Псалом 87 толкование

Детально: псалом 87 толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Тексту 87 псалма в православной Псалтири предшествует длинное надписание, поясняющее его происхождение и время написания: «Песнь. Псалом, Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита» (Пс. 87, 1).

Толкование 87 псалма говорит о том, что его автор – Еман из колена Корея, названный Езрахитом за то, что длительный период своей жизни он провел среди потомков Зары. Псалом 87 – один из самых тяжелых и печальных в Псалтири, и, хотя точный повод его написания неизвестен, историографы предполагают, что он описывает скорбь царя Давида в одном из переживаемых им бедствий.

В каких случаях принято читать текст православного псалма 87?

В христианском тексте 87 псалма автор описывает страдания человека, оставленного Богом, и сравнивающего себя с мертвыми людьми, поскольку только мертвые, согласно его представлениям, до такой степени отвержены от радости созерцания милостей Божиих.

Герой 87 псалма просит Бога сохранить ему жизнь, ибо, несмотря на многочисленные скорби, все еще не оставляет надежды на то, что Господь вернет ему Свое расположение и сокрушит его врагов. По учению преподобного Арсения Каппадокийского, читать и слушать христианский псалом 87 следует тем, кто страдает от злобы и жестокости окружающих.

Слушать на видео православную молитву псалом 87 на русском языке

Читать текст православной молитвы псалом 87 на русском языке

Песнь. Псалом, Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита.

Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою: да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему, ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня. Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти. Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои. Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою? Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя. Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня? Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю. Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня, всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе. Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.

Православный Псалтырь, текст псалма 87 на церковнославянском языке

Господи Боже спасенiя моего, во дни воззвах и в нощи пред тобою; да внидет пред тя молитва моя, приклони ухо твое к моленiю моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с низходящими в ров; бых яко человек без помощи, в мертвых свободь; яко язвеннiи спящiи во гробе, ихже не помянул eси ктому, и тiи от руки твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость твоя, и вся волны твоя навел eси на мя. Удалил eси знаемых моих от менe; положиша мя мерзость себе; предан бых и не исхождах. Oчи мои изнемогосте от нищеты; воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои. Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресят, и исповедятся тебе? Еда повесть кто во гробе милость твою, и истину твою в погибели? Еда познана будут во тме чудеса твоя, и правда твоя в земли забвенней? И аз к тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит тя. Вскую, Господи, отрееши душу мою? отвращаеши лице твое от менe? Нищ eсмь аз, и в трудех от юности моея; вознесжеся смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи твои, устрашeнiя твоя возмутиша мя; обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе. Удалил eси от менe друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 87

Оглавление [Показать]

Толкование Псалма 87

Указание в стихе 1 (соответствующее вводной надписи), на то, что этот псалом предназначался для пения, говорит о том, что он был написан для музыкально-вокального исполнения сынами Кореевыми. Автором псалма был Еман (о нем в 1-Пар. 15:19; 16:41-42; 25:1). Современник царя Давида, он был одним из мудрецов тех дней (3-Цар. 4:31). “Езрахитом” назван здесь, очевидно, потому, что, будучи левитом, жил какое-то время среди потомков Зары из колена Иудина. Значение слова махалаф забыто, но полагают, что оно указывает на характер мелодии. Учение – слово это в надписях, предваряющих некоторые псалмы, означает “глубокое размышление” (над событиями или душевными состояниями).

Псалом 87 считается одним из самых печальных в Псалтири. В нем говорится о непрестанной молитве того, кто безысходно страдает и уже видит себя на краю могилы. Однако он продолжает обращаться к Господу – не в последнюю очередь потому, что хотел бы и впредь славить своего Создателя, а мертвым этого не дано.

