Псалом 68 толкование

Детально: псалом 68 толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 68

Оглавление [Показать]

Толкование Псалма 68

Из стиха 1 следует, что Псалом был написан Давидом; здесь же указание на род струнного инструмента, под аккомпанемент которого мог исполняться этот псалом. Шошаним некоторыми переводится как лилия; возможно, на этот цветок инструмент походил по своей форме.

Давид мелит Всевышнего спасти его от преследований и поношения, которые он терпит от своих же братьев по причине своей верности Господу. Это молитва и о воздаянии жестоким преследователям Давида. Завершается Пс. 68 выражением уверенности в конечном торжестве “любящих имя” Господа и предвиденьем вселенской хвалы Ему.

А. Давид – жертва беспричинной ненависти (68:2-5)

Пс. 68:2-5. Воды – часто встречающийся на страницах Священного Писания образ бедствий. В несчастьях своих Давид обращается к Господу с мольбой о спасении. В стихе 3 он сравнивает себя с человеком, погрязшим в… болоте, не чувствующим почвы под ногами, уносимым течением вод.

Слишком велико число врагов его (стих 5), которые преследуют его несправедливо, требуя, чтобы он отдал то, что не отнимал. Указаний на исторические обстоятельства, в которых написан был Пс. 68, в тексте нет; в жизни Давида и до того, как он стал царем, и после этого неоднократно возникали ситуации, когда он в глазах его врагов становился “узурпатором” того, что на самом деле получил по воле Божией. К примеру, он был помазан на царство Самуилом еще при жизни Саула, но не выказывал намерений силой отнять у того царство, однако, Саул безжалостно преследовал его; впоследствии сын Давида Авессалом пытался заставить своего отца отдать престол ему, хотя Давид занял этот престол по решению Господа.

Б. Давид о своей ревности по доме Божием (68:6-13)

Пс. 68:6-13. Давид “напоминает” Богу, что несет поношение… ради Него (стих 8); отсюда его особая надежда на то, что Господь станет действовать в его защиту.

Давид знает, что все грехи его, все его неразумные поступки и дела (безумие его; стих 6) не сокрыты от Бога, но ведь и то известно Господу, что не в них причина нынешних его бедствий. Сам Давид склонен ее, в частности, видеть в ревности своей по Боге и доме Его (стихи 8,10).

Да не постыдятся в стихе 7 означает “да не разочаруются”. Ревностного отношения Давида к Иегове, его благочестия – не формального, не идущего от сердца-не разделяли даже родственники (стих 9). А он как личную боль воспринимал всякое непочтительное или дерзкое высказывание в адрес Господа (окончание стих 10).

Обращение Давида к посту, облачение его во вретище – в знак душевного сокрушения по причине нечестия и отступлений в Израиле – вызывало лишь насмешки у окружающих; он сделался для них притчею (стихи 11-12). Старейшины и судьи, сидящие у ворот, издевательски толкуют о нем, а праздный люд (пьющие вино) распевают о нем непочтительные песенки (стих 13).

В. Молитва к Господу (68:14-29)

Пс. 68:14-19. В истине спасения Твоего (стих 14) надо понимать (в контексте) как мольбу об истинном (в значении не “сиюминутного” только, но надежного, действующего во всякое время) спасении (от врагов). Да будет оно ниспослано в то время, которое угодно Господу, – не по заслугам псалмопевца, но по великой благости (милости) Божией. В стихах 15-17 – снова образы тины и глубокой водной пучины, т. е. губительных зла и ненависти. Избавь… ради врагов моих (стих 19); это молитва об “избавлении” ради того, чтобы враги Давида, Божиего избранника, не возомнили, что можно издеваться над ним и поносить его, ибо Господь бессилен его защитить.

Пс. 68:20-22. Псалмопевец черпает утешение в том, что Богу известно, каково его положение (стих 20). Словом желчь (стих 22) названо горькое, возможно, ядовитое, растение пустыни. Во фразе дали… в пищу слову “пища” соответствует еврейское барут: так называлась еда, которая предлагалась родственнику умершего сострадавшими ему друзьями; здесь, следовательно, как и во фразе напоили меня уксусом, подчеркивается лицемерие и жестокосердие тех, кто окружали Давида, – своими “даяниями” они лишь усугубляли его боль и беспомощность (сравните с такими же “даяниями” Христу, претерпевавшему крестные муки; Матф. 27:34,48).

