Детально: литургия порядок службы - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
(Последовательность литургии … из «Практический справочник по Православию» Автор: Исмаилова С. (сост. ))
Что такое литургия? Последовательность литургии.
Последовательность литургии – это главное церковное богослужение, во время которого совершается таинство причащения. Его смысл — причащение людей Тела и Крови Христовых (Святых Даров), в которые во время данного таинства преображаются вино и хлеб.
Литургия — общецерковное дело, в ней участвуют крещёные православные христиане, пришедшие в храм. Они — не пассивные зрители, а молятся вместе со священнослужителями. (Но первые разы можно побыть и «зрителем» , чтобы научиться правильно вести себя во время этой церковной службы).
Служба литургия состоит из 3 этапов, следующих один за другим без перерыва. Последовательность литургии
Проскомидия (от греч. «приношение») — по сути, жертвоприношение: приготовление особым способом хлеба и вина для таинства Причащения.
Литургия оглашенных — подготовка собравшихся в храме к молитвенному участию и совершении Бескровной Жертвы. Тут участвую и православные (крещеные). Кто такие оглашенные? Оглашенные — готовящиеся принять крещение, а также кающиеся на какое-то время отлученные от причастия.
Литургия верных — совершение Бескровной Жертвы. В ветхозаветные времена жертву приносили кровью животных (ягнят, голубей и др.). Затем жертву Своем кровью принес Христос на Кресте. В воспоминание об этой жертве Церковь приносит Жертву Бескровную. Это хлеб и вино, которые под действием Святого Духа становятся Телом и Кровью Христа. Ими пригашаются верные (крещёные христиане), в древности на этом этапе службы кающиеся и отлученные от причастия в храме не присутствовали.
Виды (чины) литургии. Чем отличаются разные литургии?
• Литургия Иоанна Златоуста — может совершатся во все дни года, кроме будничных дней Великого поста.
- Литургия Василия Великого — совершается 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти святого Василий Великого 14 (1) января, в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу.
- Литургия Преждеосвящённых Даров — Проводится по средам и пятницам Великого поста. На ней верующие причащаются освящёнными прежде (в воскресенье) Святыми Дарами — Телом и Кровью Христа (откуда название «преждеосвященных».)
Когда в храмах и монастырях совершается литургия?
В Православном Церкви Божественная литургия совершается почти во все дни года (за исключением понедельников, вторников и четвергов Великого поста). Начинается обычно утром: в зависимости от порядка, принятого в том или ином храме (монастыре), в 7—10 ч утра. Её продолжительность —в среднем около 2 ч. В праздники Рождества Христова и Пасхи литургию служат ночью.
Как называются церковные предметы, которыми причащают: чаша, ложечка и т.д.?
Дискос — блюдо, на котором в алтаре раскладывается преломленный хлеб (Тело Христово).
Потир (Святая Чаша) — чаша для вина (Кропи Христа)
Священные покровцы (два крестообразных покрова которыми накрывают Чашу и дискос и воздух (матерчатый плат). С одной стороны, символизируют пелены, которыми был повит новорожденный Христос Спаситель, а с другой — ту Плащаницу, в которую Он был завёрнут после снятия с Креста.
Лжща — ложечка с длинной ручкой, которая употребляется для причащения.
Вино (красное виноградное, слегка разбавленное небольшим количеством волы) — используется по примеру того, как Иисус Христос на Тайной вечере (прообраз литургии) употребил вино с водой.
Просфора — пшеничный квасной хлеб.
Последовательность литургии. Совершение службы.
Перед началом службы священник, облачённый в рясу, выходит на солею (возвышение, с которого начинается алтарная часть храма) и тихо читает, повернувшись к царским вратам, входные молитвы, Он просит, чтобы Бог благословил его совершить Божественную литургию, а также укрепил и очистил от грехов, дав возможность совершить таинство причащения без осуждения. Обернувшись к стоящим в храме, священник просит у них прошения, миряне отвечают: и Бог тебя простит, честный отче. и нас прости, помолись за нас грешных».
С чтением псалма священник заходит в алтарь. Там он надевает облачения, читая молитвы, раскрывающие смысл священнических одежд.
Что такое Проскомидия. Что происходит во время Проскомидии. Последовательность литургии
Эту часть службы священник совершает в алтаре, его действия скрыты от стоящих в храме. Одновременно алтарник (мужчина-мирянин, помогающий священнослужителям в алтаре), стоя перед иконостасом, читает службы 3-то и 6-га часа (молитвы).
Проскомидия посвящена основным событиям Евангельской истории, поэтому все слова и действия этой части службы имеют двойной смысл, означая, с одной стороны, рождение Христа, с другой — Его страдания и смерть. С православной точки зрения, искупительная жертва Иисуса Христа на Голгофе и совершаемая в храме Евхаристия (другое название таинства причащения) — это одна и та же жертва. И молящиеся в храме — это участники жертвоприношения, а священник — тот, кто приносит жертву. Поэтому он совершает проскомидию па жертвеннике.
Во время Проскомидии идет подготовка (разрезание) просфор. В том числе из заздравной просфоры священник вырезает частицы в память патриарха и правящего епископа, всех православных христиан и каждого упомянутого о церковных записках, поданных прихожанами па проскомидию, а также за самого себя.
После приготовления просфор происходит каждение хрома Выйдя из алтаря, священник обходит с кадилом весь храм, читая про себя 50-й покаянный псалом. Каждение символизирует дары волхвов — золото, ладан й смирну, которые они принесли новорождённому Христу. Также каждение символизирует видимую молитву от нас Богу.
Что такое Литургия оглашенных (литургия слова). Что совершается при Литургии оглашенных. Последовательность литургии
Перед её началом священник и диакон молятся в алтаре у святого престола, и диакон, прося благословение у священника, говорит: «Время сотворити Господеви владыко, благослови» Это означает, что для литургии сделано всё, что в человеческих силах: дары — вино и хлеб — людьми принесены, приготовлены и стоят на жертвеннике. Теперь настало время, когда будет трудиться (совершать священнодействие) Бог. Это — время Божественной литургии, в котором нет ни прошлого, ни будущего, но только настоящее, т. е. вечное.
Далее священник в алтаре громко произносит: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». В храме зажигают все светильники. Божественная литургия — это время присутствия «Неба на земле», пришествия Царства Божия, которое символизирует свет в храме.
Далее идет великая ектинья (прошения).
Что такое Великая ектения? Диакон выходит из алтаря через боковые двери и перед закрытыми царскими вратами возглашает: «Миром ГОСПОДУ помолимся!»
