Псалтирь 13 кафизма

Детально: псалтирь 13 кафизма - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

1 Псалом песни в день субботный, 91

2 Бла́го есть испове́датися Го́сподеви, и пе́ти и́мени Твоему́, Вы́шний: 3 возвеща́ти зау́тра ми́лость Твою́ и и́стину Твою на вся́ку нощь, 4 в десятостру́ннем псалти́ри с пе́снию в гу́слех. 5 Яко возвесели́л мя еси́, Го́споди, в творе́нии Твое́м, и в де́лех руку́ Твое́ю возра́дуюся. 6 Яко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, зело́ углуби́шася помышле́ния Твоя́. 7 Муж безу́мен не позна́ет, и неразу́мив не разуме́ет сих. 8 Внегда́ прозябо́ша гре́шницы я́ко трава́, и пронико́ша вси де́лающии беззако́ние, я́ко да потребя́тся в век ве́ка. 9 Ты же Вы́шний во век, Го́споди. 10 Яко се врази́ Твои, Го́споди, я́ко се врази́ Твои́ поги́бнут, и разы́дутся вси де́лающии беззако́ние. 11 И вознесе́тся я́ко единоро́га рог мой, и ста́рость моя́ в еле́и масти́те. 12 И воззре́ о́ко мое́ на враги́ моя́, и востаю́щыя на мя лука́внующыя услы́шит у́хо мое́. 13 Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится. 14 Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т, 15 еще́ умно́жатся в ста́рости масти́те, и благоприе́млюще бу́дут. 16 Да возвестя́т, я́ко прав Госпо́дь Бог наш, и несть непра́вды в Нем.

Перевод псалма на русский язык

1 Псалом. Песнь на день субботний.
2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.
5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.
8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, –
9 Ты, Господи, высок во веки!
10 Ибо вот, враги Твои, Господи, – вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем;
12 и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
13 Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
14 Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем.

В день предсубботный, внегда́ населися земля́, хвала песни Давиду, 92

1 Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся: облече́ся Госпо́дь в си́лу и препоя́сася, и́бо утверди́ вселе́нную, я́же не подви́жится. 2 Гото́в Престо́л Твой отто́ле: от ве́ка Ты еси́. 3 Воздвиго́ша ре́ки, Го́споди, воздвиго́ша ре́ки гла́сы своя́. 4 Во́змут ре́ки сотре́ния своя́, от гласо́в вод мно́гих. Ди́вны высоты́ морски́я, ди́вен в высо́ких Госпо́дь. 5 Свиде́ния Твоя́ уве́ришася зело́, до́му Твоему́ подоба́ет святы́ня, Го́споди, в долготу́ дний.

Перевод псалма на русский язык


1 Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
2 Престол Твой утвержден искони: Ты – от века.
3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.
5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.

Псалом Давиду, в четвертый субботы, 93

1 Бог отмще́ний Госпо́дь, Бог отмще́ний не обину́лся есть. 2 Вознеси́ся Судя́й земли́, возда́ждь воздая́ние го́рдым. 3 Доко́ле гре́шницы, Го́споди, доко́ле гре́шницы восхва́лятся? 4 Провеща́ют и возглаго́лют непра́вду, возглаго́лют вси де́лающии беззако́ние? 5 Лю́ди Твоя́, Го́споди, смири́ша и достоя́ние Твое́ озло́биша. 6 Вдови́цу и си́ра умори́ша и прише́льца уби́ша, 7 и ре́ша: не у́зрит Госпо́дь, ниже́ уразуме́ет Бог Иа́ковль. 8 Разуме́йте же безу́мнии в лю́дех и бу́ии не́когда умудри́теся. 9 Насажде́й у́хо, не слы́шит ли? Или́ созда́вый о́ко, не сматря́ет ли? 10 Наказу́яй язы́ки, не обличи́т ли, уча́й челове́ка ра́зуму? 11 Госпо́дь весть помышле́ния челове́ческая, я́ко суть су́етна. 12 Блаже́н челове́к, его́же а́ще нака́жеши, Го́споди, и от зако́на Твоего́ научи́ши его́, 13 укроти́ти его́ от дней лю́тых, до́ндеже изры́ется гре́шному я́ма. 14 Яко не отри́нет Госпо́дь люде́й Свои́х, и достоя́ния Своего́ не оста́вит, 15 до́ндеже пра́вда обрати́тся на суд, и держа́щиися ея́ вси пра́вии се́рдцем. 16 Кто воста́нет ми на лука́внующыя? Или́ кто спредста́нет ми на де́лающыя беззако́ние? 17 Аще не Госпо́дь помо́гл бы ми, вма́ле всели́лася бы во ад душа́ моя́. 18 Аще глаго́лах, подви́жеся нога́ моя́, ми́лость Твоя́, Го́споди, помога́ше ми. 19 По мно́жеству боле́зней мои́х в се́рдце мое́м, утеше́ния Твоя́ возвесели́ша ду́шу мою́. 20 Да не прибу́дет Тебе́ престо́л беззако́ния, созида́яй труд на повеле́ние. 21 Уловя́т на ду́шу пра́ведничу, и кровь непови́нную осу́дят. 22 И бысть мне Госпо́дь в прибе́жище, и Бог мой в по́мошь упова́ния моего́. 23 И возда́ст им Госпо́дь беззако́ние их и по лука́вствию их погуби́т я́ Госпо́дь Бог.

Перевод псалма на русский язык


1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: “не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев”.
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: “колеблется нога моя”, – милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь – защита моя, и Бог мой – твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.

Слава:

Хвала песни Давиду, не надписан у еврей, 94

1 Прииди́те, возра́дуемся Го́сподеви, воскли́кнем Богу Спаси́телю на́шему: 2 предвари́м лице́ Его во испове́дании, и во псалме́х воскли́кнем Ему. 3 Яко Бог Ве́лий Госпо́дь, и Царь Ве́лий по всей земли́, 4 я́ко в руце́ Его вси концы́ земли́, и высоты́ гор Того́ суть. 5 Яко Того́ есть море, и Той сотвори́ е́, и су́шу ру́це Его созда́сте. 6 Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Ему, и воспла́чемся пред Го́сподем сотво́ршим нас: 7 я́ко Той есть Бог наш, и мы лю́дие па́жити Его, и о́вцы руки́ Его. Днесь а́ще глас Его услы́шите, 8 не ожесточи́те серде́ц ва́ших, я́ко в прогне́вании, по дни искуше́ния в пусты́ни, 9 во́ньже искуси́ша Мя отцы́ ва́ши, искуси́ша Мя, и ви́деша дела́ Моя́. 10 Четы́редесять лет негодова́х ро́да того́, и рех, при́сно заблужда́ют се́рдцем, ти́и же не позна́ша путе́й Мои́х, 11 я́ко кля́хся во гне́ве Мое́м, а́ще вни́дут в поко́й Мой.

Перевод псалма на русский язык


1 Приидите, воспоем Господу, воскликнем , твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же;
5 Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 “не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой”.