А. Псалмопевец о своих неимоверных страданиях (87:2-10)

Пс. 87:2-10. Молитва страдальца непрестанна: она не прекращается ни днем, ни ночью. В первой части стиха 4 речь о душевных муках, а во второй – о приближении физической смерти. в стихе 5-7 псалмопевец сравнивает себя с мертвыми, брошенными в могилу, о которых Господь уже не вспоминает и не заботится (они отринуты… от руки Его). Однако словно тяжелую давящую плиту ощущает он на себе ярость Господню, которая как бы волнами накатывает на него (очевидно, образ страданий, сменяющих друг друга; напомним еще, что “волны”, воды нередко служат в Библии символом бедствий). В стихе 9 речь может идти о какой-то тяжелой болезни, сделавшей страдающего ею отвратительным в глазах знакомых ему людей; она же связала его в движениях (я заключен, и не могу выйти). От непрестанных слез несчастный стал слабеть зрением, но не ослабела сила его молитвы (весь день… простирал к Тебе руки мои; стих 10).

Б. Размышления о посмертной участи (87:11-19)

Пс. 87:11-19. Молитва об избавлении от бедствий продолжается здесь в свете размышлений автора псалма о посмертной участи людей: заключенные во гробе, пребывая во мраке (там, где нет привычного им света дня), они словно бы позабыты Господом (свое посмертное существование они проводят в земле забвения). Милость Господа уже не простирается на них, и истина Его для них не звучит, не для них совершаются чудеса Его. Назначение человека – славить Создателя, но мертвые этой возможности лишены. Да не окажется безвременно и он, Еман, там, где не сможет славить Господа!

С мыслью об этом псалмопевец, едва забрезжит утренний свет, устремляется к Богу с молитвой (стих 14). Не отвергай души моей, не скрывай лица Твоего от меня! – молит он (стих 15). И снова сетует на то, что несчастен… с юности и изнемогает от ужасных своих обстоятельств (стих 16). Они, подобно воде (символ бедствий), окружают его, и близкие его оставили его…

Продолжаем наш «урок церковно-славянского», начатый в предыдущих темах и

Попробуем разобраться с трудными местами 87 псалма, который стоит несколько особняком в композиции Шестопсалмия.

 «Это самый печальный из всех псалмов Шестопсалмия: чем больше молится псалмопевец, тем бедственнее становится его положение; более того, он чувствует на себе Божий гнев: «на мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел ecu на мя». Он видит себя покинутым всеми, а главное — Самим Богом: бых яко человек без помощи, подобно мертвым, которые от руки Твоея отриновени быша. Так во всяком случае видится этот псалом с внешней стороны. Праведнику угрожает смертельная опасность: положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней; он уже представляет себя во гробе, но не перестает призывать Бога. Св. отцы учат, что страдания и скорби Господь посылает нам не зря: они очищают душу и смиряют человека. Так и псалмопевец уже не просит ни об избавлении от врагов, ни о духовных радостях, он просит Бога лишь не отвращать лица Своего от него  и смиряется пред волей Божией.»

 Так пишет в своей работе, посвященной содержанию, особенностям и духовному смыслу шестопсалмия Н.П. Борисова.

Полностью прочитать эту работу можно здесь:

http://www.liturgica.ru/bibliot/hexapsalm.html 

Кстати сказать, очень рекомендую это сделать. Грамматика грамматикой, а духовный смысл Шестопсалмия – разговор отдельный и очень серьезный.

Но обратимся к тексту:

Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему, яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с низходящими в ров, бых яко человек без помощи, в мертвых свободь, яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене, положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты, воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои. Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя. Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея; вознес же ся, смирихся, и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя, обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей. Предлагаю для начала составить словарик малопонятных и совсем непонятных слов.

Итак:

Привменен Привменяти (ся) – уподоблять(ся), приравнивать (ся). Значит «привменен» можно перевести как уподобился или был причтен;

Свободь – свободный, вольный, предоставленный самому себе,  оставленный, брошенный. Из контекста псалма следует, что наиболее точными при переводе будут два последних значения.

