
Детально: правило серафима саровского для мирян текст - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Там он принял имя Серафим, прошел духовный путь от простого монаха до иеродьякона и иеромонаха.
История Серафима Саровского: его духовный путь
Духовные труды Серафима Саровского примечательны не только случившимся с ним в детстве чудом. Он, уйдя в глухие леса и питаясь подчас только травой, сумел возродить на Руси «институт старчества», не слишком популярный после смерти его великого предшественника Нила Сорского двумя столетиями ранее.
Как и Нил Сорский, Серафим Саровский полностью отказался от стяжательства, проводил свои дни в аскезе (упражнении духа) и молениях, стал столпником (простояв однажды на «столпе» в виде огромного валуна или камня почти три года, более тысячи суток), но при этом не забывал помогать потянувшимся к нему христианам, мирянам со всей Руси. Из его наставлений таким паломникам и родилось его знаменитые и укрепляющие душу молитвенные правила для православных мирян.
Отшельник и старец Серафим Саровский твёрдо внушал всем приходящим к нему паломникам, что даже пребывающим в мирских ежедневных заботах людям, не только старающимся обустроить частную жизнь, но и не желающим при этом забывать о Господе, следует ежедневно творить хотя бы краткие молитвы.
Правило Серафима Саровского для православных мирян гласит, что есть молитвы, которые каждый православный должен повторять в течение суток, даже если у него нет возможности помолиться в храме. Верующий должен с утра повторить:
- «Отче наш» ─ троекратно,
- Обращение к Богоматери «Богородице, Дево». «богородичную молитву», ─ также три раза.
- Прочесть православный «Символ веры».
По сути, начинать день с «Символа Веры», а также заканчивать им вечернее моление, это отличная проверка христианского духа в самом себе, прислушаться к своему настрой на жизнь в миру: всё ли, что ты собрался за день содеять, согласуется с важнейшим евангельским тестом?
Важность молений Серафима Саровского
Эти утренние моления и составляют «утреннее молитвенное правило Серафима Саровского».
Истинным православным верующим не следует забывать, что это молитвенное правило – есть сокращенная молитва старцем для мирян. Таким образом, молиться следует тогда, когда ты ответственно относишься к своим поступкам, хочешь внимательно соотнести важность собственных намерений с евангельскими заповедями.
Точно так же молиться по Серафиму Саровскому следует, ─ тоже троекратно свершая первые две важнейшие молитвы, и единожды «Символ Веры», ─ соблюдая его утреннее правило и перед обеденным вкушением пищи, а также на сон грядущий. Если это правило вам кажется слишком простым, полезно будет упомянуть об этом на исповеди, послушать ответ батюшки.
Но и во время дел не следует пренебрегать молитвами, учит преподобный Серафим (любопытно, что его канонизация состоялась незадолго до революции, после личного вмешательства Иоанна Кронштадтского и лично императора Николая Александровича).
Помимо «утреннего» и «вечернего» правил, на дневные часы, которые христианин может пребывать в дороге или в работах, существует также особенное молитвенное наставление Серафима Саровского.
Краткое молитвенное правило на всякий час
Понятно, что в подобных ситуациях, человеку может просто не хватить времени или сосредоточенности выговорить тот же «Символ Веры» целиком. Именно потому, в виде исключения, в полные тревожных забот дневные часы, Серафим Саровский рекомендует молить Бога кратко.
По наставлениям преподобного, на работе, войне или в дороге, достаточно слов с Обращением к Сыну Божьему Иисусу Христу: «помилуй мя грешного». Или же «меня грешную». Ведь в этих обстоятельствах (середина рабочего дня, окончание сроков заказанной вам работы или просто попытка успеть на важную встречу или конференцию), когда большинство не настолько способны сосредоточиться на праведности творимых ими дел, просьба о помиловании и признания себя человеком грешным, погрязшим в суете мирского благополучия перед Божьими заповедями, ─ особенно важны.
- «Помилуй мя» ─ ибо в гонках на выживание, в которые сегодняшнее общество принуждает вступать всех своих членов без исключения, легко согрешить. И каждый человек, в любой миг нуждается в помиловании Господа.
- Признания творящим молитву индивидуумом собственной греховности. Опять же, очень актуально для нынешней жизни буквально подталкивающий к грехам сребролюбия или чревоугодия и гордыни.
Однако следует помнить, что эти «укороченные» молитвы, в которых много общего с мистическим опытом исихастов, смогут помочь вам только:
Если вы истинно, без сомнений – Веруете в Господа по православному канону.
- Если вы сосредоточены на собственном духовном пути и понимаете важность каждого слова этих коротких молений.
- Если вы склонны именно к мистическому духовному самосовершенствованию, которое, к сожалению, несмотря на достаточное количество святых отцов ─ «исихастов» ─ не всегда поддерживается ныне как Церковью, так и «официальными» современными богословами, стоящими на более рациональной позиции толкования Библии.
- Если вера ваша не столь тверда, но вы собираетесь обязательно побывать в Церкви по завершении дел, исповедаться своему батюшке и помолиться в храме по полному чину.
Почему важно наследие преподобного Серафима сегодня?
Интересно, что Серафим Саровский словно предвидел актуальное состояние общества, когда молиться искренне в окружении коллег-атеистов или начальства будет выглядеть «немодно», «архаично» и даже «смешно». Именно на этот случай преподобный советовал мирянам творить краткую молитву «про себя», не вслух. Или прослушать эту молитву с единоверцами.
Краткое правило Серафима Саровского для православных мирян во время работы или в окружении неверующих
Когда есть опасность, что, слушая ваши моления, вас «засмеют» коллеги или даже начальник сделает выговор за «не относящиеся к прямым обязанностям» разговоры, преподобный Серафим советует молчаливую молитву, заключающуюся в многократном повторении просьбы к Иисусу о помиловании.