Хвала песни Давиду, внегда́ дом созидашеся по пленении, не надписан у еврей, 95

1 Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви вся земля́, 2 воспо́йте Го́сподеви, благослови́те и́мя Его, благовести́те день от дне спасе́ние Его. 3 Возвести́те во язы́цех сла́ву Его, во всех лю́дех чудеса́ Его. 4 Яко Ве́лий Госпо́дь и хва́лен зело́, стра́шен есть над все́ми бо́ги. 5 Яко вси бо́зи язы́к бе́сове: Госпо́дь же небеса́ сотвори́. 6 Испове́дание и красота́ пред Ним, святы́ня и великоле́пие во святи́ле Его. 7 Принеси́те Го́сподеви оте́чествия язы́к, принеси́те Го́сподеви сла́ву и честь. 8 Принеси́те Го́сподеви сла́ву и́мени Его, возми́те же́ртвы, и входи́те во дворы́ Его. 9 Поклони́теся Го́сподеви во дворе́ святе́м Его, да подви́жится от лица́ Его вся земля́ 10 Рцы́те во язы́цех, я́ко Госпо́дь воцари́ся, и́бо испра́ви вселе́нную, я́же не подви́жится: су́дит лю́дем пра́востию. 11 Да возвеселя́тся небеса́, и ра́дуется земля́, да подви́жится мо́ре и исполне́ние его. 12 Возра́дуются, поля́, и вся я́же на них, тогда́ возра́дуются вся древа́ дубра́вная от лица́ Госпо́дня, 13 Яко гряде́т, я́ко гряде́т суди́ти земли́, суди́ти вселе́нней в пра́вду, и лю́дем и́стиною Свое́ю.

Перевод псалма на русский язык


1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
12 да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей.

Псалом Давиду, егда́ земля́ его устрояшеся, не надписан у еврей, 96

1 Госпо́дь воцари́ся, да ра́дуется земля́, да веселя́тся о́строви мно́зи. 2 Облак и мрак о́крест его, пра́вда и судьба́ исправле́ние Престо́ла Его. 3 Огнь пред Ним предъи́дет, и попали́т о́крест враги́ Его. 4 Освети́ша мо́лния Его вселе́нную: ви́де, и подви́жеся земля́. 5 Го́ры я́ко воск раста́яша от лица́ Госпо́дня, от лица́ Го́спода всея́ земли́. 6 Возвести́ша небеса́ пра́вду Его, и ви́деша вси лю́дие сла́ву Его. 7 Да постыдя́тся вси кла́няющиися истука́нным, хва́лящиися о и́долех свои́х, поклони́теся Ему вси Ангели Его. 8 Слы́ша и возвесели́ся Сио́н, и возра́довашася дще́ри Иуде́йския, суде́б ра́ди Твои́х, Го́споди, 9 я́ко Ты Госпо́дь Вы́шний над все́ю земле́ю, зело́ превозне́слся еси́ над все́ми бо́ги. 10 Лю́бящии Го́спода, ненави́дите зла́я, храни́т Госпо́дь ду́шы преподо́бных Свои́х, из ру́ки гре́шничи изба́вит я́. 11 Свет возсия́ пра́веднику, и пра́вым се́рдцем весе́лие. 12 Весели́теся, пра́веднии, о Го́споде и испове́дайте па́мять Святы́ни Его.

Перевод псалма на русский язык


1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.

Слава:

Псалом Давиду, 97

1

Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, я́ко ди́вна сотвори́ Госпо́дь. Спасе́ Его десни́ца Его, и мы́шца свята́я Его.

2

Сказа́ Госпо́дь спасе́ние Свое́, пред язы́ки откры́ пра́вду Свою́.

3

Помяну́ ми́лость Свою Иа́кову, и и́стину Свою до́му Изра́илеву, ви́деша вси концы́ земли́ спасе́ние Бо́га на́шего.

4

Воскли́кните Бо́гови вся земля́, воспо́йте, и ра́дуйтеся, и по́йте.

5

По́йте Го́сподеви в гу́слех, в гу́слех и гла́се псало́мсте.

6

В труба́х ко́ваных и гла́сом трубы́ ро́жаны воструби́те пред Царе́м Го́сподем.

7

Да подви́жится мо́ре и исполне́ние его, вселе́нная и вси живу́шии на ней.

8

Ре́ки воспле́щут руко́ю вку́пе, го́ры возра́дуются.

9

От лица́ Госпо́дня, я́ко гряде́т, я́ко и́дет суди́ти земли́, суди́ти вселе́нней в пра́вду, и лю́дем пра́востию.

Перевод псалма на русский язык

Псалом .
1 Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу.
2 Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою.
3 Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего.
4 Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте;
5 пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения;
6 при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом.
7 Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней;
8 да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы
9 пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы – верно.

Псалом Давиду, 98

1 Госпо́дь воцари́ся, да гне́ваются лю́дие: седя́й на Херуви́мех, да подви́жится земля́. 2 Госпо́дь в Сио́не Вели́к, и Высо́к есть над все́ми людьми́. 3 Да испове́дятся и́мени Твоему́ вели́кому, я́ко стра́шно и свя́то есть. 4 И честь царе́ва суд лю́бит: Ты угото́вал еси́ правоты́, суд и пра́вду во Иа́кове Ты сотвори́л еси́. 5 Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его, я́ко свя́то есть. 6 Моисе́й и Ааро́н в иере́ех Его, и Самуи́л в призыва́ющих и́мя Его: призыва́ху Го́спода, и Той послу́шаше их. 7 В столпе́ о́блачне глаго́лаше к ним: я́ко храня́ху свиде́ния Его и повеле́ния Его, я́же даде́ им. 8 Го́споди Бо́же наш, Ты послу́шал еси́ их: Бо́же, ты Ми́лостив быва́л еси́ им, и мща́я на вся начина́ния их. 9 Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся в горе́ святе́й Его, я́ко Свят Госпо́дь Бог наш.

Перевод псалма на русский язык


1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля!
2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами.
3 Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!
4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершил в Иакове.
5 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!
6 Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им.
7 В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им.
8 Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их.
9 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш.

Псалом Давиду, во исповеда́ние, 99

1 Воскли́кните Бо́гови вся земля́, 2 рабо́тайте Го́сподеви в весе́лии, вни́дите пред Ним в ра́дости. 3 Уве́дите, я́ко Госпо́дь той есть Бог наш: Той сотвори́ нас, а не мы, мы же лю́дие Его и о́вцы па́жити Его. 4 Вни́дите во врата́ Его во испове́дании, во дворы́ Его в пе́ниих: испове́дайтеся Ему, хвали́те и́мя Его. 5 Яко благ Госпо́дь, в век ми́лость Его, и да́же до ро́да и ро́да и́стина Его.

Перевод псалма на русский язык

Псалом хвалебный.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.

Псалом Давиду, 100

1 Ми́лость и суд воспою́ Тебе́, Го́споди. 2 Пою́ и разуме́ю в пути́ непоро́чне, когда́ прии́деши ко мне? Прехожда́х в незло́бии се́рдца моего́ посреде́ до́му моего́. 3 Не предлага́х пред очи́ма мои́ма вещь законопресту́пную: творя́щыя преступле́ние возненави́дех. 4 Не прильпе́ мне се́рдце стропти́во, уклоня́ющагося от мене́ лука́ваго не позна́х. 5 Оклевета́ющаго тай и́скренняго своего́, сего́ изгоня́х: го́рдым о́ком, и несы́тым се́рдцем, с сим не ядя́х. 6 Очи мои́ на ве́рныя земли́, посажда́ти я́ со мно́ю: ходя́й по пути́ непоро́чну, сей ми служа́ше. 7 Не живя́ше посреде́ до́му моего́ творя́й горды́ню, глаго́ляй непра́ведная, не исправля́ше пред очи́ма мои́ма. 8 Во у́трия избива́х вся гре́шныя земли́, е́же потреби́ти от гра́да Госпо́дня вся де́лающыя беззако́ние.

