Часы на литургии

Детально: часы на литургии - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Богослужебные Часы (службы 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов) – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время и установлен Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы. На 1-м часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на 3-м сошествие Святого Духа на апостолов, на 6-м распятие Спасителя, а на 9-м – Его крестная смерть.

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более 15-20 минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий Часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи» (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день, в соответствии с солнечным кругом, – на четыре «часа» (изменения движения солнца относительно земли), которые получили название «1-го», «3-го», «6-го» и «9-го». 1-й час соответствует нашему седьмому часу утра. 3-й час – девятому часу утра. 6-й – двенадцати часам – полудню. 9-й час – трем часам дня.

Обычно часы совершаются в следующем порядке. 1-й час – по завершении Всенощного Бдения, после Утрени; 3-й и 6-й часы – непосредственно перед Литургией; 9-й час по Уставу должен вычитываться в начале Всенощного Бдения, перед Вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается.

9-й Час

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является 9-й. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память 9-го часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому 9-й час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, 1-й, 3-й, 6-й часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

1-й Час

1-й час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т.е. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи – это 1-й час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

3-й Час

Главное же воспоминание 3-го часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

6-й Час

Воспоминание 6-го часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения Часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных Часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Структура Часов

Итак, структура Часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около 12 минут.

Молитвенную основу Часов составляют псалмы (на каждом – по три), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки.

В молитвословиях Часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут 3 избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой Православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом 40 раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся 40 раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, Часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на 90% меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д. Из-за особой торжественности праздника пасхальные Часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие Часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими Часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности Часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас 9-м часом начинается вечерня, утреня же заканчивается 1-м часом. А 3-й и 6-й час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных Часов совершить проскомидию.

Так как с 9-го и 3-го часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А 1-й и 6-й час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных Часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий Часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь 3-й час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а 6-й час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать Часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к Часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на Часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения Часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (6106) раз

часы на литургии

Жизнь в Церкви, является благодатным общением с Богом — любовь, единение и духовный путь к спасению. Что такое литургия известно не всем.

Божественная литургия – это больше чем молитва. Она представляет собой действие как общее, так и личное. Литургия включает в себя структуру, в которую входят молитвы и чтения страниц святых книг, праздничных обрядов и хорового пения, в которой все части связаны вместе. Понимание богослужения требует духовного и интеллектуального усилия. Без знания правил, предписания и устава сложно ощутить новую, чудесную жизнь во Христе.

История возникновения Божественной литургии

Содержание литургии представляет собой процессию, указывающую на динамическое движение человеческого существа к Богу.

В час главного и самого важного для верующих богослужения совершаются Таинства Евхаристии, или причащения. Таинство причащения совершено было в первый раз Самим Господом нашим. Это произошло в Великий четверг перед добровольным восшествием его на Голгофу за грехи наши.

В этот день Спаситель собрал апостолов, возвёл хвалебную речь Богу Отцу, благословил хлеб, преломил и раздал святым апостолам.

часы на литургии

Совершение Таинства Благодарения или Евхаристию, Христос заповедал апостолам. Они разнесли завет по свету и научили священнослужителей выполнять литургию, которую иногда представляют обедней, так как она начинается в рассветный час и служится до полудня, перед обедом.

Евхаристия — это Бескровная жертва, потому что жертву на крови за нас принёс на Голгофе Иисус Христос. Новый Завет отменил ветхозаветные жертвоприношения, и теперь, вспоминая жертву Христову, христиане приносят Богу Бескровную жертву.

Святые Дары символизируют огонь, сжигающий грех и скверну.

Бывали случаи, когда духовные люди, подвижники в час Евхаристии видели явление небесного огня, которые спускались на благословенные Святые Дары.

Происхождение литургии представляет собой Таинство Великого Святого Причащения или Евхаристию С древних времён получило именование литургия или общее служение.

Как сформировались основные литургические обряды

Обряд Божественной литургии сформировался не сразу. Начиная со второго века стало появляться особое проследование каждой службы.

