Косьма и дамиан о чем молятся

Детально: косьма и дамиан о чем молятся - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Святые братья: Косма и Дамиан

Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Азии1 Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия – христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет Апостол: “Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь” (1Тим.5:5).

косьма и дамиан о чем молятся

Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов.

Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за сие: ибо они делали все сие не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему. И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией, и исцеляли недуги для прославления имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания. Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, без платы и награды, даром, во исполнении Христовой заповеди: “даром получили, даром давайте” (Мф.10:8)2. Посему они и получили от верующих наименование безмездных врачей и бессребреников. Пройдя так добродетельно поприще своей жизни, они мирно и благочестно скончались. Они прославились многими чудесами не только в течение своей жизни, но и по смерти, и суть теплые предстатели и добрые целители наших болезней, душевных и телесных.

О нестяжательности их и безмездном врачевании есть такое сказание:

Некоторая женщина, по имени Палладия, в течении многих лет лежала на одре болезни и не получала никакой помощи от различных врачей. Услыхав о святых Косме и Дамиане, что они исцеляют всякие болезни, она послала к ним с просьбою, чтобы они посетили ее пред смертию. Святые, вняв сей просьбе, пошли в дом ее, и тотчас эта женщина, по вере своей, получила исцеление чрез пришествие к ней святых врачей и встала здоровою, славя Бога за дарование Своим рабам таковой благодати исцелений.

Из благодарности к своим врачам за сие благодеяние, она хотела сделать им подарок. Но они не брали ничего, никогда и ни от кого, ибо не продавали благодати, которую имели от Бога. Женщина вознамерилась умолить, по крайней мере, одного из них, чтобы принял от нее самый малый дар; взяв три яйца, она пришла тайно к святому Дамиану и заклинала его Богом, чтобы он взял от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан, слыша имя Триединого Бога, взял от женщины этот малый дар, ради той великой клятвы, которою она закляла его. Святый Косма, узнав потом об этом, очень опечалился и пред своею кончиною сделал завещание, чтобы не погребали Дамиана возле него, ибо он нарушил заповедь Господню и принял от женщины награду за исцеление.

косьма и дамиан о чем молятся

XV век, Вологда

Святый Косма почил о Господе, а с течением времени пришел час кончины и Дамиана, и он преставился от временной жизни к вечной.

Люди были в затруднении – где погребать Дамиана, ибо знали о завещании святого Космы и не смели положить возле него брата его.

В то время как они недоумевали, внезапно пришел верблюд, который был прежде бесноватым и получил исцеление от святых. Он проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как он взял от женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божия.

Таким образом, честные мощи их были положены вместе, в так называемом Феремане3.

Помощь святых Космы и Дамиана

Читайте также – Рассказ Марии

Однажды, во времена жатвы, один из жителей тех мест вышел жать на ниву свою. Изнемогши от солнечного зноя и намереваясь отдохнуть, он пошел под дуб, лег и крепко уснул. Во время сна ему чрез открытый рот вползла змея. Пробудившись, земледелец сразу не почувствовал никакой боли, так что снова принялся за работу на своей ниве. С наступлением же вечера, когда земледелец пришел домой и после ужина лег на постель, то почувствовал страшную боль от того, что змея начала терзать его внутренности. Больной, не вынося страданий, стал кричать, чем пробудил от сна всех домашних. Последние, подойдя к больному и видя его страшные мучения, ничем однако не могли помочь; они даже не могли понять, что это была за болезнь. Тогда больной, не получив никакой помощи от окружавших, прибег к скорым помощникам Косме и Дамиану и воскликнул: “святые врачи, Косма и Дамиан, помогите мне”! Святые тотчас поспешили с своею помощью: больной крепко заснул, и во время сна изо рта выползла змея. Видавшие сие чудо ужаснулись и прославили святых угодников. Когда змея выползла, муж тот тотчас пробудился и, с помощью святых бессребреников, выздоровел совершенно.

Малх

Был в том месте другой муж, по имени Малх. Он жил близ храма святых врачей, Космы и Дамиана, в Феремане. Намереваясь отправиться в далекий путь, он повел свою жену к храму и сказал ей:

– Вот я ухожу в далекий путь, тебя же вручаю под защиту Космы и Дамиану: оставайся дома, пока не пришлю тебе условленный знак о себе, который ты признаешь за мой. И если Бог восхощет, то пришлю тебе этот знак и возьму тебя к себе.