Перевод псалма на русский язык

Псалом Давида.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: “когда ты придешь ко мне?” Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.

Слава:

По 13-й кафисме, Трисвятое.

Таже тропари, глас 8:

Оком благоутро́бным, Го́споди, виждь мое́ смире́ние, я́ко пома́ле жизнь моя́ иждива́ется, и от дел несть мне спасе́ния. Сего́ ра́ди молю́ся: о́ком благоутро́бным, Го́споди, виждь мое́ смире́ние и спаси́ мя.

Слава: Яко Судии́ предстоя́щу, попецы́ся, душе́, и стра́шнаго дне час помышля́й, суд бо неми́лостив есть не сотво́ршым ми́лости. Возопи́й у́бо Христу́ Бо́гу: Сердцеве́дче, согреши́х, пре́жде да́же не осу́диши, поми́луй мя.

И ныне: Стра́шнаго Твоего́ и гро́знаго, и неумы́тнаго суда́, Христе́, во уме́ прие́м день и час, трепе́щу, я́ко злоде́й, студа́ дела́ и дея́ния име́яй лю́тая, я́же еди́н аз соде́ях приле́жно. Те́мже стра́хом припа́даю Тебе́, вопия́ боле́зненно: моли́твами ро́ждшия Тя, Многоми́лостиве, спаси́ мя.

Го́споди, поми́луй (40) и молитва:

Го́споди Святы́й, И́же в вы́шних живы́й, и всеви́дяшим Твои́м о́ком призира́яй на всю тварь. Тебе́ приклони́хом вы́ю души́ и телесе́, и Тебе́ мо́лимся, Святы́й святы́х: простри́ ру́ку Твою́ неви́димую от свята́го жили́ща Твоего́, и благослови́ вся ны: и а́ще что к Тебе́ согреши́хом во́лею и нево́лею, я́ко Благ и Человеколю́бец Бог прости́, да́руяй нам и ми́рная блага́я Твоя́. Твое́ бо есть, е́же ми́ловати и спаса́ти, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу и Сыну и Свято́му Духу, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, аминь.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропарь:

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Честное пророка Твоего, Господи, торжество, небо Церковь показа, с человеки ликуют ангели: того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего дать ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй. (40 раз)

Псалтирь. Кафизма 13 — вы сможете посмотреть видео с субтитрами, чтение на церковнославянском языке, текст русским шрифтом и прочесть толкование.

псалтирь 13 кафизмаСодержание:
Псалом 91Псалом 92 Псалом 93 Псалом 94 Псалом 95 Псалом 96 Псалом 97 Псалом 98 Псалом 99 Псалом 100

Псалтирь. Кафизма 13. Псалом 91


1 Псалом песни в день субботный, 91

Суббота по закону требовала бездействия телесного, но не совершенного, потому что в субботу повелевалось пребывать в молитвах и песнопениях, и приносить Богу двойные жертвы. Под субботою можно разуметь и упокоение, которое последует в будущем веке. В Новом Завете субботний праздник перенесен на Воскресение Спасителя – первый день света, в который мы стараемся усердно исполнять то, что содержится в рассматриваемом псалме (Василий В., Макарий В., Феодорит).


2 Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний:
Благо, т.е. полезно и плодотворно. Ибо как не благо есть исповедатися Тому, Кто благ и благодетельствует исповедающимся и отнюдь не наказывает их. Пророк справедливо призывает сначала исповедаться и потом уже петь, потому что воспевать Бога должно от чистого сердца; а как иначе кто может очиститься от грехов как не через исповедание? Хотя Бог и знает нужды наши, однако Ему благоугодно узнавать о них от исповедающихся (Златоуст).


3 Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь.
Повелевает днем и ночью памятовать о Боге. Одно только воздаяние благодетелю за Его неизреченную милость есть молитва и благодарность. Ибо хотя бы мы в продолжении всей жизни, беседуя с Богом, благодарили и молились Ему, мы столь далеки будем от достойного воздаяния Благодетелю, что не сделаем даже и начала воздаянию (Златоуст, Григорий Нисский).


4 В десятоструннем псалтири, с песнию в гуслех.
Исповедающиеся Господу должны петь не с какою-либо невнимательностью и представлением чего-либо вещественного, но со вниманием и трезвенностью и согласием пяти чувств телесных с пятью силами душевными (Иларий).


5 Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем, и в делех руку Твоею возрадуюся.
Человек должен радоваться тому, что создан по образу и подобию Творца и является творением руки Божией от чудного соединения души с телом. Доставляют человеку веселие и творения Божии: красота неба, разнообразие звезд, блага земли, дары моря. Итак, мы веселимся творением, потому что получаем от него пользу. Этот стих мы должны читать по окончании трапезы, как написано и в Часослове, чтобы все христиане сказывали его после вечери (ужина) (Златоуст, Иларий).


6 Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, зело углубишася помышления Твоя.
Возвеличишася дела Господня в том смысле, что возросло наше познание о них, и мы узнали, что они непостижимы; подобно и помышления Его относительно нас зело углубишася, т.е. оказались глубокими и непостижимыми. Премудрость Божия недоступной глубины, и какой ум в состоянии исследовать основания божественного Промысла?

О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его и не исследованы путие Его. Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть (Рим. 11, 33-34; Ис. 40, 13) (Златоуст, Феодорит).


7 Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих.
В разных словах выражает одно и то же; потому что, кто болен умом и лишен смысла, тот вовсе не знает этого и не будет слушать об этом. Подлинно, только безумному свойственно не допускать премудрости Божией и не знать, что всем управляет Господь справедливо и с пользою, хотя бы мы временно и не знали причин происходящего (Златоуст, Афанасий).


8 Внегда прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века.
Грешницы и вси делающие беззаконие подобно траве процвели временно благоденствием и поникли, наклонившись к земле, и смирились. Не хотели безумные разуметь, что после настоящего греховного благоденствия плодом своим будут иметь вечное мучение. Грешницы, прозябающие яко трава – есть также и страстные помыслы, подобно слабой траве, не имеющей силы.

Но тогда же проникают, то есть познаются вси делающие беззаконие – самые страсти. И когда страсти делаются явными для подвизающихся, тогда они потребляются ими в век века. Вникни в последовательность речи: сперва возникают страстные помыслы, потом возникают страсти и тогда уже истребляются. Все это относится к подвизающимся (Феодорит, Дорофей).


9 Ты же Вышний во век, Господи.
Господь Вышний, т.е. непостижим (Златоуст).


10 Яко се врази Твои, Господи, яко се врази Твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие.
Врази Божии есть не только неверные, но и верные, нераскаянные в своих грехах (Златоуст).


11 И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите.
Под рогом разумеется Крест Христов, и вера во Христа; ибо как Крест прославился страданиями, так и вера благочестивых возносится через гонения и славится страданиями. Равным образом и старость будет безпечальной в надежде будущих благ (Златоуст).


