Когда идешь в дом божий ноты

Детально: когда идешь в дом божий ноты - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Название № 
Аллилуйя Аллилуйя Пойте 144
Аллилуйя Слушай мир 113
Благо есть славить Господа 39
Благословен Ты Господи 65
Благослови душа моя Господа 17
Благослови душа моя Господа 20
Блажен всякий боящийся Господа 203
Блажен муж 201
Блаженны люди 216
Блаженны непорочные 185
Бог крепкий 103
Бог явился во плоти 107
Бога прославьте 34
Богу хвала 9
Боже благости безмерной 92
Боже вечный 50
Боже мой Для чего Ты оставил Меня? 126
Боже мой Ты знаешь 62
Боже Ты Бог мой 76
Боже будь мой Избавитель 100
Боже верю я сердечно 98
Боже к Тебе взываю 61
Боже услышь меня 66
Боже услышь нас 68
Боже я к Тебе душой взываю 89
Божий народ восстань из тьмы 170
Братья и сестры радости день 313
Братья вперед 174
Братья сестрам всем привет 297
Братья сестры нас Господь зовет 250
Буду петь Тебе Господь 23
В вышине под небесами 108
В день воскресный 307
В день когда труба Господня 280
В небе построен 268
В небесах радость 271
В небесах родина моя 264
В поисках грешных 241
В радостный день воскресенья 300
В Себе Самом Господь Христос 136
В сей час да слышит вся земля 294
В служеньи вечному ученью 172
В Тебе нашла Спаситель 190
В тени крыл Его 207
В той стране на поле 110
В час когда с холмов зарею 273
Велики и чудны дела Твои 44
Великий Бог всесильный Бог 38
Великий Бог Создатель 43
Великий Бог Ты сотворил весь мир 5
Величит душа моя Господа 290
Величит душа моя Господа 291
Величит душа моя Господа 292
Вера щит от стрел сомненья 206
Вера в Христа 244
Вера предо мной открыла 175
Взглянь страдалец на Христа 236
Взглянь хор ангельский грядет 120
Вкусите все и узнайте 187
Вместе мы с вами верили 254
Воду живую Иисус дает 230
Возвожу очи мои к горам 211
Воскрес Христос 143
Воскресшему служу я 156
Воспойте песню 21
Воспою я милость Господа 33
Воспряньте дети Божьи 150
Восстань и пой 258
Восхвалю имя Бога 12
Вот Агнец непорочный 128
Вот голос небесный звучит 215
Вот дремлет Гефсиманский сад 122
Вот Жених идет 160
Вот идет Господь с сияньем 169
Вот мира день 228
Вот у дверей стоит Судья 164
Все вперед работники Христа 257
Все горе и скорбь пройдут 218
Все мироздание поет 29
Где будешь вечность проводил? 234
Гефсиманских терзаний уж нет 125
Голгофский холм 137
Горит костер 180
Господа хвалите 19
Господи Боже нашего спасенья 82
Господи Кто может пребывать 194
Господи Радуется душа моя 77
Господи кто поверил 140
Господи помилуй нас 97
Господь зовет вставай 256
Господь Иисус умерший 139
Господь как я воздам 48
Готово сердце мое 6
Готово сердце мое 7
Да будет милостив Господь 95
Да восстанет Бог 45
Да не смущается сердце 220
Да услышит тебя Господь 85
Да воскрес из мертвых 148
Да воскрес Спаситель 146
Дай познать душою 54
Добрый Пастырь призывает 223
Друг мой печальный 233
Дружно дружно за работу 253
Дух плоды производящий 171
Душа покой находит 133
Если сердце одиноко 199
Есть ведь чаша утешенья 195
Жду Тебя 275
Жених идет 166
Жизнь мира распинают 135
Звучит труба 162
Звучите трубы юбилея 295
Земля наполнилась славой 152
И сняли с Него одежды 129
Ибо так возлюбил Бог мир 58
Из глубины взываю к Тебе 80
Изполнилось время 224
Иисус Господь нам открыл 134
Иисус наш Господь 265
Иисуса нежный глас звучит 246
Имя Христа восхваляйте 36
К Тебе Господи возношу душу 75
Как  на небе песни 239
Как вожделенны жилища Твои 104
Как лань желает к потокам 3
Как любит Бог 55
Как прекрасен небесный дом 281
Как радостно и как приятно 198
Как хорошо и как приятно 202
Какой восторг и мир 296
Ко Мне обратитесь 242
Когда беда ужасней 245
Когда вернется в мир Спаситель 167
Когда идешь в дом Божий 304
Когда мне скорбь 99
Когда твой путь земной пройдет 177
Кто начал путь свой 184
Кто посеял Божье семя 309
Любить Кто ж постиг это слово 200
Любовь причина мирозданья 49
Много лет 179
Молись друг мой молитвой веры 64
Молитвы день 93
Мы избраны Богом 251
Мы молим и просим Тебя 90
Мы привествуем вас 283
На земле унылой 193
На крыльях благоговенья 96
На могучих крыльях веры 214
На мощных крыльях орлиных 208
