Тело и кровь христовы

Детально: тело и кровь христовы - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]
Ох… отец Леонид! Доброе утро, когда же мне работать? Вы столько написали, а не ответить – не могу!
Саму ситуацию с ГАИ я приводил как чудо подобное приведенным у о. Григория Дьяченко, т.е. оно не имело бы смысла, если бы остановленный клирик не мог бы сказать – “это Кровь Христова, понимаете”. Если бы это было просто “обоженное” вино, по Осипову, то смысла в этом чуде было бы ноль.
Касаемо Осипова, скажу сразу – я ему благодарен за ряд вещей. Во-первых – его лекции сыграли весьма значительную роль в моем воцерковлении в своё время. Во-вторых – я понимаю, что ту пользу, которую он принес Церкви трудно оценить. И, наконец, в третьих – он не святой, и авторитетом он являться может только постольку, поскольку подчиняется в своих взглядах Священному Писанию, Преданию и священноначалию. Ориген тоже много потрудился на благо Церкви, и Евсевий Кессарийский, и много кто еще, и мы по сравнению со всеми ними микро пупырышки, только мы чтим их лишь как учителей, но не как святых.
По поводу апокрисис.ру, на сколько я понимаю этот сайт относится к ветке синодального миссионерского отдела, но это и не принципиально. Та стилистика, в которой работают его создатели, меня покорила чёткостью своей аргументации. Потому по поводу Осипова готов продолжить дискуссию после ознакомления с этой вот статьей, дабы мне много не писать: Отзыв на учение проф. А. И. Осипова о Евхаристии
Лишь процитирую оттуда прп. Иоанна Дамаскина: “Прп. Иоанн Дамаскин («Философские главы»):

4 «О сущем, субстанции и акциденции»
«Сущее (το ον) есть общее имя для всего существующего. Оно разделяется на субстанцию и акциденцию. Субстанция (ουσια) есть нечто самое важное, так как она имеет существование в себе самой, а не в другом. Акциденция (συμβεβηκος) же есть то, что не может существовать в самом себе, а созерцается в субстанции. Субстанция есть подлежащее (υποκειμενον), как бы материя вещей. Акциденция же есть то, что созерцается в субстанции как подлежащем, например: медь и воск – субстанции, а фигура, форма, цвет – акциденции, и тело – субстанция, а его цвет – акциденция. Не тело находится в цвете, а цвет – в теле, и не душа – в знании, но знание – в душе, и не медь и воск – в фигуре, но фигура – в воске и меди. Не говорят; тело цвета, но цвет тела; не душа знания, но знание души; не воск фигуры, но фигура воска. И цвет, и знание, и фигура изменяются, тело же, душа и воск остаются теми же самыми, так как субстанция не меняется. Кроме того, субстанция и материя тела одна: цветов же много. Подобным же образом обстоит дело и со всем остальным: подлежащее есть субстанция; то же, что созерцается в подлежащем, т. е. субстанции, есть акциденция.

Определяют же субстанцию таким образом: субстанция есть самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования в другой. Акциденция, напротив, есть то, что не может существовать в самом себе, но имеет свое бытие в другом…»13 «Об акциденции»
«Акциденция есть то, что в предметах и бывает, и отсутствует, не разрушая предмета. И снова: акциденция есть то, что может одному и тому же предмету как принадлежать, так и не принадлежать…»
30 «О сущности, природе и форме; об индивиде, лице и ипостаси»
«Языческие философы… различали субстанцию (ουσια) и природу (φυσις)…
Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, т. е. низший вид назвали субстанцией (ουσιαν), природой (φυσιν) и формой (μορφην), – например, ангела, человека, собаку и т.п. В самом деле, (слово) ουσια – субстанция – происходит от (глагола) ειναι, а φυσις – природа – от глагола πεφυκεναι, но ειναι и πεφυκεναι означают одно и то же – быть, существовать…»39 «Еще о субстанции» «Субстанция есть самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом; и снова: субстанция есть то, что в самом себе является ипостасным (αυθυποστατον) и не имеет своего бытия в другом, т. е. то, что существует не через другое и не в другом имеет свое бытие и не нуждается в другом для своего существования; но существует само по себе, – в чем и акциденция получает свое бытие. Цвет существует ради тела, чтобы окрашивать его, а не тело ради цвета. Равным образом цвет имеет свое бытие в теле, а не тело в цвете, почему и говорят «цвет тела», а не «тело цвета». Поэтому при частых переменах и изменениях цвета субстанция, т. е. тело, не изменяется, но остается той же самой.

(По-гречески) субстанция называется ουσια – от ειναι, существовать ».

А по поводу отца Григория Дьяченко, отец Леонид, я ссылался на другой раздел, на “3. Учение Церкви о Таинстве Евхаристии.”

Именно там у него собраны необходимые цитаты – святых отцов, а не его мнение, потому как он не прославлен в лике святых.
И еще в-четвертых, за что я благодарен Осипову – он заставил многих людей читать святых отцов не в его “переложении” (к слову, проверьте его цитаты – для меня это был основной подрыв его авторитета).
Закончу пост словами святителя Амвросия Медиоланского (Трактат о Тайнах):
“. Может быть ты скажешь: “Я вижу другое. Как же ты можешь говорить, что я принимаю Тело Христово?”. Это же то, что нам осталось доказать. Сколь велико число примеров, используя которые, мы можем доказать, что речь идет не о том, что создано природой, но о том, что освящено благословением, о том, что сила благословения превосходит природу, ибо благословением изменяется даже сама природа.
. (…пришлось сокращать, пост слишком длинный)
. Таким образом, мы увидели, что действие благодати превосходит природное действие. При этом мы рассматривали примеры действия благодатной силы пророческого благословения. Если же человеческое благословение было столь сильным, что изменяло природу, то что говорить о Божественном освящении, которое совершается словами Самого Спаса Господа? Ведь таинство, принимаемое тобой, совершается словом Христовым. И если слово Илии было столь сильным, что низвело огонь с неба (ср. 3 Цар :38), то разве слово Христово не сильно изменить природу вещества? О творении всего мира ты прочел, что «Он сказал — и стало, Он повелел — и сотворилось» (ср. Пс :9; 148:5). Итак, если слово Христово смогло сотворить из ничего то, чего прежде не было, то разве это же слово не может преложить уже существующее в то, чем оно раньше не было? Ведь сотворение новой природы не ниже, чем ее изменение.
. Чем же нам еще воспользоваться для доказательств? Воспользуемся для примера тайной Его воплощения и покажем истинность этой тайны. Неужели рождению Господа Иисуса от Марии предшествовали естественные отношения? Если мы хотим узнать природный порядок, то он заключается в том, что женщине свойственно рождать после соединения с мужчиной. В таком случае очевидно, что Дева родила вне природного порядка. И то, что мы совершаем, является Телом, рожденным от Девы. Зачем же ты ищешь природный порядок в Теле Христовом, когда Сам Господь Иисус был рожден от Девы, превзойдя природу? Несомненно, что это истинная Плоть Христова, которая была распята и погребена. Значит, это действительно есть таинство Его Плоти.
54
. Сам Господь Иисус возвещает: «Сие есть Тело Мое» (Мф. :26). Прежде божественных слов благословения это называется иначе, после же освящения это является Телом. Он говорит, что это — Кровь Его. Прежде освящения это называется иначе, после же освящения именуется Кровью. И ты говоришь: “Аминь”, то есть “Истинно”. Пусть же твой ум будет согласен с тем, что произносят уста, а душа пусть чувствует то, что звучит в словах”.

иерей Леонид Глебец сказал(а):

В Санкт-Петербургской Митрополии?!

Ай-я-яй!

В Челябинской митрополии приходилось сослужить в разных храмах, в том числе и в кафедральном соборе при митрополите Иове. Чашу замывали горячей кипячённой водой.