12 И воззре око мое на враги моя, и востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое.
Врагами называет демонов и лукавых людей, которых постигнет Суд Господень. Семьдесят два духоносных переводчика перевели этот стих прошедшим временем и этим засвидетельствовали непререкаемость предсказания. Ибо невозможно предсказанию Духа остаться неисполненным (Златоуст, Феодорит).


13 Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится.
14 Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.
Наименование праведник означает все вообще добродетели. Жить добродетельно среди препятствующих добродетели – это особенное достоинство праведника. Этим изречением изображается, что плод добрых дел высок, прям и сладок. В финиксе (пальме) – одна сердцевина и вся внутренность ее белая: то же находим и в праведнике. У него несложное, простое сердце, всецело устремленное к Богу. Белизне тела пальмы подобно в нем сияние веры.

Все делание праведного – внутри его сердца; там и меч его для сражения с диаволом. Эти два дерева (финике и кедр) – тверды и долговечны, но для возрастания требуют и долгого времени. Таково и насаждение добродетели, которое большим трудом и большим временем достигается. Насаждени в Церкви Господней, они в горних обителях процветут (Златоуст, старцы Египетского скита, Афанасий, Феодорит).


15 Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут.
Старостию Пророк означил будущее совершенство: ибо совершенного мы называем старцем, а не совершенного – молодым. Итак, праведники достигнут старости и будут плодовиты в ней, потому что благочестие их постоянно умножается (Феодорит, Златоуст).


16 Да возвестят, яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем.
Новейшие учителя эти слова понимают буквально, то, что праведники будут счастливы еще в настоящей жизни, и наставлять будут юных на исполнение заповедей Божиих, как испытавшие многое по причине долголетия: ибо венец старцу – великая опытность (Сир. 25, 7).

В день предсубботный, внегда

Псалтирь. Кафизма 13. Псалом 92


населися земля, хвала песни Давиду, 92

Настоящее пророчество составлено в похвалу и песнословие Христу. День предсубботний есть пятница, когда утверждена была земля и начала заселяться человеком, в тот же день созданным. Но воистину земля утверждена утверждением в нее Животворящего Креста, с распятым на нем Христом Спасителем; и люди, обновляемые дражайшей кровью Его, начали населять землю в наследие жизни вечной (Златоуст, Афанасий).


1 Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Пророк предсказывает воплощение Господа. Господь воцарися, вместо царства сатаны; в лепоту облечеся – в плоть, рожденную от Девы. А прибавление: облечеся Господь в силу и препоясася – чтобы показать, что первое облечение было от Марии, а второе – от воскресения из мертвых, когда Господь препоясася силою, т.е. божеством. Христос Свою плоть воедино соединил с Божеством, в одно единство духовное, недоступное разрешению. Вселенная утвердилась благодатиею Божиею (Епифаний, Златоуст, Иоанн Кронштадтский).


2 Готов Престол Твой оттоле: от века Ты еси.
Таинство воплощения Господа уготовано было оттоле – от вечности, от начала создания видимого мира. Творя тогда человека, Господь создал его по собственному образу, облек его царским подобием, так как знал, что должен воспринять его (Златоуст, Афанасий).


3 Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя.
Под реками подразумеваются действия Духа Святаго. Эти-то дары Духа воздвигли, т.е. возвысили гласы своя через уста пророков и евангелистов. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии (Ин. 7, 38, 39) в Него (Златоуст, Афанасий).


4 Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих.
Сотрениями называются русла (торные дороги на земле), которые делают реки, следовательно: Давид предсказывает, что верующие последуют по пути, проложенному евангелистами и апостолами (Феодорит).

Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь.
Под морем Пророк разумеет множество уверовавших народов, которых высоты, т.е. возвышенные мудрования, соделались дивными, потому что дивное мудрствуют о Боге. И если дивны высоты морские, то как должен быть дивен в высоких Господь! (Кирилл, Афанасий).


5 Свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
Свидения есть свидетельства пророков о воплощении Христа Бога и о Его домостроительстве, которые оказались зело (сильно) непреложными. Дому Божию (Церкви Христовой) подобает святыня, т.е. совершенная чистота и непричастность никакой скверне. Домом Божиим называется и каждый христианин, в котором живет Дух Божий, и храм этот Божий должен быть святым (см. 2 Кор. 3, 16) (Афанасий, Дионисий, Феодорит).

Псалтирь. Кафизма 13. Псалом 93


Псалом Давиду, в четвертый субботы, 93

В этом псалме Давид ведет речь о Промысле Божием, поучая не скорбеть и не тревожиться, если и бывают на время грешникам благоденствия, а благочестивым гонения: потому что и то и другое непостоянно, и изменяется для одних вечным наказанием, а для других – наслаждением благами. Четвертый субботы означает день недели – среду, когда Иуда предал Спасителя, а иудеи начали составлять против Него совет – с этого времени Он начал совершать суд над смертью и выступил на дело мщения за нас диаволу (Афанасий, Григорий Богослов).


1 Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть.
Пророк как бы так говорит: ободритесь, находящиеся в скорби! Ибо есть Бог, Который непреложно видит все беззакония людей и производит достойное отмщение неправедным открыто и явно (Евсевий).


2 Вознесися Судяй земли, воздаждь воздаяние гордым.
3 Доколе грешницы, Господи, доколе грешницы восхвалятся;
4 Провещают и возглаголют неправду, возглаголют вси делающии беззаконие;
5 Люди Твоя, Господи, смириша и достояние Твое озлобиша.
6 Вдовицу и сира умориша и пришельца убиша.
7 И реша: не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль.
Вот высшая степень нечестия! Не бояться Бога своего, назирающего всю вселенную и дела каждого человека в частности. С самого начала бытия человечества грешники притесняли праведных: так, первоубийца Каин – брата своего Авеля, допотопные исполины – современников своих, Исав – Иакова, Иосифа – братья его. Таким образом, следя по временам, можешь увидеть, что в каждом роде грешники восставали на праведных. Итак, доколе, Господи, это будет? (Феодорит).


8 Разумейте же безумнии в людех, и буии некогда умудритеся.
9 Насаждей ухо, не слышит ли; или создавый око, не сматряет ли;
10 Наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму;
11 Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна.
Царепророк обличительными вопросами приводит в стыд говорящих подобное. Должно знать, что хотя ты и один говоришь, ты говоришь в слух Бога; хотя наедине что-либо делаешь – подробно видит это Бог; хотя помышляешь что, будь уверен, что Бог надзирает движения сердца… Все открыто пред очами Его! Будь мужественен во всех случаях и Сам Бог будет твоим Учителем в молитве. Нельзя словами научиться зрению – ибо это есть природная способность; так и благолепия молитвы нельзя познать из одного учения. Ибо она в самой себе имеет Учителя – Бога, учащего человека разуму (Василий В., Лествичник).


12 Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его.
Во многих отношениях блажен тот, кто наказывается Богом, ибо становится он лучше и благоразумнее. Бог вразумляет человека как Отец, а поэтому человек подвергается не казни, а наказанию (воспитанию), потому что подвергать казни свойственно судьям, а наказывать – учителям (Златоуст).


