Литургия иоанна златоуста с пояснениями

Детально: литургия иоанна златоуста с пояснениями - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Комментарии к Божественной Литургии Святителя Иоанна, Архиепископа Константинопольского, Златоуста

От редакции: Клирики Белгородской епархии в течение нескольких лет совершают миссионерские богослужения. На такой службе священник несколько раз выходит к народу во время службы, поясняя, что происходит в храме в данный момент. Мы публиковали текст комментария к Литургии Преждеосвященных Даров.

Надеемся, что комментарий к Божественной Литургии будет полезен и мирянам, которые смогут глубже понять службу, и священникам в деле проведения миссионерских служб.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры, все мы с вами собрались в этом святом храме для того, чтобы совершить нашу общую молитву, потому что слово «литургия» в переводе с греческого языка означает «общее дело», т.е. дело не только одних священнослужителей, но всех верных собирающихся в храме за богослужением. А это значит, что каждое действие, каждое молитвословие имеет отношение к каждому из нас. Все молитвы, которые читаются священнослужителями в алтаре, имеют характер общей, совместной молитвы всей общины, и предстоятель богослужения (архиерей, либо священник) совершает их от лица всех. И смысл нашего с вами присутствия за богослужением не в том только, чтобы помолиться о своих собственных радостях и печалях, а в том, чтобы по молитве всей общины свершилось великое таинство Евхаристии, т.е. благодарения, когда предложенные хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову и всякий приступающий к таинству святого Причащения соединяется с Самим Христом.

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Но главная проблема заключается в том, что наше богослужение во многом непонятно. Для того, чтобы эту проблему отчасти разрешить сегодня Божественная Литургия   по ходу ее совершения будет сопровождаться комментариями, разъясняющие смысл совершаемых священнодействий и молитвословий. Только что прочитаны часы, которые являются частью суточного круга богослужения, в алтаре священником совершена проскомидия (в пер. с греч. приношение), во время которой из предложенных просфор была изъята часть хлеба (символизирующая собой Агнца Божия, т.е. Христа), частицы в честь и память Пресвятой Богородицы, святых, а также живых и умерших православных христиан, за которых были поданы поминовения. Все это полагается на дискосе и символизирует собой Церковь Христову – небесную и земную. В Чашу вливается вино, соединенное с водой, в память о том, что из ребра Господа, после его прободения копьем на Кресте, потекла кровь и вода. После этого предложенные дары покрываются специальными платами (покровцами и воздухом) и священник читает молитву предложения, в которой просит благословить и принять предложение в Пренебесный Жертвенник, помянуть «принесших и ихже ради принесоша» (т.е.   тех кто подавал поминовение и за кого) и сохраниться нам неосужденными при священнодействии.

Таким образом, завершается проскомидия и наступает время литургии оглашенных, которая начнется уже буквально сейчас. В предначинательных молитвах перед литургией священник читает молитву о призвании Святого Духа «Царю Небесный», и когда служба совершается с диаконом, то он, испрашивая благословения у предстоятеля, говорит: «Время сотворити Господеви, Владыко, благослови». Т.е. наступает время литургии, время, когда будет действовать Сам Господь, а мы будем лишь Его соработниками.

Божественная Литургия начинается торжественным возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков», на что хор отвечает «Аминь», что значит да будет так. Всякое ответствование клироса выражающиеся в произнесении слова «Аминь» есть выражения согласия и принятия народом Божиим, т.е. всеми верными христианами, всего, что совершается в Церкви.

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Затем следует великая или «мирная» ектения, которая начинается со слов «Миром Господу помолимся», «миром», значит «в мире», т.е. мирном состоянии духа и примиренности с окружающими. Нельзя приносить жертву Богу, находясь в озлобленном состоянии. Произносятся прошения, и мы вместе с клиросом отвечаем на них «Господи, помилуй». После великой ектении читается молитва, в которой священник просит у Господа, чтобы Он «воззрел на этот святой храм и подал нам и молящимся с нами неистощимые милости». После этого следует пения антифонов. Антифонами называются целые псалмы или стихи из них, которые поются попеременно правым и левым хором. Не везде, конечно, есть возможность следовать этой традиции. Основное содержание антифонов – прославление Бога и Его вечного Царства. Первоначально они не входили в состав литургии, а пелись народом по пути к храму. Во время пения антифонов священник читает молитву в которой просит у Бога «спаси народ Твой и благослови наследие Твое, в полноте Церковь Твою сохрани… и не оставь нас, надеющихся на Тебя».

Произносится т.н. «малая» ектения «паки и паки, миром Господу помолимся», т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся». «Господи, помилуй» отвечает хор, а вместе с ним и все мы.

После чего следует пение второго антифона «Хвали душе моя Господа» и песнь «Единородный Сыне», в которой выражается православное учение о Христе: в Нем соединены две природы – божественная и человеческая, причем обе они присутствуют в Нем во всей своей полноте: Бог, воплотившись, не перестал быть Богом, и человек, соединившись с Богом, остался человеком. В это время священником читается молитва, где он молится «…Сам и ныне прошение чад Своих на пользу исполни: подай нам в нынешнем веке познание Твоей Истины, а в будущем – Жизнь вечную даруй».

И снова следует «малая» ектения после которой пение третьего антифона, т.н. «блаженны», т.е. заповеди блаженства данные Господом, во время которого совершается малый вход. Священнослужители износят Святое Евангелие из алтаря с чтением молитвы «…соделай со входом нашим вход святых ангелов, вместе с нами служащих и прославляющих Твою благость». Священник благословляет святой вход словами «Благословен вход святых твоих», затем следует возглас «Премудрость, прости!». «Прости» – значит, станем прямо, благоговейно. Малый вход символизирует явление Церкви, которая совместно с ангельскими силами воздает Богу непрестанное славословие.   Но раньше принесение Евангелия имело и чисто практический характер, потому как хранилось оно не на престоле, а в отдельном месте, и в этот момент приносилось в храм для того, чтобы быть прочитанным.

Хор поет «Придите, поклонимся и припадем ко Христу!», после чего следует пение тропарей и кондаков полагающихся на этот день. Во время пения священником читается молитва Трисвятого пения, которая находится в непосредственной логической связи с идеей входа и молитвой входа, и в ней говорится о сослужении со священником и самих Небесных Сил «Боже святой, во святых почивающий, Которого Трисвятой песнью серафимы воспевают и херувимы прославляют…Сам, Владыка, прими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь и посети нас по благости Твоей, прости нам все вольные и невольные согрешения…».

После этого следует возглас «Господи, спаси благочестивыя…», который сохранился из церемониала византийской службы, за которой присутствовали цари. И сразу следует пение Трисвятого «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас». Во время пения Трисвятого совершается восхождение священнослужителей на горнее место в алтаре, место, на котором может восседать только архиерей, символизируя собой Христа. Восхождение на горнее место происходит для слушания Священного Писания, поэтому именно оттуда предстоятель преподает всем собравшимся мир, для нашего слышания слова Божия. Чтение Священного Писания предваряется пением прокимна (в пер. с греч. предлежащий). Прокимен – это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимна стих выбирается особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю. Состоит Прокимен из стиха, в собственном смысле называемом прокимном, и одного или трех «стихов», которые предшествуют повторению прокимна.

литургия иоанна златоуста с пояснениями

После чтец возглашает соответствующий отрывок их апостольских посланий. Сегодня таких отрывков будет два из послания апостола Павла к Колосянам и первое послание к Коринфянам. Во время чтения апостольского послания совершается каждение алтаря, иконостаса, чтеца апостола, клироса и всех собравшихся в храме. Раньше каждение полагалось во время пения аллилуария со стихами псалмов, т.е. после чтение Апостола, но так как это пение обычно совершается очень поспешно, то и каждение перенеслось на само чтение отрывка апостольского послания. Аллилуйя, слово еврейского и буквально означает «хвалите Яхве» (Яхве, или Сущий – имя Божие открытое в Ветхом Завете).

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Затем следует чтения Евангелия. Перед его чтением священник читает молитву «Воссияй в сердца наших, человелюбивый Владыка… Вложи в нас и страх пред благими Твоими заповедями, дабы мы, все похоти плотские победив, проводили жизнь духовную…». Сегодня также евангельских чтений будет два, и мы остановимся отдельно, чтобы рассказать о смысле прочитанных отрывков.

А сейчас уже начнется Божественная Литургия, поэтому призываю всех собравшихся в храме к ответственному и молитвенному предстоянию за богослужением, потому как наша общая молитва и есть молитва всей Церкви. Помогай всем Бог!

