Сущим во гробех живот даровав толкование

Детально: сущим во гробех живот даровав толкование - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Текст:

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав.

Перевод:

Христос воскрес из мертвых, победив смертью смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т.е. мертвым.

Воскресе — воскрес, ожил; поправ — победив; сущим во гробех — находящимся в гробах, умершим людям; живот даровав — жизнь дав.

Главное песнопение Пасхальной службы, которое звучит практически постоянно. До Вознесения тропарь поётся вместо некоторых церковных песнопений (“Видихом свет истинный”, “Приидите, поклонимся” и т.д.), на утренних и вечерних молитвах читается вместо “Царю небесный”.
Это радостный возглас, утверждение истины воскресения Христова, как пишет преподобный Ефрем Сирин: “Все горние и дольние поклоняются Тебе, Спаситель наш, потому что воскресением Своим избавил Ты нас от рабства греху” (прп. Ефрем Сирин, 33, 524).
Смерть Спасителя разрушила иную смерть: “ Своим пришествием воскресил нас, умерших от грехов, и оживотворил, разрушив двоякую смерть, смерть греха и смерть плоти” (свт. Иоанн Златоуст, 44, 739).

Музыка:

Обиходный распев, исполняет хор Сретенского монастрыря:

Этот вариант тропаря был использован С. В. Рахманиновым в сюите для двух фортепиано, в номере “Светлый праздник”. Исполняют Владимир Ашкенази и Андре Превин:

А. Д. Кастальский – тропарь Пасхи.
Композитор принадлежит к числу так называемой “Новомосковской школы” (конец 19 – начало 20 века) – время рассвета Русской духовной музыки, возвращения к древним распевам. Так, в тропаре Пасхи Кастальского использован и обработан киевский распев. Исполняет знаменитый коллектив под руководством Николая Матвеева хор московского храма Всех Скорбящих Радосте:

Почему так сладостна песнь «Христос воскресе!»

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав»

Эта торжественная песнь ныне в устах у всех нас. И в церквах, и в домах, и в собраниях, и во уединении, со сладостью поем ее, повторяем и не можем нарадоваться, ее воспевая. Но человек, размышляющий о своем состоянии, может тут сказать: «Если смерть наша Христовой смертью попрана, то почему же мы боимся смерти и умираем? Когда во гроб ляжем, то уже не мы смерть, но она нас попирает». К разрешению этого сомнения, чтобы оно не помешало настоящей радости нашей, довольно для нас будет узнать, какую смерть определил Бог согрешившему праотцу нашему. Насколько умалил силу ее умерший за нас и воскресший Христос, Спаситель наш? И чего стоит остаток власти ее над нами?

