Входные молитвы на литургии

Детально: входные молитвы на литургии - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Дорогие братья и сестры!

Мы продолжаем разговор о Божественной Литургии, но разговор наш из области отвлеченных рассуждений плавно переходит в практическую плоскость. Являясь Таинством Таинств и центральным моментом христианской жизни, Божественная Евхаристия особенно точно и подробно разработана с точки зрения своего устава.

Кто может совершать Литургию? СОВЕРШИТЕЛЕМ Литургии может быть только законно рукоположенный иерей (т. е. священник) или епископ, не запрещенные в священнослужении. Нельзя любому священнику совершать богослужение в любой первой попавшейся церкви без разрешения её настоятеля, то есть главного священника.

Теперь вообще о СВЯЩЕНСТВЕ, о священнослужителях.

По примеру Церкви Ветхозаветной, где были ПЕРВОСВЯЩЕННИК, СВЯЩЕННИКИ и ЛЕВИТЫ в Православной Церкви Нового Завета существуют ТРИ СТЕПЕНИ священства: ЕПИСКОПЫ, ПРЕСВИТЕРЫ (то есть священники) и ДИАКОНЫ, которые поставляются на Божественной Литургии через рукоположение.

ЕПИСКОПЫ – это высший чин Церкви, то есть современные нам апостолы Христовы. Они получают высшую степень благодати. Их называют также АРХИЕРЕЯМИ – то есть с греческого языка «начальниками иереев» (то есть священников). ЕПИСКОП может быть совершителем всех Таинств. Он не только может совершать все богослужения, в том числе Божественную Литургию, но и РУКОПОЛАГАТЬ в священнослужители, а также ОСВЯЩАТЬ МИРО И АНТИМИНСЫ.

Все епископы между собой равны, нет «старших» епископов или «младших». Но наиболее заслуженных из епископов называют АРХИЕПИСКОПАМИ. Епископов столиц называют МИТРОПОЛИТАМИ от греческого слова митрополия – то есть столица.

ПАТРИАРХАМИ называют председателей собраний епископов наиболее древних или заслуженных Церквей: как то Иерусалима, Константинополя (ныне Стамбул), Рима, Александрии, Антиохи. С XVI века титул ПАТРИАРХА получил митрополит Московский и всея Руси. Процесс становления и образования новых патриархий все еще продолжается. Так, самая молодая патриархия в Православной Церкви – Румынская, получившая этот титул в начале ХХ века.

ПАТРИАРХ – это точно такой же епископ, как и все остальные. Он – лишь первый среди равных. В Православных Церквях нет такого, как в Католической Церкви, где епископ-предстоятель РИМСКИЙ ПАПА является ЕДИНСТВЕННЫМ «настоящим»» епископом по благодати, а все остальные епископы – лишь в силу делегируемых им от Римского Папы полномочий (то есть без Римского Папы других епископов быть не может – считают наши братья-католики). Повторю, что в Православной Церкви ВСЕ ЕПИСКОПЫ РАВНЫ. Но, конечно, на патриархе этом «лице» Церкви, лежит очень большая ответственность. Потому, что решения ПАТРИАРХА – первого среди равных, – сказываются на всех чадах Церкви, а решения простого епископа только на подведомственной ему территории.

Если епископу присылается помощник для управления епархией, этого помощника называют ВИКАРНЫМ ЕПИСКОПОМ. «Викарий» – с греческой языка значит «наместник».

Епископы всегда монахи – женатых епископов сейчас не бывает.

Внешне епископа от священника можно отличить по тому, что епископы носят на груди не крест – как иереи, а ПАНАГИЮ. Иногда на груди епископа и крест и панагия вместе. ПАНАГИЯ, что значит «Всесвятая» – небольшой круглый образ Матери Божией или (реже) Спасителя. .

Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство» или «Владыко», а если видите белый клớбук на голове – то значит перед вами митрополит и обращаться к нему следует (как в «Трех мушкетерах») «Ваше Высокопреосвященство» или также – «Владыко».

