Молитвенное правило серафима саровского для мирян

Детально: молитвенное правило серафима саровского для мирян - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Многие ли из нас читают утреннее и вечернее молитвенное правило? По утрам времени не хватает: пока проснешься, домашних на учебу или работу отправишь. Тут уже и самим на работу бежать надо.

А вечером так устаешь, что сил уже нет никаких. Только перекреститься да попросить у Бога благословения на сон грядущий.

Это все понятно: усталость и человеческая немощь берут свое. Но Бог же не забывает будить нас по утрам. Почему мы ленимся поблагодарить его за это и за прожитый день?

А как быть тем, у кого времени совсем-совсем не хватает? Читать Серафимово правило для мирян.

молитвенное правило серафима саровского для мирян

Оглавление [Показать]

Что это такое?

Преподобный Серафим Саровский оставил молитвенное правило. Оно было предназначено для сестер Дивеевского монастыря. Объяснялось это тем, что у послушниц и монахинь есть возможность куда чаще бывать в храме, чем у простых мирян.

У насельниц монастырских все время много дел. И времени не хватает еще больше, чем у людей мирских. Тем не менее Серафимово правило для мирян как-то незаметно очутилось за пределами монастыря. И теперь к нему прибегают те люди, у которых не хватает времени на длительное моление.

молитвенное правило серафима саровского для мирян

Нет времени или лень?

К краткому правилу Серафима Саровского для мирян стоит прибегать в случае крайней необходимости, а не потому, что лень читать утренние и вечерние молитвы.

Святые Отцы говорили о том, что на молитву нужно понуждать себя. Духовная жизнь складывается из понуждения. В противном случае, если позволить себе лениться, никакой духовности не будет. Перед Господом ценен труд.

Есть еще одна сторона молитвы. В молитвенном состоянии есть особая радость, ради которой иногда хочется все бросить. Эта радость внутренняя, и поэтому люди уходят в монастыри, чтобы молиться там. Не будь духовной радости от молитвы, вряд ли можно было бы выдержать суровые монастырские уставы.

О внимании

Оно является душой молитвы. И от внимания зависит, какой будет молитва. Если человек внимателен по жизни, то и на молитве он не станет “рассеиваться умом”. Каков он – внимательный человек? Тот, кто относится к своей жизни со вниманием. Прежде всего – к внутренней. Такой человек не станет пренебрегать молитвенным правилом из-за лени. Если он действительно не может вычитать его из-за времени или по болезни, то внимательно прочтет короткое Серафимово правило для мирян.

Каково это правило?

Преподобный Серафим оставил, как говорилось выше, молитвенное правило для насельниц Дивеевского монастыря.

Что это за Серафимово правило для мирян? Что собой представляет? Сейчас принято считать, что нужно трижды прочесть молитву “Отче Наш”, трижды “Богородице Дево, радуйся” и трижды “Символ Веры”.

А вот что завещал сам старец. После пробуждения человеку должно встать перед иконами. Сначала читается трижды “Отче Наш”, в честь Троицы. Затем “Богородице Дево, радуйся”, тоже трижды. И один раз “Символ Веры”.

После благоговейного совершения краткого правила мирянин приступает к своим делам.

Если же человек занят домашними делами или работает физически, нужно читать “про себя” Иисусову молитву. Про себя – значит в уме.

Пришло время обеда. До него человек творил Иисусову молитву. Теперь перед тем, как сесть за стол, он опять совершит утреннее молитвенное правило. По три раза прочитает “Отче Наш” и “Богородице Дево, радуйся”. Единожды – “Символ веры”.

После обеда должно творить молитву к Богородице “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (грешную)”. И так до вечера.

Перед сном христианин снова вычитывает утреннее правило. Ко сну отходит, оградив себя крестным знамением.

Нераздельны вера и семья: Серафимово правило для мирян можно читать по соглашению. Как это? Каждый член семьи читает по одной – двум молитвам из правила.

Совсем-совсем не удается исполнить его? Серафим Саровский рекомендовал читать правило везде: идете ли по улице, занимаетесь делами, или лежите в кровати по болезни. Как говорил преподобный, это правило – основание христианства. И читая его, можно достигнуть абсолютного совершенства христианского.