Нажмите, чтобы раскрыть…

Отче, я же написал запивают, а не замывают . Конечно замываем кипятком, а потом отцы отходят к отдельному столику и съедают просфору запивая вином с теплотой. У вас такой традиции нет?

– Хотелось бы перейти к Таинству Причащения”, расскажите, что это за Таинство?

– Это сердце Церкви, сердце Тела Христова, и Таинство, которое соименно Церкви, как таковой. В Писаниях апостола Павла Церковь называется Телом Христовым, а Таинство Причащения – Таинством Тела и Крови Христовой, имена совпадают, таким образом, Таинство Церкви совпадает с Евхаристией, Таинством Причащения. Это Таинство является максимальным выражением церковного духа и церковной сущности.

В Символе веры упоминается лишь Таинство Крещения, единое во оставление грехов. После крещения максимальным выражением крещения и церковной жизни является Таинство Тела и Крови Христовой – та служба, при которой мы приносим Богу бескровную жертву и питаемся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа под видами хлеба и вина, как это впервые было в истории мира на Тайной вечери.

– Что значит Таинство Тела и Крови Христовой? Во время него каким-то образом происходит превращение вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы?

– Хлеб и вино являются веществом бескровной жертвы. Кровавые жертвы приносились до прихода в мир Господа Иисуса Христа, это прообразовательное пролитие животной крови. Люди чувствовали, что грех взывает о пролитии крови, и без этого не бывает оставления грехов, как говорит в Послании к евреям апостол Павел. И прообразовательное пролитие крови ягнят, голубей было указанием на истинное пролитие крови, которое даст нам оставление грехов. Страдания Христа на Голгофе и есть то, что прообразовывалось кровавыми жертвами. С тех пор, как пролилась Христова Кровь, нет более нужды приносить в жертву о наших грехах кровь не согрешивших животных. Кровь животных была заместительной: согрешил я – зарезали ягненка. То есть грех требует не только крови, но и не своей крови. Христос и есть тот ягненок, тот Агнец Божий, Который взял на Себя грехи мира и пролил кровь ради меня и Вас, и всех, кто смотрит нас, и всех, кто еще не родился в мир, и тех, кто жил от Адама до сего дня. Христос принес всесовершенную и довольную жертву для спасения всякого верующего человека.

Перед тем, как пойти на крест, Христос совершил Тайную вечерю, посреди которой установил Таинство Причащения, и где прозвучали слова, которые теперь звучат постоянно:

– Примите, ешьте Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов.

Был благословлен хлеб и роздан ученикам. Была благословлена чаша красного виноградного вина со словами:

– Пейте от нее все, сия есть Кровь Моя, за вас и многих изливаемая во оставление грехов.

Согласно евангелисту Луке, были добавлены слова:

– Творите сие в Мое воспоминание, – то есть повторять это.

Таким образом установилось Таинство Евхаристии, Таинство Благодарения, во время которого люди едят и пьют под видом хлеба и вина Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

Каким образом приносимые на службу хлеб и вино становятся Телом и Кровью – это отдельный разговор. Христиане Запада отличаются от христиан Востока отличаются тем, что пытаются дать точные дефиниции всякому событию: как это происходит. Евхаристическое богословие католиков занимается вопросом, превращаются ли атомы хлеба в атомы плоти, атомы вина в атомы крови, происходит ли изменения субстанции. Вокруг этого столетиями вращалась их богословская мысль.

Восточная Церковь, к которой принадлежим мы, не позволяет нам в этих терминах говорить о тайне Тела и Крови. Она говорит нам, что после призывания в молитве Церкви и священника Духа Святого на хлеб и вино, приносимые Богу в виде даров, хлеб становится истинным Телом Господа Иисуса Христа, сохраняя все физические качества хлеба. В Чаше находится истинная кровь Господа Иисуса Христа, сохранившая все физические качества вина, для удобства по вкушению верующих. Отвращаясь вкушения человеческой плоти и крови, человек  не смог бы есть подлинную плоть и кровь. Мы действительно едим истинные Тело и Кровь Христовы, как нас о том учит Церковь. Когда мы задаемся вопросом о том, как это происходит, Церковь отвечает: довольно с вас знать, что совершается это Духом Святым. Дальнейшие тонкости превращения не должны вызывать любопытства. Мы верим, что это Тело и Кровь, и после их принятия, знаем об этом по силе их действия. Сила действия Даров на человека обнаруживает их истинную природу.

Христос по плоти был обычным человеком. Каким образом можно было заметить в Нем Сына Божия, Царя ангелов и подлинного Господа? Над ним не было нимба, он не был ни высок, ни низок, он был молод, силен, без изъяна, но и без внешних отличий божества. У него была еврейская внешность, одежда соответствовала эпоху и народу, когда Он жил. Внешне Он ничем не проявлял Свою природу божества, узнать о ней можно было только по Его действиям. Например, когда Он оставлял людям  грехи, фарисеи роптали: никто не может оставлять людям грехи, токмо Един Бог. А Он и есть Един Бог, который оставляет грехи, поднимая расслабленного, прогоняя демонов, ходя по водам, умножая хлебы, воскрешая мертвых, предсказывая будущее, называя по имени незнакомого человека, утешая плачущую блудницу словами о том, что прощаются ей грехи. Он пришел в мир грешники спасти, и Он могущественно действует. И при всей простоте Христа, действия Его божественно просты и сильны.

Точно также и Святые Тайны: при всем сохранении земного вида, хлеб и вино, принесенные в жертву, став Телом и Кровью, сохраняют вид хлеба и вина, но по их действию на нас мы познаем, что приобщились к Телу и Крови воскресшего из мертвых Господа Иисуса.

Протоиерей Андрей Ткачев

Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью Праздник Божьего Тела в славянской традиции Праздник Тела и Крови Христовых, в Католической церкви — праздник, посвящённый почитанию Тела и Крови Христа, в которые пресуществляется хлеб и вино во время евхаристии, поэтому в Украинской греко-католической церкви называется также Праздником Пресвятой Евхаристии. Отмечается в четверг, следующий за Днём Святой Троицы, то есть на десятый день после Пятидесятницы, 60-й день после Пасхи. Иногда этот праздник называют также Корпус Кристи (лат. Corpus Christi — Тело Христово) от латинского имени праздника. Имеет статус торжества, высшая степень в иерархии католических праздников.

Праздник Тела и Крови Христовых
тело и кровь христовы
Торжественная процессия со Святыми Дарами в праздник Тела и Крови Христовых.
христианский, в ряде стран — государственный
Праздник Пресвятой Евхаристии
в честь Тела и Крови Иисуса Христа, данных верующим в Св. Евхаристии в 1264 году.
христианами
четверг, следующий за Днём Святой Троицы, то есть на 10-ый день после Пятидесятницы, 60-й день после Пасхи.
запрет на работу вне дома, составление и хранение букетов, плетение венков, торжественная процессия со Святыми Дарами, стрельба из ружей.
Страстная седмица, Светлая седмица, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Петров пост
 Праздник Тела и Крови Христовых на Викискладе

Содержание

История праздникаПравить

Праздник возник в XIII веке и сначала был местным; его возникновение обычно связывают с личностью святой Юлианны из Льежа. В 1251 г. Святой Престол подтвердил этот праздник для льежской епархии, а уже в 1264 г. папа Урбан IV сделал его обязательным для всей Церкви. Днем праздника был выбран именно четверг, когда Христом было установлено таинство Евхаристии. Сутью праздника является чествование Евхаристии – Тела и Крови Иисуса Христа, под видами хлеба и вина, которые являются «источником и свершением целосности христианской жизни» (II Ватиканский Собор, Конституция о Церкви, §11) и в ней присутствует все духовное благо Церкви, то есть сам Христос. В Украинской Греко-Католической Церкви празднование было введено постановлениями Замойского собора в 1720 году и с тех пор отмечается ежегодно.

