Детально: правило веры образ кротости - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
«Хвали зиму после Николина дня», – гласит древнерусская пословица. Правда, в последние годы эта народная мудрость часто не оправдывается. Зима не спешит приветствовать того, кто стал её воплощением, хотя никогда не видел наших прекрасных заснеженных елей. Конечно же, речь идёт о святом Николае Чудотворце, личное имя которого в переводе с греческого – «Побеждающий народ». Для многих россиян он – просто Никола, а один из двух церковных праздников его памяти – «Никола Зимний» (6/19 декабря).
О чём рассказывает житие Святого?
Николай Чудотворец принадлежит к разряду святых из высших иерархов (архиереев), именуемых «святителями». Время его жизни относится ко второй половине III – первой половине IV века, но его первое житие («биография») появилось лишь полтысячелетия спустя. Здесь он сразу предстаёт как обобщённый образ идеального пастыря: с одной стороны, он – «правило (канон) веры и образ кротости», с другой – бесстрашный и нелицеприятный «печальник» о людях.
И.Е. Репин. «Николай Мирликийский останавливает казнь невинно осужденных». 1888 г.Государственный Русский музей
Отказавшись от родительского наследства, юный Николай посвятил себя служению христианской Церкви. Народ избрал его своим Архипастырем (в древности церковные должности были выборными, а не номенклатурными), и Николай стал архиепископом города Миры, столицы римской провинции Ликия на юго-западе Малой Азии (отсюда его прозвание «Мирликийский»). Избрание сопровождалось видениями Иисуса Христа и Богоматери, поднесших ему главные знаки епископского достоинства – Евангелие и омофор, носимый во время богослужения на плечах. (Эта длинная широкая лента, украшенная крестами, символизирует «заблудшую овцу», лежащую на плечах Христа.) С этими знаками архиерейского отличия святитель Николай и изображается чаще всего на русских иконах. Высокий лоб, седая борода и заботливый взгляд «пастыря» придают его изображениям легко узнаваемый «портретный» облик.
Ко времени правления римского императора Константина Великого (306–337), первого христианского «кесаря», житие относит рассказы о заступничестве святого Николая за несправедливо осуждённых. Он выхватывает из рук палача меч и спасает трех несправедливо приговорённых к смерти горожан; во сне является императору и убеждает его оправдать трех опальных полководцев, а хлеботорговцу велит везти товар в голодающие Миры. Он творит многочисленные чудеса на море, а однажды оживляет несчастных школяров, разрезанных на части коварным владельцем постоялого двора, – и потому становится патроном мореплавателей и школьников.
Святитель Николай в западной народной традиции
Особое место святитель Николай занимает в западноевропейской христианской фольклорной традиции. Здесь он стал объектом своеобразной народной мифологизации (наивной и вполне чистосердечной, присущей всем простым христианам, сердиться на которую профессиональные богословы и историки не вправе!) и превратился в знакомого всем Санта Клауса. По мнению покойного академика С. С. Аверинцева, голландское имя святого – Синте Клаас – трансформировалось в Санта Клаус, что значит просто «Святой Николай»! Его модификацией является английский Father Christmas – «Батюшка Рождество». В России же эта ниша занята, с некоторыми оговорками, хорошо знакомым нам с детства щедрым, добрым и могущественным Дедом Морозом, явным «язычником» славянской мифологии.
Расставаясь с родительским богатством, святитель Николай помог одному впавшему в крайнюю нищету отцу, уже готовому согласиться с тяжкой участью трёх своих дочерей-бесприданниц. Ночью он тайно подбросил в их печальный дом три узелка с золотом – на приданое каждой девушке. Став неведомым благодетелем, Санта Клаус с тех пор каждую рождественскую (или новогоднюю) ночь подкладывает ребятишкам подарки. «Скоро он вновь придет, с чем-то на этот раз? Как интересно!» – восклицают нетерпеливые дети. – «Ну потерпите же немного, ждать осталось совсем недолго!» – увещевают их родители.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
(Прим. Статья была написана для многоконфессиональной аудитории университетского журнала, чем объясняется её преимущественно культурологическая направленность. – Studio: Журнал для изучающих иностранные языки. СПб.: СПбГУ, 1999. № 4. С. 32–33.)
Тропарь Святителю:
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Правилом веры, образцом кротости и учителем воздержания показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрёл величие, а нищетой – богатство. Отец наш, священноначальник Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших!