молитвенное правило серафима саровского для мирян

Советы начинающим

Как правильно молиться дома? Несколько коротких советов тем, кто только начинает свой путь христианина.

  • Проснулись? Умылись? Встаем перед иконами. Осенив себя крестным знамением, благодарим Господа за пробуждение своими словами. И начинаем читать утреннее молитвенное правило. Или Серафимово правило для мирян, текст которого есть на видео.

молитвенное правило серафима саровского для мирян

  • Женщина молится с покрытой головой не только в церкви. Дома должен быть платок для молитвы.
  • Мужчины головы не покрывают.
  • Если в семье есть дети, то девочкам следует надеть платочек. Мальчики, как и папа, не нуждаются в головном уборе.
  • После совершения правила просим благословения у Бога на день грядущий и отправляемся на работу (учебу).
  • Вечером благодарим Господа за прожитый день, читаем вечернее правило или Серафимово, ложимся спать.
  • Желательно, читая вечернее правило, прочесть молитву “Да воскреснет Бог” и осенить все четыре угла комнаты крестом.

молитвенное правило серафима саровского для мирян

Заключение

Задача статьи – помочь тем людям, которые только начали свой путь к Богу. Все начинается с малого. И молитва – не исключение.

молитвенное правило серафима саровского для мирян

Будущий иеромонах Прохор Исидорович родился в середине «просвещенного» XVIII века в очень богатой семье гильдейских купцов Мошниных. С достаточной точностью не известно, какое именно из двух событий, ранняя смерть отца или собственное падение с колокольни в возрасте семи или восьми лет, побудило его истово уверовать. Но факт исцеления юного Прохора иконой Богоматери можно считать доказанным. Как и его паломничество в киевскую Лавру, где известная старица направила его путь в далекий, недавно отстроенный монастырь в глухих (тогда еще глухих!) местах Тамбовской губернии ─ Саровскую пустынь.

Там он принял имя Серафим, прошел духовный путь от простого монаха до иеродьякона и иеромонаха.

История Серафима Саровского: его духовный путь

Духовные труды Серафима Саровского примечательны не только случившимся с ним в детстве чудом. Он, уйдя в глухие леса и питаясь подчас только травой, сумел возродить на Руси «институт старчества», не слишком популярный после смерти его великого предшественника Нила Сорского двумя столетиями ранее.

Как и Нил Сорский, Серафим Саровский полностью отказался от стяжательства, проводил свои дни в аскезе (упражнении духа) и молениях, стал столпником (простояв однажды на «столпе» в виде огромного валуна или камня почти три года, более тысячи суток), но при этом не забывал помогать потянувшимся к нему христианам, мирянам со всей Руси. Из его наставлений таким паломникам и родилось его знаменитые и укрепляющие душу молитвенные правила для православных мирян.

Отшельник и старец Серафим Саровский твёрдо внушал всем приходящим к нему паломникам, что даже пребывающим в мирских ежедневных заботах людям, не только старающимся обустроить частную жизнь, но и не желающим при этом забывать о Господе, следует ежедневно творить хотя бы краткие молитвы.

Правило Серафима Саровского для православных мирян гласит, что есть молитвы, которые каждый православный должен повторять в течение суток, даже если у него нет возможности помолиться в храме. Верующий должен с утра повторить:

  • «Отче наш» ─ троекратно,
  • Обращение к Богоматери «Богородице, Дево». «богородичную молитву», ─ также три раза.
  • Прочесть православный «Символ веры».

молитвенное правило серафима саровского для мирян

Первые три молитвы коротки, отлично запоминаются, на их прочтение уйдет никак не более получаса. «Символ Веры» ─ более длинная молитва, этот текст достаточно от души проговорить утром хотя бы единожды. Но именно эта молитва наиболее важна для начинающего день верующего: так христианин может проверить и наставить себя на грядущий день, насколько его замыслы и предстоящие дела подобают православному человеку.

По сути, начинать день с «Символа Веры», а также заканчивать им вечернее моление, это отличная проверка христианского духа в самом себе, прислушаться к своему настрой на жизнь в миру: всё ли, что ты собрался за день содеять, согласуется с важнейшим евангельским тестом?