Поручив таким образом жену свою святым, Малх отправился в путь. По прошествии нескольких дней, Диавол принял образ некоторого знакомого человека и, придя к жене Малха, показал ей тот знак, на который указывал ей муж, говоря: “пришлю тебе знак и возьму тебя к себе”.

Показывая ей сей знак, Диавол велел идти за ним к мужу.

– Меня, – сказал он, – прислал твой муж за тобою, чтобы привести тебя к нему.

Женщина сказала:

– Знак этот я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану; и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною ко храму святых, возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла.

Диавол дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря и клялся, говоря:

– Клянусь силами Космы и Дамиана, – не причиню дорогою тебе зла, но приведу тебя к мужу твоему.

Женщина, услышав клятву, поверила лживому бесу, бывшему в образе знакомого человека, и пошла за ним в путь. Обольститель же, взяв ее, завел в место пустое и непроходимое и хотел оскорбить ее там и убить. Она, видя себя в крайнем бедствии, возвела очи к небу и возопила из глубины сердца к Богу, говоря:

– Боже, по молитвам святых твоих, Космы и Дамиана, помоги мне и поспеши избавить меня из рук сего убийцы!

И тотчас явились скорые помощники, святые бессребреники, Косма и Дамиан. Диавол, увидев их, оставил женщину и бежал; поднявшись на высокий берег, он низринулся в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, привели в дом ее.

Женщина, кланяясь им, говорила:

– Благодарю вас, господа мои, что избавили меня от горькой погибели. Умоляю вас, – скажите мне, кто вы, чтобы мне знать, кому воздавать благодарность до конца жизни моей.

Они сказали:

– Мы – рабы Христовы, Косма и Дамиан, которым поручил тебя твой муж пред отправлением в путь, потому мы и поспешили к тебе на помощь и избавили тебя, по благодати Божией, от Диавола.

Слыша это, женщина упала на землю от страха и радости, святые же стали невидимы. И восклицала женщина, восхваляя и благодаря Бога и святых рабов Его, Косму и Дамиана. Придя в храм, она припадала со слезами к иконе святых и рассказала всем о том, что было, – как Господь явил к ней милость по молитвам Своих угодников. Молилась же она такими словами:

– Боже отцов наших, Авраама, Исаака, Иакова и семени их праведного! Ты угасил огненную печь для трех отроков4, Ты помог рабе Твоей Фекле на позорище5; благодарю Тебя, что избавил и меня грешную от диавольской сети чрез угодивших Тебе Косму и Дамиана. Покланяюсь Тебе, творящему дивные и преславные чудеса, и славлю Тебя, Отца, Сына и Святого Духа, во веки. Аминь.

Читайте также – Лазарева суббота в храме Космы и Дамиана на Маросейке

Молитва чудотворцам Косме и Дамиану

«К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

____________________________________

1 Азия, иначе Асия – это наименование употреблялось в древности не в одинаковом смысле. Первоначально оно означало небольшую, обильную возами, болотистую равнину в Лидии, т.е. средину западной части нынешнего малоазийского полуострова, на восточном берегу Эгейского моря. Римляне делили упомянутый полуостров на две приблизительно равные, части: одну, северо-восточную, лежащую при Черном море называли Понтом, другую, юго-западную, называли собственно Асией; каждая часть делилась на несколько (не всегда одинаковое число) провинций; по утверждении христианства, каждая из последних делилась, в свою очередь, в церковном отношении, на несколько епископий (еще в Апокалипсисе упоминается о 7 Асийских церквах – гл.1, ст.4, 11). С течением времени наименование Азии стали прилагать ко всему нынешнему малоазийскому полуострову, наконец – ко всей вообще части света, лежащей на востоке от нашей Европы, на одном с нею материке.

2 Слово туне и означает даром, без платы.

3 Фереман находился в Месопотамии на два дня пути от Амида (по-турецки называемый Диар-Бекира, в верховьях р.Тигра) и был разрушен Турками при первых завоевания их; при этом мощи свв. Космы и Дамиана перенесены были в Амид, где почивают и доныне.