Особенности празднованияПравить

Отличительным моментом этого праздника является торжественная процессия со Святыми Дарами вокруг храма или по улицам города. Возглавляют её священники, несущие дароносицу, за ними следуют прихожане. Первые упоминания о процессии относятся к XIII веку, очевидно они возникли почти одновременно с самим праздником. В странах с преимущественно протестантским населением участие в процессии в день Тела и Крови рассматривалось как акт публичного исповедания католической веры, так как протестанты не признают Пресуществление. В некоторых странах существует традиция переноса процессии с четверга на воскресенье для того, чтобы в ней могло принять участие большее число людей. Украинские греко-католики освящают в день праздника веночки, которые позднее подвешиваются ко кресту, висящему над входной дверью.

Дни празднования торжества Тела и Крови Христа:

  • 2014: 19 июня
  • 2015: 4 июня
  • 2016: 26 мая
  • 2017: 15 июня
  • 2018: 31 мая

Страны, в которых Праздник Тела и Крови Христовых — нерабочий деньПравитьПримечанияПравитьСсылкиПравить

ПРИЧАЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАЙН ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТОВЫХ

“Если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не получите жизни. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот во Мне живет и Я в нем” (Ин. 6, 53,56). Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Евхаристии, которое было установлено Господом на Тайной Вечери.
“Иисус, взяв хлеб и произнеся над ним молитву благословения, разломил, и дал Своим ученикам, сказав: возьмите, ешьте, это Мое Тело. Взяв чашу и произнеся молитву благодарения, Он подал им ее, сказав: пейте все из нее, это Моя Кровь, Кровь Нового Завета (Договора), которая проливается за стольких людей ради прощения грехов” (Мф. 26, 26-28).
В Евхаристии мы таинственно соединяемся со Христом, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится весь Христос. Таинство Евхаристии превосходит возможности нашего разума. Причащение очищает душу от грехов, зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, укрепляет добродетели.
Молитва Евхаристии говорит:
…чтобы когда мы причащаемся
Святые Тайны принесли очищение душ и прощение грехов,
общение Святого Духа, полноту Царства Небесного,
уверенность перед Тобой – не осуждение или наказание…
(литургия Св. Иоанна Златоуста)
Отец Валентин Свенцицкий пишет: “Евхаристия – это основа того реального единства, которое чаем во всеобщем воскресении, ибо и в преосуществлении Даров и в нашем Причащении залог нашего спасения и воскресения не только духовного, но и телесного”.
Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: “Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити” и услышал тихий, сладкий голос: “Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нём”.
Св. Иоанн Кронштадский учит о значении Таинства Евхаристии при борьбе с сильными искушениями: “Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться одному со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Святых Тайн. Это великое и всесильное оружие в борьбе”.
Недостаточно одного покаяния для сохранения чистоты нашего сердца и укрепления нашего духа в благочестии и добродетелях. Господь сказал: “Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И пришедши, находит его выметенным и убранным. Тогда идёт и берёт с собой семь других духов, злейших себя и вошедши живут там. И бывает для человека того последнее хуже первого” (Лк. 11,24-26).
Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.
Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской): “Великое дело принимать Святые Тайны и велики от этого плоды: обновление нашего сердца Духом Святым, блаженное настроение духа. И сколь велико это дело, столь тщательной оно требует от нас и подготовки. А поэтому хочешь от Святого Причащения получить благодать Божию, – старайся всемерно об исправлении своего сердца”.
Непременным условием причащения Святых Тайн Христовых является прощение всех своих обидчиков. В состоянии злобы или вражды на кого-либо причащаться ни в коем случае нельзя.
Готовясь к Причащению надо учитывать нижеследующее указание св. Иоанна Кронштадтского: “Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность перед Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимание на готовность сердца для Бога – на внутреннее исправление своё, например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем, здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Тайн. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. “Царство Бога не в слове, а в силе” (1 Кор. 4, 20). Хорошо послушание во всём матери Церкви, но с благоразумием, и, если возможно, “могий вместити” – продолжительную молитву – “да вместит.” Но “не все вмещают слово сие” (Мф. 19, 11); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомним, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.”

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими.

По учению Православной Церкви, единственным истинным совершителем Евхаристии является Сам Христос: Он невидимо присутствует в храме и действует через священника.
Евхаристия – это сама Тайная Вечеря, ежедневно возобновляемая Христом и непрерывно, с той пасхальной ночи, когда Христос возлежал за столом со Своими учениками, продолжающаяся в Церкви. “Вечери Твоея тайныя днесь (сегодня), Сыне Божий, причастника мя приими”, – говорим мы, приступая к Причащению. Не только Тайная Вечеря, но и голгофская жертва Христа возобновляется за каждой Литургией: “Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным” (из Литургии Великой субботы).
Соединение со Христом в Евхаристии бывает не символическим и образным, но истинным, реальным и всецелым. Как Христос пронизывает Собою хлеб и вино, наполняя их Своим Божеством, так Он входит в человека, наполняя его плоть и душу Своим животворным присутствием и Божественной энергией. В Евхаристии мы становимся, по выражению Святых Отцов, “сотелесными” Христу, Который входит в нас, как в утробу Девы Марии. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет о том, что Христос, соединяясь с нами, делает божественными все члены нашего тела: “Ты сродник наш по плоти, а мы (Твои сродники) по Божеству Твоему… Ты пребываешь с нами ныне и во веки, и делаешь каждого жилищем и обитаешь во всех… каждый из нас в отдельности с Тобою, Спаситель, весь со Всем, и Ты – с каждым в отдельности находишься, Один с одним… И таким образом каждый из нас делается членом Тела Христова… и мы вместе делаемся богами, сопребывающими с Богом.”
Христос сказал: “Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6:53-54). Поэтому Святые Отцы советовали христианам никогда не уклоняться от Евхаристии и причащаться насколько возможно часто. “Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога”, – говорит священномученик Игнатий Богоносец (“собираться для Евхаристии” значит причащаться, так как во времена святого Игнатия на Евхаристии причащались все присутствующие). Преподобный Нил (IV в.) говорит: “Воздерживайся от всего тленного и каждый день причащайся божественной Вечери, ибо таким образом Христово Тело бывает нашим”.
Практика редкого причащения, только по большим праздникам или в посты, а то и раз в год, возникла по мере ослабления в Церкви духа евхаристического благочестия, когда одни стали избегать причащения из чувства собственного недостоинства (как будто, причащаясь редко они становились более достойными), а для других причащение превратилось в формальность – “религиозный долг”, который надо исполнить.
Вопрос о том, как часто необходимо причащаться, широко обсуждался в России начала XX века, когда шла подготовка к Поместному Собору Русской Православной Церкви. Было рекомендовано вернуться к первохристианской практике причащения в каждый воскресный день. Подчеркивалось, что человек никогда не бывает достоин этого великого таинства, потому что все люди – грешники, но Евхаристия и дана для того, чтобы, причащаясь и соединяясь со Христом, мы становились более чистыми и достойными Бога. Об этом говорил еще святой Иоанн Кассиан Римлянин в V веке: “Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешными. Но еще более и более надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако же с таким смирением духа и веры, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали более уврачевания наших ран.”
Если в первые три века после Христа еженедельное, а то и ежедневное причащение было нормой христианской жизни, то это, очевидно, было следствием той напряженности духовного горения, которое наблюдалось в Церкви эпохи гонений. Ослабление евхаристического сознания непосредственным образом связано с общим понижением уровня духовной жизни в последующие века. Вполне естественно, что там, где возобновлялись гонения, где христиане оказывались в условиях, когда принадлежность к Церкви означала готовность на мученичество, и жили под угрозой смерти, Евхаристия вновь становилась средоточием христианской жизни. Так было в советской России после революции, так было среди тысяч христиан русского рассеяния, оказавшихся лишенными родины.
Подчеркивая, что никто не может быть достоин причащения, Святые Отцы, однако, постоянно напоминали о том, что всякий приступающий к таинству должен быть готов к встрече со Христом. В первую очередь готовность к причащению обусловлена исполнением Заповедей, чистотой совести, отсутствием вражды против ближних или обиды на кого-либо, миром в отношении всех людей: “…Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой” (Мф. 5:23-24). Подготовка к причащению – сама жизнь христианина в единении со Христом в исполнении Его Учения и не должна ограничиваться чтением какого-то количества молитв и воздержанием от тех или иных видов пищи.
Все предписания относительно подготовки к Евхаристии направлены на то, чтобы человек, приступающий к таинству, осознал свою греховность и приступил с чувством глубокого покаяния. В молитве перед причащением священник, и вместе с ним весь народ, повторяя слова святого апостола Павла, называет каждый себя “первым из грешников”: “Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз”. Только сознание своего всецелого недостоинства делает человека достойным приступить к Евхаристии.
Сокрушение от сознания собственной греховности, однако, не мешает христианину воспринимать Евхаристию как праздник и радость. По своей природе Евхаристия является торжественным Благодарением, основное настроение которого – хвала Богу. В этом – тайна Евхаристии: к ней нужно приступать с покаянием и одновременно с радостью – с покаянием от сознания своего недостоинства и радостью от того, что Господь в Евхаристии очищает, освящает и обоготворяет человека, делает его достойным невзирая на недостоинство. В Евхаристии не только хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа, но и сам причащающийся прелагается из ветхого человека в нового, освобождаясь от груза грехов и просвещаясь Божественным светом. Адаптировано из книги епископа Иллариона “Таинство Веры.”

СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ – ОСНОВА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. (Ин. 6:56).

     Божественная Евхаристия является средоточием всей церковной жизни и основой духовной жизни каждого православного человека. Евхаристия по святоотеческому наименованию является “Таинством Таинств” церковных. Святое Причастие всегда напоминает нам о нашем посвящении Богу в таинстве крещения, раскрывает нам веру Церкви… Все Таинства церковные соединены с Евхаристией. Именно Евхаристия сообщает им действительность. Епископ Василий (Кривошеин) († 1985 г.), говорит, что “Таинство Евхаристии тоже (как и крещение) есть таинство смерти и жизни Христовой и вместе с тем возвещение Его спасительного дела и ожидание Его Второго Пришествия: “Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет” (1 Кор. 11:26). Причастие Святых Таин Христовых является источником и залогом нашего воскресения, как об этом свидетельствует Сам Господь: “Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий хлеб сей жить будет вовек” (Ин. 6:53-54, 58). Вот почему Cвятой Игнатий Антиохийский называет Тело и Кровь Христовы лекарством бессмертия, противоядием, чтобы не умереть (см. Еф. 20:2).
Как новозаветная Пасхальная трапеза Божественная литургия всякий раз являет верным Пасху Христову и напоминает о Втором славном Пришествии Христовом. “Смерть Твою возвещаем, Господи, Воскресение Твое исповедуем!” – восклицали вслед за диаконами все участники Божественной литургии в Древней Церкви.
     Праздником всех церковных праздников является Пасха Христова. …В Огласительном Слове на Пасху святитель Иоанн Златоуст …призывает ко Святому Причащению такими словами: “Постившиися и непостившиися, возвеселитесь сегодня! Трапеза исполнена, насладитеся все! Телец упитанный, никтоже да изыдет алчущим, все насладитесь пира веры!”.
Обязанность каждого христианина – причащаться Святых Таинств как можно чаще, …быть верными заповеди Христа: Приимите ядите, сие есть Тело Мое за вас ломимое… Например, святители Василий и Иоанн Златоуст … выражали беспокойство о том, что среди христиан утрачивается ревность к Евхаристии. Святитель Василий Великий писал …: “Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: “Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную” (Ин. 6:54). Мы причащаемся четыре раза каждую неделю: в День Господень, в среду, в пятницу, и в субботу, также и в другие дни, если бывает память какого святого.” Это – свидетельство о евхаристической практике подвижников, монахов. Но воскресная Евхаристия, как говорят церковные каноны предназначалась для всех.
Известна практика крайне редкого причащения большинства православных в до-революционный период на Руси. Об этом очень сожалел великий проповедник Евхаристии святой праведный Иоанн Кронштадтский. В одной из своих проповедей он говорил: “Есть люди, которые только по нужде и необходимости приступают к принятию Святых Таин раз в год. Это тоже нехорошо, потому что исполняют уже свой христианский долг как бы из-под палки, по необходимости… А если Господь есть Истинный Хлеб, то мы должны желать этого Хлеба не только раз в год, но, по возможности, каждый месяц, каждую неделю, даже каждый день. Почему так? Потому, что это – хлеб насущный для нас, для нашей души, а так как хлеб насущный нужен нам каждый день, то и в небесной пище – в Теле и Крови Христовых, мы нуждаемся каждый день. Поэтому и в молитве Господней мы молимся: хлеб наш насущный даждь нам днесь.” 
Самые пламенные призывы ко Причащению мы находим в творениях праведного Иоанна Кронштадтского, который на иконах чаще всего и изображается с Евхаристической чашей. Для страшного по причине гонений XX века евхаристическое возрождение стало залогом сохранения самого Православия в России. Именно во времена гонений Евхаристия, как таинство страдания и Воскресения Христова, становится как никогда желанной Священной трапезой для православного человека. Кто не знает примеров, как ценилось Причащение Святых Христовых Таин в тюрьмах, лагерях и ссылках?!
На Литургии святого Василия Великого возносится удивительная молитва о единстве христиан: “Нас же всех, от Единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во Единаго Духа Святаго причастие…”. Такое премирное единство людей на земле возможно только через святую Евхаристию. Евхаристия по своей литургической природе свидетельствует об общем, а не только личном спасении, и о любви христиан друг ко другу. Призыв ко Причащению есть одновременно призыв к любви друг ко другу. “Со страхом Божиим, верою и любовию приступите!”
Апостольские правила 8-е и 9-е, а также соответствующие им в учении Церкви о Евхаристии другие церковные установления (правила 66-е и 80-е Трулльского собора, 2-е Антиохийского и 11-е Сердикийского) ясно показывают, что Церковь Христова призывает всегда и всех чад своих к постоянному участию в спасительной Евхаристии – Новозаветной Пасхальной Трапезе. Эти правила гласят, что не причащающиеся за литургией священнослужители “соделоваются причиной вреда народу” Божию (Ап. 8-е), что не причащающиеся за литургией верные – “творят безчиние” (Ап. 9-е), что не причащающиеся “уклоняются от порядка” церковного и должны в этом исповедоваться (Антиох. 2-е), что неучастие в трех литургиях “в три воскресные дня в продолжение трех недель” грозит удалением от церковного общения (6 Вселенского Собора, 80-е).
…Чтобы сделать свою христианскую жизнь настоящей жизнью во Христе, церковь обязывает каждого из нас быть верным своему Крещению и каждое Воскресение всем вместе приступать к Святому Причащению – источнику жизни в Духе и залогу вечного спасения.
(По статье Протоиерея Бориса Пивоварова).


КАК ЧАСТО НАДО ПРИОБЩАТЬСЯ СВЯТЫХ ТАЙН?

