Молитва перед просфорой

Детально: молитва перед просфорой - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Термины «просфора» и «святая вода» являются знаковыми для православной традиции. Первым называют литургический хлеб, употребляемый для таинства Святого Причастия. Второй означает освященную в храме святую воду, применение которой началось еще со времен Ветхого Завета. К тому же, эта традиция связана с историей о Крещении Спасителя.

Оглавление [Показать]

Для чего принимают святую воду и просфору

В православной традиции существует большое количество святынь. Важнейшими из них являются крещенская вода (агиасма) и церковный хлеб (просфора). Употребляя их натощак с утра, верующий очищает собственное тело и возвеличивает духовность.

Однако для достижения желаемого результата необходимо читать молитвы и сохранять веру в Троицу.

Читайте также:

  • Православный священный хлеб
  • Святая вода

Молитва перед вкушением просфоры и святой воды очищает тело и дух православного верующего, а также делает его склонным к добродетели и отгоняет нечистую энергию. Хлеб — это простейшая пища, которой хватает человеку для поддержания жизни и укрепления сил. Вода же используется для утоления жажды, приготовления еды и очищения физической оболочки. Поэтому два этих элемента, освещенные церковными словами наполняют верующего необходимой духовностью.

Освящение воды

Как правильно вкушать просфору и святую воду

Множество зерен хлеба символизируют Единство Церкви при бесконечном количестве частей. Освященная вода возвращает первостепенную чистоту, а также является проводником Божьей воли.

Сложности в принятии этих церковных объектов нет: делается это на голодный желудок, рано утром, чтобы они не смешивались с последующей пищей.

  • В конце литургического чтения в церкви присутствующим выносят антидоры (маленькие части просфоры).
  • Православный должен сложить собственные ладони крестом, где правая будет на левой. Если победить гордость, можно целовать руку монаха, принесшего этот дар.
  • Антидоры съедается прямо в храме, а после запиваются благоговением (агиасмой).
  • В доме для церковной пищи необходимо приготовить скатерть и поставить её в освященный угол — домашний иконостас. Перед употреблением просфоры и святой воды читается особая молитва, где верующий просит об укреплении тела и духа, а также устранении всяческих страстей.
  • При откусывании хлеба человек должен подставить тарелку или чистую бумагу. Нельзя, чтобы крошки падали на пол, потому что эта просфора освящена и символизирует полноценную веру.
  • Не рекомендуется давать церковный хлеб тем людям, которые не хотят креститься или отвергают существование Бога.
  • Бумагу, в которой была принесена просфора, должна сжигаться.
  • Церковный хлеб готовят из пшеницы, на дрожжах и с добавлением святой воды. Термин «просфора» переводится с греческого как «приношение». Первые христиане имели обычай нести из собственного дома хлеб для совершения Таинства Евхаристии.
  • В настоящее время церковный хлеб готовят в пекарнях епархии. Просфора состоит из двух частей, символизирующих два естества Спасителя Христа. На верхней части изображают крест или лик Божией Матери.
  • «Агиасма» в переводе с греческого — «святыня». Эта вода освящается по особому разрешению, в праздник Крещения. Она не является панацеей от всех болезней. Неверно мнение, что ежедневное употребление агиасмы принесет абсолютное здоровье и разрешит все проблемы.
  • Агиасма не портится и остается нетленной. Это было доказано через множество соответствующих экспериментов. Каждый христианин обязан держать её рядом с домашними иконами и потреблять натощак с утра. Она также годится для помазания ран и окропления жилища.

Совет! Если у человека не имеется возможности принимать просфору и агиасму (святую воду) на рассвете, разрешается употребить их в любое время дня, но исключительно натощак. Однако следует смиренно просить прощения у Всевышнего за недисциплинированность.Просфоры

Какую молитву читать

Молитвы на принятие церковного хлеба и крещенской воды должны произноситься с крепкой верой в Господа, способного дать все необходимое.

Молитва

«Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевых и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Посмотрите видео о принятии просфоры и святой воды

Все о религии и вере – “молитва перед выпеканием просфор” с подробным описанием и фотографиями.

Беседа с просфорницами нашего храма святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове Н.В. Осепян и Л.В. Акимшиной.