На каждое прошение хор отвечает: «Господи, помилуй». Великая (мирная) ектинья— это ряд прошений Богу о духовном единении и материальном благополучии. Слово «миром» означает быть и состоянии мира с Богом, с самим собой и с ближними — это первое условие вхождения православных христьян в Царство Небесное. С миром в душе следует приходить а храм на литургию. Об этом и молятся все присутствующие.
Далее читают Антифоны. Что такое антифоны?
Первый начинается словами «Благослови душе моя, Господа»; второй: «Хвали, душе моя. Господа»; третий (заповеди блаженств) — «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…»
Между антифонами диакон возглашает малые ектиньи, которые начинаются словами: «Паки и паки миром Господу помолимся». Перед пением 3-го антифона открываются царские врата в алтаре.
Священник в алтаре в это время тихо читает священнические молитвы (тайные). В этих молитвах он просит Бога, чтобы Он позаботился о храме и молящихся в нём, а также спас всех православных и сохранил Церковь.
Далее Малый вход (вход с Евангелием).
Из боковых дверей алтаря выходит, держа над головой Евангелие, священник. Перед ним — алтарник со свечой в подсвечнике. Повернувшись к престолу в алтаре, Священник высоко поднимает Евангелие, крестит им собравшихся и произносит: Премудрость, прОсти». Затем входит в алтарь через царские врата. Что означает евангелие в руке священника? Входе Евангелием символизирует выход Христа на проповедь, а вынос свечи — проповедь Иоанна Предтеч. Священник тайно молится, чтобы в алтарь вместе с ним вошли ангелы, поскольку по православному учению, они участвуют в литургии вместе с людьми. Слово «премудрость» предупреждает молящихся о глубоком содержании следующих затем пения и чтения, а слово «прости» (т. е. распрямитесь, стоите прямо) призывает слушать с особым благоговением и вниманием. Евангелие слушают стоя!
Далее хор поёт: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий..» (с каждым разом люди в раме делают поясной поклон), а затем тропари и кондаки. Тропари и кондака — церковные песнопении, кратко выражающие сущность праздника или подвига святого, который вспоминается Церковью в этот лень. Священник в алтаре от липа всех верующих молит Бога, чтобы Он простил людям их прегрешения, дал силы служить Богу и принял от них «Трисвятое»— следующее песнопение, которое на Небе поют богу ангелы.
Что такое «Трисвятое»? Слова «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Повторяется 3 раза. Каждый раз люди в храме крестятся и делают поклон в пояс.
Далее Чтение прокимна и Апостольского послания.
Перед чтением диакон произносит; «Вомнем» (т. е. будем очень внимательны), Благословляя молящихся, священник говорит: «Мир всем» (как необходимое условие для слушания Слова Божия). Чтец (алтарник), выйдя с книгой из алтаря и встав перед амвоном (полукруглый выступ на солее – возвышение перед иконостасом) лицом к алтарю отвечает: «И духови твоему» (т.е. и тебе мы желаем мира), после чего возглашает: «Премудрость» т.к. следующее чтение — премудрость в буквальном смысле слова.Что такое Прокимен — краткий стих, как правило, взятый из стихов того или иного псалма. Он указывает на содержание последующего чтения или на сущность праздника. Чтец произносит стих, хор повторяет.
Чтение отрывка из того или иного послания апостолов означает живое присутствие апостола в храме и его проповедь перед собравшимися. Во время чтения священник обычно сидит в алтаре. Эго означает, что он равен по достоинству апостолу. Выбор отрывка для чтения зависит от дня года. По окончании чтения хор трижды поёт «Аллилуия» — песнь, прославляющую Бога и говорящую о Его пришествии на землю.
Далее Чтение Евангелия
Диакон, получив из рук священника Евангелие, выходит через царские врата, становится лицом к святому престолу и просит у священника благословение на чтение. Благословив диакона, священник произносит:
«Премудрость, прости, услышим святого Евангелия. Мир всем». Диакон, объявив имя апостола-евангелиста, читает отрывок из Евангелия, положенный на данный день года. Если священник служит без диакона, он читает Евангелие сам, не выходя из алтаря. На время чтения в центре солеи алтарник ставит подсвечник со свечой. Ее огонь символизирует свет евангельского учения.
Далее Сугубая ектения (прошение).
Начинается словами диакона «Рцем вей от всея души» и от всего помышления нашего рцем» (т. е. скажем от всей души). На каждое прошение хор трижды поёт: « Господи, помилуй». По окончании ектении царские врата закрываются. (Люди кланяются).
Далее Ектения об Оглашенных
Начинается словами диакона: «Помолитесь оглашеннии, Господеви». В первые века христианства После этой ектении все оглашенные (ещё не крещённые) выходили из храма, двери закрывались, а в храме оставались только верные (крещёные православные христиане). Ектения содержит молитвы о том, чтобы Бог просветил тех, кто ещё не вошёл в Церковь, присоединил их к Церкви, помиловал и сохранил. Ектения об оглашенных завершается возгласом священника: «Да и тии (те) с нами славят прелестное и великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков»
Что такое Литургия верных. Что совершается при Литургии верных. Последовательность литургии
Диакон возглашает: «Изыдите оглашенные, изыдите..», — чтобы в храме остались молиться только верные.
Далее Диакон возглашает: «Паки паки миром Господу помолимся». Следуют две ектении о верных, по окончании которых открываются царские врата. Крещеным православным христианам напоминается о необходимости примирения друг с другом перед причащением. Священник в алтаре читает тайные молитвы верных. Он просит Бога, чтобы Он помог ему достойно совершить литургию, а стоящим в храме — с чистом совестью причаститься.
Далее поётся Херувимская песнь
Хор медленно и торжественно поёт: «Иже херувимы, тайно образующие и Животворящей Троице Трисвятую песнь припеваюше, всякое ныне житейское отложим попечение…», Что означает: «Мы (стоящие в храме), те, кто таинственно изображает собой херувимов, воспевающих Трисвятую песнь, оставим сейчас все заботы», Молящиеся могут тихо подпевать хору. В этот момент не только ангелы служат вместе со священником в алтаре, но всем находящимся в храме открывается возможность вместе с херувимами и серафимами славословить Бога. Священник в это время читает перед престолом молитву, в которой он, обращаясь к Иисусу Христу как к своему архиерею, просит очистить его душу и сердце от греховных побуждений. Эта молитва касается лично священника, т. к. он входит в область очень страшного (от близости к Богу) священнодействия. Затем он Кадит стоящие на жертвеннике дискос с хлебом и Чашу с вином.
Далее Великий вход.