Преступление заповеди Божией Адамом так было тяжко, что не довольно было одной смерти телесной для наказания оного преступления, но вслед за ней, по праведному и неподкупному суду Божию, следовала и смерть души. Телесная смерть состояла в растлении тела, душевная — в растлении души. Тяжка была и телесная смерть для человека. Царю и владыке вселенной, умаленному «малым ним от Ангел» (Пс. 8; 6), добывать хлеб в поте лица своего, и часто вместо хлеба пожинать от земли терние и волчцы; всю жизнь свою бороться с болезнями, с напастями, со всяким несчастьем, и наконец обратиться в прах и тление, по оному непреложному определению: «яко земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3; 19), — подлинно, это тяжкий жребий и печальный! Но растление душевное для него было несравненно большей казнью. Душа, удалившаяся от Бога, подвергается гораздо более тяжкому страданию. Грехопадения ослабляют ее более, нежели болезни — тело наше. Надмеваемая гордостью, она страдает опаснее, нежели тело от водяной болезни. Распаляемая неистовым блудом, она болит отчаяннее, нежели тело от огневицы. Кипя завистью, ненавистью и враждой, она питает в себе заразительнейший яд, более смертоносный нежели чума смертельная. Словом, по грехам своим она соделалась мерзостной перед очами Божиими, смрадом их поражая обоняние Творца своего; а потому и отвергнута стала во огнь, вечно не угасающий. И в этом-то и состоял ужаснейший для грешников страх смерти. Если бы мы подвержены были только телесной смерти и тлению только плоти нашей за грехи наши, то удобнее понесли бы таковое наказание. Что же Сын Божий для нас сотворил? Как попрал Он смерть нашу, столь жестокую тиранку нашу? Отвечаю: Сын Божий принял на Себя тленное тело наше, страданиями Своими заплатил праведному Суду Божию за преступления наши, как об этом пророк предвозвестил, глаголя: «Той же язвен бысть за грехи нагия и мучен бысть за беззакония наша2 (Ис. 53; 5). Заплатив таким образом за грехи наши, Он освободил нас от казни вечной и огня бесконечного, и притом, по безмерному благоутробию Своему, соделал нас и сынами Божиими и наследниками Царствия Небесного (Рим. 8; 17). Итак, мало ли убыло тут власти над грешниками жадной и ненасытной смерти? Воистину должны мы воскликнуть с Апостолом: «Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?» (1 Кор. 15; 55). Где ваши узники и жертвы? Правда, нам остались еще в удел болезни и злострадания телесные; остались в удел склонности ко греху, кои суть недуги душевные; осталась в удел и самая телесная смерть и страх ее. Но что же? Эти болезни и злострадания для нас, верующих во Христа, умершего за нас и воскресшего, есть не что иное, как только искоренение зла греховного, в нас оставшегося и для того точно оставленного, чтобы мы, подвизаясь против греха, уподобились Христу Спасителю нашему в страданиях Его, чтобы удостоиться победного венца, почестей и наград, уготованных тем, кто «подвигом добрым… подвизался» (2 Тим. 4; 7-8). Природный сын у отца наследует не иначе как только повиновением воле его и показанием подобия отчего в себе: тем паче нам, туне (даром) соделавшимся сынами Божиими и наследниками Царствия Его, непременно должно Сыну Божию, туне усыновившему нас Богу, уподобиться в страданиях и подвигах против грехов.

Просмотры (15520)

сущим во гробех живот даровав толкованиеВ усинских храмах состоялись пасхальные службы

В субботу вечером неожиданно выпал снег. Я, закончив домашние дела, спешила в храм, крепко держа в руке корзинку с куличами и крашеными яйцами, чтобы не уронить ее, поскользнувшись. Убеленные улицы казались особенно чистыми и опрятными, будто даже природа подготовилась к светлому Христову Воскресению.

Почему Пасха в плотном церковном календаре считается самым важным праздником для христиан? Душой я понимала это, но чтобы ответить на этот вопрос читателям мудро, обратилась за помощью к настоятелю храма в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» игумену Гермогену.

– Апостол Павел в свое время писал в послании к коринфянам: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – сказал батюшка. – Воскресение Сына Божьего из мертвых является основополагающим моментом православия, поэтому верующие празднуют его не только раз в году, на Пасху, но и каждую неделю по воскресным дням. Ведь смысл пришествия Христа на землю и состоит в спасении человечества: после своего воскресения Иисус сошел во ад и вывел оттуда души праведников, которые там находились.

К этому главному празднику и готовятся христиане особенно, стараясь очистить свою душу через пост, который является самым строгим. Длится он 47 дней и подразумевает как телесное воздержание (нельзя вкушать скоромную пищу), так и духовное (принято избегать развлечений, больше времени проводить в молитве, чаще исповедоваться и причащаться). А вот за Пасхой следует сплошная седмица, когда разрешается не поститься даже в среду и пятницу.

Помню, в прошлом году во время проповеди после службы на Вербное воскресенье, которое празднуется за неделю до Пасхи, игумен Гермоген сказал прихожанам: «Начинается самая строгая неделя поста, только вы не перепоститесь». Что хотел донести до верующих батюшка, я пыталась понять целый год.

