Спасо преображенская пустынь под елгавой

Детально: спасо преображенская пустынь под елгавой - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Латвия Елгавский край

Идёт загрузка карты…

{“format”:”leaflet”,”minzoom”:false,”maxzoom”:false,”limit”:50,”offset”:0,”link”:”all”,”sort”:,”order”:[],”headers”:”show”,”mainlabel”:””,”intro”:””,”outro”:””,”searchlabel”:”u2026 u0441u043bu0435u0434u0443u044eu0449u0438u0435 u0440u0435u0437u0443u043bu044cu0442u0430u0442u044b”,”default”:””,”width”:”auto”,”height”:”350px”,”centre”:{“text”:””,”title”:””,”link”:””,”lat”:56.7344599999999985584508976899087429046630859375,”lon”:23.69431300000000106820152723230421543121337890625,”icon”:””},”title”:””,”label”:””,”icon”:””,”visitedicon”:””,”lines”:[],”polygons”:[],”circles”:[],”rectangles”:[],”wmsoverlay”:false,”copycoords”:false,”static”:false,”zoom”:8,”defzoom”:14,”layers”:,”overlaylayers”:[],”resizable”:false,”enablefullscreen”:true,”scrollwheelzoom”:true,”markercluster”:false,”clustermaxzoom”:9,”clusterzoomonclick”:true,”clustermaxradius”:80,”clusterspiderfy”:true,”geojson”:””,”showtitle”:true,”hidenamespace”:false,”template”:””,”userparam”:””,”activeicon”:””,”pagelabel”:false,”ajaxcoordproperty”:””,”ajaxquery”:””,”locations”:}

Спасо-Преображенская женская пустынь (Елгава)

Спасо-Преображенская пустынь — православный женский скит Троицкого Рижского монастыря в юрисдикции Рижской епархии Латвийской Православной Церкви. Расположен близ местечка Валгунде, в Валгундской волости Елгавского района, в 15 км от Елгавы. Латышское название — Kristus Apskaidrošanās Tuksnesis.

Оглавление [Показать]

История

Скит был основан в 1894 году фрейлиной Наталией Борисовной Мансуровой, постриженной в монашество в 1901 году с именем Иоанна (в честь преподобного Иоанна Лествичника) и возглавлявшей пустынь до своей кончины в 1934 году. В июле 1894 года император Александр III подарил пустыни 170 десятин леса.

В 1899 году в пустыни был построен каменный Спасо-Преображенский храм, освящённый архиепископом Рижским и Митавским Агафангелом (Преображенским). Рядом с храмом расположено монастырское кладбище на котором погребены митрополиты Рижские Филарет (Филаретов) и Леонид (Поляков).

Спасо-Преображенская женская пустынь (Елгава)

В 1908 году в скиту был построен тёплый деревянный храм, освящённый в честь преподобных Иоанна Лествичника и Сергия Радонежского. В 1909 году Преображенскую пустынь посетила княгиня Елизавета Фёдоровна, подарив обители икону Иоанна Лествичника.

В годы Первой и Второй мировых войн пустынь подвергалась сильным разрушениям, монастырское имущество и святыни в эти периоды эвакуировались.

Полномасштабное возрождение скита началось с 1953 года, с назначением духовником обители воспитанника Валаамского монастыря архимандрита Кирилла (Смирнова) (в схиме Косьмы). Позднее на месте духовника обители его сменил архимандрит Таврион (Батозский).

Сёстры монастыря занимаются сельским хозяйством и приёмом паломников, для которых выстроена гостиница.

Святыни

  • «Иверская» икона Божией Матери
  • чтимая могила архим. Тавриона (Батозского)

Престольные праздники

Преображение Господне – 19 августа

Видео

Как добраться

Проезд: Преображенская пустынь находится рядом с местечком Валгунде в 15 км от Елгавы. Добраться сюда можно на автобусе Елгава — Калнциемс, до остановки «Валгунде». Далее потребуется пройти примерно 1,5 км вдоль шоссе до белого дорожного знака с названием монастыря, а затем — немного по дороге через лес. На своем авто из Риги до пустыни можно доехать за 40–50 минут. С Лиепайского шоссе в поселке Тирели нужно свернуть налево, через 10–12 км — снова налево (до указанного выше дорожного знака).

Адрес: Valgunde, Valgundes pagasts, Jelgavas novads, Latvija (Латвия, Елгавский край, Валгундская волость, Валгунде)

Ссылки

  • Валгунде. Спасо-Преображенская пустынь. Фотографии
  • Спасо-Преображенская пустынь под Елгавой. Описание
  • Спасо–Преображенская пустынь. История
  • Спасо-Преображенская пустынь под Елгавой

У этого термина существуют и другие значения, см.

