Псалом 9 толкование

Детально: псалом 9 толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Текст 9 псалма – необычный, написанный, по одной из версий исследователей церковной истории, царем Давидом после смерти его сына Авессалома, по другой – после смерти одного из его любимых певчих. В еврейском варианте каждый его стих начинается буквой еврейского алфавита, и, кроме того, в еврейской традиции он разделен на две части.

Христианский псалом 9 объединен с 10 псалмом еврейской книги псалмов Тегилим, поэтому его символически можно разбить на две части. Первая часть текста 9 псалма – благодарственно-хвалебная: в ней Давид благодарит Бога за защиту от врагов, славит Его за то, что Он не оставляет царя Израиля милостью Своей и слышит его молитвы. Вторая часть песни – просительная, в ней правитель обращается к Творцу недоуменно: почему Ты, Господи, не наказываешь грешников, попуская им творить беззакония? Во второй части православного псалма девятого Давид просит Бога восстать на защиту угнетенных и обиженных и призывает Его показать людям Свою силу. Слушать и читать 9 псалом рекомендуется людям, мучимым ночными кошмарами.

Слушать на видео православную молитву псалом 9

Читать текст молитвы псалом 9 на русском языке

Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний. Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим, ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними. Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи. Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его, ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных. Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти, чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем. Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их. Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога. Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет. Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они. Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»; уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком — его мучение и пагуба; сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его; говорит в сердце своем: забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда. Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца. Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»? Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник. Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия. Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

Текст Псалтыри псалом 9 на церковно славянском языке

Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.

Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса твоя. Возвеселюся и возрадуюся о тебе, пою имени твоему, вышнiй. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица твоего. Яко сотворил eси суд мой и прю мою; сел eси на престоле, судяй правду. Запретил eси языком, и погибе нечестивый; имя eго потребил eси в век и в век века. Врагу оскудеша oружiя в конец, и грады разрушил eси; погибе память eго с шумом. И Господь во век пребывает, уготова на суд престол свой; и той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовременiих, в скорбех. И да уповают на тя знающiи имя твое, яко не оставил eси взыскающих тя, Господи. Пойте Господеви, живущему в Сiоне, возвестите во языцех начинанiя eго; яко взыскаяй крови их помяну, не забы званiя убогих. Помилуй мя, Господи, виждь смиренiе мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных; яко да возвещу вся хвалы твоя во вратех дщере Сiони; возрадуемся о спасенiи твоем. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша; в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь eсть Господь судьбы творяй; в делех руку своeю увязе грешник. Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающiи Бога. Яко не до конца забвен будет нищiй, терпенiе убогих не погибнет до конца. Воскрсни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовременiих, в скорбех? Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищiй; увязают в советех, яже помышляют. Яко хвалимь eсть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь eсть. Раздражи Господа грешный; по множеству гнева своего не взыщет; несть Бога пред ним. Оскверняются путiе eго на всяко время; отемлются судьбы твоя от лица eго; всеми враги своими обладает. Рече бо в сердцы своем; не подвижуся от рода в род без зла; eгоже клятвы уста eго полна суть, и горести и льсти; под языком eго труд и болезнь. Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, eже убити неповиннаго; oчи eго на нищаго призираете. Ловит в тайне яко лев во ограде своей, ловит eже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит eго; преклонится и падет, внегда eму обладати убогими. Рече бо в сердцы своем; забы Бог, отврати лице свое, да не видит до конца. Воскрсни, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца. Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем; не взыщет. Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце твои; тебе оставлен eсть нищiй, сиру ты буди помощник. Сокруши мышцу грешному и лукавому; взыщется грех eго и не обрящется. Господь царь во век и в век века; погибнете, языцы, от земли eго. Желанiе убогих услышал eси, Господи, уготованiю сердца их внят ухо твое. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 9

Оглавление [Показать]

Толкование Псалма 9

В еврейской Библии этот псалом разделен на два; первый заканчивается на стих 21. со стихом 22 начинается Пс. 10. В синодальной Библии это один псалом под номером 9. Псалмы 9 и 10 в еврейском оригинале связаны друг с другом особым литературным приемом: и в том и в другом почти каждый стих начинается с буквы еврейского алфавита в их последовательном порядке (иначе говоря, они представляют собой поэтическое произведение, написанное акростом). Обращает на себя внимание и сходство словарного состава, общность выражений.