Второй священный чин после епископов составляют СВЯЩЕННИКИ, или по-гречески ИЕРЕИ.

В Православной традиции священники являются как бы помощниками епископов, их «заместителями» на данном приходе. Епископ не может же физически быть в каждом храме своей области, и поэтому для совершения богослужений и Таинств общинам посылается РУКОПОЛОЖЕННЫЙ епископом СВЯЩЕННИК (ИЕРЕЙ) и специальный прямоугольный плат – АНТИМИНС, на котором священник может совершать Божественную Литургию. Антиминс – это своеобразный «паспорт» храма.

СВЯЩЕННИКИ могут совершать по благословению епископа все церковные службы, кроме таинства рукоположения в священство, освящения мира и антиминсов.

Заслуженным священникам дается звание ПРОТОИЕРЕЯ, то есть первенствующего священника. Знаком того, что перед вами протоиерей является золоченый наградной крест на груди. Обращение к протоиерею: «Ваше высокопреподобие».

Очень редко встречаются ПРОТОПРЕСВИТЕРЫ – это самое большое наградное звание для женатого священника. Отличительной их чертой является ношение двух наперсных крестов.

Если священник, в то же самое время, является МОНАХОМ, то его называют ИЕРОМОНАХОМ. Слово «иеромонах» происходит от слияния двух греческих слов: «иеро» – священник, «монах» – можно не переводить. Если иеромонах в то же самое время является настоятелем монастыря или заслуженным священником, ему дается звание ИГУМЕНА или более высокое – АРХИМАНДРИТА. Игумен носит на груди золоченый крест, архимандрит крест с украшениями. Из наиболее достойных архимандритов избирают епископов. Обращение к игумену и архимандриту, такое как к протоиерею: «Ваше высокопреподобие».

Если Вы затрудняетесь определить кто перед Вами «на глаз», можно обращаться нейтрально «ОТЧЕ». Обращения типа «СВЯТОЙ ОТЕЦ» в Православной Церкви не принято.

ИТАК, ПОВТОРИМ:

Если на груди панагия – то есть, иконка Божией Матери или Спасителя, – перед нами ЕПИСКОП и обращаться к нему следует «Ваше Преосвященство» или «Владыко».

Если на груди серебряный крест – перед нами либо простой «белый» СВЯЩЕННИК или ИЕРОМОНАХ – то есть, священник из монахов. Обращение к нему либо нейтральное «Отче», либо более «продвинутое» – «Ваше Преподобие».

Если крест на груди священника золотой – перед нами ПРОТОИЕРЕЙ или ИГУМЕН: обращение – опять же либо «Отче», либо «Ваше высокопреподобие».

Третий, самый низший священнический чин – это ДИАКОНЫ. Слово это греческое и в переводе означает «Служитель».

ДИАКОНЫ сами по себе без священника или епископа НЕ МОГУТ СОВЕРШАТЬ НИКАКИХ ТАИНСТВ – они не могут литургисать, исповедовать, соборовать и венчать. Особняком от этого всего стоит лишь Таинство Крещения – его может совершать не только священник, но и вообще любой православный христианин.

ДИАКОН лишь помогает священнику в совершении Таинств, а поэтому участие его в богослужении необязательно.

Заслуженным диаконам дается звание ПРОТОДИАКОН. Диакона-монаха называют ИЕРОДИАКОНОМ, а старшего иеродиакона при епископе АРХИДИАКОНОМ.

Диаконы не носят на груди никаких обозначений своего сана.

Кстати, раньше священники тоже не носили наперстного креста. Наперстный крест священство стало носить с 18 века после того, как царь Петр I подошел за благословением к дьякону и оказался в неловкой ситуации. С тех пор, чтобы отличаться от диаконов, священникам было повелено носить на груди крест.

Обращение к диакону – либо знакомое нам нейтральное и дружелюбное «Отче» либо «Отец диакон». Благословение у диаконов не берется.