Из боковых дверей алтаря выходит священник с дискосом и Святой Чашей, перед ним — диакон с кадилом и алтарники со свечами и подсвечниках. Остановившись в центре солеи лицом к стоящим в храме, священник поминает патриарха, епархиального архиерея и всех православных христиан. Хор отвечает; «Аминь», а священник входит в царские врата, которые закрываются. Завеса над ними задёргивается. Вынос Святых Ларов (хлеба и вина) называется великим входом потому, что Дары переносятся с жертвенника на престол для принесения их в жертву Богу и изображают вход Христа в Иерусалим и шествие на Голгофу, на страдания и смерть за грехи людей, чтобы этот мир был спасён.
Священник ставит потир и дискос на престол на развернутый антиминс и тихо читает тексты (тропари) о снятии Иисуса с Креста, Его погребении, сошествии в ад и воскресении из мёртвых. Закрытие царских врат символизирует то, что Гроб Господень был закрыт камнем.
Окончание Херувимской песни.
Хор поет: «Яко да Цари всех подымем, ангельским невидимо дориносима чинми, Аллилуия, Аллилуия, Аллилуйя», то есть: «…Чтобы поднять Царя всех, невидимо возносимого всеми чинами ангелов». Стоящие в храме должны оставить псе земные заботы.
Далее Просительная ектения.
Начинается словами диакона: «Исполним (дополним) молитву нашу, Господеви». Хор на первые прошения отвечает «Господи, помилуй», потом — «подай, Господи». Во время ектений священник в алтаре тихо читает молитву приношения, прося Бога принять от людей жертву хваления и благодарений.
Далее Священник в алтаре призывает молящихся к миру словами: «Мир всем» а диакон, выйдя на содею, призывает: « Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы ( в единомыслии исповедуем). Хор продолжает: Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
Поётся «Символ Веры». Пением «Символа веры» молящиеся открыто исповедуют православную веру. Тем самым они свидетельствуют Перед Богом и Церковью, что верны Церкви и Богу, доверяют Его воле, спасительной для каждого, и хотят жить согласно вере. Диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем ».
Далее Начало евхаристического канона (таинства причащения).
Диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити». Хор от лица молящихся отвечает: «Милость мира, Жертва хваления. Священник: «ГорЕ имели сердца». Хор: «Имамы ко Господу.» Чтобы восхвалить Бога, молящиеся должны устремить сердца ввысь (горе), к Богу.
Далее благодарение Господа.
В ответ на возглас священника «Благодарим Господа» хор поет: «Достойно и праведно есть поклонятся Отцу и Сыну и Снятому Духу. Троице Единосущней и Нераздельней,,.» Это песнопение называется «Милость мира». От лица всех Верующих священник прославляет Величие Бога и Ею бесконечное совершенство, благодарит Господа за сотворение мира и искупление человечества.
Далее Священник в алтаре возглашает: Приимите, ядите (ешьте), Сие есть Тело Мое, еже за вы (нас) ломимое во оставление грехов. Пейте от нея вси (все), сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже и вы и за многия омываемая во оставление грехов».
На каждый возглас хор отвечает: «Аминь». Эти слова сказал Сам Христос, когда установил таинство причащения. Священник в алтаре приносит Святые Дары в жертву Богу от имени всех верующих. Крестообразно сложив руки, он берёт Чашу и дискос и, вознося их над святым престолом, громко возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносите о всех и за вся» (Твои Дары мы Тебе приносим от лица всех верующих в благодарственную жертву за всех и за все Твои благодеяния).
Далее Хор тихо и медленно поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся …»
Священник в это время находится в алтаре, где возносит Богу молитвы. В этот момент в алтаре совершается великое чудо Церкви: происходит преложение, т, е. претворение хлеба и вина под Действием Святого Духа в Тело и Кровь Христовы — это кульминация Божественной литургии. В молитвах священник просит Господа послать Святого Духа на стоящую в храме общину христиан и на Святые Дары, чтобы все присутствующие на литургии, причастившись Тела и Крови Христа, стали единым Телом Христовым — составили земную Церковь. Благословляя хлеб н вино, священник молит Бога, чтобы они стали Телом и Кровью Христа.
Далее Прославление Божией Матери.
Священник и алтаре возглашает: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей…» Хор пост: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу…». Священник тайно молится за всех в вере усопших праведников и за причастников, чтобы им были отпущены грехи. В песнопении «Достойно есть.,» прославляется Божия Матерь; на Небесах Она ближе всех к Богу (превзошла святостью серафимов и херувимов) и молится перед Ним за весь человеческий род.
Далее Окончание евхаристического канона.
Священник тайно молится в алтаре, особо — за патриарха или за епископа (возглас «первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего, Святейшего патриарха…»).
Далее Просительная ектения
Начинается словами диакона: «Вся святыя помянувше с, паки и паки миром Господу помолимся». В особых прошениях ектении Бога молят духовно возвысить каждого из присутствующих для достойного причащения Святых Христовых Таин.
Далее Господня молитва «Отче наш».
Священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновенном неосужденно смети призывати Тебе..» Поют все: «Отче наш, Иже еси на Небесех». Все верующие просят у Бога хлеб насущный — тот самый хлеб, который во время евхаристическою канона стал Телом Христовым, Обращаясь к Богу, присутствующие просят избавить их от греха, чтобы они как дети Отца Небесного могли достойно войти в Небесное Царства.
Далее Священник возглашает: «Мир всем. Главы ваша Господеви приклоните». Молящиеся склоняют головы. Священник тайно молится в алтаре. Собравшиеся погружены в мысли о Боге и Небесном Царстве. Священник ходатайствует перед Богом о том, чтобы к этому поиску Царства Небесного приложилось все необходимое.
Далее Святая Святым.
Завесу над царскими вратами закрываемся. Диакон, стоя на солее лицом к алтарю, крестообразно перепоясуется орарём (длинная полоса из парчи) и возглашает; «Вонмем», затем входит в алтарь. Священник из алтаря возглашает: «Святая святым». Хор отвечает: «Един Свят. Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца». Алтарник ставит в центре солеи подсвечник с горящей свечой.
Далее Хор поёт духовные песнопения, или чтец громко читает для всех молитвы ко святому причашению.
Как правило, в Храме происходит приготовление к нему: в центре освобождается проход к солее. После того как диакон вошёл в алтарь, там происходит причащение священников. Только причастившись сами, они могут выйти из алтаря причащать народ. Причастившись, священник, возглавляющий службу, раздробляет частицы Агнца с надписями «НИ» и «КА» для причащения мирян (но количеству причастников в храме) и аккуратно высыпает их и Чашу; затем накрывая её покровцем.
Далее происходит причащение мирян.
Открываются завеса над царскими врагами и сами врата, из которых выходит священник с Чашей и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Хор отвечает: «Благословен грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам». Священник читает молитву перед причащением: «Верую, Господи, и исповедую..» которую повторяют про себя все готовившиеся к причастию. Каждому подходящему к Святой Чаше священник говорит: «Причащается раб Божий (надо назвать своё имя)» Хор многократно поёт: « Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите», а по окончании причащения: «Аллилуия». По окончании причащения священник заходит в алтарь и ставит Чашу на престол.
