение любимых писателей или поэтов – это наслаждение. Чтение Писания – это не наслаждение, не убийство времени, не отдых, это труд.  Христианин, не читающий Священного Писания, это лентяй и дезертир. По сути, он сбежал с поля боя, так как чтение Писания есть некая духовная война.   Война меня с самим собой, война Бога с грехом, война Христа с дьяволом, война, в которой мы участвуем, вы должны читать Писание – иначе как Бог вам откроет ум?

Сначала вы читаете Писание, читаете месяц, два, осознаете, что там много непонятного, думаете, кто бы мне объяснил. А потом происходит, что Бог открывает ум к пониманию Писания. Если ты вообще не читаешь Писания, то ты согрешаешь. Златоуст говорил: «Все грехи мира – от незнания Писания». Правители были бы наполнены смирением и страхом Божиим, если бы читали Писание. Они бы видели, как поступает Бог с Киром, с Навуходоносором,  с Седекией, Давидом, Соломоном, и как это страшно – быть во главе народа. Простые люди были бы другими, если бы знали Писание.

Писание надо читать. Говорят, я ничего не понимаю. Правильно, ты читаешь и ничего не понимаешь, почему? Потому что Бог открывает разум человеку для понимания Писания. Если Бог тебе это не откроет, так и будешь читать как сказки, как притчи. Но чтение все равно надо начинать.  Нет ни одной службы в церкви, на которой не было бы чтения Священного Писания – чтение постоянно, без этого нет богослужения. Человек, знающий грамоту, обязан читать ежедневно Священное Писание.  К этому надо прийти, мы пока к этому не пришли. Не пришли по разным причинам – по причине исторической инерции, у нас долгое время – годы, столетия – люди были неграмотны, они Писание воспринимали на слух. Сейчас все грамотны. Откройте для себя эту нишу и заполните ее трудом.  С кем не поговоришь – никто ничего не знает. Спросите у человека, что написано в книге Бытия, в такой-то главе? Он на тебя глаза вытаращит.

Все грамотные, у всех крестики на шее. Господь говорит с нами через Писание. Блаженный Августин говорил: «Когда ты молишься, ты говоришь с Богом, когда ты читаешь Писание, Бог говорит с тобой». Это диалог. Монолог бесполезен. Начинайте просвещаться и понимать изнутри, что есть воля Божия. Начинайте читать всё то, что вы еще не читали. А затем Бог вам откроет разум к пониманию Писания. От вас начнется труд, от Бога начнутся подарки – будет открывать разум к разумению Писания.

Вопрос. Читать и понимать – это разница. Расскажите, пожалуйста,  о толкованиях – какие лучше прочитать?  Скажем, на Апокалипсис очень много толкований.

О. Андрей. На Апокалипсис толкований мало – он не читается в богослужении. А вот Апостол, Евангелия – должны толковаться. Писание прочитанное и не истолкованное – это слова на воздух. Есть такой принцип Scriptura non est legenda, sed intelegenda: Писание — это не то, что читается, а то, что понимается. Если человек читает, но не понимает, он читает даром, пока ему не объяснят. Апокалипсис не читается на богослужениях, потому что его трудно объяснять. Читать Библию начинать надо не с Апокалипсиса, а с книги Бытия. Это журнал читают с конца, с кроссвордов, а Библию нужно читать с начала, с Бытия. Потом нужно читать Евангелия. Можно сначала Евангелие прочитать. В свете Нового завета надо понимать Ветхий Завет. Но в любом случае Апокалипсис нужно читать в конце. Читать надо постепенно – Евангелие, Деяния, и только потом – Апокалипсис. Не раньше! Человек, не знающий, но толкующий Евангелия, Деяния, Послания – шарлатан.

Толкования можно читать любые святоотеческие. У Святых отцов нужно искать не подробного объяснения каких-либо конкретных стихов, а принципа подхода к толкованию текста – исторический, экзегетический, буквальный, духовный. Этим нужно заниматься – нужен труд, постепенная, неспешная работа.

Вопрос. Духовник моей сестры благословил нас, несколько человек, читать Псалтирь о здравии и о упокоении. Очень много имен. Я читаю Псалтирь, молюсь, уже года два, третий. Но однажды я услышала, как раз по «Радонежу», что это не такое простое дело, как казалось бы. И смутилась.  

О. Андрей. Поскольку вас благословили, то всю тяжесть на себя возьмет тот, кто благословил. А тяжесть есть. Прежде всего от того, что вы, можно сказать, вмешиваетесь в жизнь другого человека. Тот, кто благословил, тот и понесет на себе тяжесть связанных с благословением вопросов. Псалтирь читайте, поминайте усопших – вы работаете по послушанию, вы совершаете труд послушания и молитвенной любви.  Совершайте его. Думать об ином должны благословляющие.

Вопрос. Скажите, пожалуйста, по поводу сквернословия. Всё вокруг так этим заражено. Вчера я посмотрела видеоролик, запись боя в Новороссии, эти бойцы, за которых мы молимся, желаем им победы, считаем их своими братьями…  мы видим в Новороссии зачаток действительно новой России. Как к этому относиться?