Ещё раз повторю, что как бы мудрёно не различались титулования священников, епископы – это наследники Апостолов, священники – их помощников, пресвитеров. А диаконы, соответственно – помогали пресвитерам. Например в обязанности диаконов входили хозяйственные нужды первохристианской общины, посещение больных и раздача милостыни. Все три степени священства упоминаются в Священном Писании Нового Завета. Все три степени священства сохранены Православной Церковью до сего дня.

Кроме священнослужителей, которых поставляют на служение через рукоположение, мы на каждой службе видим еще церковнослужителей, то есть мирян, которых благословили помогать священнику в алтаре. Одеты они, конечно, красиво – но священного сана не имеют.

Итак, разобравшись со священством, вернемся к Божественной Литургии.

Как уже было сказано, СОВЕРШИТЕЛЕМ Литургии может быть ИЕРЕЙ или ЕПИСКОП. ДИАКОНЫ только помогают в совершении богослужения. Совершение Литургии в чужой церкви без разрешения её настоятеля запрещается.

СВЯЩЕННИК обязан должным образом подготовиться к совершению Литургии. Он должен сам совершить или выслушать или прочитать келейно ВЕЧЕРНЮ, УТРЕНЮ, ПОВЕЧЕРИЕ, ПОЛУНОЩНИЦУ И ЧАСЫ. Кроме того, священник обязан прочитать так называемое «Молитвенное правило ко Святому Причащению»: Канон с Акафистом Иисусу Сладчайшему, Канон Ангелу Хранителю, Канон ко Причащению Святых Таин и 12 молитв ко Причащению.

Вот какая большая подготовительная работа должна быть проделана священником!

Кроме того, священник также, как и мы с вами – должен воздерживаться перед совершением Божественной Литургии от брачного ложа, чрезмерного объедения и пития вина, и ничего не есть и не пить, начиная с 12 часов ночи. Правила, как видите, для всех одни.

ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ обычно утреннее или в особые случаи – как на Рождество Христово, Пасху или Богоявление после 12 часов ночи. Но в любом случае Литургия может совершаться одним и тем же священником лишь 1 раз в день. С этим связано то, что о. настоятель, когда совершает ночное Рождественское богослужение, ждет 12 часов ночи и только тогда начинает литургисать, он начинает служить уже в другой день. Литургия НЕ СЛУЖИТСЯ СОВЕРШЕННО в среду и пятницу Сырной (масляной) седмицы, в понедельник, вторник и четверток 1-й недели Великого Поста и в Великую Пятницу Страстной Недели – в этот день мы вспоминаем Крестную Муку Спасителя Мира.

Православная Церковь на сегодняшний день использует три основных чина Божественной Литургии:

Обычно служится Литургия Св. Иоанна Златоуста.

Но 10 раз в год служится Литургия Василия Великого – в воскресные дни Великого Поста, день памяти свт. Василия.

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ совершается в среду и пятницу Великого Поста, в четверг пятой его седмицы и первые три дня страстной седмицы. Но, по существу, эта Литургия является чином вечерни с причащением, ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЖЕРТВА на ней не совершается, Святые Дары уже прежде освящены – отсюда название «Преждеосвященная».

Самый редкий чин Божественной Литургии в Православной Церкви – ЛИТУРГИЯ СВ. АП. ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ. Но мы с вами рискуем её никогда не увидеть, так как она совершается лишь в Антиохии и в С-Петербурге Духовной Академией 1 раз в году на память апостола Иакова.

То, что несколько раз в году мы служим Божественную Литургию, соединенную с вечерней, говорит о том, что Литургия в древности могла служиться как католическая месса – в том числе во 2-ой половине дня. Но, теперь такая практика в православных Церквях не используется.

МЕСТОМ СОВЕРШЕНИЯ ЛИТУРГИИ служит храм, освященный архиереем и не оскверненный ни убийством, ни самоубийством, ни вообще – пролитием крови или вторжением язычников. Литургия может совершаться лишь на Престоле, правильно освященном, со вложенными в него святыми мощами, или на переносном престоле, но с Антиминсом. Слово «АНТИМИНС» переводится как «Вместопрестолие». Это прямоугольный плат с изображением Голгофского страдания Спасителя и вложенными в него мощами. Традиция служить на антиминсе идет с традиции совершать Литургию на гробницах мучеников. Когда было невозможно её так совершить – использовался переносной плат со вложенными в него мощами. Так Литургию во время гонений можно было служить в частных домах (или в ХХ веке – в квартирах). БЕЗ АНТИМИНСА священник совершать Божественную Литургию не может. Если антиминс крадут, то служба в храме прекращается, а священника могут лишить сана.