  • В первое время апостолы совершали Таинство по тому порядку, который показал Учитель.
  • Во времена апостолов Евхаристию соединили с трапезами любви, в часы, которой верующие вкушали пищу, творили молитву и пребывали в братском общении. Преломление хлеба причащение совершалось после.
  • Позже литургия стала самостоятельным священнодействием, а трапеза выполнялась после совместного обрядового действия.

Какие бывают литургии

Разные общины стали складывать литургические чины по своему образу.

часы на литургии

Иерусалимская община служила литургию апостола Иакова.

В Египте и Александрии предпочли литургию апостола Марка.

В Антиохии творили литургию святого просветителя Иоанна Златоуста и преподобного Василия Великого.

Единые по смыслу и исходному значению, они отличаются содержанием молитв, которые во время освящения произносит священник.

Русской Православной Церковью совершает три вида литургии:

Святителя Божьего, Иоанна Златоуста. Она проходит во все дни, кроме Великого поста. Иоанн Златоуст сократил молитвенные обращения Преподобного Василия Великого. Григория Двоеслова. Святой Василий Великий очень просил у господа разрешение творить Божественную литургию не по молитвослову, а своими словами.

Проведя шесть дней в пламенной молитве, Василий Великий удостоился разрешения. Православная церковь совершает эту литургию в год по десять раз:

  • Когда отмечается Христово Рождество и на Святое Крещение в Сочельник.
  • В честь празднования дня памяти святого, которое проходит 14 января.
  • В пять первых воскресений поста перед Пасхой, в Великий Чистый четверг и Великую Страстную Субботу.

Божественная литургия о Святых Преждеосвященных Дарах, составленная святителем Григорием Двоесловом, служится в часы святой Четыредесятницы. По правилам православной Церкви среда и пятница Великого поста знаменуются литургическими правилами Преждеосвященных Даров, которые при причастии освящаются в воскресенье.

В некоторых местностях Православные Церкви служат Божественную литургию святому апостолу Иакову. Это происходит 23 октября в день его памяти.

Анафора

часы на литургии

Центральной молитвой Божественной литургии является Анафора или многократное прошение к Богу сотворить чудо, которое заключается в приложении вина и хлеба, символизирующие Кровь и Тело Спасителя.

«Анафора», в переводе с греческого языка имеет значение «возношение». Во время произнесения этой молитвы священнослужитель «возносит» Евхаристический Дар Богу Отцу.

В Анафорах существует ряд правил:

  1. Praefatio – первая молитва, которая содержит благодарение и прославление Богу.
  2. Sanctus, переводится святой, звучит гимн «Свят…».
  3. Anamnesis, в латинском языке имеет значение воспоминание, здесь воспоминается Тайная Вечеря с исполнение таёных слов Христа.
  4. Epiclesis или призывание – призывание на лежащие Дары Святого Духа.
  5. Intercessio, заступничество или ходатайство – звучат молитвы о живых и умерших, воспоминанием о Богородице и святых угодников.

В больших храмах Божественная литургия происходит ежедневно. Продолжительность службы составляет от полутора до двух часов.

Литургии не проводятся в следующие дни.

  1. часы на литургииПо средам и пятницам в Сырную седмицу перед началом поста Великого.
  2. В Великий пост по понедельникам, вторникам и четвергам седмиц.
  3. В Великую пятницу. Но если день совпадает с Праздником Пресвятой Богородицы Благовещением, тогда твориться Литургия Иоанна Златоуста.
  4. Перед Святым Рождеством Христовым и праздником Богоявления Господня, если праздники попадают на понедельник или воскресенье.

Совершение литургии «Преждеосвященные Дары»:

  • Приготовление вещества для сотворения Евхаристии.
  • Подготовка верующих к Таинству.

Совершение Таинства, или действие освящения Святых Даров и Причастие верующих. Божественная литургия делится на три части:

  • проскомидия начало таинства;
  • литургия оглашенных или некрещенных и кающихся;
  • литургия верных;
  • Проскомидия или принесение.

Члены первой христианской общины приносили хлеб с вином сами перед литургией для Таинства. Хлеб, который верующие употребляют во время совершения литургии, называется на церковном языке просфоры, что означает приношение. В настоящее время в Православном храме Евхаристия творится на просфорах, которое готовится из дрожжевого теста квасного замеса.