Спасо-Преображенская пустынь

.

Монастырь
Kristus Apskaidrošanās Tuksnesis
спасо преображенская пустынь под елгавой
56°44′00″ с. ш. 23°41′35″ в. д.HGЯO
Латвия Латвия
Валгунде
православие
Рижская епархия
скит
Н. Б. Мансурова
1894 год
 Спасо-Преображенская пустынь на Викискладе

Спасо-Преображенская пустынь (латыш. Kristus Apskaidrošanās Tuksnesis) — православный женский скит Свято-Троицкого Рижского женского монастыря в юрисдикции Рижской епархии Латвийской православной церкви. Расположен близ местечка Валгунде, в Валгундской волости Елгавского района, в 15 км от Елгавы.

История

Скит был основан в 1894 году фрейлиной Наталией Борисовной Мансуровой, постриженной в монашество в 1901 году с именем Иоанна (в честь преподобного Иоанна Лествичника) и возглавлявшей пустынь до своей кончины в 1934 году. В июле 1894 года император Александр III подарил пустыни 170 десятин леса.

В 1899 году в пустыни был построен каменный Спасо-Преображенский храм, освящённый архиепископом Рижским и Митавским Агафангелом (Преображенским). Рядом с храмом расположено монастырское кладбище на котором погребены митрополиты Рижские Филарет (Филаретов) и Леонид (Поляков).

В 1908 году в скиту был построен тёплый деревянный храм, освящённый в честь преподобных Иоанна Лествичника и Сергия Радонежского. В 1909 году Преображенскую пустынь посетила княгиня Елизавета Фёдоровна, подарив обители икону Иоанна Лествичника.

спасо преображенская пустынь под елгавой Преображенская церковь спасо преображенская пустынь под елгавой Церковь Иоанна Лествичника

В годы Первой и Второй мировых войн пустынь подвергалась сильным разрушениям, монастырское имущество и святыни в эти периоды эвакуировались.

Полномасштабное возрождение скита началось с 1953 года, с назначением духовником обители воспитанника Валаамского монастыря архимандрита Кирилла (Смирнова) (в схиме Косьмы). Позднее на месте духовника обители его сменил архимандрит Таврион (Батозский).

Сёстры монастыря занимаются сельским хозяйством и приёмом паломников, для которых выстроена гостиница.

Примечания

  1. ↑ Latvijas Vēstnesis — 1993.

    https://wikidata.org/wiki/Track:Q6497517

    “>

  2. ↑ Спасо-Преображенская пустынь под Елгавой.

Ссылки

Рижская Спасо-Преображенская пустынь.
  • История Спасо-Преображенской Пустыни.

Спасо – Преображенская пустынь

Спасо–Преображенская пустынь принадлежит Рижскому Свято-Троице-Сергиеву женскому монастырю, основана в лесу как место тихих уединенных молитв. Свято-Троицкая община в Риге была учреждена в 1892 году. Воспитанницы детского приюта, существовавшего с 1891 года при общине, летние каникулы проводили на даче, которую снимали для них благотворители. По ходатайству отца учредительниц общины, действительного тайного советника Б.П. Мансурова в Св.Синод было отправлено прошение с просьбой о безвозмездной передаче подходящего для этой цели казенного участка земли. В 1894 году по решению Государя Александра III в дар общине были переданы лесные угодья площадью более 170 десятин – казенная мыза Калнциемс с подмызком Кливенгоф близ Митавы (Елгавы), а также 3 000 рублей. В лесу, на крестообразной поляне была поставлена келья для шести сестер, которые стали здесь трудиться – отбеливать воск для производства свечей и заготавливать дрова. На месте будущего храма был установлен деревянный крест.

Несколько лет прошло в трудах по освоению земли, был построен жилой корпус. На реке Лиелупе в окрестностях Митавы работало несколько кирпичных заводов, на которых трудились около четырех тысяч сезонных рабочих, многие из них были православными. Заводчик – купец 1-й гильдии Е.Ф. Нестеров и другие благотворители предложили общине свою помощь в строительстве церкви. 6 августа 1897 года в Валгундском лесу состоялась закладка храма во имя Преображения Господня. Материальная поддержка стройке была оказана также Прибалтийским Православным братством. Торжественное освящение храма 20 июня 1899 года совершил епископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский). Каменная церковь, построенная «кораблем» по проекту архитектора Владимира Лунского, получилась небольшой, но очень уютной. Основной объем храма был перекрыт вальмовой крышей с небольшой главой. Над притвором возвышалась двухярусная колокольня, увенчанная шатром и главкой. Кирпичные фасады с оштукатуренными наличниками и порталом были решены в русском стиле. Украшением интерьера стал одноярусный дубовый иконостас с иконами, написанными в живописной мастерской общины.