Пс. 68:23-29. Да воздастся врагам Давида за все их зло. Трапеза здесь может быть символом всех их земных благ, которые в их глазах – превыше всего, а потому в достижении их они не стесняются средствами; мирное пиршество в других переводах передано как синоним “трапезы”. Да обратится то, что представляет для “беззаконников” (стих 28) наивысшую ценность, в сеть и западню для них. Чресла их расслабь – го же, что “согни их спины”; это как и “помраченные глаза” – образы горя, пришедшего на смену радости. Да лишатся нечестивцы и потомства своего! (стих 26) в стихе 27 та мысль, что враги стараются усугубить боль Давида, которому Бог и без того попустил страдания. Да не будут они оправданы Богом за все их беззаконий (стих 28).

Да изгладятся они из книги живых (стих 29). В Библии образ раскрытых книг символизирует небесный суд (сравните Дан. 7:10; Откр. 20:12). Здесь псалмопевец призывает погибель на головы своих врагов по решению высшего суда и просит Бога лишить их благословений в вечности (и с праведниками да не напишутся).

Г. Господь слышит страждущего (68:30-37)

Пс. 68:30-34. Снова взывает Давид к Богу о помощи и защите, потому что он беден и страдает, и обещает Богу славить имя Его и превозносить Его в славословии. Он выражает уверенность в том, что такая “жертва хвалы” благоугоднее Господу чем всесожжение, при котором жертвенное животное (вол… телец) сжигалось с рогами и с копытами.

Помощь Бога псалмопевцу вселила бы радость во всех страждущих и в сердце каждого, кто ищет Господа, ибо они снова убедились бы в том, что Он не пренебрегает ими (стихи 33-34).

Пс. 68:35-37. В предвидении того, что спасет Бог народ Свой и утвердит его в земле, которую дал ему, псалмопевец призывает всю вселенную хвалить Его.

Лейтмотивом Псалма 68 является мольба об избавлении от страданий тех, которые страдают во имя Господне. В некоторых частях своих псалом приложим к жизненным обстоятельствам Иисуса Христа и к Его чувствам (стих 5 сравните с Иоан. 15:25, где говорится о “напрасной ненависти” к Христу; сравните также стих 10 с Иоан. 2:17, где подразумевается “ревность” Господа по доме Отца; выше 22-ой стих этого псалма сравнивался с Матф. 27:34,48). Итак, частично, по крайней мере, Пс. 68 можно рассматривать как преобразовательный.

Текст православного псалма 68 написан пророком Давидом и отражает его мысли и чувства во время гонений Саула. Следует отметить, что псалом написан не во время преследований псалмопевца, а на склоне его жизни, когда сердце царя Давида сжималось от воспоминаний пережитого.

Благодаря толкованию 68 псалма становится понятно, что в нем царь выражает свое одиночество. Так, фраза «Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей» говорит о том, что даже самые родные люди боялись контактировать с царем Давидом, чтобы не попасть в немилость подозрительному Саулу.

Помощь от 68 псалма: в каких случаях читается песнь Давидова?

Христианский псалом 68 считается одним из ярчайших примеров пророческой песни. Его стих «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68, 22) часто приводится в качестве доказательства божественного происхождения Иисуса Христа, ведь в нем буквально описываются крестные страдания Спасителя, когда Ему, страдающему от жажды, вместо воды поднесли губку, пропитанную уксусом. Слушать онлайн и читать 68 псалом рекомендуется при сильных наводнениях, сопровождающихся человеческими жертвами и разрушениями.

Слушать на видео православную молитву псалом 68 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 68 на русском языке

Начальнику хора. На Шошанниме. Псалом Давида.

Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего. Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать. Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя. Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев, ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня; и плачу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне; и возлагаю на себя вместо одежды вретище, — и делаюсь для них притчею; о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего; извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод; да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего. Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня; не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня; приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня. Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою. Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом. Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнею; да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда; излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их; жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих, ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся. А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня. Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами. Увидят это страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога, ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих. Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них; ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его, и потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем.

В конец, о изменшихся, псалом Давиду

К исполнению; за тех, кто переменится. Псалом Давида.

1 Спаси, мя, Боже, яко внидоша воды до души моея.