Разделение Псалма 9 на два может быть оправдано тем, что первая его часть (стихи 1-21) является торжественной песнью благодарения, тогда как вторая (Пс. 9:22-39) – жалоба на “нечестивых” и молитва о наказании их.

Итак, Псалом 9. Автором его считается Давид. В стихе 1 – указание начальнику хора и надпись, по-русски переданная как “По смерти Лабена”; в англ. переводе звучит как “На смерть сына”. Выяснить значение этой надписи богословам не удалось. Полагают, что псалом написан в благодарность Богу за дарование победы над сирийцами. (Идумеи, воспользовавшись этой войной еврейского царя на севере, грабили и убивали беззащитное население страны на юге ее; имея это в виду, легче понять “вторую часть” Псалма 9.)

Давид славит Господа за праведный суд Его над нечестивыми языческими народами и за то, что Он – вечный истинный Судия, на Которого могут уповать страдающие (стихи 2-13). Следует молитва о помощи свыше и впредь, о наказании и в будущем, как в этой войне, язычников (па познают они, что они всего лишь “человеки”), чтобы праведники всегда могли возносить Ему хвалу (“темы” эти “переплетаются” в стихах 14-21).

В последней части Псалма 9 (стихи 22-39) тема хвалы за праведное воздаяние выражена не столь очевидно; здесь ударение на мольбе о неотложной помощи “бедным и угнетенным”. Псалмопевец описывает злобность “нечестивого”, чуждого страха Божия, не знающего жалости к “бедным” Он молит Господа “восстать” и “сокрушить” его.

А. Хвала: явление высшей праведности (9:2-13)

Пс. 9:2-3. Буду… возвещать… чудеса Твои. Здесь, вероятно, подразумеваются победы, которые Бог дал Давиду одержать над сирийцами. В честь этих побед, обещает псалмопевец, будут устроены народные торжества, где царь и его подданные станут радостно славословить имя Всевышнего (стих 3).

Пс. 9:4-7. Язычники – враги Давида и Божии враги обращены назад, они обречены на гибель (стих 4), остались безоружными, и города их Ты разрушил (руками Своего народа, подразумевает Давид); стих 7. Все это произошло потому что Судия праведный судил в пользу Давида (стих 5).

Пс. 9:8-11. Вечный Судия. Который будет судить вселенную по правде, – на стороне “угнетенного”, для которого является прибежищем во времена скорби. Поскольку речь тут идет о “суде над народами по правоте”, полагают, что под “угнетенным” подразумевается еврейский народ, имеющий в Господе своем “прибежище во времена скорби”. Целью Давида было передать своим соплеменникам ту беззаветную веру в истинного Бога, являющегося подлинным защитником, которую имел он сам. Под “знающими имя Твое” (стих 11) как раз и понимаются те, кто признавали Иегову единственным истинным Богом и служили Ему

Пс. 9:12-13. На Сионе (в скинии, а потом в храме) находился ковчег завета – местопребывание Господа.

Ибо Он взыскивает за кровь; даруя Давиду победы над язычниками, которые нападали на жителей еврейских поселений, грабили и убивали их, Господь “взыскивал” с “нечестивых” за кровь Своего народа.

Б Молитва о помощи (9:14-21)

Пс. 9:14-15. Следует мольба об охране на будущее – от врагов Давида, ненавидящих его. “Вознести от врат смерти” значит отвести от “врат” в преисподнюю (шеол), т. е. спасти от возможной гибели. Да не иссякнут у Давида причина и повод “возвещать похвалу” Господу у ворот Иерусалима (иносказательно назван “дщерью” горы Сион); площадь перед воротами в древневосточных городах была, напомним, самым многолюдным местом.

Пс. 9:16-17. Речь опять о поражении языческих народов, которое Давид нанес им силой Господней. На собственном горьком опыте они познали теперь, что страшен суд Господа. Бога истинного.

Пс. 9:18-19. Гибель и ад – удел нечестивых. Под “забывающими Бога” могут пониматься отвергающие Его

Под “нищими” и “бедными” в стихе 19 могли подразумеваться жители еврейских поселений, разоренные в результате опустошительных набегов язычников. Господь вспомнит о них, и надежда их на Него оправдается.