4 Здесь разумеются три еврейских отрока – Анания, Азария и Мисаил. Находясь в Вавилонском плену, они отказывались воздать поклонение сооруженному Навуходоносором золотому истукану, были ввергнуты за это, по приказанию царя, в сильно разожженную печь, но чудесно, по милости Божией, остались в ней невредимыми, даже – со всеми одеждами (Дан.3)

5 Здесь, вероятно разумеется св. равноапостольная Фекла. Память ее празднуется 24 сентября.

Читайте также:

  • Апельсиновые святые
  • Кто такие святые?

«К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

«О чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите.

Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных, в молитве к Богу прилежных, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

косьма и дамиан о чем молятся

Икона: Святые Косма и Дамиан. Московская школа. Первая половина XV века

косьма и дамиан о чем молятся

Мемориальная доска Кузьме и Демьяну в Будапеште

Косма́ и Дамиа́н (греч. Κοσμᾶς (Cosmas) καὶ Δαμιανός, серб. Козма и Дамјан, в русской традиции известные как Кузьма и Демьян) — братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы, по церковной традиции предположительно жившие во второй половине III — начале IV вв.

Косма и Дамиан в православии

Православная церковь почитает три пары святых, живших, как считается, в разное время и разных местах:

  • Косма и Дамиан Асийские (1/14 ноября)
  • Косма и Дамиан Римские (1/14 июля)
  • Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября)

Косма и Дамиан Асийские

Косма и Дамиан, родившиеся в Асии (часть Малой Азии). Время рождения и смерти точно не известно. Считается, что они жили не позднее IV века. Их отец, грек и язычник, умер когда они были ещё малыми детьми. Воспитанием братьев в христианской вере занималась мать — Феодотия. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке. Считается, что Господь даровал им искусство исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.

косьма и дамиан о чем молятся

Святые Косма и Дамиан пересаживают ногу. Худ.

Лос Балбасес

, кон. XVI в. (Университетская библиотека.

Лондон

)

По легенде, святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от неё хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришёл верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия). По преданию и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.

Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме

Косма и Дамиан — братья родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283—285). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они, по преданию, вели строгую, целомудренную жизнь и обладали даром исцеления болезней. Своим добрым отношением к людям братья многих обращали к вере в Христа. За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами».

Духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. По легенде, услышав об этом, христиане попросили Косму и Дамиана укрыться на время ради людей, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.

В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели на суд. Братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа и отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чём вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным».

Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!». Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться в христианскую веру. Святые исцелили его. После этого Косма и Дамиан были отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.

Но старый врач-наставник, у которого братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он позвал братьев будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.

Косма и Дамиан Аравийские

Косма и Дамиан Аравийские были почти современники римским. Родина их — Аравия. Они также занимались врачебной наукой. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа.

косьма и дамиан о чем молятся

Казнь Святых Космы и Дамиана (

Фра Беато Анджелико

, 1438—1440 гг., часть большого алтаря. Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия)

Когда слух о чудесах и учении их достиг до гегемона Лисия, было приказано взять их под стражу. Приведенные в Киликию, они были представлены гегемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, гегемон приказал Косме и Дамиану принести жертву идолам. Они не стали исполнять приказание, а напротив исповедали свою веру во Христа. Тогда Лисий велел их избить и связанных бросить в море. Но по легенде, Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству. Раздраженный гегемон велел заключить их в темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.

Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их. Гегемон подвергал их все новым казням, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, гегемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали ещё трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.

Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их смерти с достоверностью неизвестно: считается, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана.

Косма и Дамиан в католической традиции

Католическая церковь чтит Косму и Дамиана (род.в Киликии или Аравии, ум. ок. 303) 26 сентября (дата была перенесена с 27 сентября после Второго Ватиканского собора, реформировавшего католический Литургический календарь).

Считается, что свою практику врачевания они осуществляли в порту Эгея (Ægea) залива Искендерун (современный турецкий город Айас (Ayas), затем в римской провинции Сирия.

Согласно Католической Энциклопедии, они не принимали за свои услуги никакой платы, за что назывались бессребрениками. Также указывается, что являясь христианами, они многих обращали к вере во Христа.