1 Спаси меня, Боже, ибо дошли воды до души моей.

2 Углебох в тимении глубины, и несть постояния. Приидох во глубины морския, и буря потопи мя.

2 Я был ввергнут в глубокую тину, и не на чем стать, вошёл в глубины моря, и буря потопила меня.

3 Утрудихся зовый, измолче гортань мой, исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего.

3 Устал я кричать, охрипла гортань моя, померкли глаза мои от ожидания Бога моего.

4 Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне, укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях.

4 Стало больше, чем волос на голове моей, ненавидящих меня напрасно, укрепились враги мои, изгоняющие меня неправедно; за то, что не похитил, я возмещал.

5 Боже, Ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася.

5 Боже, Ты познал безумие моё, и согрешения мои от Тебя не сокрылись.

6 Да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил, ниже да посрамятся о мне ищущии Тебе, Боже Израилев.

6 Да не постыдятся о мне надеющиеся на Тебя, Господи, Господи сил, и да не посрамятся о мне ищущие Тебя, Боже Израилев!

7 Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое.

7 Ибо ради Тебя я претерпел поношение; покрыл стыд лицо моё.

8 Чуждь бых братии моей, и странен сыновом матepe моея.

8 Чужим я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,

9 Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя.

9 ибо ревность о доме Твоём снедает меня, и поношения поносящих Тебя пали на меня.

10 И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне,

10 И облек я постом душу мою, – и это стало в поношение мне;

11 и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу.

11 и возложил на себя, как одежду, рубище, – и стал для них притчей.

12 О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино.

12 О мне толковали сидящие у ворот, и обо мне пели пьющие вино,

13 Аз же молитвою моею к Тебе, Боже, время благоволения, Боже, во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего.

13 я же с молитвой моей к Тебе, Боже; во время благоволения, Боже, по множеству милости Твоей, услышь меня в истине спасения Твоего.

14 Спаси мя от брения, да не углебну, да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод.

14 Спаси меня из тины, чтобы мне не увязнуть, да избавлюсь от ненавидящих меня и из глубоких вод;

15 Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих.

15 да не потопит меня буря на водах, и да не поглотит меня глубина, и да не сомкнёт надо мною колодец устья своего.

16 Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя, по множеству щедрот Твоих призри на мя.

16 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству сострадания Твоего взгляни на меня.

17 Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя.

17 Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю, скоро услышь меня,

18 Вонми души моей, и избави ю, враг моих ради избави мя.

18 внемли душе моей и искупи её, ради врагов моих избавь меня.

19 Ты бо веси поношение мое и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющии мя.

19 Ибо Ты знаешь поношение моё, и стыд мой, и посрамление моё; пред Тобою все теснящие меня.

20 Поношение чаяше душа моя, и страсть и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох.

20 Поношения и мучения ожидала душа моя; и ждал я сострадающего, и не было его, и утешителей – и не нашёл;

21 И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта.

21 и дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.

22 Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние, и в соблазн.

22 Да станет их трапеза сетью для них, и воздаянием, и западнёй,

23 Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы.

23 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их согни навсегда.

24 Пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их.

24 Излей на них гнев Твой, и ярость гнева Твоего да настигнет их.

25 Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый.

25 Да будет двор их пустым, и в шатрах их да не будет живущего,

26 Зане eгоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша.

26 ибо, кого Ты поразил, они стали гнать и к боли ран моих прибавили.

27 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою.

27 Прибавь беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою,

28 Да потребятся от книги живых и с праведными да не напишутся.

28 да изгладятся из книги живых, и с праведными да не напишутся.

29 Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя.

29 Нищ и страдаю я: спасение Твоё, Боже, да поддержит меня.

30 Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении:

30 Восхвалю имя Бога моего с песнью, возвеличу Его в славословии,

31 и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти.

31 и угоднее это будет Богу, чем телец молодой, с пробивающимися рогами и копытами.

32 Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

32 Да увидят это нищие и возвеселятся; взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

33 Яко услыша убогия Господь и окованныя Своя не уничижи.

33 Ибо услышал бедных Господь и узников Своих не презрел.

34 Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем.

34 Да восхвалят Его небеса и земля, море и всё, движущиеся в нём.

35 Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо, и наследят и,

35 Ибо Бог спасёт Сион, и города Иудеи отстроятся, и поселятся там люди, и наследуют его,

36 и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем.

