Псалом 90 толкование

Детально: псалом 90 толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

«Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей».

Псалом не имеет надписания, показывает же непреоборимость упования на Бога. Ибо блаженный Давид, издалека духовными очами провидя, что будет с блаженным Езекиею, и усматривая, как он, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство — изрек псалом сей, указуя всем человекам, какое обилие благ заключается в том, чтобы уповать на Бога.

Пс.90:1. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится.

??? «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится». Кто полагается на Божию о нем попечительность, тот воспользуется охранением от Бога небеснаго и будет иметь сие твердое ограждение, сию необоримую защиту.

Пс.90:2. Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

  «Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него». Ибо, имея твердое упование на Бога, наречет Его покровителем, попечителем и несокрушимою оградою.

Пс.90:3. Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы.

??? «Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна». Отсюда Пророк начинает речь, обращенную к самому уверовавшему, и ободряет его, говоря, что Бог соделает его победителем не только врагов явных, но и тех, которые подстерегают, готовят засады и в тайне строят козни; потому что сетию означил тайныя козни, а вместо сего: «слово мятежное», Симмах перевел: «слово обидное»; таковы же слова соплетающих ложь и клеветы. Впрочем и сие препобедили многие упованием на Бога. Так великий Иосиф, понесши на себе клевету в прелюбодеянии, избежал сетей, так чудная Сусанна воспользовалась помощию свыше.

Пс.90:4. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

??? «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися». Бог будет твоим защитником, и покроет тебя при нападении врагов. Переносный же образ речи заимствован от тех, которые стоят в передних рядах во время брани, и плечами своими закрывают находящихся позади. А крылами Пророк называет действия промысла, и употребил это выражение, взяв в подобие птиц, которыя крыльями покрывают птенцов. Так блаженный Моисей крылами нарек Божию попечительность, и говорит: «сохрани его яко зеницу ока. Яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер крыле свои, и прият их, и подъят их на раму свою» (Втор. :10—11). Сие и Владыка изрек Иерусалиму: «колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте?»(Мф.:37).
??? «Оружием обыдет тя истина Его». Поелику выше упомянул о слове мятежном и лживом; то кстати обещает здесь, что всеоружием его будет истина.

Пс.90:5. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем.

Пс.90:6. Язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

??? «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни»:
??? «От вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго». Не только чувственных, но и мысленных, врагов преодолеешь божественною надеждою, избегнешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений, и с полною уверенностию, как охраняемый Богом, отженешь от себя страх, не будешь приходить в боязнь среди полудня, но избегнешь демонских наветов, пользуясь помощию свыше. Выражение же: «бес полуденный», Пророк употребил согласно с принятым у многих мнением, потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого-либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу, и не трудно поработить того, кто лишен попечения о нем свыше.

Пс.90:7. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

Пс.90:8. Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

??? «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится». «Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши». Вместо: «от страны твоея» Симмах и Акила перевели: «напротив тебя». Говорит же Пророк, что если с правой и с левой стороны у тебя выйдет безчисленное множество, тебе не будет никакого вреда, а их увидишь низглагаемых Божественною карою. Сие и было при Езекии, потому что сто восемьдесят пять тысяч Ассириян поражено без воинских орудий. Так при Гедеоне, так при Ионафане, а также при Иосафате и при пророке Елисее было то же самое.

Пс.90:9. Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим.

??? «Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое». Сподобишься же сего промышления, говорит Пророк, предавшись упованию на Бога, и Его соделав прибежищем. Ибо в составе речи недостает следующаго: сказал Ты, «Господи, упование мое»; и это — отличительное свойство пророческих писаний, преимущественно же псалмов. Впрочем и связь речи явною делает сию неполноту. Сказано: поелику уповаешь на Бога, и призываешь Его на помощь, то удостоишься Его попечения.

Пс.90:10. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.

??? «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится селению твоему». Превозможешь диавольския приражения и не потерпишь оттого вреда. Так Божественная благодать оградила дом Иова; свидетель сему сам враг, который взывает: «не Ты ли оградил еси внешняя и внутренняя дому его?» (Иов. :10). Когда же попустил Бог, и враг показал злобу свою, и праведный Судия увенчал победоноснаго подвижника.

Пс.90:11. Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих.