Таинства

часы на литургии

В таинстве проскомидии применяется пять просфор в дань памяти о чуде насыщения Христом 5 тыс. человек.

Для причащения используют одну «агничную» просфору и проскомидия делается в начале обряда в алтаре при чтении часов. Провозглашение «Благословен и Бог наш», который предваряет 3 и 6 часы, связаны с пришествием Святого Духа к апостолам, распятие и смерть Спасителя Христа.

Третий час — начальный возглас проскомидии.

Литургия Часов

Божественная литургия часов представляет собой молитву, которую произносят от лица всего Народа Божия. Чтение молитвы часов составляет главную обязанность священников и тех, кто должен молиться о процветании Церкви. Литургию Часов зовут голосом Учителя Христа. Каждый верующий должен соединиться в хоровом хвалебном пении, которое в литургии Часов непрестанно возносится Богу. По церковным традициям Литургия Часов не является обязательной для прихожан, но Церковь советует мирянам участвовать в чтении Литургии Часов или самостоятельно читать Часы по молитвослову.

Современная церковная практика предполагает в Третий и Шестой час чтения совершение священником в алтаре проскомидии.

Проскомидия

Проскомидия является важной и основной составляющей Божественной литургии, совершение её происходит на жертвеннике, потому, что Дары освящения несут особое символическое значение.

Священник копием вырезает кубическую форму из середины Агничной просфоры. Вырезанная часть называется Агнец и свидетельствует о том, что Господь, как Агнец непорочный по своей сути, положил себя на закланье за грехи наши.

Приготовление Даров имеет несколько главных значений:

  • Воспоминания о рождении Спасителя.
  • Его пришествие в мир.
  • Голгофа и погребение.

часы на литургии

Приготовленный Агнец и части, которые вынимаются из других четырёх просфор, означают полноту небесной и земной Церкви. Приготовленный Агнец полагается на золотом блюде, дискосе.

Вторая просфора предназначена для поклонения Матушке Пресвятой Богородице. Из неё вырезается частица треугольной формы и укладывается справа от частицы Агнца.

Третью просфору формируют как дань памяти:

  • Иоанну Предтечи и святых пророков,
  • апостолов и благословенных святителей,
  • великих мучеников, бессребреников и православных святых, которые памятуются в день совершения литургии,
  • праведных святых родителей Богородицы, Иоакима и Анны.

Две следующие просфоры для здравия живых и упокоения усопших христиан, для этого верующие в алтарь кладут записки и люди, чьи имена в них написаны, удостаиваются вынутой частицы.

Все частицы имеют определённое место на дискосе.

В завершении Божественной литургии, части, которые были вырезаны из просфор в час жертвоприношения, высыпаются священником в Чашу Святую. Далее, звучит просьба священнослужителя к Господу, отнять грехи у упоминавшихся во время Проскомидии людей.

Вторая часть или литургия оглашенных

В давние времена люди, для принятия святого крещения, должны были тщательно подготовиться: изучить основы веры, ходить в церковь, но на литургию попасть могли только до того момента пока Дары не перенесены с жертвенника на церковный престол. В это время оглашенные и отлучённые за грехи тяжкие от Таинства Святого причастия, должны были выходить на притвор храма.

В наше время оглашения и подготовки к святому Таинству крещения нет. Сегодня людей крестят после 1 или 2 бесед. Но оглашенные, которые готовятся вступить в православную веру, есть.

часы на литургии

Эта действо литургии именуется великая или мирная ектенья. Она отражает стороны человеческого бытия. Верующие кладут молитву: о мире, здравии святых церквей, храме, где проходит служба, молитвенное слово в честь епископов, пресвитеров и диаконах, о родной стране, властях и её воинах, о чистоте воздухов и изобилии плодов, нужных для пропитания и здравия. Просят помощи у Бога для путешествующих, больных и находящихся в плену.

После мирной ектеньи, звучат псалмы, которые носят называние антифоны, потому, что они попеременно исполняются на двух клиросах. При пении евангельских заповедей Нагорной проповеди, царские врата открываются, происходит малый вход со Святым Евангелием.