Диакон, читая пасхальные молитвы, опускает в Чашу частички просфор, лежавшие на дискосе с проскомидии (первой части службы).
Так завершается поминовение живых н мёртвых: погружение частичек в Чашу в память о них означает, что их грехи омыты Кровью Христа. Потом священник кадит Святые Дары и, оборачиваясь к тем, кто находится в храме, благословляет их Чашей, возглашая; «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Хор от лица верующих отвечает: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную. Нераздельной Троице покланяемся: Та бо нас Спасла есть» («Видели свет истины, приняли Духа Небесною, обрели веру истинную, Нераздельной Троице поклоняемся, ибо Она нас спасла»).
Завершение Божественной литургии.
В алтаре с открытыми царскими вратами священник кадит Снятые Дары и, поклонившись Им, берёт Чашу со словами: «Благасловен Бог наш». Обратившись лицом к верующим (с Чашей и руках), он произносит: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор поёт: «Да исполнится уста наша хваления Твоего, Господи», а диакон выходит из царских врат, чтобы Совершить последнюю ектению — благодарственную (начинается словами «Прости приимше..» («встаньте благоговейно»).
Далее Заамвонная молитва.
Священник выходит из алтарной части храма, спускаясь с солеи за амвон, становится среди мирян и лицом к алтарю и молится: «Благословляяй благословящия Тя, Господи…». Священные действия в алтарной части храма завершены, священник благословляет Бога за святое причащение и просит Его сохранить Церковь в той полноте, которую Он сообщил ей на совершившейся Божественной литургий.
Далее Отпуст.
Священник возглашает (в воскресенье): «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш… помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» и осеняет мирян крестом. Хор поёт многолетие («Великого Господина и Отца нашего…»). Священник дает крест для целования молящимся.
Отпуст — это завершительная молитва, которой священник благословляет собравшихся покинуть храм. Обычно в это время читаются благодарственные молитвы после Причащения. После того как все желающие подошли к кресту, священник, осенив крестом мирян, возвращается в алтарь. Царские врата и завеса над ними закрываются. Светильники в храме гасят.
Делимся!
Автор публикации
0 Комментарии: 3Публикации: 106Регистрация: 24-06-2016
Литургия – это главное христианское богослужение, во время которого происходит главное таинство – Евхаристия: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы. Перед началом службы прихожане пишут записки о живых и уже ушедших в мир иной. Этот обычай хорошо известен невоцерковленным людям, но смысл его часто остается «за кадром». Суть в том, что во время службы верующим предоставляется возможность несколько раз помянуть своих сродников и друзей, и записки – это одна из таких возможностей.
Служба начинается с чтения Часов — краткого богослужения, молитвенно освещающего определенное время суток (с шести часов утра до шести часов вечера). Пока чтец и прихожане молятся, священник совершает проскомидию. Это первая часть Литургии, состоящей из трех: Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.
Проскомидия — подготовительная часть перед началом Литургии. На ней заготавливаются Хлеб и Вино, которые потом по молитвам священника претворятся в Тело и Кровь Христову. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено Таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина. Кроме этого, читаются молитвы за живых и мертвых (как раз тех, что упомянуты в записках). Из просфоры (хлеба, который употребляется для Таинства) вынимаются частицы, которые символизируют членов Церкви. Просфора выпекается из пшеничного квасного хлеба и обязательно должна быть составлена из двух частей (образ двух природ в Иисусе Христе – человеческой и божественной). Она символизирует тот хлеб, который Христос разделил между своими учениками на Тайной вечере. Вино (красное, без всяких добавок) смешивается с водой в знак воспоминания, что из раны Спасителя на Кресте излилась кровь и вода. Просфор используется пять, в знак памяти о чуде насыщения пятью хлебами, которое сотворил Христос. Первая просфора – Агничная. После чтения перед Закрытыми Вратами определенных молитв и облачения в священные одежды, священник чертит на ней копием изображение креста , вырезает середину (Агнец) и кладет на дискос (круглое блюдо). Затем священник надрезает Агнец с нижней стороны и протыкает его с правой стороны копием. После вино смешается с водой. Вторую просфору называют Богородичной, потому что из нее вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Третья в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников и всех, угодивших Богу. Из четвертой и пятой просфор вынимаются частицы за живых и мертвых. Вынутые частицы раскладываются на дискосе рядом с Агнцем. Священник ставит на дискос звездицу, покрывает его и чашу покровами, а затем все вместе большим покровом (воздухом). Незадолго до окончания чтения Часов, священник выходит из алтаря с кадилом для того, чтобы совершить каждение храма. Каждение является неотъемлемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых — благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего.
Часы прочитаны, начинается Литургия оглашенных. Свое название она получила потому, что на ней могли присутствовать не только члены Церкви, но и те, кто только готовился принять Крещение. С благословения иерея дьякон с амвона провозглашает начало службы. Священник гласом прославляет Святую Троицу, хор попеременно то левым, то правым хором (антифонно) поет псалмы, произносится Великия ектения (прощение у Бога милости и благ). По окончанию пения священник вместе с дьяконом , у которого в руках напрестольное Евангелие, выходят на амвон. Символическими действиями дьякон напоминает верующим, что сейчас они услышат святое Евангелие и поэтому должны стоять прямо (об этом напоминает возглас — «Премудрость, прости (прямо)). Так совершается Малый вход, обозначающий выход Иисуса Христа на проповедь — каждое обрядовое действие в Церкви глубоко символично и несет в себе глубокий смысл. После чтения Апостола и Евангелия совершается сугубая ектения, и это вторая возможность, когда можно помолиться за тех, кто нам дорог. Далее возносится ектения об оглашенных, и в древности, после этого все некрещеные удалялись из храмов. Сейчас же эта традиция не соблюдается.
Начинается Литургия верных. Дары с жертвенника переносятся на престол. Священник втайне молится, чтобы Господь сделал его достойным совершать это великое Таинство. В это время хор поет песнопение, которое называется Херувимская песнь. Потом священник, неся перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и произносит молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После чего они совершают Великий вход в алтарь.
Раздается призыв возлюбить Святую Троицу, и верующие поют «Символ веры», которые напоминает о том, в чем состоит надежда и упование Церкви. Затем начинается «Святое Возношение». Верующие кланяются, благодарят Господа за все его блага и милость Его. Священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Своего Святого Духа на людей в церкви и на Предложенные Дары. Также возносятся молитвы, чтобы верующие укрепились в добре, чтобы Бог позволил им обращаться к Себе со своими нуждами. Вслух священник благословляют присутствующих, и начинается просительная ектения. Поется молитва «Отче наш» всеми присутствующими.