36 и семя рабов Его овладеет им, и любящие имя Его будут обитать в нём.

Спаси, мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния. Приидох во глубины морския, и буря потопи мя. Утрудихся зовый, измолче гортань мой, исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего. Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне, укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: иже не восхищах, тогда воздаях. Боже, Ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася. Да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил, ниже да посрамятся о мне ищущии Тебе, Боже Израилев. Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое. Чуждь бых братии моей, и странен сыновом матepe моея. Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя. И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне, и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу. О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино. Аз же молитвою моею к Тебе, Боже, время благоволения, Боже, во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего. Спаси мя от брения, да не углебну, да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих. Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя, по множеству щедрот Твоих призри на мя. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя. Вонми души моей, и избави ю, враг моих ради избави мя. Ты бо веси поношение мое и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющии мя. Поношение чаяше душа моя, и страсть и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох. И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта. Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние, и в соблазн. Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы. Пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их. Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый. Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою. Да потребятся от книги живых и с праведными да не напишутся. Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя. Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении: и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти. Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Яко услыша убогия Господь и окованныя Своя не уничижи. Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем. Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо, и наследят и, и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем.

псалом 68 толкование

   Псалом содержит в себе молитву, приносимую Спасителем от лица человечества, также причины, по которым нанесена Ему смерть крестная. Еще в ясных чертах описывает самое страдание, и бедствия, постигшие иудеев по страдании. Сверх же сего, изображает введение евангельского жития и учение о поклонении духом и истиною, чем и заключается псалом. А что вся молитва Спасителева приносится от лица человеческой природы, это Псалмопевец дает разуметь в конце псалма, когда говорит: «яко услыша убогия Господь и окованная Своя не уничижи» (Пс.68:34).

Пс.68:2. Спаси Мя Боже, яко внидоша воды до души Моея.

   Поелику приял на Себя грехи наши, «о нас болезнует» (Ис. 53:4), то справедливо и молится об избавлении от искушений, подобно потоку окруживших душу Его.

Пс.68:3. Углебох в тимении глубины, и несть постояния.

   Ибо сие потерпела человеческая природа, грехом вовлеченная в смерть, и даже в самый ад, который и называет здесь пророк «тимением глубины» и «глубинами морскими».

Пс.68:4. Утрудихся зовый, измолче гортань мой.

   А что и о чем взывал, ясно показал это в последующем, сказав: «да избавлюся от ненавидящих Мя, и от глубоких вод» (Пс.68:15) и «да не потопит Мене буря водная» (Пс.68:16) и прочее, что за сим присовокуплено. Ибо молится, как сказал я, о человеческой природе, чтобы сокрушена была держава смерти, потому что ад не затворяет зияющих на природу нашу уст, почему и говорит: «ниже сведет о Мне ровенник уст своих» (Пс.68:16).

Пс.68:5. Умножишася паче влас главы Моея ненавидящии Мя туне,

   потому что многочисленны демоны, злоумышляющие на естество человеческое, и хотя никакой не потерпели от нас обиды, спешат предать нас смерти.

Укрепишася врази Мои, изгонящии Мя неправедно.

   Показывает, что приговор на Него произнесен несправедливо.

Пс.68:6. Боже, Ты уведел еси безумие Мое.

   «Безумием» называет то, что у людей почитается буйством, и именно буйством проповеди о страдании Христовом. Ибо, по слову священного Апостола, крест Христов стал «иудеем соблазн», язычникам же «безумие» (1 Кор. 1:23). Посему говорит: Ты, Отче, «уведел еси» домостроительство крестное. И говорит это, потому что «послушлив был Отцу даже до смерти, смерти же крестныя» (Фил. 2:8).

И прегрешения Моя от Тебе не утаишася.

   Это подобно сказанному: «не ведевшаго бо греха по нас грех сотвори» (2 Кор. 5:21). Это и значат слова: «от Тебе не утаишася».


Пс.68:7.
Да не постыдятся о Мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил.