Пс. 9:20-21. В первой фразе стих 20 псалмопевец выражает страстное желание, чтобы делами народов управлял Господь (да не преобладает в них человек!). О том же мольба и в следующем стихе: да осознают народы, что все они пред лицом высшего Судии, да не полагаются на силы свои и военное искусство (которые и у “нечестивых” могут оказаться немалыми), да поймут, что они – всего лишь человеки (здесь евр. енос. т. е. бессильный смертный человек)

Пс. 9:22. Начиная с этого стиха “молитва о помощи” обретает более конкретный характер. Как уже говорилось, эта часть псалма могла быть навеяна Давиду мыслями о жителях южной Иудеи, которые неспособны были оказать серьезное сопротивление идумеям, постоянно совершавшим на них набеги, (Мужское население этой части страны, способное носить оружие, сражалось на севере – с сирийцами.) Это о них, беспомощных, скорее всего, скорбит Давид, “упрекая” Господа, что стоит вдали от них.

Пс. 9:23-28. Гневно и горестно “характеризует” Давид разбойников-идумеев (дерзких, коварных и жадных; стихи 23-24). Они надменно полагают, что Господь, Бог евреев, “не взыщет” с них, что суды Его не угрожают им (стихи 25-26).

В стихе 27 псалмопевец “воспроизводит” дерзкую убежденность идумеев, что евреям от их ударов скоро не оправиться, и что сила будет на их стороне и при детях их и при внуках (“не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла”).

Пс. 9:29-32. Описание коварных приемов идумейских “охотников” за людьми, в чьи сильные когти “падают” жители иудейских городов и деревень (“бедные, невинные”). Идумеи же думают, что тех “забыл Бог их, что Он закрыл лице Свое, не увидит никогда”.

В. Давид молит Господа об отмщении (9:33-39)

Пс. 9:33-36. Восстань, Господи, молит псалмопевец, подними руку Твою в защиту угнетенных – ведь они Твой народ. Не оставь безнаказанными нечестивых, пренебрегающих Тобою. Нанеси врагам евреев такой удар (Сокруши мышцу их!), чтобы и следа не осталось от их нечестия.

Пс. 9:37-39. Давид знает, что Господь – царь вечный и непобедимый. Псалом 9 он завершает на торжествующей ноте уверенности: настанет день, когда язычники… исчезнут с этой земли, которую Он отдал народу Своему. Но и до тех пор, молит псалмопевец, исполни желание смиренных рабов Твоих, услышь их теперь же, помоги им, укрепи их душевные силы. Не дай им оставаться во власти злых людей, да боятся они лишь Тебя одного, а не “человека на своей земле!”

Псалом 9 представляет собой молитвенное произведение, которое связано с последующим десятым псалмом особым литературным приемом, в котором почти каждый стих начинается буквами еврейского алфавита в той же последовательности и порядке, написанное экростом. Очень схожи эти псалмы и по словарному составу и по общности поэтических выражений.

Псалом 9 разделен на две части, это оправдано тем, что стихи 1 — 21 являются торжественной песнью, представляющей благодарение Всевышнему. Вторая часть псалма 9 — это жалоба на нечестивых и молитвенное прошение об их наказании.

Толкование псалма 9

В начале псалма 9 дается указание начальнику хора и надпись, которая в русском варианте звучит как «На смерть сына». К сожалению, ни одному из богословов не удалось выяснить значение этой надписи. Девятый псалом написан в знак благодарности Господу о даровании победы над сирийцами. Во второй части псалма 9 говорится о том, как идумеи, воспользовавшись войной еврейского народа на севере, стали грабить и убивать беззащитных людей в южных городах. В молитвах своих Давид славит Бога за праведный суд, совершенный над нечестивыми язычниками и за то, что Он есть высший Судья, на которого могут уповать все страждущие. В своей пламенной молитве Христу, пророк просит о помощи свыше и впредь, о наказании в будущие времена как и в этой войне язычников, чтобы праведники могли возносить хвалу Богу во веки веков.

В последних стихах псалма 9 очень ярко выражена тема хвалы, также, здесь акцент падает на мольбу о скорой помощи бедным и угнетенным. Живописно рисует псалмопевец злобу нечестивого, чуждого страха Божьего, который не знает жалости к бедным. Давид молит Всевышнего в псалме 9 восстать и сокрушить его. В этих стихах хвала представляется как явление высшей праведности. В честь побед, которые Бог дал одержать Давиду, псалмопевец обещает устроить народные гуляния, где сам царь и его подданные станут радостно восхвалять имя Господа. Язычники посрамлены и обращены на гибель. Судья праведный судил в пользу царя и за это Давид восхваляет его благодетель.

