Акафист иоанну грозному

Детально: акафист иоанну грозному - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

АКАФИСТ
благоверному царю-мученику Иоанну Грозному,  за веру православную со сродниками убиенному и оклеветанному

 КОНДАК 1

Избранный от рождения благодатный Помазанниче Божий; царей Византийских державный наследниче; Московского царства, якоже Третьего Рима, нерушимый столпе; Православной веры огненный ревнителю; богопротивных ересей и измены грозный искоренителю; велие труды и скорби, яко Голгофский Крест, на рамена смиренно подъял еси и за вся в непрестанной молитве Христа благодарил еси. Тебе, предивному угоднику Божию и Святой Руси Самодержцу, похвальное воспеваем пение:
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

ИКОС 1

Ангелов Творец дарова тя земли Российской, яко Давида, сильного в бранех, и Соломона, премудростию украшенного, да возвеличиши славу Царей Православных и вся уделы Святой Руси во единую Державу собереши, под крепкую руку Самодержавного Царя. Тем же дивящеся, вопием ти:
Радуйся, Венценосцев благочестивых чадо богодарованное;
Радуйся, молитвами святых у Господа испрошенный.
Радуйся, громом небесным в час рождества твоего благословенный;
Радуйся, трусом велиим землю Русскую измлада потрясший.
Радуйся, святыми Даниилом Переяславским и Кассианом Босым от купели восприятый;
Радуйся, преподобным Сергием Радонежским у раки его в духе усыновленный.
Радуйся, народа русского единодушное ликование;
Радуйся, Святой Руси державное обновление и духовное очищение.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

КОНДАК 2

Видяще сердцеведец Господь велию к тебе, младенцу сущу, людей русских любовь и упование на тя, призва во обители небесныя отца твоего, Великого Князя Василия. Да облечется во образ ангельский и купно со святыми воспоет: Аллилуиа.

ИКОС 2

Разум имея мужеский, матерь твоя, Великая Княгиня Елена, кормило государства Российского приемши, многия труды подняла еси. Но в цвете лет, попущением Божиим, лютою злобою бесовской и человеческой убиенна бысть. Мы же ти, наследнику сиротствующу, умиленно вопием:
Радуйся, сиротством от младенства, яко злато в горниле, искушенный и очищенный;
Радуйся, в скорби великой слезы младенческие пред Богом проливавый.
Радуйся, десницею Христовой, яко отчею, любовно водимый;
Радуйся, Покровом Богородицы, яко матерним, тепле покрываемый.
Радуйся, в молитве и псалмопении утешение обретший;
Радуйся, в Законе Божием и подвизех святых усердно поучавыйся.
Радуйся, от гордыни боярской в сиротстве много скорбей претерпевый;
Радуйся, обидящим тя всяческая, яко агнец кроток, простивый.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

КОНДАК 3

Сила Вышняго осени тя, Избранниче Божий, егда святитель, митрополит Московский Макарий со преосвященным собором, пред всеми людьми российскими, помаза тя священным миром в знамение печати дара Духа Святаго. Да приемши крест, венец и бармы Мономаховы, наречешися боговенчанным Помазанником Божиим на земли, якоже Христос на небеси, естеством подобен во всем человекам, властию же подобен Богу, сему пречудному таинству дивящеся, воспеваем Творцу всех: Аллилуиа.

ИКОС 3

Имея тщание о благоустроении Державы Российской и укреплении рода Царей Православных, возжелал еси благаго супружества. Сего ради не искаша себе невесту в царствах иных, яко воспитанный в сиротстве, не чаял еси сойтися нравом с иноземкою. По рассуждении же, избра супругу в царстве своем, благочестивую Анастасию Романовну, лозу плодовитую рода преславного. И, яко голубицу небесную, на руце свои с любовию приял еси ея. О сем радуяся, велегласно поем ти:
Радуйся, первый Всея Руси Самодержец и Помазанниче Божий;
Радуйся, солнце Православия, надежда всего нового Израиля.
Радуйся, Третьего Рима непоколебимый столпе и утверждение;
Радуйся, от святого корене Владимирова славная отрасле и регалий Мономаховых достойный носителю.
Радуйся, святителя Макария чадо возлюбленное, на великие деяния им вдохновленный;
Радуйся, благочестивым супружеством истинный образ любви людем твоим показавый.
Радуйся, веры охранителю, собор Стоглавый созвавый, да Церковь Русскую деяньми укрепит;
Радуйся, о людех твоих чадолюбивый радетелю, законы новыя им даровавый.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

КОНДАК 4

Бурею гнева Божия воздвигошася на гордую Казань христолюбивое воинство русского Царя. Яко последний оплот безбожного царства Батыева сия бысть и многие напасти земле Российской и людем православным сотворша. О том ведуще и болезнуя сердцем, рекл еси, о преславный Царю:
«Приспело время нашему подвигу потщимся единодушно пострадать за благочестие, за святые церкви, за единокровную нашу братию, терпящих долгий плен». Сему внимая, возопиша людие московские: Аллилуиа.

ИКОС 4

Слышаша воины православные огненные глаголы любимого Царя, возгорешася духом ратным, не щадя живота, сразитися с погаными и умрети за други своя под знамением Честнаго и Животворящего Креста. И падоша во прах, яко стены Иерихонские, твердыня града Казани, силою Божией и духом русским сокрушенная. Победе сей радуяся и Бога благодаряще, воспеваем ти:
Радуйся, безстрашный воителю, святых князей Александра Невского и Димитрия Донского достойный споборниче;
Радуйся, благословение на брань у Пресвятой Богородицы и угодников Божиих в молитве испросивый.
Радуйся, святой хоругвью Спасовой, на Куликовом поле освященной, воинство твое осенивый;
Радуйся, аки пардус, ярости исполнився бранной, с мечем своим дух воинов поднимавый.
Радуйся, за победу сию Грозным для врагов нареченный, яко не мочно Царю без грозы быти;
Радуйся, в знамение милости к побежденным святой Крест над Казанью воздвигнувый.
Радуйся, всю славу победную милостивому Богу и храброму воинству предавый;
Радуйся, воинов убиенных оплакавший и об упокоении их усердно моливыйся.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

КОНДАК 5

Боготечною звездой явися в мире сем велия слава твоя, о Грозный Царю, в сердцах людей разделение сотворша. Иные бо, сию зряще и светом ея направляеми, яко Вифлеемские пастухи, во след тебе ко спасению идоша. Друзии же, Ироду с богопротивным сонмищем уподобившеся, лютою злобой распаляеми, воздвигоша на тя брань и погибель избра. Мы же с верными слуги твоими в радости поем: Аллилуиа.

ИКОС 5

Видеша бояре московские пречудное возвышение царского рода Иоаннова, высящася, яко кедр ливанский. О сем завистью темной недуговав, разделишася такожде на агнцы и козлища. Тии же, лестью покрываемии, начаша супротив клятвы на верность Государю тайно крамолу, якоже секиру при древе, ковати, да царский род Иоаннов посечет. Обаче слуги вернии, труды и подвизи твоя прославляюще, воспеваху:
Радуйся, державный отец народа, рождением сына первенца царевича Димитрия царицею обрадованный;
Радуйся, Астраханское ханство покоривый и Волгу русскою рекою соделавый.
Радуйся, на землю Ливонскую, от Руси отторженную, крепкую руку простерший;
Радуйся, славу короля Польского в землях Белой Руси с оружием посрамивый.
Радуйся, тяжким недугом сокрушенный и на одре смертном за все Господа благодаривый;
Радуйся, неверность избранников ближних милостью царской покрывый.
Радуйся, от одра смерти воставый и благодарно на богомолье изшедый;
Радуйся, младенца-первенца по злоумышлению лишивыйся и скорбью омраченный.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

КОНДАК 6

Проповедником истины Христовой пришед в землю Ливонскую, исконную вотчину отцев твоих, Грозный Царю Иоанне. Поревновав бо с оружием стати за веру Православную и людей русских, иже от гордыни латинской и лютерской много зла претерпели еси. Яко несть более той любви, паче умрети за веру истинную и други своя. Да воспевают единодушно вси: Аллилуиа.