Следующая остановка после чтения Священного Писания

Возлюбленные о Господе братья и сестры, сразу после чтения Евангелия полагается т.н. «сугубая» ектения, во время которой мы молимся о Предстоятеле нашей Церкви Святейшем Патриархе, Правящем Архиерее, богохранимой стране, народе и воинстве, о всех предстоящих и молящихся, делающих доброе для святого храма сего, поющих и предстоящих людях ожидающих великой милости от Господа. На каждое прошение хор трижды отвечает «Господи, помилуй», и каждый из нас в сердце своем должен повторять эту молитву. Во время ектении священник молится о том, чтобы Господь «принял усердное это моление… и помиловал нас по множеству милости» Своей. Также служащее духовенство раскрывает святой антиминс (буквально – вместопрестолие), плат со вшитой частицей святых мощей, на котором будет принесена Бескровная Жертва.

В будние дни после «сугубой» ектении полагается ектения заупокойная, но в воскресные и иные праздничные дни она не положена, значит, ее не будет и сегодня. Но не будем забывать, что поминовение усопших совершается всегда за проскомидией, и после освящения Святых Даров, в том месте, о котором еще будет сказано.

После этого произносится ектения об оглашенных, которая напоминает нам о том, что в Древней Церкви Крещение совершалось только после длительного научения (оглашения) и готовящиеся к этому великому таинству именовались оглашенными. Им разрешалось присутствовать за богослужением до определенного момента. После произнесения этой ектении всем готовящимся ко Крещению надлежало покинуть богослужение. Сегодня оглашенные практически отсутствуют, но ектения сохранилась, возможно, что она станет залогом того, что древняя огласительная практика в нашей Церкви будет возрождена. Во время этой ектении священник молится, чтобы Господь «удостоил их (т.е. оглашенных) во время благоприятное бани пакибытия (т.е. Крещения)… соединил их со святой Своей, соборной и апостольской Церковью и сопричел их ко избранному Своему стаду…».

По окончании ектении возглашается «Елицы (т.е. все те кто) оглашеннии, изыдите…», а это значит, что завершается литургия оглашенных и начинается литургия верных, на которой могут присутствовать только члены Церкви, т.е. православные христиане.

Во время произнесения ектений в алтаре читаются две молитвы верных, в которых священник от лица всех собравшихся просит Господа принять «…молитву нашу, соделать нас достойными приносить Ему молитвы, и моления, и жертвы бескровные за весь народ Его…», даровать «всем молящимся с нами преуспевания в жизни и вере и разумении духовном» и «неповинно и неосужденно причащаться святым Его Таинствам и небесного Его Царствия удостоится». По окончании чтении второй молитвы следует возглас «Яко да по державою Твоею (дабы мы под властью Твоею) всегда хранимые, Тебе славу воссылали, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». После двоекратного «Аминь» хор начинает пение Херувимской песни. В начале пения херувимской священник про себя читает молитву в которой просит Бога «…удостой, чтобы и через меня грешного и недостойного служителя Твоего, были принесены Тебе эти дары. Ты Сам – приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый, Христе Боже наш…». Это молитва является подготовкой к моменту великого входа, т.е. перенесения Даров с жертвенника на престол. После чтения молитвы священник (если отсутствует диакон) совершает каждение, во время которого про себя читает покаянный 50 псалом.

Совершив каждение, предстоятель воздымает вверх руки со словами «Мы, херувимов в таинстве изображая и животворящей Троице Трисвятую песнь воспевая, всякое ныне житейское отложим попечение, дабы принять Царя мира, сопровождаемого невидимо чинами ангельскими. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Перенесение Даров и поставление их на престоле выражается в терминах жертвы, но опять-таки, нашей жертвы, жертвы хвалы, которую мы просим принять “из рук нас, грешных…”. В том случае, когда литургия совершается без диакона предстоятель берет дискос и Чашу и на солее совершает поминовение Первоиерарха нашей Церкви, Правящего Архиерея, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, а также всех присутствующих в храме словами «да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда ныне и присно и во веки веков». Поставляя святые сосуды на престол, священник совершает их покрытие воздухом с произнесением тропарей Великой Пятницы. После совершения перенесения Даров с жертвенника на престол мы сделаем с вами еще одну остановку, чтобы пояснить дальнейший ход богослужения. Помогай всем Бог!

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Следующая остановка после Великого входа

Возлюбленные о Господе братья и сестры, совершился Великий вход, и мы с вами практически вплотную подошли к кульминационному моменту богослужения – евхаристическому канону. Сразу после перенесения Даров с жертвенника на престол начинается просительная ектения. Звучит прошение «Исполним (т.е. восполним) нашу молитву Господу», и мы вместе с хором отвечаем «Господи, помилуй». После прошения «день весь провести свято, мирно и безгрешно у Господа просим», мы отвечаем словами «Подай, Господи», и именно поэтому ектения именуется просительной. Эта ектения развивает прошения в отношении того, что потребно людям: Ангела Хранителя, прощения грехов, мирной кончины и т.д. Во время ее произнесения читается молитва приношения. Это последняя молитва перед самой анафорой (т.е. евхаристическим каноном) обращает на себя внимание призыванием Святого Духа на Дары и на народ: «…удостой нас обрести благоволение в очах Твоих, чтобы благоприятной Тебе была жертва наша и чтобы почил благой Дух благодати Твоей – на нас, и на этих предлежащих дарах и на всем народе Твоем…».

После возгласа «Щедротами Единородного Сына Твоего, с Нимже благословен еси…» священник преподает «мир всем». Затем следует возглас «Возлюбим друг друга, дабы в единомыслии исповедовать» и хор продолжает «Отца и Сына и Святого Духа – Троицу Единосущная и Нераздельную». В древности в этот момент совершалось т.н. целование мира, когда верные преподавали друг другу лобзание мира во Христе: мужчины мужчинам, женщины женщинам. Можно предположить, что исчезновение этого действия было связано с ростом Церкви, с появлением многолюдных собраний в храмах, где никто не знает друг друга и где эти действия были бы простой формальностью. Сегодня этот обычай сохранился только среди священнослужителей, когда один другого приветствует словами «Христос посреди нас» на что следует ответ «и есть и будет».

Это действие символически обозначает полное внутреннее примирение между христианами, намеревающимися участвовать в таинстве Евхаристии. Заповедь Спасителя (Мф. 5:23-24), прямо предписывает примириться сначала с братом, а потом уже приносить жертву к алтарю. Но это примирение должно означать еще и полное единомыслие, полное духовное единение. Поэтому сразу непосредственно после целования мира возглашается Символ веры (принятый на I Вселенском соборе в Никее и дополненный на II Вселенском соборе в Константинополе), как мерило догматической истины христиан. Евхаристическое приношение может быть только едиными усты и единым сердцем, в единой вере, в согласии догматов, в одинаковом взгляде на основные вопросы веры и спасения.

литургия иоанна златоуста с пояснениями

После возгласа «Двери, двери, премудростию вонмем (т.е. будем внимать)» всем народом Божиим поется Символ веры, как выражение догматического единства Церкви. Возглас «двери, двери» в древности был знаком для   дьяконов, которые стояли при дверях для того, чтобы во время совершения евхаристических молитв никто не выходил и не входил в собрание верных.

По окончании пения Символа веры начинается евхаристический канон или молитвы анафоры (от греч. возношение), которые являются кульминационной частью литургии. Мы слышим возглашение «Станем добре (т.е. стройно), станем со страхом, вонмем (т.е. будем с вниманием) святое возношение в мире приносить – » и хор продолжает «милость, мир и жертву хвалы». Священник обратясь лицом к народу возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа да будет со всеми вами!». Хор, а вместе с ним и все мы отвечаем: «И со духом твоим». Предстоятель: «Горе имеим (т.е. вознесем вверх)   сердца», хор отвечает: «Имамы (т.е. возносим) ко Господу», священник: «Благодарим Господа!». И хор начинает петь «Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной». В это время предстоятель совершает молитву благодарения, в которой он возносит Богу хвалу за все Его благодеяния явленные и неявленные нам, за то что Он нас привел из небытия в бытие и после падения восстановил снова, за службу которая совершается, несмотря на то, что Ему предстоят тысячи архангелов и множества ангелов, херувимы и серафимы шестикрылые, многоокие, воспаряющие на крыльях, которые (возглашает священник) «победную песнь воспевая, восклицая, возглашая и говоря» (продолжает хор) «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф; полны небо и земля Славы Твоей! Осанна (т.е. спасение) в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». И священник продолжает «с этими блаженными Силами и мы, человеколюбивый Владыка, восклицаем…» после чего предстоятель в молитве воспоминает событие, когда Господь наш Иисус Христос установил таинство Святой Евхаристии «взяв хлеб в Свои святые и непорочные и безгрешные   руки, возблагодарив   и благословим, освятив» и сказав своим ученикам и апостолам «Примите, ядите, это – Тело Мое, за Вас преломляемое во оставлении грехов», хор и мы вместе с ним «Аминь!». Священник молится «Так же и чашу после вечери, говоря: (вслух) Пейте из нее все, это – Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая во оставление грехов». Хор продолжает отвечать «Аминь!», священник «Итак, воспоминая эту Его спасительную заповедь и всё ради нас Им соделанное: крест, гроб, тридневное воскресение, на Небеса восхождение, по правую руку (от Отца) сидение, и еще второе и славное Его пришествие, (вознося Дары) «Твоя от Твоих, Тебе приносящее о всех и за вся». И далее «Тебе воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и Тебе молимся, Боже наш!» (хор вторит этому). И священник начинает читать молитву о призвании Святого Духа на Дары «и просим, и молим, и мили ся деем (т.е. припадаем): ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие дары,».