На небе нет больше страданий 279
На Тебя Господи уповаю 69
Над великою страною Россией 305
Над Вифлеемом поднялась 112
Над морем мятежным 178
Настала ночь 168
Наш Господь в этот день воскрес 145
Нашел себе Друга 46
Не бойся странник ободрись 219
Не знаем когда 165
Не смолкнет 274
Не смущайся только веруй 235
Не стучися в окошечко пташечка 197
Небесный дом 277
Небо Небо 266
Небо земля торжествуют 157
Некто в ворота небес войдет 261
Нет больше утешенья 192
Нивы налилися 308
Ныне отпускаешь раба твоего 287
Ныне отпускаешь раба твоего 288
Ныне отпускаешь раба твоего 289
О Боже мой благодарю 22
О Боже мой услышь молитву 74
О Боже Ты и жизнь и свет 51
О Божья любовь 84
О братство святое 183
О братья в путь дорогу 298
О великий Иегова 303
О вера вера мощная 209
О Вифлеем земля святая 106
О Господь всесильный 81
О друг Ты голоден душою? 217
О Дух Святой Тебя умоляем 173
О Иисус Нет краше ничего 56
О Иисус Ты мой Спаситель 26
О как быстро дни проходят 286
О как прискорбны горьки нам 132
О неужели Царь вселенной 57
О приди заблудший грешник 243
О радуйтесь и пойте 31
О сердце воспеть я желаю 52
О славьте Творца с торжеством 16
О сруби о сруби 311
О Ты в любви к нам 101
О Ты Кого хвалить не смею 70
О Ты пространством бесконечный 42
О услышь молитву 79
О храни меня Спаситель 78
О Церковь Христова Невеста 163
О где же мой сын? 249
Он жизнь за нас отдал 222
Осанна Осанна 114
Отец людей и поколений 91
Отзвучал благовестника глас 225
Открой мое сердце 247
Отче наш 59
Отче наш Бог 83
Отче наш Ты видишь 72
Отче наш сущий на небесах 60
Отче услышь нас 88
Очень рано на пассвете 142
Папа мой папа 226
Пасхальный день 147
Перед Пилатом Иисус стоит 127
Перед Тобой сердца и лица 67
Плачь мой брат 189
Под влияньем наставлений 306
Пойте Господу 212
Пока горит огонь 262
Полный радости святой 260
Помни око Его над тобою 213
Послушаю что скажет Бог 302
Пред нами год новый 285
Предвечный Бог 14
Привествуем мы всех людей 284
Приди ко Мне 221
Приди ко Мне 229
Принят раб твой на Сион 293
Присмотримся братья 259
Приятно братьям вместе 196
Прославьте Бога сил 18
Прославьте Бога 10
Проснись земля 161
Проснись от сна восстань 252
Проснись Сион 159
Пусть все народы возликуют 151
Путь последний Христа 130
Радостно радостно утром (Счастье) 301
Радуйся душа живая 270
Радуйся небо 119
Радуются все ангелы 111
Разве ты не слышал 204
С мыслью о спасении меня 188
Сам Спаситель приглашает нас 238
Свят свят свят Бог 25
Святой Сион 269
Святую ночь в Гефсимании 123
Се стою у двери и стучу 231
Сей день 4
Синее небо 263
Сколько чудных здесь мгновений 267
Слава во вышних Богу 121
Слава Творцу 118
Слава Слава 1
Слава хвала в вышних Богу 115
Слава хваление Господу 27
Славлю Тебя Господи 32
Славу оставив неба 138
Славь весь мир 105
Славьте Бога с торжеством 28
Славьте Господа 35
Славьте Творца все народы 11
Славьте Творца восхваляйте 2
Слушай мой друг 237
Слушай ангельские хоры 117
Слушай Иисус стучит 248
Слышно призывное слово 312
Спит Вифлеем 109
Спросит Господь тебя 191
Средь ночного мрака 255
Сторож скажи сколько ночи? 272
Стройно шествуем мы 176
Счастье (Радостно радостно утром) 301
Так недавно расцветали 278
Там в небесеом краю 276
Творец людей 186
Творца хвалить желаю 15
Тебя мы провожаем 299
Тени ночные сгустились 124
Тихо плакала Мария 155
Только в Боге 205
Только вера во Христа 227
Ты мне Отец а не судья 53
Ты оставив Отца 240
Убойтесь народы все 158
Уж солнце укрылось 210
Укрылось солнце 149
Услыши Господи 71
Услышь Господи правду 86
Услышь Господь молитву 63
Услышь Господь молитву мою 73
Утро чуть брезжит 153
Хвала Тебе великий Бог 102
Хвала Тебе наш Бог Творец 310
Хвала Тебе Эммануил 24
Хвалите все имя Христово 37
Хвалите Господа все народы 40
Хвалите хвалите Бога 41
Хвалу поет стогласный хор 8
Храни меня Боже 87
Христос родился 116
Христос осмеянный толпою 131
Христос распятый за людей 141
Час настал благословенья 94
Чудный свет Христова воскресенья 154
Чудный великий Бог 47
Шествуем к небу 181
Шествуем мы в Ханаан 182
Я веровал 30
Я видел небо новое 282
Я искал так много лет 232
Я славлю Тебя мой Спаситель 13

