Правило веры и образ кротости

Детально: правило веры и образ кротости - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

«Хва­ли зи­му по­сле Ни­ко­ли­на дня», – гла­сит древ­не­рус­ская по­сло­ви­ца. Прав­да, в по­след­ние го­ды эта на­род­ная муд­рость ча­сто не оправ­ды­ва­ет­ся. Зи­ма не спе­шит при­вет­ство­вать то­го, кто стал её во­пло­ще­ни­ем, хо­тя ни­ко­гда не ви­дел на­ших пре­крас­ных за­сне­жен­ных елей. Ко­неч­но же, речь идёт о свя­том Ни­ко­лае Чу­до­твор­це, лич­ное имя ко­то­ро­го в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го – «По­беж­да­ю­щий на­род». Для мно­гих рос­си­ян он – про­сто Ни­ко­ла, а один из двух цер­ков­ных празд­ни­ков его па­мя­ти – «Ни­ко­ла Зим­ний» (6/19 де­каб­ря).

Оглавление [Показать]

О чём рассказывает житие Святого?

Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец при­над­ле­жит к раз­ря­ду свя­тых из выс­ших иерар­хов (ар­хи­ере­ев), име­ну­е­мых «свя­ти­те­ля­ми». Вре­мя его жиз­ни от­но­сит­ся ко вто­рой по­ло­вине III – пер­вой по­ло­вине IV ве­ка, но его пер­вое жи­тие («био­гра­фия») по­яви­лось лишь пол­ты­ся­че­ле­тия спу­стя. Здесь он сра­зу пред­ста­ёт как обоб­щён­ный об­раз иде­аль­но­го пас­ты­ря: с од­ной сто­ро­ны, он – «пра­ви­ло (ка­нон) ве­ры и об­раз кро­то­сти», с дру­гой – бес­страш­ный и нели­це­при­ят­ный «пе­чаль­ник» о лю­дях.

правило веры и образ кротости

И.Е. Репин. «Николай Мирликийский останавливает казнь невинно осужденных». 1888 г.Государственный Русский музей

От­ка­зав­шись от ро­ди­тель­ско­го на­след­ства, юный Ни­ко­лай по­свя­тил се­бя слу­же­нию хри­сти­ан­ской Церк­ви. На­род из­брал его сво­им Ар­хи­пас­ты­рем (в древ­но­сти цер­ков­ные долж­но­сти бы­ли вы­бор­ны­ми, а не но­мен­кла­тур­ны­ми), и Ни­ко­лай стал ар­хи­епи­ско­пом го­ро­да Ми­ры, сто­ли­цы рим­ской про­вин­ции Ликия на юго-за­па­де Ма­лой Азии (от­сю­да его про­зва­ние «Мир­ли­кий­ский»). Из­бра­ние со­про­вож­да­лось ви­де­ни­я­ми Иису­са Хри­ста и Бо­го­ма­те­ри, под­нес­ших ему глав­ные зна­ки епи­скоп­ско­го до­сто­ин­ства – Еван­ге­лие и омо­фор, но­си­мый во вре­мя бо­го­слу­же­ния на пле­чах. (Эта длин­ная ши­ро­кая лен­та, укра­шен­ная кре­ста­ми, сим­во­ли­зи­ру­ет «за­блуд­шую ов­цу», ле­жа­щую на пле­чах Хри­ста.) С эти­ми зна­ка­ми ар­хи­ерей­ско­го от­ли­чия свя­ти­тель Ни­ко­лай и изо­бра­жа­ет­ся ча­ще все­го на рус­ских ико­нах. Вы­со­кий лоб, се­дая бо­ро­да и за­бот­ли­вый взгляд «пас­ты­ря» при­да­ют его изо­бра­же­ни­ям лег­ко узна­ва­е­мый «порт­рет­ный» об­лик.

