Псалом 4 толкование

Детально: псалом 4 толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 4

Оглавление [Показать]

Толкование Псалма 4

Для изучающих Библию очевидно, что Псалмы 3 и 4 – по настроениям и мыслям, выраженным в них, – тесно между собой связаны. По всей вероятности, и этот псалом был Давиду навеян обстоятельствами его бегства от мятежного сына его – Авессалома.

Стих 1 соответствует указанию на то, что автором псалма был царь Давид, и что исполнять его следовало под аккомпанемент на струнном инструменте.

А. Обращение к Богу (4:2)

Пс. 4:2. В стесненных своих обстоятельствах (в тесноте Давид взывает к Богу. Помилуй меня и услышь, молит он.

Авессалом, который рвался к власти, всячески старался развенчать образ своего отца в глазах народа, выставлял его неумелым правителем и бессердечным судьей. Оболганный сыном и его сторонниками, Давид взывает к Богу, знающему правду о нем (Боже правды моей!). Вероятно. Давид вспоминает здесь о том, как прежде (может быть, в дни, когда он спасался от Саула) Господь не раз выводил его на простор из “тесноты” тех его обстоятельств, вызволял из них. Он молит помиловать его и теперь.

Б. Предостережение врагам. (4:3-6)

Пс. 4:3. Вместе с Авессаломом против Давида восстали многие представители иерусалимской знати. Их он называет Сыны мужей (подразумевая “сыны знатных мужей”). Он упрекает их, пошедших за Авессаломом, в суетности и тщеславии (позоря теперь его, Давида, царское достоинство – “славу его” – они надеются выслужиться перед мятежным принцем и, возведя его на трон, более чем теперь “приблизиться к трону”), в любви к неправде (лжи).

Пс. 4:4. Давид предупреждает их об обреченности их попыток низложить его, потому что Господь отделил его для Себя, как святого Своего, и слышит, когда он призывает Его.

Пс. 4:5-6. Не грешите в гневе своем на меня, говорит им Давид, и прежде чем поверить клевете обо мне, подразумевает он, проверьте факты, поразмыслив о них спокойно (на ложах ваших, в ночной тишине). Подумайте, взвесьте и утихомирьтесь. Если они последуют совету Давида, то раскаются в своем предприятии и засвидетельствуют об этом принесением жертвы правды (в знак того, что ото лжи обратились к правде, и раскаяние их – искренне). Ища же жизни лучшей, чем та, которую они имеют при дворе Давида, пусть уповают на Господа, а не на призрачную силу свою.

В. Безопасность и “веселие” в Господе (4:7-9)

Пс. 4:7. Многие – это люди, преданные Давиду, но едва не впавшие в отчаяние. В пустыне Маханаим, когда у них истощились запасы продовольствия, они не знали, откуда им ждать “благо”. Но воззвали к Господу: Яви нам свет лица Твоего! – и вера их была вознаграждена; помощь пришла от Сови, Махира и Верзеллия, которые пригнали в лагерь Давида овец, принесли муку, мед, ячмень и т. д. (2-Цар. 17:27-29).

Пс. 4:8-9. В свете этих обстоятельств и надо понимать стих 8. Подводя итог происшедшему, Давид благодарит Господа, спокойно отходя ко сну: Ты… един даешь мне жить в безопасности, завершает он этот псалом-молитву.

Псалом 4- текст с ударением и переводомОбъяснение и краткое толкование 4-го псалма

ПСАЛОМ 4- ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ

Псалом № 4 слушать:

1

Псалом 4 Псалом 4
1 В коне́ц, в песнех псалом Давида, 1 Для исполнения на струнных инструментах. Псалом Давида. 
2 внегда́ призва́ти ми, услы́ша мя Бог пра́вды моея́, в ско́рби распространи́л мя еси́, уще́дри мя и услы́ши моли́тву мою́. 2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
3 Сы́нове челове́честии, доко́ле тяжкосе́рдии? Вску́ю лю́бите суету́ и и́щете лжи? 3  Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
4 И уве́дите, я́ко удиви́ Госпо́дь преподо́бнаго Своего́: Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему. 4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
5 Гне́вайтеся, и не согреша́йте, я́же глаго́лете в сердца́х ва́ших, на ло́жах ваших умили́теся. 5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
6 Пожри́те же́ртву пра́вды и упова́йте на Го́спода. 6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
7 Мно́зи глаго́лют: кто яви́т нам блага́я? Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди.  7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
8 Дал еси́ весе́лие в се́рдце мое́м: от плода́ пшени́цы, вина́ и еле́а своего́ умно́жишася.  8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино и елей умножились.
9 В ми́ре вку́пе усну́ и почи́ю, я́ко Ты, Го́споди, еди́наго на упова́нии всели́л мя еси́.  9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 4 ПСАЛМА