Согласно русской традиции в это время полагается чтение тропаря третьего часа «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа», многие ошибочно полагают, что этот тропарь как раз и является молитвой призывания Святого Духа на Дары. Для того, чтобы не разрывать целостность этой молитвы, он будет прочитан сразу после слов «и Тебе молимся, Боже наш!».

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Молитва эпиклесиса (т.е. молитва о призывании Святого Духа) продолжается неразрывно словами «И сотвори убо хлеб сей – честным Телом Христа Твоего» (священник благословляет рукой дискос), «а еже в Чаше сей честную Кровь Христа Твоего» (священник благословляет Чашу), «преложив Духом Твоим Святым» (благословляет священник вместе дискос и чашу). После этого совершается земной поклон перед освященными Святыми Дарами.

Восстав, предстоятель совершает ходайственные молитвы о том, чтобы все мы причащались для трезвения души и прощения грехов. Далее он молитвенно приносит словесную службу «о всяком дусе праведном в вере скончавшемся». И возглашает, совершая каждение престола, «Изрядно (т.е. особенно) о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Хор поет песнопение, прославляющее Божию Матерь, которая является честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, а священник продолжает поминать святых угодников Божиих, Иоанна Предтечу, святых славных апостолов и святых, память которых совершается в сегодняшний день. Затем, прошу обратить внимание, предстоятель совершает поминовение усопших православных христиан, поэтому и каждый из нас в это время может и должен молитвенно воспомянуть всех тех, кого мы обычно поминаем за упокой. Затем священник молится о всяком епископстве православном, священстве, диаконстве и всяком священническом чине, о Святой Соборной и Апостольской Церкви.

После предстоятель возгласно поминает Первоиерарха Русской Церкви и Правящего Архиерея, читая после этого молитву о нашем городе, о стране нашей и спасении всех тех православных христиан кто в настоящий момент не присутствует за богослужением. Затем, опять таки прошу обратить внимание, возможно поминовение о здравии православных христиан, но времени на это очень мало, поэтому можно успеть молитвенно помянуть только самых близких нам людей. После этого следует возглас: «И даждь (т.е. дай) нам едиными усты и единым сердцем прославлять и воспевать Твоё всечестное и велеколепое имя, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков», хор вместе с народом отвечает «Аминь!» и священник обратясь лицом ко всем верным возглашает «И да будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами», хор отвечает «и со духом твоим». На этом евхаристический канон заканчивается и остается уже со всем немного времени до момента причащения духовенства и мирян. В этот момент мы с вами снова сделаем остановку, чтобы продолжить объяснять последующий   ход богослужения. Желаю всем нам осмысленного предстояния перед Господом!

Следующая остановка после евхаристического канона

Возлюбленные о Господе братья и сестры, совершилось преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, для того, чтобы потом быть предложенным верным для причащения и соединения с Богом. Сейчас будет произнесена просительная ектения после освящения Даров «Всех святых помянув, снова и снова в мире Господу помолимся». Под святыми здесь подразумеваются не только святые угодники Божии, прославленные Церковью, но и все верные православные христиане, усопшие и живые, помянутые во время богослужения. В ранней Церкви под святыми подразумевались все вообще христиане   и апостольские писания именуют христиан именно таким образом. Далее прошение «О принесенных и освященных честных Дарах Господу помолимся», это прошение об освящении нас причащением этих Даров, что следует из следующего прошения «Дабы человеколюбивый Бог наш, приняв их на святой и Пренебесный и мысленный Свой жертвенник, как благоухание духовное, ниспослал нам в воздаяние божественную благодать и дар Святого Духа – помолимся!», затем следуют обычные для просительной ектении прошения, а священник молится, чтобы каждый из нас неосужденно причастился и очистился от скверн плоти и духа. О значении этой молитвы и ектении пишет свт. Николай Кавасила, один из лучших толкователей Литургии: «Благодать действует в честных Дарах двояким образом: во-первых, тем, что Дары освящаются; во вторых, тем, что благодать через них нас освящает. Поэтому действию благодати в Св. Дарах никакое человеческое зло не может воспрепятствовать, т.к. освящение их не есть действие человеческой добродетели. Второе же действие есть дело нашего старания, и поэтому ему может помешать наше нерадение. Благодать освящает нас через Дары, если находит нас достойными освящения; если же она находит неприготовленными, то она нам никакой пользы не приносит, а причиняет еще больший вред». Завершается ектения прошением «Единство веры и общение Святого Духа испросив, самих себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим», после чего следует возглас «И сподоби нас, Владыка, со дерзновением неосужденно сметь именовать Тебя, Небесного Бога, Отцом и говорить»:

литургия иоанна златоуста с пояснениями

И весь народ вместе с хором поет молитву Господню: «Отче наш…». Прошение в молитве Господней о хлебе насущном приобретают во время литургии особый евхаристический характер. Завершается молитва возгласом «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава…», после чего священник преподает всем мир, и после возгласа о главопреклонении читает соответствующую молитву, в которой благодарит Бога и просит о наших непосредственных нуждах «плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, больных исцели Врач душ и тел наших». После того, как хор отвечает «Аминь», священник читает молитву перед раздроблением Святого Агнца, в которой просит Бога «преподать нам причистое Тело Его, и честную Кровь, и через нас – всему народу Его».

Следует возглас «Вонмем! (т.е. будем внимательны)» и предстоятель вознося Святой Агнец возглашает «Святая святым!». Здесь, как мы уже и говорили, под святыми понимаются все православные христиане, в данном случае, собранные в этом святом храме, т.е. понимается каждый из нас. Хор поет: «Един Свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Предстоятель совершает раздробление Святого Агнца, со словами «Исполнение Духа Святого» влагает в Чашу частицу с надписанием «Иисус», частицей с надписанием «Христос» будет причащаться духовенство, а две оставшиеся с надписями «НИ» и «КА» (т.е. победа), будут раздроблены для преподания всем, кто сегодня собирается причащаться. В Святую Чашу вливается ковшик с горячей водой, т.н. «теплоты», которая своим богословским истолкованием восходит к крестной смерти Спасителя, т.к. Кровь, которая истекла из Господа, была горячей. После того как священнослужители причастятся, мы снова сделаем небольшую остановку и объясним оставшуюся часть богослужения, после чего Тело и Кровь Христовы будут преподаны всем, кто к этому сегодня готовился.

Следующая остановка после причащения духовенства

Возлюбленные о Господе братья и сестры, подошел сам момент, когда Чашу с Телом и Кровью Христовой будет изнесена из алтаря для причащения верных. Как мы с вами говорили в начале, Божественная Литургия имеет своим смыслом преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, для причащения всех собравшихся за литургией. Последнюю часть литургии потому и называют литургией верных, потому как все присутствующие на ней не были посторонними зрителями, но активными участниками богослужения, осознающие свое ответственное предстояние перед Богом в совместной евхаристической молитве. Причащение за каждой литургией, было нормой для христиан древней Церкви, но со временем эта норма стала забываться, и сегодня мы можем видеть как в храме, в котором достаточное количество народу, причастников единицы. Часто мы говорим о нашем недостоинстве, и это совершенно верно, каждый из нас недостоин того, чтобы иметь возможность соединяться с Самим Христом и горе тем, кто вдруг осознает свое достоинство перед Святой Чашей. Именно потому, что мы немощны и недостойны, мы призваны к тому, чтобы врачевать свои недуги в Таинствах Святой Церкви – покаянии и причащении прежде всего. Всеобщность причащения всех верных за литургией выявляет природу Церкви, которая Сама есть Тело Христово, а значит каждый член Ее является Его частицей.

