Псалом 136 толкование

Детально: псалом 136 толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Гебхард Фугель (1863 — -1939) На реках Вавилонских

Начиная с Недели «О блудном сыне» и до первого дня Великого поста Святая Церковь поёт 136 псалом – «На реках Вавилонских». Наверное, самый тяжелый для понимания псалом, приводящий порой в глубочайшее смущение тех, кто читает его.

Здесь даже нет речи о непонимании в силу незнания церковнославянского языка. Сколько недоумения и искушений взывают одни только слова, – «Блажен иже имеет и разбиет младенцы Твоя о камень». Сегодня мы предлагаем нашим читателям Святоотеческое толкование на 136 псалом из книги «Псалтирь в Святоотеческое изъяснении», составленном на основе толкований псалтири, изданных в 19 век (Псалтирь с толкованием – Киев, 1866; Толковая псалтирь – Евфимия Зигабена, греческого философа и монаха, Киев, 1898; Толкование на псалмы – Палладий, еп. Сарапульский, Вятка, 1874) и на основе непосредственных трудов святых отцов. В начале книги приведены около 100 имен святых отцов, оставивших в своих трудах толкования на псалмы царя Давида. В толковании каждого конкретного стиха перечисляются в сокращенном варианте имена тех святых, которые именно так изъясняли его. В аннотации к книге приведены слова свт. Игнатия Брянчанинова о чтении Священного писания: «Не сочти для себя достаточным чтение Божественного Писания без чтения св. Отцов. Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к слову Божию св. Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительно воспитание и образование посредством их писаний. Ибо только из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению св. Писания». Книга «Псалтирь в Святоотеческое изъяснении» напечатана по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины и по разрешению Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, издательство: Свято-Успенская Почаевская Лавра, год издания 2010.

На реках Вавилонских. Гарольд Коппинг (1863—1932), брит. художник-иллюстратор

Давиду Иеремием, 136

 Псалом Давиду, Духом Святым вдохновенный, предсказывал иудеям грядущее пленение вавилонское. Пророк Иеремия изъяснил это Давидово пророчество непокорному народу, который и был пленен Вавилонским царем Навуходоносором за свою нераскаянность. Здесь же содержится воздыхание и плач всякого человека, претерпевающего многие бедствия и искушения в плену греховного Вавилона и рыдающего при воспоминании Небесного Сиона. Дух Святый Давидовыми устами показывает, как через слезную воду, кораблем покаяния, окормлением благодати Иисуса Христа христианин достигает желаемого пристанища – возжеленного Небесного Отечества (Афанасий, Феодорит).

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.

 Плененные евреи сидели вне городов, в местах пустынных на берегах рек и там в сокрушении сердца и слезной молитве оплакивали свое бедствие. Как во время обладания благами и свободою они гордились и презирали их своими грехами, то посему и лишены были этих благ, чтобы опять возжелали их. Бог всегда так поступает с презрителями благ Его, чтобы они вразумились лишением их и опять старались приобрести их. Плененные вавилонским царем Навуходоносором иудеи изображают нас, плененных духовным Навуходоносором – диаволом. Реки Вавилонские – это реки страстей и увлечений греха. Евреи плакали о земном Иерусалиме, где был их храм истинному Богу; мы же должны плакать о Сионе духовном, граде Бога Живого, Иерусалиме небесном, истинном отечестве христиан, от которого удалились мы нерадением в исполнении заповедей Господних и равнодушием к небесной манне – Пречистому Телу и Крови Христовой (Златоуст, Иоанн Кронштадтский).

На реках Вавилонских, 1888. Артур Хакер (1858- 1919)

На вербиих посреде его обе́сихом органы нашя.

 Ве̂рбие – дерево, подобное иве или ветле, растущее более при реках(Словарь церковно-славянского языка для толкового чтения Св. Евангелия, Псалтири и Богослужебных книг, М.,– 2010. Прим. — ред.сайта).

