Обновится яко орля юность твоя толкование

Детально: обновится яко орля юность твоя толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Подробности Автор: Super User Категория: Основы Опубликовано: 12 Апрель 2018 Просмотров: 99

источник

Оглавление [Показать]

Свт. Афанасий Великий

Обновится яко орля юность твоя; потому что Бог пакибытием обновляет юность нашу, как орлиную. Этим Давид указывает нам на дарование воскресения. Уподобил же обновляемых орлу, так как орел высокопарнее и царственнее всех птиц, и один может, не смежая очей, взирать на солнечное сияние.

Блж. Феодорит Кирский

«Исполняющаго во благих желание твое». Поелику есть пожелание предосудительное, воспрещаемое Божественным законом, то кстати присовокупил Пророк: «во благих»; потому что Владыка исполняет благия наши пожелания. «Просите», говорит, «и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкующему отверзется» (Мф.7:7–8). «Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» с избытком (Мф.6:33).

«Обновится яко орля юность твоя». И сие обновление в святом крещении даровал нам также Владыка, и отсекши ветхость греха, из состаревшихся соделал юными. Согласно с сим говорит Бог чрез Пророка Исаию: «терпящии» Меня «изменят крепость, окрылатеют аки орли» (Ис.40:31). Поелику при сотворении прияли мы в себя Божественныя и царственныя черты, а потом помрачили и повредили их всякаго рода греховными начинаниями; то пророческое слово обещает нам возстановление царскаго достоинства; потому что орел есть царственная птица, и ему вверено царство пернатых. Открывает же нам Пророк и самый образ Божественной щедрости.

Евфимий Зигабен

Исполняющаго во благих желание твое, обновится, яко орля, юность твоя.

Благослови, говорит, душа моя, Господа, за то, что Он насыщает благами, которых ты алчешь, или желаешь. Некоторые, в числе которых и Исихий, разумели здесь под желанием благ желание обожания, которого пожелав, Адам поспешил насытить таковое свое желание. Но Бог, говорит, насыщает, душа моя, желания твои благами чрез послушание. Посему, памятуя все сии благодеяния, прославляй всегда столь много благотворившего тебе Господа. И как орел обновляется и юнеет, роняя старые перья и пуская новые: так и ты, душа моя, обновишься и сделаешься юною, свергнув с себя старость, производимую страстями и происходящею из них немощью и приобретая чрез покаяние новые добродетели.

Вот слова Исихия: И какое наше желание? Получить имя богов. Сего пожелав, Адам вкусил запрещенной снеди; после чего сие наше желание исполнил благами Господь, сделав нас чрез дар крещения сообразными с Самим Собою; почему по благодати мы и называемся богами. Феодорита: Поскольку есть желание и ложное, запрещаемое законом Божиим; то хорошо прибавил: во благих. Ибо Владыка исполняет благие наши желания: просите, говорит, и дастся вам. Дидима: Исполняет во благом желание твое, потому что у праведника всякое желание есть благое.

По словам Евсевия: Бог во 1) сделал очищение наших грехов, во 2) исцелил болезни, в 3) избавил кровью Единородного Сына своего от тления, в 4) побуждаясь своею милостью увенчал дарованием сыноположения; потому что, по словам Феодорита, венец зависит от благодати и человеколюбия; в 5) исполнил духовных благ. Слова Афанасия: Орлом изображается дар воскресения; ибо мы, посеваясь тленными, воскреснем нетленными; так что не будем более ветшать и приходить в тление. А уподобив обновляемых высокопарному и царственному орлу, который открыто может смотреть на свет солнца, сим, по словам Евсевия, изображает обновление души и возлетание от земли на небо и будущую жизнь ее в крайнем свете. И этот орел есть Христос, согласно с сказанным: как орел покрывает гнездо свое, и с сим: невозможно мне постигнуть следов орла летящего; так как божеское естество недоступно для разума, Феодорита: Обновлением орла изображает новотворение, даруемое чрез святое крещение. Сие новотворение даровал нам Владыка чрез всесвятое крещение, и, изгладив старость греха, из старых сделал нас новыми. Согласно с сим Бог говорит и чрез пророка Исаию: с терпением ожидающие Господа получат новую крепость; вырастят перья, как орлы. Поскольку мы при создании получили божественные и царственные свойства, потом мы очернили и повредили их многоразличными греховными делами: то посему чрез сие пророческое слово он обещает нам возвращение царственности. Ибо сия птица (т. е. орел) есть царственная и получившая царство над птицами. Заметь здесь, что орел, хотя подновляется, но умирает, когда кость носа его от старости сгорбится и опустится ниже рта его и он не может более есть, как говорит Аристотель в повествовании о животных: орел, умирает, когда зоб его, сгорбившись, закроет ему рот.