Диакон опоясывается орарем, возглашает «Вонмем», и завеса Царских Врат задергивается, тем самым напоминая о камне, который был привален ко Гробу Господню. Священник, поднимая Святой Агнец, возглашает «Святая — святым». Верующие отвечают : «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», тем самым сознавая свое недостоинство.
Первыми причащаются священнослужители. Священник разламывает Агнец на четыре части: часть с надписью “IC” опускается в чашу, затем туда же наливается горячая вода (теплота). Другая часть с надписью “ХС” — для причастия священнослужителей, части с надписями “NI” и “КА” — для мирян.
Пока причащаются священнослужители, поется так называемый Запричастный канон. Наконец открываются Царские врата. Выходит священник с Чашей в руках, произносит особую молитву, причастники подходят, сложа руки крестообразно на груди и называя свое имя. После Причащения верующим дают запивку (вино, смешанное с горячей водой). Это нужно для того, чтобы во рту не остались частички Святых Даров. Священник заносит чашу в алтарь и опускает в нее частицы из принесенных просфор с молитвой, чтобы Господь омыл грехи всех, кто поминался на Литургии. Это последний раз, когда мы можем молитвенно помянуть своих сродников и братьев и сестер по вере. Совершается Отпуст, верующие подходят и целуют крест в руках священника. Желательно провести остаток дня благоговейно, храня полученную благодать и памятуя о Боге.
Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих учительный, огласительный характер. В древней Церкви во время ее совершения могли присутствовать, вместе с верными, и оглашенные, т. е. лица, готовящиеся ко Св. Крещению, а также кающиеся, отлученные от Св. Причастия.
Диакон: Благослови, владыко.
Иерей: Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Великая ектения
Диакон: Миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите ( или: архиепископе, или: епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О граде сем ( или: o веси сей, если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Антифоны
Антифоны на литургии бывают трех родов: праздничные, изобразительные и вседневные (будничные). Какие из них поются, определяется на каждый день церковным Уставом. Праздничные антифоны поются в праздники Господни, за исключением Сретения (праздничные антифоны в Неделю ваий, на Пасху, на Вознесение и в День Святой Троицы приведены в главе «Песнопения из служб Триоди цветной»).
Вседневные антифоны положено петь в будни. Чаще всего в воскресные и праздничные дни, поются антифоны изобразительные (псалмы 102, 145 и Блаженны — Мф. 5, 3-12)
Первый антифон
Хор 1-й: Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его.
Хор 2-й: Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его.
Хор 1-й: Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя.
Хор 2-й: Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами.
Хор 1-й: Исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя.
Хор 2-й: Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым.
Хор 1-й: Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя.
Хор 2-й: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
Хор 1-й: Не до конца прогневается, ниже в век враждует.
Хор 2-й: Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам.
Хор 1-й: Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.
Хор 2-й: Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.
Хор 1-й: Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.
Хор 2-й: Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.
Хор 1-й: Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет.
Хор 2-й: Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.
Хор 1-й: Милость же Господня от века и до века на боящихся Его.
Хор 2-й: И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.
Хор 1-й: Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает.
Хор 2-й: Благословите Господа, ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.
Хор 1-й: Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.
Хор 2-й: Благословите Господа, вся дела Его, на всяком месте владычества Его.
Хор 1-й: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Хор 2-й: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Хор 1-й: Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.
Ектения малая
Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Второй антифон
Во время второго антифона зажигается пономарская свеча. Алтарник берёт свечу во время «Единородный Сыне…» и становится с ней на горнем месте.
Хор: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Хор 1-й: Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
Хор 2-й: Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения.
Хор 1-й: Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
Хор 2-й: Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего.
Хор 1-й: Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них.
Хор 2-й: Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим.
Хор 1-й: Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы.
Хор 2-й: Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники.
Хор 1-й: Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.
Хор 2-й: Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Песнь Господу Иисусу Христу
Хор: Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.
Ектения малая
Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Третий антифон; Блаженны
«Блаженны» положено петь с тропарями, назначенными в этот день церковным Уставом: особыми тропарями на «Блаженных», или тропарями из песней утреннего канон празднику или святому.
Хор 1-й: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Хор 2-й, стих 12-й: Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Хор 1-й: Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Хор 2-й, стих 10-й: Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Хор 1-й: Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Хор 2-й, стих 8-й: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Хор 1-й: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Хор 2-й, стих 6-й: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Хор 1-й: Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Хор 2-й, стих 4-й: Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.
Хор 1-й: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Антифоны вседневные (будничные)
Антифон 1-й Хор 1-й: Благо есть исповедатися Господеви. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.
Хор 2-й: Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.
Хор 1-й: Возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.
Хор 2-й: Яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.
Хор 1-й: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.
Хор 2-й: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.
Антифон 2-й Хор 1-й: Господь воцарися, в лепоту облечеся. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.
Хор 2-й: Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу, и препоясася. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.
Хор 1-й: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.
Хор 2-й: Свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.
Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Песнь Господу Иисусу Христу Хор: Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.
Антифон 3-й Хор 1-й: Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.
Хор 2-й: Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.
Хор 1-й: Яко Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.
Хор 2-й: Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.
Хор 1-й: Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создаете. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: аллилуиа.
Вход с Евангелием
Вход с Евангелием. Дьякон заходит в алтарь, открывает Царские врата, вместе со священником крестится и целует престол и берёт евангелие, алтарник в этот момент крестится с ними синхронно, кланяется, горнему месту, священнику и в момент перехода священника от престола к горнему месту идёт к северным вратам. Когда священник с диаконом тоже направятся к вратам, открывает дверь и по амвону проходит до царских врат, затем сворачивает к аналою и становится перед ним спиной к народу, когда священник зайдёт в алтарь, алтарник заходит через южные врата. В алтаре понамарь проходит до горнего места, крестится, кланяется горнему месту, священнику и проходит, чтобы поставить свечу на место.
Диакон: Премудрость, про́сти.
Хор: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: аллилуиа.
Тропари и кондаки «по входе»
Хор поет тропари и кондаки «по входе», назначенные в этот день церковным Уставом (воскресные тропари и кондаки приведены в главе «Песнопения из служб воскресных», дневные — в главе «Песнопения из служб будничных», общие ликам святых — в главе «Песнопения из служб общих ликам святых», праздничные — в главе «Песнопения из служб праздничных»).
Иерей: Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно.
Диакон: И во веки веков.
Хор: Аминь.
Трисвятое
Хор: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Хор: Святый Безсмертный, помилуй нас.
Хор: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.
Прокимен
Дьякону подаётся кадило
Диакон: Вонмем.
Иерей: Мир всем.