правило веры и образ кротости

Ко вре­ме­ни прав­ле­ния рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337), пер­во­го хри­сти­ан­ско­го «ке­са­ря», жи­тие от­но­сит рас­ска­зы о за­ступ­ни­че­стве свя­то­го Ни­ко­лая за неспра­вед­ли­во осуж­дён­ных. Он вы­хва­ты­ва­ет из рук па­ла­ча меч и спа­са­ет трех неспра­вед­ли­во при­го­во­рён­ных к смер­ти го­ро­жан; во сне яв­ля­ет­ся им­пе­ра­то­ру и убеж­да­ет его оправ­дать трех опаль­ных пол­ко­вод­цев, а хле­бо­тор­гов­цу ве­лит вез­ти то­вар в го­ло­да­ю­щие Ми­ры. Он тво­рит мно­го­чис­лен­ные чу­де­са на мо­ре, а од­на­жды ожив­ля­ет несчаст­ных шко­ля­ров, раз­ре­зан­ных на ча­сти ко­вар­ным вла­дель­цем по­сто­я­ло­го дво­ра, – и по­то­му ста­но­вит­ся па­тро­ном мо­ре­пла­ва­те­лей и школь­ни­ков.

Святитель Николай в западной народной традиции

Осо­бое ме­сто свя­ти­тель Ни­ко­лай за­ни­ма­ет в за­пад­но­ев­ро­пей­ской хри­сти­ан­ской фольк­лор­ной тра­ди­ции. Здесь он стал объ­ек­том свое­об­раз­ной на­род­ной ми­фо­ло­ги­за­ции (на­ив­ной и вполне чи­сто­сер­деч­ной, при­су­щей всем про­стым хри­сти­а­нам, сер­дить­ся на ко­то­рую про­фес­сио­наль­ные бо­го­сло­вы и ис­то­ри­ки не впра­ве!) и пре­вра­тил­ся в зна­ко­мо­го всем Сан­та Клау­са. По мне­нию по­кой­но­го ака­де­ми­ка С. С. Аве­рин­це­ва, гол­ланд­ское имя свя­то­го – Син­те Кла­ас – транс­фор­ми­ро­ва­лось в Сан­та Клаус, что зна­чит про­сто «Свя­той Ни­ко­лай»! Его мо­ди­фи­ка­ци­ей яв­ля­ет­ся ан­глий­ский Father Christmas – «Ба­тюш­ка Рож­де­ство». В Рос­сии же эта ни­ша за­ня­та, с неко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми, хо­ро­шо зна­ко­мым нам с дет­ства щед­рым, доб­рым и мо­гу­ще­ствен­ным Де­дом Мо­ро­зом, яв­ным «языч­ни­ком» сла­вян­ской ми­фо­ло­гии.

Рас­ста­ва­ясь с ро­ди­тель­ским бо­гат­ством, свя­ти­тель Ни­ко­лай по­мог од­но­му впав­ше­му в край­нюю ни­ще­ту от­цу, уже го­то­во­му со­гла­сить­ся с тяж­кой уча­стью трёх сво­их до­че­рей-бес­при­дан­ниц. Но­чью он тай­но под­бро­сил в их пе­чаль­ный дом три узел­ка с зо­ло­том – на при­да­ное каж­дой де­вуш­ке. Став неве­до­мым бла­го­де­те­лем, Сан­та Клаус с тех пор каж­дую рож­де­ствен­скую (или но­во­год­нюю) ночь под­кла­ды­ва­ет ре­бя­тиш­кам по­дар­ки. «Ско­ро он вновь при­дет, с чем-то на этот раз? Как ин­те­рес­но!» – вос­кли­ца­ют нетер­пе­ли­вые де­ти. – «Ну по­тер­пи­те же немно­го, ждать оста­лось со­всем недол­го!» – уве­ще­ва­ют их ро­ди­те­ли.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

(Прим. Ста­тья бы­ла на­пи­са­на для мно­го­кон­фес­сио­наль­ной ауди­то­рии уни­вер­си­тет­ско­го жур­на­ла, чем объ­яс­ня­ет­ся её пре­иму­ще­ствен­но куль­ту­ро­ло­ги­че­ская на­прав­лен­ность. – Studio: Жур­нал для изу­ча­ю­щих ино­стран­ные язы­ки. СПб.: СПбГУ, 1999. № 4. С. 32–33.)

Тро­парь Свя­ти­те­лю:

Пра­ви­ло ве­ры и об­раз кро­то­сти, воз­дер­жа­ния учи­те­ля яви тя ста­ду тво­е­му, яже ве­щей ис­ти­на. Се­го ра­ди стя­жал еси сми­ре­ни­ем вы­со­кая, ни­ще­тою бо­га­тая: отче свя­щен­но­начальни­че Николае, мо­ли Хри­ста Бо­га, спастися душам на­шим.