??? «Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». Это сказал и в тридцать третьем псалме: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их» (Пс.:8). Слышали же мы, что патриарх Иаков говорит: «Ангел иже мя избавляет от всех зол» (Быт. :16). И великий Авраам в ободрение раба сказал: «Бог послет Ангела Своего пред Тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду» (Быт.:7). Поэтому, из всего дознаем, что Бог всяческих посредством Ангелов охраняет уповающих на Него.

Пс.90:12. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею.

??? «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». Будешь пользоваться от них всяческим о тебе промышлением, чтобы ни откуда не приключалось тебе ни малаго вреда. Ибо малость вреда Пророк означил словами: «преткнуться о камень», а выражение: «на руках возмут тя», означает: поведут за руку, укажут путь, подадут всякую помощь.

Пс.90:13. На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

??? «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия». Пророк упомянул о самых сильных и лютых зверях, желая выразить преобладание над всяким видом лукавства. Ибо львом и змием означил силу, потому что звери сии весьма сильны, а под аспидом и василиском дал разуметь крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертоносный яд, а василиск причиняет вред и самым взором. Однакоже многие, уверовав в Бога, преодолели и сих зверей. Так чудный Даниил связал уста львов; так божественный Павел не потерпел вреда от эхидны; так Ной, живя вместе с зверями, остался невредимым; так тысячи возлюбивших жизнь пустынную, пребывая вместе со зверями, упованием на Бога избегли неприязненнаго их нападения.

Пс.90:14. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

Пс.90:15. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его.

??? «Яко на Мя упова, и избавлю и?: покрыю и?, яко позна имя Мое». Воззовет ко Мне,и услышу его. Сие наконец изрек Бог всяческих, показывая, какой плод упования. Ибо говорит: избавлю его, огражденнаго упованием на Меня, от упомянутых видимых и невидимых наветников. А для сего буду его охранять и покрывать, услышу, едва начнет говорить, и прошение его прииму.

??? «С ним есмь в скорби». Если впадет в какое искушение, с ним буду, и подам достаточное утешение.??? «Изму его и прославлю его». Не только освобожу его от горестей, но и соделаю славным.

Пс.90:16. Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

??? «Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое». Дам ему достигнуть глубокой старости и предварительно «явлю спасение», какое готовится ему в будущей жизни. Сего сподобился и блаженный Езекия, потому что, просив приложения лет жизни, получил оное на пятнадцать лет и приобрел себе великую именитость гибелью Ассириян. Ему весьма приличествуют слова сии: «изму его и прославлю его, и явлю ему спасение Мое». Но и все уповающие на Бога насладятся всякими благами, как показывает древняя история и как свидетельствует видимое ныне.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 90

Оглавление [Показать]

Толкование Псалма 90

Этот псалом представляет собой чудесное поэтическое свидетельство о том, что Бог является залогом безопасности, помощи и утешения для каждого, кто на Него надеется. Автор этого псалма неизвестен.

Пс. 90:1-2. “Живущий под кровом Всевышнего” Кров – это шатер, место безопасности и отдыха для путешественника. Здесь образно выражена мысль о том, что надеющийся на Всевышнего находит в Нем защиту и покой (“сень” – это тень).

Пс. 90:3-8. Аллегорическое описание целого ряда бедствий, избавление от которых посылается Господом. “Сеть ловца” подразумевает собой неожиданную опасность или беду, подстроенную хитрым, коварным врагом; “гибельная язва” – это болезнь, грозящая смертью. В стихе 4 мы видим образ птицы, хранящей под своими крыльями птенцов. В исповедании Божьей истины человек находит защиту (“ограда виноградника” – образ защиты).

В стихе 5 передаются образы опасности, грозящей как втайне так и явно (“ужасы в ночи” и “стрела, летящая днем”). “Язва, ходящая во мраке” (стих 6) по смыслу синонимична “ужасам в ночи”. Под “заразой, опустошающей в полдень” некоторые склонны понимать действие губительного южного ветра в пустыне.

В стихе 7 поэтическая гипербола: там, где тысяча и десять тысяч пали бы от того или иного бедствия, уповающий на Всевышнего был бы сохранен Им (стихи 7-9).

Пс. 90:9-16. В стихе 10 обещание безопасности праведнику и его дому. Нельзя не заметить изменение речи автора от стиха к стиху: сначала в стихе 1 он говорит о праведнике в 3-ем лице, затем в стихе 2 он говорит от его имени, а позже автор обращается к нему то от своего имени (стихи 3-8), а затем от имени Господа, в стихах 15-16.