Подойдя к источнику, они решили подкрепиться. Богач поделился со спутником своей едой и, услышав следующую историю из его жизни, отдал еще две лиры. О, как он был милосерден! Получивший же шесть лир вместо признательности, внезапно выхватив из-под одежды меч, потребовал седьмую лиру. Черная неблагодарность! Чего же он достоин? – закончил свой рассказ священник.

  • Смерти! – закричали его слушатели.
  • И вы заслуживаете такого строгого наказания, – сказал он им.
  • Вы и есть тот самый неблагодарный нищий. Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя, а вы и этот день похитили у Него.

Воскресенье – это день, который мы обязаны всецело посвятить Богу, но многие ли сегодня спешат в Дом Молитвы? Для многих ли воскресенье – самый долгожданный день недели, потому что открывается возможность послужить Богу и людям? А может быть, кто-то считает, что это день для того, чтобы совершить покупки в магазине, отдохнуть на лоне природы или удачно порыбачить? Кто может сказать с радостью в сердце, что он еще заранее готовится к этому дню, чтоб со всей семьей пойти в церковь, помолиться Богу, услышать Слово от Него и воспеть хвалу? Да, да! Не в одиночку, а со всеми домашними! Ведь если дети не привыкнут вместе с нами идти в храм еще в детском возрасте, они никогда не зайдут в него, будучи взрослыми. Прописная истина, но как часто она в глубоком пренебрежении среди христиан!

В 1884 году в Лондоне с визитом находился царь Николай. Он хотел посетить в воскресное утро одну мастерскую, пользующуюся мировой славой. Послали к управляющему, чтобы сообщить волю монарха.

  • К сожалению, – ответил управляющий, – мастерская в воскресенье утром не работает.
  • Надо открыть на час-два, этим вы заслужите благосклонность царя со всеми вытекающими отсюда последствиями, – услышал он.
  • Благосклонность царя? Но даже если я прикажу начать работу в воскресенье утром, рабочие не выполнят моего приказа, потому что он противен воле Божией. В это время они будут в церкви, – ответил управляющий.

К великому сожалению, не многие  так рассуждают в наши дни. А ведь стоит позаботиться о своей бессмертной душе, чтобы напитать ее небесной манной. Автор одного из стихотворений сказал: «Не земле лишь одно в мире место осталось, это Божьего храма уютный очаг». Под святые своды этого храма стремится наш дух!

«Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий» – гласит нам текст Писания. Мы должны приготавливаться к служению в Доме Божием еще с того момента, когда просыпаемся рано утром и помышляем о том, что пойдем на встречу с живым Богом. Наш внутренний мир особым образом должен откликаться на это желание: и одеваться мы обязаны иначе, не так, как мирские люди, и не позволять себе что-либо делать, как в обычный день, и стараться, чтобы не было лишних, пустых  разговоров, но сосредотачивать свое внимание на встрече с Отцом Вечности.

Прочитанное нами место Писания можно разделить на две части. В первой части Соломон учит нас, чтобы мы наблюдали за ногою своей, особенно тогда, когда направляемся в дом Божий.
Во второй части этого стиха говорится о том, чем более всего должен быть занят человек, когда он находится в доме Божьем.

Размышляя над этим местом Писания, невольно приходит на память событие, когда царица Савская посетила Соломона. Она обратила внимание на то, как царь шел в Дом Божий. Это был особенный момент в его жизни, который не остался незамеченным! Писание призывает нас: «Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род» (Пс.99:4-5). Давид восклицает:  «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс.26:4).  О, как восторженно звучат его слова: «Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень»  (Пс.121:1).

Дорогие читатели! Бог благоволит к нам, когда мы в смирении и трепете поклоняемся Ему. «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим», – говорит Господь (Ис.66:2). Особенно важно посещение церкви в последнее, лукавое время. Апостол Павел напоминает нам:  «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр.10:25). Бог обещает Свое присутствие даже среди небольшой группы верующих. Христос говорит: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20).

ЧТО ЖЕ ЗНАЧИТ НАБЛЮДАТЬ ЗА НОГОЮ СВОЕЮ, КОГДА МЫ ИДЕМ В ДОМ БОЖИЙ?

Следует ли понимать это место Писания только в буквальном смысле или Господь хочет преподать нам более глубокий и важный урок?

Псалмопевец Давид однажды сказал: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божье» (Пс.49:23). Если мы сравним этот стих со словами Екклесиаста, то станет ясно, что наблюдать за ногою своей, равнозначно наблюдению за направлением своих мыслей. Дом Божий, это место, где никто не должен быть равнодушным к действиям Вседержителя. Собрание святых, это Божии дети, сродненные Кровью Христа и объединенные одним желанием – возвеличить Его Голгофский подвиг.

Христиане – это особая общность людей, думающих в одном направлении, как бы угодить Богу. Еще издревле Господь побуждал евреев размышлять о Его милостях и помнить путь, по которому Он их вел.  Находясь в присутствии Всемогущего Бога, мы обязаны устремлять взор веры к престолу благодати, откуда приходит помощь и сила для борьбы со грехом. Таким образом, слово наблюдай, имеет значение: не забывай, но помни; отмечай особым образом, делай это постоянно. Поступая так, мы созидаем свой духовный храм и возрастаем во спасение.

НАШИ ДЕЙСТВИЯ НА ПУТИ В ДОМ БОЖИЙ.
Итак, перед тем, как выйти из наших временных жилищ, необходимо задать себе важный вопрос: «Все ли я сделал, чтобы быть в мире с теми, кто по каким либо причинам остался в доме»? Возможно, кто-нибудь причинил боль своим родным или близким, оставив их дома в состоянии недовольства или горечи? Быть может, покидая дом, мы, вместо улыбки на лице, с шумом хлопнули дверью? При этом оставшиеся дома люди в недоумении качали головой и с сожалением говорили: «А еще называется верующим и пошел на собрание молиться Богу. Как же он предстанет в таком состоянии пред Богом?»  Да не будет такого состояния с нами!  Будем наблюдать за собой на пути от нашего дома до Дома Молитвы.