Значение псалма 9

Главной целью псалмопевца в стихах псалма 9 было желание передать своему народу ту беззаветную веру в истинного Бога, который является подлинным защитником всех, кто служит Ему. Даруя победу над язычниками, Господь взыскивает за зло, причиненное жителям еврейских поселений во время грабежей и убийств. Гибель и ад — удел нечестивцев.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд.

Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять…

Истинный текст псалма 9

Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний. Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим, ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними. Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи. Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его, ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных. Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти, чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем. Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их. Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога. Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет. Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим. Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они. Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»; уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком — его мучение и пагуба; сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его; говорит в сердце своем: забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда. Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца. Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»? Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник. Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия. Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

псалом 9 толкованиеПрошлую статью о девятом псалме мы закончили тем, что Господь сделал всё возможное для Спасения каждого из нас. И только от нас зависит – воспользоваться открытой Ним для нас возможностью Спасения, или не воспользоваться. Девятый псалом говорит и об этом. Любой, кто захочет ознакомиться с текстом данного псалма, увидит, что там очень много сказано о людях, которые прогневляют Бога. Преступления таких людей описаны красочно и подробно. Вот только одно из таких мест: «Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповинного, очи его на нищего призираете. Ловит в тайне, яко лев, во ограде своей, ловит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими» (Пс. 9:28-31).

Или в русском переводе Юнгерова:

«Уста его полны клятвы, горечи и лести, на языке его мучение и злоба. Сидит он в засаде, в тайниках, с богатыми, чтобы убить невинного, глаза его подсматривают за нищим. Подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, привлекши его сетью своею. Смирит его, наклонится и упадет, когда он обладает убогими».

Слова эти можно, конечно, отнести к врагу рода человеческого – дьяволу, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8), и для этого расставляет свои сети.

Но их можно отнести и просто к человеку, который считает возможным жить за счет другого, обирая другого.

Быть может, я не прав, но мне кажется, будет полезнее рассматривать их по отношению к человеку. Ведь мы не бесы, а люди. И нам важнее знать причины неправильной жизни людей, а не бесов.

Псалмопевец не только живописно рисует картину того, как неправедно живет нечестивый человек. Давид указывает на главное – причину такой жизни.

«Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет» (Пс. 9:34).

Или в переводе Юнгерова: «Отчего прогневал нечестивый Бога? Оттого, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет».

Кстати, кто-то из тех, кому больше тридцати, еще помнит такое имя – Карл Маркс? Во времена моей юности он был очень уважаемым человеком! Некоторые его труды изучали в школе, высказывания заучивали наизусть, а потом помнили всю жизнь. Одно из таких высказываний – «Бытие определяет сознание». Или если точнее – «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Зачем я обо всем этом вспоминаю? Затем, чтобы обратить внимание читателя на то, что согласно Святому Писанию – всё совершенно наоборот!

Не бытие определяет сознание, а именно сознание определяет бытие! Сначала идет мысль, а потом действие. Если мысль правильная, то и действие будет правильным. Как ты мыслишь, как ты веришь, так ты и будешь жить! Не с плохих дел начинается наше падение! С плохих мыслей, которые предшествуют неудачному выбору, оно начинается!

Почему человек, упоминаемый в рассматриваемом отрывке девятого псалма, прогневал Бога? Потому, что перед своим поступком пустил в своё сердце неправильную, ложную мысль!

Потому, что решил – «Бог не накажет, не взыщет»!

Велика мысль человеческая – именно с нее начинаются и величайшие подвиги, и страшнейшие злодеяния. Именно поэтому  в христианской аскетической литературе есть совет по мере сил бороться с греховными помыслами! Тем, кто хочет прожить христианскую жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, пока они не укоренились в сознании, не пленили сердце, не ослабили волю и не привели к греховным поступкам.

Но как отличить плохое от хорошего? Ведь мы живем в современном мире, в мире, в котором принято всё ставить под вопрос. То, что считалось само собой разумеющимся еще лет сто-двести назад, сейчас подвергается сомнению.