Чтец Апостола: И духови твоему. Прокимен. Псалом Давидов, глас..
Произносится один или два прокимна, назначенные в этот день на литургии церковным Уставом (воскресные прокимны со своими стихами приведены в главе «Песнопения из служб воскресных восьми гласов», дневные (будничные) — в главе «Песнопения из служб будничных», из служб Триодей постной и цветной — в главах «Песнопения из служб Триоди постной» и «Песнопения из служб Триоди цветной».
Чтец произносит Прокимен, называя глас его, хор поет прокимен, чтец произносит стих, хор повторяет прокимен, чтец произносит первую половину прокимна, хор поет вторую половину его. Когда Устав назначает два прокимна, первый поется дважды, т. е. чтец: прокимен, хор: прокимен, чтец: стих, хор: прокимен, затем чтец произносит второй прокимен, и хор поет его один раз.
Прокимны и аллилуиарии воскресные на литургии
Глас 1-й: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Стих: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.
Аллилуиа: Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя.
Стих: Величай спасения царева и творяй милость Христу Своему Давиду и семени его до века.
Глас 2-й: Крепость моя и пение мое Господь. и бысть мне во спасение.
Стих: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя.
Аллилуиа: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля.
Стих: Господи, спаси царя и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя.
Глас 3-й: Пойте Богу нашему, пойте пойте Цареви нашему, пойте.
Стих: Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования.
Аллилуиа: На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век.
Стих: Буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя.
Глас 4-й: Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси.
Стих: Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.
Аллилуиа: Наляцы и успевай и царствуй, истины ради и кротости, и правды.
Стих: Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззконие.
Глас 5-й: Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век.
Стих: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный.
Аллилуиа: Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими.
Стих: Зане рекл еси: в век милость созиждется, на небесех уготовится истина Твоя.
Глас 6-п: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое.
Стих: К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене.
Аллилуиа: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
Стих: Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Глас 7-й: Господь крепость людем Своим даст Господь благословит люди Своя миром.
Стих: Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни,
Аллилуиа: Благо есть исповедатися Господеви и пети Имени Твоему, Вышний.
Стих: Возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь.
Глас 8-й: Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему.
Стих: Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие Имя Его.
Аллилуиа: Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему.
Стих: Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему.
Прокимны и аллилуиарии дневные(будничные)
В понедельник, гл. 4-й: Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный.
Стих: Благослови, душе моя. Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.
Аллилуиа, гл. 5-й: Хвалите Господа, вси ангели Его, хвалите Его, вся силы Его.
Стих: Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася.
Во вторник, гл. 7-й: Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него.
Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молитися ми к Тебе.
Аллилуиа, гл. 4-й: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится
Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.
В среду, гл. 3-й: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем
Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Аллилуиа, гл. 8-й: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое.
Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.
В четверг, гл. 8-й: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.
Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.
Аллилуиа, гл. 1-й; Исповедят небеса чудеса, Господи, ибо истину Твою в Церкви святых
Стих: Бог прославляем в совете святых.
В пятницу, гл. 7-й: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.
Стих: Господь воцарися, да гневаются людие.
Аллилуиа, гл. 1-й: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва.
Стих: Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреди земли.
В субботу, гл. 8-й: Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии.
Стих: Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси.
Заупокойный, гл. 6-й: Души их во благих водворятся.
Аллилуиа, гл. 4-й: Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их.
Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
Стих: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.
Диакон: Премудрость.
Чтец: Деяний святых апостол чтение. Или: Соборнаго послания Петрова чтение. Или: К римляном послания святаго апостола Павла чтение.
Диакон: Вонмем.
Чтение Апостола
Во время чтения апостола, ставится аналой на амвоне для Евангелия. Когда чтение закончится, иерей говорит чтецу: Мир ти.
Чтец: И духови твоему.
Аллилуиа
Диакон: Премудрость.
Чтец: Аллилуиа, глас… Если прислуживает один алтарник, то выносится пономарская свеча и ставится перед аналоем (с Евангелием), если два алтарника то во время пения аллилуя вдвоём подходят на горнее место со свечами, синхронно крестятся, кланяются горнему месту, священнику, друг другу, и выходят на амвон северными и южными вратами, до чтения евангелия стоят лицом к иконостасу, не кланяясь и не крестясь, в начале чтения поворачиваются лицом к евангелию, по окончанию кланяются иконам и заходят теми же вратами в алтарь, также крестятся и кланяются на горнем месте и проходят, чтобы поставить свечи на место. Не забудьте убрать аналой.
Хор поет «Аллилуиа» — трижды на указанный глас, чтец произносит первый стих аллилуиария, хор: «Аллилуиа», чтец произносит второй стих аллилуиария, хор поет в третий раз «Аллилуиа». В богослужебных книгах перед первым стихом аллилуария пишется «Аллилуиа, глас…», а перед вторым — «Стих» (воскресные аллилуиарии приведены в главе «Песнопения из служб воскресных восьми гласов», дневные (будничные) — в главе «Песнопения из служб будничных», аллилуиарии из служб Триодей постной и цветной — в главах «Песнопения из служб Триоди постной» и «Песнопения из служб Триоди цветной».)
Диакон: Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя евангелиста).
Иерей, благословляя его, произносит: Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имярек), да даст тебе глагол, благовествующему силою многою, во исполнение Евангелиа Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа.
Диакон: Аминь.
Иерей: Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелиа. Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Диакон: От (имя) святаго Евангелиа чтение.
Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Иерей: Вонмем.
Чтение Евангелия
Читается Евангелие. Церковный Устав назначает определенные евангельские чтения на каждый день (евангельские чтения Пресвятой Богородице о общие ликам святых приведены в главе «Песнопения из служб общих ликам святых»).
По окончании чтения хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Выносятся записки о здравии и о упокоении.
Ектения сугубая
Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор: Господи, помилуй. (Трижды)
Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе ) (имярек), и всей во Христе братии нашей.
Хор: Господи, помилуй. (Трижды)
Диакон: Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Хор: Господи, помилуй. (Трижды)
Диакон: Еще молимся о братиях наших, священицех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем.
Хор: Господи, помилуй. (Трижды)
Диакон: Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Хор: Господи, помилуй. (Трижды)
Диакон: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего ( если в монастыре: святыя обители сея).
Хор: Господи, помилуй. (Трижды)
Диакон: Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Хор: Господи, помилуй. (Трижды)
Иерей: Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Ектения заупокойная
Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор: Господи помилуй. (трижды).
Диакон: Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена) и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному.
Хор: Господи помилуй. (трижды).
Диакон: Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.
Хор: Господи помилуй. (трижды).
Диакон: Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Иерей: Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших раб Твоих (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь. Царские врата закрываются.