– Некоторые чересчур фанатично подходят к воздержанию и начинают морить себя голодом, доходя до болезней, – пояснил мне священник. – А тем временем смысл поста – не причинить себе вред, а принести пользу, чтобы достойно подготовиться к светлому Воскресению. Поэтому Церковь дает послабления во время поста беременным и кормящим женщинам, больным и путешествующим.

– А что имеется в виду, когда в молитвах читается «Поститесь постом приятным»? Выходит, нужно получать удовольствие от него? – пытаюсь развеять последние сомнения.

– Это не так. Слово «приятный» происходит от старославянского «прияти», то есть пост должен быть таким, чтобы его принял Бог.

ЯЙЦА, КУЛИЧИ И ПАСХИ

сущим во гробех живот даровав толкованиеДата этого светлого праздника каждый год меняется. И это очень древняя традиция, которая идет с 325 года. Именно в то далекое время в городе Никея состоялся Первый Вселенский собор, на котором определили, что Пасха должна праздноваться в воскресный день после первого полнолуния, наступившего за днем весеннего равноденствия, и непременно после иудейской Пасхи. В этот раз Воскресение Христово совпало по дате у христиан всех конфессий.

Пасхальная служба вообще объединяет верующих: и крестный ход, который принято совершать в эту ночь, и тот момент, когда священник впервые произносит тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!», и когда с улыбкой говорит, обращаясь к прихожанам: «Христос воскресе!», а те в едином порыве отвечают: «Воистину воскресе!» Такими словами православные будут приветствовать друг друга еще 40 дней, вплоть до Вознесения Господня.

Это всенощное бдение особенное: священники меняют черные скорбные одежды, которые они носили во время страстной седмицы, на красные, символизирующие радость и праздник, а запах воска и ладана смешивается с ароматом сдобы, исходящим из аккуратных корзинок, принесенных прихожанами в храм. В этих корзинках куличи, крашеные яйца и творожные пасхи, которые по древней традиции принято освящать в эту ночь.

– Однажды Мария Магдалина, из которой Господь изгнал семь бесов и которая была одной из жен-мироносиц, шедших помазать миром тело Христа после погребения, пришла к императору Тиберию, – напоминает сюжет священного предания отец Гермоген. – Тогда каждый человек, приходя к императору, должен был приносить с собой подарок. Мария Магдалина взяла простое яйцо. «Христос воскресе!» – поприветствовала она Тиберия. «Это нереально», – был ответ. – «Как то, что это яйцо сейчас станет красным». И оно тут же покраснело. С тех пор принято на Пасху красить яйца, которые, к тому же, символизируют начало жизни. А воскресение Христа даровало нам возможность жить вечно вместе с Господом.

Кулич же символизирует большую просфору – артос, которая печется для пасхального богослужения, ее берут с собой на крестный ход, и стоит она в храме у иконостаса. Через неделю после Пасхи артос раздробляется и раздается всем прихожанам. Куличи обычно сладкие и вкусные, что символизирует радость будущей жизни. Не менее символична и творожная пасха: она имеет форму усеченной пирамидки и напоминает нам о Голгофе, на которую восходил Христос, или гроб Господень, где произошло его воскресение.

Освященными яйцами, пасхами и куличами верующие разговляются после праздничного богослужения и, поверьте, в этот момент кажется, что ничего вкуснее, слаще и изысканнее ты еще не ел.

СВЕТЛАЯ НЕДЕЛЯ

С корзиной, прикрытой салфеткой, которую специально к Пасхе мне вышила бабушка, я спешила после службы домой. Уже светало. И это мне показалось символичным, ведь каждый день первой недели после Пасхи тоже называется светлым. Для меня вообще Христово Воскресение наполнено символами и чудесами. Мы с мужем мечтали о ребенке, да так, что даже взяли грех на душу и отчаивались, думая, что его у нас никогда не будет. Четыре года назад на Пасху в храме, несмотря на поздний час, отчего-то было особенно много прихожан с младенцами. Те гулили, не капризничали, а потом между мной и супругом встала женщина с карапузом, который улыбнулся мне и протянул пухлые ручки. «Это знак!» – пронеслось у меня в голове… В этот раз я спешила со службы домой, чтобы поскорее поцеловать спящего трехлетнего сыночка и первой сказать ему: «Христос воскресе!»