Обе́сити – повесить (Словарь церковно-славянского языка для толкового чтения Св. Евангелия, Псалтири и Богослужебных книг, М.,– 2010. Прим. — ред.сайта).

Органы (музыкальные инструменты), которыми в Иерусалиме евреи прославляли Бога, здесь оказались ненужными, потому что закон повелевал только в одном месте – Иерусалиме совершать богослужение и пение. Теперь уже они при течении рек рассуждали о скоротечности дел человеческой жизни, и свои органы скрывали на берегах, чтобы не видели их враги, а сами производили вместо псалмов рыдания, оплакивая лишения богослужения (Феодорит, Евсевий).

Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.

 Вавилоняне, насмехаясь над пленными, приказывали им петь, чтобы надругаться над святыми и божественными предметами. Но бывшие богоотступники и поправшие закон евреи на чужой земле вели себя столь строго, что даже не смотря на угрозы иноплеменников не дерзнули нарушить закон. Видишь ли, как скорбь делает людей сильными, сокрушенными, как смиряет душу? (Златоуст, Феодорит).

псалом 136 толкование

Иллюстрация к 136 псалму в Хлудовской псалтири

Како воспоем песнь Господню на земли чужде́й;

 Почему же иудеям непозволительно было петь в чужой стране? – Потому что нечистым ушам не следовало слышать этих таинственных божественных песнопений. Мир этот есть область иного, князя века сего (Ин. 14, 30). Не освободившись от пристрастия к миру, душа не может любить Бога искренно. Ибо житейское пристрастие для нас есть как бы покрывало. Ибо, доколе мысль наша рассеивается и душа возмущается в себе страстями, дотоле не можем петь Богу чистую песнь. Ибо как мы можем петь песнь Господню в сердце, обладаемом страстями? Ибо сердце иносказательно называется землею, а песнь означает чистую и нерассеянную молитву (Златоуст, Григорий Богослов, Антиох, Серафим, Никита, Симеон Новый Богослов).

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.

Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.

 Да слышим это и вразумимся. Ибо как они, когда потеряли свой отечественный Иерусалим, тогда стали искать его, так и многие из нас поверят в то время, когда потеряют свой горний Иерусалим; но первые имели надежду на возвращение, а нам, когда лишимся своего вожделенного града, не возможно будет возвратиться снова: потому что червь их там не умирает, как говорит Писание. Посему должно так устроять настоящую жизнь, чтобы не быть изгнанниками из «вышняго града» (Златоуст).

Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его.

Просят наказания сынам Едомским, этим потомкам Исава (злейшим врагам евреев), которые находились в день разорения Иерусалима вместе с вавилонянами, требовали разрушения города даже без следов оснований его. Сыны Едомские это гонители святой Церкви и враги человеческого спасения – демоны, которые повелевают друг другу истощать богатство нашей души до основания (Афанасий, Феодорит, Псалтирь с толкованием).

Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам:

Это пророческое слово, и оно изображает падение Вавилона. Окаянная, т.е. злосчастная, достойная жалости, которая будет разграблена. Как есть обыкновение у иудеев называть человека сыном человеческим, так и дщерию Вавилона называют тот же Вавилон. Это выражение страсти пленников! Ибо если хочешь знать расположенность Давида, то послушай, что он говорит: аще воздах воздающим ми зла? – А это показывает, что он стоял выше позволяемой законом соразмерности. Ибо когда передает он страсти других, то изображает ярость и печаль, что и теперь сделал, выставив сильное желание иудеев (Феодорит, Златоуст).

Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

Иудеи распространяют свой гнев и на незрелый возраст отроков, чтобы не произвели и они весьма много зла. Обрати внимание: как вавилоняне поступали жестоко с младенцами иудейскими, то Пророк предсказывает и им равное наказание. Но не таков Новый Завет; в нем повелевается нам поить и кормить врагов и молиться за творящих нам напасть, как ученикам кроткого и человеколюбивого Иисуса Христа. Младенцами вавилонскими о камень разбиваемыми непогрешительно можешь назвать семена зла и страстных помыслов, которые надлежит истреблять спасительным словом Иисусовой молитвы (ибо камень – есть Христос), чтобы не возрастало в нас зло и не очерняло светлейшую доброту души, и не приходило в действие, противозаконно заповедям любящего нас Кроткого и Смиренного Владыки – Господа нашего Иисуса Христа (Феодорит, Златоуст, Василий В., Нил, Дорофей).

© 2015 — 2018, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Духовный смысл подготовительных недель Великого поста.

Подготовительные недели Великого поста в богослужении Русской Православной Церкви. Святая Четыредесятница.

Понятие о посте.

Подготовительные недели Великого Поста.

Бондарь С. О.

Научный руководитель: игуменья Амвросия (Соломатина)

Смысловое значение 136 псалма

«На реках Вавилонских».

Следует привести текст самого псалма, прежде чем начать разговор о его смысловом значении: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей; Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс.136, 1-9).

Этим песнопением Церковь возбуждает человека, находящегося в рабстве греха и в плену у дьявола, к познанию своего несчастного и греховного состояния, на примере состояния иудейского народа, который осознавал свое плачевное положение в Вавилонском плену и в последствии принес покаяние.

Псалом этот является яркой исторической новеллой о жизни иудейского народа. Пророк Давид, вдохновленный Святым Духом, предсказывал будущее пленение вавилонское.

Пророк Иеремия изъяснил это Давидово пророчество непокорному народу, который и был пленен Вавилонским царем Навуходоносором за свою нераскаянность.

Пророчество это содержит воздыхание и плач всякого человека, который претерпевает множество бед и искушений «в плену греховного Вавилона» и рыдающий, воспоминая «Небесный Сион».

Голосом Давида показано, как слезной водой, покаянием и окормлением благодатью Божией христианин достигает «желаемого пристанища – вожделенного Небесного Отечества».

«На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона» (Пс.136, 1).

Находясь вне городов, на берегах рек и в пустынях, пленный еврейский народ, сокрушая свои сердца в слезной молитве, оплакивал бедствие свое. Народ иудейский был лишен благ и свободы за презрение и гордость, для того чтобы вновь желать их и стремиться к ним.

«Бог всегда так поступает с презрителями благ Его, чтобы они вразумились лишением их и опять старались приобрести их».

Все люди символично показаны в виде плененного Навуходоносором еврейского народа, а пленен весь род человеческий духовным Навуходоносором – дьяволом.

«Реки Вавилонские – это реки страстей и увлечений грехом».

Евреи плакали о земном Иерусалиме, где был их храм истинному Богу; мы же должны плакать о Сионе духовном, граде Бога Живого, Иерусалиме небесном, истинном отечестве христиан, от которого удалились мы нерадением в исполнении заповедей Господних и равнодушием к небесной манне – Пречистому Телу и Крови Христовой (Златоуст, Иоанн Кронштадтский).

«На вербиих посреде его обесихом органы наша» (Пс.136, 2).

Находясь в Иерусалиме, избранный народ мог совершать богослужение лишь в одном месте – в Иерусалимском храме. Богослужение сопровождалось игрой на органах – музыкальных инструментах. В плену Вавилонском эти музыкальные инструменты были ненужны.

Теперь же, в плену Вавилонском, народ израильский, при течении рек рассуждал о скоротечности дел человеческой жизни, и свои органы скрывали на берегах, чтобы не видели их враги, а «сами производили вместо псалмов рыдания, оплакивая лишения богослужения» (Феодорит, Евсевий).

«Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских» (Пс.136, 3).

Пленившие народ израильский просили исполнить им песнопения духовные, богослужебные, для того чтобы надругаться над святостью этих песен и предметов, используемых в богослужении.