Ектения об оглашенных
Диакон: Помолитеся, оглашеннии, Господеви.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Огласит их словом истины.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Открыет им Евангелие правды.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните.
Хор: Тебе, Господи.
Иерей: Да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Возглашением диакона: «Оглашеннии, изыдите…» заканчивается вторая часть литургии.
Основной церковной службой в православной церкви является Божественная литургия. Что это такое прекрасно знали наши предки, правда, называли они ее обедней. У католиков она именуется мессой.
Истоки этого богослужения уходят в раннее христианство. С тех пор прошло много времени, претерпела внешние изменения сама церковь, но основа литургии и ее символика остались прежними.
Развитие христианского богослужения
Традиция богослужения ведет свое начало еще с ветхозаветных времен. Именно так воспринимали ее первые христиане, считавшиеся в глазах общества иудейской сектой. Это было объяснимо — Святые Апостолы были выходцами из Палестины, получили еврейское воспитание и следовали заветам предков.
Но именно тогда, в годы первых проповедей, отраженных в Деяниях Апостолов, начинается история современной службы.
Проповедь и евхаристия
Последователи учения Христа находились в римской Империи далеко не на привилегированном положении. Они были объектом гонений, поэтому их собрания проходили тайно. Для собраний выбирался чей-то дом или даже кладбище, последнее давало временную неприкосновенность находящимся на нем согласно римским законам.
Поначалу проживавшие на территории Палестины христиане свободно посещали иерусалимский Храм. Эта практика была прекращена после Иудейской войны, когда Иерусалим был разрушен римскими войсками, а между иудеями и христианами произошел окончательный разрыв.
Апостолы Павел и Варнава во время своих миссий пришли к выводу, что обращенных язычников не нужно склонять к соблюдению Закона Моисея. Это касалось как повседневной жизни, так и богослужения. Апостолы считали, что новое учение предназначено для всех людей, вне зависимости от их происхождения. В рамки иудаизма и Храма оно уместиться в принципе не могло, да это было и не нужно. Считалось, что служить Господу можно во всем мире.
Первые службы представляли собой чтение псалмов, молитвы, проповедь и воспоминание о Тайной Вечере. Последнее наиболее важно — это было воспоминанием о событиях, предшествовавших казни Христа. Оно сопровождалось преломлением хлеба и вкушением вина, которые символизировали тело и кровь Господню. Позже это станет таинством, называемым Евхаристией.
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
В Евангелии от Луки упоминается и продолжение его слов — «сие творите в Мое воспоминание».
С тех пор вкушение тела и крови Христовой является неотъемлемой частью богослужения.
Развитие в первые века
Распространяясь по Средиземноморью, христианство все больше приобретало черты всемирного учения. Этому способствовала греческая философия, органично вошедшая в богословские труды апологетов.
Богослужебный обряд тоже приобретает эллинские черты. Например, хоровое пение, сопровождающее службу, идет именно с Балкан. Постепенно выделяется группа служителей Церкви, причем соблюдается преемственность рукоположения. Несмотря на то что обряд в своих ключевых чертах следовал службе в иерусалимском Храме, в него вкладывался иной смысл. Важными отличиями христианского богослужения от иудейского являются следующие:
- неприятие кровавой жертвы — хотя алтарь присутствует;
- доступность рукоположения для любого христианина, а не для потомков Аарона;
- местом служения может быть весь мир;
- расширились временные рамки службы — христиане молились и ночью.
Подобное отношение к службе не было случайным. Иудей считался праведным постольку, поскольку соблюдал Закон Моисеев и был верен его букве. Христианин следовал не букве, а духу, и более важным для него была сама вера.
После легализации вероучения при Константине Великом христианам были подарены здания храмов, и богослужение начинает развиваться в современном направлении. Появляется служба по часам, утверждается список таинств, систематизируются требы — Крещение, Венчание, Помазание, входит в практику всенощное бдение накануне Пасхи. Но центральным таинством так и остается Евхаристия, ставшая основой Божественной литургии.
Структура и практика служб
Чтобы иметь представление о том, по какому принципу строится расписание богослужений, стоит вспомнить, что оно имеет истоки в Ветхом Завете, и сутки в Церкви исчисляются несколько иначе. Они начинаются в 6 часов вечера, а не в полночь.
Понятие о богослужебных часах
Часами в богослужении называется молитва, приуроченная к определенному времени суток. В храме она занимает около пятнадцати минут и призвана оторвать внимание молящегося от повседневных забот. Эта практика ведет свое начало с древности: известно, что апостолы молились в установленные для этого часы.
Суточный круг богослужений можно представить так:
Слово «стража» употреблялось еще в древнем Израиле — по такому расписанию менялась охрана у населенных пунктов. Время тогда определяли по положению солнца над горизонтом, но в современной практике чаще пользуются обычными часами.
Между молитвами, приуроченными ко времени, и совершается то или иное богослужение.
Суточные богослужения и их названия
Условно все богослужения в церкви можно поделить на:
- вечерние;
- утренние;
- дневные.
К первым относятся вечерня и повечерие. Начинается вечерня в 17 часов, то есть за час до начала новых суток. Соответственно, повечерие проводится с 21 часа. Ночными считаются полунощница и утреня, и заканчиваются они молитвой первого часа, совершаемой в 7 утра. Дневная молитва читается в 9, 12 и 15 часов (называются они, соответственно, Третий, Шестый и Девятый часы).
Литургия изначально проводилась перед вечерней — в раннем христианстве это было распространенной практикой, как и ночные богослужения. В более позднее время ее перенесли на утро, и сейчас она проходит с 9 до обеда. Строго постановления на этот счет нет, поэтому, чтобы узнать, когда служат литургию в конкретном храме, лучше посмотреть расписание богослужений.
В зависимости от постов, праздников и особых дат службы могут отличаться. Так, перед Пасхой проходит всенощное бдение, объединяющее в себе вечерню, повечерие и полунощницу.
Литургия не проводится в некоторые дни — например, в Страстную пятницу. Вместо этого читаются изобразительные — служба, при которой песнопения повторяют литургические, но таинство Евхаристии не совершается.
Содержание и последовательность литургии
В отличие от вечерних и ночных служб литургия совершается почти ежедневно, за исключением некоторых дней Великого и Рождественского поста, среды и пятницы Сырной седмицы (неделя перед Великим постом) и еще ряда дней.
Последование таинства Евхаристии
В течение этой службы вспоминают всю жизнь Христа, от Рождества до смерти на кресте. Делится она на три части, каждая из которых служится по особому чину:
- Проскомидия.
- Литургия оглашенных.
- Литургия верных.