Во время правления императора Диоклетиана Косма и Дамиан были арестованы по приказу префекта Киликии Лисия, который применил к ним пытки с целью добиться их отречения от христианской веры. Однако, согласно легенде, они вынесли все испытания, причём пытки не причинили им никакого вреда. Тогда они были обезглавлены. Вместе с ними были казнены их младшие братья: Antimo, Leonzio и Euprepio, которые следовали за ними в течение всей жизни.

Одно из самых известных деяний святых — операция по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов, ногой недавно умершего мавра (эфиопа?). Этот сюжет нашёл своё отражение во многих произведениях средневекового искусства.

Этот эпизод описан в тексте инкунабулы из жизни святых, который появился в Аугсбурге в 1489 году, следующим образом: «Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были хирургические инструмента и мазь. Один спросил другого: „Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?“ Тот отвечал: „Сегодня будут хоронить чёрного мавра со здоровой ногой“. Первый сказал: „Принеси её“. Он отрезал ногу мавра, приставил её к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Косму и Дамиана».

Уже начиная с IV века в честь святых строятся церкви в Иерусалиме, Египте и Месопотамии. Их реликвии, считавшиеся чудотворными, были захоронены в сирийском городе Кир. В честь святых были построены церкви Патриархом Проклусом и императором Юстинианом I (527—565), который восстановил Кирасу и посвятил это деяние святым, но мощи святых перенёс в Константинополь. Юстиниан построил в Константинополе церковь в честь святых, которая стала местом паломничества. В Риме Папа Феликс IV перепосвятил Библиотеку Мира в базилику в честь святых Космы и Дамиана в Форуме Веспасиана. В этой церкви, которая хорошо сохранилась, имеются мозаики VI века иллюстрирующие жизнь святых.

косьма и дамиан о чем молятся

Рака с черепами Святых Космы и Дамиана в Церкви св. Михаила в

Мюнхене

Головы святых почитают в женском монастыре Кларис в Мадриде, в котором они находятся с тех пор как были подарены в 1581 г. дочери императора Священной Римской империи Карла V — Марии. До этого в X столетии они были доставлены из Рима в Бремен. Также считается, что черепа святых хранятся в Церкви святого Михаила в Мюнхене. Согласно надписи у раки с мощами, последняя была изготовлена около 1400 года в Бремене и затем в 1649 году перенесена королём Баварии Максимилианом I (родившегося приблизительно 100 лет спустя, в 1756 г.) в Церковь Святого Михаила в Мюнхене.

Косма и Дамиан считаются покровителями врачей и хирургов и иногда помещаются на медицинских эмблемах. В Бразилии святые братья считаются покровителями детей и 27 сентября детям раздаются пакетики с конфетами, на которых изображены Косма и Дамиан. В городе Изерния (Италия) они почитались в рамках фаллического культа, призванного даровать плодородие и изобилие.

Косма и Дамиан также считаются покровителями города Эссена, где находятся их мощи в сокровищнице Эссенского католического собора. Они были перенесены епископом г. Хильдесхайма Альтфридом († 874), основателя первого монастыря в Эссене.

Вопрос о числе святых и их различении

Святых бессребреников Космы и Дамиана православная церковь почитает особыми службами дважды в год — 1 ноября и 1 июля (по старому стилю). В месяцесловах к именам бессребреников прилагаются слова: в ноябре — «иже от Асии», а в июле — «в Риме мучившихся». Это прибавление наводит на вопрос: одни ли и те же бессребреники воспоминаются церковью или разные?

В древних списках после описания их жизни иногда помещалось такое обращение к читателю: «Ведомо же буди всем, творящим памяти святых Космы и Дамиана, яко три суть версты (пары, четы) святых, но теми же имены нарицаемы, и врачевскую хитрость умевающи, нареченныя безсребреники».

Указание на различие их можно видеть и в Четьях-минеях святителя Димитрия. Под 17-м днем октября там сказано: «Три суть двоицы свв. безсребреников Космы и Дамиана, купно сими имены зовомы, врачевскую хитрость имущие. Едине быша сынове Феодотии жены благочестивыя, иже с миром усопша, и положени быша на месте Фереман (1 ноября). Друзии же хождаху в Риме, имуще учителя завистлива, ихже он лестию на гору возведе, аки собирати былие, и камением поби их (1 июля). Третии же сии, ихже почитается ныне память (17 октября), бяху от Аравитския страны, врачевское художество умеющии».