ИКОС 6

Воссияла еси паче солнца любовь твоя, благоверный Царю, с благочестивою супругой царицею Анастасией. Яко грозного орла с кроткой голубицею, светом добродетели щедро украшенной. Сия же, на труды и подвизи тя вдохновляя, драгоценною жемчужиной в руце твоей бысть. И умыслиша злочестивые иуды возлюбленную голубицу твою смертью извести и сокровище царского сердца похитить. О сем, душею с тобою болезнуя, глаголем сице:
Радуйся, венценосный страдальче, душею своей с возлюбленной царицею во гробе спогребыйся;
Радуйся, в скорбной нощи Гефсиманской реки слез пред Богом наедине проливавый.
Радуйся, малых чад твоих, царевичей Иоанна и Феодора, яко птенцев-сирот, с любовью крылами покрывый;
Радуйся, твердым стоянием на камени веры единое утешение обретший.
Радуйся, советников лукавых Сильвестра и Адашева от очей своих удаливый;
Радуйся, изменников бояр, милосердие твое презревших, суду Божию и казни предавый.
Радуйся, яко Христос, вся им простивый и за души казненных неустанно моливыйся;
Радуйся, изменою наперсника своего князя Курбского, яко стрелою, в сердце уязвленный.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

КОНДАК 7

Хотяще крамолу в Державе Российской извести, рассудишася ти, Грозный Царю, стольный град Москву оставить, не хотя бо многих изменных дел терпети. Понеже крамольники бояре окрест всюду, яко паучину, зло сплетаху, в сети лукавствия тя уловляя. Сего ради изыдох с верными слугами твоими из дворца, вземше святые иконы, казну и домочадцы, в Александровскую слободу и тамо престол царский утверди. Таковей мудрости твоей дивяшеся, воспеваем Богу: Аллилуиа.

ИКОС 7

Новаго тя Ангела Грознаго узрели еси людие московские, яко милостивый зрак свой на ярое око перемени. И возопиша гласом велим: «Како бо могут овцы без пастыря?» Ты же, чадолюбивый Царю, увериша их, яко гнева царева на людех твоих несть, всему же виной злоба боярская. И положиша вси, от мала до велика, купно со святители церковные, соборне ударить Государю челом и плакатися: да сослужит народ верно Царю ради спасения Дома Пресвятыя Богородицы. Сему радующеся, вопием ти сице:
Радуйся, богомудрый Домостроителю, Царство твое на Опричнину и Земщину раздельший;
Радуйся, дружину опричную по образу ангельского воинства последних времен из слуг верных создавый.
Радуйся, новый дворец царский в Александровской слободе, яко Небесный град Иерусалим, воздвигнувый;
Радуйся, на строгом уставе иноческом дух опричный утвердивый.
Радуйся, яко смиренный игумен с царевичами и братией в благочестии усердно подвизавыйся;
Радуйся, грозным мечем опричным удельный дух боярский сокрушивый.
Радуйся, яко Господин жатвы, плевелы крамольные с земли Русской собравый и огнем попаливый;
Радуйся, чрез разделение Державу твою на твердом основании укрепивый.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

КОНДАК 8

Странное чудо видяще державы европейския, духом антихристовым, яко проказою, зараженные: обаче Грозный Царь Московский в державе своей заразу сию, от богопротивного племени жидовского исходящую, не попустил еси. И стояху горой за чистоту святой веры Православной во спасение душ человеческих. Да ведают людие русские единаго истиннаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воспевая Ему: Аллилуиа.

ИКОС 8

Весь бе в вышних и нижних никакоже отступи, Помазанниче Божий, скипетром царским, яко копием, богомерзкую ересь жидовстующих, подобно аспиду змиину, поражая. Понеже ядом лукавствия своего многих русских людей уязвиша и души их погубиша. Сего ради воздвиглся еси грозно с воинством опричным на изменники и еретики, мечем прокаженныя телеси посекающе. Сия уразумев, поем ти:
Радуйся, грозный духа антихристова гонителю;
Радуйся, преславного Тита верный преемниче.
Радуйся, проклятое жидовское племя из пределов Руси Святой изгнавый;
Радуйся, людем русским, страха ради смертного, всякое с жидами общение возбранивый.
Радуйся, мятежные вотчины Новгород и Псков от еретической проказы очистивый;
Радуйся, неложным пред казнью покаянием души еретиков от погибели спасший.
Радуйся, всемирным сонмищем жидовским навеки с родом своим проклятый;
Радуйся, истинный воине Христов, клятву сию, яко высшую от Бога награду, понесший.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

КОНДАК 9

Всякое естество человеческое поклонишася гордыне превознесенной, папою римским именующейся. Токмо ты, Грозный Царю Всея Руси, главы своея не преклониша, союзом с врагами Православной веры гнушахуся. Сия дерзости не потерпеша и яростью палимый, восташа Первый Рим, грехом растленный, со всею силой адовою, супротив Третьего Рима, в истине Христовой стоящего. Яко да не воспевают сердцем Богу: Аллилуиа.

ИКОС 9

Ветии многовещаннии от темнаго запада отверзоша на тя, свете востока святый Царю Православный, лукавая уста своя. И извергошася отонуду, якоже из кладязя бездны, клеветы тьмочисленные и нелепые, ядовитым гадам: змиям, жабам и скорпиям во злобе своей подобные. И растекошася по всему лицу земли, сердца человеков ложью уязвляя. Мы же, святость твою ведуще, глаголем ти сице:
Радуйся, кровью святителя Филиппа, от еретиков коварно убиенного, без вины помазанный;
Радуйся, преподобного Корнилия, мирно почившего, сыновне земли предавый.
Радуйся, кроткого царевича Иоанна, врагов злодейством погубленного, слезами отеческими омывый;
Радуйся, образе воздержания, в многоженстве ради дарования наследника оклеветанный.
Радуйся, справедливый судие, малой кровью изменников и еретиков Державу от погибели спасший;
Радуйся, благородный воителю, милосердия ради к плененным в жестокости обвиненный.
Радуйся, нестяжания учителю, яко алчный сребролюбец молвою ославленный;
Радуйся, истинный Государю христианский, кровавым тираном от врагов нареченный.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

КОНДАК 10

Спасти хотя мир, новому тя Ною уподоби Спаситель Христос, богомудре Царю Иоанне. Да созиждеши на камени веры, яко новый Ковчег спасения, Дом Пресвятыя Богородицы Святую Русь Православную. Добродетельми щедро украшенный и честным Омофором Ея покрываемый. И живот вечный обретоша тамо, воспоют спасаемии: Аллилуиа.

