Псалом 71 толкование

Детально: псалом 71 толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 71

Оглавление [Показать]

Толкование Псалма 71

В Септуагинте (и в старославянской Библии) этот псалом ошибочно приписывается Давиду (по-видимому, и на основании сказанного в последнем стихе псалма) и воспринимается как молитва Давида о его наследнике (“надпись” – о Соломоне). На самом деле, перед нами один из двух псалмов (Пс. 126), написанных самим царем Соломоном (в еврейском тексте на это прямо указано в надписи к псалму, которая в русском тексте передана неверно – О Соломоне). В Пс. 71 отражен характер царствования Соломона, но говорится и о Тысячелетнем царствовании Мессии.

В нем развернута картина благословенного теократического правления, осуществляемого праведным “избранником” Божиим. Псалмопевец выражает уверенность в том, что этот царь будет править по законам мира и справедливости, в интересах угнетенных и беспомощных, и что многие цари подчинятся ему, и все народы благословят его (стих 17).

А. Молитва о справедливых “судах” (71:1-7)

Пс. 71:1-4. Соломон просит у Бога дать царю (по-видимому, ему самому) способность судить справедливо и праведно – в интересах людей, которые есть достояние Бога, включая и тех из них, которые бедны и беспомощны. Образы “гор” и “холмов” в стихе 3 (сравните Мих. 6:1-2) могут заключать в себе мысль о повсеместной праведной жизни под управлением угодного Богу царя. Некоторые, однако, полагают, что эти “горы” и “холмы” символизируют высокопоставленных людей в Израиле, относительно которых и высказывает царь пожелание, чтобы они тоже не угнетали нищих, но несли им мир и правду.

Пс. 71:5-7. Фраза “будут бояться Тебя” явно относится к Божественному Правителю. Благотворный страх перед Ним “пребудет”, передаваясь из поколения в поколение (в роды родов), пока светят солнце и луна. Но если стих 5 сопоставить со стихом 17, то здесь можно усмотреть и такую мысль: псалмопевец хотел бы, чтобы имя праведного земного царя и добрая репутация его не угасли в памяти грядущих поколений. Правление его сравнивается с благотворным действием дождя, орошающего землю (стих 6). Потому и праведники станут процветать во дни его… и будет обилие мира (стих 7).

Б. Да подчинятся все и вся праведному правлению (71:8-11)

Пс. 71:8-11. Псалмопевец предвидит, что царство его распространится от моря (Средиземного) до моря (вероятно, Индийского океана) и от реки (Евфрата, определявшего северную границу мира, знакомого древним евреям) до концов земли (подразумеваются южные границы этого мира). Под “жителями пустынь” понимались дикие кочевые племена, не знавшие государственности. Будут лизать прах – подразумевается древневосточный обычай целовать следы ног повелителя в знак уничижительного отныне смирения перед ним врагов его (стихи 8-9).

Цари Фарсиса и островов… Фарсис находился в юго-западной части Испании; под “островами”, скорее всего, понимались острова в Средиземном море, принадлежавшие финикийцам. Под Аравией (в еврейском тексте Шева) понималась юго-западная часть ее, соответствовавшая сегодняшнему Йемену; Сава – то же, что Сева в Быт. 10:7; находилась в верхнем Египте. Правители всех этих мест станут платить дань царю, воспеваемому в псалме.

В. Оправданность его владычества (71:12-20)

Пс. 71:12-15. Дух насилия и убийства чужд будет этому царю; напротив, он станет спасать жизнь (души) убогих. Судя по сказанному в стихе 14, в особенности по фразе “драгоценна будет кровь (залог жизни) их пред очами его”, он распространит свое царство “от края и до края земли” не посредством завоеваний, а мирными средствами; видя достоинства этого царя, его милосердие, народы добровольно подчинятся ему и с радостью будут давать ему от золота Аравии (особенно высоко ценившегося, в частности, из-за обилия в нем самородков), и молиться о нем непрестанно и благословлять его.

Пс. 71:16-17. В правление праведного царя будет обилие хлеба на земле. Это произойдет потому, что силы его подданных будут употребляться не на войну, а на “дела мира”, в частности, на развитие сельского хозяйства; при нем даже вершины гор будут обработаны и засеяны, и плоды урожаев будут радовать глаз, как радуют его замечательные кедровые леса на Ливане. Знаменательным будет и рост населения в городах, подобный росту травы на земле, что случается только в мирное время.