В нашем храме вот уже несколько лет налажена выпечка просфор. Стараниями настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Михайлова помещение просфорни оборудовано современной профессиональной техникой. Но без внимательных, увлеченных своим делом людей никакая техника не поможет в этом настоящем искусстве – выпечке просфор. Вашему вниманию предлагается беседа с труженицами нашей просфорни и трапезной – Натальей Васильевной и Ларисой Валентиновной.

Лариса и Наталья у тестораскаточной машины

– Расскажите, пожалуйста, о времени, когда вы только начинали это послушание?

– Чем для вас стало появление профессиональной техники в помещении просфорни?

Помимо машин, было принято решение отделывать помещение для просфорни, ставшее таким чистым и светлым и, конечно же, отвечающее всем санитарным нормам. Также было приобретено все необходимое профессиональное оборудование: столы, стеллажи, короба для просфор и огромный холодильник для хранения просфор.

– Сложно ли было осваивать новую технику?

На просфоре помещаются изображения креста с надписью ИС ХС НИКА («Иисус Христос — победа») или образ Богородицы или какого-либо святого. Просфоры делаются двухсоставными (из двух половинок) в ознаменование двух естеств Иисуса Христа – божественного и человеческого. Для проскомидии используются пять просфор в воспоминание евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек.

Одна из пяти просфор используется для приготовления Агнца, которым на Божественной литургии причащаются верующие. Из второй просфоры, называемой «богородичною» вынимается частица в память Богородицы и помещается на дискос по правую сторону от Агнца. Из третьей просфоры, называемой «девятичинной» вынимаются девять частиц, помещаемых по левую сторону от Агнца. Из четвёртой просфоры вынимаются две частицы в память живых и помещаются на дискос ниже Агнца. Из пятой просфоры вынимается частица в память умерших и помещается ниже частиц, вынутых за живых.

Затем вынимаются частицы из малых просфор (число которых неограниченно). В это время читаются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших. Частицы, вынутые из малых просфор, по окончанию литургии опускаются священником в потир со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

– Какие виды просфор вы выпекаете?

– Расскажите, пожалуйста, о технологии выпекания просфор. Например, о приготовлении теста для просфор.

Само тесто готовить несложно: определенное количество муки, соли, воды и дрожжей кладется в тестомес и вымешивается 20 минут. Вот и представьте, сколько времени нужно вымешивать руками, да еще чтобы тесто стало таким же эластичным и упругим. Сначала мы пекли на сухих дрожжах, по нашему самому первому рецепту. Но потом попробовали печь на свежих, результат нам понравился, так что теперь прежде всего мы замешиваем опару, которая стоит три часа.

– Какие этапы следуют далее?

Далее мы нарезаем круглой формой пласт теста для нижней части просфор и ставим в расстоечный шкаф, чтобы нижние части подошли, увеличились в размере. В это время нарезаем верхнюю часть круглой формой меньшего размера, ставим печать и тоже отправляем в расстоечный шкаф. Печатей для малых просфор мы используем две: с изображением Пресвятой Богородицы и Креста. Через определенное время вынимаем обе части, смачиваем: нижние части сбрызгиваем водичкой, а верхние, смачивая, кладем в тарелочку с водой. Затем очень аккуратно склеиваем части друг с другом, прокалываем иголкой, чтобы вышел воздух и тесто равномерно поднималось.

Наконец, ставим на 20 минут в жарочный шкаф. По истечении времени складываем готовые просфоры в специальные деревянные короба, выстеленные льняной тканью. Укрываем просфоры специальной клееночкой, чтобы они отпарились и не засохли. Когда просфоры остывают, мы их перекладываем в мешки из натуральной ткани и размещаем в холодильник, где они без вреда для качества могут храниться свежими целую неделю. Иногда к большим праздникам, например, к Пасхе, готовим большое количество просфор заранее и размещаем их не в холодильник, а в морозильной камере.

– Какие цели в плане повышения качества вы перед собой ставите?

– Есть ли у вас специальное молитвенное правило?

– Вы ведете учет просфор?

Еще немного цифр. На один замес уходит 7 килограмм муки, то есть 6 противней. Чтобы сделать эти 6 противней по 77 штук просфор на каждом, нужно 6 часов времени. То есть такое маленькое количество просфор, но сколько на него нужно времени!