ВЕЩЕСТВОМ ДЛЯ ЛИТУРГИИ являются хлеб и вино, то есть плоды, установленные, употребленные и благословленные Самим Господом для Его Пасхальной Вечери. ХЛЕБ должен быть чистый пшеничный. В русской практике, почти во всей Сербии и кое-где на Востоке употребляется хлеб в виде 5-ти (у старообрядцев 7-ми) просфор из кислого теста. Сверху у них должна быть печать: ИС ХС – ника. На Востоке употребляется одна большая просфора с пятью печатями, расположенными крестообразно.

ВИНО должно быть виноградным без примесей. Православная Церковь использует обычно красное вино; латиняне же – белое. Румынская Православная Церковь тоже допускает использование белого вина. В России используется Кагор – но эта традиция связана только с тем, что кагор можно долго хранить и транспортировать на большие расстояния, тогда как обычное сухое вино рискует перебродить в уксус. Кроме того, кагор как бы «вино концентрированное» – его можно значительно разбавлять. Поэтому, вопреки устоявшемуся мнению на Божественную Литургию уходит совсем немного и одной бутылки вина при малом количестве прихожан может хватить на несколько служб.

БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ можно условно «разделить» НА ТРИ ЧАСТИ.

1. ПРОСКОМИДИЯ – от греческого слова – значит «Принесение». Связано название с тем, что древние христиане действительно «приносили» все нужное для совершения Литургии. До сих пор в Греции можно просфоры приобрести в булочных и принести их в храм.

2. ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ. Название происходит от готовящихся к Таинству Св. Крещения – оглашенных. Их «оглашают» – то есть рассказывают им о жизни христианской и смысле Благовестия Христова.

3. ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ. «Верными» называли уже крещеных христиан, которые могли приступать ко Святым Тайнам. Оглашенные в древности на Литургии верных – то есть после чтения Евангелия – оставаться не могли и выходили после призыва диакона «оглашенные изыдите».

Перед началом Проскомидии читаются ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ, с них-то мы с Вами сегодня и начнем.

«Входные молитвы» – это та часть священнодействия Божественной Литургии, которую обычно мы не видим. А ведь священник этим как бы показывает нам, как мы должны себя вести, входя в храм. Это как бы некая модель поведения для нас.

Сначала стоит сказать, что священник должен читать «входные молитвы» перед входом в Алтарь. Но на практике всё получается по-другому. И связано это с тем, что подрясник (который сейчас на мне одет) перестал быть повседневной одеждой. То есть священство в подавляющей своей массе перестало дома и на улице носить подрясники. Хорошо это или плохо – не мне судить, но факт остается. Католики уже 50 лет назад заменили ношение ряс для духовенства специальными рубашками со стоячими воротничками. У нас остается пока проблема различия гражданской и духовной одежды. В результате возникает некий богослужебный казус, когда священник должен войти в алтарь, одеть подрясник, и, только затем, снова выйдя, начать читать положенные молитвы на вход в Святую Святых Православного Храма.

Молитвы эти начинаются обычно – «Благословен Бог наш -, Царю Небесный -, Трисвятое – по Отче Наш» и покаянных тропарей, известных всем нам по вечернему молитвенному правилу:

«Помилуй нас, Господи, помилуй нас…»

«Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом»

и

«Милосердия двери отверзи нам…»

По идее, также все мы, миряне, можем входить в храм: с молитвой и благоговением.

Затем священник, подходя к иконе Спасителя, читает:

«Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, прося′ще прощение прегрешений наших, Христе Боже. Волею бо (то есть, добровольно) благоволил еси плотию взыти на Крест. Да избавиши, яже создал еси (то есть, нас с вами) от работы (рабства) вражия. Тем же благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир».

