Воскресные прокимны на утрени

Детально: воскресные прокимны на утрени - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Глас 1: Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о Нем.

Глас 2: Востани, Господи, Боже мой, повелением, имже заповедал еси, и сонм людей обыдет Тя.

Глас 3: Рцыте во языцех, яко Господь воцарися, ибо исправи вселенную, яже не подвижится.

Глас 4: Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене Твоего ради.

Глас 5: Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, яко Ты царствуеши во веки.

Глас 6: Господи, воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас.

Глас 7: Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца.

Глас 8: Воцарится Господь во век, Бог твой Сионе, в род и род.

Глас 1. Ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасность того, кого уловить хотят (псалом 11-й, 6).

Глас 2: Пробудись для меня на суд, который ты заповедал, сонм людей станет вокруг Тебя (псалом 7-й, 78).

Глас 3: Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется (псалом 95-й, 10).

Глас 4: Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей (псалом 43-й, 27).

Глас 5: Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки (псалом 9-й, 33).

Глас 6: Господи, воздвигни силу Твою и прииди спасти нас (псалом 79-й, 3).

Глас 7: Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца (псалом 9-й, 33).

Глас 8: Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род (псалом 145-й, 10).

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Диакон: Вонмем.

Священник читает воскресное Евангелие в алтаре у престола, ибо на воскресной утрени престол знаменует гроб Спасителя. В праздник Воздвижения Евангелие читается на середине храма.

Завершив чтение воскресного Евангелия, священник выходит из алтаря и, следуя за свещеносцем, проходит на середину храма, чтобы возложить Евангелие на аналое, перед которым свещеносец ставит свечу. Священник и сослужащая братия по пении “Воскресение Христово видевше…” совершают два поясных поклона, целуют Евангелие, творят еще один поклон. Во время произнесения “Спаси Боже…” и последующих чтений и песнопений миряне, по примеру священнослужителей, целуют Евангелие и совершают поясные поклоны. В праздники целуют икону. Чело верующих помазуется священным елеем; молящиеся получают благословенный хлеб (если была лития).

Во время архиерейского служения Евангелие для чтения выносится из алтаря на середину храма. Диакон, взяв Евангелие с престола, становится у царских врат лицом к молящимся и, возвышая его, произносит прокимен и “Всякое дыхание…” и идет с Евангелием на середину храма. По возгласе “И о сподобитися нам…” предстоятель читает положенное зачало.

Если с воскресеньем совпадают Господни, Богородичные и храмовые праздники, вместо обычного воскресного Евангелия читают праздничные Евангелия.

Воскресных утренних евангельских чтений 11: от Матфея одно; от Марка два; от Луки три и пять от Иоанна.

Первое Евангелие, от Матфея (зачало 116, глава 28, 16-20),- о явлении Воскресшего Господа в Галилее, на горе, одиннадцати ученикам Его, о заповеди Божьей идти научить все народы и крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа, а также об обетовании Господа всегда пребывать с учениками Своими.

Второе Евангелие, от Марка (зачало 70, глава 16, 1-8), повествует о женах-мироносицах, пришедших ко гробу Господню, о явлении им ангела, возвестившего о Воскресении Господа и Его повелении сказать ученикам, что увидят его в Галилее.

Третье Евангелие, также от Марка (зачало 71, глава 16, 9-20); в нем благовествуется о явлениях Воскресшего Господа и Его повелении ученикам идти в мир с проповедью Евангелия, а также – о знамениях веры и Вознесении Господнем.

Четвертое Евангелие, от Луки (зачало 112, глава 24, 1-11), свидетельствует о явлении двух ангелов мироносицам, возвестивших им о Воскресении Господнем, и о том, что мироносицы поведали об этом апостолам, которые еще не были в состоянии поверить им.

Пятое Евангелие, от Луки (зачало 113, глава 24, 12-35), благовествует о явлении Воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Еммаус.

Шестое Евангелие, также от Луки (зачало 114, глава 24, 36-53), содержит свидетельство о явлении Воскресшего Господа всем Его ученикам, вкушении Им пищи в доказательство того, что Он воскрес во плоти; об открытии им ума к уразумению откровения Божия, об уверении их в сошествии Святого Духа, а также о Вознесении Господа.

В седьмом Евангелии, от Иоанна (зачало 63, глава 20, 1-10), повествуется о том, как Мария Магдалина нашла гроб Господа пустым и предположила, что тело Господне похищено, о чем известила апостолов Петра и Иоанна, которые поспешили ко гробу Учителя и увидели только погребальные пелены.

Восьмое Евангелие, от Иоанна (зачало 64, глава 20, 11-18), повествует о явлении Воскресшего Господа Марии Магдалине, Которого она сначала приняла за виноградаря; и об убеждении ее, по слову Господа, в Его Воскресении.

