Всяк человек есть ложь

Детально: всяк человек есть ложь - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

всяк человек есть ложьРусский писатель, актёр и режиссёр Василий Шукшин сокрушался: «Ложь, ложь, ложь… Ложь – во спасение, ложь – во искупление вины, ложь – достижение цели, ложь – карьера, благополучие, ордена, квартира… Ложь! Вся Россия покрылась ложью, как коростой». Вся Россия? Возможно ль такое? Но, прочитывая правило ко Причащению, в которое включён 115-й псалом, споткнулась о такие слова: «Всякий человек ложь» (Пс.115,2). Сколько раз их читала, не задумываясь, а тут… То есть испокон века было так?.. Но как же святые? Прп.Серафим Саровский – ложь? прав.Иоанн Кронштадтский – ложь? Как же пророки? Можно ли им верить, в таком случае? Не являются ли они и их пророчества ложью? С другой стороны, как можно не верить, например, пророкам Илии или Иоанну Крестителю? А Богородица – «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» – тоже ложь? Размышляет священник собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Константин ПАРХОМЕНКО.

– Всякий человек – ложь по сравнению с Богом! Ведь в Псалтири всякий раз сравнивается Бог и человек. Это как если сравнивать наши электрические лампочки с солнцем. Даже самая мощная лампа по сравнению с солнцем, можно сказать, и не светит. Так же и человек по сравнению с Создателем. Мы все – тварные существа, склонные к греху, падшие. Богородица – единственная, кто преодолел подвигом Своим греховные наклонности в Себе. Это потом уже Она была возвеличена, а когда жила на земле, была такая же, как все люди, ведь Она – человек, земная женщина, и Она тоже была по сравнению с Господом «ложь».

Ложь не в том смысле, что мы все лжём без остановки, ложь – это факт нашей изменчивости, слабости человеческой натуры. Мы все преходящи, тварны, ничтожны по сравнению с Творцом Вселенной, помыслы наши обманчивы. Сегодня можем думать так, а завтра – иначе. Можем думать одно, говорить другое, а делать третье. Ничего нет у людей постоянного и прочного. И благоденствие наше, как мы его понимаем в материальном смысле, лживо, ибо, по слову прп.Григория Богослова, скоро проходит и исчезает как сновидение.

Также, вспомним, псалмопевец сказал: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50,7). То есть всякий человек во грехе рождается, и все мы в беззаконии зачаты, потому что над нами тяготеет первородный грех, мы все, простые люди. А вот когда человек своими собственными усилиями до святости доходит, тогда уже дело другое.

И чем скорее познаем мы, что «всяк человек ложь», тем меньше разочарований нас ждёт, и предательство близких не будет для нас громом среди ясного неба, не будет ранить так сильно.

– Однако слова «всякий человек ложь» – это только половина фразы. Полностью цитата звучит так: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь». Значит, всё-таки не всякий человек ложь, раз автор укоряет сам себя в опрометчивости? Ведь опрометчивость – это безрассудная поспешность, неосмотрительность.

всяк человек есть ложь– Надо посмотреть сначала, какое слово в оригинале стоит. Не забывайте, что Псалтирь писалась на древнееврейском языке… Ведь даже славянский вариант – это отнюдь не Псалтирь, написанная Давидом. Я скажу больше: славянская Псалтирь, наша любимая, которую мы слышим за богослужением, – это двойной перевод. Сначала в III веке до Рождества Христова с древнееврейского псалмы перевели на греческий. Этот перевод получил название Септуагинта, т.е. перевод 70 еврейских толковников, приехавших из Иерусалима в Александрию по приглашению египетского царя Птолемея II Филадельфа. Этим переводом пользовались апостолы, новозаветные писатели, Святые Отцы. А уже с Септуагинты Псалтирь перевели на славянский.

Толкование 115 псалма блж.Феодоритом Кирским: «Аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь». Акила же перевёл сие так: «Я в изумлении моём сказал: всякий человек лживость»; и Феодотион: «…всякий человек исчезает»; а Симмах: «С прискорбием сказал я: всякий человек обманывается». Не без намерения же представил я все сии переводы, но желая показать, что Пророк ложью называет человеческое благоденствие, всего скорее минующееся и не имеющее никакого постоянства: увидев, говорит Пророк, внезапную эту перемену, приведя себе на память прежнее наше благополучие и взирая на следующие одно за другим бедствия, с прискорбием сказал я: ничего нет постоянного и прочного; тот обманывается и не увидит исполнения надежды, кто полагается на настоящее как на нечто продолжительное. Сие сказал он и в псалме тридцать осьмом: обаче всяческая суета всяк человек живый (Пс.38,6). Сему обучившись, и премудрый Соломон, хотя жил во всяком благоденствии, но, коснувшись естествословия дел человеческих, такое сделал вступление; суета суетствий, всяческая суета (Еккл.1,2)».

О.Константин: – В отношении точности перевода русский перевод, называемый синодальным, лучше. Он напрямую сделан с древнееврейского. Этот русский перевод, которым мы пользуемся, был сделан 150 лет назад и грешит неточностью. Вот вы привели фразу: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь». Да, так в нашем переводе. А теперь посмотрим, что на самом деле там сказано. А там сказано, если переводить с древнееврейского точно, вот что: «В смятении я говорю: «Ненадежен всякий человек». Если мы вдумаемся в эти слова, мы увидим, что смысл прямо противоположен.