Стремясь к постоянному единству с Богом в совместной молитве и в общении в таинствах, мы шаг за шагом будет совершать наше духовное восхождение, к которому призван каждый христианин. Литургия совершается не для того, чтобы мы могли поставить свечки и заказать обедни, точнее все это мы тоже имеем полное право делать, но главным смыслом ее совершения является наше соединение с Самим Богом. Цель жизни православного христианина в том, чтобы достичь обожения, потому как, по слову святителя Афанасия Великого «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом». И наше обожение немысленно без участия в церковных таинствах, к которым мы должны прибегать не изредка, от случая к случаю, но постоянно, помня, что именно в этом и заключается наша церковная жизнь. Естественно, все это немыслимо без кропотливой и тщательной работы над собой, без борьбы со своими грехами, потому как сказано в Священном Писании: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).   Бог спасает нас, но не без нас, если каждый из нас не возжаждет спасения, то достичь его будет невозможно.

И помимо нашей постоянной таинственной жизни, мы должны употреблять усилия для того, чтобы лучше узнать свою веру, потому как всякий взирающий на нас уже составляет представление о Церкви Христовой, и каково будет это представление, если мы не сможем дать ответы на элементарные вопросы. Нужно постоянно понуждать себя к тому, чтобы учиться, читать Священное Писание, отцов Церкви, труды православных богословов и, несомненно, совершенствоваться в молитвенном делании. На каждом из нас огромная ответственность перед Богом, Церковью и людьми, потому как став христианами мы стали, по слову апостола Петра «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет»   (1 Пет. 2:9). Помня об этой ответственности, нам и надлежит совершать свое церковное служение.

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Сейчас будет вынесена Святая Чаша и каждый, кто сегодня собирался причаститься соединится с Самим Христом. После причащения Чаша вносится в алтарь и святые частицы, которые вынимались за святых, живых и умерших погружаются в Чашу со словами «отмой Господи грехи всех воспоминавшихся здесь молитвами святых Твоих». Таким образом, все, за кого совершалось приношение, также соделывается Телом Христовым, и в этом высший смысл Евхаристии – единство небесной и земной Церкви.

Совершим погружения частиц священник возглашает «Спаси, Боже, народ Твой и благослови наследие Твое!». Затем Святая Чаша переносится на жертвенник, со словами «Благословен Бог наш» (тихо) «Всегда ныне и присно и во веки веков!» (возгласно). Священник произнося «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя» поставляет Чашу на жертвенник. Хор, от лица всех причастившихся Святых Таин поет «Да наполнятся уста наши хвалою Тебе, Господи, дабы нам воспевать Славу Твою, ибо ты удостоил нас причащения святым Твоим, божественным, бессмертным и животворящим Таинствам». После чего следует ектения «Станем благоговейно! Причастившись божественным, святым, непорочным, бессмертным, небесным и животворящим, страшным Христовым Таинам, достойно благодарим Господа!», после возглашается «С миром изыдем!» и младшим священнослужителем читается т.н. «заамвонная» молитва, в которой он просит «Господи… спаси народ Твой и благослови наследие Твое… Даруй Мир миру Твоему, церквам Твоим, священству, правителям нашим и всему народу Твоему…». Хор с народом отвечает «Аминь!», после чего преподается благословение всем верным словами «Благословение Господне на вас…». После чего предстоятель совершает отпуст, т.е. конечную молитву литургии, в которой воспоминается Божия Матерь, святые апостолы, святые храма и дня (сегодня это, прежде всего, равноапостольная Нина, просветительница Грузии) и святитель Иоанн Златоуст, чья литургия сегодня совершается. После чего хор поет многолетие Предстоятелю Русской Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и нашему Правящему Архиерею, Высокопреосвященному Иоанну, Архиепископу Белгородскому и Старооскольскому. Таким образом, служба завершается.

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Надеемся, что сегодняшнее богослужение, которое по ходу своего совершения постоянно комментировалось, дало возможность нам лучше узнать наше литургическое наследие, и мы и в дальнейшем будем предпринимать усилия, чтобы у нас появилось желание все больше и больше постигать наше православное наследие, через осмысленное участие в богослужении, через участия в Таинствах Святой Церкви. Аминь.

Конец и Богу нашему слава!

Богослужебные тексты приводятся преимущественно в русском переводе по изданию «Православное богослужение. Выпуск 1. Вечерня, Утреня, Литургия св. Иоанна Златоуста». – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2004.

Словарь “Правмира” – Богослужение, служба, Литургия

Литургия является главным богослужением Православной Церкви. Она служится утром, в день праздника: в воскресенье или в какой-нибудь другой праздник. Литургии всегда предшествует служба вечером которая называется Всенощной.

Древние христиане собирались, читали и пели молитвы и псалмы, читали Св.Писание, совершали священные действия и принимали Св.Причастие. Сперва Литургия совершалась на память. Из за этого в разных церквах была разница в чтении молитв. В четвертом веке Литургия была изложена письменно Св.Василием Великим, а потом Св.Иоанном Златоустом. В основу этой Литургии была положена Литургия Св.апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского. Литургия Св.Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме 10 дней в году, в которые совершается Литургия Василия Великого.

1000 лет тому назад, когда посланники князя Владимира были в православной церкви в Византии, то потом они рассказывали, что они не знали где они находятся, на небе или на земле. Так этих язычников поразила красота и великолепие богослужения. Действительно, православное богослужение отличается своей красотой, богатством и глубиной. Существует мнение, что русский человек учился Закону Божию и христианской жизни, не по учебникам катихизиса а по молитвам и богослужениям – так как они содержат все богословские науки, а также читая жития святых.

Св. Праведный Иоанн Кронштадтский писал много о Литургии. Вот его слова: «Входя в церковь, .. вы входите как бы в особенный какой то мир, непохожий на видимый… В мире вы видите и слышите все земное, преходящее, хрупкое, тленное, грешное… В храме вы видите и слышите небесное, непроходящее, вечное, святое». («Небо на земле, учение Св. Прав. Иоанна Кронштадтскаго о Божественной Литургии, составленное по творениям его Архиепископом Вениамином, стр. 70).

Содержание Литургии

Литургия состоит из трех частей:

  • Проскомидии
  • Литургии оглашенных
  • Литургии верных.

Оглашенные это те которые готовятся креститься, а верные это уже крещенные христиане. Внизу следует оглавление Литургии, а потом идет обзор и объяснение главных моментов.

Проскомидия

Литургия оглашенных: (201) Начинательные возгласы; (202) Великая Ектинья; (203) Псалом 102; (204) Малая Ектинья; (205) Псалом 145; (206) Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий»; (207) Малая Ектинья; (208) Пение Евангельских Блаженств; (209) Малый Вход с Евангелием; (210) Пение «Придите поклонимся»; (211) Пение Тропаря и Кондака; (212) Возглас диакона: «Господи спаси благочестивый»; (213) Пение «Трисвятого»; (214) Пение «Прокимна»; (215) Чтение Апостола; (216) Чтение Св.Евангелия; (217) Сугубая Ектинья; (218) Молитва о Спасении России; (219) Ектинья за усопших; (220) Ектинья за оглашенных; (221) Ектинья с повелением оглашенным оставить храм.

Литургия верных: (301) Сокращенная Великая Ектенья; (302) Херувимская песнь (1-я часть); (303) Великий вход и перенос Св.Даров; (304) Херувимская песнь (2-я часть); (305) Просительная Ектенья (1-я); (306) Внушение диаконом мира, любви и единомыслия; (307) Пение Символа веры; (308) «Станем добре»; (309) Евхаристическая молитва; (310) Освящение Св.Даров; (311) «Достойно есть»; (312) Поминовение живых и умерших; (313) Внушение священником мира, любви и единомыслия; (314) Просительная Ектинья (2-я); (315) Пение «Отче Наш»; (316) Возношение Св.Даров; (317) Причащение Священнослужителей; (318) Причащение мирян; (319) Возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и «Видихом свет истинный»; (320) «Да исполнятся уста наши»; (321) Благодарственная Ектинья за причащение; (322) Заамвонная молитва; (323) «Буди имя Господне» и 33-й Псалом; (324) Последнее благословение священника.

Краткий обзор и объяснение главных моментов Проскомидия: (100) это первая часть Литургии. Во время Проскомидии, священник приготавливает хлеб и вино для таинства Причастия. В это же самое время чтец читает две короткие службы по названию «3-й час» и «6-й час». Они состоят главным образом из чтения псалмов и молитв. Хора нет. Это мало известная первая часть Литургии.