Евгения ЛЯСКОВСКАЯ

На снимке Василия ОСТАФИЧУКА: прихожане; о. Гермоген освящает куличи и яйца

сущим во гробех живот даровав толкованиеВот такая икона находится, как правило, на аналое посреди храма в пасхальную ночь и на Светлой седмице. Обычно ее называют иконой Воскресения Христова; но, если быть точнее, на ней изображено событие, предшествовавшее Воскресению: схождение Христа во ад. На иконе Спаситель выводит из адской бездны души праведников, начиная с Адама и Евы: «Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную» (песнь 5 Пасхального канона). Попробуем разобраться с этим событием — таинственным и непростым для нас; поищем ответы на возникающие вопросы.

Откуда мы знаем о сошествии Христа во ад? Ведь в Евангелиях об этом нет ни слова. Евангелия рассказывают о Его смерти на Кресте, о положении мертвого Иисуса во гроб, а затем — о Его Воскресении и о встречах людей с Воскресшим.

Как пишет в своей работе «Христос — победитель ада» Митрополит Иларион (Алфеев), учение о сошествии Христа во ад является неотъемлемой частью догматического предания Церкви. То, что ученики Христовы об этом событии знали, подтверждает Первое Послание апостола Петра (3, 18–20): …Хрис­тос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению…

А вот что пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам (4, 8–10): Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

Во второй главе книги Деяний апостольских, в день Сошествия Святого Духа на Христовых учеников, апостол Петр, обращаясь к собравшимся иудеям, напоминает им о пророчестве Давида (см.: Пс. 15, 10) — предка Христа по плоти: он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления (Деян. 2, 31). Запомним эти слова: не оставлена душа Его во аде…

Как же это произошло? Может быть, Христос, воскреснув и покинув Свой Гроб, сошел в преисподнюю, а потом уже явился на земле — живым людям?

Нет, не совсем так, и в том-то все и дело. Обратим внимание на слова апостола Петра: умерщвлен по плоти, но ожив духом. Православная Церковь исповедует и проповедует Христа, Который был полностью, до конца — Человеком, и полностью, до конца — Богом, одним из Лиц Пресвятой Троицы. Его человеческое существо было двухсоставным, как и наше: душа и тело. И именно об этом говорят Его предсмертные слова: Отче! В руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46). Далее сказано, что Хрис­тос испустил дух.

Тело лежало в новом Гробе, обвитое чистой плащаницей Иосифа Аримафейского (см.: Мф. 27, 59; Мк. 15, 46; Лк. 23, 53), а душа Умершего, как все человеческие души до Него, сошла в мрачный Шеол, в царство смерти, в то царство, о котором многострадальный Иов говорил: Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его (7, 9–10).

Душа в преисподней, тело во Гробе, а почему же умирающий Христос говорит благоразумному разбойнику, что он ныне же (т. е. сегодня же) будет в раю вместе с Ним (см.: Лк. 23, 43)?

Ответ на этот вопрос мы найдем, если вспомним тропарь, читаемый на пасхальных часах: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный».

Бог вездесущ (Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты (Пс. 138, 8)), Троица неразделима: Божеством Своим Христос пребывает в раю, телом на земле, душою во аде.

Какое значение имеет для нас сошествие Христово в «преисподняя земли»? С какой целью Спаситель сошел туда, где обитали мертвые? Что Он изменил для них, лишенных уже, казалось бы, всякой надежды?