– Вы трудитесь вдвоем, есть ли у вас помощники?

Вообще же, это самая большая наша забота – нехватка людей в просфорне. Сколько не присылали нам помощников, никто не смог долго выдерживать этой нагрузки. Ведь пока мы не сделаем просфоры, домой идти не можем, ведь технологический процесс нельзя прерывать. И это изо дня в день. А когда мы месили тесто руками, люди не приходили буквально на следующий день. Но мы настолько любим свое дело, что с Божией помощью почти не чувствуем утомления, только когда приходим домой, понимаем, как же мы устали. Не будем скрывать: бывают и сбои в здоровье, режим работы ненормированный, работа стоячая… Но все равно между собой шутим, что если бы не наши семьи, из просфорни мы бы не уходили!

Конечно, эпизодически нам помогают, но нужны люди постоянные, которые бы изучали это тонкое дело. Все-таки это выпечка просфор, а не простого хлеба. Текучка людей здесь не уместна.

Мы вдвоем настолько подходим друг другу в работе, что однажды даже заметили, что у нас одинаковые движения при вымешивании теста. Это очень важный момент, кстати, влияющий и на качество просфор, – умение работать в команде, расторопность. Необходимо суметь приспособиться к работающему рядом, тогда труд будет слажен, работа будет спориться. Очень хорошо, если люди понимают друг друга «с полуслова», тесто ведь живое, оно не терпит ни промедления, ни спешки: все должно идти своим чередом. Один раскатывает, другой нарезает, один на противень положил, другой подхватил и в печь поставил – и это все аккуратно, не спеша, чтобы тесто не успевало засыхать.

Но молитва и участие нашего настоятеля в облегчении труда нас всегда поддерживает, и мы надеемся, что Господь пошлет нам помощников, которые не испугаются большой нагрузки и останутся работать постоянно.

С какими молитвами готовится просфора?

Очень интересно, так как мой знакомый священник.

К приготовлению просфор допускается далеко не каждая женщина. На это послушание получают благословение женщины – истинные вдовицы, т.е. те, которые, оставшись без мужа, уже не планируют замужество, но проводят жизнь благочестивую. Кроме них, естественно, просфоры могут выпекать монахи-и мужчины и женщины. Перед началом работы в просфорной читаются молитвы “на начало работы”. В их состав входят: молитвы к Богу, Пречистой Его Матери Богородице и к преподобному Спиридону Киево- Печерскому(просфорнику). В процессе всей работы в просфорной работающие стараются не говорить о мирском, но постоянно молятся, читают любимые псалмы. По окончании работы читаются благодарственные молитвы Господу.

Как мы выпекаем просфоры

— Валентина Петровна, расскажите пожалуйста, как для богослужений нашего храма изготовляются просфоры.

— Я подробно расскажу, как мы с Геннадием Ивановичем, моим мужем, месим тесто и т. д. до самой выпечки.

Во-первых, начинается все с «молитвы на всякое благое дело». С молитвой «Господи, благослови!» на устах мы идем в квартиру-просфорную, в которой мы будем выпекать наши просфорочки. Для начала, переодеваемся в одежду, в которой будет происходить весь процесс. Одежда должна быть особо чистая, как и посуда и весь инвентарь, не используемые в других делах.

Вот и переоделись. «Господи, благослови! Господи, помоги!» Будем ставить опару. Берем святую крещенскую воду, 3 столовые ложки. Добавим 1 стакан теплой кипяченой воды. Воду мы берем из горного, чистого родничка, она там прозрачная, голубая, на вкус особая. Затем добавим 3 чайные ложки сахара и один пакетик сухих дрожжей. Дрожжи символизируют животворящую силу Святого Духа, дающую жизнь всякому созданию. И, наконец, добавляем просеянную муку высшего качества до густоты сметаны. Вот наша опара – закваска готова, благодаря ей поднимется все тесто.

Далее, перекрестясь, возьмем стакан кипятка, в котором заварим 3/4 стакана муки, тщательно лопаточкой разотрем, всыплем 1 столовую ложку соли, а затем 1 стакан холодной воды, которую вольем постепенно. В общей сложности у нас получилось 3 стакана воды.