Этот псалом, по объяснению отцов Церкви, написан вскоре после поражения Авессалома с преданными ему мятежниками, восставшими против помазанника Божия, и здесь Давид, воздает благодарное слово к Господу Богу за избавление его от врагов. Содержание 4-го псалма может служить наставительным уроком о высоком достоинстве упования на Бога и всецелой преданности в волю Божию.

Пс.4:1 В конец, в песнех, псалом Давиду,

Слово в конец, по мнению некоторых толковников, означает, что псалом этот относится к кончине веков, т.е. ко временам Христа, Грядущего Мессии.
В песнех, означает, что псалом этот предназначен для пения.

Пс.4:2 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея: в скорби распространил мя еси: ущедри мя и услыши молитву мою.

С каждым человеком случаются скорби, из-за которых он испытывает тяжесть в душе, впадает в уныние, иногда предается даже отчаянию; но такое состояние бывает только с теми, кто не обращается с молитвою к Богу., кто не верит в Промысел Божий. Кто имел великую скорбь и обращался с усердною молитвою к Богу, тот испытал, конечно, и наступавшую после скорби радость в сердце своем.  Радость эта происходит от благодати Божией, наполняющей сердце во время молитвы.
Пророк Давид, конечно, испытал все эти состояния , и потому он говорит: «Когда воззвал я, услышал меня Бог правды моей: в тесноте давал Ты мне простор: будь щедр и милостив ко мне, и услышь молитву мою».
Но прежде всего о Боге выражается: Бог правды моея. Давид не потому так говорит, чтобы свидетельствовать о своей правде и добродетели, а потому, что он всегда исповедовал праведность Божию, правосудие, на которое он всегда надеялся и которое и наказывало, и оправдывало его, и покровительствовало ему: и таким образом правду Божию он называет правдой своей.

Пс.4:3 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?

После поражения Авессалома в мятеже против Давида, пророк благодарит Господа Бога за избавление от врагов и обращается к восставшим, называя их
сынами человеческими, порабощенными мирской суете, у которых сердце отяжелело oт нечистых мирских привязанностей.
Давид царствовал по избранию и помазанию от Бога, а восставшие против него мятежники, увлеклись льстивыми обещаниями Авессалома, людьми тяжкосердыми, преданными лжи и мирской суете.

Пс.4:4 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

Давид говорит тем, кто уклонился от истины, увещевает их обратиться к Богу и добродетели, оставить лживые увлечения и пристрастные расположения. И тогда они познают дивную силу вседействующего Промысла Божия, столь очевидно и столь дивно явленную на преподобном Своем, каковым Давид назвал себя, сказав: удиви Господь преподобного Своего (вместо того чтобы сказать про себя: невинного и никого ничем не обидевшего).
При этом опять выражает уверенность в том, что Господь услышит его молитву и подаст милость Свою всегда, когда бы он ни обратился к Нему. А на этот раз Господь удивил милость Свою на нем тем, что не только избавил от приключившихся ему бедствий со стороны мятежников, но и прославил чрез одержанную так неожиданно победу над врагами.

Пс.4:5–6 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

Эта речь направлена к верным Давиду сторонникам, которые не предали его, но которые гневались на мятежников. Пророк допускает гнев, как чувство, когда оно возбуждается против людей неправедных, против порочной и дурной жизни, против греха, но отвергает несправедливый гнев.
А потому увещевает, чтобы не согрешали злобою, продолжительным и безрассудным гневом против врагов, не воздавали бы им зла за зло, а старались бы зло побеждать добром. При этом нужно и самим размышлять о причинах и последствиях гнева – на ложах своих. Другими словами: если начнете гневаться, то, чтобы не согрешить вам, – в наступающую ночь, когда будете находиться в постели, на ложах ваших, обдумайте все, что говорили в течение дня, вспомните все дурные помыслы, какие у вас были. И тогда это приведет вас в чувство раскаяния и умиротворения, греховная раздражительность пройдут, и вы успокоитесь сердцем.
И далее псалмопевец предупреждает: пожрите жертву правды, т.е. если ваш гнев был несправедлив- не надейтесь на искупление греха жертвоприношением волов или козлов , а лучше будьте правдивыми, делайте добрые дела, и всегда надейтесь на Бога, на Его помощь- уповайте на Господа.