После освящения Преображенской церкви в пустыни начались регулярные богослужения. Теперь постоянно здесь находились тридцать сестер, увеличилось число богомольцев. Пустынь постепенно благоустраивалась. Была построена каменная ограда с трехчастными воротами, странноприимный корпус. После преобразования общины в монастырь (1902), в пустыни был возведен игуменский дом. Добротный одноэтажный сруб с двускатной крышей был задуман в едином комплексе с домовым храмом, в который из дома вел крытый переход. Разрешение на строительство домового храма было получено в Рижской Духовной Консистории весной 1907 года. Храм во имя преподобного Иоанна Лествичника стал украшением пустыни, он без перестроек сохранился до наших дней. Это бревенчатый крещатый в плане сруб, средокрестие которого выделено большим четвериком. Над ним внутри открывается восьмигранный шатер, снаружи покрытый четырехгранной кровлей. Над шатром небольшой четверик несет изящную главу с крестом, в форме которой чувствуется влияние стиля модерн. Более низкие прямоугольные срубы «рукавов» креста с четырех сторон примыкают к основному объему. Стены храма срублены «с остатком», их украшает скромный пропильной декор в русском стиле, крыльцо с резными столбами. Простые формы храма очень гармонично вписались в окружающий ландшафт и умиротворяющую среду обители. Одноярусный иконостас с ажурными царскими вратами и множество икон дополнили интерьер храма. Освящение церкви состоялось 9 мая 1908 года, его совершил архимандрит Вячеслав, настоятель Рижского Алексеевского монастыря. Рядом с храмом была поставлена деревянная рубленая часовня, покрытая шатровой кровлей, в которой до сих пор хранится крест, прежде стоявший на поляне. 

Массовое паломничество в пустыньку (так ласково называют ее паломники и сегодня) стало традиционным в начале XX века. Сюда устремились люди разных сословий. Всех богомольцев бесплатно кормили на общей трапезе. Летом 1909 года обитель посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Каждый год с крестным ходом в пустыньку прибывала чудотворная Якобштадтская икона Божией Матери. Это были самые благополучные годы Рижской обители. В годы Первой мировой войны на территории пустыни стояли немецкие войска. С правой стороны от главных ворот сохранилось обширное военное кладбище тех лет с бетонными крестами и стеллой. 20 апреля 1915 года сестры были вынуждены покинуть пустынь, взяв с собой только самые необходимые вещи и стадо коров. Часть насельниц не уехали в эвакуацию, остались в Риге. После войны сестрам пришлось восстанавливать храмы и все постройки, заново обустраивать быт. Пустынька окормляла беженцев из России, бедствующих после войны рижан. Летом в пустынь вывозили детей из восстановленного детского приюта и школы при монастыре. Во время Второй мировой войны обитель снова подверглась разрушениям. После изгнания гитлеровцев сестры с большими трудностями старались восстановить то, что уцелело. Чтобы выжить, насельницы пустыни занимались в основном сельским хозяйством, помогали местному колхозу в уборке урожая, заготавливали на зиму продукты для монастыря. 

В 1954 году на служение в пустынь митрополит Вениамин (Федченко) благословил игумена Кирилла (Смирнова). Скромный и искренний о. Кирилл (схиархимандрит Косьма) пользовался большим уважением верующих, которых окормлял до лета 1968 года. После его кончины духовником в пустынь был назначен архимандрит Таврион (Батозский). Здесь прошли последние десять лет трудов праведного старца. В годы его духовничества в пустыньке царила атмосфера раннехристианской общины. Подвижническая жизнь о. Тавриона, его молитвенный подвиг, ежедневные богослужения и проповеди привлекали в пустыньку тысячи паломников со всех концов Советского Союза. Материальное положение пустыни улучшилось. За активной жизнью обители пристально следили власти, но, несмотря на это, о. Тавриону удалось расширить и благоустроить помещения для приема приезжающих, построить паломническую кухню. Последнюю службу в храме о.Таврион совершил на Троицу 18 июня 1978 года. После его смерти пустынька продолжала материально укрепляться, число насельниц увеличивалось, но уникальность духовной жизни обители уже не повторялась.