Ктому … Внимание! Это не предлог, слившийся с местоимением, а НАРЕЧИЕ, которое следует переводить как

более, уже, впредь .  В нашем тексте – ихже  не помянул еси ктому – следует обратить внимание на частицу не. Она определяет в данном тексте отрицательный смысл наречия: более не помянул (и не поминаешь).

Сень – тьма, мрак. Сень смертная – мрак смерти.

Вскую – зачем, для чего

Еда – неужели, разве, ли. Большая просьба не путать это наречие с наречием же егда (когда)

Пове́сть – поведает. Это архаичный глагол, который спрягается так же, как глагол бытии в настоящем времени: аз есмь – ты еси – он есть,  аз вем (ведаю) – ты веси (ведаешь) – он весть (ведает). Соответственно, пове́сть – поведает.

Страсть – страдание.

Зло – бедствие, страдание.

Вот вроде бы и все непонятные слова.

Теперь немного о грамматике. В псалме несколько раз употребляется глагол

быти в прошедшем времени.

бых яко человек без помощи, подобно мертвым, которые от руки Твоея отриновени

быша …  предан

бых и не исхождах.

Глагольное окончание –хъ указывает на первое лицо и единственное число (азъ),  окончание – ша – на множественное число и третье лицо (они).

Но вот сам-то глагол не так прост, как может показаться. Казалось бы, очевидно, что

быхъ нужно переводить словом был, а

быша – были. Но… для этого в церковно-славянском языке существует другая форма глагола быти  –

бехъ, беша . Вот она, эта форма, указывает на некое, не имеющее начала и конца прошедшее время. А форма

быхъ (

быша, бысть ) – на действие, имеющее некий предел длительности. Поэтому глагол

быхъ лучше переводить не словом был, а словом

стал (

сделался ). Вот замечательная иллюстрация к этой языковой закономерности – отрывок из Евангелия от Иоанна (1, 15):

Иже по мне грядый, предо мной

бысть , яко пе́рвее мене

бе .  (Тот, Кто за мной шел, впереди меня стал (сделался, а не встал! – Т.Г.), потому что был прежде меня меня.)

В третьем лице глагол

бысть может использоваться так же в значении «случилось», «сделалось так».

На этом наши грамматические изыскания можно, пожалуй, прекратить. Самое время предоставить слово святителю Афанасию Великому и вновь «полистать» Толковую Библию Лопухина.

http://lopbible.narod.ru/psa/_psa074.htm
http://lopbible.narod.ru/psa/_psa075.htḿhttp://mystudies.narod.ru/library/a/athanasius/psalms/087.htm

Ну, и наконец, два перевода 87 (в ТаНаХе – 88) псалма на русский язык.

Псалом 87Псалом. В гимнах. Сынам Кореевым. В конец. Радостная хоровая песнь. Для ответа. Вразумления. Емана Израильтянина.

 Господи, Боже спасения моего! Днем и ночью взывал я пред Тобою.  Да войдет пред лицо Твоё молитва моя, приклони ухо Твоё к молению моему.  Ибо душа моя исполнилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к аду.  Я сравнялся с низходящими в могилу, я стал, как человек безпомощный,  с мертвыми свободный, как убитые, лежащие в гробу, о которых Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.  Положили меня в ров преисподний, во мрак и тень смертную. На мне отяготела ярость Твоя и все волны Твои навел Ты на меня.  Ты удалил знакомых моих от меня: сочли меня мерзостью для себя, я предан, и не имею выхода. Глаза мои изнемогли от страдания: взывал я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои. Ужели для мертвых творишь чудеса? Или врачи воскресят, и они будут исповедовать Тебя? Ужели кто в гробу будет возвещать о милости Твоей и о истине Твоей в погибели?  Разве во мраке узнаны будут чудеса Твои и правда Твоя в земле забытой?  Но я к Тебе, Господи, воззвал и утром молитва моя предварит Тебя.  Для чего, Господи, отвергаешь душу мою, отвращаешь лицо Твоё от меня?  Я нищ и в трудах с юности моей: поднявшись, смирился и изнемог. Надо мною пронесся гнев Твой, устрашения Твои потрясли меня:  окружили меня, как вода, во весь день, объяли меня все вместе.  Ты удалил от меня друга и ближнего, и знакомых моих из-за страдания.