   Сказано: «о Мне» вместо: «ради Меня», или «по причине Моего за них страдания». Также сказано: «да не постыдятся» вместо: «да не будут болеее постыждаемы», как постыждаемы были древле тем тлением, какому подверглись. Смысл же речи таков: поелику на Себя принял Я – вкусить за них смерть; то да отъят будет от них стыд, в каком были они прежде по причине смерти, потому что для человека созданного по образу Божию позором была царствующая над ним смерть. Посему дает разуметь, что воскресением Его истреблена будет смерть. По сему истолкованию тоже означает и другой стих, подобный настоящему: «ниже да посрамятся о Мне ищущии Тебе» . Как выше, так и здесь, хорошо сказано: «о Мне». Ибо Сам побуждал к терпению, и будучи побежден, нанес бы стыд поверившим, как избравшим для себя опасность по обольщению и доверчивости.

Пс.68:8. Яко Тебе ради потерпех поношение.

   Прошу, говорит, чтобы истреблена была смерть, потому что, «послушлив быв», и ее посвящаю Тебе.

Пс.68:9. Чужд бых бpатии Моей.

   Это говорит по причине оставления Своего всеми во время страдания.

Пс.68:10. Яко ревность дому Твоего снеде Мя.

   Отреклись от Меня, потому что обличал Я их в нечестии к дому Твоему, Иоанн ясно описывает событие, когда Христос изгонял из храма бичом.

И поношения поносящих Ти нападоша на Мя.

   Не только был Я устранен и отчужден, но и подвергся поношению «поносящих Ти» лукавыми своими делами, потерпел же Я все это не за иное что, как за ревность к дому Твоему.

Пс.68:11. И покрых постом душу мою.

   Скорбя о будущей погибели душ их, делал Я то и другое. Но те, за кого совершено это Мною, во всякое время и на всяком месте имели Меня в устах своих, понося Меня за те злострадания, какие потерпел Я за них.

Пс.68:14. Аз же молитвою Моею к Тебе, Господи.

   Хотя за все блага воздали Мне злом, но Я не перестаю приносить за них молитвы. Это явствует из слов Евангелиста, который представляет Его и на кресте молящимся за распинающих.

Время благоволения.

   «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит» (Гал. 4:4-5). Пришедший на сие говорит: «время благоволения, Боже».

Пс.68:15. Спаси Мя от брения, да не углебну.

   Вот что взывал Он, молясь о человечество, почему и говорит: «измолче гортань Мой» (Пс.68:4). Слово же «измолче» означает неослабность молитвы.


Пс.68:16.
Да не потопит Мене буря водная, ниже да пожрет Мене глубина.

   Поелику изречены определение и страшная клятва, что, если и Ангел благовестит нам, или научит нас чему-либо иному, а не чему учил Павел, «анафема да будет» (Гал. 1:8), то может ли кто превзойти Павла или, лучше сказать, глаголющего в нем Христа? Посему, Христос сам относит таковую молитву к Себе, и сам о Себе свидетельствует, когда Апостол в послании к Евреям говорит, что «во днех плоти Своея – то есть восходя на крест – моления же и молитвы к могущему спасти Его от смерти, – то есть к Отцу, – с воплем крепким и со слезами принес и услышан быв от благоговеинства, аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию» (Евр. 5:7-8). Здесь Павел или, лучше сказать, глаголющий в нем Христос, открыл нам умолчанное и оставленное Евангелистами, сказав, что «с воплем крепким и со слезами» совершена сия молитва: «Отче… да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф. 26:39). Не притворно, не с намерением ввести в обман сатану, и не волю мира усвояя Себе, но от собственного Своего лица добровольно, по домостроительству, хотя и действительно Божий Он Сын, Христос молится с воплем, со слезами, в поте и каплях крови, укрепляемый Ангелом и как бы ободряемый и утешаемый Им. «И быв в подвизе моляшеся», как говорит Евангелист, даже «прилежнее» (Лк. 22:44), даже двукратно и троекратно приносил молитву Отцу. А посему, поелику Павел, лучше же сказать, Сам глаголющий в Павле Христос, ко Христу относит таковую молитву, то может ли кто извращать, что засвидетельствовал о Себе сам Христос?


Пс.68:18.
Не отврати лица Твоего от отрока Твоего.

   Поелику Бог и Отец за преступление во Адаме отвратился от природы человеческой, то умоляет Бога обратить к ней лице Свое.

Пс.68:19. Вонми души Моей, и избави ю [от обдержащей ее смерти.

Враг Моих ради избави Мя.

   Тою обидою, какую потерпели мы от мысленных врагов, преклоняет Отца на милость к нам.