Достаточно «в уме», мысленно, повторить «Господи помилуй» несколько раз, и вам станет проще даже в коллективе безбожников. Или таких «православных», которые предпочитают формальные догмы. Краткое молитвенное правило можно прослушать в mp3 на различных интернет-ресурсах.
В этом случае, старец Серафим оказывается очень близок к пути исихазма , как мистического познания божьей воли, связанных с «умным молитвенным деланием». Прослушать само правило или его токования можно на сайтах pravmir.ru (http://www.pravmir.ru/molitvennoe-pravilo-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/ ) или прослушать онлайн-молитву и толкование на сайте azbyka.ru (https://azbyka.ru/o-kratkom-molitvennom-pravile-serafima-sarovskogo) на котором, для удобства и пользы прослушивания материалы часто обновляются.
Подробнее об исихазме и мистическом пути православного верующего вы сможете прочесть или прослушать на ресурсе:
Значимость молитвенных правил Серафима Саровского в сегодняшней жизни
Ни о чем подобном не заботился Серафим Саровский, что дает сегодня повод некоторым богословам обвинять преподобного в стремлении к «старообрядчеству» (якобы за отрицание им современной иерархии в Церкви и полное «нестяжательство»). Несмотря на то что Крёстный ход с перенесением обретенных (потерянных во время после революционного лихолетья) мощей св. Серафима из Петербурга в Москву, а затем и в нижегородский Дивееский монастырь посетили десятки тысяч верующих, святитель Саровский остается не слишком удобной фигурой для нынешнего официозного православия.
Прежде всего, потому что он:
- позволял мирянам, по его совету, использовать укороченный молитвенный чин,
- дозволял ограничиваться «умным молитвенным деланием»,
- сам по себе являлся олицетворением «нестяжательства», которое сегодня не в «тренде», ибо ─ по реальным историческим предпосылкам, ─ нынче церкви надлежит крепить расшатанное за времена советского строя богатство монастырей и конкретных иерархов, снова прислушиваясь скорее к святителю И. Волоцкому, чем к его оппонентам.
Возможно, потому, что сегодняшним христианам известно о его праведной жизни, а уметь прожить во Христе никого не обидев, дано крайне немногим. Вероятно, Серафим Саровский и его молитвенные правила пользуются инстинктивным почтением у всех истинных христиан, которые смогут их слушать.
Потому что, в отличие от фигур многих наших святых, Серафим Саровский является донельзя реальным: доказано, что икона XIX века (смотри фото) написана с лица самого старца, а, возможно, потому, что прихожанам надоело слышать в новостях о батюшках на богатых импортных машинах (хотя тот же Сергий Радонежский отвергал «богатых» лошадей или санные упряжки, а предпочитал ходьбу на примитивных лыжах), или о том, как кто-то из иерархов нынешней церкви занимается биржевой игрой.
Но поклонников у Серафима Саровского среди рядовых мирян последние годы всё прибавляется, что не может не радовать верующих, а огорчает лишь «демократических раскольников» наподобие «дьякона» Александра Кузьмина из Оптиной Пустыни.
Краткое ежедневное молитвенное правило, завещанное Серафимом Саровским всем мирянам. Сам батюшка Серафим называл его “правильце”. Еще это молитвенное правило называется: Серафимово правило.
Краткое молитвенное правило Серафима Саровского
“Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает
– молитву Господню: Отче наш – трижды, в честь Пресвятой Троицы,
– потом песнь Богородице: Богородице Дево, радуйся – также трижды,
– и, наконец, Символ веры: Верую во единаго Бога – единожды.
Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.
Во время же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй и продолжает до обеда.
Пред самым же обедом пусть совершает вышепоказанное утреннее правило.
После обеда, исполняя своё дело, всякий христианин пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго, и это пусть продолжает до самого сна.
Когда случится ему проводить время в уединении, то пусть читает он: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго или грешную.
Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило, т. е. трижды Отче наш, трижды Богородице и однажды Символ веры. После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением”.
“Держась этого правила, – говорил отец Серафим, – можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы – основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры.”
Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на хотьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
Молитвы для правила
Молитва Господня: Отче нашОтче наш, Иже еси на небесех! |
Молитва: Богородице Дево, радуйсяБогородице Дево, радуйся, |
Молитва: Символ ВерыВерую во единого Бога Отца, Вседержителя, |
СЕРАФИМОВО ПРАВИЛО
Читается в исключительных случаях вместо Утренних и Вечерних молитв
Рекомендуем к прочтению ознакомительную статью: О Серафимовом правиле
Молитва Святому Духу
Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша. (1 раз).
Отче наш
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.(3 раза).
Песнь Богородице
Богородице Дево, радуйся Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, Яко Спаса родила еси душ наших. (3 раза).
Символ веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна и воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. (1 раз).
Также, в течении дня, время от времени следует читать Иисусову молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.
♦ Молитвы утренние – читаются сразу, после сна.
♦ Молитва оптинских старцев – прекрасная ежедневная молитва!
♦ Молитвы вечерние – читаются перед сном.
>
В этой статье Вы найдёте краткое утреннее богородичное молитвенное правило для мирян преподобного Серафима Саровского, а также три молитвы святому.
Молитвенное правило Серафима Саровского
Молитвенное правило Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило: “Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает
молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,
потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды
и, наконец Символ Веры единожды.
– Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.
Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.
– Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, – читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.
– Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением”.
– “Держась этого правила, – говорит отец Серафим, – можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы – основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры”.
Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
Читайте также:
- Акафист преподобному Серафиму Саровскому (текст + mp3)
- Молитвы Серафиму Саровскому: о чем просят святого?