Несмотря на то, что, евреи нарушили прежде закон, находясь в плену в чужой земле, они вели себя очень строго и никогда, даже под сильным давлением и воздействием вавилонян, не решились нарушить закон.

«Видишь ли, как скорбь делает людей сильными, сокрушенными, как смиряет душу?» (Златоуст, Феодорит) .

«Како воспоем песнь Господню на земли чуждей» (Пс.136, 4)

Нечистым ушам не должно слышать этих таинственных божественных песнопений, именно поэтому евреям не позволялось петь в чужой стране. Мир этот есть область иного, «князя века сего» (Ин. 14, 30).

«Не освободившись от пристрастия к миру, душа не может любить Бога искренно. Ибо житейское пристрастие для нас есть как бы покрывало. Ибо, доколе мысль наша рассеивается и душа возмущается в себе страстями, дотоле не можем петь Богу чистую песнь. Ибо как мы можем петь песнь Господню в сердце, обладаемом страстями? Ибо сердце иносказательно называется землею, а песнь означает чистую и нерассеянную молитву» (Златоуст, Григорий Богослов, Антиох, Серафим, Никита, Симеон Новый Богослов).

«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего» (Пс.136, 5-6).

Некогда потеряв отечественный Иерусалим, евреи искали его и плакали о потере. Так и многим из нас «должно так устроять настоящую жизнь, чтобы не быть изгнанниками из «вышняго града» (Златоуст).

«Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его» (Пс.136, 7).

«Просят наказания сынам Едомским, этим потомкам Исава (злейшим врагам евреев), которые находились в день разорения Иерусалима вместе с вавилонянами, требовали разрушения города даже без следов оснований его. Сыны Едомские – это гонители святой Церкви и враги человеческого спасения – демоны, которые повелевают друг другу истощать богатство нашей души до основания» (Афанасий, Феодорит).

«Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам» (Пс.136, 8).

«Это пророческое слово, и оно изображает падение Вавилона. Окаянная, т.е. злосчастная, достойная жалости, которая будет разграблена. Как есть обыкновение у иудеев называть человека сыном человеческим, так и дщерию Вавилона называют тот же Вавилон. Это выражение страсти пленников! Ибо если хочешь знать расположенность Давида, то послушай, что он говорит: аще воздах воздающим ми зла? – А это показывает, что он стоял выше позволяемой законом соразмерности. Ибо когда передает он страсти других, то изображает ярость и печаль, что и теперь сделал, выставив сильное желание иудеев» (Феодорит, Златоуст).

«Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс.136, 9).

«Иудеи распространяют свой гнев и на незрелый возраст отроков, чтобы не произвели и они весьма много зла. Обрати внимание: как вавилоняне поступали жестоко с младенцами иудейскими, то Пророк предсказывает и им равное наказание. Но не таков Новый Завет; в нем повелевается нам поить и кормить врагов и молиться за творящих нам напасть, как ученикам кроткого и человеколюбивого Иисуса Христа. Младенцами вавилонскими, о камень разбиваемыми, непогрешительно можешь назвать семена зла и страстных помыслов, которые надлежит истреблять спасительным словом Иисусовой молитвы (ибо камень – есть Христос), чтобы не возрастало в нас зло и не очерняло светлейшую доброту души, и не приходило в действие, противозаконно заповедям любящего нас Кроткого и Смиренного Владыки – Господа нашего Иисуса Христа» (Феодорит, Златоуст, Василий В., Нил, Дорофей).

Весь псалом побуждает грешника к осознанию своего несчастного состояния в плену греха, страсти и дьявола, как иудеи, понявшие свое горькое положение в Вавилонском плену и принесшим покаяние о содеянных грехах.