Начало с хором: (201) «Литургия оглашенных» (вторая часть Литургии) начинается когда дьякон стоя перед царскими вратами восклицает Благослови, владыко!» Священник, в алтаре, отвечает «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». На что хор отвечает «Аминь». Так начинается Литургия или более точно вторая часть Литургии (Литургия оглашенных).

Ектиньи: (202) Ектенья это особенная пространная молитва Богу о наших нуждах, которая состоит из многих коротких молений. Дьякон или священник произносит короткие моления в конце которых слова «Господу помолимся» или «у Господа просим», а хор отвечает «Господи помилуй» или «подай Господи». Отличительная часть не только Литургии, но и других церковных служб, это большое количество молений которые называются Ектиньи. Ектеньи бывают: великая, малая, сугубая, просительная, Ектинья оглашенных ит.п. В Литургии оглашенных есть 7 Ектений (202, 204, 207, 217, 219, 220, 221), а в Литургии верных 4 (301, 305, 314, 321).

Сразу после начальных возгласов следует, Великая (Мирная) Ектинья которая начинается возгласом дьякона «Миром Господу помолимся», и ответом хора «Господи, помилуй».

Псалмы 102 и 145: (2.3,5) Псалмы 102 и 145 поются хором. Они называются «изобразительными» потому что они изображают и описывают Господа Бога. В 102-ом псалме говорится что Господь очищает наши грехи, исцеляет наши болезни, и что Он щедрый, милостивый и терпеливый. Он начинается словами: «Благослови, душе моя, Господа,…». В 145-ом псалме говорится что Господь создал небо, землю, море и все что находится в них и хранит все законы вечно, что Он обиженных защищает, голодных кормит, заточенных освобождает, любит праведных, оберегает путешественников, защищает сирот и вдов, и грешных исправляет. Этот псалом начинается словами: «Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь…».

Малый вход: (208, 209) Хор поет Заповеди блаженства («Блажени нищие духом, …»). Христианское учение о жизни находится в «Десяти заповедях» и в «Заповедях блаженства». Первые, Господь Бог дал Моисею для иудеев, около 3250 лет тому назад (1250 до Р.Хр.). Вторые, Иисус Христос дал в Его знаменитой «Нагорной проповеди» (Мат.5-7), почти 2000 лет тому назад. Десять заповедей были даны в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. «Заповеди блаженства» были даны христианам, которые были уже на более высоком духовном развитии. Они показывают какие душевные расположения нужно иметь, для того чтобы приблизиться, в своих качествах, к Богу и обретать святость, которая есть высшее счастье.

Во время пения «Заповедей блаженства», открываются царские врата, священник берет с престола Св. Евангелие, передает его дьякону и вместе с ним выходит из алтаря через северные двери и становится перед царскими вратами, лицом к молящимся. Перед ними идут прислужники со свечами и становятся за амвоном, лицом к священнику. Свеча перед Св. Евангелием означает что Евангельское учение есть благодатный свет для людей. Этот выход называется «Малый вход» и напоминает молящимся проповедь Иисуса Христа.

Тропарь и кондак: (211) Тропарь и кондак это краткие молитвенные песни посвященные празднику или святому. Тропари и кондаки бывают воскресные, праздничные или в честь святого. Их исполняет хор.

Чтение Апостола и Св.Евангелия: (214, 215, 216) До чтения Апостола и Евангелия дьякон говорит «Прокимен». Прокимен это стих который произносит или чтец или дьякон и который повторяется хором, перед чтением Апостола и Евангелия. Обыкновенно прокимен берется из Св.Писания (Библии) и он вкратце выражает смысл последующего чтения или службы.

Священное Писание делится на Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет описывает происшествия до рождения Иисуса Христа, а Новый после Его рождения. Новый Завет делится на «Евангелие» и «Апостол». «Евангелие» описывает происшествия от рождения Иисуса Христа до сошествия Св.Духа на апостолов. Эти события описали четыре евангелиста; одни и те же события, но каждый по своему. Таким образом есть Евангелие от свв.апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. События после сошествия Св.Духа на апостолов описаны разными апостолами в «Апостоле».

На каждый день в году положено читать небольшой отрывок из «Апостола» и из «Евангелия». Существуют специальные таблицы по которым следует исполнять эти чтения. Когда бывают два праздника в один день, скажем воскресенье и еще какой-нибудь праздник, то бывает два чтения; одно для воскресенья, а другое для праздника.

Итак, из «Апостола» читается отрывок который положен на этот день – читается в середине церкви. Обыкновенно читает чтец, но может читать и любой другой боголюбивый христианин; мужчина или женщина. Во время чтения бывает каждение. Оно изображает радостное, подобно благоуханию, распространение христианской проповеди.

После чтения «Апостола» читается «Евангелие», то есть отрывок из «Евангелия». Читает дьякон, а если его нет то священник.

Какой отрывок из «Апостола» и «Евангелия» положено читать на какой день обыкновенно можно найти в православных календарях. Хорошо узнать какие будут чтения на Литургии и заранее их прочесть из Св.Писания.

Молитва о спасении России: (218) Во всех церквах Русской Православной Церкви Заграницей, эта молитва читается священником в алтаре с 1921 г., уже свыше 70 лет. Эта молитва является прекрасным примером христианской любви. Нас учат не только любить свою семью и родственников, но и всех людей включая наших врагов. В ней находятся следующие трогательные слова: «помяни всех врагов наших, ненавидящих и обидящих нас…», «Страждущую землю русскую от лютых безбожник и власти их свободи…» и «Подаждь же мир и тишину, любовь и утверждение и скорое примирение людем Твоим…».

«Иже Херувими» и великий вход: (302, 303, 304) Литургия оглашенных начинается незаметно ектиньей (301). Сразу после ектиньи, это приблизительно в середине службы (в начале 3-й части) хор поет «Иже херувими …» и совершается Великий вход. После первой части Херувимской песни, священник и дьякон выходят со Св.Дарами из алтаря через северные двери и становятся перед царскими вратами, лицом к молящимся. Перед ними идут прислужники с подсвечниками и становятся за амвоном, лицом к священнику. Священник и дьякон молитвенно поминают: Церковное правление, гражданскую власть, страждущую страну русскую, духовенство, всех гонимых за веру православную, приход и всех православных христиан. После этого священник с дьяконом возвращаются в алтарь через царские врата, а прислужники через южные двери, а хор поет вторую часть Херувимской песни.

Символ веры: (307) Символ веры это самое короткое определение православной христианской веры. Он состоит из 12-ти частей (членов). Символ веры был утвержден на 1-ом и 2-ом Вселенских соборах (325 и 381 годах). Неизмененный Символ веры остался только у Православных Христиан – Западные Христиане изменили 8-ой член. Символ веры исполняется хором и каждый член отмечается ударом в колокол. В некоторых церквах, все молящиеся поют его вместе с хором. Перед пением Символа, дьякон восклицает «Двери, двери, премудростию вонмем». В наше время это означает что мы должны закрыть наши «сердечные двери» от всего постороннего и приготовиться услышать «премудрое слово». Символ веры начинается словами: «Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым …».

Освящение Св.Даров: (309, 310) Самая священная часть Литургии, освящение Св.Даров, начинается с Евхаристической молитвы, когда хор поет «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу…». В это время звонят в колокол 12 раз чтобы обозначить начало освящения. Потом священник восклицает «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Хор отвечает «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». В тоже самое время священник читает про себя молитвы и тогда происходит освящение Св.Даров.

Отче наш: (315) В Своей «Нагорной проповеди» (Мат. 5-7) Иисус Христос объяснил как нужно молиться Богу, сказав первый раз молитву «Отче Наш» (Мат. 6:9-13). Эта молитва самая известная и самая любимая всеми христианами. С того времени она повторялась миллионами верующих в течение всей их жизни, в течение почти 2000 лет. В учебниках Закона Божия она разбирается как образец христианской молитвы.

Причащение: (317, 318) Один из самых основных моментов в православной вере, это что нужно жить по добру и не грешить. Кроме того, нужно заниматься духовным самовоспитанием, изгонять из себя злые, греховные мысли, слова и дела; то есть постепенно исправлять себя и становиться лучше, добрее, более честным, ит.п. Перед большими праздниками православный христианин поститься. Во время поста он старается удалиться от всего греховного и приблизиться ко всему доброму и хорошему. Это настроение поддерживается телесным постом; удалением от мясной и вообще животной пищи, а также и ограничением себя в пище. Обыкновенно во время поста исповедоваются и причащаются. Пост, исповедь и причастие называются общим словом «говение» и являются духовным очищением. Православный христианин говеет несколько раз в году: перед большими праздниками, перед Днем Ангела и по другим знаменательным дням.