Особенно наглядное указание на различие их всех представляют наши древние подлинники. В них после одежд так описывается наружный вид святых бессребреников.

  • Бессребреники от 1 ноября «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра. Преподобная Феодотия матерь их аки Евдокея».
  • Бессребреники от 1 июля: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват… в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы».
  • Бессребреники от 17 октября «подобны Флору и Лавру».

О лике бессребреников

косьма и дамиан о чем молятся

Таким образом, православная церковь полагает, что прославляемые в различные дни бессребреники Косма и Дамиан не одни и те же лица, а совершенно различные, и притом одни из них (1 ноября) скончались мирно, другие (1 июля и 17 октября) мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба 1 ноября более торжественная.

Однако, в жизнеописаниях и иконографии часто сталкиваешься с фактом смешения историй различных пар святых. Так, на фреске «Погребение Святых Космы и Дамиана» (Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия.1438 — 1440 гг.) художника Фра Джованни Анджелико мы видим погребение 5 человек, что соответствует жизнеописанию Космы и Дамиана Аравийских, и в то же время — верблюда, который приходит на похороны святого Дамиана Асийского.

Традиции почитания святых у славян

Восточные славяне. Месяцеслов

В просторечии известны как Кузьма и Демьян. В народной традиции ратники-змееборцы, кузнецы и пахари.

В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.

Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота («они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сне приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради»). Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.

Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в. имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении. Есть свидетельство о том, что для испрошения этой помощи греки приходили именно в храм этих святых.

Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». В белорусской сказке «Иван Попялов» кузнецы Кузьма и Демьян, спрятав героя, победившего змея в кузнице от змеихи, защемляют её язык раскаленными щипцами и убивают молотами (молниями), а в южнорусских и украинских сказаниях кузнецы Кузьма и Демьян (вар. кузнец Кyзьмодемьян, Борис и Глеб), поймав змея, поедающего людей, запрягают его в первый выкованный ими плуг и пашут на нём землю от моря и до моря.

Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать свадьбу — значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.

Приметы

  • 1 (14) июля: Летние Кузьминки

«Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли». В этот день святые Косма и Дамиан спускаются на землю и помогаюти крестьянам чинить старые косы и грабли. Много захочешь — пораньше с постели на сенокос вскочишь. В огородах гряды полют, вырывают корневые овощи.

  • 1 (14) ноября: Кузьминки осенние

Кузьминки — об осени одни поминки. Встреча зимы. Устанавливается первый непрочный зимний путь. Снежный день обещает будущей весной большой разлив. «Кузьма закуёт, а Михайло (8  ноября) раскуёт» (Михайловские оттепели). На Кузьму-Демьяна курицу на стол — с этого дня начинали бить кур на продажу. Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, на другой год будет мороз. Если Кузьма зол — то жди, что тебе сильно не поздоровится! Оттепели не будет.

Храмы, посвящённые святым

косьма и дамиан о чем молятся

Церковь Святых Космы и Дамиана в д.