ИКОС 10

Стеною всем к тебе притекающим был еси, Помазанниче Божий, отверзоша врата царства твоего, яко милостивый Домовладыка, да внидут вси, иже купно с тобою Христу Царю чают послужити. Людие простые и знатные, народы малые и великие. Да мирное и богобоязненное житие поживут под скипетром Государя Самодержавного. О сем дивяся, вопием ти похвальная:
Радуйся, новаго Ковчега спасения искусный кормчий;
Радуйся, народов, Богом ти данных, пастырю добрый.
Радуйся, бранной гордыне римской и польской под Псковом предел положивый;
Радуйся, земли Ливонские утративый, чести же своей не посрамивый.
Радуйся, Едигера хана с люди его под крепкую руку вземший;
Радуйся, дерзость хана Крымского мышцею высокой усмиривый.
Радуйся, великое Сибирское царство богатырством Ермака со дружиною приобретший;
Радуйся, посольство Ермаково с честью принявый и геройство их щедро вознаградивый.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

КОНДАК 11

Пение всякое побеждается, воспети тщащееся преславное твое житие, о, великий Царю Иоанне. Равночисленные бо песка хвалы, аще приносим ти, ничтоже совершаем достойно, яже сотворил еси Отечества твоего ради. Образом же смирения бывше, славы мира сего не приял еси, единому Богу честь и благодарение воздавая: Аллилуиа.

ИКОС 11

Светоподательную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим тя, Венценосче святый, на престоле царском, яко на свещнице, Богом возженную. Да светит всем в Доме Пресвятыя Богородицы, Русь Святую молитвами светлыми и деяньми благими премудро устрояюще. Сердца людей русских зарею просвещающе, похвалами же почитаемая сими:
Радуйся, Державы Российской богомудрый устроителю и охранителю;
Радуйся, сонмом храмов и монастырей, яко звездами, ея светло украсивый.
Радуйся, пределы царства твоего двукраты расширивый;
Радуйся, многих градов и крепостей прозорливый основателю.
Радуйся, преизобильною торговлей царство твое обогативый;
Радуйся, просвещения духовного неутомимый сеятелю.
Радуйся, звезды незаходимой, святаго царевича-мученика Димитрия Углицкого, родителю;
Радуйся, служение царское деяньми своими прославивый.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

КОНДАК 12

Благодать дати восхотев людем твоим, благочестивый Царю, подвиглся еси на высоту добродетельного жития, подвигам святых мужей древности подражая. Непрестанною молитвой и трудом на троне подвизался еси. Веру сохранил, течение совершил, царское служение с честию исполнил. Сего ради увенча тя Господь образом ангельским, честною схимой, и святым венцем, яко пресветлою звездой. Отныне, в Небесех сияющи и со ангелы ликовствуя, воспеваеши присно: Аллилуиа.

ИКОС 12

Поюще мученическую кончину твою, Венценосче святый, хвалим тя вси, яко одушевленный храм Духа Божия. И чтим святую память твою купно со всеми святыми, в земле Российской просиявшими. Да отеческим предстательством твоим за нас сподобимся неизреченной милости Его, единым сердцем и благодарными усты воспевая ти:
Радуйся, молитвенниче предивный, телесем на земли, душею на Небеси пребывавый;
Радуйся, подвижниче изрядный, поклонов земных тысящу денно и нощно полагавый.
Радуйся, святых угодников Божиих благоговейный собеседниче и почитателю;
Радуйся, словесем обличения из уст Христа ради юродивых смиренно внимавый.
Радуйся, песнопеньми дивными Господа, Богородицу и святых воспевый;
Радуйся, скорби Отечества твоего в сердце чистом слагавый и кровью сердца их омывавый.
Радуйся, злокозненное ядом отравление многие лета, яко крестные муки, терпевый;
Радуйся, за деяния свои токмо пред единым Богом, а не пред людьми ответ держащий.
Радуйся, великий многоскорбный Царю Иоанне, душу свою за веру, люди твоя и Русь Святую положивший.

КОНДАК 13

О, предивный угодниче Божий, великий Первовенчанный Царю Иоанне. Приими сие покаянное моление нас, заблудших чад твоих, в похвалу тебе слезно возносимое. И предстоя ныне Престолу всех Царя, вознеси Ему всемощную твою молитву о спасении Державы Российской, грехов ради наших погибающей. Да дарует нам милосердный Господь всенародное покаяние и грехов оставление. И да воскреснет Русь Святая Православная под скипетром грядущего Царя, яко тридневен Христос от гроба, светом воскресения своего падший мир просвещающе. О сем в радости пасхальной воспоем единодушно Богу: Аллилуиа.
(Сей кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.)

 ПОКАЯННАЯ МОЛИТВА

 О, святый благоверный Царю Иоанне, милостивый к чадам, Грозный для врагов Избранниче Божий. Всего себе и вся добродетельное житие свое, яко жертву благоуханную, Богу принесл еси, ничесоже от земной славы желая, но токмо Христу Царю во благо Отечества сослужити. На пути же сем безчисленные труды и скорби, яко Честный Крест Христов, на рамена своя вземши, о всех и вся сердцем болезнуя, истинно Голгофские муки претерпел еси и победным венцем от Бога увенчался. И ныне, у Престола Его, яко звезда пресветлая, славой великою сияеши.
Призри с высоты святые своея на нас, грешных и погибающих чад твоих. Се бо тьмою греха порабощенные и духом антихристовым водимые, отступили от святой спасительной веры Православной; святаго Помазанника Божия с Венценосным Семейством его на заклание от богопротивных жидов предали; в земле нашей безумством и небрежением конечное разорение и погибель попустили. Наипаче же святую память твою, первого Самодежца и Устроителя державы Российской, нечестием Хамовым осквернили еси. Зане, яко бессмысленные младенцы, вся злохульные на тя клеветы, Помазанниче Божий, от врагов России и Православия творимые, на веру принимали и повторяли безумно во осуждение себе. Позабыли священную заповедь Господа: не прикасайтеся Помазанникам Моим, ни делом, ни словом, ни помышлением, яко святыня Божия есть.

Сим же окаянством молитвенное предстательство твое на небесех за Державу Российскую отвергоша и твою отеческую к народу русскому любовь оскверниша. И удалишася ты духом от нас, Царю святый, скорбя и болезнуя, во обители небесные, якоже в Александровскую слободу, народ жестоковыйный и неблагодарный Суду Божьему предав. Ныне, лютое окаянство свое уразумевши, яко блудный сын ко отцу, к стопам твоим припадаем, преклоняющее рабски выю души и телесе. И со слезами молим тя: о, чадолюбивый и милосердный Отец наш Венценосный, прости нам, грешным, все безвинные клеветы, на тя возводимые, и прими нас, яко рабов, сыновства недостойных, в число наемник твоих. Да сослужим ти верою и правдою в служении царском. Прииди ныне на помощь гибнущей Державе Российской, яко корабль без кормщика, в море житейском бурею разбиваемой. Явися в силе Грознаго духа твоего во образе Богом данного Православного Царя, на конец времен уготованного. И, вземши кормило Государства, изведи его рукою крепкой из бурных вод в тихую и безмятежную пристань, яко новый Ковчег спасения. Да избавлении тобою, единодушно всем сердцем воспоем ти хвалу, о, великий святый благоверный Царю Иоанне, славящее и благодарящее твое милостивное предстательство, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, святый благоверный Царю-мучениче Иоанне, и чтим труды и страдания твоя, яже за веру во Христа претерпел еси.

ТРОПАРЬ, Гл. 4

Божиим изволением, а не мятежным человечества хотением на Царство Русское взошел еси и Христу Царю сослужил еси, Иоанне Богомудре. Велию любовию Креста тщался если люди на Свет и Истину наставити. Потщися и ныне: да познаем Единого Истинного Бога и Богом данного нам Самодержавного Государя.