Важность молений Серафима Саровского

Эти утренние моления и составляют «утреннее молитвенное правило Серафима Саровского».

молитвенное правило серафима саровского для мирян

Впрочем, современные богословы не устают подчеркивать, что «править» молитву по завету этого старца в подобном, сокращенном виде следует только тогда, когда нет возможности пойти в церковь к заутрене или на другие службы, которые можно прочитать или слушать по адресу:

Истинным православным верующим не следует забывать, что это молитвенное правило – есть сокращенная молитва старцем для мирян. Таким образом, молиться следует тогда, когда ты ответственно относишься к своим поступкам, хочешь внимательно соотнести важность собственных намерений с евангельскими заповедями.

Точно так же молиться по Серафиму Саровскому следует, ─ тоже троекратно свершая первые две важнейшие молитвы, и единожды «Символ Веры», ─ соблюдая его утреннее правило и перед обеденным вкушением пищи, а также на сон грядущий. Если это правило вам кажется слишком простым, полезно будет упомянуть об этом на исповеди, послушать ответ батюшки.

Но и во время дел не следует пренебрегать молитвами, учит преподобный Серафим (любопытно, что его канонизация состоялась незадолго до революции, после личного вмешательства Иоанна Кронштадтского и лично императора Николая Александровича).

Помимо «утреннего» и «вечернего» правил, на дневные часы, которые христианин может пребывать в дороге или в работах, существует также особенное молитвенное наставление Серафима Саровского.

Краткое молитвенное правило на всякий час

молитвенное правило серафима саровского для мирян

Понимая, что помощь Господа может понадобиться детям его в любой час их жизни (хотя бы и среди забот или бизнеса), преподобный оставил нам наказ, как следует молиться в остальные минуты дневных тревог.

Понятно, что в подобных ситуациях, человеку может просто не хватить времени или сосредоточенности выговорить тот же «Символ Веры» целиком. Именно потому, в виде исключения, в полные тревожных забот дневные часы, Серафим Саровский рекомендует молить Бога кратко.

По наставлениям преподобного, на работе, войне или в дороге, достаточно слов с Обращением к Сыну Божьему Иисусу Христу: «помилуй мя грешного». Или же «меня грешную». Ведь в этих обстоятельствах (середина рабочего дня, окончание сроков заказанной вам работы или просто попытка успеть на важную встречу или конференцию), когда большинство не настолько способны сосредоточиться на праведности творимых ими дел, просьба о помиловании и признания себя человеком грешным, погрязшим в суете мирского благополучия перед Божьими заповедями, ─ особенно важны.

  • «Помилуй мя» ─ ибо в гонках на выживание, в которые сегодняшнее общество принуждает вступать всех своих членов без исключения, легко согрешить. И каждый человек, в любой миг нуждается в помиловании Господа.
  • Признания творящим молитву индивидуумом собственной греховности. Опять же, очень актуально для нынешней жизни буквально подталкивающий к грехам сребролюбия или чревоугодия и гордыни.

Однако следует помнить, что эти «укороченные» молитвы, в которых много общего с мистическим опытом исихастов, смогут помочь вам только:

  • молитвенное правило серафима саровского для мирянЕсли вы истинно, без сомнений – Веруете в Господа по православному канону.
  • Если вы сосредоточены на собственном духовном пути и понимаете важность каждого слова этих коротких молений.
  • Если вы склонны именно к мистическому духовному самосовершенствованию, которое, к сожалению, несмотря на достаточное количество святых отцов ─ «исихастов» ─ не всегда поддерживается ныне как Церковью, так и «официальными» современными богословами, стоящими на более рациональной позиции толкования Библии.
  • Если вера ваша не столь тверда, но вы собираетесь обязательно побывать в Церкви по завершении дел, исповедаться своему батюшке и помолиться в храме по полному чину.

Почему важно наследие преподобного Серафима сегодня?

Интересно, что Серафим Саровский словно предвидел актуальное состояние общества, когда молиться искренне в окружении коллег-атеистов или начальства будет выглядеть «немодно», «архаично» и даже «смешно». Именно на этот случай преподобный советовал мирянам творить краткую молитву «про себя», не вслух. Или прослушать эту молитву с единоверцами.