Пс.4:7 Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

Обычно те, кого Давид называет тяжкосердыми, которые в первую очередь озадачены материальными благами для себя, задают такие вопросы: вот, Ты учишь нас не согрешать во гневе, а размышлять о поводах и причинах, возбуждающих гнев, приносить в жертву Богу дела правды и надеяться на Господа; но какая от всего этого польза? Где то добро, какое должно последовать от правды, которую Ты нам предлагаешь? Кто явит нам благая!
И сам же пророк на этот безрассудный вопрос  дает ясный ответ: вы не видите благ и милостей Божиих, а между тем на нас ясно отпечатан  свет благости и милости Господа. Свет Его лица и покровительства, Его попечение и промышление о нас, уповающих на Него, очевидны для всех: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

Пс.4:8 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

Невзирая на то, что на Давида нападают враги, гонят его, он говорит : я не печалюсь и в сердце моем радость; Ты, Господи, дал ecи веселие в сердце моем.
А они, жестокие, любящие суету и ищущие ложь, хотя тоже изобилуют всеми вещественными благами, от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася (под пшеницею, вином и елеем разумеются и другие блага), но в своем ожесточении не видят Щедрого Подателя и Раздаятеля благ и дерзают говорить: где блага Божии? Кто их даст нам?

Пс.4:9 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

В этом стихе псалма пророк еще раз выражает уверенность в том, что он, всегда находясь под неусыпным покровительством над ним Промысла Божия, может быть всегда спокойным, и в бодрственном состоянии, и во сне.
Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

В конец, в песнех псалом Давиду

К исполнению, на струнах. Песнь Давида.

1 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою.

1 Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей; в тесноте Ты дал мне простор. Сжалься надо мною и услышь молитву мою.

2 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?

2 Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету и ищете лжи?

3 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

3 И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему.

4 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.

4 Гневайтесь – но не грешите, в том, что говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь.

5 Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

5 Принесите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

6 Многие говорят: “Кто покажет нам благо?” – Отметил нас свет лица Твоего, Господи!

7 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

7 Ты дал веселье сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего они преисполнились.

8 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

8 С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.

Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою. Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи? И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пожрите жертву правды и уповайте на Господа. Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

В конец, в песнех, псалом Давиду, 4.

Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою. Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи? И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пожрите жертву правды и уповайте на Господа. Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Толкование Пс.4:1. В конец, в песнех, псалом Давиду.

Псалом этот Давид посвящает победителю по одержании победы над врагами. Вместо слов «в конец», Акила и Веодотюн перевели: «победителю»; а Симмах: «победная песнь».

Пс.4:2. Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея. подобно сказанному: «и еще глаголющу ти, речет: се приидох» (Ис.58:9). «В скорби распространил мя еси». Не только, говорит, извел меня из тесных обстоятельств, но и помог мне стать на великой широте. Сива и Верзеллий принесли в дар Давиду множество снедей и тканей, когда, спасаясь бегством от Авессалома, пребывал он в пустынях и горах, подобно трем отрокам в пещи и Даниилу среди львов. Когда же знаем причины скорбей и искушений, тогда особенно распространяемся. Но слово «широта» можно объяснять и иначе. «Ущедри мя и услыши молитву мою». Поелику сказал, что услышан за правду свою, то и прибегает к щедротам Божиим.


Пс.4:3. Сынове человечестии, доколе тяжкосердии?
Это сказано тем, которые думали множеством войска захватить праведного. Но надежда эта, говорит он, была суетная и лживая.

Пс.4:4. И уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего. То есть вы, уповавшие на множество, узнайте, сколько чудным явил Господь того, кто уповал на него.

Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

Здесь одно время взято вместо другого, и вместо: «услышал», сказано: «услышит».

Пс.4:5. Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Говорит это своим домашним, а вместе и всем людям. Если и допустите в себе гнев, то приводите его в бездействие умилением сердца в безмолвии; ибо это значат слова: «на ложах ваших умилитеся».


Пс.4:6. Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа.
Учит, как преодолевать нам врагов. Как же именно преодолевать их? – делая правду и принося это в жертву Богу.

Пс.4:7. Мнози глаголют: кто явит нам благая? Это слова людей, которые не обращают внимания на Божии распоряжения.


Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.
Свет миру – Христос; Он научил нас познавать истинные блага, от которых приобретаем мысленное веселие ума и сердца.

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here