Пра­ви­лом ве­ры, об­раз­цом кро­то­сти и учи­те­лем воз­дер­жа­ния по­ка­за­ла те­бя жизнь твоя пастве тво­ей. И по­то­му сми­ре­ни­ем ты при­об­рёл ве­ли­чие, а ни­ще­той – бо­гат­ство. Отец наш, свя­щен­но­на­чаль­ник Ни­ко­лай, мо­ли Хри­ста Бо­га о спа­се­нии душ на­ших!

Кондак Свя­ти­те­лю:

В Мирех, святе, свя­щен­нодействи­тель по­ка­зал­ся еси, Хри­сто­во бо, пре­подобне, Еван­ге­лие ис­пол­нив: по­ло­жил есиду­шу твою о людех тво­их, и спасл еси непо­вин­ныя от смер­ти. Сего ра­ди освя­тил­ся еси, яко ве­ли­кий таинник Бо­жия бла­го­да­ти.

В Ми­рах ты, свя­той, явил­ся со­вер­ши­те­лем свя­щен­но­дей­ствий. Еван­гель­ское уче­ние Хри­ста ис­пол­нив, ты, пре­по­доб­ный, по­ло­жил ду­шу свою за лю­дей тво­их и непо­вин­ных из­ба­вил от смер­ти. По­то­му и при­об­рел ты свя­тость – как ве­ли­кий слу­жи­тель та­инств Бо­жи­ей бла­го­да­ти.

Тропарь святителю Николаю Мирликийскому

Пра­ви­ло ве­ры и об­раз кро­то­сти, воз­дер­жа­ния учи­те­ля яви тя ста­ду тво­е­му, яже ве­щей ис­ти­на. Се­го ра­ди стя­жал еси сми­ре­ни­ем вы­со­кая, ни­ще­тою богатая: отче свя­щен­но­начальни­че Николае, мо­ли Хри­ста Бо­га, спастися душам на­шим.

Перевод тропаря на русский язык:

Пра­ви­лом ве­ры, об­раз­цом кро­то­сти и учи­те­лем воз­дер­жа­ния по­ка­за­ла те­бя жизнь твоя пастве тво­ей. И по­то­му сми­ре­ни­ем ты при­об­рёл ве­ли­чие, а ни­ще­той – бо­гат­ство. Отец наш, свя­щен­но­на­чаль­ник Ни­ко­лай, мо­ли Хри­ста Бо­га о спа­се­нии душ на­ших!

Святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу (тропари, кондаки и молитвы)

Тропарь, глас 4:

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3:

В Ми́рех свя́те священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо преподо́бне Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х,/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Тропарь пренесению честных мощей, глас 4

Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Ба́рский ра́дуется,/ и с ним вселе́нная вся ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсия́, светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас я́ко предста́тель наш вели́кий, Нико́лае.

Р

Советуем ознакомиться молитва образ кротости с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Молитва образ кротости

Тропарь святителю Николаю

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / яже вещей истина; / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче священноначальниче Николае, / моли Христа Бога, / спастися душам нашим.

Правило – здесь: мерило, образец. Образ – здесь: образец. Яви – явил. Яже вещей истина – есть подлежащее предложения, поставленное в конце его, и означает – познание истины. Высокая – здесь: величие. Богатая – богатство. Священноначальниче – начальник священнослужителей, то есть епископ (звательный падеж).

Этот тропарь является также и общим тропарем святителю – то есть тропарем, который может применяться к любому святителю. Таким образом, святитель Николай предстает пред нами и как «правило и образ» святителя вообще.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей иятина. В пособиях начала ХХ века дается такое понимание этого выражения: яже вещей истина переводилось как «познание истины»: «Познание истины сделало тебя для паствы твоей мерилом веры, образцом кротости, учителем воздержания»; Сего ради: ради Христа, для Него (хотя, безусловно, возможно и простое понимание выражения «сего ради» как предлога: «благодаря этому», «поэтому»).

Стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Приобрел смирением величие (высоту неба), нищетою – богатство (рая). Такого рода противопоставления (антиномии) свойственны новозаветному мышлению, ими пронизано Евангелие: Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя (в церковнославянском Евангелии: смиряяй же себе), тот возвысится (Мф. 23, 12; также Лк. 14, 11; 18, 14); Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8, 9).

Тропарь, глас 4-й

радуйся, от утробы матерния очищенный

радуйся, даже до конца освященный.

радуйся, рождением своим родителей удививый;

радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый.