Девятое Евангелие, от Иоанна (зачало 65, глава 20, 19-31), свидетельствует о явлении Спасителя десяти Своим ученикам в вечер Воскресения, и через неделю им же и Фоме, которого удостоверил в Своем Воскресении.

Десятое и одиннадцатое Евангелия также от Иоанна.

В десятом Евангелии (зачало 66, глава 21, 1-14) говорится о явлении Спасителя Своим ученикам у моря Тивериадского и чудесной ловле апостолами рыб.

В одиннадцатом (зачало 67, глава 21, 15-25) – о троекратном вопрошении Господом Петра и о возвещении будущей участи Петра и Иоанна.

Все одиннадцать Евангелий читаются последовательно за утреней в воскресные дни в течение всего года, начиная с Недели Всех святых и до Недели ваий включительно.

Эти же Евангелия читаются и в дни Пятидесятницы, но в другой последовательности.

Ряд воскресных Евангелий, который называется “столпом”, повторяется 6 раз в году. 1-й столп начинается в Неделю Всех святых, 2-й – после Ильина дня, 3-й – по Воздвижении, 4-й – в Рождественский пост, 5-й – по Крещении, 6-й – в Великий пост.

В 54-й главе Типикона, в Октоихе и в служебном Евангелии приведены таблицы этих столпов с указанием, на какой глас приходится каждое Евангелие.

Во время службы по Триоди цветной утренние Евангелия следуют в особом порядке.

Хор: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши΄.

Чтец: Псалом 50-й.

Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Молитвами апостолов, Милостиве, очисти множества согрешений наших. И ныне и присно и во веки веков, аминь. Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множества согрешений наших.

В дни праздничные после чтения Евангелия поются праздничные стихиры, но в праздники Вознесения и Воздвижения Креста Господня, а также Богородичные и святых, совпавшие с воскресеньем, поется “Воскресение Христово видевше….”

В остальные праздники Господние, даже если они приходятся на воскресенье, в праздники Богородичные и святых, совпавшие с седмичными днями, вместо “Воскресение Христово видевше…” поется праздничная стихира или припев, соответствующий празднику.

На “Слава”, после чтения 50-го псалма, в Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Неделю ваий, а также в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, празднуемый в седмичные дни, поется праздничная стихира или припев, соответствующий празднику; в Вознесение Господне, Пятидесятницу и Воздвижение – “Молитвами апостолов…”, в Богородичные праздники, даже если они совпадают с воскресеньем,- “Молитвами Богородицы…”, в праздники святых в седмичные дни – припев святому, например, “Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия…” и др., а если эти праздники приходятся на воскресенье, припев – воскресный – “Молитвами апостолов…”

На “И ныне” повторяется праздничная стихира или поется припев “Молитвами Богородицы…” (даже если он уже исполнялся на “Слава”).

После “Помилуй мя, Боже…” в праздники Господние, Богородичные и храмовые, даже если они совпадают с воскресеньем, всегда поется стихира праздничная, но в праздники святых с бдением и полиелеем праздничная стихира поется только в седмичные дни.

В Неделю ваий после чтения Евангелия, когда священник кадит вербы, читается 50-й псалом. Затем диакон произносит: “Господу помолимся”, хор поет “Господи, помилуй”, и священник читает молитву на освящение ваий. Далее хор поет на “Слава” стихиру празднику, после “Помилуй мя, Боже…” – вновь ту же стихиру.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!

Стихира: Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость.

С Недели мытаря и фарисея до 5-й Недели Великого поста вместо “Молитвами апостолов…” поются следующие песнопения:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Утреннюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Вместо “Молитвами Богородицы” – “И ныне и присно и во веки веков, аминь”.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих, но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты!

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!

Вместо “Воскрес Иисус от гроба” – Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости!

Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя; молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии: силою Честнаго и Животворящаго Креста: предстательствы честны΄х Небесных Сил безплотных: честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостол: иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго: иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца: святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских: святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира: иже во святых отец наших всея России чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена: святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны (и святаго, имя рек, егоже есть храм и егоже есть день) и всех святых: молим Тя, многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

Хор: Господи, помилуй (12 раз).

Священник: Милостию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с Ним же благословен еси, со Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Читайте также

  • Утреня чинопоследование всенощного бдения
  • Антифоны степенны гласов текст
  • Утреня Ипакои гласовые в Православии
  • Стихословие Псалтири — кафизмы
  • Тропари воскресные — на «Бог Господь»

Проки́мны ᾿и ᾿аллилу́ıа воскре́сны, ᾿у́тренніѧ ᾿и лїтурги́йныѧ, на ᾿о́смь гласо́въ.