Не секрет, иногда из наших домов мы выходим в возвышенном настроении, а в Дом Божий приходим расстроенные или даже раздраженные. В чем дело? Кто нарушил сердечный мир или вывел из состояния равновесия? Мы не раз слышали о том, как диавол хочет, чтобы мы осквернили свои уста, когда кто-то подрезал наш автомобиль на дороге или двигался по проезжей части «черепашьим ходом». Сколько горя приносит нам язык, будучи воспаляем от гиены! Как часто можно услышать бранные слова из уст христиан. Да поможет нам Господь постоянно наблюдать за собой, за нашими мыслями и состоянием духа на пути в дом Божий. Не позволим сатане обокрасть нас в пути.

НАШИ ДЕЙСТВИЯ В ДОМЕ БОЖИЕМ. По великой милости Божией мы благополучно прибыли в дом Божий, возможно, задолго до начала богослужения. Господь хочет, чтобы мы в молитвенном доме не занимались пустыми разговорами, пересудами друг друга, распространением сплетен, но время, оставшееся до начала богослужения, посвятить тихой молитве, приготовляя, таким образом, свое сердце к слушанию Божьего Слова! Кто – то справедливо сказал: «Когда входишь в храм думай о том, что Господь и все Ангелы смотрят на тебя, поэтому будь особенно благоговейным и имей страх Божий». Однажды Бог сказал Моисею: «Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Деян.7:33). От наших прародителей Адама и Евы Бог требовал лишь одну жертву – послушание и смирение перед Его величием. Писание говорит: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» (Пс.49:23).

При жизни Христос неоднократно говорил: «Кто имеет уши, чтоб слышать, да слышит». Апостол Павел, разумея эту истину, сказал: «Вера от слышания». Ах, как важно настроиться на Божественную волну, чтобы не затеряться среди множества ложных голосов. Время, в которое мы живем, характерно тем, что люди «от истины отвращают слух», а более расположены к различным небылицам и басням. Услышать Слова от Бога в Доме Божием, значит сделать переоценку ценностей внутри своего храма. «Будь готов более к слышанию» – это клич Господа к христианам последнего времени.

Писание вновь напоминает, что наше служение должно быть сосредоточено на Боге, а не на человеке. На иврите эта фраза звучит намного строже: «будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению глупцов, которые не знают, что поступают неверно». Из вышеприведенных слов Соломона можно сделать вывод о том, что мы можем даже не подозревать неправильных поступков, когда не анализируем всех своих дел.  Библия предостерегает нас, чтобы мы не были «детьми умом» (1Кор.14:20), но «копая и углубляясь» (Лук.6:48), пытались постичь не только волю Бога, но глубже уразумели смысл Его требований. Екклесиаст со скорбью в сердце говорит о том, что его современники приносили жертвы, которые были «мерзостью пред Господом» (Притч.21:27).

Еще намного ранее Господь указывал об этом израильтянам. «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть грех, что волшебство, и противление идолопоклонство» (1Цар.15:22).  «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений», – говорит Господь (Ос.6:6). Давид прекрасно понимал, что «жертва Богу дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19).

Сознание величия Бога, живущего на небе, должно побуждать человека взвешивать каждое свое слово, говорить от глубины сердца, со смирением и благоговением. Христос говорит: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Матф.6:7,8).

Итак, каждый из нас пусть задаст сегодня себе справедливый вопрос: «А для чего я посещаю Дом Божий»? Приготовляю ли я себя заранее к слушанию Слова Божия? Готов ли принять решение, если Бог постучится в сердце? Будем помнить, что Господь благоволит лишь к тем, кто «наблюдает за ногою своею, когда идет в дом Божий» и посылает ответ на молитву, когда мы чутки к Его словам.

Глава 7. Об ответственности слушателя, внимающего Слову Божьему

Красна речь слушаньем. Русская пословица

Наблюдайте, как вы слушаете. Лк 8:18

Все, о чем говорилось в предыдущих главах, в основном касалось проповедника. Завершая данное пособие, хотелось бы несколько слов сказать и об ответственности слушателя. При том, что очень многое в плане эффективности проповеди зависит от проповедника, свою долю ответственности за результат произносимого на кафедре слова должен нести и слушатель. Если посмотреть на данный вопрос в его временном измерении, нетрудно будет заметить, что ответственность слушателя последовательно определяют три фактора: его духовный настрой, во-первых, до проповеди, во-вторых (и это следует подчеркнуть особо), во время слушания проповеди и, наконец, в-третьих, отношение слушателя к сказанному, проявляющееся уже после проповеди.

До проповеди

«Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, — писал Екклесиаст, — и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению» (Еккл 4:17). Процитированные слова как нельзя лучше подходят для того, чтобы стать кредо каждого христианина, для которого слышать голос Божий есть главный нерв всей религиозной жизни. Фактически Соломон говорит здесь об ответственности всякого богобоязненного человека, направляющегося в дом Божий, следить за малейшими движениями своих мыслей. От него зависит очень многое (даже больше, чем он может полагать) в том, что касается собственного влияния на свой же духовный мир: какое русло придать своим мыслям, на чем сосредоточить размышления, что ответить голосу совести. Кроме того, очень многое зависит от той установки, с которой христианин приступает к тому или иному делу или деланию. Если верна мотивация, ясны цели и правильно определены средства для их достижения, тогда неизбежен и высокий результат. Екклесиаст очень проницателен, когда утверждает, что смыслом истинной религии и главным содержанием богослужения является не то, что человек делает, а то, что делается с ним. Иными словами, главное в богослужебной жизни верующего заключается не в том, чтобы что-то принести Богу, пусть даже это требуется законом или диктуется обязательствами обета, данного Богу (см. контекст — Еккл 5:3, 4), но в том, чтобы внять гласу Божьему. Если не слышен глас Господень или притуплено чувство, которое должно этот глас распознавать, к нему прислушиваться, на него откликаться, религия сохраняет не большую ценность, чем любой другой предмет для антропологических исследований. Стало быть, настраивать себя на слушание Слова Божьего есть один из библейских императивов, который следует выполнять с такой же тщательностью, как и другие веления Божьи. Что может содействовать этому?