радуйся, саде земли обетования;

радуйся, цвете Божественнаго саждения.

радуйся, лозо добродетельная винограда Христова;

радуйся, древо чудоточное рая Иисусова.

радуйся, крине райскаго прозябения;

радуйся, миро Христова благоухания.

радуйся, яко тобою отгонится рыдание;

радуйся, яко тобою приносится радование.

радуйся, Николае, великий Чудотворче.

радуйся, великий благочестия столпе;

радуйся, верных прибежища граде.

радуйся, твердое православия укрепление;

радуйся, честное Пресвятыя Троицы носило и похваление.

радуйся, Отцу, равночестна Сына проповедавый;

радуйся, Ариа возбесившагося от Собора святых отгнавый.

радуйся, отче, отцев славная красото;

радуйся, всех богомудрых премудрая доброто.

радуйся, огненная словеса испущаяй;

радуйся, добре стадо свое наставляяй.

радуйся, яко тобою вера утверждается;

радуйся, яко тобою ересь низлагается.

радуйся, Николае, великий Чудотворче.

радуйся, образе агнцев и пастырей;

радуйся, святое очистилище нравов.

радуйся, добродетелей великих вместилище;

радуйся, святыни чистое и честное жилище.

радуйся, светильниче всесветлый и вселюбимый;

радуйся, свете златозарный и непорочный.

радуйся, достойный ангелов собеседниче;

радуйся, добрый человеков наставниче.

радуйся, правило веры благочестивыя;

радуйся, образе кротости духовныя.

радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся;

радуйся, яко тобою сладостей духовных исполняемся.

радуйся, Николае, великий Чудотворче.

радуйся, избавление от печали;

радуйся, подаяние благодати.

радуйся, нечаемых зол прогонителю;

радуйся, желаемых благих насадителю.

радуйся, скорый утешителю в беде сущих;

радуйся, страшный наказателю обидящих.

радуйся, чудес пучино, Богом излиянная;

радуйся, закона Христова скрижали Богом писанныя.

радуйся, крепкое падающих возведение;

радуйся, право стоящих утверждение.

радуйся, яко тобою всякая лесть обнажается;

радуйся, яко тобою всякая истина сбывается.

радуйся, Николае, великий Чудотворче.

радуйся, милости превеликия сокровище;

радуйся, промышления о людех приятелище.

радуйся, пище и отрадо к тебе прибегающих;

радуйся, хлебе неснедаемый алчущих.

радуйся, богатство бедне живущим на земли Богом данное;

радуйся, воздвижение скорое убогих.

радуйся, быстрое нищих услышание;

радуйся, скорбящих приятное попечение.

радуйся, триех дев непорочный невестителю;

чистоты усердный хранителю.

радуйся, ненадежных надеяние;

радуйся, всего мира наслаждение.

радуйся, Николае, великий Чудотворче.

радуйся, усердно призывающим тя помогаяй;

радуйся, от неправеднаго убиения избавляяй.

радуйся, от лестныя сохраняяй клеветы;

радуйся, неправедныя разрушаяй советы.

радуйся, растерзаяй лжу яко паучину;

радуйся, возношаяй славно истину.

радуйся, неповинных от уз разрешение;

радуйся, и мертвецев оживление.

радуйся, проявителю правды;

радуйся, помрачителю неправды.

радуйся, яко тобою неповиннии избавлени от меча;

радуйся, яко тобою насладишася света.

радуйся, Николае, великий Чудотворче.

радуйся, обуреваемых тихое пристанище;

радуйся, утопающих известное хранилище.

радуйся, плавающих посреде пучин добрый кормчий;

радуйся, треволнения морская уставляющий.

радуйся, превождение сущих в вихрех;

радуйся, согреяние сущих во мразех.

радуйся, сияние, скорбный мрак разгоняющее;

радуйся, светило, вся концы земли просвещающее.

радуйся, от бездны греховныя человеки избавляяй;

радуйся, в бездну адскую сатану ввергаяй.

радуйся, яко тобою дерзновенно бездну милосердия Божия призываем;

радуйся, яко тобою от потопа гнева избавльшеся, мир с Богом обретаем.

радуйся, Николае, великий Чудотворче.

радуйся, всяких исцелений источниче;

радуйся, люте страждущим помощниче.

радуйся, заре, сияющая в нощи греховной блуждающим;

радуйся, росо неботочная в знои трудов сущим.