Логдуз

. Вологодская область

косьма и дамиан о чем молятся

В России

  • Москва
    • Церковь Космы и Дамиана Римских, что в Старых Панех (она же Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Старой Певчей) (Старопанский пер., 2-4) ..1564 г., перестроена в 1803 г. в стиле классицизма, искажена в 1930 г., восстановлена в предполагаемых первоначальных формах ок. 2000 г.
    • Церковь Космы и Дамиана в Нижних Садовниках (снесена в 1932 году).
    • Храм Космы и Дамиана в Шубине (Столешников пер., 2) (она же Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Шубине) ..1722 г., в упрощенном стиле московского барокко 9 августа принято решение о восстановлении колокольни на заседании объединённой экспертной рабочей группы.
    • Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (ул. Маросейка, 14/2, стр.3) (она же Церковь Спасителя, исцелившего расслабленного, на Маросейке), построена в 1791—1803 (архитектор Матвей Казаков) официальный сайт.
  • Церковь в Муроме (Владимирская область), 1564 г., самое старое сохранившееся в городе здание, приписывается Барме и Постнику, прежде венчалась уникальным шатром, который обрушился в царское время и не был восстановлен.
  • Церковь в Ярославле, 1686 г. в стиле традиционного ярославского зодчества, пятиглавая, разрушена в сталинское время, в 1985 снесли оставшийся от церкви притвор, который, год спустя восстановили в качестве магазина для партийной элиты.!
  • Храм Косьмы и Дамиана в Ростове Великом Ярославской области расположенный по адресу: Перовский пер., 10-А. Основан предположительно в 1760 году.
  • Храм Святых Космы и Дамиана при лейб-гвардейском Сапёрном батальоне в Санкт-Петербурге, стоявший на Кирочной улице на месте здания школы № 183 (дом 28).
  • Храм Святых Космы и Дамиана в Новгороде (англ.). Построен в 1271 году, сожжена в 1352 году.
  • Храм в бывшем селе Космодемьянском (Москва, Химки, ул. Правобережная, 6). Здесь хранится чтимая икона свв. Космы и Дамиана (Римских) и частицы мощей Космы и Дамиана (Римских).
  • Храм в д. Логдуз (Бабушкинский район Вологодской области), не позже начала XX в.
  • Церковь в посёлке Болшево (Московская область, город Королёв).
  • Храм в городе Набережные Челны (Республика Татарстан).
  • Храм в селе Александровка (Александровский район Оренбургской области).
  • Храм Иконы Божией Матери Живоносный Источник в Меткине (она же Церковь Космы и Дамиана в Меткине) (Московская обл., Домодедовский р-н, с. Меткино), не позже XVI в.
  • Храм Иконы Божией Матери Тихвинская в Рюминском (она же Церковь Космы и Дамиана в Рюминском) (Владимирская область, Александровский р-н, с. Рюминское), не позже XV в.
  • Храм в Андреевке (Московская обл., Коломенский р-н, с. Андреевка), не позже XVI в.
  • Храм в Виноградово (она же Церковь Космы и Дамиана в Алешино) (Московская обл., Воскресенский р-н, с. Виноградово, д. 86), 1847 г.
  • Храм в Гвоздне (Псковская обл., Гдовский р-н, с. Гвоздно у д. Тереб), не позже XVI в.
  • Храм св. б. Космы и Дамиана с Примостья (г. Псков), 1463 г.
  • Храм в Сокольникове (Московская обл., Можайский р-н, с. Сокольниково), 1675 г.
  • Храм Космы и Дамиана (Калужская область, г. Калуга) Построена в 1794 году. В плане храм имеет лепестковое основание. С 1998 года в храме возобновились богослужения.
  • Храм Космы и Дамиана (Саратовская область, г. Балаково).
  • Храм Космы и Дамиана (Самарская обл., село Мусорка) Построена в 1905 году. В настоящее время реставрируется.
  • Храм Космы и Дамиана (Самарская обл., село Брусяны).
  • Храм Космы и Дамиана (Белгородская обл., село Городище).
  • Храм Космы и Дамиана Римских (Липецкая обл., с. Тёплое), разграблен в годы революции, ныне восстанавливается, с 2010 года возобновлены богослужения.
  • Часовня Космы и Дамиана в деревне Заозерье (Гатчинский район, Ленинградская область).
  • Храм Космы и Дамиана в деревне Беницы (Калужская область, Боровский район).
  • Храм Космы и Дамиана в селе Косиново (Обоянский район, Курская область), год постройки 1801.
  • Храм Космы и Дамиана Асийских в г. Кирсанове (Тамбовская область).
  • Храм Космы и Дамиана Асийских при Екатеринбургской Областной клинической больнице № 1 (г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 185), открыт в 1999 г.
  • Храм Космы и Дамиана в селе Каракша Яранского района Кировской области.
  • Космодамианская церковь в селе Трёхречье Кирово-Чепецкого района Кировской области (деревянная построена в 1903—1905 годах, каменная — 1909—1915 годы; вновь освящена в 2001 году).
  • Храм Космы и Дамиана в селе Летово Рыбновского района Рязанской области.
  • Храм Святых Космы и Дамиана Римских (Московская обл., г. Жуковский).
  • Храм Космы и Дамиана в пос. Усады Ступинского района, Московская область. Построен в 1871 г.
  • Храм Космы и Дамиана, Космодамиановский храм (Пензенская обл., Кузнецкий район, с. Казаковка).
  • Храм Космы и Дамиана Асийских в селе Новое Козьмодемьяновское Первомайского района (Тамбовская область). Построен в 1890 году, был разрушен, затем восстановлен в 2002 году. Освящён 14 июля 2002 года.
  • Храм святых бессребреников Космы и Дамианна в п. Красная Яруга (Белгородская область), освящён 5 декабря 2000 года.