Священнослужитель поднимает Евангелие вверх, тем самым знаменует крест, говоря: «Премудрость, прости!», как напоминание о том, что следует внимательно относиться к молитве. Премудрость несёт в себе Евангелие, которое выносят из алтаря, символизируя выход Христа на проповедь с Благой вестью для всего мира. После этого происходит чтение страниц из Послания святых апостолов, или книги Деяния апостолов, или Евангелия.

Прочтение святого Евангелия завершает сугубая или усиленная ектенья. В час сугубой ектеньи, священнослужитель раскрывает антиминс на престоле. Здесь звучат молитвы о почивших, просьба Богу о прощении их грехов и водворении их в небесную обитель, где находятся праведные.

После фразы «Оглашенные, изыдите» не крещёные и кающиеся люди покидали храм, и начиналась основное таинство Божественной литургии.

Литургия верных

После двух коротких ектений хор исполняет Херувимскую песнь и происходит перенесение священником и диаконом освящённых Даров. В ней говорится о том, что вокруг Господа ангельское воинство, которое Его непрестанно прославляет. Это действо является входом Великим. Земная и небесная Церковь вместе совершают Божественную литургию.

часы на литургии

Священнослужители заходят в царские врата к алтарю, устанавливает Святую Чашу и дискос на престол, накрывают Дары пеленой или воздухом и хор допевает песнь Херувимов. Великий вход — символ торжественного шествия Христа на Голгофу и смерть.

После того, как состоялось перенесение Даров, начинается просительная ектенья, которая готовит прихожан к важнейшей части литургии, к таинству освящения Святых Даров.

Все собравшиеся поют молитву «Символ веры».

Хор начинает исполнять евхаристический канон.

Евхарические молитвы священника и пением хора вступают в чередование. Священнослужитель рассказывает об установлении Иисусом Христом великого Таинства причащения перед Своими добровольными страданиями. Слова, которые Спаситель говорил во время Тайной Вечери, воспроизводятся священником громко, во весь голос, указывая на дискос и святую Чашу.

Далее, идёт Таинство причащения:

В алтаре священнослужители дробят святой Агнец, занимаются причащением и готовят Дары для верующих:

  1. царские врата раскрываются;
  2. диакон выходит со святой Чашей;
  3. открытие церковных царских врат — символ отворения гроба Господня;
  4. вынос Даров говорит о явлении Господа после воскрешения.

Перед причащением священнослужитель читает специальную молитву, а прихожане повторяют текст вполголоса.

Все причащающиеся кладут земной поклон, складывают руки крестом на груди и возле чаши называют имя, полученное при крещении. Когда причащение состоялось необходимо поцеловать край Чаши и отойти к столу, где дают просфору и церковное вино, разбавленное горячей водой.

Когда все присутствующие причастились, чаша заносится в алтарь. В неё опускаются части, которые были вынуты из принесённых и служебных и просфор с молитвой Господу.

часы на литургии

Затем священник читает благословенную речь верующим. Это является последним появлением Святых Даров. Затем они переносятся на жертвенник, что ещё раз напоминает о Вознесении Господа на небеса после своего Святого Воскресения. В Последний раз верующие поклоняются Святым Дарам, словно Господу и приносят благодарность Ему за Причащение и хор исполняет благодарственную песнь.

В это время Диакон кладёт краткую молитву, вознося благодарность Господу за Святое Причащение. Священник складывает антиминс и напрестольное Евангелие на Святой Престол.

Возглашая громко окончание литургии.

Окончание Божественной литургии

Затем священнослужитель произносит заамвонную молитву, последний раз даёт благословение молящимся прихожанам. В этот час он держит крест лицом к храму и кладёт отпуст.

Церковное слово «Отпуст» происходит от значения «отпускать». Он содержит благословение и короткое прошение Бога о милости священнослужителем православного народа.

Отпусты разделяются не малые и великие. Великий отпуст дополняет поминовение святых, а также дня, самого храма и авторов литургии. В Отпусты праздников и Великих дней пасхальной недели: Чистого Четверга, Пятницы, Страстной Субботы происходит поминовением главных событий праздника.

Порядок отпуста:

Священник провозглашает:

  1. «Премудрость», что означает, будем внимательны.
  2. Затем, идёт обращение к Матери Пресвятой Богородице.
  3. Благодарность Господу за творимую службу.
  4. Далее, священнослужитель произносит отпуст, обращаясь к прихожанам.
  5. После этого хор исполняет многолетие.