В эту жидкость добавляем опару. Посуду из-под нее ополаскиваем стаканом воды и тоже выливаем в смесь. Размешиваем, а сами ум свой все время устремляем к молитве. Добавляем муку. И очень круто, в течение часа, замешиваем тесто, добавляя постепенно муки.

В нашей церкви мы готовим все вручную, крутое тесто замешивать – натирать трудно. Поэтому основную работу делает Геннадий Иванович.(рис. 1) Пока он в течение часа мешает тесто, читаются пяточисленные молитвы, молитвы к Господу и всем Святым, особо к святым просфорникам Никодиму, Прохору, Спиридону.(рис. 2)

Наше готовое тесто положим в чистую посуду на расстойку на 1,5 – 2 часа, перекрестим и накроем. Помолимся, отдохнем, а затем поднявшееся тесто разделим на 3 равные части. Каждую часть Геннадий Иванович опять намесит с мукой в течение 15-20 минут. Разложим каждый кусок в отдельную кастрюлю на расстойку на 20 минут.

Затем берем первый кусок, раскатываем, из него вырезаем основание просфоры. Используем для вырезания специальный металлический стаканчик с острыми краями. Основание круглой формы, в знак вечности Спасителя нашего Иисуса Христа.(рис. 3 и 4) Раскладываем их на противень и закрываем мокрой салфеткой на 20 минут. Оставшееся тесто смешиваем и оставляем пока.

Берем второй кусок, раскатываем и вырезаем уже верхнюю часть, так называемую крышку. На нее ставим печать Богородичную, или с Крестом. Это символ присутствия в просфоре Самого Иисуса Христа. Печать изготовить самостоятельно практически невозможно, ее надо приобрести в церковном магазине, например, «Софрино». На службу мы готовим одну Богородичную просфору и четыре с Крестом.

Из третьего куска вырезаем заказные просфоры, они меньше, чем служебные.

Соединяем две части просфоры – нижнюю, символизирующую земное в человеке, с верхней, с печатью, символизирующую духовное начало в человеке, Дух Божий. После этого нужно специальной иглой обязательно проколоть просфору с молитвой «Во имя Отца, Сына, и Святого Духа. Аминь.» Это для того, чтобы при выпечке просфоры не перекосились, и они получились ровные, без пустот. Накрываем их влажной салфеткой и оставляем на 15 минут на расстойку.(рис. 5)

Разогреваем духовку до 200 градусов, ставим просфоры выпекать. Большие пекутся 15-20 минут, маленькие 10-15.

Готовые просфоры выкладываем на чистое полотенце, и сверху закрываем чистым полотенцем. Все время, пока выпекаем, читаем молитву «Богородице Дево, радуйся:»

Горячий листик нужно смазать воском, тогда в следующий раз просфоры не прилипнут и не пригорят.

Все с самого начала и до конца делаем с большим благоговением, желанием, с любовью, и, конечно, всегда с молитвой.

Если у вас остались неиспользованные просфоры, храните их в морозильной камере, конечно, чтобы кроме просфор там ничего не лежало. А по мере необходимости их можно использовать.

Если наш рецепт, или какие – то советы помогут другим, мы будем рады. Помогай вам Господи! И мы благодарим Господа за все Его милости к нам! (рис. 6)

Святой хлеб

О послушании просфорника

Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.

Неотъемлемой частью литургической жизни Церкви является просфора, и поэтому послушание просфорника имеет особое значение. За кажущейся простотой в этом богоугодном занятии скрывается множество тонкостей, тайн и сокровенного делания. Об этом нам рассказывает один из старейший насельников московского Сретенского монастыря игумен Киприан (Патрс).

Мы узнаем о том, для чего Господь создал пшеницу, почему на Земле везде можно испечь просфору и почему послушание просфорника, которое отец Киприан несет уже более десяти лет, считается в монастырях таким важным.

– Батюшка, почему в монастырях послушание просфорника считается одним из самых главных?

– Литургической жизни, как мы знаем, не может быть без просфор. А без Литургии не может жить Церковь. Значит, место, второе после храма, – просфорня, там, где пекутся хлебы специально для Литургии.

– Кто должен и может печь просфоры? Как это было принято на Руси?