Только прочитав эту молитву, священник целует икону Спасителя.

Точно также священник подходит и к иконе Божией Матери, читая:

«Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице, призри на люди согрешившия, яви яко присно (то есть, всегда) силу Твою; на Тя бо уповающее (то есть, ибо на Тебя уповаем). «Радуйся – вопием Ти, – якоже не´когда Гавриил, безплотных (сил) Архистратиг».

После этого целуется икона Божией Матери.

Как же происходит у нас? Слава Богу, если перекрестимся и «чмокнем» икону на аналое. А то и просто – сразу бежим покупать свечи. Это неправильно. Каждое наше действие в храме должно быть вдумчиво. Сначала про себя молимся – хотя бы «Господи, помилуй» – произносим, и только затем крестимся и прикладываемся к иконе.

Далее священник встает перед Царскими Вратами и «подклонив голову» молится:

«Господи! Низпосли руку Твою с высоты Святаго жилища Твоего, и укрепи мя в предлежащую службу Твою: да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу (то есть, Божественную Литургию).

Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь».

После чего, священник – если не один – кланяется собрату со словами «Прости меня, брате и сослужебниче», поклоняется клиросу и народу.

А как часто мы входим в храм с тяжелым сердцем от семейной ссоры, и так и остаемся с этим чувством на все время службы. Даже простое «прости» нам недоступно. А ведь такой «вход» в храм может быть «в осуждение»!

И только после всех этих продуманных благоговейных действий, священник входит в алтарь при чтении Пс.5:8-13:

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко Храму Твоему».

И со словами:

«Боже, очисти мя грешного и помилуй мя»

Трижды преклоняют колена перед святым Престолом.

Еще раз повторю, что вход священника в Храм – пример для всех нас. И пусть мы не можем повторить все го действия – но отбросить суетность, помолиться, перекреститься и внутренне настроиться на Богослужение мы всегда можем.

Ибо, входя в храм, мы встаем перед лицом Вечности. А Вечность не терпит суеты.

Поэтому, давайте вместе с псалмопевцем Давидом и входящим в алтарь священником, внутренне повторим слова Пс.5:

«Господи, Вниду в дом Твой,

Поклонюся святому Храму Твоему во страхе Твоем.

Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих исправи и выровни пред Тобою путь мой.

Ибо нет во устех их истины, сердце их суетно, как разверзстый гроб – гортань их, они льстят языком своим!

Суди их, Боже, да отпадут они от мыслей своих; по множеству нечестия их – отвергни их,

Ибо преогорчи′ша они Тебя, Господи!

И да возрадуются все уповающие на Тебя, во век возрадуются, и Ты будешь покровительствовать им;

И похвалятся Тобою все любящие имя Твое.

Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; и благоволением, как оружием прикрываешь его».

Аминь.

В ее современном виде литургия византийского типа может быть поделена на три части:

• проскомидия, выделившаяся с известного времени со своего законного места перед великим входом в начало Литургии

• литургия оглашенных

• литургия верных

Перед началом проскомидии читаются входные молитвы.

Входные молитвы

Входные молитвы печатаются в славянских служебниках в составе самого чина священной и Божественной Литургии. То же и в венецианском издании греческого Евхология (в дальнейшем будем пользоваться изданием 1869-го года такового. Полное заглавие: Έύχολόγιον τό μέγα. “Έκδοσις τρίτη. Σπυρίδωνος Ζερβού). В иерусалимском святогробском издании Λειτουργικόν’а 1907-го года они выделены в особую главу, так называемую Διάταξις τοϋ καιρού ; в нее же включены и молитвы, читаемые при облачении. Сербские священники в просторечии тоже называют входные молитвы “временем”, “взять время” это объясняется последними подготовительными словами диакона перед самым началом Литургии: “Время сотворити Господеви, владыко, благослови”.