И благословятся в праведном царе племена, т. е. другие народы; “благословятся” в том значении, что принципы его правления благотворно скажутся на них. И станут они “ублажать” его, т. е. в свою очередь благословлять его.

Пс. 71:18-20. Стихи 18-19 представляют собой славословие (принадлежащее, как и сказанное в стихе 20, не автору Пс. 71, а составителю II-ой книги Псалмов), каким заканчивается каждая из книг Псалтири. Напомним, что II-ая книга включает в себя псалмы 40-71.

Итак, в Пс. 71 нарисована картина идеального царствования, к которому поначалу стремился Соломон (его молитву при Гаваоне в 3-Цар. 3:5-10). Действительно, царствование его было мирным, мудрые и справедливые “суды” его снискали ему славу во всем тогдашнем мире; Израиль при нем процветал. Но во второй половине жизни этот царь мало заботился об угождении Богу. Нельзя не признать, что изображенное здесь идеальное царство недостижимо для человека. Создать его посильно только Богу. Отсюда звучание “мессианских нот” в отдельных стихах псалма: это и “вечный царь” (стих 5), и владения его, распространяющиеся на “всю землю” (стихи 8-11), и воистину благословенный характер его царствования (стих 12 и 16).

Замечание в стихе 20, что на этом закончились молитвы Давида, давшее, возможно, как уже говорилось, основание считать его автором и этого псалма, на самом деле означает лишь то, что в данном сборнике (II-ой книге Псалтири) произведения Давида преобладают. Напомним, что включенные в него псалмы 43-48 принадлежат “сынам Кореевым”, а Пс. 49 – Асафу. Кроме того, в последующих книгах Псалтири читатель встретит еще 18 псалмов, написанных царем Давидом (Пс. 85; 100; 102; 107-109; 121; 123; 130; 132; 137-144).

В православной Библии текст 71 псалма предваряет надпись «псалом Давида о Соломоне», что сразу дает нам представление о его содержании. Этот псалом – молитва царя Давида о своем сыне и наследнике престола, в котором он молит Бога даровать Соломону мудрость для управления государством и совершения справедливого суда над людьми. Толкование 71 псалма повествует, что у пророка Давида было девятнадцать сыновей только от законных жен, не считая наложниц, но к Соломону у него было особенное отношение, поскольку он был сыном его любимой жены, Вирсавии. Именно его он назначил престолонаследником, несмотря на то, что Соломон был одним из самых младших его сыновей.

Молитва псалом 71 в помощь садоводам и огородникам

Очень часто толкователи пишут о том, что христианский псалом 71 является пророческим псалмом. И действительно, в его тексте Давид описывает все черты Соломона, которые прославили его, как выдающегося правителя: мудрость и терпеливость. В 71 псалме царь предсказывает, что его преемнику будут служить все народы: так оно и было, при жизни Соломона Израильское царство сохраняло свое единство, но практически сразу после его смерти начались бунты, и государство распалось на Израиль и иудею. Читать и слушать текст православного 71 псалма издавна советуют над принесенным домой урожаем, чтобы Бог благословил его.

Слушать на видео православную молитву псалом 71 на русском языке

Читать текст христианского псалма 71 на русском языке

О Соломоне. Псалом Давида.

Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя, — и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов. Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна; он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему; ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его; и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нем непрестанно, всякий день благословлять его; будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле; будет имя его благословенно вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем все племена земные, все народы ублажат его. Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь. Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.

Православный Псалтырь, текст псалом 71 на церковно славянском языке

Боже, суд твой цареви даждь, и правду твою сыну цареву; судити людем твоим в правде и нищым твоим в суде. Да воспрiимут горы мир людем и холми правду. Судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника. И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю. Возсiяет во днех eго правда и множество мира, дондеже отимется луна. И обладает от моря до моря, и от рек до конeц вселенныя. Пред ним припадут eфiопляне, и врази eго персть полижут. Царiе фарсiйстiи и oстрови дары принесут, царiе аравстiи и сава дары приведут; и поклонятся eму вси царiе земстiи, вси языцы поработают eму. Яко избави нища от сильна, и убога, eмуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет; от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя eго пред ними. И жив будет, и дастся eму от злата аравiйска; и помолятся о нем выну, весь день благословят eго. Будет утвержденiе на земли на версех гор; превознесется паче лiвана плод eго, и процветут от града яко трава земная. Будет имя eго благословено во веки, прежде солнца пребывает имя eго; и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат eго. Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса eдин, и благословено имя славы eго во век и в век века; и исполнится славы eго вся земля; буди, буди.