радуйся, подаваяй требующим благостроение;

радуйся, уготовляяй просящим изобилие.

радуйся, многажды прошение предваряяй;

радуйся, старым сединам силу обновляяй.

радуйся, многих заблуждений от пути истиннаго обличителю;

радуйся, таин Божиих верный служителю.

радуйся, яко тобою зависть попираем;

радуйся, яко тобою благонравное житие исправляем.

радуйся, Николае, великий Чудотворче.

радуйся, щите, защищаяй благочестие;

радуйся, мечу, посецаяй злочестие.

радуйся, учителю Божественных велений;

радуйся, губителю богопротивных учений.

радуйся, лествице, Богом утвержденная, еюже восходим к небеси;

радуйся, покрове, Богом зданный, имже покрываются мнози.

радуйся, немудрых умудривый твоими словесы;

радуйся, ленивых подвигнувый твоими нравы.

радуйся, светлосте заповедей Божиих неугасимая;

радуйся, луче оправданий Господних пресветлая.

радуйся, яко учением твоим сокрушаются еретическия главы;

радуйся, яко тобою вернии сподобляются славы.

радуйся, Николае, великий Чудотворче.

радуйся, от убожества вечнаго изымаяй;

радуйся, богатство нетленное подаваяй.

радуйся, брашно негиблющее алчущим правды;

радуйся, питие неисчерпаемое жаждущим жизни.

радуйся, от мятежа и брани соблюдаяй;

радуйся, от уз и пленения свобождаяй.

радуйся, преславный в бедах заступниче;

радуйся, превеликий в напастех защитниче.

радуйся, многих от погибели исхитивый;

радуйся, безчисленных неврежденно сохранивый.

радуйся, яко тобою лютыя смерти грешнии избегают;

радуйся, яко тобою жизнь вечную кающиися получают.

радуйся, Николае, великий Чудотворче.

радуйся, озарение Трисолнечнаго света;

радуйся, деннице незаходимаго солнца.

радуйся, свеще, божественным пламенем возжженная;

радуйся, яко угасил еси бесовский пламень нечестия.

радуйся, светлое правоверия проповедание;

радуйся, доброзрачное света Евангельскаго сияние.

радуйся, молние, ереси пожигающая;

радуйся, громе, устрашающий соблазняющия.

радуйся, истиннаго научителю разума;

радуйся, таинственнаго изъявителю ума.

радуйся, яко тобою попрася поклонение твари;

радуйся, яко тобою научихомся покланятися Творцу в Троице.

радуйся, Николае, великий Чудотворче.

радуйся, Царя царствующих и Господа господствующих служителю;

радуйся, служителей Его небесных сожителю.

радуйся, людем верным поможение;

радуйся, рода христианскаго возвышение.

радуйся, победы тезоименитый;

радуйся, венценосче нарочитый.

радуйся, всех добродетелей зерцало;

радуйся, всех притекающих к тебе крепкое забрало.

радуйся, по Бозе и Богородице, все наше упование;

радуйся, телес наших здравие и душ спасение.

радуйся, яко тобою от вечныя смерти свобождаемся;

радуйся, яко тобою безконечныя жизни сподобляемся.

радуйся, Николае, великий Чудотворче.

У заброшенных околиц

Где стоит собачий лай,

Стал являться чудотворец

С ним сошлась: гроза в глаза…

И шофер, хотя мужчина,

Позабыл про тормоза.

Он на них вовсю нажал…

Но уже под образами

Вверх колесами лежал.

Сумки, ранцы, да кошли…

В поле вышли на Николу

И от школы отошли.

Бога нет, а школа есть…

Ни к чему ребятам шалым

После меда – редьку есть.

Говорила, Бога нет,

Вдруг из лунного огрызка

Появился странный дед,

А глазами душу ест…

С перепугу наложила

На себя гражданка крест.

Лишь стена стоит бела,

У стены когда-то яма

Не заямлена была.

А у клироса – амвон…

Вдруг из этой ямы вырос

До небес церковный звон.

Приказал тот звон зарыть…

Но с небес сошел печальник

Умерять земную прыть.

А потом? А что потом!

Стал потом начальник этот

В нашем городе попом.

Юркнул в воду, как игла…

Мать старушка тут же свечку

Перед образом зажгла.

Видит рядом старичок;

Желтый венчик, при бородке –

Душ заблудших рыбачек.