Покупатели, которые приобрели Акафист благоверному царю Иоанну Грозному, на церковно-славянском языке, также купили

Рекомендуем посмотреть

акафист иоанну грозному

«Вся минет, одна правда Божия останется…

Неповинен есмь, увидимся на Суде Божием»

Старец Григорий Новый

акафист иоанну грозному

Страна моя!

С твоей судьбойЯ не сравню народ любой!Тебя топтали, жгли, пытали,Насиловать – и то устали,Расстреливали и топили,И век за веком – били, били,Упрямо, разбивая в кровь уста…Скажи, за что тебя так?За Христа!

Покаянная молитва

Благоверному, Богом венчанному Царю —Иоанну Грозному

О, святый благоверный царю Иоанне, милостивый к чадам, Грозный для врагов избранниче Божий. Всего себе и вся добродетельное житие свое, яко жертву благоуханную, Богу принесл еси, ничесоже от земной славы желая, но токмо Христу Царю во благо Отечества сослужити. На пути же сем безчисленные труды и скорби, яко Честный Крест Христов, на рамена своя вземши, о всех и вся сердцем болезнуя, истинно Голгофские муки претерпел еси и победным венцем от Бога увенчался. И ныне, у Престола Его, яко звезда пресветлая, славой великою сияеши. Призри с высоты святые своея на нас, грешных и погибающих чад твоих. Се бо тьмою греха порабощенные и духом антихристовым водимые, отступили от святой и спасительной веры Православной; святаго Помазанника Божия с Венценосным Семейством его на заклание от богопротивных жидов предали; в земле нашей безумством и небрежением конечное разорение и погибель попустили. акафист иоанну грозному

Наипаче же святую память твою, первого Самодержца и Устроителя державы Российской, нечестием хамовым осквернили еси. Зане, яко несмысленные младенцы, вся злохульные на тя клеветы, Помазаниче Божий, от врагов России и Православия творимые, на веру принимали и повторяли безумно во осуждение себе. Позабыли священную заповедь Господа: не прикасайтеся Помазанникам Моим, ни делом, ни словом, ни помышлением, яко святыня Божия есть. Сим же окаянством молитвенное предстательство Твое на небесех за Державу Российскую отвергоша и твою отеческую к народу русскому любовь оскверниша. И удалишася ты духом от нас, Царю святый, скорбя и болезнуя, во обители небесные, якоже в Александровскую слободу, народ жестоковыйный и неблагодарный Суду Божьему предав. Ныне, лютое окаянство свое уразумевши, яко блудный сын ко отцу, к стопам твоим припадаем, преклоняюще рабски выю души и телесе. И со слезами молим тя: о, чадолюбивый и милосердный Отец наш Венценосный, прости нам, грешным, все безвинные клеветы, на тя возводимые, и приими нас яко рабов, сыновства недостойных, в число наемник твоих. Да сослужим ти верою и правдою в служении царском. Прииди ныне на помощь гибнущей Державе Российской, яко корабль без кормщика, в море житейском бурею разбиваемой. Явися в силе Грознаго духа твоего во образе Богом данного Православного Царя, на конец времен уготованного. И, вземши кормило Государства, изведи его рукою крепкой из бурных вод в тихую и безмятежную пристань, яко новый Ковчег спасения. Да избавлении тобою, единодушно всем сердцем воспоем ти хвалу, о, великий святый благоверный Царю Иоанне, славяще и благодаряще твое милостивное предстательство пред Пресвятой Троицей Отцем и Сыном и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.*

*Текст по изданию: «Царский акафистник. Акафист благоверному, Богом венчанному Царю – Иоанну Грозному».

МОЛИТВА НОВОМУ ЧУДОТВОРЦУ ГРИГОРИЮ

акафист иоанну грозному

О пророче, яко един от древних, сый един от последних, препростый, якоже пресветлое сткло для воли Христовой. Что ся умножиша стужающие тебе: мнози восстают на тя даже доныне. Ты же заступник еси Алексию Царевичу, славо Руси Святыя, возносяй главы наша от египетских котлов. Тобою Господь сокровиществует нам спасение, яко на людех твоих тобою благословение Христа Бога нашего в Троице приснославимаго. Аминь.

Молитва вторая

О мучениче Григорие Новый, чудотворче, недр Сибирских предивный самоцвете! В годину тяжких испытаний избра тя Господь, да укрепиши Царя и державу Его в вере отеческой. И тако, Духом Божиим тайноводим, посреде козней и клевет мнозих Покровом Пречистой ограждаем, дары Божии цельбы, совета и пророчества в премудрости простоты излиял еси, Царей в скорбех врачуя и к мученическому венцу их уготовляя; чашу горьких страданий смиренно прием, Христу подражал еси даже до смерти. Ныне молим тя, святче Божий: со дерзновением Престолу Царя Славы предстоя, не забуди чтущие тя; Господеви молися народу Русскому покаяние и к вере отцов обращение даровати и стране сродников твоих на последния дни Царя самодержавнаго низпослати, Церкви Русской в вере и единомыслии непоколебимое стояние, Христову воинству на враги одоление; нам же, грешным, — духа братолюбия и смирения. Воистину был еси, святый Григорие, по имени твоему – бодрствуяй и бдяй! Умоли Господа, да отверзет очи душ наших, во еже просветитися нам светом Истины и уразумети козни вражии, да избегнув сих, внидем в Царство Света, идеже с тобою воспоим хвалу Единому в Троице славивому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Друже Царей и державный поборниче, / Русского Царства и Царскаго рода хранителю, / миру явися и мир тя в юродстве креста не позна, / всякий недуг свой и клеветы на тя возложив, / святый новомучениче и чудотворче Григорие, / сам пострадав, тем же можеши нам помощи, / научи нас верно служити Дому Романову / и введи нас во Царские други.

Величание

Величаем, величаем Тя, святый новомучениче и чудотворче Григорие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа и Царя претерпел еси.

Икос 8

Образ Русскаго праведника, Царства Божия единаго взыскующаго, богоотступному миру показался еси, отче святый Григорие. Сие ведущее, умыслиша тайное сонмище жидовское образ твой святый и имя честное твое клеветою диавольской в жупел смрадный всех пороков претворити, и тем весь народ-богоносец Российский и Святую Русь Православную глумлению и поруганию на всемирнем позорище предати…

Икос 10

Стена несокрушимая роду Царскому от всех козней вражиих явился еси, угодниче Божий Григорие. Сия ведущи, умыслиша слуги антихристовы образ Самодержца, купно и дружество ваше любовное осквернити и посмеянию суетной молве предати. Темже обретши мужа некоего, сходство лика с тобою имущаго, сотвориша из него оборотня гнуснаго, распутства, пианства, сребролюбия и прочих мерзостей делателя. Лукавства сего не уразумев, отвратишася сердцем людие Российстии от Помазанника Божия; тебя же злохулением безумным заклеймиша…

Кондак 13

О предивный угодниче Христов, святый пророче Божий и чудотворче Григорие, мучеников похвало и Православия доблий исповедниче, приими сие смиренное хваление наше, братий и сестер твоих, заблудших чад Божиих земли Русской. Ибо за смертный грех измены Христу и Царю под власть диавола подпали есмы и доныне в сетях вражиих люте страждем. Умоли Всемилостиваго Бога низпослати всем нам дух истиннаго смирения, сомнящимся же в святости твоей прозрение, да предстательством твоим всенародное Богу принося покаяние, от пут греха свободимся, и тако со всеми святыми умолим Христа воскресити Русь Святую и даровати нам Православного Царя, да с ним в радости неизреченной воспоим Спасителю Богу нашему: Аллилуия.