13 Укротити его от дней лютых, дондеже изрыется грешному яма.
Под днями лютыми разумеет мучения. Бог укрощает, то есть облегчает мучения сообразно с исправлением человека, происходящим от божественного наказания. Ямою называет Пророк будущие мучения, которые готовятся диаволу (Златоуст).


14 Яко не отринет Господь людей Своих, и достояния Своего не оставит.
Господь наказывает некоторых, чтобы они и сами покаялись и спаслись, и для других послужили поводом и примером обращения. А если бы Он отверг Свое достояние – верных, мысленным врагам, то Он не наказывал бы нас, предоставляя погружаться в еще большее нечестие (Златоуст).


15 Дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем.
Показывает до каких пор нужны наказания верным. Когда Христос – истинная правда придет судить живых и мертвых, тогда праведники в качестве слуг окружат Судию. Тогда все частные наказания прекратятся, так как суд Божий будет совершаться не ради наказания, а ради воздаяния (Златоуст).


16 Кто востанет ми на лукавнующыя; или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие;
Пророк указывает на предлежащую нам трудную и жестокую борьбу со злыми силами. Он просит и требует Божией помощи (Златоуст).


17 Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя.
Очевидный же признак души, не очищенной еще от скверных страстей у того, кто не имеет чувства соболезнования к чужим прегрешениям, но произносит на них строгий суд, забывая, что и сам дотоле был одолеваем подобными страстями, пока не спасло его милосердие Божие. Не гнев, а сострадание должно изъявлять к согрешающим, ибо – аще не Господь помогл бы ми, то вмале вселилася бы во ад душа моя. И всякий знает, в какие впадал искушения, и как тотчас обретал Бога помощником себе в скорбях своих (Кассиан, Студит).


18 Аще глаголах: подвижеся нога моя, милость Твоя, Господи, помогаше ми.
Аще глаголах (Богу): Господи, поколебалась нога моя, т.е. твердость души, нахожусь в опасности, в искушении: и когда я исповедал немощь свою, – (тотчас) милость Твоя, Господи, помогаше ми. Этими словами Давид учит, что кто находится в опасности пасть в грех, но борется и исповедует немощь свою – вскоре получает помощь от Бога (Златоуст).


19 По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою.
Множество болезней – есть следствие греха; но Врач употребляет равносильные уврачевания и утешения. Поэтому будучи уязвляемы обличениями, будем вспоминать грехи свои, пока Господь, видя терпение наше, не соблаговолит изгладить грехи наши; и скорби, угрызающие сердце, претворит в радость (Григорий Нисский, Лествичник).


20 Да не прибудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление.
21 Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят.
Беззаконие царствует и покоится в диаволе, который старается сделать для нас трудным закон Божий, возбуждая в нас удовольствия и праздность. Бог попускает это, желая увеличить награду подвизающимся. Но во время суда диавол не будет предстоять пред Богом; потому что Бог судит как человеколюбец, а диавол, лишившись своего достоинства, является величайшим человеконенавистником, и дерзает уловить даже душу праведника, за его прежде допущенные по неведению грехи.

Поэтому Бог не позволяет диаволу обвинять нас, когда Он судит наши поступки, а призывает в качестве обвинителей наши помыслы, а в качестве свидетеля нашу совесть (Златоуст).


22 И бысть мне Господь в прибежище, и Бог мой в помошь упования моего.
23 И воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог.
Беззаконные соберут плоды своих трудов и получат достойное по лукавствию их воздаяние. Написано это не для них только, но и для всех людей; потому что человеколюбивый Господь, промышляя о всех людях, всем предлагает полезное уврачевание (Феодорит).

Псалтирь. Кафизма 13. Псалом 94


Хвала песни Давиду, не надписан у еврей, 94

Хвалою песни называется псалом, в котором с пророчеством соединено славословие. Пророк призывает всех людей радостно обратиться ко Христу Спасителю и искренне чтить Его своею жизнью. Приводит в пример и древних иудеев, погибших в пустыне за свою неблагодарность и жестокосердие (Златоуст, Афанасий).


1 Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему:
2 Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему.
Господь повелевает, Пророк призывает, а мы должны повиноваться и приносить Ему свое покаяние. Мы, грешники, иначе и явиться не можем пред лице Судии, как только предварительно исповедав грехи свои. Приступим к Нему и будем просить не житейских благ, но отпущения грехов. Испорченность души есть причина болезней телесных: тому свидетельствует 38-летний расслабленный, а прежде всего – Каин.

Итак, будем просить у Христа уврачевания расслабленной души, оставив все житейское. О том-то особенно и стенай, что не чувствуешь сокрушения о своих беззакониях от безчувствия души (Златоуст).


3 Яко Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли.
4 Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть.
5 Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте.
Пророк говорит о величии Божием не так, каково оно есть, но насколько мы его постигаем из видимых созданий. Назвав стихии, Пророк указал и на Того, Кто содержит их. Поэтому путешествуем ли по морю, возделываем ли землю – зная, Кем они созданы и Кому принадлежат – будем благодарить Бога за то, что Он произвел на нашу пользу такие блага (Златоуст).


6 Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас.
Приидите, христиане, поклонимся Богу как рабы и припадем пред Ним, как нуждающиеся в Его помощи. Восплачемся не пред человеком или людьми, но пред Господем, – а этим научает нас делать это втайне, по слову Его: Отец твой, видяй в тайне, Той воздаст тебе яве (Мф. 6, 4) (Златоуст, Евсевий).


7 Яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити Его, и овцы руки Его. Днесь аще глас Его услышите,
8 Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни:
9 Воньже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя.
Божественное Писание всеми способами отвлекает нас от греха. Если услышим в настоящей жизни глас Его, не ожесточим сердец своих, как иудеи, которые вместо благодарности роптали на Бога за выведение их из Египта, за что Бог и наслал на них смертоносных змей (Златоуст).


10 Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей Моих.
40 лет искушался Бог иудеями в пустыне. Они же остались неблагодарными и неверующими после стольких знамений, потому что заблуждались не устами, но сердцем – отсюда болезнь неисцельной является. Все это произошло от неведения путей Божиих, т.е. заповедей, которые знают не столько изучающие их, сколько исполняющие. Истинное знание – знание на деле (Златоуст).


11 Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой.
Данным выражением Пророк указывает на истинный покой в будущей жизни. Божественный апостол приписывает слова эти Святому Духу, указывающему, что древние иудеи не вошли в землю обетованную, потому что не послушались голоса Божия, так и те христиане, которые не послушаются и не сохранят заповедей Христовых, не войдут в Царствие Небесное (см. Евр. 3, 78) (Златоуст).

Псалтирь. Кафизма 13. Псалом 95


Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у еврей, 95

Пророк под созиданием (построением) дома разумеет божественное воплощение, потому что и Сам Господь говорил о Своей плоти: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин. 2, 19). Построение этого храма было совершено после нашего пленения диаволом, почему, желая освободить нас от него, Христос и воплотился. Все это предвидя, божественный Давид побуждает христиан воспеть Богу стройную песнь благодарения (Златоуст).


1 Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля,
2 Воспойте Господеви, благословите имя Его: благовестите день от дне спасение Его.
3 Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его.
Приглашая трижды к песнопению, Давид называет три раза имя Господа, желая этим показать, что во Христе прославляется Святая Троица, почему и одно поклонение и одно песнопение должно быть воздаваемо Святой Троице (Златоуст).