Псалмопевец говорит о том, что Всевышний прибегает к Своим служителям Ангелам, повелевая им охранять праведника на всех его путях. Там, где его ждет “преткновение”, опасность, Ангелам “заповедано” как бы переносить его на руках. В Евангелии от Матфея 4:6 описывается, как сатана цитировал стихи 11-12 этого псалма, когда искушал Христа в пустыне.

“Аспидом” и “василиском” названы разные виды ядовитых змей. Предполагают, что под “василиском” подразумевалась кобра, а под “драконом” удав. Все это образы зла, бед и болезней, защиту от которых пошлет Бог тому, кто на Него надеется. Кто познал имя Божье и возлюбил своего Создателя, того Бог услышит, когда он воззовет к Нему. Фраза “с ним Я в скорби” свидетельствует о том, что полного “ограждения от скорбей” праведнику все-таки не обещается. Но ему обещается поддержка в горе, и мир душевный среди несчастий. Долготою земных дней “насытит” праведника Господь, обещающий “прославить” его.

Пожалуй, нет в православии второй такой загадочной и, в то же время, востребованной молитвы, как 90 псалом. Ее текст, поначалу кажущийся напоминающим какой-то древний заговор, раскрывает весь свой смысл тому, кто искренне молится и просит у Бога помощи и разумения. Это, конечно, касается не только 90 псалма, читать который каждый день приходится каждому православному христианину, поскольку он входит в ежедневное молитвенное правило, но и всех остальных молитв. Для понимания сути недостаточно читать 90 псалом на русском языке – это поможет лишь понять незнакомые слова, но не вникнуть в глубинную суть этой сильной христианской молитвы. При ее чтении многое зависит от духовного состояния человека: одним смысл псалма раскрывается после первого прочтения, другим необходимо ознакомиться с толкованием 90 псалма, чтобы избежать заблуждений, вызванных самотрактовкой.

Псалтирь 90 псалом царя Давида

Читать 90 псалом принято в случае грозящей опасности. Это может быть как физическая опасность (преследование врагов, ущемление со стороны начальства или власть имущих), так и духовная (нападение греховных помыслов и желаний).

Толкование на 90 псалом поясняет, что он был написан иудейским царем и пророком Давидом после избавления его народа от моровой язвы. В те времена это была страшная эпидемия, уносившая сотни и тысячи жизней за день. Согласно историческому исследованию, эпидемия, о которой идет речь, продолжалась, в отличие от остальных, всего три дня, и в благодарность за эту невероятную Божью милость царь Давид пополнил псалтирь 90 псалмом. Содержание псалма – возвышенно-хвалебное, благодарственное.

Самая сильная молитва 90 псалом

90 псалом – молитва, упоминаемая даже в Евангелии. Когда сатана искушал Спасителя во время Его сорокадневного поста в пустыне, он цитировал 11 и 12 стихи этой древней ветхозаветной молитвы.

Текст 90 псалма на русском языке дает нам прекрасное представление о его содержании: он убеждает нас, что человеку, верующему в Бога всем сердцем, не страшна никакая опасность: ни стрелы, ни дикие животные, ни ядовитые змеи. Церковное предание подтверждает истинность этого утверждения: известно, что святые апостолы укрощали хищников и не боялись змеиных укусов.

Тем, у кого нет времени на ежедневную усиленную молитву, можно слушать 90 псалом по пути на работу – для этого нужно всего лишь скачать его бесплатно в одной из православных электронных библиотек.

Слушать на видео христианский псалом 90

Православный текст псалом 90 Хвалебная песнь Давида, на русском языке

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое»

Псалтырь, читать текст псалом 90 на церковно-славянском языке

Живый в помощи вышняго, в крове Бога нбнаго водворится, речет Господеви; заступник мой eси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него. Яко той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна; плещма своима осенит тя, и под криле eго надеешися; oружiем обыдет тя истина eго. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящiя во дни, от вещи во тме преходящiя, от нападенiя и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебe, к тебе же не приближится; oбаче oчима твоима смотриши и воздаянiе грешников узриши. Яко ты, Господи, упованiе мое; вышняго положил eси прибежище твое. Не прiидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему; яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою; на аспiда и васiлiска наступиши, и попереши льва и змiя. Яко на мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя мое. Воззовет ко мне, и услышу eго; с ним eсмь в скорби, изму eго и прослвалю eго; долготою днiй исполню eго и явлю eму спасенiе мое.

Оценка 3.5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here