О Соломоне, псалом Давиду

О Соломоне. Псалом Давида.

1 Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву:

1 Боже, дай суд Твой Царю, и правду Твою – Сыну Царя,

2 судити людем Твоим в правде, и нищым Твоим в суде.

2 чтобы судить народ Твой по правде и нищих Твоих – в суде.

3 Да восприимут горы мир людем, и холми правду.

3 Да примут горы мир для народа, и холмы – правду.

4 Судит нищым людским, и спасет сыны убогих и смирит клеветника.

4 Он судить будет нищих из народа, и спасёт сынов убогих, и смирит клеветника,

5 И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов.

5 и пребудет с солнцем, и прежде луны, в роды родов.

6 Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю.

6 Он сойдёт, как дождь на руно, и как капля, падающая на землю.

7 Возсияет во днех eго правда и множество мира, дондеже отъимется луна.

7 Воссияет во дни Его правда и множество мира, доколе не упразднится луна.

8 И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя.

8 И будет Он господствовать от моря до моря и от рек до концов вселенной.

9 Пред ним припадут Ефиопляне, и врази eго персть полижут.

9 Пред Ним припадут Эфиопы, и враги Его лизать будут прах;

10 Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут:

10 цари Фарсиса и острова дары принесут, цари Арабов и Сава дары приведут,

11 и поклонятся eму вси царие земстии, вси языцы поработают eму.

11 и поклонятся Ему все цари земли, все народы рабски послужат Ему.

12 Яко избави нища от сильна, и убога, eмуже не бе помощника.

12 Ибо Он избавил нищего из рук властителя, и бедного, у которого не было помощника.

13 Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет:

13 Пощадит Он нищего и бедного, и души бедных спасёт,

14 от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя eго пред ними.

14 от лихоимства и от неправды избавит души их, и почтенно имя Его пред ними.

15 И жив будет, и дастся eму от злата Аравийска, и помолятся о нем выну, весь день благословят eго.

15 И будет жить, и дадут Ему от золота Аравии, и будут молиться о Нём непрестанно, весь день благословлять Его.

16 Будет утверждение на земли на версех гор, превознесется паче Ливана плод eго: и процветут от града яко трава земная.

16 Будет Он утверждением на земле, на вершинах гор; превознесётся выше Ливана плод Его, и процветут из города люди, как трава земная.

17 Будет имя eго благословено во веки, прежде солнца пребывает имя eго, и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат eго.

17 Будет имя Его благословенно вовеки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нём все племена земные, все народы назовут блаженным Его.

18 Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса Един.

18 Благословен Господь, Бог Израилев, Один творящий чудеса,

19 И благословено имя славы Его во век и в век века, и исполнится славы Его вся земля: буди, буди.

19 и благословенно имя славы Его вовек и во век века, и будет наполнена славою Его вся земля. Да будет, да будет!

Слава:

Слава:

Оскудеша песни Давида, сына Иессеова.

Окончились песни Давида, сына Иессеева.

Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву: судити людем Твоим в правде, и нищым Твоим в суде. Да восприимут горы мир людем, и холми правду. Судит нищым людским, и спасет сыны убогих и смирит клеветника. И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов. Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю. Возсияет во днех его правда и множество мира, дондеже отъимется луна. И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред ним припадут Ефиопляне, и врази его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут: и поклонятся ему вси царие земстии, вси языцы поработают ему. Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет: от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними. И жив будет, и дастся ему от злата Аравийска, и помолятся о нем выну, весь день благословят его. Будет утверждение на земли на версех гор, превознесется паче Ливана плод его: и процветут от града яко трава земная. Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его, и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его. Благословен Господь Бог Израилев, Творяй чудеса Един. И благословено имя славы Его во век и в век века, и исполнится славы Его вся земля: буди, буди.

В конец, псалом Давиду о Соломоне.

Содержание: В настоящем псалме предуказуется пришествие Христово и призвание язычников. Надписывается же псалом: о Соломоне, потому что Христос есть истинный Соломон – миротворец, как сотворивый обоя едино и средостение ограды разоривый (Еф. 2, 14).