Семья, обычная традиционная семья, в которой папа-мама и детишки – это хорошо? Или может должен быть «свободный союз свободных людей»? Захотели – сошлись, насытились друг-другом – разбежались? Образовали новые «свободные пары», а – дети? А что дети? Вырастут – поймут?

Или уважение к родителям, забота о них – это хорошо? Или наоборот – старики «тормозят прогресс» и место им в домах престарелых? Чтобы молодым наслаждаться прогрессом не мешали?

Как отличить хорошее от плохого?

На этот вопрос много веков назад ответил апостол Павел в письме к Тимофею. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).

Разумеется, апостол Павел имел в виду учение христианское. А зачем вникать в это учение? Для того, чтобы узнать, что считает хорошим и что считает плохим Тот, Кто дал нам христианство – то есть Творец вселенной, Сам Бог!

Иной раз люди задаются таким вопросом – а может ли существовать настоящий праведник без веры в Бога? Может ли человек в Бога не верить, но при этом жить чистой-чистой жизнью?

Как по мне – вряд ли, очень вряд ли!

Конечно, не сто´ит забывать слова апостола Павла: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15).

То есть совесть дана каждому человеку, и она, как компас, могла бы указывать и верующему и не верующему, на то, какие поступки хороши, а какие нет.

Но – грехопадение изломало нас! Всё в нас сломано, смешано, не на своем месте… И совесть – тоже.

Человек столь легко увлекается собственными страстями, что голос совести в себе он заглушит всегда!

Ну, а поскольку человек умен, то он всегда найдет оправдание своим поступкам. Как сказано в девятом псалме: «Хвалим есть грешный в похотях души своея» (Пс. 9:24).

Мы – такие, да. Мы за всё на свете себя похвалить можем!

Именно поэтому нам, чтобы жить правильно, необходим некий эталон, с которым мы могли бы сравнивать свои поступки, мысли, чувства, желания.

И такой эталон у верующих есть.

То, что считает хорошим Бог – то и есть хорошо. Что Он считает плохим – это и есть плохо.

То есть поссорился человек с женой, решил развестись. По современным представлениям, развод – это вполне нормально! Но человек сначала решил сопоставить свое желание с мнением Господа. Открыл «Евангелие от Матфея», нашел главу 19 и в ней прочел, что Господь разводы не одобряет…

И – помирился с женой! То есть поступил правильно Бога ради!

А неверующий не угодит Богу уже просто потому, что не будет знать, как это сделать! Он не станет «вникать в учение» (1 Тим. 4:16), чтобы знать, какие именно поступки Бог считает хорошими.

И он не станет «вникать в себя» (1 Тим. 4:16), чтобы понять, какие именно мысли и желания в нем не от Бога, и что внутри себя нужно исправлять.

И на нем сбудутся слова апостола Павла – «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).

Без веры угодить Богу невозможно! Ровно так же, как невозможно на лодке без карты доплыть из Одессы в Калькутту. С картой (в которую нужно было бы постоянно вникать!) – можно попытаться. Без карты – никак!

Прав, прав святитель Николай Сербский:

«Путники в пути должны выполнять указания Проводника. Иначе собьются с пути и пропадут. Особенно должны повиноваться всем указаниям, до малейших, Проводника на тесном пути, ведущем к вечной жизни в Царстве Небесном… Ибо путь тесен и опасен, и по обе стороны от него полно соблазнов и сетей антихристовых».

Вот и тот нечестивый, о котором говориться в рассматриваемом стихе псалма (Пс. 9:34) – в чем была его ошибка? В том, что он не слушал слов, высказанных Духом Святым (по выражению Николая Сербского «не слушал Проводника на пути, ведущем в Царство Небесное»).

Этот бедный человек был одним из тех, кто сами всё знают, и не позволят другим себя поучать. Он  не попытался вникнуть в учение! Потому, что если бы вникал, то точно знал бы – взыщет Господь, обязательно взыщет! Об этом Писание много раз говорит, и в девятом псалме тоже!

«Ибо Он будет судить вселенную по правде… Он взыскивает за кровь» (Пс. 9: 9-13).

Не стоит обманываться: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божьего не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).

И в рай будущего, который Иоанн Богослов назвал Небесным Градом Иерусалимом «не войдет ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи» (Откр. 21:27).