акафист иоанну грозномуПророчества старца Григория Нового:

«Вся минет, одна правда Божия останется».

«Вся Россия опутана, яко оставиша овцы Пастыря своего, Помазанника Божия, Царя-Батюшку». «Доколе пребуду жив аз, дотоле пребудет в мире и держава Царева».

«Тяжкие переживаю напраслины. Неповинен есмь, увидимся на Суде Божием». «Се, погибаю. Аще убиют мене людие простыя, не имаши печали; аще же знатныя и богатыя, падет кровь моя проклятием на весь род их и всю Землю Русскую, и море крови Христианской прольется, и Царю с родом Его живу не быти».**

**Текст по изданию: «Акафист святому пророку и чудотворцу Григорию Новому, за Христа и Царя пострадавшего», переработанного монахами монастыря «Оптина Пустынь».

акафист иоанну грозному

Èññëåäîâàíèþ äàëåêî íå áåçîáèäíîãî ñîâðåìåííîãî îêîëîöåðêîâíîãî ôîëüêëîðà ïîñâÿòèë ñâîé äîêëàä íà êîíôåðåíöèè “Ñîâðåìåííàÿ ïðàâîñëàâíàÿ ãèìíîãðàôèÿ” äèàêîí Ìàêñèì Ïëÿêèí, ñåêðåòàðü Ñàðàòîâñêîé åïàðõèàëüíîé êîìèññèè ïî êàíîíèçàöèè ïîäâèæíèêîâ áëàãî÷åñòèÿ. Òåìîé åãî äîêëàäà ñòàëè òàê íàçûâàåìûå êâàçèëèòóðãè÷åñêèå òåêñòû, âîçíèêøèå “çà ïðåäåëàìè ðåãóëÿðíûõ êíèæíûõ òðàäèöèé òåõ ðåëèãèîçíûõ îáùèí, êîòîðûõ â íàøåé ñòðàíå ïðèíÿòî îòíîñèòü ê òðàäèöèîííûì”. Àíàëèçèðîâàòü ïîäîáíûå òåêñòû î. Ìàêñèìà çàñòàâëÿåò íå òîëüêî àêàäåìè÷åñêèé èíòåðåñ, íî è íåîáõîäèìîñòü îòðåàãèðîâàòü íà àêòèâíîñòü èõ àâòîðîâ â Èíòåðíåòå, ïðèâëåêàþùóþ íîâûõ àäåïòîâ ê èäåîëîãèè, ðàäèêàëüíî èñêàæàþùåé õðèñòèàíñòâî.

Êàê îòìå÷àåò àâòîð äîêëàäà, “îêîëîöåðêîâíûå” ôîëüêëîðíûå òåêñòû ÷àùå âñåãî ñîâïàäàþò ñ òðàäèöèîííûìè áîãîñëóæåáíûìè òåêñòàìè ïî ôîðìå, íî êàðäèíàëüíî îòëè÷íû îò íèõ ïî ñîäåðæàíèþ; ýòî òåêñòû “êàê áû” ëèòóðãè÷åñêèå, èáî èõ óïîòðåáëåíèå íå ÿâëÿåòñÿ “îáùèì äåëîì” Öåðêâè è íå ìîæåò áûòü òàêîâûì”. Îäíàêî ðÿä ïîäîáíûõ òåêñòîâ ïðåäëàãàåòñÿ èõ àâòîðàìè “ê ðåàëüíîìó ìîëèòâåííîìó óïîòðåáëåíèþ”, à ìíîãèå èç íèõ óæå âîøëè â ìîëèòâåííûé îáèõîä íåêîòîðûõ ãðóïï âíóòðè Ðóññêîé Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè – èõ-òî è àíàëèçèðóåò î. Ìàêñèì â ñâîåì äîêëàäå.

Àâòîð ðàçáèâàåò âåñü ìàññèâ ñîâðåìåííûõ êâàçèëèòóðãè÷åñêèõ òåêñòîâ íà òðè óñëîâíûå ãðóïïû: “ïîëèòè÷åñêèå”, “íàöèîíàëüíûå” è “ñîáñòâåííî ðåëèãèîçíûå”, â ñîîòâåòñòâèè ñ èõ “äîìèíàíòíûìè” èäåÿìè.

Ê ïåðâîé ãðóïïå îí îòíîñèò “êâàçèãèìíû, îòîáðàæàþùèå îïðåäåëåííîå ïîëèòè÷åñêîå ìèðîâîççðåíèå è àêöåíòèðóþùåå èìåííî íà íåì öåíòð æèçíè õðèñòèàíèíà”. Èç íèõ, êàê çàìå÷àåò èññëåäîâàòåëü, â íàèáîëüøåé ñòåïåíè âîñïðèíÿòû öåðêîâíûì íàðîäîì òåêñòû, ïðîåöèðóþùèå íà õðèñòèàíñòâî ìîíàðõè÷åñêèå èäåè, à íàèáîëåå çàìåòíûé ïëàñò “ìîíàðõè÷åñêèõ” òåêñòîâ, â ñâîþ î÷åðåäü, ñâÿçàí ñ áîãîñëóæåáíûì ïî÷èòàíèåì ñâÿòûõ Öàðñòâåííûõ ñòðàñòîòåðïöåâ. Àíàëèçèðóÿ èñêàæåíèÿ öåðêîâíîãî Ïðåäàíèÿ â íåêàíîíè÷íûõ áîãîñëóæåáíûõ òåêñòàõ ýòîãî òèïà, àâòîð ïðèõîäèò ê âûâîäó, ÷òî “íåóìåðåííûå ïî÷èòàòåëè” öàðÿ-ñòðàñòîòåðïöà ñîçäàëè ñâîå ñîáñòâåííîå “áîãîñëîâèå ñ ðàçðàáîòàííîé õðèñòîëîãèåé (â ðîëè Õðèñòà – ñâÿòîé öàðü Íèêîëàé), ñîòåðèîëîãèåé (óñëîâèåì ñïàñåíèÿ ñòàâèòñÿ íå æèçíü âî Õðèñòå è ñîïðè÷àñòíîñòü Åãî áëàãîäàòè, äàðóåìîé â Öåðêâè, à ðàñïðîñòðàíåíèå ôîòîãðàôèé ÷ëåíîâ öàðñêîé ñåìüè), ýêêëåçèîëîãèåé (òîëüêî èñòèííûå ìîíàðõèñòû ìîãóò áûòü èñòèííûìè ñâÿùåííèêàìè) è ýñõàòîëîãèåé (Öàðü – íàøå ÷àÿíèå íà Íåáåñè!)”. Òàê îòðèíóâøàÿ ñîáîðíûé ðàçóì Öåðêâè ðåëèãèîçíîñòü “âûðîæäàåòñÿ â ÿçû÷åñêèé ïî ñóòè ñâîåé êóëüò, êîòîðûé åãî ïîñëåäîâàòåëè ïûòàþòñÿ íàâÿçàòü âñåé öåðêîâíîé Ïîëíîòå”, — óòâåðæäàåò î. Ìàêñèì.