Когда хор поет «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» священник причащается. После причащения священника открываются царские врата для причащения мирян. Священник читает молитву перед причастием и причащающиеся подходят к Чаше и принимают причастие, а хор поет: «Тело Христово примите …». После причастия, родственники и друзья поздравляют принявшего причастие со словами «Поздравляю с причастием».

Заамвонная молитва: (322) Священник выходит из алтаря и, сойдя с амвона туда, где стоят молящиеся, читает «Заамвонную» молитву. В ней сокращение всех ектиньей, которые читались во время Божественной Литургии. Молитва начинается со словами «Благословляяй благословящыя Тя, Господи…».

Конец: (324) Перед самым концом Литургии бывает проповедь, обыкновенно на тему прочтенного отрывка из Евангелия (216). Потом следуют последний возглас священника «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…» и хор поет многолетие «Преосвященное епископство………Господи, сохрани на многая лета». Священник выходит с крестом в руках. Если есть объявления не духовного характера то священник говорит на этом месте. Например если кто желает вступить в брак, или будет специальный сбор средств на какую нибудь благотворительную цель, или может быть какая нибудь церковная организация устраивает обед ит.п. После этого молящиеся подходят к кресту, крестятся, целуют крест и руку священнику и берут или получают просфору от священника.

Божественная литургия св. Иоанна Златоуста

Вы можете использовать в своем домашнем молитвенном правиле песнопения хора, молитвы чтеца, представленные в тексте Литургии, но нельзя в личную молитву включать слова священника- при рукоположении священнослужителям дается особое дерзновение к Богу, которого не имеют миряне. Поэтому ради собственного духовного здоровья не стоит нарушать данный запрет.

Библиография

Священное Писание – Библия.

• Содержит «Ветхий Завет» и «Новый Завет». «Ветхий Завет» был написан то рождества Иисуса Христа, а «Новый Завет» после. В «Ветхом Завете» много книг (теперь отделов), а самая известная в Православной Церкви это «Псалтырь». «Новый Завет» состоит из «Евангелия» и «Апостола». В «Евангелии» есть четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они описывают происшествия во время жизни Господа Иисуса Христа на земле. В «Апостоле» послания и другие произведения апостолов. Они описывают происшествия после вознесения Иисуса Христа и начало Христовой Церкви.

• Так как Библия является основой для нашей цивилизации то оно, для лучшей ориентации, поделено на книги (сейчас это отделы) и они на главы. Каждых несколько строчек называются «стих» и обозначен он номером. Таким образом легко и быстро можно находить любые места в книге. Например «Мат. 5:3-14» значит: «Евангелие от Матфея, глава 5-ая, стих 13-ый и до 14-го». Священное Писание переведено на все языки мира.

• Существует Священное Писание на «Церковно-славянском языке» и на «русском». Первый считается более точный чем второй. Русский перевод считается хуже, так как он сделан под влиянием западной богословской мысли.

• Каждый православный христианин должен иметь «Священное Писание» и «Молитвослов».

• Священное Писание. Библия Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. 2-е издание. 1967 г. Св.Троицкий Монастырь, с.Джорданвиль, штат Нью-Йорк. Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY. Переиздана много раз в России и переведена на английский язык.723 стр., твер. пер., по стар. орф.

• Прекрасный начальный учебник для детей и взрослых. Предварительные понятия, Молитва, Священная История Ветхого Завета и Нового Завета, Начало Христианской Церкви, О вере и жизни христианской, О Богослужении. Было бы хорошо каждому православному христианину приобрести этот учебник.

• Есть на нашем узле: Закон Божий. О. С. Слободской Священникa Н.Р.Антоновa. Храмъ Божий и церковныя службы. 2-е издание дополненное. Учебникъ Богослужения для средней школы. 1912 г. С.-Петербургъ. Перепечатано Св.Троицким Монастырем в с.Джорданвиль, штат Нью-Йорк, а также и в России. 236+64 стр., мягк. перепл.

Email рассылкаTelegram

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Читайте также

  • Окончание Литургии в Православии
  • Потребление Святых Даров в Православии
  • Теплота веры исполнь Духа Святого в Православии
  • Раздробление Святого Агнца в Православии
  • Католическое учение об освящении даров в Православии

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Богослужения в Русской православной церкви совершаются по Иерусалимскому Уставу, принятому полторы тысячи лет назад. Устав указывает порядок или последование литургии, вечерни, утрени и малых служб суточного круга. В целом это сложная система, глубокое знание которой доступно лишь профессионалам. Но Церковь рекомендует каждому христианину изучить основные этапы богослужений, чтобы открыть для себя духовное богатство, накопленное веками.

Происхождение Божественной литургии

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Слово «литургия» означает общую службу, собрание верующих ради встречи с Богом. Это важнейшее христианское богослужение, когда совершается преобразование хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. «Мы участвуем в сверхъестественном», — так говорит об этом преподобный Иоанн Дамаскин.

Впервые Литургия была совершена Самим Христом накануне страданий. Собравшись в горнице для праздничной трапезы, Его ученики подготовили всё для совершения пасхальных обрядов, принятых тогда среди евреев. Эти обряды носили символический характер, напоминая участникам трапезы об освобождении из египетского рабства. Но когда чин пасхальной трапезы был исполнен Христом, символы и пророчества превратились в исполненные Божественные обещания: человек стал свободен от греха и снова обрёл райское блаженство.

Таким образом, происходя из древнего еврейского чина, христианская литургия в общих чертах напоминает его последование, а весь суточный круг богослужений начиная с вечерни, является подготовкой к её совершению.

В современной церковной практике литургия является утренней (по времени суток) службой. В древней церкви она совершалась ночью, что и сегодня происходит в дни великих праздников Рождества и Пасхи.

Развитие литургического чина

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Порядок первых христианских литургий был прост и напоминал дружескую трапезу, сопровождавшуюся молитвой и воспоминаниями о Христе. Но вскоре появилась необходимость отличить литургию от обычных званых обедов, чтобы внушить верующим благоговение перед совершаемым Таинством. Постепенно, кроме псалмов Давидовых, в неё вошли песнопения, сочинённые уже христианскими авторами.

С распространением христианства на восток и запад богослужения стали приобретать национальные черты народа, принимавшего новую веру. Литургии стали отличаться друг от друга настолько сильно, что потребовались решения соборов епископов об установлении единого последования.

В настоящее время существует 4 основных литургических чина, составленных Святыми Отцами и совершаемых в Православной церкви:

  • Литургия Иоанна Златоуста — совершается ежедневно, исключая уставные дни литургии Василия Великого, а в период Постной Триоди — по субботам и в Вербное воскресенье.
  • Василия Великого — 10 раз в году: в день памяти автора, оба Сочельника, 5 раз в течение Четыредесятницы и 2 — на Страстной Седмице.
  • Григория Двоеслова или Преждеосвященных Даров — служится во время Великого поста на буднях.
  • Апостола Иакова Греческого — совершается на некоторых российских приходах в день памяти Апостола.

Кроме перечисленных литургий, существуют особые чины в Эфиопской, Коптской (египетской), Армянской и Сирийской церквях. Свои чинопоследования Литургий имеются на католическом Западе, а также у католиков восточного обряда. В общих чертах все литургии схожи между собой.

Литургия Иоанна Златоуста

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Чин, составленный св. Иоанном Златоустом, используется в практике Церкви с V века. По времени он младше творения Василия Великого. Для прихожанина литургии обоих авторов похожи и различаются только по времени. Литургия Святителя Василия длиннее из-за продолжительности тайных священнических молитв. Современники Иоанна Златоустого утверждали, что более короткий чин был составлен им из любви к простому народу, тяготящемуся продолжительными службами.

Сокращённое последование Иоанна Златоуста быстро распространилось по Византии и со временем сложилось в чин самой известной Божественной литургии. Текст с пояснениями, приведённый ниже, поможет мирянам понять смысл основных моментов службы, а певчим хора и чтецам — избежать распространённых ошибок.

Литургия обычно начинается в 8–9 часов утра, перед ней читаются часы третий и шестой, воспоминающие суд у Пилата и распятие Христа. Когда на клиросе читают часы, в алтаре совершается проскомидия. Служащий священник готовился с вечера, прочитывая длинное правило, чтобы назавтра приступить к престолу.

Богослужение начинается возгласом священника «Благословенно Царство…», а после ответа хора сразу следует Великая ектения. Затем начинаются антифоны изобразительны, праздничные или вседневные.

Антифоны Изобразительные

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Благослови, душе моя, Господа.

Малая ектения:

Хвали, душе моя, Господа.