часы на литургии

Литургия и главное Таинство, которым служит Святое Причащение, является привилегией православных христиан. С древности предусматривалось еженедельное или ежедневное Причастие.

Желающий причаститься во время Литургии Святых Тайн Христовых, должен очистить совесть. Перед Причастием должен быть выполнен литургический пост. Смысл основного Таинства Исповеди описан в молитвослове.

К привилегии Причастия необходима подготовка

Усердно творить молит дома и как можно чаще присутствовать на церковных богослужениях.

Накануне самого причастия нужно посетить на вечернее Богослужение в Храме.

В канун причастия читают:

  • Последование, которое прописано в молитвослове для Православных.
  • Три канона и акафист: канон покаянного ко Иисусу Христу нашему Господу, молебный Пресвятой Матушке Богородице и своему Ангелу-Хранителю.
  • Во время празднования Святого Воскресения Христова, который длится строго сорок дней, вместо них священник благословляет обращаться к Пасхальным канонам.

Перед Причастием, верующему нужно держать литургический пост. Он кроме ограничений в еде и питье, предполагает отказаться от разного рода развлечений.

В канун причастия, нужно с двенадцати часов пополуночи, исполнить полный отказ от пищи.

Перед причастием обязательна Исповедь, раскрыть душу Богу, покаяться и утвердиться в желании исправиться.

часы на литургии

На исповеди следует поведать священнику обо всём, что лежит на душе тяжёлым грузом, но не оправдываться и не перекладывать вину на других.

Правильнее всего принять исповедание вечером, чтобы утром с чистой душой участвовать в Божественной литургии.

После Святого Причащения до часа, когда происходит целование напрестольного креста, который держит в руках священник, уходить нельзя. Следует с проникновением выслушать благодарственные молитвенные слова, которые много значат для каждого верующего.

часы на литургии

Литурги́я часо́в (лат. Liturgia horarum) — в Римско-католической церкви (латинском обряде) общее наименование богослужений, должных совершаться ежедневно в течение дня (за исключением Мессы); также книга, содержащая эти богослужения. Название «Литургия часов» утвердилось в ходе литургической реформы после II Ватиканского собора. До этого времени начиная с VI века богослужение суточного круга именовалось officium divinum, отсюда закрепившийся в литургике термин оффиций. Книга, по которой совершались службы оффиция, с XI века именовалась «Бревиарием» (breviarium).

Для текстов Литургии часов используются названия «богослужебные часы», или просто «часы», отдельные часы могут именоваться также по их собственным названиям, например, «вечерня», «утреня».

Согласно motu proprio Папы Бенедикта XVI Summorum Pontificum (от 07 июля 2007 года) вновь может использоваться Бревиарий, изданный по решению Тридентского Собора и последний раз переизданный (с определёнными изменениями) блаженным Иоанном XXIII. Таким образом, существует две формы для канонических часов: так называемая «ординарная форма», если богослужения совершаются по книгам, изданным по решению II Ватиканского Собора, и «экстраординарная», если те же богослужения совершаются по книгам, изданным по решению Тридентского Собора. Далее речь пойдет в основном об ординарной форме.

Происхождение

Практика чтения часов восходит к иудейскому обычаю читать молитвы в определённые часы дня: например, в книге Деяний Апостолов Петр и Иоанн пришли в храм «в час молитвы девятый» (Деян. 3:1). В Пс. 118:164 говорится: «Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей».

В христианской Церкви с течением времени сформировались следующие молитвенные часы:

  • (ночью) Утреня (лат. Matutinum или Matutinae; в Византийском обряде называется ὄρθρος)
  • (на рассвете) Лауды, или хваления (лат. Laudes букв. «хваления», в западных Церквах — отдельная от утрени служба, приблизительно соответствующая православной полунощнице)
  • (около 6 часов утра) Первый час (лат. Prima, подразумеется hora)
  • (около 9 часов утра) Третий час (лат. Tertia)
  • (в полдень) Шестой час (лат. Sexta)
  • (около 3 часов дня) Девятый час (лат. Nona)
  • (на заходе солнца) Вечерня (лат. Vesperae)
  • (перед сном) Комплеторий (лат. Completorium — служба, завершающая день; по-русски часто называется, как соответствующая ей православная служба «Повечерие»)