Баба шла поить коней,

Вдруг из леса серой тучей

Набежали волки к ней.

Старичок суровый слез…

И обратно злые волки

Убежали в темный лес.

Мы слыхали тут и там,

Те иные позабыли

Эти бродят по пятам.

Ноют, просятся в тетрадь

Мы с тобой читатель с Вятки

И не дети, чтобы в прятки

С Божьим промыслом играть.

С неба молнию свело:

Николай спешит с тоскою

В позабытое село.

Он с задворок зырит грозно

На большие города.

Где не всякий Богу рад,

Тучи жирными стадами

Мечут молнии и град.

Николай спешит чуть свет,

Чтоб за утро перед БОГОМ

За людей держать ответ.

Весь в росе, как от косьбы,

Он смиренно входит в образ

Посередь кривой избы.

Лишь хозяйке невдомек:

Отчего святой Никола

Весь до ниточки промок.

И всплакнет, как о родном…

Белый свет над темной бабкой

Вдруг заходит ходуном.

И угаснет на челе…

Затаилась Русь святая

На заброшенной земле.

Николай Чудотворец. Поет Игорь Петров

Комментарии участника: Анна. (2)

Пресветлый храме Святаго Духа, Богомудре отче Николае, благодатию небес освяти души наша, заступи и покрый всечестным твоим омофором, его же приял еси от рук Пречистыя Девы, и просвети нас светом заповедей Христа, от Него бо приял еси глаголы жизни. Моли благость Отца Небеснаго, во еже спастися православно чтущим тя, даруя нам велию милость.

Правило веры и образ кротости…

Тропарь святителю Николаю Мирликийскому

Пра­ви­ло ве­ры и об­раз кро­то­сти, воз­дер­жа­ния учи­те­ля яви тя ста­ду тво­е­му, яже ве­щей ис­ти­на. Се­го ра­ди стя­жал еси сми­ре­ни­ем вы­со­кая, ни­ще­тою богатая: отче свя­щен­но­начальни­че Николае, мо­ли Хри­ста Бо­га, спастися душам на­шим.

Пра­ви­лом ве­ры, об­раз­цом кро­то­сти и учи­те­лем воз­дер­жа­ния по­ка­за­ла те­бя жизнь твоя пастве тво­ей. И по­то­му сми­ре­ни­ем ты при­об­рёл ве­ли­чие, а ни­ще­той – бо­гат­ство. Отец наш, свя­щен­но­на­чаль­ник Ни­ко­лай, мо­ли Хри­ста Бо­га о спа­се­нии душ на­ших!

Святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

В Мирех, святе, священнодействователь показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

«Правило веры и образ кротости». Память святителя Николая Чудотворца

«Правило веры и образ кротости». Память святителя Николая Чудотворца

Сегодня мы празднуем память святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, одного из самых почитаемых и вместе с тем самых загадочных святых Православной Церкви. Загадочных потому, что мы очень мало знаем о его жизни. Нет вообще никаких достоверных исторических свидетельств о жизни этого святого. При этом, столь многие поколения верующих в течение многих веков испытали опыт реального присутствия святителя Николая в их собственной жизни. Мы знаем, как быстро он откликается на молитвы, приходит на помощь даже в тех ситуациях, где, казалось бы, помочь уже невозможно. И этот парадокс — с одной стороны, почти полное отсутствие каких?либо исторических сведений о святителе, а с другой, доказательства, которые в своем религиозном опыте имеет едва ли не каждый православный христианин, — свидетельствует о том, что в жизни Церкви очень много происходит совершенно по–иному, чем в жизни мира сего. И то, что требуется от нас как христиан в Церкви, во многом тоже отличается от того, что требуется от человека по законам этого мира.

Тропарь святителю Николаю, который мы слышали сегодня, начинается словами: «Правило веры и образ кротости». По–гречески это звучит так: «Канона пистеос ке икона праотитос». Здесь употреблены два очень важные слова — «канон» и «икон», которыми характеризуется святитель Божий.

«Канон» — слово, пришедшее из строительной практики. В строительном деле словом «канон» назывался отвес — груз на шнуре, с помощью которого определяли вертикальное положение стены. Без этого простого приспособления невозможно возвести стены дома прямо, если же стены имеют наклон, то, сколь бы ни был искусен архитектор, дом рано или поздно упадет.