В других странах

  • Монастырь Святых Космы и Дамиана в Сербии (серб. Козма и Дамјан) в д. Зочиште в 5 км к востоку от Ораховца (Призренский район, Косово).
  • Монастырь Святых Космы и Дамиана в Болгарии, община Куклен, Пловдивской области, известен с XI века н. э.
  • Церковь Святых Космы и Дамиана в Сербии, XVIII век, Экзархат Нови-Пазар Рашко-Призренской епархии, приход Vracevska, Lesak, protopresbyter Gojislav Popovic
  • Базилика Святых Космы и Дамиана в Риме, Италия (итал. Santi Cosma e Damiano), расположенная в Форуме Веспасиана, также известного как Храм Мира..
  • Русский православный приход Свв. бессребреников Космы и Дамиана г. Эссен, Германия, Берлинская епархия Московского патриархата Русской православной церкви.
  • Храм бессребренников Космы и Дамиана Римских, Институт Онкологии Академии медицинских наук Украины в г. Киев
  • Храм в Мендыгаринском районе Костанайской области Казахстана.
  • Храм Святых Косьмы и Дамиана Адрес: Киевская обл., Иванковский р-н., с. Сукачи.

Населённые пункты, посвящённые святым

косьма и дамиан о чем молятся

  • Город Шмалленберг в земле Северный Рейн — Вестфалия, Германия. На гербе района Бедефельдrude изображены святые Косма и Дамиан.
  • Козьмодемьянск — город на Волге в республике Марий Эл.
  • Козьмодемьянск — посёлок в Ярославской области.
  • Козьмодемьянск (современные Ростоши).
  • Город Санти Косма э Дамианоruen в провинции Латина, регионе Лацио (Италия).

Город Сандански( Болгария), ранее назывался Свети врач в честь свв. Козьмы и Дамиана.

См. также

  • Космодемьянская Зоя
  • Кузьминки осенние
  • Летние Кузьминки

Примечания

Литература

  • Косьмо-Дамиановский женский монастырь в Крыму. Краткое описание. Составлено П. Г. Киреевым. — Ялта, 1913
  • Brigitte Bönisch-Brednich: «Kosmas und Damian, Hll.» In: Enzyklopädie des Märchens Bd. 8 (1996), Spp. 311–313 Google-Booksearch
  • Anneliese Wittmann: Kosmas und Damian: Kultausbreitung und Volksdevotion. Berlin: Schmidt, 1967
  • Шеппинг Д. О. Борис и Глеб, Кузьма и Демьян — Божьи кузнецы /Этюды из народных сказаний (недоступная ссылка) // Филологические записки. Воронеж, 1884.

Ссылки

На русском

  • Православный календарь
  • Сайт храма на Маросейке (Москва)
  • Сайт храма в Шубино (Москва)

На других языках

  • Sts. Cosmas and Damian // Католическая энциклопедия  (англ.)
  • Leslie G. Matthews, «SS. Cosmas and Damian — Patron Saints of Medicine and Pharmacy: Their Cult in England» in Medical History: notes on the few English churches dedicated to these saints
  • Kosmas im ökumenischen Heiligenlexikon
  • Damian im ökumenischen Heiligenlexikon
  • Orthodox Calendar
  • Santi Cosma e Damiano  (англ.)
  • Saint Cosmas  (англ.)

Содержание:

Несколько раз в году Православная Церковь отмечает день памяти святых Космы и Дамиана, которым молятся за болящих: 1 июля и 14 ноября. Бытует мнение, что это совершенно разные пары святых. Первые жили и пострадали в Риме, а вторые — в Азии. В этой статье мы расскажем о Косме и Дамиане, врачах-бессребрениках, живших в Риме.

косьма и дамиан о чем молятся

Исцеление с небес

Когда человек тяжело болеет, он совсем иначе относится к миру и своей жизни. Ситуация еще более усугубляется тогда, когда ему ставят тяжелый диагноз и не дают никаких гарантий на выздоровление. Человек понимает, что земные врачи ничем не помогут. Остается только одна надежда — на Небесного Врача, то есть на Бога, Богородицу и святых.