Лопухин А.П.

Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.

Эти псалмы, равно как 18 и 19 69 и 70 и др. называются парными, так как при принадлежности их одному писателю они отличаются и одинаковостью содержания, взаимно дополняя друг друга.

102 псалом принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103 же псалом – о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над 103  псалмом в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX.

Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления.

Ст. 1-5 Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое его: благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний его: очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.

Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами

Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. – «Внутренность моя» – все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней («недуги»), чем спасает от временной и вечной гибели («от могилы»), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.

Христианство — это религия оптимизма

Наш разговор,надеюсь, близится к завершению. Мы подошли к предпоследнему псалму Шестопсалмия – сто второму.

Начнем как всегда с текста на церковно-славянском языке.

Псалом 102.

Благослови,душе моя, Господа, и вся внутрeнняямоя, имя святое eго; благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний eго; очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя, избавляющагоот истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое; обновится яко oрля юность твоя. Творяй милостыниГосподь и судбу всем обидимым. Сказа пути своя моисеови, сыновом Израилeвым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует; не по беззакониeм нашым сотворил eстьнам, ниже по грехом нашым воздал eстьнам. Яко по высоте небесней от земли,утвердил eсть Господь милость свою на боящихся eго; eлико отстоят востоцы от запад, удалил eсть от нас беззакония наша. Якоже щедрит oтец сыны, ущедри Господь боящихся eго. Яко той познасоздание наше, помяну, яко перстьeсмы. Человек, яко трава дние eго, яко цвет селный, тако оцветет; яко дух пройдев нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся eго, и правда eго на сынех сынов, хранящих завет eго и помнящих заповеди eго творити я.Господь на небеси уготова престол свой,и царство eго всеми обладает. Благословите Господа, вси ангели eго, сильнии крепостию,творящии слово eго, услышати глас словес eго. Благословите Господа, вся силыeго, слуги eго, творящии волю eго.Благословите Господа, вся дела eго на всяком месте владычества eго; благослови, душе моя, Господа.

Давайте, как и в предыдущей теме, для начала составим список малопонятных слов и выражений и поговорим о них. Итак…

Внутренняя моя. Вот первый камень преткновения.Даже если сразу, не попадаясь в сети ложных размышлений о том, какой анатомический орган имел в виду царьДавид, сообразить, что внутренняя моя– это нутро, чрево, к правильному пониманию смысла стиха не придешь. Ибо для нас чрево – это хранилище, простите за прозу, кишок. А речь идет о хранилище души. Кстати сказать, знаете ли вы, как писалось старославянское слово сердце?СРЬДЦЕ! Ь обозначал звук, близкий к е,только более короткий. И слово означало буквально середину человека. То есть,то же самое, что и внутренняя.

От истления – от тления, порчи, гниения.

Исполняющаго во благих желание твое. Здесь самое время вспомнить, что желания наши и молитвы бывают порой не на пользу нам самим. Исполняющаго во благих – исполняющего на благо, во благо нам.