Сошествие во ад — неотрывная часть миссии Христа. Это предел Его смирения, истощания Божества — кенозиса. Святитель Григорий Богослов писал о двойном сошествии, или двойном нисхождении, Хрис­та — во плоть, как все люди, и во ад, как все умершие люди. «…Страданием человеческой природы Оно (Божество Иису­са. — Ред.) исполнило домостроительство нашего спасения, разлучив на время душу с телом, но Само не отделившись от того, что однажды было воспринято, и, вновь соединив расторгнутое, тем положило путь и начало воскресения из мертвых для всей человеческой природы…» — это слова святителя Григория Нисского. Расторгнутое соединено: Христос воскресает во плоти: не оставлена душа Его в аде (Деян. 2, 31). Так же — в новых, преображенных телах — воскреснем в последний день (Ин. 6, 40) и все мы. Апостол Павел объяснял это христианам Коринфа: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу , братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 49–55) Последние слова — очень древние, они из книги пророка Осии (13, 14): От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало?..

У Бога нет мертвых на самом деле: Христос — Владыка и над живущими еще на земле, и над теми, кто уже с нее ушел. Апостол Павел в Послании к Римлянам (14, 9) пишет, что Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. Песнопения Великой Субботы, богослужение которой пронизано темой схождения во ад, говорят нам о том, что Христос душою Своею проповедовал душам — обитателям Шеола. Третья песнь канона этого дня: «…Ныне же сокровенная Твоя богомужно уяснил еси, и сущим во аде, Владыко, несть свят, разве Тебе, Господи, взывающим».

Святитель Иоанн Дамаскин писал: «Обоженная душа (Хрис­та) сходит в ад, чтобы, подобно тому, как для находившихся на земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной, воссиял свет».

К кому была обращена проповедь Христа в преисподней и каково было ее содержание? Кого именно вывел Спаситель из Шеола?

Если о земной жизни Иисуса Христа мы знаем от свидетелей (см.: Лк. 1, 2; Ин. 1, 14), то схождение во ад — событие для нас таинственное: «подробности» есть только в многочисленных апокрифах, но в них с неизбежностью присутствует вымысел. Обратимся к Священному Писанию. Продолжим ту цитату из Послания апостола Петра, которую уже приводили в начале (3, 19–20): …находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божиему долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега…

Итак, о победе над смертью, о воскресении в последний день, но также и о вечной каре для нераскаянных грешников услышали и те, кто захлебнулся в водах Всемирного потопа (см.: Быт. 6–7), и те, кто сгорел в серном пламени Содома (см.: Мф. 10, 15; Быт. 19, 24–25). Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом, — пишет апостол Петр в том же Первом Послании (4, 6). Иоанн Златоуст писал, что Христос как на земле «для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших — обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду». Иными словами, те, кто умер до Рождества Хрис­това, с Его сошествием во ад получили возможность выбора. Святитель Ириней Лионский писал: «Господь сошел в преисподнюю земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым, так же как и нам, Он отпустил грехи». Многие святые отцы и духовные писатели позднейших времен считали, что Хрис­тос вывел из ада и привел к Отцу души, отозвавшиеся на Его проповедь. «Те, кои ожили духом, не могли уже быть оставленными среди жилища смерти», — говорил в своем «Слове в Великую Субботу» святитель Иннокентий Херсонский.

Следует понимать: схождение Спасителя в царство мертвых — это не просто «визит», это вход Победителя в побежденный город. Если победитель входит, значит, победа окончательна и безоговорочна. И об этой победе мы услышим в «ночь светозарную» — когда в наших храмах будут читать Слово огласительное Иоанна Златоуста: «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его…». Плоти Христа коснулась смерть. У того же Златоуста есть грубый натуралистический пример: если человек случайно проглотит камень, желудок извергнет этот камень наружу вместе со всей ранее принятой пищей. Смерть проглотила краеугольный камень — Христа — и, не будучи в силах Его переварить, исторгла Его из своего чрева вместе со всеми ранее поглощенными. Об этом поется в Пасхальном каноне: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащыя связанныя, Христе, и тридневен яко от кита Иона, воскресл еси от гроба». И далее — то, от чего всегда замирает сердце: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Газета «Православная вера» № 07 (579)

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here