Путь к духовным высотам нередко пролегает через вполне материальные места, на что обращалось внимание еще в те времена, когда израильскому народу прививались азы богослужебной жизни.

Вот что сказал Господь: «завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня» (Исх 16:23).

И сказал Господь Моисею: «пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай» (Исх 19:10, 11).

Кроме того, самое серьезное внимание обращалось на состояние жилищ израильтян (Лев 14), что было вполне логично, так как самое первое приобщение человека к Торе происходило именно в доме (Втор 6:7; 11:19). Таким образом, эти и другие содержащиеся в Законе требования можно рассматривать в расширенном значении как относящиеся к приготовлению всего жилища для богослужебного времени. Не секрет, что степень чистоты и уюта в жилище влияет не только на телесное самочувствие человека, но и на его духовно-эмоциональное состояние. Гигиена души начинается с элементарного наведения порядка в жилых помещениях квартиры или дома, в кухне, на письменном столе и т. д. Этим устраняется все, что может послужить источником раздражения или дискомфорта и соответственно помешать молитвенному уединению в Слове Господнем.

Идет ли речь об утреннем или вечернем богослужении в доме молитвы, лучшей подготовкой к нему должно стать семейное богослужение, включающее молитву, пение псалмов, чтение Священного Писания и свидетельства его участников о деяниях Божьих в их жизни. Но немаловажное значение имеет и то, какую трапезу вкушает человек, собирающийся на богослужение. Некоторые христиане имеют твердое убеждение в том, что идти на богослужение можно только натощак, а сытость человека, пришедшего на поклонение в дом Господень, гриничит с богохульством (1) . Другие вообще не обращают на такие вопросы никакого внимания. Но какой бы точки зрения мы ни придерживались, важно все же согласиться с тем, что если и садиться за стол перед тем, как направиться в дом Божий, то не помешает, во-первых, позаботиться о том, чтобы трапеза была низкокалорийной, и, во-вторых, чтобы «поставить преграду гортани своей» (Притч 23:2). Как писал Дитрих Бонхеффер,

в навыке воздержания отчетливо выявляется, что моя жизнь как христианина чужда миру. Жизнь без аскетического навыка, уступающая всем желаниям плоти… такая жизнь едва ли приготовится к служению Христу. Сытая плоть молится неохотно и не отдает себя на самоотверженное служение. Поэтому пусть плоть узнает в ежедневном и чрезвычайном навыке и дисциплине, что своих прав у нее нет. Этому помогает ежедневный, размеренный навык молитвы, как и ежедневное размышление о слове Божьем, помогает всякий навык телесной дисциплины и воздержания (2) .

Действительно, кто назовет умным спортсмена, который перед тем, как пробежать определенную дистанцию, «укрепляет» себя плотной едой? Собираясь на богослужение, христианин тоже готовится пробежать, но уже духовное поприще. Насколько успешен будет этот бег (в данном случае — это внимание к звучащему в пасторской проповеди Слову Божьему), во многом зависит от подготовки бегущего, включающей в себя и такой аспект, как качество и калорийность вкушаемой пищи.

В англиканском соборе св. Албания (Англия) хранится древняя реликвия — расческа, которой символически пользовался священник, готовящийся к совершению священнодействия. Этим подчеркивалась необходимость «причесать» мысли перед тем, как стать не только участником богослужения, но в каком-то смысле и его творцом: ведь духовная действенность акта богопоклонения, его освящающее влияние во многом зависят от духовного состояния священнослужителя. Однако не должны ли выполнить свою часть подготовки к восприятию звучащей на богослужении проповеди и прихожане, заблаговременно «причесав» свои мысли молитвой и другими действиями, непосредственно предшествующими совместному вниманию гласу Божьему и поклонению Ему в церкви как освященном святым присутствием месте?

Во время проповеди

По вполне очевидным причинам, действенность пасторской проповеди ни от чего не зависит так сильно, как от внимания, сосредоточенности и открытости к ней со стороны слушателей непосредственно в минуты ее произнесения. «Наблюдайте, как вы слушаете» (Лк 8:18), — заповедал всем Своим последователям Спаситель Иисус Христос. За чем же должны наблюдать слушатели Слова Божьего?

Ввиду того, что наибольший процент информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения, чрезвычайно важно следить за тем, куда во время проповеди обращен его взгляд. Некоторые предпочитают не сводить глаз с проповедника, как это было в минуты произнесения Иисусом Своей первой проповеди в Назарете, когда «глаза всех в синагоге были устремлены на Него» (Лк 4:20). Однако взгляд, обращенный на проповедника, может как содействовать вниманию к произносимому им слову, так и препятствовать этому: все зависит от того, что слушатель видит в священнослужителе. Дело в том, что излишнее внимание к внешности проповедника, его жестам и манере держать себя на кафедре может не обострить, а притупить восприятие звучащей в его проповеди вести. Внешнее внимание к стоящему на кафедре вестнику, не будучи подкреплено внутренним, исключительно духовным интересом к его слову, большой пользы слушателю не принесет. Такое лицезрение имеет эффект дешевого шоу и вызывает очень поверхностное, в сути своей обмирщенное восхищение проповедником как оратором, оставляя фактически не затронутым внутренний мир слушателя.