“чем чаще, тем лучше” –

отвечает святитель Иоанн Златоуст.
Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский указывал на забытое апостольское правило – отлучать от церкви тех, кто три недели не был у Святого Причастия. Архиепископ Арсений (Чудовской) пишет: “Постоянное Причащение должно быть идеалом всех христиан. Но враг рода человеческого… сразу понял, какую силу даровал нам Господь в Святых Тайнах. И он начал дело отклонения христиан от Святого Причащения. Из истории христанства мы знаем, что сначала христиане причащались ежедневно, затем 4 раза в неделю, далее по воскресеньям и праздникам, а там – во все посты, то есть 4 раза в год, наконец, едва-едва раз в год, а ныне и того реже”. “Христианин всегда должен быть готов к смерти и к Причащению”, – говорил один из духоносных отцов. Итак, от нас зависит частое участие в Тайной Вечери Христовой и принятие на ней великой благодати Тайн Тела и Крови Христовых.
Одна из духовных дочерей старца отца Алексия Мечева как-то сказала ему: “Иногда жаждешь душой соединиться с Господом через Причащение, а мысль, что причащалась недавно – удерживает. Это значит Господь касается сердца, – ответил ей старец, – так что тут уже все эти холодные рассуждения не нужны и не уместны… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом.”
Один из мудрых пастырей двадцатого столетия о. Валентин Свенцицкий пишет: “Без частого причащения невозможна духовная жизнь в миру. Ведь тело твоё иссыхает и делается бессильным, когда ты не даёшь ему пищи. И душа требует своей небесной пищи. Иначе и она иссохнет и обессилит. Без причащения заглохнет духовный огонь в Тебе. Завалит его мирской хлам. Чтобы освободиться от этого хлама и нужен огонь, попаляющий тернии наших прегрешений. Жизнь духовная – не отвлеченное богословие, а действительная и самая несомненная жизнь во Христе. Но как она может начаться, если ты не примешь в этом страшном и великом таинстве полноты Духа Христова? Как не приняв Плоти и Крови Христовой, будешь жить в Нем? И здесь, как и в покаянии, не оставит тебя враг без нападений. И здесь он будет строить тебе всякие козни. Он воздвигнет множество и внешних и внутренних преград. То будет тебе некогда, то почувствуешь себя нездоровым, то захочется отложить ненадолго, “чтобы лучше приготовиться”. Не слушай. Иди. Исповедуйся. Причащайся. Ведь не знаешь ты, когда призовёт тебя Господь”.
Пусть не смущается душа от того, что она при всём своем покаянии всё же недостойна Причащения. Про это так говорит старец о. Алексий Мечев: “Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на Земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Тайн? Никто этого не достоин, а если мы всё-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для Причастия, а Причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике.”
А вот что говорил про частое причащение Святых Тайн известный московский пастырь о. Валентин Амфитеатров: “…Нужно каждый день быть готовым к Причащению, как к смерти… Кто часто приобщается – это мои друзья. Древние христиане каждый день причащались. Надо к Святой Чаше подходить и думать, что недостоин и со смирением взывать: все – тут, в Тебе, Господи – и мать, и отец, и муж – всё Ты, Господи, и радость и утешение”.
Известный старец Псково-Печерского монастыря схиигумен Савва (1898-1980) в своей книге “О Божественной Литургии” писал так: “Приятнейшее удостоверение в том, как сильно желает Сам Господь наш Иисус Христос, чтобы мы приступали к трапезе Господней, есть его обращение к апостолам: “очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,” (Лк.22.15). …Пламенно желал Он пасхи новозаветной, – той пасхи, в которой Сам Себя приносит в жертву. Сам Себя предлагает в пищу. Слова Иисуса Христа можно выразить так: желанием любви и милосердия ” очень желал Я есть с вами сию пасху,” потому что в ней запечатлевается вся Моя к вам любовь, и вся ваша истинная жизнь и блаженство. Если Господь, по своей неизреченной любви, так пламенно желает её не ради Себя, но ради нас, то как пламенно должны желать её мы, по любви и благодарности к Нему, и для нашего собственного блага и блаженства!
Христос сказал: “Приимите, ядите...” (Мк. 14, 22). Он предложил нам Тело Своё не для однократного или нечастого и случайного употребления, как врачевство, но для питания постоянного и всегдашнего: ядите, а не вкусите. Но если бы Тело Христово предложено было нам только как врачевство, то и тогда мы должны были бы просить позволения причащаться как можно чаще, так как мы немощны душой и телом, и особенно сказываются в нас немощи душевные. Господь даровал нам Святые Тайны как насущный хлеб, по слову Его: “хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть” (Ин. 6, 51). Из этого видно, что Христос не только позволил, но и повелел, чтобы мы часто приступали к Его трапезе. Мы не оставляем себя надолго без хлеба обыкновенного, зная, что иначе ослабляют наши силы, и жизнь телесная прекратится. Как же не боимся надолго оставлять себя без хлеба небесного, божественного, без хлеба жизни?
Редко приступающие ко Святой Чаше обычно говорят в своё оправдание: “Мы недостойны, мы не готовы.” А кто не готов, тот пусть не ленится и приготовится. Не достоин ни один человек общения со всесвятым Господом, потому что один Бог безгрешен, но нам предоставлено право веровать, каяться, исправляться, быть прощённым и уповать на благодать Спасителя грешников и Взыскателя погибших.
Кто беспечно оставляет себя недостойным общения со Христом на земле, тот останется недостойным общения с Ним на Небе. Разумно ли удалять себя от Источника жизни, силы, света и благодати? Разумен тот, кто посильно исправляя своё недостоинство, прибегает к Иисусу Христу в Пречистых Его Тайнах, иначе смиренное сознание своего недостоинства может обратиться в холодность к вере и к делу своего спасения.” Адаптировано из книги: К ТАИНСТВАМ ИСПОВЕДИ И СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ ПОЯСНЕНИЯ, свящ. Димитрий Галкин.

Из наставлений Святителя Иннокентия, Просветителя Америки:

ЧАША ЖИЗНИ, БЕССМЕРТИЯ, ЛЮБВИ И СВЯТЫНИ.

Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа есть пища на пути в Царствие Небесное. Но можно ли в дальний и трудный путь идти без пищи? Тело и Кровь Иисуса Христа есть видимая святыня, преданная нам и оставленная нам Самим Иисусом Христом для освящения нашего. Но кто не захочет быть участником такой Святыни и освятиться? Итак, не обленитесь приступать к чаше жизни, бессмертия, любви и святыни; но приступайте со страхом Божиим и верою. А кто не хочет и нерадит об этом, тот не любит Иисуса Христа, и тот не получит Духа Святаго и, следовательно, он не войдет в Царствие Небесное.

О том, что православным христианам необходимо часто причащаться Божественного Тела и Крови нашего Господа Иисуса Христа
Преподобный Никодим Святогорец, Святитель Макарий Коринфский
http://www.wco.ru/biblio/books/nikodim_sv1/Main.htm