4 Яко Велий Господь и хвален зело: страшен есть над всеми боги.
5 Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори.
Велий и хвален Господь тем, что будучи так чрезмерно велик, снисходит к смиренным, и будучи праведным – терпеливо ожидает спасения грешников. Вси бози языческие оказались злыми демонами, а наш Бог небеса сотвори. Ибо во время вольного страдания Его не только омрачилось солнце и распались камни и катапетасма (завеса) храма разорвалась, но и силы небесные поколебались и, кратко сказать, все угрожало разрушением, видя Носящего вся висевшим на кресте (Златоуст, Феодорит).


6 Исповедание и красота пред Ним, святыня и великолепие во святиле Его.
Вместо демонов небо приняло исповедников и святых. С исповеданием Бог соединил и красоту, потому что исповедающий свой грех пред Богом превращается из покрытого смрадом в облеченного в благолепие. Со святынею Бог соединил и великолепие, потому что нет ничего великолепнее святого, потому что в нем почивает Сам Бог, как Святой (Златоуст).


7 Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь.
8 Принесите Господеви славу имени Его: возмите жертвы, и входите во дворы Его.
Отечествиями язык именует вождей церковных (священников и предстоятелей), которые должны прославлять Бога добрыми делами и воздавать Ему честь от праведных трудов своих. А далее обращается ко святым: слава имени Христова заключается в кресте. Крест мы приносим Господеви – если распинаем себя в своей жизни. А с какими жертвами повелевает входить во дворы (Церкви)

Его, об этом упоминает апостол: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови – словесное служение ваше (Рим. 12, 1). Пророк желает, чтобы прославлялся Бог в Троице, поэтому три раза называет Его Господом и три раза повелевает воссылать Ему славу (Златоуст, Кирилл).


9 Поклонитеся Господеви во дворе святем Его: да подвижится от лица Его вся земля.
Под святыми дворами Пророк разумеет Церкви христианские. Все Церкви составляют одну Церковь, которая и называется святою, как тело святого во святых. Лице Бога Отца –Богочеловек Иисус Христос. Вся земля – всякий человек должен с трепетом и благоговением ко Святым и страшным Тайнам Христовым приступать (Златоуст, Псалтирь с толкованием).


10 Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию.
Господь воцарися и разрушенную злобою вселенную исправи – в этом заключается признак Царства Господня: Христос низложил (колебавших землю) демонов и основал Церковь Свою на Камне, и врата адова не одолеют ея (Мф. 16, 18). Бог Судия судит людей правостию, т.е. по справедливости (Златоуст, Афанасий, Феодорит).


11 Да возвеселятся небеса, и радуется земля, да подвижится море и исполнение его.
12 Возрадуются, поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня.
Небесные силы и все святые радуются исправлению вселенной. Если ты перенесешь сперва страдания, то войдешь и в пристанище покоя Его, и будешь потом безмолвствовать без всяких забот, имея душу утвержденную в Господе и всегда прилепляющуюся к Нему, упованием радующуюся, любовию веселящуюся, хранимую Единосущною Святою Троицею. И тогда исполнится на тебе сказанное веселие. Ибо такова безпопечительная жизнь человека Божия (Макарий В., Афанасий).


13 Яко грядет, яко грядет судити земли, судити вселенней в правду, и людем истиною Своею.
Дважды употребив слово грядет, Пророк указывает на оба пришествия Христова. Выше он ясно возвестил первое пришествие Его, не упомянув в нем о суде, потому что Христос пришел не судить, а спасти мир (см. Ин. 12, 47); теперь же указывает и на второе пришествие, когда Он будет судить мир (Златоуст).

Псалтирь. Кафизма 13. Псалом 96


Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у еврей, 96

Псалмопевец предвозвещает первое и второе пришествие Бога и Спасителя, возвратившего земле Свое царствование и даровавшего миру Богопознание и спасение. Псалом этот пророческий, мессианский (см. Евр. 1, 6) (Афанасий, Феодорит).


1 Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози.
Бог, как Творец и Господь вселенной, всегда царствовал. Будучи Царем всегда, Он, воплотившись, начал царствовать и по плоти, покорив и освободив род человеческий от незаконного царствования злых бесов: Давид утешает скорбящую вселенную, попираемую бесами, подразумевая под землею все человечество, а под островами – Церкви (Златоуст, Григорий Нисский).


2 Облак и мрак окрест его: правда и судьба исправление Престола Его.
Словами облак и мрак Пророк указал на невидимость божественного естества; а словами правда и суд указал на причину Его пришествия – чтобы оправдать уверовавших в Него Своей неизреченной милостью (Феодорит).


3 Огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его.
4 Осветиша молния Его вселенную, виде, и подвижеся земля.
Это сказано о втором Его пришествии на Страшный суд. Действие огня будет двояко: он будет не только попалять грешников, но и освещать лик святых. Молнии Он и Сам уподобил Свое пришествие: якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27) (Феодорит).


5 Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли.
Горы – иносказательно есть все сопротивные силы, видимые и невидимые, по причине их гордого мудрования и безплодной и гибельной воли. Подобное и в другом псалме сказано: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия (Пс. 67, 3) (Афанасий).


6 Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его.
Это и было и будет. Небеса, т.е. ангели возвестили правду Божию при рождении Спасителя, и возвестят ее при втором Его пришествии (Феодорит).


7 Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих: поклонитеся Ему вси Ангели Его.
Кому это Ему, как не Господу Богу Спасителю нашему? Мы должны усердно поклоняться истинному Богу, Которому поклоняются ангели и знать, что поклоняясь Богу – мы вступаем в чин ангелов (Златоуст).


8 Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския, судеб ради Твоих, Господи.
9 Яко Ты Господь Вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги.
Сион – есть Церковь и Матерь всем Церквам, а дщери иудейские – есть все святые и благочестивые души, которые радуются праведным судам Божиим (Афанасий).


10 Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я.
Это воля Отца Небесного: ибо невозможно в одно время одинаково любить и Господа и злая; потому что любовь ко Господу должна углубляться через ненависть и отвращение ко всякому злу. Итак, при молитве ко Иисусу Христу возненавидим всякие злые помыслы (Исихий).


11 Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие.
Светом и Светильником для праведника является закон Божий, он же является и веселием для них. Но ты разумей под воссиявшим светом и Единородного (см. Ин. 1, 3, 4; Мал. 4, 2) (Златоуст).


12 Веселитеся, праведнии, о Господе и исповедайте память Святыни Его.
Праведники не услаждаются никакими житейскими благами, а одним только Богом, в Котором всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть (Иак. 1, 17). Под исповеданием разумей или благодарение или исповедание грехов, поскольку и оно подобает праведнику, ибо нет человека без греха (Златоуст).

Псалтирь. Кафизма 13. Псалом 97


Псалом Давиду, 97

И этот псалом излагает учение о двух пришествиях Христовых и имеет сходство с предыдущим. Не без причины псалом надписывается Давиду, так как Давидом Пророк называет Христа. И это согласно с пророчеством Иезекииля, который проповедовал через много поколений после Давида: и возставлю им пастыря, раба Моего Давида (Иезек. 34, 23) (Златоуст, Феодорит).