Конечно, никто не знает так хорошо того, какими глазами смотрит на проповедника слушатель, как сам слушатель. Но если он или она замечают, что зрительный контакт с проповедником во время проповеди задает неверное русло течению их мыслей, необходимо периодически отводить взгляд с оратора долу. Это, как может показаться поначалу, чисто механическое действие непременно должно повлечь за собой изменение качества духовного восприятия Божественной вести и перевести фокус внимания слушателя с образа зримого на слово слышимое.

Но, пожалуй, худший вариант слушания проповеди (если не считать откровенной дремоты, что тоже не такая редкость, особенно в плохо проветриваемых помещениях) — это блуждающий по залу взгляд слушателя. Блуждающий или рассеянный взгляд выдает в прихожанине человека поверхностного, не понимающего настоящей цели своего нахождения в доме Господнем, — человека, который, подобно еще вчерашнему рыбаку Петру, думает «не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16:23). Приходить на проповедь, питая больший интерес к людям, которым она адресуется, нежели к Богу, ее вдохновляющему, значит не понимать смысла и назначения христианской Церкви. За формальное отношение к голосу Божьему, звучащему в проповеди священнослужителя, слушатели вынуждены платить душевной пустотой, которую они очень быстро почувствуют, оказавшись в суете повседневной жизни. Расточительное отношение к собственному воображению, проявляющееся в чрезмерном внимании к тому, что «человеческое, а не Божье», рождает определенные образы даже в самом благочестивом сознании, и какие это образы, можно догадаться, приняв во внимание тот факт, что в своем поведении и стиле одежды христиане становятся все более раскованными, да и СМИ немало потрудились в плане раскрепощения (впрочем, раскрепощения ли?) нации, особенно что касается ее подрастающего поколения. Только один пример, причем даже не из двадцатого века, пережившего сексуальную революцию и давшего человечеству вкусить сладость слов «все относительно», а викторианского девятнадцатого. Итак, отрывок из рассказа французского писателя Эмиля Золя (1840-1902) «Воздержание».

Когда викарий в широком ангельской белизны стихаре взошел на кафедру, маленькая баронесса уже сидела с блаженным видом на обычном своем месте — у отдушины жарко натопленной печки, перед приделом Святых ангелов.

Приняв подобающую благоговейную позу, викарий изящным движением провел по губам тонким батистовым платочком, затем развел руки, подобно крыльям готового взлететь серафима, и, склонив голову, заговорил. Сначала голос его звучал под широкими сводами церкви, как отдаленный рокот ручья, как влюбленный стон ветра в листве. Но понемногу дуновение становилось сильней, легкий ветерок превращался в бушующий ураган, и речь загремела мощными громовыми раскатами. Но даже среди самых страшных вспышек молний голос викария внезапно смягчался, и яркий луч пронизывал мрачную бурю его красноречия. При первых же звуках шелестящего в листве ветерка на лице маленькой баронессы появилось то выражение сладостного восторга, какой должна испытывать особа с тонким музыкальным слухом, которая приготовилась наслаждаться тончайшими оттенками любимой симфонии. Она была восхищена нежной прелестью вступительных фраз; она с вниманием знатока следила за нарастанием грозовых нот так умело подготовленного финала, а когда голос викария достиг наивысшей силы, когда он загремел, повторенный многократным эхом высокого нефа, баронесса не могла удержаться и, удовлетворенно кивнув головой, скромно пролепетала: «Браво!»

Это было райское блаженство. Все святоши млели от удовольствия — Настал час, братья и сестры, когда все мы должны, подобно Иисусу, нести свой крест, надеть терновый венец, взойти на Голгофу, ступая босыми ногами по камням и колючим кустарникам.

Баронесса, видимо, сочла, что фраза очень приятно закруглена, она зажмурилась, и сердце ее сладко заныло. Симфония речей викария баюкала ее и, слушая мелодичный голос, она погрузилась в полусон, полный интимных переживаний.

— Плачьте, плачьте, — твердил он угасающим голосом, проливая слезы, — плачьте о себе, плачьте обо мне, плачьте о Господе Боге. Маленькая баронесса, казалось, спала с открытыми глазами, она словно оцепенела от жары, ладана, наступающей тьмы. Она сжалась в комок, она затаила в себе сладостные, полные неги ощущения и втихомолку мечтала о приятнейших вещах.

Рядом с нею в приделе Святых ангелов находилась большая фреска, на которой была изображена группа красивых молодых людей, полунагих, с крыльями за спиной. На лицах их застыла улыбка любовников, а их согбенные, коленопреклоненные фигуры, казалось, с обожанием взирали на невидимую маленькую баронессу. Какие красавцы, какие у них нежные губы, атласная кожа, мускулистые руки! Один из них положительно напоминал молодого герцога де П., большого приятеля баронессы. В забытьи баронесса спрашивала себя, хорош ли будет герцог нагим, с крыльями за спиной. А минутами ей казалось, что большой розовый херувим одет в черный фрак герцога. Затем сновидение становилось явственнее, это и вправду был герцог; нескромно одетый, он посылал ей воздушные поцелуи (3) .