Пс.68:20. Ты бо веси поношение Мое.

   Это подобно сказанному: «яко Тебе ради претерпех поношение» (Пс.68:8).

Пс.68:21. Поношение чаяше душа Моя.

   Этим начинается описание страданий, ясно описанных и Евангелистами.


Пс.68:23.
Да будет трапеза их пред ними в сеть.

   Этим изображает, что постигнет иудеев по страдании Его. И как бы так говорит: потерпят они тоже самое, что уготовляли для Меня, желая, чтобы Я испытал это. Горе лукавому, «лукавая бо приключатся ему по делом рук его» (Ис. 3:11).


Пс.68:24.
Да помрачатся очи их, еже не видети.

   И действительно, не помрачились ли, не прияв Солнца правды?

И хребет их выну сляцы,

   потому что постиг их не временный, как у вавилонян, плен.

Пс.68:26. Да будет двор их пуст.

   Говорит это по причине опустошения, постигшего Иерусалим.

И в жилищах их да не будет живый,

   то есть из них самих, потому что никто из иудеев не обитает в жилищах Иерусалимских.

Пс.68:27. Зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша.

   Указание причины, почему потерпят они такие бедствия. Подобно же это сказанному: «поражу пастыря, и разыдутся овцы» (Мф. 26:31). Так, не прияв Того, Кто по благоволению Твоему приял поражение в страдании, сами себя лишили они собственного своего спасения.

И к болезни язв Моих приложиша.

   Говорит это, потому что Христос Сам Себя смирил, они же предали Его смерти.

Пс.68:28. Приложи беззаконие к беззаконию их.

   И это говорит, потому что и по распятии и по воскресении клеветали на Него.

И да не внидут в правду Твою.

   Да будут удалены от того блаженства, какое воздано будет праведным.

Пс.68:29. Да потребятся от книги живых.

   Хотя и были вписаны, потому что им даны обетования, но, поелику сделали и то и другое, по справедливости будут изглажены.

Пс.68:30. Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя.

   Здесь проповедуется евангельское житие, какое предначал нищий по Богу, которому и сказано: «блажени нищии духом» (Мф. 5:3). Входит же и сей нищий лик, благодаря о спасении, соделанном ему Единородным, ибо Он есть образ Отца. Возвещается также, что будут уже приносимы не кровавые жертвы, но паче жертвы хвалы и духовного песнопения.

Пс.68:33. Да узрят нищии и возвеселятся.

   Познав сие, возрадуются нищие духом. Говорят же это Апостолы ради тех, которые чрез них уверовали во Христа.

Пс.68:34. Яко услыша убогия Господь.

   Какую же услышал молитву, кроме той, в которой молился за них Единородный? И о чем молился, как не об избавлении их от уз смерти? Посему сказано:

и окованныя Своя не уничижи.

   Ибо расторг узы всех, сказав «сущим во узах: изыдите, и сущим во тме: открыйтеся» (Ис. 49:9).

И окованныя Своя не уничижи.

   Не презрел нас бедствовавших. И хорошо наименовал нас окованными за то, что потерпели это.

Пс.68:35. Да восхвалят Его небеса и земля.

   Если «радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» (Лк. 15:7), то кольми паче небеса возрадуются по освобождении всей земли. Если же небо радуется о спасении человеческом и восхваляет за сие Бога, то кольми паче сами спасенные на земле восхвалят Спасшего. Посему присовокупил: «море и вся живущая в них» . Говорит это, потому что и на островах примется спасение Божие. А словами «в них» означается: и на земле, и в море.

Пс.68:36. Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради иyдеистии.

   Кого именует «Сионом», как не святую Церковь, в которой созданы грады, то есть восставленные души человеческие? Они были падшими, когда не ведали Бога, но восставлены исповеданием, потому что иудея толкуется: исповедание.

И вселятся тамо, и наследят и

   Пребывающие ныне в пленении, по возвращении, созиждут грады свои и вселятся в них. И не сами только будут обитать в них, но и сыны, и внуки их. Ибо пророк присовокупил и это.

Пс.68:37. И семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем.

   Как рабы Его суть святые Апостолы, по сказанному: «Павел раб Иисус Христов» (Рим. 1:1), так семя их суть уверовавшие во Христа чрез Апостолов.

Оценка 3.5 проголосовавших: 20
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here