1 Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе Его десница Его, и мышца святая Его.
Песнь нова – есть благодарение Бога от чистого сердца, сокрушенного и смиренного, за Его дивное обновление человека Пречистою Кровию Своею. По безмерному Своему человеколюбию десница и мышца святая Отца – Христос спас Своими страданиями преступного и погибшего раба (Кирилл).


2 Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою.
Словом спасение означает пришествие Господнее во плоти, по сказанному Симеоном: яко видесте очи мои спасение Твое (Лк. 2, 30). Оправдав нас верою, Христос изгнал князя века сего и открыл правду Свою народам (Афанасий).


3 Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего.
Пророк упомянул об Иакове и о доме Израиля, чтобы показать, что исполнивший настоящее пророчество был Тот Самый, Кто назвал Иакова Израилем. Потому-то Он боролся с Иаковом, что хотел прообразовать таинство воплощения – ведь бороться и обниматься свойственно плоти (Златоуст).


4 Воскликните Богови вся земля: воспойте, и радуйтеся, и пойте.
5 Пойте Господеви в гуслех, в гуслех, и гласе псаломсте.
Гуслями называет согласие души и тела, которое приятнее Богу гуслей неодушевленных, как об этом Сам свидетельствует: отстави от Мене глас песней твоих, и песни органов твоих не послушаю (Ам. 5, 23) (Афанасий, Феодорит).


6 В трубах кованых, и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем.
Раньше эти инструменты применялись для славословия Бога, но мы будем разуметь под ними одушевленные трубы: пророков, апостолов, учителей Церкви – возвестивших нам спасительное учение Христово (Златоуст, Феодорит).


7 Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живушии на ней.
8 Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются.
9 От лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию.
Здесь изображается действие благодати Святаго Духа в людях, радующихся пришествию Бога Спасителя. Они ожидают воздаяния за труды, зная правдивость Судии. Первое пришествие Христово сопровождалось великою милостью; а второе будет сопровождаться правдою. Ибо все предстанем на суд Христов, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10) (Феодорит).

Псалтирь. Кафизма 13. Псалом 98


Псалом Давиду, 98

И этот псалом содержит пророчество о духовном Давиде – Христе и изображает Царство Христово и высокомерие иудеев (Златоуст, Афанасий, Феодорит).


1 Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля.
Воцарение Христа привело в гнев и ярость иудеев. Ибо когда Христос родился, то смутися Ирод и весь Иерусалим с ним (Мф. 2, 3). Кто восседает на херувимех – Тот Самый в последние времена воцарится над живущими на земле. Седяй на херувимех сказано ради человеческой немощи, ибо Бог не имеет нужды в седалищи, потому что безплотен.

Седение Господа на херувимех обычно выражает царское величие Божие, ибо Он восседает над кругом земли – и живущие на ней как саранча (пред Ним) (Ис. 40, 22) (Златоуст, Афанасий, Феодорит).


2 Господь в Сионе Велик, и Высок есть над всеми людьми.
Сион – есть Церковь, в которой прославляется и возносится Христос (Афанасий).


3 Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть.
Велико это имя Иисус, потому что толкуется оно – спасение людей. Оно страшно для всех народов, гневающихся и противящихся владычеству Его; свято же для верующих в Него, ибо о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Флп. 2, 10) (Афанасий).


4 И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси.
Честь (власть) царева суд (правду) любит: Сыну Божьему принадлежит суд, ибо Отец суд весь даде Сынови (Ин. 5, 22). Мы должны бояться Христа как правосудного Царя: ибо любовь к правде делает царя достопочтенным (Феодорит, Кирилл).


5 Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.
Возносите Господа Бога чрез хранение заповедей Его, ибо чрез преступление заповедей Божиих хулится имя Божие, как говорит Сам Бог через пророка Иезекииля (см. Иез. 20). Под подножием разумеет Пророк Голгофу и Крест Христов, имевший и подножие, на котором поставленные ноги Господа сильно прибиты были гвоздями. Но в отношении к Божеству: небо, – говорит Он, – престол Мой; земля же подножие ног Моих (Ис. 66, 1), т.е. все находящиеся на земли и на море церкви являются подножием Христа Бога нашего.

Божественные тайны открыты нам в меру нашего разумения. Но если бы и многое мы постигли в понятиях о Боге, то и тогда разумение о Нем уподобилось бы только подножию ног Его. Этим сравнением Пророк показывает безсилие и низость нашего разумения (Феодорит, Исихий, Ириней, Иустин, Григорий Нисский).


6 Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их.
7 В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им.
По какой причине послушаше их? – яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им. И нам в Новом Завете (Евангелии) дал Он спасительные заповеди, за сохранение которых мы можем удостоиться равных с ними воздаяний. В столпе облачне глаголаше к ним Бог, потому что не в состоянии были видеть Его существо.

Моисей здесь поставлен в число иереев, хотя и не был им, но по повелению Божию, не раз приносил жертвы (см. Исх. 24, 6; 29, 25; Лев. 8, 6), помазывал Аарона и сыновей его, освящал скинию (см. Лев. 8, 10) и др. (Евсевий, Максим Грек, Златоуст).


8 Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их.
И мщая на вся начинания их: и был мстителен за оскорбления их. Ибо возмутившихся против великого Моисея Бог предал огню, а избежавших пламени, – повелел провалиться земле, и место их своевольства сделалось для них самоприготовленным гробом; восставших против Самуила предал жестокому правлению Саула и окружил различными бедствиями (Феодорит).


9 Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся в горе святей Его: яко Свят Господь Бог наш.
Христиане должны возносить (возвышать) Христа высокими мыслями, словами и делами. Как славу царя составляют военные трофеи, так и славу Христа – терпение страданий, которое совершилось на Святой Горе, на которой был распят Христос на кресте. Горой Святой, по мнению иудеев, был земной Иерусалим, а у нас христиан – небесный Иерусалим, о котором апостол пишет: (вы) приступисте к Сионской Горе, и ко граду Бога Живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12, 22) (Евсевий, Златоуст, Исихий).

Псалтирь. Кафизма 13. Псалом 99


Псалом Давиду, во исповедание, 99

И здесь Пророк призывает всех людей к песнопению, всех убеждает служить Спасителю Богу во исповедании, т.е. в благодарении (Феодорит, Златоуст).


1 Воскликните Богови вся земля:
Землею здесь назван человек. Это название дано Адаму Самим Богом: земля еси (Быт. 3, 19). Хотя я и одушевлен, но земля: одушевлен я душою мертвою. Чтобы ожить мне земле и воскликнуть Господеви: это может сделать только вся земля, все составные части человека, соединенные во едино с Господом (Игнатий).


2 Работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости.
Порабощение людям производит пагубный страх, а служение Господу – чистый и непорочный страх, от которого в душе рождается веселие. Не почитайте служение Ему печальным и болезненным, напротив, оно исполнено радости и веселия, ибо владычество Его человеколюбивое и кроткое. А кто ленив и не служит Ему с веселием – тот входит в Церковь с «неумытыми ногами» (Афанасий, Кирилл, Евсевий, Феодорит).