Кондак Святителю:
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив: положил есидушу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий. Евангельское учение Христа исполнив, ты, преподобный, положил душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и приобрел ты святость – как великий служитель таинств Божией благодати.
Тропарь святителю Николаю Мирликийскому
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Перевод тропаря на русский язык:
Правилом веры, образцом кротости и учителем воздержания показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрёл величие, а нищетой – богатство. Отец наш, священноначальник Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших!
Святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу (тропари, кондаки и молитвы)
Тропарь, глас 4:
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 3:
В Ми́рех свя́те священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо преподо́бне Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х,/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.
Тропарь пренесению честных мощей, глас 4
Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Ба́рский ра́дуется,/ и с ним вселе́нная вся ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсия́, светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас я́ко предста́тель наш вели́кий, Нико́лае.
Р
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня Церковь наша торжественно прославляет память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Святитель Николай жил в конце III ─ начале IV века. Нас отделяет от него почти 1700 лет, и в течение всех этих веков его память бережно сохраняется в Церкви, потому что он прожил удивительную жизнь, стяжав огромную силу духа, и горячей верой своей приблизился к Богу настолько, что Бог сообщил ему особую силу ─ силу совершать чудеса.
Память Церкви — ее предание. Мы, изучая историю, знаем о каких-то исторических событиях, но вспоминаем о них редко, а очень часто и забываем то, чему были научены в школе или в вузе. Это мертвая память — она не живет, она не приводит в действие душевные силы, она не влияет постоянно на разум человека. Но память, хранимая в Церкви, предание Церкви ─ это живая память; она поддерживается и оплодотворяется искренней молитвой, которую человек возносит к тем, о ком он помнит, ─ святым Божиим угодникам.
Наша память о святителе Николае настолько живая, что мы обращаемся к нему подчас каждый день, просим его помочь в нашей жизни. И мы получаем от него ответ — наши молитвы сбываются. Он являет нам свое присутствие в нашей жизни, в том числе через свои чудотворные и мироточивые мощи, сохраняющиеся в городе Бари, которые обильно покрываются благоуханным миром. Это миро собирается каждый год, и паломники, посещающие Бари, имеют возможность помазать себя этим миром.
Чем же так прославился святитель Николай? Что лежало в основе его чудной жизни? Тропарь святителю мы все хорошо знаем: в этом тропаре мы называем его «правилом веры и образом кротости». Лучше сказать невозможно — весь смысл жизни святителя был в том, что он явил себя правилом веры и был образом кротости.
Кротость ─ это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение человека во многом формируется окружающей средой — теми стандартами мысли, теми идеалами, теми стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании. Но в современном общественном сознании менее всего присутствует такое понятие, как кротость, и практическое мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас как бы исключает это понятие. Сегодня многие считают, что в основе успеха — а успех является целью жизни многих людей — лежит непременно борьба. Мир устрояется по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился бы проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обеспечить свою собственную победу. Какая уж тут кротость, ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен.
Можно себя удерживать от раздражения, можно сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми установками, — но это не будет кротостью. Кротость проистекает из внутреннего состояния духа, ведь кротость есть внешнее проявление человеческого смирения. Это, если хотите, особая философия жизни — правильная философия, правильная картина бытия, когда человек вписывает себя в эту картину наилучшим способом. Это особое отношение к Богу, к окружающим людям и к самому себе. В смирении человек как бы уступает свое центральное место — Богу; в смирении человек обнаруживает свои лучшие качества; в смирении человек устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба.
В конце концов, человеческое смирение ─ это огромная сила, когда человек достигает поставленных перед собой целей, не обижая других людей, не нанося им ущерба и урона. Построение таких отношений дает сердцу радость и мир, покой и тишину. Совесть чиста: никого не обидел, ни на кого не наступил, никого не обманул. И как же сладка такая победа человека, какими замечательными кажутся достижения, когда они осуществляются без всякого ущерба для других. Действительно, нужно иметь огромную силу, чтоб так жизнь прожить. Но если в основе наших поступков есть мировоззрение, то в основе кротости также лежит определенное мировоззрение — христианский взгляд на жизнь, и он формируется христианской верой. Вот почему мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», потому что он был «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, то тогда внутреннее смирение и кротость станут естественным проявлением этой веры.