Входные молитвы должны быть прочитаны священнослужителями перед входом в алтарь для священнодействия. Читаются они без облачения. Нигде нет указаний, что священник обязан иметь на себе епитрахиль; некоторые священники, однако, ее на себя возлагают. Если рассуждать по аналогии с чином архиерейской входной, епископ читает эти молитвы в одной мантии, то же и архимандрит, когда он входит для служения “со славою”.

Молитвы эти состоят из обычного начала (“Благословен Бог наш …” — Царю Небесный — Трисвятое по Отче наш) и покаянных тропарей: “Помилуй нас, Господи, помилуй нас…” — “Господи, помилуй нас …” — “Милосердия двери …” Затем священнослужители прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери.

Иерусалимский литургикон после “Милосердия двери” предписывает 12-кратное “Господи, помилуй”. Подходя к иконе Спасителя, иерей читает тропарь “Пречистому образу Твоему покланяемся…” у иконы Божией Матери: “Милосердия сущи источник…” Во дни праздника или попразднества существует обычай прикладываться к иконе праздника при чтении соответствующего тропаря. Иерусалимский литургикон, кроме целования двух упомянутых икон, предписывает прикладываться и к иконе святого Иоанна Предтечи при чтении тропаря “Память праведного с похвалами” или же: “Пророче Божий и Предтече благодати…”, а кроме того и ко всем вообще иконам иконостаса с произнесением соответствующих отпустительных тропарей или кондаков. После этого следует молитва священника перед царскими вратами и с непокрытой головой: “Господи, низпошли руку Твою…”, после чего священнослужители поклоняются друг другу, испрашивая прощение: “Прости мя, брате и сослужебниче”. Также поклоняются и клиросам, и народу. Иерусалимский чин предписывает при этом и малый отпуст.

В алтарь они входят при чтении псалма 5:8-13: “Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему …” По святогробскому чину: “Вниду в дом Твой, поклонюся единому Божеству, триипостасно поклоняемому во Отце и Святом Дусе вовеки, аминь”.

Священник и диакон благоговейно поклоняются и прикладываются к престолу и, сняв свои рясы и камилавки или клобуки, начинают облачаться в те священные одежды, которые предписаны им по чину.

Облачение

Облачение священнослужителей перед Литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего: епитрахиль, фелонь и поручи) и возлагает на себя без чтения специальных молитв. Перед Литургией священник облачается во все присвоенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания. Нелишним является заметить, что во все одежды священник облачается еще в следующих случаях:

• на пасхальную заутреню, как указано, “во весь светлейший сан”

• на пасхальную вечерню

• на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и на трех утренях в году (1-го августа, 14-го сентября и Крестопоклонной недели) перед выносом Честного Креста. Но молитвы тогда все же не читаются, разве только перед облачением на заутреню, так как это же бывает и облачением на Литургию, которая следует непосредственно за утреней

Перед Литургией диакон, согласно предписанию служебника, берет благословение у священника со словами: “Благослови, владыко, стихарь со орарем”. На слова священника: “Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков”, диакон отвечает: “Аминь” — целует руку священника и крест на облачении. То же должны делать каждый раз и прислужники в алтаре при облачении в свои стихари. Ни в коем случае нельзя оправдать практики протодиаконов и иных заслуженных диаконов, облачающихся без благословения или же не считающих нужным целовать руку благословляющего их иерея.

Священник теми же словами благословляет свой стихарь, или подризник, как его чаще называют в просторечии. Молитвы священнослужителями читаются следующие.

Над стихарем и священник, и диакон: “Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою (Ис. 61:10).

Над епитрахилью священник читает: “Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его”(Пс. 132:2).

Священник над поясом читает: “Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя” (Пс. 17:33-34).

Над поручами (или нарукавниками) и священник, и диакон читают на правую сторону: “Десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты” (Исх. 15:6-7) — и на левую: “Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим” (Пс. 118:73).

Если у священника есть набедренник, т. е. то, что у русских называется палицей (того, что мы называем набедренником, т. е. той награды, которая введена у нас в XIX веке и которой нигде на Востоке нет, почему у нас эта часть облачения не имеет своей специальной молитвы), он над набедренником или палицей читает: “Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею, и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй, истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь” (Пс. 44:4-5).