– В монастырях, понятно, на это послушание ставились насельники – или насельницы. А для приходских храмов просфоры, как правило, пекли либо благочестивые вдовицы, либо девицы, жившие в безбрачии, – их так и звали: просвирни.

Так происходило из благоговейного отношения к просфоре. Так же, из благоговения, стали добавлять в замес просфор святую воду – по сути дела, это не является необходимым требованием, но ради благоговения и так поступают.

Если на сельском приходе служит «белый» священник и его матушка знает, как печь просфоры, то, конечно, она и будет это делать – а кому еще? И это нормально. Надо исходить из реальных условий.

В монастырях сейчас, конечно, в основном пекут просфоры сами – и для себя, и на продажу. Приходские храмы либо тоже пекут сами, либо, что чаще, покупают.

В древности просфоры могли печь все – это было приношение в храм: из них отбирались лучшие, на которых и служили Литургию. Практически все хозяйки знали, как печь хлеб, потому что это было обычным делом, и любая из них, будучи церковным человеком и зная требования (это должен быть квасной хлеб, соль, вода, мука), могла испечь дома просфору и принести ее в церковь.

В Греции и сегодня просфору можно купить в магазине и принести ее в храм как свое приношение.

– А что нужно делать для того, чтобы благоговейное, молитвенное отношение к выпечке просфор не прекращалось? Чтобы это не становилось ремеслом?

– Оно и не прекращается. Не замечал, чтобы прекращалось: ни на приходах, ни в монастырях, где мне приходилось бывать на просфорнях, ни в частной просфорне, не видел, чтобы это как-то деградировало. Не думаю, что тут есть какая-то опасность. Я такого не наблюдал.

– Приходилось читать, что выпечку просфор называют церковным искусством. Как вы учились печь просфоры?

– Раньше специальной просфорни у нас в монастыре не было и обеспечение храма просфорами лежало на мне, когда я был ризничным. В один «прекрасный день» по моему недосмотру оказалось, что маленьких просфор для народа для завтрашнего дня нет. Служебные были, а для народа заранее не запасли, не купили. Обнаружилось это в пятницу, просфоры нужны были в субботу утром, а ездили мы за ними только в субботу днем.

Нашли мы американскую муку – ужасная, отбеленная мука, – французские дрожжи, и вот на этом и пекли первые просфоры, в кухонной печи, где перед этим пеклось печенье. Просфоры, как я теперь понимаю, получились ужасными, пахли печеньем, но они были, и народ остался доволен.

А нас это дело захватило, и мы решили сами попробовать печь. У меня тогда в подчинении был отец иеродиакон Клеопа, и вот мы начали печь по ночам на кухне. Конечно, мы смогли продержаться только месяц – потом просто свалились: по ночам не спали, не каждую ночь, но всё равно, – зато у нас появились свои просфоры. И тогда стали мы у отца наместника просить, чтобы у нас была своя просфорня. Он благословил, и после ремонта в новом корпусе мы ее обустроили. Это было в 2000 году.

– Вот вы сейчас сказали: ужасная американская мука, французские дрожжи… А многие могут подумать, что это, наоборот, прекрасно. Какая же должна быть мука и какие дрожжи?

– Почему я поругал американскую муку? Американцы не всю муку, но очень часто отбеливают хлором. Это делается просто ради цвета. Они, по сути, ее портят.

Французские дрожжи, инстантные, мало подходят к выпечке просфор. Они сразу дают очень много углекислоты, то есть быстро подходят, что для одновременной выпечки большой партии просфор не годится – за ними не уследишь, они просто «бегут». Поэтому лучше, конечно, брать наши, отечественные дрожжи.

«Люкс» вполне подходят. Хорошие – воронежские. И сушеные воронежские дрожжи тоже дают хороший результат. Сушеные дрожжи легче хранить, а прессованные хранятся не больше месяца, и то у них подъемная сила падает… Можно пользоваться закваской.

В какое-то время началась шумиха, что «только на закваске, раньше на закваске пекли, а теперь дрожжи…» Но это просто от незнания люди говорили: вообще-то в закваске работают те же дрожжи, только дикие. Молочнокислые бактерии и дрожжи, причем разных видов, есть практически везде. Если просто муку залить водой, поставить в тепло, чтобы создались необходимые условия, эти дрожжи начинают размножаться: вот, собственно, вам и закваска.