Структура часов в Восточной и Западной Церквах отличается. Основу часов составляют псалмы, однако в восточном обряде для каждого часа определён свой состав псалмов, который не изменяется, а для отличения одного дня от другого служат тексты церковных авторов (т. наз. гимнография): тропари, стихиры, каноны. Исключение составляют кафизмы — большие разделы Псалтири, последовательно читаемые на вечерне и утрене, а Великим постом и на «малых часах», так что полный круг Псалтири прочитывается, как и в традиционном Римском обряде, за неделю (Великим постом — дважды за неделю).

В западном оффиции основную смысловую нагрузку несут именно псалмы и некоторые библейские песни. Они распределяются по тексту часов с тем расчётом, чтобы: а) в течение определённого периода была прочитана вся Псалтирь; б) текст псалма по возможности наиболее соответствовал дню и часу, когда он читается. В праздничные дни состав псалмов особый, подобранный в соответствии со смыслом праздника.

Каждый псалом заканчивается кратким славословием (малой доксологией) «Слава Отцу и Сыну и Духу Святому, как было в начале, ныне и всегда и во веки веков. Аминь», в начале и конце псалма поётся антифон, связывающий псалом со смыслом текущего дня или праздника. Из творений святоотеческого периода и более поздних церковных авторов можно отметить гимн, поющийся обычно в начале часа.

В дальнейшем речь пойдёт именно о часах латинского обряда.

История

Иудеи и ранние христиане

Богослужебные часы произошли из иудейской молитвенной практики. В Ветхом Завете Бог указывает израильтянам совершать жертвы утром и вечером (Исх. 29, 39). С течением времени совершение этих жертв из святилища перешло в построенный Соломоном Иерусалимский храм. Во время Вавилонского изгнания, когда иудеи не имели возможности приносить жертвы в храме, стали появляться первые синагоги, где (в определённые часы дня) начали совершаться службы, состоящие из чтения Торы, пения псалмов и гимнов. «Жертва хвалы» начала заменять кровавые жертвоприношения.

После возвращения народа в Иудею молитвенные службы были включены в храмовое богослужение. Постепенно иудеи начали рассеиваться по всему греко-римскому миру, положив начало еврейской диаспоре. Во времена Римской империи иудеи (и позднее — ранние христиане) начали следовать римскому распорядку дня с выделением периодов времени для молитвы. В городах Римской империи удар колокола на форуме около 6 часов утра возвещал начало рабочего дня (prima, первый час), затем колокол ударял снова в девять утра (tertia, третий час), в полдень возвещал об обеденном перерыве (sexta, шестой час), в три часа пополудни снова созывал людей на работу (nona, девятый час), и, наконец, объявлял о завершении дня в шесть часов вечера (время вечерней молитвы).

Когда христиане начали отделяться от иудеев, практика молитвы в фиксированное время сохранилась. Первое чудо апостолов — исцеление хромого на ступенях храма — произошло, когда Петр и Иоанн шли в храм на молитву. Также один из определяющих моментов в истории Церкви, решение о включении язычников в сообщество верующих, имело основанием видение апостолу Петру, которое произошло во время его молитвы в полдень (Деян., 10, 9—49).

Ранняя Церковь использовала для молитвы псалмы (Деян., 4, 23-30), которые и по сей день сохранились в составе богослужебных часов у всех христиан. Дидахе («Учение 12 Апостолов»), самая ранняя из найденных христианских рукописей, рекомендовало ученикам читать молитву Господню три раза в день, что также нашло отражение в богослужебных часах.

Во втором и третьем веках такие Отцы Церкви, как Климент Александрийский, Ориген и Тертуллиан пишут о практике утренней и вечерней молитвы, и о молитве третьего, шестого и девятого часов. Эти молитвы могли совершаться индивидуально или в собрании верующих. В третьем веке возникла практика «непрестанной молитвы», когда отцы-пустынники, следуя заповеди апостола Павла («непрестанно молитесь», 1 Фес, 5, 17) делились на группы, из которых одна сменяла другую, так что в результате получалась круглосуточная молитва.