(Пер. – П. Юнгеров)

88
1.Песнь. Псалом сыновей Кораха. Руководителю: на махалат, громко. Учение Эмана Эзрахи.
2. Господь, Бог, ниспосылающий мне спасение! В час, когда я ночью взываю к Тебе,
3. Пусть дойдет до Тебя молитва моя! Приклони ухо к зову моему!
4. Ибо душа моя преисполнена горестями, жизнь моя подошла к преисподней.
5. Причислен я к числу покойных, всех сил лишенных.
6. От всего свободный, как мертвецы, как трупы, в могилах покоящиеся, о которых Ты больше не вспоминаешь, которые от руки Твоей отринуты.
7. Ты отправил меня в пропасть преисподней, во мрак и бездну.
8. Давит на меня гнев Твой, волнами поднимается на меня.
9. Ты удалил от меня друзей, Ты сделал меня омерзительным для них; узник я без права выхода.
10. Глаза сохнут от страданий, все время зову Тебя, Господи, руки к Тебе простираю.
11. Разве для мертвых творишь Ты чудеса? Разве встают усопшие, чтобы славить Тебя?
12. Разве рассказывают в могиле о покровительстве Твоем, о верности Твоей – в преисподней?
13. Разве во мраке ведут повествование о чудесах Твоих, о справедливости Твоей – в стране забвения?..
14. Я же к Тебе, Господи, взываю, поутру молитва моя предстает пред Тобой.
15. Почему же, Господи, Ты пренебрегаешь душой моей, скрываешь от меня лик Свой?
16. С юности страдаю я, умираю, непрерывно сношу ужасы, Тобой ниспосылаемые!
17. На меня обрушивается ярость Твоя, страдания уничтожают меня,
18. Как вода, окружают меня все время, обступили меня стеною.
19. Ты удалил от меня приятелей и друзей, только тьма в дружбе со мной…
(Пер. – Меир Левинов)

(1). Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже отвещати, разума Еману Израильтянину.

Содержание: В этом псалме изображается смерть, какую приял за нас Христос, чтобы, проповедав духам сущим во аде, даровать нам воскресение. Псалмопевец оплакивает также Иерусалим, как утративший упование на Христа. А Иерусалим, т. е. народ иудейский, в древности составлял как бы некий лик, почему и именовался уделом или жребием Господним. Поэтому и псалом надписывается для Маелефа, т. е. для ликования или лика. Поскольку же таинство Христово глубоко и к уразумению его потребен крайне тонкий духовный разум; то в надписании сказано: разума. Говорится же, что псалом есть Еманов, сложенный в Египте для Моисея, А Еман этот был потомок Израиля, как происшедший от Зары, который есть сын Иуды, сына Израилева.

(2). Господи Боже спасения моего, во дни воззвах. Как Благой, провидев отпадение народа и погибель ученика, воссылает за них молитвы к Отцу, чтобы и они, не приобщаясь злобе, могли улучить даруемое Им спасение.

(4). Яко исполнися зол души Моя. Хотя наши понес Он грехи и о нас болезнует; но справедливо о Себе говорит, что исполнился зол. и живот Мой аду приближися. Говорит это, потому что, по благодати Божией, за весь мир вкусил смерть.

(5). Бых яко человек без помощи, (6) в мертвых свободь. Один Иисус и умер, по слову Исайи, ради беззакония людей ведомый на смерть (Иса. 53, 8), и, когда был мертв, пребыл свободным; потому что не имел греха, который соделывал бы Его повинным смерти, почему и сказал: область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю (Ин. 10, 18).

