Псалом 2 толкование

Детально: псалом 2 толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Мы продолжаем разговор о христианском понимании Псалтири – удивительной книги, которая лежит в основе храмового богослужения, при внимательном прочтении помогает правильно понять церковное учение о спасении человека (в богословском термине — сотериологию) и как Господь устроил спасение людей — домостроительство нашего спасения.

Псалом 2

содержит в себе ясное пророчество об Иисусе Христе. В форме разговора псалмопевец изображает здесь врагов Христа, Его Божественное достоинство, призвание подчиненных Ему народов. Научает началу духовной жизни – пути к Богу – Страху Божию.

Пс.2:1 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?

Псалом начинается с вопроса. По переводу с еврейского читаем: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное?» Слово шаташася (с греческого — возгордились) выражает гордость, крамолу и мятеж со стороны восставших против Христа врагов Его. Под словом языцы в Псалтири, как и вообще в Священном Писании, разумеются различные народы, не знающие истинного Бога и поклоняющиеся идолам и вообще вымышленным божествам; а в этом месте пророчески предусматриваются жившие в иудейской земле, во дни пришествия Христова, римляне и представители римской власти, которые принимали участие в том, чтобы погубить Господа Иисуса. Под словом людие пророк разумеет здесь врагов Христа из иудеев, каковыми были: фарисеи, первосвященники и книжники иудейские, которые различными способами ухищрялись искусить и погубить Христа; но напрасны, тщетны были все ухищрения их.  Далее царь Давид пророчески показывает, как это произойдет в последние дни земной жизни Помазанника Божия и указывает на причину этого – неприятие новозаветного нравственного закона — закона «духовной жизни» (Рим. 7:14; Мф. 5:21—22), который как бы возлагал на них узы и тяжелые оковы.

Далее стихи псалма показывают, что путь спасения «человеков» был предуготовлен еще до создания мира:

Пс.2:7-8  Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя: проси от Мене и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

В этих стихах содержится пророческое слово о рождении Сына Божия и о главенстве Его над всею Церковью и над всем миром. Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос, как учит слово Божие и Святая Церковь, имеет два рождения: одно, предвечное, от Бога Отца, по Божеству, как читаем в Символе веры: «…иже от Отца рожденнаго прежде всех век»; а другое рождение во времени, по человечеству: «…воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».

Пс.2:11 . Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом.

Впервые в Псалтири появляется тема Страха Божия. «Страх Господень  – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Притчи 14:27). Это глубокое, искреннее уважение и почитание Бога, поклонение Богу, это действие благодати Святого Духа в человеческом сердце, дарующее человеку ощущение Божественного присутствия и боязнь оскорбить Бога греховным помыслом и поступком. Страх Божий приучает человека жить при постоянном предстоянии пред Богом. Епископ Игнатий (Брянчанинов) указывает, что молитва должна быть напоминанием человеку о стоянии на Страшном Суде Божием. Святой Антоний Великий говорит, что Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Учит человека «все делать по совести» (преподобный Амвросий Оптинский).

Пс.2:12  Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиеся Нань (на Него).

Слово наказание означает наказ, назидание – задание всякому человеку принять Евангельское учение Христово и направить свою жизнь на добро, чтобы не «стать ошуюю» — на стороне идущих на вечную жизнь без Бога. И тот, кто верит в устроение всего этого Богом – уже счастлив-блажен. Второй путь к счастью – вера в Бога (напомним: первый путь к истинному счастью – всячески избегать нравственной нечистоты, о чем нам говорит первый псалом).

Источник: протоиерей Григорий Иванович Разумовский. Объяснение Священной книги псалмов
http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razumovskij/objasnenie-svjashennoj-knigi-psalmov/

Сайт «Азбука веры»

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 2

Оглавление [Показать]

Толкование Псалма 2

Ни в еврейской, ни в греческой Библиях имя Давида этому псалму не предписано. В русской Библии оно поставлено на основании слов апостола Петра в книге Деяний Апостолов (Деян. 4:25). Этот псалом хорошо знаком всем изучающим Новый Завет – как содержащий в себе откровение об Иисусе Христе. Воспевающий пребывание на троне Божиего помазанника, он был в ветхозаветное время одним из “царских псалмов”; другими являются: Пс. 17, 19-20, 44, 71, 88, 100, 109, 131, 143.

Царствование Давида было, как известно, сопряжено с постоянными войнами. И одной из самых тяжелых была его война с объединенными силами сирийцев и аммонитян. Может быть, она и подразумевается в этом псалме под “восстанием царей против Божиего Помазанника” (стих 2). Главное же в нем – это раскрытие того обетования, которое Давид получил от Бога через пророка Нафана (2-Цар. 7:12-16) относительно того, что в семени его царство его будет вечным. И утверждение, что царство это распространится на всю землю (стих 8).

Автор псалма призывает языческих царей отказаться от своих мятежных планов, направленных против Господа и Его помазанника. Он как бы недоумевает, как решились они на столь безнадежное предприятие? (стихи 1-5) Не лучше ли им опомниться (“вразумиться”, “придти в разум”) и подчиниться тому, кого Господь как сына назначил царствовать над всем миром, чтобы не погибнуть (стих 12) от его “жезла железного”! (стих 9).