Повелевается всем православным христианам причащаться часто, во-первых, Владычними заповедями Господа нашего Иисуса Христа, во-вторых, Деяниями и Правилами святых Апостолов и священных Соборов, а также свидетельствами божественных отцов, в-третьих, самими словами, чином и священнодействием святой Литургии, а в-четвертых, наконец, собственно самим Святым Причащением.
Господь наш Иисус Христос, прежде чем преподать Таинство Причащения, сказал: “Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. То есть пища, которую Я хочу вам дать, – это Плоть Моя, которую Я хочу отдать для оживотворения всего мира. Это значит, что Божественное Причащение для верующих – это необходимая составная часть духовной и по Христу жизни. Но поскольку эта духовная и по Христу жизнь не должна угашаться и прерываться (как говорит Апостол, духа не угашайте ), а должна быть постоянной и непрерывной, дабы живые не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (по тому же Апостолу ), то есть чтобы живущие верные жили более жизнью не собственной и плотской, но жизнью Христа, Который за них умер и воскрес, – с необходимостью, таким образом, требуется, чтобы было постоянным и то, что её составляет, то есть Божественное Причащение.
И в другом месте Господь говорит повелительно: “Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.” Из этих слов становится ясно, что Божественное Причащение для христиан настолько необходимо, насколько необходимо и святое Крещение. Поскольку то же самое двойное повеление, которое Он сказал о Крещении, Он сказал и о Божественном Причащении. О святом Крещении Он сказал: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.” И о Божественном Причащении подобным же образом: “Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.” Итак, как без Крещения никому невозможно жить духовной жизнью и спастись, так невозможно никому жить и без Божественного Причащения. Однако поскольку эти два имеют то различие, что Крещение происходит один раз, а Божественное Причащение совершается постоянно и ежедневно, отсюда делается вывод, что в Божественном Причащении есть две необходимые вещи: во-первых, оно должно совершаться, а во-вторых, совершаться постоянно.
К тому же, когда Господь предавал это Таинство Своим ученикам, Он не сказал им в форме совета: “Кто хочет, пусть ест Мое Тело, и кто хочет, пусть пьет Мою Кровь”, как Он сказал: “Если кто хочет идти за Мною” и “если хочешь быть совершенным” . Но Он провозгласил повелительно: “Приимите, ешьте, это Мое Тело,” и “пейте из неё все, это Кровь Моя.” То есть непременно вы должны есть Моё Тело и обязательно должны пить Мою Кровь. И вновь говорит: “Сие творите в Моё воспоминание.” То есть это Таинство Я вам предаю, чтобы оно совершалось не один, или два, или три раза, но ежедневно (как то объясняет божественный Златоуст) в воспоминание Моих страданий, Моей смерти и всего Моего домостроительства спасения.
Эти слова Господа ясно представляют два необходимых в Причащении: один состоит в обязательном повелении, которое они содержат, а другой – в длительности, на которую указывает слово “творите”, что, понятно, означает то, что нам повелевается не просто причащаться, но причащаться непрестанно. Итак, каждый теперь видит, что не позволяется православному нарушать это повеление, какого чина бы он ни был, но ему вменяется в долг и обязанность хранить это непременно, принимать это как Владычние заповеди и установления.
Божественные апостолы, следуя этой настоятельной заповеди нашего Господа, в начале проповеди Евангелия, при первом удобном случае, собирались со всеми верными в тайном месте из-за опасения от иудеев, учили христиан, молились, и, совершая Таинство, причащались и сами, и все собравшиеся, как об этом свидетельствует св. Лука в “Деяниях апостолов”, где говорит, что три тысячи, которые уверовали во Христа в день Пятидесятницы и крестились, были с апостолами, чтобы слышать их учение, чтобы приобретать от них пользу, молиться с ними и причащаться Пречистых Тайн, дабы освящаться и лучше утверждаться в вере Христовой. “Они постоянно пребывали, – говорит он, – в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.” И чтобы это необходимое предание Господа сохранялось последующими христианами и со временем не забылось, то, что апостолы тогда делали, то и написали в 8-м и 9-м своих Правилах, повелевая со строгим испытанием и с наказанием отлучения, чтобы не остался никто без причастия Божественных Тайн, когда совершается святая Литургия. “Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священнаго списка при совершении приношения не причастится: да представит причину, и аще есть благословна, да будет извинен. Аще же не представит: да будет отлучен от общения Церковнаго, яко соделавшийся виною вреда народу, и на совершавшаго приношение наведший подозрение, аки бы неправильно совершал”. То есть если кто-нибудь не причастится, когда совершается святая Литургия, пусть скажет причину, почему не причастился, и если она уважительна, пусть его простят, если же он этого не говорит, тогда должен быть отлучен.
А в 9-м правиле они говорят: “Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго.” То есть все те верующие, которые приходят в церковь и слушают Писания, но не остаются на молитве и Святого Причастия не приобщаются, должны отлучаться от Церкви, потому что производят бесчинство в церкви.
Объясняя это правило, Вальсамон говорит: “Определение этого правила очень суровое, ибо оно отлучает приходящих в церковь и не остающихся до конца и непричащающихся”. И другие каноны подобным образом повелевают, чтобы все были готовы и достойны Причащения.
Антиохийский собор, следуя святым апостолам, во-первых, подтверждает их вышеприведенное правило, а затем добавляет: “Все входящие в церковь и слушающие священные писания, но по некоему уклонению от порядка не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от Причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное” . То есть все те, которые входят в церковь и слушают священные писания, но не молятся вместе с остальным народом или отказываются от Божественного Причащения, должны отлучаться до тех пор, пока не исповедаются и не покажут плодов покаяния, и не будут просить прощения, после чего могут быть прощены.
Итак, видите, что все христиане подлежат непременному отлучению и должны причащаться часто и что они обязаны делать это на каждой Литургии, чтобы не быть отлученными и святыми апостолами, и святым Собором?
И как младенец, когда рождается, плачет и просит с большой охотой пищу и молоко, а когда не ест, не имеет аппетита, то это признак, что он болен и находится в опасности умереть, так и мы должны иметь охоту есть Святое Причастие, духовную пищу, дабы нам оживотворяться. А в противном случае мы находимся в опасности душевно умереть.
Поэтому говорит божественный Златоуст: “Итак, не будем нерадеть, удостоившись такой любви и чести. Не видите ли вы детей, с какой охотой они стремятся к материнской груди, с каким рвением их губы хватают грудь? С таким же рвением да приходим и мы к этой Трапезе, к этой духовной груди, пожалуй, даже с большей охотой. Ухватимся, как дети за материнскую рубашку, за благодать Духа. И пусть у нас будет только одна скорбь – не причащаться этой Пищи”.