(1). Боже, суд Твой Цареви даждь. Определено Тобою, Отче, чтобы единородный Сын Твой воссиял сущим на земле. Посему, да будет приведено к концу древле определенное судом Твоим. И правду Твою Сыну Цареву. Сын, Который есть Отчая правда, именуется приемлющим правду по человечеству. Ибо Христос есть и Царь, и Сын Царев.

(2). Судити людем Твоим в правде. Ибо такова причина вочеловечения – судить преобладание над нами сатаны. Потому, исходя на распятие, Христос сказал: ныне суд есть миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12, 31).

(3). Да восприимут горы мир людем, и холми правду. Горами и холмами называет здесь евангельские силы, которые древле, по причине разлившегося всюду нечестия, не обитали на земле, и которым ныне повелено восприять мир со всеми людьми.

(4). Судит нищим людским. Нищими называет происшедших от отцов идолослужителей и обнищавших во всем добром, или вообще весь человеческий род. Ибо вcu уклонишася, по изречению псалма (Пс. 13, 3). И смирит клеветника, – разумеет диавола.

(5). И пребудет с солнцем. Во веки, говорит, продлится царство Его. И прежде луны рода родов. Сей, воцарившийся в пришествие Свое над сущими на земле, есть и предвечный Зиждитель всяческих.

(6). Снидет яко дождь на руно, то есть безмолвно, сказал же это по причине утаенного Его пришествия.

(7). Возсияет во днех Его правда. Ибо во время Его пришествия прекратятся все брани между народами. И множество мира, дондеже отымется луна. Такое множество мира будет в пришествие Его, что продлится до будущих времен, в которые солнце померкнет, и луна не даст света своего (Мф. 24, 29).

(8). И обладает от моря до моря. Говорит это, потому что все народы приняли веру в Него, и выражает этим, что возобладает вселенною до самых ее пределов. И поелику пределом земли служат великие и неизмеримые моря, которым иные дают название атлантических, западного и восточного океана, то обладание вселенною справедливо означил окружающими ее отвне морями, что еще более уяснил следующий за сим стих.

(9). И врази Его персть полижут. До того покорятся Ему враги, что и не подумают о брани с Ним, почему, в переносном смысле изображены падающими на землю и чрез это выражающими свою покорность.

(12). Яко избави нища от сильна. От крайних, говорит, и до крайних пределов вселенной поклонятся Ему народы и цари, благодаря за то, что избавил их от преобладания сатаны.

(14). От лихвы и от неправды избавит души их, изглаживая данное ими против себя рукописание, и прощая задолжавшему и пятью стами и пятидесятью. И честно имя Его пред ними. У всех будет чествуем и славим.

(15). И жив будет, и дастся Ему от злата Аравийска. Это сказано относительно к Ироду, посылавшему избить младенцев. Посему говорит, что не будет Он захвачен вместе с избиваемыми детьми. А слова: и дастся Ему от злата Apaвийска – ясно означают дары, принесенные волхвами. И помолятся о Нем выну, Его именуя в молитвах и прося, чтобы чрез Него Отец сподобил даяния благ.

(16). Будет утверждение на земли, то есть Церкви и вселенной; на версах гор – Апостолов и Пророков. Превознесется паче Ливана плод Его. Ливан есть Иерусалим, а плод Его – евангельское слово. Посему говорит, что евангельская проповедь будет выше служения подзаконного. И процветут от града Его яко трава земная. И этим опять означает Церковь, о которой написано: преславная глаголашася о тебе граде Божий (Пс. 86, 3).

(17). Прежде солнца пребывает имя Его. Показывает, что Сей, не умерщвленный вместе с младенцами, есть прежде сложения мира сущий со Отцем.

(18). Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един. Описав все, что совершает Он домостроительственно для живущих на земле, возносит Ему песнь, говоря, что Он есть Бог Израилев, Который один мог совершить чудеса сии. Какие же чудеса? Не те ли, что уничтожил владычество сатаны, и от мучительства демонов избавил подвергшихся их козням? Примечай же, что ничто из сказанного в псалме не приличествует Соломону, рожденному от жены Урииной, – ни слова: (17) прежде солнца имя Его, ни другие: (11) вcu языцы поработают Ему, ни следующие: (5) прежде луны рода родов. А из всего этого явствует, что псалом сказуется о Господе нашем Иисусе Христе.

(19). И благословено имя славы. Посему всем должно песнословить Его. Ибо хотя не знаем естества Его, как неприступного, однако же познали спасительное имя Его.

Окончишася песни Давида, сына Иесссеова.

Следующая глава >

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here