Краткое правило Серафима Саровского для православных мирян во время работы или в окружении неверующих

Когда есть опасность, что, слушая ваши моления, вас «засмеют» коллеги или даже начальник сделает выговор за «не относящиеся к прямым обязанностям» разговоры, преподобный Серафим советует молчаливую молитву, заключающуюся в многократном повторении просьбы к Иисусу о помиловании.

Достаточно «в уме», мысленно, повторить «Господи помилуй» несколько раз, и вам станет проще даже в коллективе безбожников. Или таких «православных», которые предпочитают формальные догмы. Краткое молитвенное правило можно прослушать в mp3 на различных интернет-ресурсах.

В этом случае, старец Серафим оказывается очень близок к пути исихазма , как мистического познания божьей воли, связанных с «умным молитвенным деланием». Прослушать само правило или его токования можно на сайтах pravmir.ru (http://www.pravmir.ru/molitvennoe-pravilo-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/ ) или прослушать онлайн-молитву и толкование на сайте azbyka.ru (https://azbyka.ru/o-kratkom-molitvennom-pravile-serafima-sarovskogo) на котором, для удобства и пользы прослушивания материалы часто обновляются.

Подробнее об исихазме и мистическом пути православного верующего вы сможете прочесть или прослушать на ресурсе:

Значимость молитвенных правил Серафима Саровского в сегодняшней жизни

молитвенное правило серафима саровского для мирян

Сегодня большинство богословов вынужденно или по мере собственного понимания евангельских текстов стоят более на позициях Иосифа Волоцкого, чем на позициях Нила Сорского, афонских старцев или Серафима Саровского: после долгих лет забвения Церкви на территории бывшего СНГ или СССР действительно необходимо заботиться о процветании монастырей. Или даже о личном процветании церковных иерархов.

Ни о чем подобном не заботился Серафим Саровский, что дает сегодня повод некоторым богословам обвинять преподобного в стремлении к «старообрядчеству» (якобы за отрицание им современной иерархии в Церкви и полное «нестяжательство»). Несмотря на то что Крёстный ход с перенесением обретенных (потерянных во время после революционного лихолетья) мощей св. Серафима из Петербурга в Москву, а затем и в нижегородский Дивееский монастырь посетили десятки тысяч верующих, святитель Саровский остается не слишком удобной фигурой для нынешнего официозного православия.

Прежде всего, потому что он:

  • позволял мирянам, по его совету, использовать укороченный молитвенный чин,
  • дозволял ограничиваться «умным молитвенным деланием»,
  • сам по себе являлся олицетворением «нестяжательства», которое сегодня не в «тренде», ибо ─ по реальным историческим предпосылкам, ─ нынче церкви надлежит крепить расшатанное за времена советского строя богатство монастырей и конкретных иерархов, снова прислушиваясь скорее к святителю И. Волоцкому, чем к его оппонентам.

молитвенное правило серафима саровского для мирян

Тем не менее именно молитвы по правилу для мирян Серафима Саровского остаются сегодня важнейшими молитвами для православных.

Возможно, потому, что сегодняшним христианам известно о его праведной жизни, а уметь прожить во Христе никого не обидев, дано крайне немногим. Вероятно, Серафим Саровский и его молитвенные правила пользуются инстинктивным почтением у всех истинных христиан, которые смогут их слушать.

Потому что, в отличие от фигур многих наших святых, Серафим Саровский является донельзя реальным: доказано, что икона XIX века (смотри фото) написана с лица самого старца, а, возможно, потому, что прихожанам надоело слышать в новостях о батюшках на богатых импортных машинах (хотя тот же Сергий Радонежский отвергал «богатых» лошадей или санные упряжки, а предпочитал ходьбу на примитивных лыжах), или о том, как кто-то из иерархов нынешней церкви занимается биржевой игрой.

Но поклонников у Серафима Саровского среди рядовых мирян последние годы всё прибавляется, что не может не радовать верующих, а огорчает лишь «демократических раскольников» наподобие «дьякона» Александра Кузьмина из Оптиной Пустыни.

Оценка 3.5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here