При облачении в фелонь священник читает: “Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь” (Пс. 131:9).

На орарь диакон не читает никакой молитвы.

Греческий порядок облачения ничем не отличается от нашего ни в венецианской, ни в иерусалимской редакции служебника. Одно только отмечено в иерусалимском чине, а именно, что диакон перед каждой одеждой, кроме положенных молитв, говорит: “Господу помолимся — Господи, помилуй”.

После облачения диакон и священник омывают руки при чтении псалма: “Умыю в неповинных руце мои и обыду Жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живота моего, ихже в руках беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи” (Пс. 25:6-12).

Диакон приготовляет все потребное для совершения Евхаристии, а именно: снимает покровы с престола и жертвенника, зажигает свечу или лампаду на жертвеннике и ставит на нем сосуды и все необходимое. Слева ставит святой дискос, а справа — святую Чашу. Рядом должны быть положены оба малых покровца и воздýх. Иерусалимский чин предписывает произнесение диаконом в это время тропаря предпразднества Рождества Христова: “Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме …”

Email рассылкаTelegram

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

Читайте также

  • Объяснение православной литургии в Православии
  • Литургии Месопотамского типа в Православии
  • Литургии Александрийского типа в Православии
  • Систематизация Евхаристических молитв по их особенностям в Православии
  • История создания литургии прообраз тайной вечери в Православии

Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, и́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, и́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Вхо́дные молитвы в православном богослужении — молитвы священнослужителей, совершаемые перед Литургией. Эти молитвы читаются непосредственно перед входом в алтарь, откуда происходит их название.

Совершаются без облачения, однако на практике священник может надевать епитрахиль, следуя обязанности совершения любого богослужения в епитрахили.

Чинопоследование входных молитв

Таблица приведена для 1 диакона и 1 священника. В случае большего количества священнослужителей схема аналогичная. В случае служения без диакона молитвы читает первенствующий священник.

Cвященник Становится перед Царскими вратами и вполголоса возглашает:

Благословен Бог наш…  

Благословен Бог наш, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков.

Диакон Стоит рядом, читает:

Аминь . Обычное начало (по

Отче наш… )

Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Священник Даёт возглас:

Яко Твое есть Царство…  

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков.

Диакон Читает покаянные тропари: Аминь.

Помилуй нас, Господи…  

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас…  

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам…  

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Священник и диакон Целуют икону Спасителя

Пречистому образу Твоему покланяемся…  

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже. Волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем же благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Священник и диакон Целуют икону Богородицы

Милосердия сущи источник…  

Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице, призри на люди согрешившыя, яви яко присно силу Твою: на Тя бо уповающе, радуйся, вопием Ти яко некогда Гавриил безплотных архистратиг.

Священник Становится перед Царскими вратами с воздетыми руками и непокрытой головой

Господи, низпосли руку Твою…  

Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу. Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь.

Священник и диакон Кланяются друг другу, испрашивая прощения, кланяются народу Простите и благословите, отцы, братья .
Священник и диакон Входят в алтарь, целуя образ на двери

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему…  

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

В алтаре священнослужители поклоняются, целуют Евангелие и Престол (диакон целует только Престол). Облачаются в соответствующие по чину священные одежды.

Примечания

  1. Перед другими богослужениями входных молитв нет.
  2. От Пасхи до Недели Фомы здесь читается «Христос воскресе…» трижды и тропари Пасхальных часов. От Фоминой Недели до Вознесения вместо «Царю Небесный» трижды «Христос воскресе…». От Вознесения до Троицы с Трисвятого по «Отче наш» («Царю Небесный» опускается). Далее до Пасхальной полунощницы в обычном порядке.

Литература

  • Никольский К. Т. Пособие к изучению Устава богослужения православной церкви. — СПб., 1888.
  • Желтов М. Входные молитвы // Православная энциклопедия. Т. 10 С. 51-52.

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here