Гла́с 1.

На у́трени

Проки́мен:

Ны́не воскре́сну́, глаго́лет Госпо́дь, положу́ся во Спасе́ние, не обиню́ся о не́м. (Пс. 11:6)

Сти́х: Словеса́ Госпо́дня, словеса́ чи́ста.

На литурги́и

Проки́мен:

Бу́ди Го́споди, Ми́лость Твоя́ на на́с, я́коже упова́хом на Тя́.

Сти́х: Ра́дуйтеся пра́веднии о Го́споде, правым подоба́ет Похвала́.

Аллилу́иа:

Бо́г дая́й отмще́ние мне́, и покори́вый лю́ди под мя́.

Сти́х: Велича́яй Спасе́ния ца́ре́ва, и творя́й Ми́лость христу́ своему́ Дави́ду, и Се́мени его́ до ве́ка. (Пс. 17:51)

Гла́с 2.

На у́трени

Проки́мен:

Воста́ни Го́споди Бо́же мо́й, повеле́нием, и́мже запове́дал еси́, и со́нм люде́й обы́дет Тя́. (Пс. 7:7-8)

Сти́х: Го́споди Бо́же мо́й, на Тя́ упова́х, спаси́ мя.

На литурги́и

Проки́мен:

Кре́пость моя́ и Пе́ние мое́ Госпо́дь, и бы́сть мне́ во Спасе́ние.

Сти́х: Наказу́я наказа́ мя Госпо́дь, сме́рти же не предаде́ мя.

Аллилу́иа:

Услы́шит тя́ Госпо́дь в де́нь печа́ли, защи́тит тя́ и́мя Бо́га Иа́ковля.

Сти́х: Го́споди, спаси́ ца́ря́, и услы́ши ны́, во́ньже а́ще де́нь призове́м Тя́.

Гла́с 3.

На у́трени

Проки́мен:

Рцы́те во язы́цех, я́ко Госпо́дь воца́ри́ся: и́бо испра́ви Вселе́нную, я́же не подви́жится. (Пс. 95:10)

Сти́х: Воспо́йте Го́сподеви пе́снь но́ву, воспо́йте Го́сподеви вся́ земля́.

На литурги́и

Проки́мен:

По́йте Бо́гу на́шему, по́йте, по́йте Ца́ре́ви на́шему, по́йте.

Сти́х: Вси́ язы́цы восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования.

Аллилу́иа:

На Тя́ Го́споди упова́х, да не постыжу́ся во ве́к.

Сти́х: Бу́ди ми́ в Бо́га Защи́тителя, и в до́м Прибе́жища, е́же спасти́ мя.

Гла́с 4:

На у́трени

Проки́мен:

Воскресни́ Го́споди, помози́ на́м, и изба́ви на́с, и́мене Твоего́ ра́ди. (Пс. 43:27)

Сти́х: Бо́же, уши́ма на́шима услы́шахом, и отцы́ на́ши возвести́ша на́м.

На литурги́и

Проки́мен:

Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя Го́споди, вся Прему́дростию сотвори́л еси́.

Сти́х: Бла́гослови́ душе́ моя́ Го́спода, Го́споди, Бо́же мо́й, возвели́чился еси́ зело́.

Аллилу́иа:

Наляцы́, и успева́й, и ца́рствуй, И́стины ра́ди и Кро́тости и Пра́вды.

Сти́х: Возлюби́л еси́ Пра́вду, и возненави́дел еси́ беззако́ние.

Гла́с 5.

На у́трени

Проки́мен:

Воскресни́ Го́споди Бо́же мо́й, да вознесе́тся рука́ Твоя́, я́ко Ты́ ца́рствуеши во ве́ки. (Пс. 9:33)

Сти́х: Испове́мся Тебе́ Го́споди, все́м се́рдцем мои́м, пове́м вся чудеса́ Твоя.

На литурги́и

Проки́мен:

Ты́ Го́споди, сохрани́ши ны́, и соблюде́ши ны́ от ро́да сего́, и во ве́к.

Сти́х: Спаси́ мя Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный.

Аллилу́иа:

Ми́лости Твоя Го́споди, во ве́к воспою́, в ро́д и ро́д возвещу́ И́стину Твою́ усты́ мои́ми.

Сти́х: Зане́ ре́кл еси́: в ве́к Ми́лость сози́ждется, на Небе́се́х угото́вится И́стина Твоя́.

Гла́с 6.

На у́трени

Проки́мен:

Го́споди, воздви́гни си́лу Твою́, и прииди́ во е́же спасти́ на́с. (Пс. 79:3)

Сти́х: Пасы́й Изра́иля вонми́, наставля́яй я́ко овча́ Ио́сифа.