О том, что полезно и спасительно частое Причащение Святых Тайн

Когда христианин причащается, кто может постигнуть, какие дары и дарования подаются ему от Божественного Причащения? Григорий Богослов говорит: “Священнейшее Тело Христово, когда хорошо приемлется, для воюющих является оружием, для удаляющихся от Бога – возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет, благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви – более горячими, в знании – более утонченными, в послушании -более готовными, к действиям благодати – более восприимчивыми. А для тех, которые причащаются нехорошо, последствия противоположные, потому что они не запечатаны честной Кровью нашего Господа. Преподобный Ефрем Сирин пишет: “Будем прилежать, братья, посту, молитве, церковным собраниям, рукоделию, общению со святыми отцами, послушанию истине, слушанию божественных Писаний, чтобы не иссох наш разум, а более же всего постараемся сделать себя достойными Причащения Божественных и Пречистых Тайн, чтобы наша душа очистилась от рождающихся помыслов неверия и нечистоты и дабы поселившийся в нас Господь избавил нас от лукавого”. Святой Феодор Студит чудесно описывает пользу, которую каждый получает от частого Причащения: “Великую силу имеют слезы, умиление, но прежде всего и более всего – Причащение Святынь, по отношению к которым видя вас, не знаю почему, расположенными нерадиво, я очень удивляюсь. Если будет воскресенье, вы еще приступаете к Таинству, если же Литургическое собрание случится в другой день – никто не причащается. Хотя в монастыре желающему можно было бы причащаться каждый день. Теперь же Литургия совершается реже, но вы и при этом не причащаетесь. Говоря же это, я не имею в виду, чтобы вы захотели причащаться просто так и как случится, ибо написано: “Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе” (1Кор.11,28-29), – не различая, где Тело и Кровь Господа. Не для того я говорю, но для того, чтобы с желанием Приобщения насколько возможно мы очищали себя и делали себя достойными этого дара, ибо причастием жизни является предлежащий Хлеб, сшедший с небес. Если кто будет есть от этого Хлеба, будет жить вовек: “Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира”. И снова: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин.6,56).
Видишь непостижимый дар? Он не только умер за нас, но и Самого Себя предложил нам в пищу. Что может быть большим знамением крепкой любви? Что может быть спасительнее для души? К тому же обычную пищу и питие никто не отказывается есть каждый день, а если и не поест – чрезвычайно огорчается. Что же касается не обыкновенного хлеба, но Хлеба жизни, и не обычного питья, но Чаши бессмертия, то мы относимся к ним как к вещи неважной и не абсолютно необходимой. Что может быть более безумным и безрассудным? Впрочем, как бы дела ни обстояли до сих пор, на будущее, прошу вас, будем оберегаться, зная силу дара, и, насколько возможно, очищенные да причащаемся Святынь. И если случится, что мы заняты какой-нибудь работой, как только зазвучит колокол, да оставляем дело и идем причащаться Даров с великой охотой. И это (как я думаю или, вернее, как истинно на самом деле) будет нам очень помогать, так как подготовка ко Причащению будет хранить нас в чистоте. Если же мы будем равнодушны к Приобщению, то как избежим того, чтобы работать страстям? Да будет же нам Причащение проводником в жизнь вечную. Итак, если будем делать так, как нам повелевают божественные отцы, и причащаться часто, то не только Божественную благодать мы будем иметь помощником и сотрудником в этой маловременной жизни, но будут нам помогать и ангелы Божии, и сам Владыка ангелов, а кроме того, далеко отбросим от себя противников-бесов, как говорит божественный Златоуст: “Как львы, дышащие огнем, так мы отходим от этой , став страшными для диавола, имея в себе и нашего Главу Христа, и любовь, которую Он нам оказал. Эта Кровь делает сияющим царский образ нашей души, рождает невыразимую красоту, не дает увянуть благородству в душе, орошая ее непрестанно и питая. Эта Кровь, достойно принимаемая, прочь гонит от нас бесов, ангелов же привлекает, вместе с Владыкой ангелов. Ибо бесы убегают, когда видят Владычнюю Кровь, а ангелы собираются. Она – спасение наших душ, Ею радуется душа, Ею украшается, Ею согревается. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Причащающиеся этой Крови стоят вместе с ангелами и вышними силами, будучи одеты в ту же, что и у них, царскую одежду, и оружие имея духовное. Но я не сказал еще о самом великом: причащающиеся одеты в Самого Царя”. Видишь, сколько чудесных даров ты получаешь, если причащаешься часто, видишь, как при частом Причащении просвещается ум, светлеет разум, очищаются все силы души? А если ты хочешь умертвить и плотские страсти, причащайся часто и насладишься этим. В этом нас удостоверяет Кирилл Александрийский: “Верующий в благословенное Причащение не только от смерти, но и от болезней, находящихся в нас, избавляется. Ибо приходящий в нас Христос усыпляет в наших членах неистовствующий закон плоти и оживляет благоговение к Богу, а страсти умерщвляет”. Таким образом, без частого Причащения мы не можем освободиться от страстей и взойти на высоту бесстрастия. Если мы хотим убежать от мрачного и преследующего нас греха, и хотим унаследовать землю сердца и обетования, тогда должны мы, подобно израильтянам, имевшим вождя Иисуса Навина, иметь Господа нашего Иисуса Христа посредством частого Причащения, чтобы победить бесчисленные страсти плоти, и обманчивые помыслы, чтобы нам водвориться в городе Иерусалиме, который означает священный мир. По слову нашего Господа: “Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам” (Ин.14,27). То есть: “Ученики Мои, Я вам даю Мой мир священный и святой, не такой, каков мир мирской, часто имеющий целью зло”. Пребывая в этом священном мире, мы удостоимся получить в нашем сердце обручение Духа, как и апостолы, оставаясь в Иерусалиме по повелению Господнему, получили совершенство и благодать Духа в день Пятидесятницы. Ведь мир – это дар, который включает в себя все остальные божественные дарования, и в мире живет Господь, ибо, как говорит пророк Илия, не в большом и сильном ветре был Бог, не в землетрясении, не в огне, а в веянии тихого и мирного ветра – там был Господь (См. 3Цар.19,11-12).
Однако никто не может приобрести мир, не имея других добродетелей, добродетель же не приобретается без исполнения заповедей, а заповедь, в свою очередь, не может исполняться в совершенстве без любви, любовь же не возобновляется без Божественного Причащения. Итак, без Божественного Причащения мы напрасно трудимся. Но тогда труды и добродетели приносят пользу, когда совершаются по воле Божией. Воля же Божия состоит в том, чтобы мы делали так, как нам повелевает наш Господь, Который нам говорит: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную” (Ин.6,54). Это не просто заповедь, но всех заповедей глава, ибо является совершительной силой и неотъемлемой составной частью остальных заповедей.
Итак, если ты хочешь зажечь в своем сердце любовь ко Христу, а с нею приобрести и все остальные добродетели, часто приступай ко Святому Приобщению – и тогда насладишься тем, чего желаешь. Ведь невозможно кому-либо не возлюбить Христа и не быть возлюбленным от Христа, если он непрестанно причащается Его Святого Тела и Крови. Это происходит естественным образом. И послушай, как это бывает. Некоторые недоумевают, почему родители любят своих чад. Подобным образом, почему и дети также любят своих родителей. Отвечаем: никто никогда не возненавидел самого себя и свое тело. Поскольку дети имеют свое тело от тел своих родителей и особенно потому, что питаются материнской кровью как во чреве матери, так и после рождения (ведь молоко, естественным образом, есть не что иное, как ставшая белой кровь), то я и говорю, что для них (детей) естественный закон – любить своих родителей, как и для родителей – любить своих детей. Ведь и зачаты дети из собственных тел родителей. Таким образом, те, которые часто причащаются Тела и Крови нашего Господа, естественным образом зажгут в себе стремление и любовь к Нему – с одной стороны, потому что эти животочные и животворящие Тело и Кровь столь согревают в любви причащающихся (даже наиболее негодных и жестокосердых), сколь непрестаннее они причащаются; а с другой стороны, потому что ведение любви к Богу – это не что-то чуждое для нас, но естественно всеяно внутрь нашего сердца, как только мы рождаемся по плоти и возрождаемся по духу в святом Крещении. При малейшем удобном случае эти естественные искры мгновенно возгораются в пламя, как говорит Божественный Василий: “Одновременно с появлением животного (то есть человека) внедряется в нас некий семенной логос, который естественным образом рождает в нас способность любить . Эту силу возделывает тщательное исполнение заповедей Божиих, питает познание и приводит к совершенству благодать Божия. Следует знать, что подвиг любви один, но он исполняет и включает в себя все остальные заповеди”.