Ïðîäîëæàÿ òåìó, äîêëàä÷èê ïðèâîäèò òåêñòû, òàêæå ñîçäàííûå â íåîìîíàðõè÷åñêîé ñðåäå è âîñïåâàþùèå Ñòàëèíà êàê “áëàãîâåðíîãî Èîñèôà Âåëèêîãî, Èìïåðàòîðà Âñåðîññèéñêîãî”.  òðîïàðå è êîíäàêå “áëàãîâåðíîìó Èîñèôó”, à òàêæå â òðîïàðå “ñâÿòûì ìó÷åíèêàì, â ãîäèíó Âåëèêèÿ Îòå÷åñòâåííûÿ âîéíû çà Äîì Ïðåñâÿòûÿ Âëàäû÷èöû íàøåÿ Áîãîðîäèöû æèâîò ñâîé ïîëîæèâøèì”, “ñòàëüíîé èìïåðàòîð” ïðîñëàâëÿåòñÿ çà ñîõðàíåíèå “Íàðîäà Èàêîâà” (ò.å. ðóññêîãî), íàõîäèâøåãîñÿ ïîä èãîì “æèäîâ”, à Âåëèêàÿ Îòå÷åñòâåííàÿ âîéíà â ýòîé ïàðàäèãìå îñìûñëÿåòñÿ êàê ñâÿùåííàÿ â ïåðâîíà÷àëüíîì çíà÷åíèè ýòîãî ñëîâà – âîèíû-ñòðàäàëüöû ïîñëóæèëè Áîãó òåì, ÷òî îòäàëè æèçíü çà Ðîäèíó è î÷èñòèëè Äîì Áîãîðîäèöû îò “æèäîâ”, îò “âðàãîâ â áåëûõ õàëàòàõ” è îò “âðàãîâ Ðóñè”.

Àâòîð äîêëàäà ôèêñèðóåò “ëþáîïûòíóþ òåíäåíöèþ: êðàéíèå ìîíàðõèñòû-öàðåáîæíèêè “ïðîñëàâëÿþò âî ñâÿòûõ” ñîëäàò, ïîãèáøèõ íà ïîëÿõ ñðàæåíèé Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé (õîòÿ ñðåäè íèõ, êàê èçâåñòíî, áûëî ìíîãî è àòåèñòîâ, è ãîíèòåëåé, ïðÿìûõ è êîñâåííûõ), à êðàéíèå “èñòèííî-ïðàâîñëàâíûå” (èìååòñÿ â âèäó ñåêòà À. Ñìèðíîâà-“ôîí Ñèâåðñà”) “ïðîñëàâëÿþò âî ñâÿòûõ” “áëàãîâåðíîãî è áîãîäàðîâàííîãî âîæäÿ íàðîäà Ãåðìàíñêîãî Àòàóëüôà” Ãèòëåðà. Êóëüò “ïðàâåäíîãî Àòàóëüôà” åñòü îáîðîòíàÿ ñòîðîíà òîãî æå íåîìîíàðõèçìà, îòìå÷àåò î. Ìàêñèì: “òå, êòî ñ÷èòàþò äëÿ ñåáÿ íåâîçìîæíûì ïî÷èòàíèå ãîíèòåëÿ õðèñòèàí Èîñèôà Ñòàëèíà, íî èìåþò íåïðåîäîëèìóþ íóæäó â ïîäîáíîì æå ñèìâîëè÷åñêîì ïåðñîíàæå, îáðàùàþò ñâîè âçîðû ê ïîëèòè÷åñêîìó ïðîòèâíèêó Ñòàëèíà è åãî àíòàãîíèñòó â åâðîïåéñêîé ïîëèòèêå”. Íà ýòîì ôîíå ðîæäàþòñÿ ëåãåíäû î òîì, ÷òî “äåäîì Ãèòëåðà áûë íà ñàìîì äåëå ïðàâîñëàâíûé ðóññêèé êðåñòüÿíèí, ÷òî âñþ æèçíü ôþðåð áûë èñòèííûì õðèñòèàíèíîì, à åãî êîí÷èíà áûëà… ìó÷åíè÷åñòâîì îò æèäîâ”.  òðîïàðå ôþðåð Òðåòüåãî ðåéõà ïðîâîçãëàøàåòñÿ “Ïðåäòå÷åé Âòîðîãî Ïðèøåñòâèÿ Ñïàñîâà” è “îäóøåâëåííûì îáðàçîì Õðèñòà-Ñóäèè”.

Ê ãðóïïå “ïîëèòè÷åñêèõ” òåêñòîâ èññëåäîâàòåëü îòíîñèò è öåëûé “áîãîñëóæåáíûé” öèêë â ÷åñòü öàðÿ Èîàííà IV Ãðîçíîãî, â êîòîðûé âõîäÿò ïîëíàÿ áäåííàÿ ñëóæáà ñ ìàëîé âå÷åðíåé è äâà àêàôèñòà. Ïî ìíåíèþ àâòîðà, â ýòèõ òåêñòàõ “ñîáðàíû âñå äîáðîäåòåëè èäåàëüíîãî öàðÿ, êîòîðûå ïðîåöèðóþòñÿ íà êîíêðåòíîãî èñòîðè÷åñêîãî äåÿòåëÿ – Èîàííà IV”. Ê ýòèì ìîòèâàì äîáàâëÿåòñÿ åùå îäíà ìèôîëîãåìà, êîòîðàÿ ñîäåðæèòñÿ â çàãîëîâêå îäíîãî èç àêàôèñòîâ: “Àêàôèñò ïîêàÿííûé Ñâÿòîìó Áëàãîâåðíîìó Öàðþ-Ìó÷åíèêó Èîàííó Ãðîçíîìó, çà Âåðó Ïðàâîñëàâíóþ ñî ñðîäíèêàìè óáèåííîìó è îêëåâåòàííîìó”. Çäåñü öàðü Èîàíí IV ïðåâðàùàåòñÿ â îêëåâåòàííîãî ìó÷åíèêà çà âåðó. Äîêëàä÷èê çàìå÷àåò, ÷òî äàæå õðåñòîìàòèéíî èçâåñòíûå ïå÷àëüíûå ýïèçîäû æèçíè öàðÿ ïîäâåðãàþòñÿ ýïè÷åñêîìó ïåðåîñìûñëåíèþ: “Ðàäóéñÿ, êðîâüþ ñâÿòèòåëÿ Ôèëèïïà, îò åðåòèêîâ êîâàðíî óáèåííîãî, áåç âèíû ïîìàçàííûé”.  ìîëèòâîñëîâèè, îáðàùåííîì ê Èâàíó Ãðîçíîìó, òàê æå, êàê è â äðóãèõ òåêñòàõ ýòîé ãðóïïû — òðîïàðÿõ “Ñâÿòîìó Áëàãîâåðíîìó Èìïåðàòîðó, Îòöó Îòå÷åñòâà íàøåãî Ïåòðó Âåëèêîìó” è “Ñâÿòîé Áëàãîâåðíîé Èìïåðàòðèöå Åêàòåðèíå Âåëèêîé” êðèòåðèåì “ñâÿòîñòè” ÿâëÿåòñÿ “ñêîðåå ïîëèòè÷åñêàÿ èõ äåÿòåëüíîñòü (ñàìà ïî ñåáå äîâîëüíî ñïîðíàÿ), íåæåëè õðèñòèàíñêèå äîáðîäåòåëè”.