В свое время научились выращивать дрожжи в большом количестве на заводах. Потом путем селекции вывели дрожжи, дающие больше углекислоты, устойчивые к температурам.

Что такое дрожжи? Это одноклеточные грибки, которые можно подвергнуть селекции, выводя более устойчивые формы, способные легко сбраживать сахара, имеющиеся в муке, – вот, собственно, и всё.

Мало того: раньше закваску так и называли – дрожжи. Не было разделения. Если взять книгу Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» и посмотреть раздел «Хлеб», то мы увидим, что у нее даже слова «закваска» нет, она пишет: «дрожжи».

Но в нашем понимании это закваска. От заквасок отказались в хлебопечении потому, что они более капризны. Если есть желание печь просфоры на закваске, это вполне возможно. Только надо стартовую закваску чаще ставить, чтобы не закисали просфоры, не было большой кислоты.

На Афоне на закваске просфоры пекут, в Ватопеде, по крайней мере, и еще в ряде монастырей – как пекли раньше, так и пекут. Они закваску возобновляют, то есть ставят свежую, два раза в год – на Крестовоздвижение, например, и на Крестопоклонной неделе. Или в Великую субботу – не помню точно, но это можно уточнить, кому хочется. Эту закваску называют чудотворной, но дело не в том, что она поднимается без дрожжей. Дрожжи там есть.

Дело в том, что она очень быстро созревает – буквально пока идет служба. Вот в чем заключается благодать Божия – в том, что это очень быстро происходит.

Но также это произойдет в любом другом месте. Нет такого места на Земле, где живут люди – ну разве что кроме каких-то северных островов, где вообще ничего не портится, – где не было бы дрожжей и молочнокислых бактерий: Господь устроил так, что просфору можно испечь везде.

Причем удивительно еще вот что: мы совершаем проскомидию на пшеничном хлебе, но только пшеница имеет уникальные хлебопекарные качества. Ни один другой злак таких качеств не имеет. Господь и создал пшеницу, чтобы из нее можно было печь тот самый квасной хлеб, на котором может совершаться Литургия.

– Батюшка, а почему греки служат на одной просфоре, а у нас – на пяти?

– Собственно, это традиция. Причем традиция, которая не является догматом. Что на одной просфоре служить Литургию, что на двух (как часто на Афоне служили), что на пяти, что на семи – принципиальной разницы нет. Можно на одной просфоре отслужить. Ну, нет просфор – есть только одна: куда деваться? Можно отслужить Литургию. Почему нет? Тогда из нее надо вынимать, как греки вынимают: центральная – Агнец, а из остальных частей остальные частицы: Матерь Божия, девять чинов святых, о здравии, о упокоении… У греков же на печати, если кто видел, все наши пять печатей изображены: в центре – Агнец, справа, слева – Матерь Божия, девять чинов святых.

Это дело местной традиции. В главном у нас должно быть единство, а в остальном разнообразие допускается. Вот как раз это и есть допустимое разнообразие. Старообрядцы приезжали во второй половине XIX века на Афон, чтобы выяснить все-таки, кто заблуждается: они или «никониане». Афон действительно был хранителем преданий церковных и обрядов. Они обратились к духовнику Пантелеимонова монастыря иеросхимонаху Иерониму – не помню точно фамилию, известный был подвижник. Он им ответил: «Как служили мы в древности на Афоне, так и сейчас служим». А они служили на двух просфорах: одна – Агничная, вторая – для остального. Причем объяснение этому очень простое дал: по бедности.

Нужно где-то на кельях служить, и, чтобы меньше расходовать, по бедности пустынникам давали служить на двух просфорах, и беды в этом никакой нет. Это вещь обычная, нормальная. У нас когда-то на семи просфорах служили. И тоже беды никакой не было. А сколько просфор готовится, если архиерей служит? Семь. Обычных пять и плюс две просфоры для архиерея. Те же самые семь просфор получаются. Это дело практики, и нет никакой необходимости приводить это к какой-то жесткой норме.

– Если вернуться к той ночи, когда вы с тетей Любой в первый раз пекли просфоры… Все последующие знания вы получали опытным путем или где-то учились? И учат ли вообще где-нибудь этому?