Первые два песнопения символизируют молитву и надежду ветхозаветного человека, третий — проповедь явившегося Христа. Перед Блаженнами звучит песнь «Единородный Сыне», авторство которой приписывают императору Юстиниану (VI век). Этот момент службы напоминает о Рождестве Спасителя.

Антифон третий, 12 Заповедей блаженств:

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…

Устав предполагает перемежать стихи блаженств с тропарями канонов, читавшихся на утрене. Для каждого разряда службы полагается своё число тропарей:

  • шестеричная — с «Блаженны миротворцы» на 6;
  • полиелей или бдение святому — на 8, с «Блаженны милостивые»;
  • воскресная — на 10, с «Блаженны кротции».

В храмах с ежедневным совершением литургии в будние дни можно услышать Вседневные антифоны. Тексты этих песнопений представляют стихи из псалмов, перемежающиеся с припевом, посвящённым Господу и Богородице. Вседневных антифонов также три, они имеют более древнее происхождение. Со временем они всё чаще заменяются Изобразительными.

В дни Господских праздников звучат Праздничные антифоны, по строению похожие на будничные. Эти тексты можно найти в Минеях и Триодях, в конце службы праздника.

Малый вход

С этого момента начинается сама Литургия. Священнослужители под пение входного стиха «Приидите, поклонимся…» входят в алтарь с Евангелием, т. е. с Самим Христом. За ними невидимо шествуют святые, поэтому сразу после входного стиха хор пропевает тропари и кондаки святым, положенные по Уставу.

Трисвятое

Пение Трисвятого было введено в VI веке. По преданию, эту песнь впервые услышал юный житель Константинополя в исполнении ангельского хора. В это время город страдал от сильного землетрясения. Собравшийся народ стал повторять услышанные отроком слова и стихия утихла. Если предыдущий входной стих «Приидите поклонимся» относился только ко Христу, то Трисвятое воспевается Святой Троице.

Прокимен и чтение Апостола

Порядок чтения Апостола на Литургии регламентируется Уставом и зависит от разряда, соединения служб и праздничных периодов. При подготовке чтений удобней пользоваться церковным календарём или «Богослужебными указаниями» на текущий год. И также прокимны с аллилуариями даются в приложении к Апостолу в нескольких разделах:

  • литургия иоанна златоуста с пояснениямимесяцеслов — дни памяти святых и двунадесятые праздники неподвижные;
  • периоды Четыредесятницы и Пятидесятницы, подвижные праздники;
  • раздел будничных прокимнов;
  • прокимны по гласу недели (воскресные).

При внимательном изучении состава книги Апостол подготовка чтений займёт немного времени. Прокимнов может быть не более двух, а чтений — не более трёх.

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Последовательность возглашений на чтении Апостола:
  • Диакон: Вонмем.
  • Иерей: Мир всем.
  • Чтец Апостола: И духови твоему. Прокимен глас… (глас и текст прокимна)
  • Хор: прокимен.
  • Чтец: стих.
  • Хор: прокимен.
  • Чтец: первая половина прокимна.
  • Хор: допевает прокимен.
  • Дьякон: Премудрость.

Чтец возглашает название апостольского чтения. Важно правильно произносить надписания:

  • Деяний святых Апостол чтение.
  • Соборного послания Петрова (Иаковля) чтение.
  • К Коринфянам (Евреям, Тимофею, Титу) послания святаго апостола Павла чтение.

Диакон: вонмем (слушаем!)

Текст рекомендуется читать нараспев, постепенно повышая интонацию, чтобы закончить чтение на высокой ноте. Если устав предписывает два чтения, то в конце первого чтец возвращает последний слог на низкую ноту. Текст из Деяний начинается со слов «Во дни оны», Соборные послания — «Братие», послания к одному человеку — «чадо Тите» или «чадо Тимофее».

Священник: мир ти, чтущему!

Чтец: и духови твоему.

Аллилуйа и чтение Евангелия

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Несмотря на то что после Апостола чтец сразу произносит Аллилуйа, этот возглас не завершает чтение Апостола, а является прокимном к Евангелию. Поэтому в древних литургиях Аллилуйа произносил священник. Порядок:
  • Диакон: Премудрость.
  • Чтец: Аллилуйа (3 раза).
  • Хор: повторяет аллилуйа.
  • Чтец: стих аллилуария.
  • Хор: аллилуйа (3 р.)

После второго стиха аллилуария и уходит в алтарь, держа закрытую книгу Апостола над головой. В это время диакон, установив аналой напротив Царских врат, устанавливает на нём богослужебное Евангелие вертикально.

Следуют уставные возгласы священника и диакона перед чтением Евангелия.

Диакон: Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста Матфея (Иоанна, Луки, Марка).

Имя Евангелиста произносится в родительном падеже, так как благословение испрашивается не для автора Евангелия, а для диакона.

Евангелие читается подобно Апостолу, начинаясь словами «Во время оно» или «Рече Господь Своим учеником», в зависимости от сюжета. По окончании чтения священник благословляет диакона словами «мир ти, благовествующему!» в отличие от слов, обращённых к чтецу Апостола — «чтущему». После завершающего пения «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» может следовать проповедь священника, объясняющая услышанное.

Сугубая ектения

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Слово «сугубая» означает «двойная». Это название происходит о двукратном взывании к милости Божией в начале ектении, а также усиленную молитву верующих. Обычно произносятся две сугубых ектении — заздравная и заупокойная. В этот момент, в современной практике, происходит чтение записок с именами, поданных «на обедню». Могут вставляться особые прошения о путешествующих, болящих и т. д.

За исключением первых двух прошений заздравной ектении, на каждое прошение хор отвечает троекратным «Господи помилуй».

Ектении об оглашенных и верных

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Ряд кратких прошений — молитва о готовящихся к крещению. По древней традиции, они не могли присутствовать на основной части литургии — пресуществлении Св. Даров. После слушания вступительной части — Литургии оглашенных — все некрещенные покидали церковь.

В наше время период оглашения длится недолго или вовсе отсутствует. Поэтому ектению следует понимать как напоминание о древнем благочестии и серьёзном отношении к церковным Таинствам.

После ектении об оглашенных и их исхождения следуют ещё две ектении, первая из которых по тексту напоминает Великую ектению. Она начинает Литургию верных. В последовании Ап. Иакова в этом месте произносится торжественный прокимен «Господь воцарися в лепоту облечеся», у Златоуста он перенесён на проскомидию.

Херувимская песнь, Великий вход

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Текст Херувимской песни, начинающей Литургию верных, обычно расписан по нотам. Нараспев его исполняют потому, что священнику и диакону должно хватить времени на каждение, особую молитву и перенесение подготовленных Святых Даров (ещё не соединённых Хлеба и Вина) с жертвенника на престол. Путь священнослужителей пролегает через амвон, где они останавливаются для произнесения поминовений.

Далее, после просительной ектении следует приветствие:

Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы.

Хор: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную.

В древности при возгласе «Возлюбим…» происходило взаимное целование прихожан как символ единения христиан по образу Святой Троицы. Мужчины и женщины приветствовали друг друга раздельно, так как для соблюдения приличия находились в разных частях храма. В современной традиции целование происходит только между священнослужителями в алтаре.

Символ веры

Двенадцать стихов Символа Веры исполняются всем собранием христиан под руководством диакона. Таким образом верные подтверждают своё исповедание и согласие с догматами Церкви. В это время священник обмахивает Святые Дары покровцом, что напоминает о скором сошествии Святаго Духа и грядущем чуде превращения их в Тело и Кровь Христовы.

Евхаристический канон

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Диакон: Станем добре, станем со страхом…

Хор: Милость мира, Жертву хваления.

Тексты Евхаристического канона для хора расписываются по нотам для протяжного и умилительного пения. В это время происходит главное действие литургии — Пресуществление Святых Даров. Прихожане молятся, застыв неподвижно стоя или на коленях. Не допускаются ни ходьба, ни разговоры.

Достойно есть и поминовения

За Евхаристическим каноном следует песнь, посвящённая Богородице. В чинопоследовании Иоанна Златоуста это «Достойно есть», которая в дни двунадесятых праздников заменяется задостойниками. Тексты задостойников даются в минеях на день праздника и представляют собой ирмос девятой песни канона с припевом.

Во время исполнения «Достойно есть» священник поминает святых дня и усопших христиан.

Далее священник уже вслух заканчивает поминовение, произнося титулы патриарха и правящего архиерея.

Иерей: В первых помяни Господи…

Хор: И всех и вся.

Подготовка к Причастию

литургия иоанна златоуста с пояснениями

После Евхаристического канона вновь звучит просительная ектения, к которой присоединяется всенародное пение «Отче наш». Христиане молятся словами, заповеданными Самим Господом, чтобы вскоре приступить к Причастию. Первыми принимать Святые Дары будут священнослужители в алтаре.