На литурги́и

Проки́мен:

Спаси́ Го́споди лю́ди Твоя, и бла́гослови́ достоя́ние Твое́.

Сти́х: К Тебе́ Го́споди воззову́, Бо́же мо́й, да не премолчи́ши от мене́.

Аллилу́иа:

Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. (Пс. 90:1)

Сти́х: Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мо́й еси́ и Прибе́жище мое́, Бо́г мо́й, и упова́ю на Него́. (Пс. 90:2)

Гла́с 7.

На у́трени

Проки́мен:

Воскре́сни́ Го́споди Бо́же мо́й, да вознесе́тся рука́ Твоя́, не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́. (Пс. 9:33)

Сти́х: Испове́мся Тебе́ Го́споди все́м се́рдцем мои́м, пове́м вся чудеса́ Твоя.

На литурги́и

Проки́мен:

Госпо́дь Кре́пость лю́дем своим да́ст, Госпо́дь бла́гослови́т лю́ди своя ми́ром.

Сти́х: Принеси́те Го́сподеви сы́нове Бо́жии, принеси́те Го́сподеви сы́ны о́вни.

Аллилу́иа:

Бла́го е́сть испове́датися Го́сподеви, и пе́ти и́мени Твоему́ Вы́шний.

Сти́х: Возвеща́ти зау́тра ми́лость Твою́, и И́стину Твою́ на вся́ку но́щь.

Гла́с 8.

На у́трени

Проки́мен:

Воцари́тся Госпо́дь во ве́к, Бо́г тво́й Сио́не в ро́д и ро́д. (Пс. 145:10)

Сти́х: Хвали́ душе́ моя́ Го́спода, восхвалю́ Го́спода в животе́ мое́м.

На литурги́и

Проки́мен:

Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему.

Сти́х: Ве́дом во Иуде́и Бо́г, во Изра́или ве́лие и́мя Его́.

Аллилу́иа:

Прииди́те возра́дуемся Го́сподеви, воскли́кнем Бо́гу Спа́си́телю на́шему.

Сти́х: Предвари́м лице́ Его́ во испове́дании, и во псалме́х воскли́кнем Ему́.

Воскресные прокимны утрени

И прокимен воскресной вечерни посвящен событию воскресения Христова, но он так прямо не относится к этому событию и не говорит о нем с такою ясностью, как утренний прокимен, в котором большей частью есть и самое понятие «воскресение». Это потому, что он готовит к Евангелию о воскресении. Кроме того, от вечернего прокимна утренний отличается тем, что он не один и тот же для каждого воскресенья, а изменяется по гласам. Таким образом, воскресных утренних прокимнов 8. Для них выбраны из псалмов преимущественно те стихи, где говорится о том особом, непосредственном действии Промысла, которое древний еврей образно называл поднятием, «возстанием», евр. cum, Господа как бы от ложа обычного покоя Его, — слово, передаваемое у LXX чрез ????????, которое означает, кроме поднятия с ложа, и воскресение. Именно, воскресные утренние прокимны и их стихи взяты из следующих псалмов:

1. гл. «Ныне воскресну, глаголет Господь» — из Пс. 11:6, 7.

2. гл. «Возстани, Господи Боже мой, повелением» — Пс. 7:8, 2.

3. гл. «Рцыте во языцех, яко Господь воцарися» — Пс. 95:10, 1.

4. гл. «Воскресни, Господи, помози нам» — Пс. 43:27, 2.

5. гл. «Воскресни, Господи Боже мой… яко Ты царствуеши» — Пс. 9:33, 2.

6. гл. «Господи, воздвигни силу Твою (т. е. Христа)» — Пс. 79:3, 2.

7. гл. «Воскресни, Господи Боже мой… не забуди» — Пс. 9:33, 2.

8. гл. «Воцарится Господь во век» — Пс. 145:10, 1.

Тема прокимнов 3 и 8 гл. совпадает с вечерним прокимном. В 8 гл., как заключительном, наиболее уместно «во век», как и вообще ряд прокимнов дает некоторое развитие мысли (1 гл. — только обещание {с. 654} воскресения и вообще спасения, о котором Господь говорит открыто, «не обинюся», ?????????????). Стихами к прокимнам, как и вообще делается, берутся начальные стихи тех псалмов, из которых прокимны (остаток практики, когда с подпеванием прокимна пелся целый псалом); исключение — прокимен 1 гл., где стих выбран более подходящий к прокимну: «Словеса Господня — словеса чиста» — в соответствии с «глаголет Господь».

Следующая глава >

Оценка 4 проголосовавших: 4
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here