А. Мятутся народы… (2:1-3)

Пс. 2:1-3. Давид удивлен тем, что цари земли пытаются “свергнуть” с себя власть Божиего Помазанника (евр. Машиах; греческое слово Христос), т. е. его власть, – того, который получил ее по решению Бога, через помазание его на царство пророком Самуилом. Напомним, что “помазанником” становился в древнем Израиле всякий помазанный на царство пророком. Но подтверждение свыше власть его получала лишь в случае повиновения его Богу. Такого царя Бог Сам поддерживал Своею силою. Вот почему планы языческих царей (народов) против “помазанника” нередко оказывались “тщетными” (стих 1), как если бы они были направлены против Самого Создателя.

Б. Господь посмеется над ними (2:4-6)

Пс. 2:4. Давид не сомневается в том, что Живущий на небесах лишь посмеется дерзости языческих царей. О реакции Бога псалмопевец рассуждает в “человеческих терминах”.

Пс. 2:5-6. Господь посрамит Своих противников и яростью Своею приведет… в смятение тех, которые решились восстать против Его помазанника. Эти слова Давида относятся к нему самому. Но они верны и в отношении его великого Потомка Иисуса Христа, Который придет в конце времен.

Ссылки на “Сион” встречаются в Псалтири до 40 раз. Первоначально так назывался, город хананеев, завоеванный Давидом (2-Цар. 5:7). Позднее это название стало относиться к храмовой территории, а затем и ко всему городу Иерусалиму (толкование на Плач. 1:4; Зах. 8:3).

В. Давид о завете с Господом (2:7-9)

Пс. 2:7. Псалмопевец говорит об открывшейся ему воле Господа: Ты Сын Мой. Подразумевается завет, заключенный между ним и Богом: “воцарив” Давида, Господь как бы усыновляет его (2-Цар. 7 14). “Сын” в этом контексте явно звучит и как мессианский титул. Но в отношении лично Давида утверждает законность его права на власть. Ныне подразумевает день коронации. Я… родил тебя – метафорическое выражение, в которое облечена мысль об усыновлении Давида Богом.

Пс. 2:8. “Сыновство” Давида подтверждается правом, данным ему Отцом, просить наследие и – получить его, которое со временем включит в себя не только народы, живущие по соседству (в первую очередь, очевидно, подразумевались восставшие против Давида сирийцы и аммонитяне), но и дальние пределы земли.

Пс. 2:9. Ты поразишь (врагов) жезлом железным; сокрушишь их, как глиняные сосуды. “Жезл” (то же, что “скипетр” и “посох”) – символ власти пастуха над его стадами, а царя – над его подданными. Восставшие на царя окажутся перед ним, что глиняные сосуды под железной палкой. Видят здесь и другой образ, заимствованный из практики египетского ритуала проклятия. Фараон, одержав победу над мятежным городом или народом, разбивал своим скипетром их священные глиняные сосуды, символизировавшие эти города и народы.

Г. Призыв псалмопевца (2:10-12)

Пс. 2:10-11. Под “судьями земли” понимаются представители высшей власти в среде враждебных Израилю народов, сами пари их, осуществлявшие и судебную власть. Псалмопевец призывает их смириться перед Господом, “научившись” тому, что против Него не бороться следует, но служить Ему в благоговейном страхе и трепетно радоваться милостям, получаемым от Него.

Пс. 2:12. Продолжение мысли о необходимости для “царей” почтить Сына, т. е., подчинившись Господу, подчиниться и помазанному сыну Его, царю Израиля. В противном случае гнев Его возгорится, и они падут жертвами его. Из еврейского текста не совсем ясно, имеется ли в виду гнев Самого Господа или того, кто ближе всех стоит к Нему, – сына Его. Согласно 2:9, речь в ближайшей перспективе может идти о самом Давиде, который нанесет поражение мятежным царям; впрочем, в контексте псалма они неотделимы друг от друга: Небесный Отец и Его помазанный сын. “Служить” Господу (стих 11), угодить Ему нельзя, не признав над собой власти “Его Сына” (стих 12).

Получение сыном “наследия” от Отца и его вступление в управление им (Пс. 2:8-9) сопоставимо со вторым пришествием Христа, которое и повлечет за собой “излияние гнева” на противников Бога и Его Помазанника, но и дарование “блаженства” (стих 12), счастья, всем уповающим на Господа, всем готовым подчиниться Его планам управления миром через Иисуса Христа, великого Сына Давидова. Нет сомнения в том, что перед нами один из мессианских псалмов.

Псалом Давиду

Псалом Давида.

1 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?

1 Для чего разъярились язычники и народы замыслили тщетное?

2 Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его.

2 Предстали цари земные и князья собрались вместе против Господа и против Помазанника Его:

3 Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.

3 “Расторгнем узы их и сбросим с себя иго их!”

4 Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им.

4 Живущий на небесах осмеёт их, и Господь опозорит их.

5 Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию Своею смятет я.

5 Тогда обратится к ним во гневе Своём и в ярости Своей смутит их.

6 Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его,

6 Я же поставлен Им царём над Сионом, горою святою Его;

7 возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.

7 возвещаю повеление Господне: Господь сказал Мне: “Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя.

8 Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

8 Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твоё, и во владение Твоё – концы земли.

9 Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

9 Будешь пасти их жезлом железным, как сосуды горшечника сокрушишь их”.

10 И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли.

10 И ныне, цари, поймите, научитесь, все судьи земли.

11 Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом.

12 Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань.

12 Примите наставление, чтобы не прогневался Господь, и вы погибнете, сбившись с пути праведного, когда вскоре возгорится ярость Его. Блаженны все, надеющиеся на Него!

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.

12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Оценка 4 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here