Обновится, яко орля, юность твоя. Совершенно непонятное выражение. Орляя – орлиная. Но это мало что прибавляет к пониманию.Разве у орла юность обновляется?.. Самое время заглянуть вТолковую Библию Лопухинаhttp://www.lopbible.narod.ru/psa/_psa086.htmи прочитать комментарий к стихам 1-5. Да,действительно, если верить древним сказаниям, обновляется… Есть и другая версия: обновится юность твоя, как(оперение) у орла. Она прозвучит в переводе Левинова.

Яко по высоте небесней от земли, утвердил eсть Господь милость свою на боящихся eго. Это место тоже малопонятно. А ведь это самый, пожалуй, радостный момент Шестопсалмия. Суть стиха – милость Господня так велика, что ее можно сравнить разве что с расстоянием от неба до земли.«Вот такой вышины» – сказали бы маленькие дети. А далее будет и «Вот такой ширины»:

Елико отстоят востоцы от запад, удалил eсть от нас беззакония наша. (Так далеко, как далеко отстоит восток от запада, удалил Господь от нас беззакония наша)

Персть– прах, пыль. (Не путать со словом перст – палец).

И не познает ктому места своего. О наречии ктому мы говорили в прошлый раз, когда речь шла о 87 псалме. Ктому – более, впредь, уже. И не познает более места своего…

Благословите Господа, вся силы eго, – здесь все понятно, если помнить, что силами называется один из ангельских чинов.

Немногоо грамматики. В 102 псалме нам довольно часто встречается такая форма прошедшего времени глагола, как перфект. Перфект состоит из так называемого «причастия на «л»(сегодняшнего глагола прошедшего времени) и глагола бытии в настоящем времени:сотворил есть, воздал есть, утвердилесть, удалил есть.

Своеобразиеэтой формы глагола заключается в том,что она обозначает действие, произошедшеев прошлом, результат которого важен для сего момента: сотворил есть – значит, важен не только факт действия в прошлом, но и результат в настоящем. Сотворил – и она (милость) есть, удалил беззакония – и их теперь нет. Конечно, мое объяснение морфологии грешит излишней примитивизацией. Но… время«Интернет-урока» ограничено, поэтому отсылаю вас к учебнику «Грамматикацерковно-славянского языка» иеромонахаАлипия Гамановича.

Ссылки на толкование псалма приведены ниже. Сегодня к Афанасию Великомуhttp://mystudies.narod.ru/library/a/athanasius/psalms/102.htm присоединил свой несравненный голос Иоанн Златоуст:http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z05_2/Z05_2_88.htm

В конце, как обычно, переводы псалма на русский язык.

Псалом 102

Благослови, душа моя, Господа и вся внутренность моя – имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его, очищающего все беззакония твои,исцеляющего все недуги твои, избавляющего от тления жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами, исполняющего ко благу желания твои, обновится, как у орла, юность твоя. Господь – творящий милостыни и судьбу всем обижаемым. Он явил пути Свои Моисею, сынам Израиля – желания Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не доконца будет гневаться и не во век негодовать. Не по беззакониям нашим Он сотворил с нами и не по грехам нашим Он воздал нам. Ибо сколь высоко небо над землею, – милость Свою утвердил Господь на боящихся Его. Насколько отстоит восток от запада, – Он удалил от нас беззакония наши. Как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его. Ибо Он знает образование наше: помнит, что мы – прах. Человек – как трава, дни его; как полевой цветок – так и он отцветет. Как только дух прошел в нем, не будет, и не узнает он больше места своего. Милость же Господня от века идо века на боящихся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. Господь на небе приготовил престол Свой, и царство Его всем обладает. Благословите Господа, все Ангелы Его, сильные крепостью,творящие слово Его, чтобы слышать глас слов Его. Благословите Господа, все силы Его, слуги Его, творящие волю Его. Благословите Господа, все дела Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Пер. П. Юнгерова.

103 псалом.

Давида. Благослови, душа моя, Господа; все существо мое – благослови имя святое Его!