– Знаете, мы учились просто: во-первых, конечно, тетя Люба учила; во-вторых, учились на опыте и на своих ошибках.

Маленькие просфоры мы пекли, а служебные у нас долго не получались. Мы покупали их в Даниловом монастыре. И вот как-то в воскресный день пришел на службу, как обычно, отец наместник и спрашивает: «Отец Киприан, а чьи у нас просфоры служебные?» – «Батюшка, даниловские». – «Почему даниловские? У нас же своя просфорня». – «Батюшка, да мы еще не умеем, надо учиться…» Он говорит: «Так, всё. Просфоры не покупаем, печете сами».

Я тут же стал считать в уме, сколько у меня осталось даниловских просфор, и понимаю, что на будни еще хватит, а на следующее воскресенье Агничных просфор нет. Куда деваться? Где можно поучиться? Стал знакомую монахиню, просфорницу, просить. Позвонил ей в Зачатьевский монастырь – матушка Сергия такая была замечательная, уже покойная. Я – к ней: «Матушка, можно у вас поучиться просфоры печь?» Она говорит: «Может, лучше к отцу Адриану в Новоспасский?» Говорю: «Матушка, можно к вам?» – «Ну, можно, приходите». – «А когда у вас выпечка?» – «В четверг».

Целый день я у них отработал. Конечно, некоторый опыт у меня был, а тут я увидел свои грубые ошибки, научили меня катать низы, чтобы шарики такие получались… Низы – это нижняя часть просфоры.

И вот еще какая загвоздка: отработал я у них на выпечке весь день, а они на продажу пекут, но я не могу матушке Сергии сказать: «Продайте», потому что отец-наместник покупать запретил, а «Так дайте» – у меня язык не поворачивается. Она, может, и дала бы, но я не попросил…

И осталась у меня для выпечки только пятница – вечер. Ну, слава Богу, увидел я свои грубые ошибки, скорректировал свой замес, и что вы думаете? В первый же вечер абсолютно нормальные просфоры получились. Милость Божия!

Конечно, и молился, и просил – великомученицу Варвару просил, потому что это была ее память вечером… Получились просфоры! Воскресенье, Литургия, отец-наместник видит просфоры, нормальные служебные… «Отец Киприан, чьи просфоры?» – «Батюшка, наши». – «Что с вами случилось?» – «Батюшка, милость Божия».

Видите как: если бы отец наместник не сказал: «Всё, печем сами», сколько бы я еще так «сидел» на маленьких?

Лучше всего учиться у других просфорников, прямо на просфорне работать, чтобы они на месте показывали, как надо печь, потому что в пособии всего не напишешь. Я не представляю себе, как можно показать, как те же низы правильно катать, если ты не будешь этого видеть, если руками не будешь чувствовать теста.

Чтобы научиться печь просфоры, нужно печь вместе с хорошим просфорником и даже разные просфорни посещать – обмен опытом очень важен.

– Что сегодня представляет собой просфорня Сретенского монастыря?

– Цех обычного маленького хлебопекарного производства. Ничего особенного. Печка, тестомес, раскатка, через которую обрабатывается тесто (натирка так называемая), чтобы оно приобрело однородную, плотную структуру. Столы для разделки, расстоечные шкафы, где подходят перед выпечкой просфоры.

– А кто печет? Монахи, послушники или вы кого-то нанимаете?

– Наемных людей у нас нет, служебные просфоры пеку сам, потому что замес небольшой, я успеваю, помощь не требуется, оборудование позволяет. А вот маленькие просфоры… У нас на просфорне несут послушание студенты семинарии – они помогают при разделке, потому что нам надо за два с половиной часа разделать около 3 тысяч просфор.

– По потребности. Это зависит от праздников: чем больше праздничных дней, тем чаще надо выпекать. Ну, а служебные просфоры печем в две недели три раза.