Мы только что прослушали Евангелие от Луки, в котором содержится повествование Нагорной проповеди. Какие ясные заповеди дает нам Господь! Если жить по этим заповедям, если сохранять правильную веру, не подвергать ее искажениям, не вносить в нее комментарии и поправки, проистекающие от человеческого мудрствования; если не вносить в нее ошибок, проистекающих от человеческой греховности, а сохранять ее в чистоте — тогда и будем мы иметь прочную мировоззренческую основу для построения счастливой, мирной, спокойной жизни, в которой человеческой успех не означает непременного конфликта с окружающими.
Святитель Николай жил этой верой. Но получилось так, что эта чистая и святая вера, имеющая источником Божественное откровение, то есть Самого Бога, с глубокой древности подвергалась попыткам ее изменить, разрушить или привнести в нее греховное человеческое измерение. Вся история Церкви ─ это история борьбы за чистоту веры, и святитель Николай был активным борцом за сохранение веры православной. Он был участником I Вселенского Собора и боролся с пресвитером Арием — еретиком, который человеческое философское мудрование пытался внести в христианскую православную веру, разрушив саму основу этой веры. Арий учил о том, что Христос ─ не Сын Божий, что Он не единосущный Отцу, что Он не Бог, а лишь некое высшее творение. Но если Христос ─ творение, то разве могло бы Его смертью и Его Воскресением осуществиться спасение?
Ересь Ария была направлена на то, чтобы разрушить саму основу христианской веры. И святитель и чудотворец Николай, будучи правилом этой веры, вместе со своими собратьями по епископату в 325 году в Никее ─ в малоазийском городе, куда съехались епископы со всего мира на I Вселенский Собор, — защитил православную веру и тем самым явил пример, как нужно беречь сокровище веры для того, чтобы оно могло быть положено в основу нашей жизни, для того, чтобы вера стала нормой нашей жизни.
Но чтобы жизнь формировалась на основе веры, эта вера должна быть чистой, незамутненной, непомраченной человеческим мудрованием. И сложность заключается в том, что человек воспринимает веру разумом, а разум наш формируется, опять-таки, под влиянием окружающей среды. И каждое последующее поколение людей, воспринимая веру — ту самую, единственную, святую, чистую — одновременно воспринимает эту веру через призму своих взглядов и убеждений. И в этом нет ничего дурного, так устроен человек: люди XXI века не могут мыслить так, как мыслили люди III или IV века. Но, воспринимая современным разумом, сквозь призму современных знаний свою веру, мы не должны эту веру разрушать, привнося в нее свое греховное человеческое мудрование.
Всему этому учит нас святитель и чудотворец Николай, учит сонм других святых угодников. Для нас все это звучит сегодня очень актуально, потому что в наше время, время суетное, многие люди неспособны в чистой вере — в этом дивном источнике Божественной мудрости — видеть основание для своей жизни, норму своего бытия. И потому такая огромная ответственность лежит на Церкви, в том числе на ее служителях, чтобы помогать каждому последующему поколению людей воспринимать норму веры, образ веры и полагать эту веру в основу своей жизни.
В обители, где мы совершаем сегодня богослужение, молимся с вами, находится духовная семинария. И потому у меня особые слова к семинаристам — к тем, кто завтра станет на путь служения Церкви. Я призываю вас всегда оставаться верными тому источнику Божественной мудрости, которая открывается нам в нашей православной вере. И одновременно я призываю вас быть способными доносить до сознания современных людей смысл этой веры в ясных, понятных и убедительных словах — с тем, чтобы вера не воспринималась лишь как некое наследие прошлого, как часть национальной традиции и фольклора, потому что вера есть, в первую очередь, мировоззренческое основание нашего бытия. И если современники наши сумеют проникнуться всем тем, что несет в себе Божественное слово, и положить это в основу своей жизни, то эта жизнь действительно станет прекрасной. И человеческий успех, и развитие, и все то, что несет нам современная цивилизация, в свете этой веры может быть преображено, может действительно послужить полноте человеческой жизни. Мы молимся сегодня святителю и чудотворцу Николаю, чтобы он вразумил нас и помог нам на незыблемом камне правила веры строить жизнь, исполненную кротости, духовной силы, смирения. Аминь.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских в Иверском соборе бывшего Николо-Перервинского монастыря. 2009 год.
Источник patriarchia.ru