Другой, ничем не лучше описанного выше способ слушания проповеди можно было бы назвать бегством человека от самого себя, «бегством в безличное» (4) или, если говорить языком не психологии, а Библии, ожесточением сердца. Великое Божье милосердие к человеку заключается в том, что Он никогда не льстит ему Сам и не желает, чтобы другие льстили ему.

Господь всегда честен в Своих взаимоотношениях с сотворенными Им существами, поэтому Его голос нелицеприятен, а подчас строг и взыскателен. Но приправленная солью правда не каждому приходится по вкусу, отсюда — возведение человеком всяческих препятствий на ее пути, чтобы любой ценой сохранить себя в ауре иллюзорного покоя. Так происходит его бегство от действительности, имя которой — «я». Но далеко ли может убежать такой человек?

Действительно, во время проповеди должен происходить диалог не только между проповедником и слушателями, но и диалог человека со своей душой (вспомним здесь: «Что унываешь ты, душа моя…» — Пс 41:6,12; 42:5). В таком случае ключевое значение имеет то, что человек говорит себе, своему «я», когда слышит голос Божий, звучащий устами проповедника? Как человек встречает правду, которая выходит ему навстречу в Божественном одеянии, без маски и фиговых листьев? Охотно ли он принимает ее в обитель своего сердца или вежливо выпроваживает туда, откуда она явилась ему? Перечисленные вопросы очень сокровенны, каждый отвечает на них по-своему. Но проповедник вправе ожидать того, что его слушатели все же не пустятся в бегство от себя и добровольно вернутся к себе же и таким образом — к Богу. Или наоборот: их возвращение к Богу произойдет через возвращение к себе. Честность и любовь к Богу, превосходящая любовь человека к себе, — вот от чего зависит то, смягчится ли сердце человека, состоится ли его возвращение к себе путем Слова, с которым к нему обратился Бог. В Послании к Евреям трижды повторяется, на мой взгляд, лучший совет, касающийся того, как нужно слушать Слово Божье:

Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне (Евр 3:7, 8, 15; 4:7).

Учить этому духовному искусству трудно, но необходимо, иначе не избежать «развоплощения» проповеди и превращения ее в голую риторику.

После проповеди

Вопреки распространенному мнению, критерием состоявшейся проповеди является не то, было ли ее интересно слушать, хотя это тоже важно, но исполнились ли слушатели решимости повиноваться услышанному. Собственно, говорить о слышанной проповеди: «Она мне понравилась/не понравилась» по меньшей мере некорректно. Если священнослужителю удается открыть перед своими слушателями духовную перспективу жизни, возжечь в них стремление жить по заповедям Господним, а не по прихотям плотского сердца, и пробудить в них горячее желание понести услышанную весть о Христе, «и притом распятом», дальше, вот тогда о прозвучавшем слове можно говорить как о проповеди. В противном случае слово пастора из-за кафедры ничем не будет отличаться от игры шарманщика, однообразными звуками развлекающего праздных зевак. Эти два образа — развлекающий публику музыкант-певец и пророк, чьи слова услаждают слух, но не находят отклика в человеческой душе, — достаточно ярко запечатлены в словах Иезекииля:

А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату: «пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа». И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицом твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их. И вот, ты для них как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их (Иез 33:30-32).

Об этом же писала и вестница Господня:

Из-за красноречия люди могут забыть об истине, оказавшейся разбавленной его ораторским искусством. Когда проходит первое восхищение, обнаруживается, что Слово Божье не оказало глубокого воздействия на ум слушателей, и они не достигли его понимания. Возвращаясь из церкви, люди могут с восторгом говорить об ораторских способностях человека, который обратился к ним с речью, не будучи покорены истиной и нисколько не приблизившись к принятию решения. Они обсуждают проповедь таким же образом, каким они обсуждали бы театральную пьесу, а о проповеднике судят как об актере. Такие люди могут вновь прийти, чтобы и впредь слушать такого рода выступления, и потом уходить, не испытав благоприятного впечатления и не утолив голода.

Не следует поощрять в людях стремление превозносить ораторское искусство говорящих. Такого рода «проповедничество» оказывает на ум слушателей такое же воздействие, какое производит чтение увлекательного рассказа. Это — эффект возбуждения, но не преобразования характера человека Какая ценность в том, что люди будут думать больше о служителе, если у них нет почтения к спасающей, испытывающей их истине? (5)

Понятно, что никто из пасторов и проповедников не хотел бы видеть такое к себе отношение. И если священнослужитель, чтобы стать устами Господними и возвестить людям слово Господне, сделал все от себя зависящее, тогда вся ответственность за пренебрежительное отношение к голосу Божьему ложится на слушателя. Спаситель Иисус Христос сказал об этом очень категорично, когда в завершение Нагорной проповеди в форме доходчивой притчи напомнил Своим слушателям об их личной ответственности за каждое услышанное, но не исполненное слово:

Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф 7:24-27; здесь и далее в библейских цитатах выд. мной — Ю. Д.).

Более того, каждый человек, если он повинуется слову Божьему, вступает в самые близкие, по существу, родственные отношения с Иисусом, в Котором это слово воплотилось, и обретает подлинное блаженство богоугодной жизни:

«Мать Моя и братья Мои, — сказал Спаситель, — это те, кто слушает слово Божье и повинуется ему» (Лк 8:21 — П. К.).