Яко язвеннии спящии во гробе. Уподобился Я людям, покрытым ранами и лежащим в гробах. Но они, как не сподобившиеся Твоей помощи, не улучили воскресения; а Я, говорит, и язвлен за грехи людей, и положен во гроб, но не остался там, потому что Ты воспомянул о Мне, по Моем уязвлении и положении во гроб, и Я воскрес поправ смерть.

(8). На Мне утвердися ярость Твоя. Яростью Божиею называется проклятие смерти, наложенное на род человеческий. Итак, поскольку Он стал за нас клятвою (Гал. 3, 13), то и говорит, что утвердися на Нем ярость Божия.

И вся волны Твоя навел ecu на Мя. Волнами называет тяжкое наказание, наложенное на род человеческий за преступление заповеди; разумеет же опять смерть.

(9). Удалил ecu знаемых Моих от Мене. Говорит это, потому что во время страданий все Его оставили. Положиша Мя мерзость себе. Смотри, как и доныне иудеи гнушаются именем Христовым. Предан бых, и не исхождах. Говорит это, потому что заключен был в доме начальника синагоги.

(10). Очи мои изнемогосте от нищеты. Я плакаль о народе, видя, как лишается он богатства по Богу и впадает в крайную нищету.

Воззвах к Тебе, Господи, весь день. Поэтому, даруй единственное средство к избавлению от зол – Твое промышление, Владыко. Ибо умоляю Тебя, непрестанно воздевая руки. А это положение тела выражает мучительную скорбь души; потому что вынуждаемый только необходимостью в таком положении усердно упрашивает Того, Кто может помочь ему.

(11). Еда мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресять? Объясняет нам причины Своего нисхождения в смерть, как бы так говоря: поскольку и мертвым невозможно было творить чудеса, и врачам воскрешать, да исповедятся Тебе; а равно и осужденные на погибель не в состоянии были познать Твою истину: то Я, Отче, вменен Поэтому с сущими во аде, чтобы и те, которые пребывают (13) в земли забвенней, воскреснув, познали опытом чудеса Твои, и те, которые издревле во тьме, повидали истину Твою.

(12). Еда повесть кто во гробе милость Твою? Мертвым, которые разрушились в прах, пребывают во мраке смерти и преданы забвению, невозможно быть причастниками Твоего человеколюбия и соделаться зрителями чудес Твоих.

(13). Еда познана будут во тме чудеса Твоя? Как для погибших нет истины, так для омраченных нет чудесного. А земля забвенная есть разумная душа, лишенная плодов Святого Духа.

(15). Вскую, Господи, отрееши душу Мою? отвращавши лице Твое от Мене? Так Христос молился за народ израильский; Иудеи же по чрезмерности злобы своей оказываются недостойными спасения, как бы недействительною соделав молитву Христову о них.

(16). Нищ есмь Аз, и в трудех от юности Моея. Нищ; потому что приял на Себя зрак раба, и в трудех от юности; потому что от пелен Своих подвергался злоумышлениям Ирода и подобных ему. Вознесжеся, смирихся и изнемогох. Вознесением называет восшествие Свое на крест, по сказанному Им: егда вознесете Сына Человеческого (Ин. 8, 28). А под словом «смирихся» разумеет нисшествие Свое во ад.

(17). На Мне преидоша гневи Твои. На Меня, говорит, подвиг Ты весь гнев, и самыми страшными наказаниями возмутил Меня, и погрузил Меня в них, как в водах.

(19). Удалил ecu от Мене друга и искреннего, и знаемых Моих от страстей. Страстями называет время Своего страдания. Поэтому говорит, что во время страдания оставили Его друзья и знаемые (близкие). Поскольку же послушен был Отцу даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8), и на кресте оставлен учениками; то и говорит, что Отец удалил от Него друзей и знаемых (близких).

Следующая глава >

Оценка 3.2 проголосовавших: 22
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here