О. Андрей. Вы действительно думаете, что там, под пулями, среди смертей, можно изъясняться на языке французского салона? Конечно, там мат с кровью пополам. А разве бывает война иной? Давайте относиться к этому всему трезво и спокойно. Спокойно в том смысле, что экстремальная ситуация рождает экстремальное поведение. Люди не могут дышать благоуханием, когда кругом кошмар. Не завышайте требования к простому человеку. Простой человек смотрит смерти в лицо, в ее костлявую морду, похоронил своих родных и друзей, над ним свистят пули и снаряды, а вы желаете, чтобы он изъяснялся на языке Буало или Державина? Ясно, что будет мат, как иначе? Меня удивляет не то, что они матерятся, а то, что вы спрашиваете. Вы жизни совсем не знаете? Она очень страшная на самом деле. Это простые люди, которые воюют, смотрят смерти в глаза, в пустые глазницы пустого черепа. Мы, в тепле сидя, должны относиться к этому, по крайней мере, с пониманием, без претензий. Претензии – это свойство глупого  человека. Будьте умней.

Вопрос. Батюшка, вы затронули важную тему. Раньше Библию не продавали, мы читать ее не могли. Я успела прочитать Новый Завет, пыталась читать Апокалипсис, но пока не стала. Сейчас слушаю о. Олега Стеняева с разъяснениями,  о. Даниила Сысоева. Меня тоже волнует этот вопрос. В основном, слушаю, не читаю, так как глаза слабеют. Как нам таким быть?

О. Андрей. Как есть, так и быть. Вы озвучили свой режим питания духовного – Даниил Сысоев, Олег Стеняев, Радонеж. Добавить нечего. Всё хорошо, слушайте всё, что можете слышать. Запоминайте побольше, чтобы оставалось в памяти и чтобы впоследствии это можно было вспомнить и в уме «перемолоть». Помогай Бог!

О. Андрей. Из предпоследнего вопроса для меня открывается интересная тема – когда мы хотим сильно много от чего-то, мы ничего не получаем. Например, мы хотим монархию. Допустим, у нас есть православный монарх, и вдруг он сделал что-то такое, что нам не нравится. Потому что мы идеализируем его, думаем, что это ангел, а это человек. И он, исходя из церемониальных обязанностей, например, послал телеграмму Папе Римскому с поздравлениями с днем Ангела, и половина православной Руси восстала тут же – зачем православному монарху поздравлять еретика?  Вот и появляется проблема. Если мы много хотим, мы обрекаемся на большие проблемы. Чем меньше хочешь, тем больше достигаешь. Нельзя иметь иллюзорные, возвышенные представления о человеке. То же можно сказать и о войне. Война – это кровь, грязь, страх, животный страх, который не контролируется рассудком, не надо ждать, что бойцы будут ангелами, или рыцарями. Так и везде – мы хотим от священников, чтобы они были ангелами, хотим, чтобы власть была ангельская, а она не ангельская. В Украине собрался на площади народ, потому что власть плохая. Теперь хорошо стало? Когда было меньше трупов – при старом режиме или при сегодняшней демократии? Когда мы сильно много хотим, мы сами нарываемся на большие неприятности. Поэтому хотите поменьше. Даже если от себя самого многого хотеть, тоже будете страдать, не получится быть абсолютно святыми. Будете мучиться, страдать, унывать от того, что вы не святые, а это опасно. Давайте корректировать свои запросы к жизни в соответствии с реальным положением дел.

Вопрос. На Всенощной поется «Научи меня Господи, оправданием твоим», что мы простим у Господа этими словами?

О. Андрей.  Я благодарен всем, спрашивающим по Писанию. Это слова из 17-й кафизмы, 118 псалма, из так называемого Великого псалма. Псалом посвящен расширенному учению о Законе Божием, о заповедях. Заповедь – это приказ Господень. И оправдание – это тоже заповеди. Оправдание – это синоним заповеди. Оправдания, пути, заповеди – это синоним одного и того же, воли Божьей о человеке.

О родителях Иоанна Крестителя, Захарии и Елизавете сказано, что они были беспорочные, ходящие во всех заветах, законах и оправданиях Господних. Оправдания – это поэтическое воспевание заповедей Божиих.  «Научи меня Господи, оправданием твоим» означает научи меня делать такое, чтобы я оправдался перед лицом Твоим.  Например, Господь говорит, не презирай сироту, не обижай вдову, не смейся над калекой, помогай нуждающемуся, в протянутую руку положи денежку, помни день субботний. Делай это и оправдаешься перед Господом. Оправдание – это заповеди Господни, выполнением которых человек оправдывается перед Господом. Научи меня, что мне нужно сделать, чтобы получить Твое оправдание – врага простить, молиться, сокрушить сердце свое, оплакать грехи свои, примириться с врагами, и Господь укажет, что надо сделать для оправдания.