– Сколько уже было у нас из семинаристов помощников, знаете, такого вопроса не возникает: «Ты любишь это послушание?» Трудятся усердно, стараются. Я ребятам благодарен за их помощь и усердие, потому что приходится им нести это послушание по вечерам, уже после ужина, когда у них свободное время, то есть для них это дополнительная нагрузка. Но они держатся за него, трудятся. Они порой несут это послушание годами, пока не закончат семинарию. Значит, они хотят. Понимаете, выпечка просфор… человеку должно дело это нравиться. Разный склад у людей бывает: кто-то иконы пишет, кто-то столярничает. Ну вот нравится дело, знает он его. И к этому делу – к печению просфор – так же относиться надо. А иначе не получится. Потому что понимаете, как? Дело-то мы все-таки с живым имеем: дрожжи живые… Так что вот такое дело. Должно человеку нравиться поприще, чтобы успешно его проходить.

– Механически – нет, нельзя. Я раньше не понимал этого, до того как занялся выпечкой. Совсем по-другому к просфорам относился. Во-первых, я не знал, что это за труд. Во-вторых, я не понимал вообще подхода: подумаешь, что такого – просфору испечь? Я с этим и пришел к одному замечательному просфорнику, отцу Адриану в Новоспасском монастыре. «Вы мне скажите, – говорю, – рецепт». А он: «А ты знаешь, что такое клейковина? А ты знаешь, что такое ИДК?» Это характеристики муки. Я подумал: «Зачем он мне всё это говорит? Мне просто нужен рецепт!»

А потом, когда я сам начал печь, я понял, что это надо знать, что он не зря мне эти вещи говорил, потому что, не учитывая их, успешно печь просфоры нельзя. Либо должен быть громадный опыт переданный, либо просто надо понимать, что за процессы там происходят.

Кстати, очень мне помогли в выпечке просфор, в понимании процесса выпечки – по сути дела, хлеба, только специального – книги по хлебопечению, обычные книги, которые можно приобрести. Они дают понимание того, что там происходит, а это не лишнее. Мало того, эти книги нам помогли еще и в другом: мы ведь печем для братии хлеб в просфорне. В общем, для выпечки просфор первое – преемственность. А второе – свой опыт, незаменимый. И как пособие – книги по хлебопечению: они помогают.

20 декабря 2013 г.

На проскомидии используется пять служебных просфор. Из первой вынимается Агнец, Который потом прелагается в Тело Христово. Из остальных четырех просфор священник изымает частицы в память Пресвятой Богородицы, святых, в числе которых и составители Литургии, а также в память живых и умерших членов Церкви.

Молоховец Елена Ивановна (1831–1918) – классик русской кулинарной литературы, автор книги «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» (1861).

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

ФОТОРЕПОРТАЖ

Все послушания Ватопеда. ну или почти все.

Еще недавно Ватопедский монастырь привозил в Россию пояс Пресвятой Богородицы. А сегодня корреспондент «НС» сам поехал в Ватопед, чтобы посмотреть — как живет самая молодая и самая многочисленная из монастырских братий Святой Горы Афон.

«Альфа и омега монаха – это послушание»

Беседа с благочинным мон. Дохиар архим. Гавриилом

«Альфа и омега монаха – это послушание»

Беседа с благочинным афонского монастыря Дохиар архимандритом Гавриилом

Отец Ефрем из Катунакии был отцом послушания и покаяния. Когда к нему кто-то приходил, он не удивлял человека, называя его по имени, он говорил только о покаянии и послушании. И отец Паисий тоже говорил только о послушании. И отец Амфилохий тоже. И наш настоятель, когда к нему обращаются, также говорит о послушании. Альфа и омега монаха – это послушание.

Таинство причащения

Ч. 2. Последовательность и символическое значение литургии

Таинство причащения.

Часть 2. Последовательность и символическое значение литургии

Священник Павел Гумеров

У некоторых прихожан ектения об оглашенных вызывает недоумение. Действительно, той практики оглашения, подготовки к крещению, которая была в древней Церкви, сейчас нет. Сегодня мы, как правило, крестим людей после одной-двух бесед. Но все-таки оглашенные, готовящиеся принять православную веру, есть и сейчас. Немало людей, еще не принявших крещение, тянутся, идут к Церкви. О них мы и молимся, чтобы Господь укрепил их благое намерение, открыл им Свое «Евангелие правды» и присоединил к «святой соборной и апостольской Церкви».

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Оценка

4.8

проголосовавших:

5

Оценка 3.7 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here