2. Благослови, душа моя, Господа, не забудь ни одного из Его благодеяний!

3. Он прощает все грехи твои, лечит все недуги твои,

4. Спасает от могилы жизнь твою, ограждает тебя покровительством и милосердием,

5. Насыщает тебя пищей; как орлу, возвращает юность твою!

6. Господь возвращает справедливость, дает правосудие всем угнетенным.

7. Он поведал Моше пути Свои, сынам Израиля – деяния Свои:

8. Милосердный и милостивый Господь, долготерпеливый и великий в покровительстве.

9. Не навек гнев Его, не навсегда запоминает обиду.

10. Не по грехам нашим Он поступает с нами, и не по преступлениям воздает нам.

11. Ибо, как небеса высятся над землею, так велико Его покровительство над боящимися Его.

12. Он отдалит от нас наши преступления, как далек восток от запада.

13. Как отец жалеет детей, так Господь жалеет боящихся Его.

14. Знает Он природу нашу, помнит, что мы – прах.

15. Человек, как трава; дни его, как дни цветка полевого;

16. Пролетел над ним ветер – и не стало, не найдешь, где был он.

17. Покровительство Господне страшащимся Его – во веки вечные. Он воздает за заслуги сыновьям и внукам

18. Хранящим союз Его, и помнящим повеления Его, чтобы исполнять их.

19. Господь утвердил на небесах престол Свой, и царство Его над всем простирается.

20. Благословите Господа, посланники Его, могучие витязи, исполнители слова Его, послушные слову Его!

21. Благословите Господа, все воинство Его, служители, исполняющие волю Его!

22. Благословите Господа, все создания Его, во всех местах владычества Его. Благослови Господа, душа моя!..

Меир Левинов.(Обратите внимание: переводы Левинова сделаны с Масоретского текста, иногда встречаются разночтения с Септуагинтой).

Псалом Давиду

Псалом Давида.

1 Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его.

1 Благословляй, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – имя святое Его.

2 Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его,

2 Благословляй, душа моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его:

3 очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя,

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои,

4 избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами,

4 избавляет от погибели жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами,

5 исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя.

5 исполняет благами желание твое, – обновится, как у орла, юность твоя.

6 Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым.

6 Творит милость Господь и суд всем обиженным.

7 Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя:

7 Он открыл пути Свои Моисею, сынам Израилевым – желания Свои.

8 Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив,

9 Не до конца прогневается, ниже во век враждует,

9 не до конца прогневается и не навек негодует.

10 не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам.

10 Не по беззакониям нашим Он соделал нам, и не по грехам нашим воздал нам,

11 Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.

11 ибо, по высоте неба от земли, утвердил Господь милость Свою к боящимся Его;

12 Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша.

12 на сколько отстоит восток от запада, удалил Он от нас беззакония наши.

13 Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его.

13 Как милует отец сынов, помиловал Господь боящихся Его,

14 Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы.

14 ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – прах.

15 Человек, яко трава дние eго, яко цвет сельный, тако оцветет,

15 Человек – как трава дни его, как цвет полевой, так отцветёт,

16 яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего.

16 ибо дыхание прекратилось в нем – и не будет его, и не узнает он более места своего.

17 Милость же Господня от века и до века на боящихся Его,

17 Милость же Господня – от века и до века на боящихся Его,

18 и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я.

18 и правда Его – на сынах сынов хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

19 Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает.

19 Господь на небе уготовал престол Свой, и Царство Его всем владеет.

20 Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его.

20 Благословляйте Господа, все Ангелы Его, сильные мощью, исполняющие слово Его, как только услышат глас слов Его.

21 Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его.

21 Благословляйте Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его.

22 Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа.

22 Благословляйте Господа, все творения Его, на всяком месте владычества Его. Благословляй, душа моя, Господа!

Слава:

Слава:

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа.

Оценка 3.3 проголосовавших: 31
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here