Мы должны не лениться, а вникать в учение. И через чтение, и через жизнь, путем познания заповедей через их исполнение. Тогда и непонятных мест, тайн (в том числе и Тайн Сына, о которых говориться в надписании девятого псалма) станет для нас меньше.

Конечно, всё, что в принципе познаваемо для человека, познают те, кто наследует Царство Небесное. И познают они это именно там, в Небесном Граде Иерусалиме, когда Бог будет всё во всем (1 Кор. 15:28).

Но начало этому познанию – здесь, в нашей временной жизни!

Обратим внимание еще на один важный стих девятого псалма.

Иной раз человеку, поверхностно знающему Библию, кажется, что в Ветхом Завете Бог только потомками Авраама и занимался. На самом деле это не так. Просто Библия – это книга о Христе, и поскольку Христос должен был по Человечеству Своему родиться среди потомков Авраама, то вполне естественно, что именно этим потомкам и уделено так много страниц Святого Писания.

Тем не менее, и языческие народы ходят под Богом! И их видит Господь, и для них Он хотел бы лучшего! Да что там говорить – есть целая книга Ветхого Завета, в которой Бог с помощью пророка вразумляет именно языческий народ и спасает (через покаяние) огромный город. Это – «Книга пророка Ионы», вразумляемый народ – ассирийцы, а город, который избежал разрушения вследствие того, что народ покаялся – столица Ассирии, Ниневия.

И автор девятого псалма, царь и пророк Давид не оставляет язычников своим вниманием.

«Да судятся языцы пред Тобою. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть» (Пс. 9:20-21).

Или в русском переводе: «Да судятся народы перед Тобою. Поставь, Господи, законодателя над ними, да знают народы, что они люди».

Чего просит пророк у Бога для язычников? Он просит у Бога законодателя, он просит дать этим людям Закон, чтобы они имели правильно выстроенные отношения с Богом! Чтобы и эти народы могли знать, какие наши поступки в глазах Господа хороши, а какие – плохи. Потому, что если мы этого не знаем, мы – не люди, или же – не совсем люди, почти животные.

И – что? Бог услышал просьбу царя и пророка Давида? Да, конечно! Был, был дан законодатель народам!

Законодателем стал Тот, Кто дал всем людям, всем народам Новый Завет. Тот, Кто по виду стал как человек (Фил. 2:7), но в Ком обитала вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9).

Тот, Кого мы знаем под именем Иисуса Христа.

Его нам и надлежит слушаться (Мф. 17:5).

В общем, разговоры о девятом псалме нужно заканчивать. Порадуемся тому, что мы живем в новозаветное время, и нам проще познать Господа, чем язычнику ветхозаветных времен, о милости к которым так просил Господа Давид (Пс. 9:20-21)!

Собственно, пример сотника Корнилия (Деян. Глава 10) доказывает, что и для древних язычников попытка найти Господа не бывала бесплодной. Но нам, нынешним людям – однозначно проще.

Кстати, нам проще, даже если сравнивать с ближайшими родственниками! Моя прабабушка Марфа Библии дома не имела. Были советские времена, и Святое Писание достать было очень трудно. Но человек – существо изобретательное. Прабабушка Марфа покупала атеистические, антибиблейские книги. Зачем? А там среди гор атеистического хлама попадались цитаты из книг Ветхого и Нового Завета! Библейская критика не могла поколебать ее веру, а драгоценные цитаты из Святого Писания она выписывала и таким образом изучала!

Так намывают драгоценные крупицы золота, отсеивая горы песка и прочего мусора.

Нам, нынешним, конечно легче. Всё доступно – открыты Храмы, открыты православные книжные магазины. А уж в интернете – вообще красота. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий,  Августин Блаженный, Максим Исповедник, авва Дорофей, Ефрем Сирин, Исаак Сирин – читайте, читайте!

Возрадуемся свободе вероисповедания, которую дает нам нынешнее время! И будем помнить о том, что эта свобода – драгоценность. Не исключено, что и мы, нынешние, доживем до новой волны страшных гонений.

И тогда Писание будет сложно изучать открыто. Но пока – можно! А значит, нам просто стыдно не откликнуться на призыв пророка Осии – познаем, будем стремиться познать Господа! (Ос. 6:3).

Использованная литература:

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 9.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

Николай Сербский. Стеклянные глаза Индии.

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here