Следует возглас «Святая Святым», означающий, что Святыня готова и преподносится для «святых», в данном случае, для готовящихся к причастию прихожан. Хор отвечает от имени народа «Един Свят Господь Иисус Христос…», признавая недостоинство даже самого праведного человека перед Богом. Вслед за этим пропевается причастный стих, предназначенный для принимающих Дары священников.

Тексты причастных стихов даются в минее на каждую службу, а также в приложении Апостола, после прокимнов. Существует всего семь стихов на каждый день недели и особые — на двунадесятые праздники.

В современной традиции пауза во время причащения священников заполняется «концертом» — авторским нотным произведением на тему дня, которое исполняет хор. Уместно также читать молитвы ко Причастию, чтобы подготовить мирян к принятию Тела и Крови Христовых. Чтение продолжается до момента открытия царских врат.

Причащение мирян и благодарственные молитвы

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Диакон первым выходит из святых врат, держа перед собой Чашу с Дарами. Готовящихся к причастию мирян пропускают ближе к солее. Они стоят, скрестив руки на груди ладонями к плечам. После возгласа диакона «Со страхом Божиим и верою приступите!» священник, вышедший за диаконом, читает одну из молитв ко причащению «Верую, Господи, и исповедую…», подходя к Чаше, миряне мысленно читают тропарь Великого Четвертка «Вечери Твоея тайныя…».

Первыми подносят младенцев, подводят детей. Затем проходят мужчины, последними — женщины. Сразу после принятия Св. Таин прихожане направляются к столику, на котором приготовлен чайник с запивкой. Запивка — сладковатая вода, подкрашенная вином или соком, употребляется для того, чтобы проглотить все мельчайшие частицы Тела и Крови Христовых.

В этот момент надо особенно следить за маленькими детьми, чтобы они не выплюнули Св. Тайны. Уронить Частицу — страшный грех неосторожности. Если это произошло, необходимо сообщить священнику, который примет меры, назначенные в таких случаях церковными правилами.

Во время причащения поётся пасхальный причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмертного вкусите». Когда Чаша уносится в алтарь, хор повторяет Аллилуйа.

Далее следуют две благодарственные молитвы «Видехом свет истинный» и «Да исполнятся уста наша».

Заамвонная молитва

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Здесь священник выходит из алтаря и становится перед амвоном, откуда читает «молитву заамвонную», молясь от имени народа. Эта молитва была введена в строй литургии после времени Св. Иоанна Златоуста, когда появился обычай тайных священнических молитв.

Можно видеть, что все молитвы, относящиеся к Евхаристическому канону, произносятся в алтаре тайно, прихожане слышат только пение хора. Часто это является соблазном для любопытных, желающих слышать и видеть всё, происходящее за иконостасом. Заамвонная молитва составлена из фрагментов тайных молитв, чтобы миряне имели представление, какие слова произносятся священниками.

Сокрытие важнейшей части Литургии — Пресуществления Св. Даров — носит символический характер. Ни содержание молитв, ни действия священнослужителей не являются в Церкви «тайной для непосвящённых», но совершаются за оградой, чтобы подчеркнуть важность и непостижимость Евхаристии.

Любой стремящийся к изучению веры христианин имеет возможность присутствовать на специальных литургиях, где в богослужении делаются паузы для разъяснения происходящего.

И также можно почитать литературу для прихожан:

  • Еп. Виссарион Нечаев «Объяснение Божественной литургии».
  • Иоанн Златоуст «Комментарии к Божественной Литургии».
  • А. И. Георгиевский. Чинопоследование Божественной литургии.

33 псалом и Отпуст

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Под песнь праведного Иова «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века» священник вновь уходит в алтарь. Во многих храмах после этого начинают петь 33 псалом, который преподаёт верующим наставление на грядущий день. В это прихожане разбирают вынесенный из алтаря антидор — части служебной просфоры, использовавшейся для изготовления Агнца. Все эти действия напоминают верующим о древнем обычае «трапезы любви», которая устраивалась христианами после Евхаристии.

По окончании 33 псалма священник произносит отпуст — краткое молитвословие, где посредством молитв Богородицы и святых дня, испрашивается божественная милость для всех верных. Хор отвечает многолетием «Великого Господина и Отца нашего Кирилла…».

После литургии во многих храмах принято служить молебен.

Тексты для клироса

Литературу, посвящённую последованию и толкованию Литургии, а также ноты песнопений можно приобрести в специализированных магазинах. Регенту хора и чтецам удобно пользоваться распечатанным текстом, содержащим неизменяемые песнопения вечерних и утренних служб, литургии и всенощного бдения. Тексты для клироса можно скачать на портале Азбука.Ру.

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Литурги́я Иоа́нна Златоу́ста (греч. Η Θεία Λειτουργία του Χρυσοστόμου) — чинлитургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в бо́льшую часть дней богослужебного года в православной церкви.

Авторство традиционно приписывается святителю Иоанну Златоусту, Константинопольскому архиепископу. Долгое время данная атрибуция оспаривалась критическими исследованиями. На современном этапе преобладает мнение, что древняя антиохийская анафора апостолов, которая легла в основу анафоры литургии Златоуста, была переработана действительно Иоанном Златоустом.

Литургия Иоанна Златоуста состоит из трёх последовательных частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Проскомидия

литургия иоанна златоуста с пояснениями

Агнец и частицы, выложенные на дискосе

Проскомидия (греч. προσκομιδή, «принесение», «подношение») — подготовительная часть литургии. Перед проскомидией священнослужители читают входные молитвы, облачаются и омывают руки. Затем иерей произносит: «Боже, очисти меня, грешного, и помилуй меня!» Диакон обыкновенно испрашивает благословения у священника: «Благослови, Владыко!». На жертвеннике приготовляется Святые Дары: хлеб (просфора) и вино для совершения евхаристии. Хлеб (Евхаристический Агнец) возлагается на дискос с помощью копия, вино вливается в потир. Далее совершается каждение жертвенника и покрытие потира и дискоса покровами. Священник благословляет дары.

Литургия оглашенных

Диакон, испросив благословения у священника («Благослови, Владыко!»), читает ектению (общую молитву о благополучии церкви и государства), которая начинается со слов: «Миром Господу помолимся!». Прихожане отвечают возгласами «Господи, помилуй!». Затем следуют антифоны, повторяющие пение псалмов (Пс. 102, 145), чередующиеся с пением гимна Единородный Сыне. Далее поются Евангельские заповеди о блаженствах, после чего торжественно вносится Библия. Хор поёт тропари и кондаки по уставу. Далее следует пение трисвятого, чтение «Апостола» (предваряется прокимном) и «Евангелия» (предваряется аллилуиарием). После чтения Писания обязательно следовала проповедь, однако ныне проповедь отодвигается на конец богослужения и превращается в напутственное слово. Затем следует ектения об умерших и оглашенных, а также отпуст оглашенных («оглашеннии, изыдите»).

Литургия верных

Литургия верных начинается с благодарения и славословия Богу. Затем снова следует ектения, после которой поётся херувимская песнь, во время которой диакон производит каждение храма, а Святые Дары с жертвенника торжественно перемещаются на престол. После пожелания мира отодвигается завеса с Царских врат и исполняется Никео-Цареградский символ веры. Диакон призывает людей к усердной молитве, хор отвечает пением «Милость мира». Священник благословляет прихожан, начиная анафору, при которой большая часть молитв читается тайно. После «Достойно есть» и просительной ектении читается (в РПЦ всегда поётся) «Отче наш». Первыми в алтаре причащаются священнослужители. После открываются Царские врата, и диакон выносит Святые Дары для причащения народа, который встаёт в очередь и складывает крестообразно руки на груди. Затем исполняются благодарственные молитвы и псалом 33, после чего следует отпуст с раздачей антидора верным.

литургия иоанна златоуста с пояснениями

См. также

  • Миссионерская Литургия Иоанна Златоуста

Литература

  • Богослужение православной церкви. — Репринт. изд. 1912 г. — М.: Даръ, 2005.
  • Гоголь Н. В. Размышления о Божественной Литургии. — М., 1889.
  • Настольная книга священнослужителя. Т. 1. — М.: Издат. совет РПЦ, 1992.

Примечания

Ссылки

  • Божественная Литургия по чину Иоанна Златоустаго и Василия Великаго
  • ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ ΑΓΙΟΥ ΙΩΑΝΝΟΥ ΤΟΥ ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΟΥ Оригинальный текст с параллельным переводом на современный греческий язык

Оценка 3.7 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here