В первой части иерей за закрытыми дверями алтаря подготавливает хлеб и вино для Причащения, читает молитвы за здравие и упокой членов Церкви. Этой молитвой стоит заняться и прихожанам. Когда приготовление заканчивается, идет чтение Третьих и Шестых часов, на который вспоминают Рождество Христа и пророчества об этом.
Некоторые ошибочно считают, что первая часть — это некая литургия о здравии. Что это такое, не совсем понятно: во время приготовления Даров читаются молитвы и за здравие, и за упокой, чтится память святых, пророков и апостолов.
Литургия оглашенных призвана приготовить молящихся к таинству. Названа она так потому, что в древности на нее ходили люди, не принявшие Крещения, но готовящиеся к нему. Их и называли оглашенными.
Начинается она с антифонного пения гимна «Единородный Сыне». Затем идет малый вход с Евангелием, а за ним — пения и чтения. Пение псалмов, называемое прокименом, предваряет чтение Апостола, после которого идет Проповедь. Чередование Аллилуйя со стихами из Псалтири стоит перед чтением Евангелия. После этого опять следует Проповедь.
Завершается эта часть литургии ектенией — молитвенным прошением, исполняемым священником и хором. Это узнаваемая часть богослужения — на каждый стих, зачитанный священником, хор отвечает пением «Господи, помилуй», «Тебе, Господи» или «Аминь». Прихожане в это время осеняют себя крестным знамением.
В древности после этого оглашенные уходили, а двери храма закрывались для продолжения. Сейчас этого не делают, но некрещеные в дальнейшей службе участия не принимают.
Литургия верных начинается с пения Херувимской песни, во время которой осуществляется Великий вход. Открываются Царские врата алтаря, диакон обходит с кадилом престол, алтарь, иконостас, священника, народ. При этом он читает Псалом 50. Вино и хлеб переносятся с жертвенника на престол, после чего врата закрываются.
После вынесения Даров читают Символ Веры. Делается это всеми прихожанами, а перед произнесением Символа Веры нужно перекреститься.
Далее следует самая древняя и основная часть литургии — анафора. В православных церквях она представляет собой евхаристическую молитву, состоящую из пяти частей и читаемую священником. Порядок ее чтения таков:
- Вступление, или префация;
- Санктус;
- Анамнезис — воспоминание о Тайной Вечере;
- Эпиклеза — призывание Святого духа на освящение Даров;
- Интерцессия — ходатайство за живых и усопших.
Во время анафоры происходит переложение, или пресуществление Даров — они становятся Телом и Кровью Христовыми.
После анафоры читается «Отче наш», и начинается само Причащение. Детей на него можно водить просто так, а вот взрослым следует предварительно исповедоваться и держать трехдневный пост. Первым причащается духовенство, за ним следуют мужчины, а в конце — женщины и дети.
В конце службы прихожане целуют напрестольный крест.
Символическое значение литургии
Как уже было сказано ранее, литургия воспроизводит основные моменты земной жизни Христа. Некоторые богословы рассматривают ее как вневременное воспоминание. Каждое литургическое действие несет в себе не один смысл. Так, на проскомидии вино разбавляют водой — это прямая отсылка к тому моменту, когда один из воинов пронзил распятого Христа копьем, и из отверстия полилась кровь и вода. Инструмент, которым на проскомидии отрезают частицы от просфор, называется копием и по форме напоминает то самое копье.
Сам жертвенник, на котором происходит проскомидия, является образом той пещеры, где родился Иисус, а дискос, куда укладывают частицы просфор, — Гробом Господним.
Сам ритуал воспроизводит древнее жертвоприношение с той лишь разницей, что жертва бескровна: кровь отдал за весь мир Иисус на кресте.
С той же точки зрения рассматривается и вся литургия. Так, Малый Вход на литургию оглашенных — это выход Христа на проповедь, которая и читается в этой части службы. Великий Вход символизирует страсти и смерть на кресте. Особое внимание уделяется воспоминанию Тайной Вечери — она и стала прообразом таинства Евхаристии.
Варианты литургии в византийском обряде
Традиционно сложилось так, что в православных храмах возможно проведение пяти видов литургии, но на практике чаще всего проводят три из них:
- Литургия Иоанна Златоуста совершается, что называется, по умолчанию. Это классический вариант, который должен проходить по плану, изложенному в предыдущих главах. Единственное, что на сегодня переносится в конец богослужения — это проповедь. Она стала своеобразным напутственным словом, и ее темы многообразны, из-за чего ее длительность может и не уложиться в стандартные временные промежутки.
- Литургия Василия Великого совершается десять раз в году — в Навечерие Рождества и Крещения Господня, в Великий пост и в день памяти святителя Василия Великого. Она отличается более длинными молитвами — сам святитель настаивал на свободной молитве. Перед чтением «Отче наш…» священник читает не «Достойно есть…», а «О Тебе радуется…» или праздничным задостойником.
- Литургия Григория Двоеслова, или, как ее еще называют, Преждеосвященных Даров, служится только в дни Великого поста и нескольких праздников, если они попадают на этот период. Основным отличием такой литургии является отсутствие Проскомидии — причащение производится теми Дарами, что были освящены ранее. Происходит такая служба вечером.
- Литургия апостола Иакова совершается некоторыми церквями в день его памяти. Ее основными отличиями являются положение священника — он стоит лицом к пастве, чтение тайных молитв вслух и причащение по частям: сперва священник дает мирянину частичку хлеба, а за ним диакон дает отпить вина.
- Литургия апостола Иакова проводится в ряде приходов Русской православной церкви за рубежом. Отличием ее от других является формула Анафоры: Интерцессия в ней следует за Префацией.
Подготовка к причастию
Желающему посетить литургию следует знать, что бояться посещать храм не стоит. Но определенные правила соблюдать надо.
Накануне таинства необходимо покаяния. Для этого нужно подойти в храм за день, поговорить со священником и исповедаться. Перед походом в церковь соблюдается пост, а если позволяет здоровье, лучше вообще не есть.
Не стоит пропускать начало службы. Придя заранее, вы можете подать записки за здравие и упокой до Проскомидии, а также участвовать в молитве Третьего и Шестого часа. Пропускать Часы просто невежливо, в конце концов, Евхаристия — это не шаманский ритуал, а Таинство, при котором верующие принимают Тело и Кровь Христову.
Не нужно ходить по храму из угла в угол. Это мешает другим молиться.
Во время самого Причащения не следует толпиться около престола. К нему подходят, скрестив руки на груди, левую под правую, и назвав свое имя. Приняв Тело и Кровь, нужно поцеловать край чаши.
Женщинам перед причастием нужно воздержаться от декоративной косметики, в частности — от помады. Следы на ложке или покровце, которым вытирают губы после Причащения, испортят событие другим прихожанам.
Выходят со службы не раньше, чем произойдет целование креста и молитва.