Пение 136 псалма «На реках Вавилонских» на утрени, после пения 134 «Хвалите имя Господне» и 135 «Исповедайтеся Господеви» бывает только в неделю о блудном сыне, в неделю мясопустную и сырную, то есть всего три раза в году.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 136

Толкование Псалма 136

Трогательно и поэтично начинается эта песнь изгнания, написанная, как полагают, при конце вавилонского пленения или вскоре после него, судя по прошедшему времени в стихе 1 и по тону воспоминания, в котором звучат первые три стиха, возможно, неизвестный псалмопевец был из тех евреев, которые возвратились в Палестину согласно указу царя Кира; Вавилон, разрушенный при Дарии Гистаспе в 517 году до Р. Х., еще благоденствовал. Другими словами, Пс. 136, скорее всего, был написан прежде окончания строительства второго храма.

А. Тоска по Сиону (136:1-4)

Пс. 136:1. Псалмопевец вспоминает, как, будучи в плену, евреи собирались на берегах вавилонских рек (Тигра и Евфрата со всеми отходившими от них протоками и каналами, выкопанными для орошения полей) и плакали, вспоминая о Сионе (Иерусалиме).

Пс. 136:2-4. Там… притеснители… требовали от них, чтобы веселили их своей игрой на арфах и пением песней Сиенских. Но арфы пленников висели на вербах (или ивах) по берегам рек, и они не хотели снимать их, не желая петь, играть и веселиться. Фраза посреди его в стихе 2, по-видимому, относится к Вавилону, а не к Сиону.

Как нам петь песнь Господню на земле чужой? (стих 4) Еврейский народ славился на древнем Востоке своей музыкальной культурой и высокими образцами своей поэзии. Однако и музыка, и поэзия их были Господними, т. е. вдохновленными мыслями о Господе и упованием на Него; характер их чаще всего был молитвенным. Могли ли они этими священными для себя произведениями тешить язычников, отторгших их от родной земли! Подобные “требования” звучали для них кощунством: исполнение их равносильно было бы забвению Иерусалима (стих 5).

Б. Верность памяти… (136:5-6)

Пс. 136:5-6. Эти стихи звучат как заклятье в устах псалмопевца: Да перестанет действовать (да отсохнет) правая рука моя, да онемею я, если забуду тебя, Иерусалим, и если стану радоваться не твоей радостью! (Напомним, что Иерусалим, куда в допленные годы все колена Израилевы стекшись для поклонения Господу, в дни плена лежал в развалинах. Могли ли они радоваться в такое время? Лишь возвращение к жизни и веселию Иерусалима могло стать началом их радости.)

В. Проклятие врагам Сиона (136:7-9)

Последнюю часть Псалма 136 следует воспринимать в свете великой скорби иудеев, угнанных на чужбину. В сущности, проклятия (об этом в “Богословских идеях псалмов” во Вступлении) звучали в устах псалмопевца как мольба к Богу о справедливом воздаянии врагам Его народа.

Пс. 136:7. Едомляне, или идумеи, были давними и упорными недругами евреев, хотя и были близки им по крови (связаны с ними “братскими” узами, Ам. 1:11); по поводу разрушения Иерусалима они торжествовали и радовались. Отсюда просьба псалмопевца об отмщении Едому (Иез. 25:12; Авд. 1:9-16).

Пс. 136:8-9. Проклятие псалмопевца обращено на Вавилон. Но обречь его беспощадному уничтожению было волей Господа. Стих 9 созвучен со словами пророка Исаии об этом (Ис. 13:16). Возможно, “блажен” в стихе 9 надо понимать в том смысле, что те, кто совершат “казнь” Вавилона, совершат ее во исполнение Божией воли.

Так или иначе, на страницах Псалтири не найти проклятия более горького чем то, которое звучит в Пс. 136:8-9. В представлении псалмопевца, сердце которого, как и сердца его соплеменников, преисполнено было печали, – те, кто опустошали святую землю или радовались этому опустошению, лучшей участи не заслужили.

Оценка 3.5 проголосовавших: 13
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here