3 Уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его, и овцы пажити Его.
Бог есть творец человека; а родители – как содействующие только рождению причины: ибо и Иов, и Давид, несмотря на то, что рождены от отца и матери, оба говорят: руце Твои сотвористе мя и создасте мя (Пс. 118, 73; Иов. 12, 9). И к Иеремии Бог говорит: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя (Иер. 1, 5). Ибо никакое разумное существо не имеет естественной власти, но все рабски служат Творцу Богу, создателю своему. Мы – людие Его, как Царя, и овцы – как пастыря (Феодорит, Евсевий, Кирилл).


4 Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его.
Средством к получению доступа пред лице Божие служит смирение. Оно является входными вратами в обители небесные, в храм Божий и в храм сердечный, в котором водворен Бог посредством таинства Крещения. Смирение содействует человеку исповедываться от всей души и воздавать славу правосудию Божию, карающему каждого за частные грехи. Из совершеннейшего смирения и из преданной покорности воле Божией рождается чистейшая святая молитва – жертва хваления Ему (Игнатий).


5 Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его.
Как благ, Господь сострадателен и человеколюбив, и милость Его неизмерима и неизреченна ко всем притекающим к Нему. Исповедайтесь Ему как Врачу, обнажайте душевные раны чрез исповедание грехов: ибо Он благ и во век милость Его. Истина Его, начавшись от нынешнего рода, откроется в будущем роде, когда воздаст Он каждому по делам его (Златоуст, Евсевий).

Псалтирь. Кафизма 13. Псалом 100


Псалом Давиду, 100

Богоотец пророк Давид, водимый Духом Святым, изображает в этом псалме богоугодную жизнь и показывает, каким подвигом можно достигнуть Царствия Небесного (Афанасий, Кирилл).


1 Милость и суд воспою Тебе, Господи.
Пророк указывает на богатство божественного человеколюбия. Милость Божия – как ожидающая покаяния грешника, а суд – как праведная угроза вечной казнью. И поскольку прежде суда поставляет милость, то милостив наш Судия еще в настоящем веке, доколе не производит суда; так что милость принадлежит нынешнему, а суд – будущему времени. Строгость судов божественной правды грешника возбуждает на подвиг, и он, страхом укрепляемый и любовию услаждаемый, с Богом беседует молитвенно и вожделевает божественного (Златоуст, Евсевий, Исихий, Максим).


2 Пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне; прехождах в незлобии сердца моего, посреде дому моего.
Дивный этот муж приобрел такую чистоту, что с дерзновением взывал к Богу: когда приидеши ко мне? Незлобие сердца – есть подражание и уподобление Богу. Оно как царица превозносится над всеми добродетелями. Под домом разумей внутренний храм души, а не этот вещественный дом (Златоуст).


3 Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех.
Ни пред чувственными, ни пред умственными глазами не полагал Давид дела законопреступного, но имел всегда страх Божий, хранение заповедей, дела правды. Должно не только воздерживаться от лукавых дел, но и отвращаться от делающих лукавое (Златоуст, Афанасий).


4 Не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от мене лукаваго не познах.
5 Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем с сим не ядях.
Возлюбим прекрасную науку – не только не клеветать, но даже и не слушать осуждающих, потому что общение со злыми повреждает добрые нравы. Эти слова относятся и к диаволу. Ничто так не извращает жизни людей, как поспешная доверчивость ко всяким речам. Ибо Писание говорит: не всякому словеси емли веры (Сир. 19, 16).

Когда кто-нибудь что скажет против другого – не верь легкомысленно, но тщательно исследуй и на деле удостоверься и потом уже верь. И если ты осуждаешь даже мыслию – тем не менее делаешься виновным во грехе, когда не имея никаких доказательств, осуждаешь, как часто случается, по одному подозрению и пустой клевете (Златоуст).


6 Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.
Дух Святый как бы отвечает от лица Божьего такими словами: поистине, очи Божии обращены на верных, т.е. к достойным доверия по неукоризненной своей жизни и высоко чтущим божественное. Будь ангелом по жизни и все будут с удовольствием сладостно слушать слова твои и творить то, что ты повелеваешь, имея перед собою образ твоей жизни. Ибо не побудишь людей к благолюбию, если сам не явишься возлюбленным другом Божиим (Златоуст, Афанасий, Димитрий).


7 Не живяше посреде дому моего творяй гордыню: глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима.
Гордых помыслов не допускал в сердце свое Пророк и из уст его никогда не исходила неправда (Афанасий).


8 Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие.
Здесь сказано загадочно и прикровенно. Грешными земли называет лукавые помыслы, которые подавлял он в себе утренними молитвами и непрерывным устремлением ума к Богу. Градом Господним именует святую душу, по сказанному: преславная глаголашеся о Тебе, граде Божий (Пс. 89, 3) (Василий В., Афанасий, Максим).

Вы ознакомились «Псалтирь. Кафизма 13», читайте «Псалтирь. Кафизма 14»

Группа «Вконтакте»

Подписывайтесь на канал в «Ю-Туб»

По 13-й кафисме

Трисвятое по Отче наш:
Таже тропари, глас 8: Оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение, яко помале жизнь моя иждивается, и от дел несть мне спасения. Сего ради молюся: оком благоутробным, Господи, виждь мое смирение и спаси мя.

Слава: Яко Судии предстоящу, попецыся, душе, и страшнаго дне час помышляй, суд бо немилостив есть не сотворшым милости. Возопий убо Христу Богу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши, помилуй мя.

И ныне: Страшнаго Твоего и грознаго, и неумытнаго суда, Христе, во уме прием день и час, трепещу, яко злодей, студа дела и деяния имеяй лютая, яже един аз содеях прилежно. Темже страхом припадаю Тебе, вопия болезненно: молитвами рождшия Тя, Многомилостиве, спаси мя.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Святый, Иже в вышних живый, и всевидяшим Твоим оком призираяй на всю тварь. Тебе приклонихом выю души и телесе, и Тебе молимся, Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны: и аще что к Тебе согрешихом волею и неволею, яко Благ и Человеколюбец Бог прости, даруяй нам и мирная благая Твоя. Твое бо есть, еже миловати и спасати, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Трисвятое по Отче наш:

Тропари, глас 8: Оком милосердным, Господи, воззри на моё смирение: ибо понемногу жизнь моя сокращается, и от дел нет мне спасения. Потому молюсь: «Оком милосердным, Господи, воззри на моё смирение и спаси меня!»

Слава: Как бы стоя пред Судиёй, позаботься, душа, и о наступлении страшного дня помышляй, ибо суд без милости не оказавшим милости. Воззови же Христу Богу: «Сердцеведец, согрешил я, прежде осуждения моего помилуй меня!»

И ныне: Страшного Твоего и грозного и неподкупного суда, Христе, во уме представив день и час, трепещу, как злодей, собравший постыдные дела и поступки злые: их я один творил усердно. Потому со страхом повергаюсь пред Тобою, взывая в сокрушении: «По молитвам Родившей Тебя, Многомилостивый, спаси меня!»

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Святой, на высотах живущий и всевидящим Твоим оком зрящий всё творение! Пред Тобою мы склонились душою и телом, и Тебе молимся, Святой святых: простри руку Твою невидимую от святого жилища Твоего, и благослови всех нас, и, если мы чем пред Тобою согрешили вольно и невольно, Ты, как благой и человеколюбивый Бог, прости, даруя нам и отмирные и неотмирные блага Твои. Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here