Таким образом, канон — это тот эталон, на который все ориентируется. В церковной жизни канонами называют правила, по которым живет Церковь, а также многие молитвы, составленные Святыми Отцами. Иначе говоря, святитель Николай, названный «правилом веры», является тем образцом, на который мы должны ориентироваться, тем жизненным примером, с которым мы должны сверять свою жизнь.

«Икон» значит «образ», отсюда и русское слово «икона». Этот термин имеет много значений. Образом Бога Отца является Христос, Бог Воплотившийся, Который в Своем человеческом естестве явил то, чем должен быть настоящий человек, чем, по сути, должен быть каждый из нас живой иконой, живым видимым образом невидимого Бога.

Глядя на иконы в православных храмах, мы замечаем, что они пишутся по канонам — по правилам, которые коренным образом отличаются от тех, по которым создаются обычные картины. На иконах люди не изображаются реалистически. Мы видим здесь некий идеальный образ святого, видим не процесс, а результат всей его жизни, видим, чего этот святой достиг в духовном плане. Иконографический образ совсем не обязательно должен соответствовать реальной исторической действительности, но в иконе всегда есть то, что служит нам уроком. Каждая икона являет нам образ святого, который при жизни сделался образом Божиим, который достиг того, к чему призваны и мы — обожения.

Почему на иконах люди никогда не изображаются в профиль, но всегда лицом к нам? Потому что каждый человек, достигший богоподобия, т. е. созданный по образу Божию и сумевший реализовать в своей жизни образ Божий, обращен лицом и к Богу, и к людям. Святой — это человек, который раскрыл свой потенциал во всей полноте и который этой полнотой, этим богатством может делиться со многими людьми. Это человек, в лице которого мы узнаем лик Христа, а в лике Христа — лик Божий.

На иконах святые обычно изображаются с предметами, символизирующими их святость и подвиг. Например, святителя Николая изображают с Евангелием, закрытым или открытым, потому что Евангелие — это непреложный канон, правило для христианской жизни, потому что святитель Николай достиг святости именно на пути исполнения евангельских заповедей: он сверял свою жизнь с Евангелием, подобно тому, как строитель выверяет вертикальное направление стены отвесом, каноном. Именно поэтому жизнь святителя стала столь прекрасной, полноценной и подлинно христианской и явила нам образец того, какой должна быть жизнь христианина.

Нет ни одной иконы, на которой не было бы надписи с именем святого. В Древней Церкви иконы не освящали: всякая икона считалась освященной с того момента, когда на ней появлялась надпись с именем святого. Эта надпись очень важна, потому что имя человека символизирует его индивидуальность, его личность. Каждого из нас Бог знает по имени. А это значит, что Он знает, к чему мы предназначены и как идем по тому пути, который нам предначертан. И мы не должны забывать о том, что, если Бог привел нас в эту жизнь, если Он дал нам человеческий облик по образу Своему и дал нам имя, то это потому, что Он хочет привести нас в Царствие Божие и увидеть и в нас, как видит в святых, образ Бога Невидимого.

Наконец, иконы пишутся по таким канонам, которые противоположны законам обычной живописи. В иконописи используется, например, обратная перспектива, когда из двух одинаковых величин большим изображается та, что находится дальше от зрителя, тогда как в обычной жизни то, что расположено ближе, кажется нам большим, чем то, что находится дальше. В обратной перспективе содержится некое указание на то, что многие явления, которые по законам мира сего кажутся благими, для христианина вредны, и наоборот — многое, что человеку мира сего кажется странным, непонятным, ненормальным, по законам евангельским является нормой и идеалом. Заповеди блаженства, напрмер, представляют именно ту «обратную перспективу», в которой должен жить каждый христианин. То, что людям представляется несчастьем и слабостью — смирение, кротость, нищета духа и т. д. — те качества, которые перечислены в Заповедях блаженства, — именно они по закону христианской жизни и являются тем путем, который должен привести нас в Царствие Небесное. Не случайно в тропаре святителю Николаю говорится: «Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая». А мы помним, что в Евангелии Христос говорит, что обладателю земных богатств трудно войти в Царствие Небесное (Мф. 19:24), что человек, который «хочет душу свою (т. е. жизнь.) сберечь, тот потеряет ее» (Мф. 16:25), но кто раздает свое богатство бедным и избирает путь добровольной нищеты, кто встает на путь смирения, тот приобретает те нетленные блага, которые уготованы каждому из нас в Царствии Небесном.