Îáîáùàÿ, àâòîð äîêëàäà íàçûâàåò õàðàêòåðíûå ÷åðòû óïîâàíèÿ òåõ, êòî “ïðèáåãàåò â ìîëèòâå” ê “âîæäÿì”: ýòî “æåñòêàÿ àâòîêðàòèÿ, ïðè ýòîì ìîíàðõèÿ íà çåìëå ïðîâîçãëàøàåòñÿ ïîäîáèåì Íåáåñíîãî Öàðñòâèÿ, à ïîëèòè÷åñêèå öåëè è ñâåðøåíèÿ ïîäìåíÿþò ñîáîé ïîäëèííî õðèñòèàíñêèå äîáðîäåòåëè”. Îäíèì èç íðàâñòâåííûõ ïîñëåäñòâèé ýòîãî âèäåíèÿ ÿâëÿåòñÿ “ïðèíöèïèàëüíîå îäîáðåíèå íàñèëèÿ â îòíîøåíèè îïðåäåëåííûõ ãðóïï ëþäåé”. “ ðåçóëüòàòå íà ìåñòî áîãîçàâåùàííîãî åäèíñòâà ïðèõîäèò “íåíàâèñòíàÿ ðîçíü âåêà ñåãî”, êàê îïðåäåëÿë ýòî ÿâëåíèå ïðåï. Ñåðãèé Ðàäîíåæñêèé, ÷òî ëó÷øå ìíîãèõ ñëîâ èçîáëè÷àåò ñóòü äàííûõ îêîëîðåëèãèîçíûõ òå÷åíèé”, — äåëàåò âûâîä àâòîð.

Ïåðåõîäÿ ê àíàëèçó âòîðîé ãðóïïû — “íàöèîíàëüíûõ” êâàçèãèìíîâ, îí îáðàùàåò âíèìàíèå íà òî, ÷òî â íèõ “öåíòð æèçíè õðèñòèàíèíà ñìåùàåòñÿ íà íàöèîíàëüíûå âîïðîñû”. Îäíèì èç âûðàæåíèé äàííîãî òèïà ôîëüêëîðà äîêëàä÷èê ñ÷èòàåò “íîñòàëüãèþ ïî èäåàëèçèðîâàííîé “Ñâÿòîé Ðóñè” (ñëîãàíû ýòîé èäåîëîãèè èçâåñòíû: “Ðóññêèé íàðîä-áîãîíîñåö”, “Ìîñêâà – Òðåòèé Ðèì”, “ðóññêèé – çíà÷èò ïðàâîñëàâíûé” è ò.ä.) Êðîìå òîãî, “ðåäóêöèÿ ðåëèãèîçíîãî ê íàöèîíàëüíîìó ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî èäåàëèçèðóþòñÿ (èìåííî â ðåëèãèîçíîì ñìûñëå) òå äåÿòåëè, êîòîðûå îñòàâèëè òàê èëè èíà÷å çàìåòíûé ñëåä â íàöèîíàëüíîé èñòîðèè, áåçîòíîñèòåëüíî ê èõ êà÷åñòâàì êàê ïðàâîñëàâíûõ õðèñòèàí”.  ýòîé ÷àñòè äîêëàäà ïðèâîäèòñÿ àíàëèç êâàçèãèìíîâ, àäðåñîâàííûõ Ñåðãåþ Åñåíèíó è Èãîðþ Òàëüêîâó è ïðîñëàâëÿþùèõ èõ òàëàíò è “ðóññêîñòü”. Î. Ìàêñèì ïðèâîäèò õàðàêòåðíûå öèòàòû èç àêàôèñòà “Ìó÷åíèêó Ñåðãèþ Ðÿçàíñêîìó” è “Àêàôèñòà ñëàâíîìó ñûíó Ðîññèéñêîé Çåìëè, ñòðàñòîòåðïöó è ìó÷åíèêó Èãîðþ Òàëüêîâó” (ïîñëåäíèé, êñòàòè, íåñêîëüêî ëåò íàçàä ìîæíî áûëî îáíàðóæèòü â öåðêîâíûõ ëàâêàõ õðàìîâ Òóëüñêîé åïàðõèè), â êîòîðûõ çâó÷àò ñëîâà îá îêëåâåòàíèè ïðàâåäíèêà, îá “èñêóïëåíèè ëþäåé ïðîëèòîé ìó÷åíè÷åñêîé êðîâüþ”, à “íà ïåðåäíèé ïëàí âûñòóïàåò âåðíîñòü Ðîññèè”. “Ñ ïðàâîñëàâíîé òî÷êè çðåíèÿ, âíîâü îáíàðóæèâàåòñÿ ïîäìåíà: ëþáîâü ê ñâîåìó íàðîäó è ñòðàíå ïðèêðîâåííî âûòåñíÿåò ñîáîé ëþáîâü ê íàðîäó Áîæèþ è èñêàíèå Íåáåñíîãî Èåðóñàëèìà”, — ïîäìå÷àåò î. Ìàêñèì.

Îòíåñåíèå ê “íàöèîíàëüíîé” êâàçèëèòóðãèêå ñëåäóþùåãî òåêñòà ìîæåò ïîêàçàòüñÿ ïàðàäîêñàëüíûì, íî “Àêàôèñò ñâÿòîìó ïðåïîäîáíîìó÷åíèêó Èîñèôó, âî èíîöåõ Àìáðîñèþ, õðàíèòåëþ ìèðîòî÷èâûÿ èêîíû Ìàòåðè Áîæèÿ Èâåðñêèÿ-Ìîíðåàëüñêèÿ” âîñïåâàåò Èîñèôà Ìóíüîñà (÷èëèéöà èñïàíñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ) êàê “ãëàøàòàÿ íàöèîíàëüíûõ èíòåðåñîâ Ðîññèè, ïðè÷åì âûðàæåííûõ â ïðè÷óäëèâî-áîãîñëîâñêîé ôîðìå”. Äîêëàä÷èê ïðèâåë õàðàêòåðíîå ìåñòî: “Íîâûé êîíêèñòàäîð Àìåðèöå, ãðåõàìè îäðÿõëåâøåé, íåìíîãèì âåêîì èñòåêøèì, ÿâèëñÿ åñè, ÿêîæå ïðåæíèé Êîðòåñ, ïèðàìèäû áîãîõóëüíûÿ ðàçîðÿÿ: ìû æå âî ñâåòå òâîåì âèäÿ ñâåò Õðèñòîâ, ïîåì òè, î Èîñèôå: Ðàäóéñÿ, êàìåíþ íåñåêîìûé, ïîðàæàÿé Àìåðèöû… Ðàäóéñÿ, íîâàÿ Àìåðèêà Ðóññêàÿ. Ðàäóéñÿ, Ðóñü ñâÿòàÿ â ãëóáèíàõ àäîâûõ”. “Çäåñü ìû âèäèì óæå íå òîëüêî íàöèîíàëüíóþ èäåþ (íîâàÿ Àìåðèêà Ðóññêàÿ), íî è ãåîïîëèòèêó”, — èðîíè÷íî çàìå÷àåò àâòîð äîêëàäà.