В 80-е годы XX века стараниями благочинной м. Сергии (Конковой) были построены трапезная и двухэтажный сестринский корпус с домовой церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Маленький храм украшен одноярусным иконостасом. В 90-е годы XX века в связи с новыми государственными границами число паломников сократилось. Сегодня пустынь живет молитвенно-трудовой жизнью. Посильные послушания выполняют и паломники. Сельскохозяйственные угодья возвращены, есть ферма и огород. Но главным остается молитва. Богослужения совершаются каждый день. Уже более ста лет неукоснительно соблюдается установленный порядок жизни -молитвенное правило, неусыпное чтение Псалтири. Каждый год накануне праздника Преображения Господня из Риги в пустыньку идет православный крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть». Рядом с Преображенским храмом находится монастырское кладбище, где покоятся духовные лица и благочестивые миряне. Здесь похоронен митрополит Леонид (Поляков), основательница монастыря игуменья Сергия (Мансурова), останки которой были перевезены в пустынь из Царского Села в 1989 году. Можно помолиться на могилах сестер, настоятельниц и духовников монастыря.

Людмила  Клешнина

Источники информации :

1) Демина Н. «Рижский Св.Троице-Сергиев женский монастырь», Pētergailis, с.116-130, 151-163., 231-223.

2) Вильгерт В. «Архимандрит Таврион (Батозский)», изд. «Отчий дом», Москва, 2001.

3) «Rīgas dievnami. Arhitektūra un māksla», Zinātne, Apgāds mantojums, 2007, c.537.

4)

Оксана Дементьева. Неугасимая лампада

Про странствия. Спасо-Преображенская пустынь (Латвия)

спасо преображенская пустынь под елгавой

Источник: sobory.ru
Автор фотографии: Илья Лепетян

У Свято-Троице-Сергиева монастыря, что стоит в центре Риги, есть подворье, которое находится в живописном лесу под Елгавой. Это Спасо-Преображенская пустынь. История как монастыря, как и пустыньки, тесно связана с судьбой сестер Мансуровых, Екатерины и Натальи. Именно Мансуровы открыли в Риге школу для девочек из бедных семей и сиротский приют, при котором годом позже была организована женская монашеская община. Прошло еще немного времени – император дарит сестрам и их воспитанницам землю под Елгавой. Сестры Мансуровы принимают постриг. Екатерина, в монашестве Сергия, становится игуменьей рижской обители, Наталья – монахиня Иоанна, принимает руководство лесной пустынькой.

В ту пору вековые леса в Курляндской губернии стояли нетронутыми. Монахини жили настолько уединенно, что их обыденный каждодневный распорядок напоминал подвижничество древних времен. На жизнь сестры зарабатывали тем, что белили воск для рижского свечного завода.

На подворье выстроили храм Преображения Господня, а вслед за ним еще один, во имя Преподобного Сергия Радонежского. Добрая слава об обители распространилась на много километров, и в праздничные дни уже две церкви не могли вместить всех паломников. А после того, как открыл свои двери просторный величественный Свято-Троицкий собор, пустынь из места отшельничества стала центром православия в Прибалтике.

В это время лесное подворье посетила великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница московской Марфо-Мариинской обители. Матушка Елизавета подарила пустыни икону преподобного Иоанна Лествичника.

Время благоденствия сменилось периодом испытаний. Великая Отечественная война заставила сестер эвакуироваться в Новгородскую область, а по возвращении поднимать разоренную обитель с нуля. Большую роль в восстановлении монастыря сыграл тогдашний духовник обители, архимандрит Кирилл. Воспитанник Валаама, он помогал сестрам в любых обстоятельствах не терять присутствие Духа. После его кончины монахинь десять лет окормлял известный подвижник, архимандрит Таврион (Батозский). При таких наставниках количество насельниц стремительно росло. В конце восьмидесятых годов в обители было 130 сестер. Их число сократилось только после того, как в России стали возрождаться монастыри –пустынские воспитанницы стали настоятельницами многих монашеских обителей в России.

А Спасо-Преображенская пустынь, укрытая зеленью хвойных лесов, по-прежнему почитаема народом. Чтобы в этом убедиться, нужно приехать в Ригу 17 августа. Каждый год в этот день от храма Спаса Нерукотворного в пустынь выходит крестный ход. Сотни людей проходят под хоругвями пятьдесят шесть километров, чтобы попасть в любимую обитель на престольный праздник – Преображение Господне.

Оценка 3.3 проголосовавших: 31
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here