Таков путь евангельский, предуказанный нам Самим Христом и явленный жизнью таких угодников Божиих, как святитель Николай. Будем, взирая на его икону, молясь ему, почитая его, стараться подражать ему. Будем стараться стяжать «смирением высокая, нищетою богатая», чтобы стать «правилом веры и образом кротости», т. е. теми, через кого свет Божий сияет, через кого лик Божий открывается людям. Аминь.

Похожие главы из других книг

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского Святителя Христова Николая, великого Чудотворца, скорого помощника и изрядного ходатая пред Богом, возрастила страна Ликийская. Он родился в городе Патаре . Родители его, Феофан и Нонна, были люди

Поучение 2-е. Перенесение честных мощей святителя и чудотворца Николая (Жизнь святителя Николая есть правило веры, образ кротости и учит воздержанию)

Поучение 2-е. Перенесение честных мощей святителя и чудотворца Николая (Жизнь святителя Николая есть правило веры, образ кротости и учит воздержанию) I. Ныне ублажаемый в церковных песнопениях и чтениях святитель Христов Николай родился в Ликийском городе Патаре, и в юных

Ходатай о нашем спасении. Память святителя Николая Чудотворца

Ходатай о нашем спасении. Память святителя Николая Чудотворца Каждый святой проживает как бы три жизни. Одна — это его реальная жизнь. Другая — его житие. Третья — это «посмертная» жизнь святого, то есть его жизнь в многовековом опыте Церкви, включающем различные

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского Святителя Христова Николая, великого Чудотворца, скорого помощника и изрядного ходатая пред Богом, возрастила страна Ликийская. Он родился в городе Патаре . Родители его, Феофан и Нонна, были люди

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского Святитель Николай – один из самых любимых и почитаемых святых во всем мире. В его заступничество и поддержку верят не только христиане, но даже иноверцы. Добрый пастырь, скорый в помощи, ревностный

ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

ЧАСТЬ I ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (Фёдор Гусев)

ЧАСТЬ I ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА (Фёдор

I ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ХРИСТОВА НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА

I ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ХРИСТОВА НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА ГЛАВА I Гонение на христиан при императоре Валериане. — Рождение святого Николая и его жизнь до вступления на общественное служение. Радуйся, от утробыматерния очищенный.Радуйся, рождением

Тропарь на рождество святителя Николая Чудотворца, глас 4

Тропарь на рождество святителя Николая Чудотворца, глас 4 Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, весь мир обогащающа и

СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА.

СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА. 6 декабряЕсли изволит настоятель, творим бдение.На Малой вечернеНа Господи воззвах, стихиры на 4, глас 4Мvром божественным помазала / божественная благодать Духа / тебя, граждан Мvр Ликийских предстоятеля, / и мvром

Тропарь на рождество святителя Николая Чудотворца, глас 4

Тропарь на рождество святителя Николая Чудотворца, глас 4 Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, весь мир обогащающа и

Рождение святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

Рождение святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца Святитель Николай родился во второй половине III века в г. Патаре в Малой Азии (ныне территория Турции). Родители его Феофан и Нонна были благочестивыми христианами.До глубокой старости они не имели детей

Отеческая любовь святителя Николая Чудотворца

Отеческая любовь святителя Николая Чудотворца Святителю Божий, Николае Чудотворче! Не в Мирах Ликийских только, но и во всем мире, во всей вселенной имя Твое, как миро излиянное, повсюду благоухает ароматами полных любви деяний Твоих, и красуется Тобою Церковь Божия, яко

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА 6/19 декабря

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА 6/19 декабря Святитель Николай, Никола-угодник, Николай-чудотворец, как любовно называют его верующие в самых разных уголках России, с давних пор является одним из самых почитаемых святых на Руси.Святой

19 декабря – День Святителя Николая Чудотворца

19 декабря – День Святителя Николая Чудотворца 19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День Святителя Николая Чудотворца.Святитель Николай (Николай Угодник; Николай Чудотворец; ок. 270 – ок. 345) – христианский святой, архиепископ Мир Ликийских(Византия).

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского Святителя Христова Николая, великого Чудотворца, скорого помощника и изрядного ходатая пред Богом, возрастила страна Ликийская. Он родился в городе Патаре. Родители его, Феофан и Нонна, были люди

Оценка

4.5

проголосовавших:

16

Оценка 3.7 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here