Íàêîíåö, ïðèñòóïàÿ ê õàðàêòåðèñòèêå òðåòüåé ãðóïïû — “ñîáñòâåííî ðåëèãèîçíûõ” êâàçèãèìíîâ, äèàêîí îòìå÷àåò, ÷òî îíè “ïðåäëàãàþò òàêîå âèäåíèå Ïðàâîñëàâèÿ, êîòîðîå íèêàê íå ñîãëàñóåòñÿ ñ òðàäèöèåé è Ïðåäàíèåì Ñâÿòîé Öåðêâè”. Íàïðèìåð, òðîïàðè è àêàôèñòû â ÷åñòü ëþäåé, “ñâÿòîñòü êîòîðûõ íå òîëüêî âåñüìà íåî÷åâèäíà, íî è ìîæåò áûòü ïðÿìî îòâåðãíóòà Öåðêîâüþ”, çà÷àñòóþ îñíîâàíû íà “ïðÿìûõ ïîäëîãàõ”.  ïåðâóþ î÷åðåäü, ýòî îòíîñèòñÿ ê òåêñòàì â ÷åñòü èåðîñõèìîíàõà Ñàìïñîíà (Ñèâåðñà) è “ñõèèãóìåíà Àëåêñèÿ Ïåíçåíñêîãî”. “Åñëè êóëüò ïåðâîãî èç óïîìÿíóòûõ, ñàìîçâàíöà, êëÿòâîïðåñòóïíèêà è íàðóøèòåëÿ ìîíàøåñêèõ îáåòîâ, óáëàæàåìîãî ñâîèìè ïî÷èòàòåëÿìè êàê “îãíåííûé àââà” è “âåëè÷àéøèé ñâÿòîé XX ñòîëåòèÿ”, åñòü â èçâåñòíîé ñòåïåíè ðåçóëüòàò íåãðàìîòíîñòè, òî íà èìåíè âòîðîãî, ê ñîæàëåíèþ, íå÷èñòûå íà ðóêó ëþäè ñîçäàëè èç ÷åëîâå÷åñêîé òðàãåäèè (Ìèõàèë Øóìèëèí ñòðàäàë ÄÖÏ â î÷åíü òÿæåëîé ôîðìå) íàñòîÿùèé êîììåð÷åñêèé êóëüò, äî ïîðû íå âñòðå÷àâøèé, óâû, ïîëíîöåííîãî îòâåòà ñî ñòîðîíû Ïåíçåíñêîé åïàðõèè”, — ïèøåò àâòîð äàëåå, äîáàâëÿÿ, ÷òî ïîäîáíàÿ ìèôîëîãèÿ, êàê ïðàâèëî, ïîñòðîåíà íà ïðîòèâîïîñòàâëåíèè “îôèöèàëüíîé” Öåðêâè è “èñòèííûõ ðåâíèòåëåé”.

 òîé æå ñåðèè “ôàëüñèôèêàòîâ, íà îñíîâå êîòîðûõ ñîçäàþòñÿ êóëüòû “íîâûõ âåëèêèõ ñâÿòûõ”, î. Ìàêñèì îòíîñèò ïî÷èòàíèå “ñâÿùåííîìó÷åíèêà Âëàäèìèðà Íîâîãî Äèâååâñêîãî” (èåðîìîíàõà Âëàäèìèðà (Øèêèíà), “áåñëàíñêèõ ñòðàñòîòåðïöåâ, îò àãàðÿí óìó÷åííûõ”, “ïðîðîêà Áîæèÿ Ãðèãîðèÿ Íîâîãî” (Ãðèãîðèÿ Ðàñïóòèíà-Íîâûõ), “ñõèàðõèåïèñêîïà Íåêòàðèÿ Ðóññêîãî” (ïðîòîèåðåÿ Íèêîëàÿ Ãóðüÿíîâà, ïî÷èâøåãî äóõîâíèêà Ïñêîâñêîé åïàðõèè). ×òî êàñàåòñÿ ïîñëåäíåãî èç óïîìÿíóòûõ, òî îí, ïî ñëîâàì âûñòóïàâøåãî, êàê “íåñîìíåííûé ïðàâåäíèê èìååò âñå øàíñû ñî âðåìåíåì áûòü ïðîñëàâëåííûì â íàøåé Öåðêâè”. Îäíàêî “ñêàçêè î “òàéíîì ñõèàðõèåïèñêîïå Íåêòàðèè Ðóññêîì”, áëàãîñëîâèâøåì ïî÷èòàíèå âî ñâÿòûõ “ñâÿòîãî âåëèêîìó÷åíèêà Ãðèãîðèÿ” Ðàñïóòèíà è “ñâÿòîãî áëàãîâåðíîãî Öàðÿ Èîàííà” Ãðîçíîãî, â èçîáèëèè ïðåäñòàâëåííûå â ÐóÍåòå (è òèðàæèðóåìûå â áóìàæíîé ïå÷àòè) – íå ïðîñòî ñïåêóëÿöèÿ èìåíåì ïî÷èâøåãî äóõîâíèêà, íî, íåñîìíåííî, ïðîâîêàöèÿ, êîòîðàÿ àóêíåòñÿ Ðóññêîé Öåðêâè â òå äíè, êîãäà ñòàíåò âîïðîñ î ãëàñíîì ïðîñëàâëåíèè ïðàâåäíîãî Íèêîëàÿ Ïñêîâîåçåðñêîãî”, — ñ÷èòàåò î. Ìàêñèì.

Ðàññìîòðåâ åùå íåñêîëüêî âàðèàíòîâ îêîëîöåðêîâíûõ ìèôîâ â ôîðìå êâàçèáîãîñëóæåáíûõ òåêñòîâ, îí äåëàåò îáùèé âûâîä: “Ïðè âñåì ðàçëè÷èè ôîðì è “àäðåñàòîâ” ýòèõ òåêñòîâ, âíóòðåííå èõ âñåõ ðîäíèò îòðèöàíèå òåõ ïóòåé, êîòîðûå ïðåäëàãàþòñÿ Öåðêîâüþ äëÿ äóõîâíîãî ðîñòà è ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ Åå ÷àä. Áóäü òî ôàëüñèôèêàöèÿ öåðêîâíîé èñòîðèè è æèòèéíîãî ìàòåðèàëà, ïî÷èòàíèå ñîìíèòåëüíûõ ëè÷íîñòåé êàê ñâÿòûõ (ñ îäíîâðåìåííûì ïðîâîçãëàøåíèåì âñåõ íåñîãëàñíûõ “æèäîâñêèì ñîíìèùåì”) èëè ñìåùåíèå “âåêòîðà æèçíè” õðèñòèàíèíà îò Íåáåñíîãî ê çåìíîìó – âñå ýòî ëèøü ðàçíûå âèäû òîãî ðàäèêàëüíîãî èñêàæåíèÿ õðèñòèàíñòâà, â êîòîðîì ïðåäëàãàþòñÿ ðàçëè÷íûå ñóððîãàòû âìåñòî èñòèííîãî Öåíòðà íàøåé æèçíè – Ñàìîãî Èèñóñà Õðèñòà, â ñâåòå Êîòîðîãî ñòàíîâÿòñÿ î÷åâèäíû òå ïîäìåíû, êîòîðûå ïûòàþòñÿ ïðåäñòàâèòü öåðêîâíûå îïïîçèöèîíåðû”.  çàêëþ÷åíèå àâòîð äîêëàäà ïîä÷åðêèâàåò, ÷òî “ëèøü ïðîñâåùåíèå öåðêîâíîãî íàðîäà âêóïå ñ áîãîñëîâñêèì êîíòðîëåì ñî ñòîðîíû ñâÿùåííîíà÷àëèÿ ìîãóò áûòü ëåêàðñòâîì îò ðàñïðîñòðàíåíèÿ â öåðêîâíîì íàðîäå ñóùåñòâóþùèõ êâàçèãèìíîâ, ïîäîáíûõ ðàññìîòðåííûì, èëè ïîÿâëåíèÿ íîâûõ”.

 Ïî ìàòåðèàëàì ñàéòà “Áëàãîâåñò-èíôî”

Оценка 3.7 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here