Итак, эту естественную силу – любить Бога – укрепляет, взращивает и совершенствует частое Приобщение Телу и Крови нашего Господа. Поэтому и святой Киприан пишет, что мученики, когда шли на страдания, прежде всего причащались Пречистых Тайн и, укрепившись от Святого Приобщения, так загорались любовью Божией, что бежали на поприще, как овцы на заклание, и вместо Тела и Крови Христовых, которых они причащались, проливали свою собственную кровь и предавали свое тело на различные муки. Что еще доброго хотел бы ты, христианин, получить и не получил бы от Святого Причащения? Хочешь праздновать каждый день? Хочешь праздновать Светлую Пасху, когда пожелаешь, и радоваться радостью неизреченной в этой прискорбной жизни? Непрестанно прибегай к Таинству и причащайся с должной подготовкой, и тогда ты насладишься тем, чего желаешь. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души – это Христос, Который приносится в жертву в Таинстве, как говорит Апостол, а вслед за ним и божественный Златоуст: “Четыредесятница один раз в год бывает, Пасха же – трижды в неделю, а иногда и четыре, точнее же – столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха -это не пост, но Приношение и Жертва, бываемая на каждом собрании. А то, что это истинно, услышь от Павла, говорящего: “Пасха наша, Христос, заклан за нас (1Кор.5,7)”. Так что всякий раз, когда ты приступаешь с чистой совестью , ты совершаешь Пасху. Не тогда, когда ты постишься, а когда этой Жертвы причащаешься. Ведь оглашенный никогда не совершает Пасху, хотя и постится каждый год, потому что не причащается. И напротив: “Непостящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит , и совершает Пасху – будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью”. То есть наилучшая подготовка к Причащению состоит не в том, чтобы отсчитывать восемь, или пятнадцать, или сорок дней и потом причащаться, а в том, чтобы очищать совесть. Итак, те, которые, хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют, как говорит этот божественный Отец. Те, которые не подготовлены в каждый праздник причащаться Тела и Крови Господних, не могут по-настоящему праздновать и воскресные дни, и другие праздники в году, потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которыми является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения. Прельщаются те, которые считают, что Пасха и праздники состоят в богатых трапезах, во многих свечах, благоуханном фимиаме, серебряных и золотых украшениях, которыми они убирают церковь. Ибо этого Бог от нас не требует, поскольку это не первостепенное и не главное, как Он это говорит и чрез пророка Моисея: “Чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его” (Втор.10,12-13). Конечно, слово наше сейчас не о том, чтобы судить, хороши или нет те дары, которые мы приносим в церковь из благоговения. Они хороши, однако с ними мы должны прежде всего приносить и послушание святым заповедям нашего Господа и предпочитать это послушание всем другим приношениям, как и говорит пророк и царь Давид: “Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь. Боже” (Пс.50,19). Апостол же Павел в Послании к Евреям иным образом говорит то же самое: “Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне” (Евр.10,5), что значит: “Господи! Ты не хочешь, чтобы я приносил тебе все иные жертвы и приношения, Ты хочешь только, чтобы я приступал к Божественным Тайнам и причащался Всесвятого Тела Твоего Сына, которое Ты уготовал на Святом Престоле, ибо такова Твоя воля”. Поэтому, желая, чтобы ты показал, что готов к послушанию, Апостол говорит: “Вот, иду исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце” (Евр.10,9; Пс.39,8-9). То есть я иду совершить волю Твою со всей готовностью и исполнить закон Твой от всего моего сердца. Поэтому если мы хотим спастись, то должны исполнять с радостью и любовью, как сыны, волю Божию и заповеди Его, а не со страхом, как рабы. Ведь страх хранит исполнение ветхих заповедей, а любовь – евангельских. Иными словами, находящиеся под законом исполняли заповеди и постановления закона из страха, чтобы не быть наказанными и подвергнутыми мукам. Мы же, христиане, поскольку более не находимся под законом, должны исполнять заповеди Евангелия не из страха, а по любви, как сыны должны совершать волю Божию.
Воля же Бога и Отца, по Его благоволению с самого начала, состояла в том, чтобы составить Тело для Единородного Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, как сказал Апостол, то есть чтобы Его Сын воплотился и пролил Кровь Свою для спасения мира. И дабы мы все, христиане, непрестанно причащались Тела Его и Крови Его, чтобы посредством частого Приобщения и в этой жизни были сохранены от ловушек и уловок диавола, и когда совершится исход нашей души и она взлетит, как голубь, в свободе и радости на небеса, ей совершенно не воспрепятствовали воздушные духи. И это подтверждает божественный Златоуст, говоря: “И другой мне рассказывал о некоем видении, которого он удостоился сам, а не узнал от кого-то. Если те, кому предстоит быть взятыми отсюда, окажутся причащенными Таинств с чистой совестью, то, когда они умирают, их дориносят и возводят отсюда на небо ангелы, благодаря Причащению”. Поэтому и ты, поскольку не знаешь, когда приходит смерть – или сегодня, или завтра, или в этот час, – постольку должен всегда быть приобщенным Пречистых Тайн и быть готовым. И если воля Божия будет, чтобы ты еще жил в этой жизни, то будешь с благодатью Святого Причащения проводить жизнь, полную радости, полную мира, полную любви и сопровождаемую всеми остальными добродетелями. А если воля Божия будет тебе умереть, то, благодаря Святому Причащению, ты свободно минуешь бесовские мытарства, которые находятся в воздухе, и с неизреченною радостью поселишься в вечных обителях. Ведь поскольку ты всегда соединен со Сладчайшим Иисусом Христом, всесильным Царем, то и здесь будешь жить блаженной жизнью, и, когда умрешь, бесы убегут от тебя, как молния, а ангелы откроют тебе небесный вход и будут торжественно сопровождать тебя до самого Престола Блаженной Троицы.
О величие, которым наслаждаются христиане от частого Приобщения и в этой жизни, и в будущей!
Хочешь ли ты, христианин, очиститься и от тех мельчайших прегрешений, которые ты, как человек, допускаешь или глазами, или ушами своими? Тогда приступай к Таинству со страхом и сокрушенным сердцем – и очистишься, и будешь прощен. В этом удостоверяет святой Анастасий Антиохийский: “Если мы совершаем некие малые, человеческие и прощаемые провинности, будучи скрадываемы или языком, или слухом, пли глазами, или тщеславием, или печалью, или гневом, или чем-нибудь подобным, то, укоряя себя и исповедуясь Богу, да причащаемся таким образом Святых Тайн, веруя, что Причащение совершается во очищение всего этого” – однако не от тяжелых или злых и нечистых грехов, которые мы совершили.
Об этом свидетельствуют и многие другие святые. Священный Климент говорит: “Причащаясь Честного Тела и Честной Крови Христа, возблагодарим Удостоившего нас причаститься Святых Его Таинств и да попросим, чтобы были они нам не в суд, а во спасение и во оставление грехов”. Василий Великий говорит: “И сподоби неосужденно причаститися Пречистых сих и Животворящих Твоих Тайн во оставление грехов”. А божественный Златоуст говорит: “Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов”. То есть чтобы послужили эти Тайны причащающимся для очищения души и прощения грехов. Хотя и исповедь, и исполнение епитимий могут подавать прощение грехов, однако для освобождения от грехов необходимо Божественное Причащение.
Слышишь, христианин, сколько даров ты получаешь от частого Приобщения? И мельчайшие извинительные грехи твои прощаются, и раны твои исцеляются, и ты весь делаешься здоровым. Что иное может быть блаженнее, чем всегда готовиться и причащаться, и, благодаря подготовке и помощи Божественного Причащения, находиться всегда свободным от грехов, чем быть тебе, земному, чистым на земле, как чисты ангелы на небе? И какое иное счастье может быть больше, чем это?
И однако я скажу тебе о еще большем. Если ты приступаешь к Тайнам часто и достойно причащаешься этого нетленного, этого препрославленного Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, и становишься сотелесником и сокровником Христу, животворящая сила и действие этого Пресвятого Тела и Крови в воскресении праведных оживотворят и твое собственное тело, и оно воскреснет нетленным, как пишет в Послании к Филиппийцам божественный Апостол, прославленным с Телом Христа, “Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его” (Флп.3,21).
Всю эту славу и дары, эти великие и вышеестественпые блага, о которых мы до сих пор говорили, получает каждый христианин, когда с чистой совестью причащается Божественных Тайн Сладчайшего нашего Иисуса Христа, – и иные, еще большие, которые мы, ради краткости, оставляем.
Наконец, когда христианин причастится, тогда, размышляя, каких он страшных и небесных Тайн приобщился, он внимает себе, чтобы не обесчестить благодать, боится своих помыслов, собирает и хранит их, полагает начало более строгой и добродетельной жизни и удаляется, насколько возможно, от всякого зла. Когда же опять задумается, что предстоит ему через несколько дней причаститься, удваивает внимание, прилагает готовность к готовности, воздержание к воздержанию, бдение к бдению, труды к трудам и подвизается, насколько это возможно. Ведь он оказывается словно стесненным с двух сторон: во-первых, тем, что он только что причастился, а во-вторых, тем, что скоро опять будет причащаться.

Оценка 3.7 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here