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко (Откр 1:3).

Таким образом, мы убеждаемся в том, что как есть культура мысли и слова, так есть и культура восприятия речи. Проповедник и его слушатели, вместе будучи объектами действия Божественного глагола, должны нести ответственность не только за себя, но и друг за друга. Забота священнослужителя о пастве в данном случае могла бы проявиться в обучении людей умению слушать, что тоже входит в его обязанности. Последнее возможно лишь в том случае, если пастор сам отличается тактом и умением слушать своих прихожан. Но недопустимо перекладывать проблемы с больной головы на здоровую, свидетелем чего довелось стать автору этих строк, когда проповедник, сам будучи не подготовлен к публичному выступлению, позволил себе открытый выпад против детей. Прервав свое выступление, он сказал им буквально следующее: «Дети, вы мне мешаете». Это было сделано бездарно и вопреки всем законам публичного выступления. После этого слова другого ведущего о том, что «здесь присутствует Христос», всерьез уже не воспринимались. Куда предпочтительней был бы для священнослужителя другой путь: учить людей культуре восприятия звучащего слова, прививать им навыки активного слушания и умение поддерживать диалог между внешним словом и своей внутренней речью.

Но какую позитивную роль могли бы сыграть сами члены церкви в том, чтобы звучащее для них пасторское слово вернее достигало своей исконной цели? Трудно не согласиться с тем, что тот упадок, который переживает проповедь в некоторых общинах, в какой-то степени обусловлен невзыскательностью прихожан к звучащему с кафедры слову. Если говорить прежде всего о христианских общинах протестантского типа, к которым безусловно относятся адвентистские церкви, то конструктивными советами члены церкви могли бы помочь священнослужителю подняться на более высокую ступень проповеднического искусства. Это вовсе не означает того, что нужно открыть дверь для разгула критики и сделать из священнослужителя мишень для метания язвительных стрел. Отнюдь нет. Вестница Господня настойчиво призывает всех членов адвентистской Церкви воздерживаться от слов критики, высказываемых в адрес священнослужителя и его проповеди:

Если вы выслушиваете проповедника так, как будто он не уполномочен свыше, значит, вы не уважаете его слова и не принимаете их как весть от Бога. Ваши души не будут питаться небесной манной; у вас начнут возникать сомнения относительно тех истин, которые неприятны для плотского сердца, и вы станете судить о проповеди так, как если бы это была научная лекция или речь политика. А когда богослужение закончится, у вас уже будет готов целый ворох претензий и язвительных замечаний, свидетельствующих о том, что прозвучавшая весть, какой бы верной и нужной она ни была, не принесла вам никакой пользы. Вы не цените ее; у вас развилась привычка все критиковать и ко всему придираться, поэтому вы выискиваете и выбираете какие-то спорные моменты в проповеди и, возможно, пропускаете и отвергаете как раз то, что вам больше всего нужно.

Но слово Господа нельзя судить человеческими мерками. Сразу становится заметно, что люди, мысли которых прикованы к земле, люди, имеющие ограниченный христианский опыт и плохо понимающие сокровенные Божьи истины, будут меньше всего уважать Божьих рабов и меньше всего благоговеть перед вестью, которую Господь велит им возвещать. Они выслушивают тщательно подготовленную проповедь и отправляются домой, заранее готовые подвергнуть критике все услышанное, поэтому все впечатление, произведенное проповедью, исчезает, как утренняя роса под солнечными лучами (6) .

Однако сказанное вовсе не означает того, что пожелания, высказанные членами церкви от чистого сердца и с тактом, не сослужат проповеднику добрую службу, если они будут касаться существа дела, а он услышит их так же хорошо, как ему хотелось бы, чтобы слышали его. Известны случаи, когда проповедники, чувствуя пробелы в собственном образовании, сами просили членов церкви помогать им в усвоении стилистических, орфоэпических и иных норм русского языка. Такая форма сотрудничества не только допустима, но и желательна, поскольку в настоящее время в церкви все чаще можно встретить людей, чьи познания в грамматике языка и речевой коммуникации в целом могут превосходить познания священнослужителя в этих областях. И это будет выглядеть очень странно, если, берясь учить других, проповедник под разными предлогами сам отказывается учиться у других. Настоящий успех возможен только там, где оратор и его слушатели видят друг в друге не соперников, но сопричастников одного дела — служения Христа Своей Церкви и через нее — миру.

(1) Известный знаток русской религиозной жизни XIX века Н. С. Лесков в рассказе «Сентиментальное благочестие» пишет об этом вопросе так:».. .с точки зрения хорошего, религиозного русского человека это отнюдь не благочестиво прежде наесться и напиться, а потом идти в храм… благочестивый русский человек все-таки ходит в праздник к ранней обедне и натощак, а не чайничает прежде, чем отошла церковная служба. Это уже такой обычай» (Зеркало жизни. Спб.: «Библия для всех», 1999. С. 125).

(2) Дитрих Бонхеффер. Хождение вслед. М: РГГУ, 2002. С. 110, 111.

(3) Цитируется по: Рукопись, зарытая в саду Эдема. Составитель Н. И. Полторацкая. Лениздат, 1989. С. 78-82.

(4) Данным высказыванием автор обязан преподавателю ЗДА Вечканову Е. Ю.

(5) Lt 29, 1895. Цитируется по:

(6) Е. Уайт. Свидетельства для Церкви. Т. 5. С. 298, 301.

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here