Среди православных даже есть отдельные святые, которым принято молиться о здравии. Первый в их списке — великомученик Пантелеимон. В земной жизни он был искусным врачом и помогал многим.

Приблизительно в его же время или даже на несколько десятков лет раньше жили и Косма и Дамиан Римские — родные братья, известные как врачи-бессребренники.

Почему святых называют безмездными врачами?

Косма и Дамиан родились приблизительно в третьем веке в Риме. Их родители были тайными христианами и соответственно воспитали своих детей в православной вере.

косьма и дамиан о чем молятся

В сознательном возрасте братья обучились медицинскому делу, чтобы помогать людям. Господь, видя их праведную жизнь и христианскую любовь, наградил их особым даром — они исцеляли других от болезней. Братья на собственном примере исполнили слова Спасителя «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). За это святые Косма и Дамиан еще называются безмездными врачами — за свою помощь они не получали «мзду», то есть награду.

Их служение было своего рода проповедью христианства. Исцеляя людей от болезней, они говорили, что делают это не сами по себе, а благодаря помощи Христа. Они ставили перед пациентами одно условие: веруйте, и по вашей вере Господь вас исцелит.

За что Косму и Дамиана посудили в тюрьму?

Вот представьте себе великий город, в котором появилось двое странных врачей: родные братья исцеляют даже самых тяжелобольных и безнадежных, да еще и не берут за это плату. Говорят только: это мы делаем с Божьей помощью, чтобы выздороветь, вы тоже веруйте.

Нет ничего странного, что молва об этих братьях распространится очень быстро и дойдет до властей. А теперь еще представьте, что эта власть выступает против христиан. Что она сделает с этими братьями-целителями-христианами? Как минимум, арестует, а то и вообще скормит львам в Колизее.

Святые Косма и Дамиан быстро заинтересовали городскую власть. Их искали римские воины. Христиане, желая защитить невиновных целителей, попросили их временно спрятаться. Воины, не найдя врачей, взяли в плен других христиан, попавшихся им под руку.

После этого братья открыто явились перед воинами и попросили отпустить пленных.

Святые исцеляют императора

Во время суда они перед римским императором Карином открыто заявили о своих христианских взглядах и отказались поклониться языческим богам.

косьма и дамиан о чем молятся

Также Косма и Дамиан указали на то, что они никому не причинили зла, а лишь бесплатно лечили тех, кто к ним обращался. Во всем им помогал Господь, силой Которого они и исцеляли.

Но император не слушал их и настаивал поклониться идолам. В это время произошло чудо: Карина поразила внезапная болезнь. Император на собственном опыте убедился, что христианство — истинная религия.

Присутствующие стали просить братьев, чтобы те исцелили Карина. Святые совершили чудо: император выздоровел. В то время многие уверовали во Христа, а врачей отпустили на свободу.

Пострадавшие от зависти

Дьявол не мог смириться с освобождением праведников и искал новых жертв, через которых мог бы погубить служителей Божиих.

В сей раз Косма и Дамиан пострадали от человеческой зависти. Их учитель, у которого они длительное время перенимали опыт врачевания, страшно завидовал успеху учеников.

косьма и дамиан о чем молятся

Чтобы убрать братьев, он пошел на лживую хитрость: пригласил врачей вместе с ним собирать лечебные травы в горах. Когда святые Косма и Дамиан согласились, он завел их далеко в горы и тайно убил. Но не знал этот учитель глубинную суть христианства: святые помогают людям как при земной жизни, так и после физической смерти.

Молитва святым Косме и Дамиану

В наше время ко святым бессребреникам обращаются многие верующие. Молятся им преимущественно об исцелении и облегчении болезней.

Вы можете обращаться ко святым как своими словами, так и специальной молитвой:

К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы, недостойнии, преклоньше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости; избавите нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Услышите нас, молящихся, и благоприятным ходатайством вашим испросите у Христа Бога православным людем на враги победу и одоление. Паки, припадающе, прилежно молим: испросите нам от Господа вся благополезная, яже в животе нашем временнем, наипаче же ко спасению вечному служащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, непостыдну, мирну, и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки, безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия. Аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Кратко о жизни братьев-целителей Космы и Дамиана рассказывается в этом видео:

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here