Подобные вопросы очень полезны. Когда человек спрашивает о Господе, о словах благодати, то получает пользу несравнимую и вопрошающий, и отвечающий, и слушающие. Если слово Господне среди нас, значит, Господь посреди нас. Как в Евангелии сказано: «Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я среди них» (Мф. 18:20).

Оправдание – откровение Божие о воле Своей, о том, что надо делать человеку, чтобы он нашел милость в глазах Господних. Призрение сирот, погребение странников, раздача милостыни, хранение постных дней, чтение Писания, упражнение в страхе Божием, размышление о Господе, память о Господе утром и вечером – это всё вместе и есть оправдание Господне.

Попутно замечу, что 118-й псалом, 17-я кафизма, это кафизма, написанная специфически, в еврейском языке есть 22 буквы, и кафизма составлена так, что она состоит из 22 частей, в каждой из которой по 8 стихов. Соответственно, каждые из восьми стихов начинаются с очередной буквы алфавита – восемь стихов на букву «алеф», восемь стихов на букву «бет», восемь стихов на букву «гимель» и так далее, 22 раза по 8 стихов. Получается 176 стихов. Это не просто вдохновенная песнь, это искусно подобранные поучения из Слова Божьего. Евреям заповедывалось учить ее наизусть для того чтобы по дороге в Иерусалим (а Закон оговаривал трехкратное пребывание каждого мужчины в Иерусалиме в год) не болтали, а читали 118 псалом. Это 176-стиховое песнопение является пространным гимном в честь заповедей Господних. Читайте эту кафизму, выучивайте ее наизусть.

Вопрос. Можно мне не спросить, а просто сказать. Батюшка, я настолько бываю довольна, слушая ваши проповеди, и когда вы выступали, будучи на Украине, и сейчас, повторения могу слушать хоть сто раз. Читала ваши бесподобные книги. Я кланяюсь вам и Господа благодарю, что у нас есть такие замечательные проповедники. Спаси Господь вас всех. 

О. Андрей. Да спасет Господь мою бедную душу за ваши добрые слова. Спасибо вам, дорогая сестра. Я надеюсь, что мы недаром трудимся. Хотя, как говорил Федор Иванович Тютчев:

«Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И  нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать».

Неожиданно, как Дух Божий дышит, к нам приходит сочувствие от тех, кто слушает нас.

Желаю всем вам завтра дойти Божьего храма, желаю, чтобы Господь прилагал всех спасаемых к Церкви, чтобы умножалось число людей, читающих Писание, любящих Господа, кающихся в грехах своих. Мир вашим жилищам, семьям, радости вам о Господе. До следующей встречи. Аминь.

какие псалмы нужно знать наизусть

Какие молитвы нужно знать наизусть?

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Каждый православный христианин должен знать наизусть молитву Господню: «Отче наш…», так как именно она читается перед вкушением пищи.

Также, необходимо знать наизусть и Символ веры, чтобы твердо знать главные догмы православной веры.

Конечно, знание наизусть двух молитв – недостаточно. Отсюда вопрос: какие молитвы, помимо вышеупомянутых, должен знать православный христианин наизусть?

Отвечает протоиерей Вадим Новиков:

Во-первых, необходимо знать:

Десять заповедей Закона Божия:

1) Аз есмь Господь Бог твой да не будут тебе бози инии, разве Мене.
2) Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе (т.е. вверху), и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3) Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
4) Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.
5) Чти отца и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
6) Не убий.
7) Не прелюбы сотвори.
8) Не укради.
9) Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна (т.е. не клевещи).
10) Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего (не завидуй).

Девять заповедей блаженства:

какие псалмы нужно знать наизусть

1) Блажени нищие духом, яко тех есть царствие небесное.
2) Блажени плачущий, яко тии утешатся.
3) Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
4) Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
5) Блажени милостивии, яко тии помилованы будут.
6) Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
7) Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
8) Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.
9) Блажени есте, егда поносят вам, и иждинут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Во-вторых, кроме молитв «Отче наш…» и «Символа веры…», хорошо бы знать псалом 90 (Живый в помощи Вышняго), псалом 50 (Помилуй мя, Боже) и «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…»

К словам священника хотим добавить краткое пояснение:

90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…» обладает великой силой, вселяя веру в читающего сию молитву. Также и молитва Животворящему Кресту Господню: «Да воскреснет Бог и расточаться врази его…» имеет великую власть над самыми злейшими нашими врагами – бесами, которые вечно мешают нам жить по любви, толкая нас на губительный путь грехов.

50-й псалом «Помилуй мя, Боже», — это покаянное воззвание к Богу, в котором мы испрашиваем у Бога прощения наших грехов, и просим Его очистить наше сердце и душу от всего суетного и греховного.

В этом и заключается жизнь христианина, чтобы время от времени отрывать свой взгляд от мирской суеты, и устремлять его к Небесам, к Богу.

Какие молитвы ребенок должен знать наизусть?

Молитва о семейном благополучии

Молитва родителей о детях – залог успеха воспитания

>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оценка 3.5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here