Теперь посмотрим, как начинается в синодальном переводе 115-й псалом: «Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь». О чём это? Непонятно. Почему, имея веру, нужно говорить: «я… сокрушён?». Почему то, что человек – ложь, было сказано в опрометчивости, разве и на самом деле это не так?

А вот как правильно переводится начало псалма: «Я говорю: «Я в беде», но все равно веру храню. В смятении я говорю: «Ненадёжен любой человек». Этот псалом – о тех смущениях, когда нет надежды на людей. И о помощи Божией, о том, что только на Господа можно положиться. Он не подведёт, не бросит.

Вот такой твёрдости упования в вере желаю я и всем нашим боголюбивым читателям.

Полосу подготовила

Ирина РУБЦОВАhttp://www.pravpiter.ru/pspb/n286/ta008.htm

                                                                                                                               Сергий Введенский

«Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним».«Тогда все ученики, оставив Его, бежали».«Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека».«И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал, что в них».всяк человек есть ложь

Каждый раз это происходит на Пасху, уже много много десятилетий. Нет я не о Благодатном огне , не о радосте велией, не о факте Воскресения, я о Пасхальной службе. На Светлой Заутрене мы чуть ли ни сотню раз кричим от радости: «Христос Воскресе – Воистину Воскресе Христос»! И тут вдруг Пасхальная служба, воспевающая восстание Сына Божия из мертвых, заканчивается  громом среди ясного неба: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» .Пасхальная вечерня, самая короткая, самая торжественная и прекрасная служба заканчивается свободным, осознанным выбором человека: а я не верю.

Фома. Близнец. Удивительный  человек, ученик, проповедник. Твое имя на века стало ассоциацией неверия, сомнения. Но так ли это?Петр горячий и дерзновенный молчит, а ты уже зовешь всех пострадать вместе со Христом.Христос Воскрес. Все шушукаются за спиной Учителя, сомневаются втихаря, лишь ты один осмелился громко сказать: «Не верю»…Ты не оставил посланий и писем, как многие другие, но ни один апостол  не дошел до таких краев земли, чтобы благовестить веру о Воскресшем своем Учителе. Твоя горячая проповедь оставила след в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии, Китае и Индии.Ты своим неверием засвидетельствовал телесное воскресение Христа, ты своим опозданием засвидетельствовал телесное воскресение Его Матери. Может потому лишь тебе одному суждено было дотронуться до сердца Христа – за твою прямоту и простодушие, за твое веру и ревность, доведшую тебя до Каламина, где ты и был убит за свидетельство о Нем.Прозвище «близнец» по-разному изъясняется нам богословами:
«Фома именовался Близнец или потому, что родился вместе с другим, или из-за сомнения в Воскресении, или потому, что у него от рождения срослись два пальца правой руки (очевидно, средний и который пред ним, называемый указательным); справедливо было бы и мнение, что ему предстояло усомниться и пальцами этими осязать. А другие говорят, и это самое достоверное, что «Фома» переводится с еврейского как «близнец» (Синаксарь).Но самое интересное толкование дает нам фундаментальный труд ,«Толковая Библия» Лопухина: правильнее понимать его прозвище не как «близнец», а как «человек двоящейся природы».Это то, что потом напишет Павел о ветхом человеке, живущем в каждом из нас. О нашей двойственности, об аде и рае, земле и небе, живущих в нас. Это не плохо, не скверно, это факт, реальность, которую нужно учитывать всегда и везде, в общении с  собой, и с друзьями, и с врагами. Мы все разные. И разные внутри. И разные постоянно. После кофе и вина, после смс и звонка. После слов «прости» и «прощай». После слов «люблю» и «уходи».  Одно слово, один взгляд. И вы другой. Настоящий, искренний, диаметрально противоположный другой. И кто скажет, что вы ложь? Кто усомнится в искренней ненависти и в той же искренней любви вашей?  Вы ад, готовый испепелить ближнего. Вы небо, готовое простить все. Вы буря, вышвыривающая из своей жизни человека;  вы дождь, плачущий над болью дальнего. Вы – это все! Кто скажет, что вы ложь?

Все знают эту фразу, сказанную Давидом пару тысячилетий назад: «Всяк человек ложь». Но не все знают, что она лишь обрывок, осколок, меняющий смысл на противоположный. «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь».В опрометчивости…Одна из задач аскетизма – познание себя, своей слабости, испорченности, своего «дуализма». Только признав это, только приняв это, ты не будешь больше разочарован ни в ком и ни в чем. Ты не станешь судить даже последних. За бурей морской ты будешь видеть  тишину его дна. Ты не растаешь от слов «благословен грядый», и ты не удивишься словам «распни».Небо и земля. Ад и рай. Жизнь и смерть. Все в одном и том же человеке!И тогда становятся  понятны слова крестного Гарри Поттера, Сириуса: “Вовсе ты не плохой человек, ты очень хороший человек, с которым случилось много плохого, понимаешь? К тому же мир не разделен на плохих и хороших. В каждом есть и светлая и темная сторона. Главное то, какую выбрал ты. Это определяет все”.

Дело в выборе, который с каждым разом становится все предпочтительней и предпочтительней.

Честный в сомнении, честный в исповедании, о Фома великий и преславный, дай нам хотя бы кусочек шелухи от семени твоей веры!всяк человек есть ложь

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here