До Тридентского собора

По мере развития практики непрестанной молитвы в монастырских сообществах Востока и Запада длительность молитв увеличивалась, при этом привязка молитвословий к определённым часам дня стала в ежедневной жизни монастырей практически нормой. К четвёртому веку в своих основных чертах богослужебные часы приняли свою нынешнюю форму. Для приходских священников и мирян молитвы часов были по необходимости гораздо короче. Во многих храмах и базиликах, где основу клира составляли монахи, эти часы представляли собой смесь мирской и монастырской практик.

Значительное влияние на формирование часов в Западной Церкви оказал св. Бенедикт Нурсийский (в православной традиции — преподобный Венедикт Нурсийский), изложивший последование часов (именуемых у него Opus Dei, то есть «Божие дело») в своих «Правилах». Молитвенный распорядок дня монахов-бенедиктинцев строился в соответствии с этими правилами. В полночь совершалась служба, именуемая matutinum, или horae matutinae, за которой в 3 часа утра следовала утренняя служба laudes (первоначально так назывались три последние псалма Псалтири, читавшиеся на этой службе, затем это название перешло на всю службу, по-русски часто передаётся как лауды). До появления в XIV веке восковых свечей службы совершались в темноте или при минимальном освещении; от монахов ожидалось знание читаемых текстов наизусть. Затем монахи на некоторое время удалялись спать, а в 6 часов вновь вставали и шли на службу первого часа (prima). После этого могла быть частная Месса, или духовные чтения, или работа до 9 часов, когда совершалась служба третьего часа (tertia), а затем торжественная Месса. В полдень они шли на молитву 6-го часа (sexta) и затем на дневную трапезу. После этого был небольшой отдых до службы 9-го часа (nona) в 3 часа дня. После этого монахи были заняты работой до заката, когда совершалась вечерня (vesperae), а затем, перед сном (9 часов вечера) повечерие (completorium). После этого монахи шли спать, чтобы в полночь начать этот цикл снова.

Постепенно служба часов начала приобретать всё большее значение в жизни Церкви, её чин начал всё более усложняться. Скоро для совершения этой службы стало необходимым наличие различных книг, как, например, Псалтирь для чтения псалмов, Библия для библейских отрывков, сборник гимнов для пения и т. д. По мере роста числа приходов, удалённых от кафедральных соборов и базилик, а главным образом из-за появления клириков, вынужденных переезжать с места на место, но не освобожденных от обязанности совершать все канонические часы, возникала необходимость в более компактных изданиях, где все необходимые тексты были бы собраны в одной книге. Такие компактные издания получили название бревиариев (от латинского brevis — короткий). Тексты бревиариев достигли Рима, где Папа Иннокентий III распространил их использование на Римскую курию. Францисканцы приспособили этот Breviarium Curiae для нужд своих путешествующих братьев, взяв за образцовый так называемый галликанский текст псалтири (Psalterium Gallicanum — древний богослужебный перевод псалтири на латинский язык, сделанный с греческого текста). Бревиарий францисканцев распространился по всей Европе. Папа Николай III утвердил этот бревиарий для использования не только в Римской курии, но и во всех базиликах. В конечном итоге, он стал использоваться во всей Римско-католической Церкви.

Тридентский собор

Тридентский собор (начавшийся в 1545) объявил Римский Бревиарий единой богослужебной книгой для всей Католической церкви. Он подтвердил обязанность священнослужителей ежедневно читать часы дома или в храме. Дальнейшие исправления Бревиария были оставлены в компетенции Папы, поскольку Собор не имел времени завершить реформу Бревиария.

Периодические пересмотры бревиария проводились Папами и впоследствии. Первый такой пересмотр осуществил св. Пий V в 1568. Проводили ревизии также Папы Сикст V, Климент VIII, Урбан VIII, Климент XI и другие. Значительные изменения в бревиарий были внесены в 1911 при понтификате св. Пия X. Он восстановил практику прочтения за неделю всех 150 псалмов, из последования часов были удалены многие повторы. Папа Пий XII также начал реформу бревиария, разрешив использование нового перевода псалмов и создав специальную комиссию для работы над пересмотром бревиария. В 1955 был проведён опрос католических епископов по поводу реформы бревиария, и Папа Иоанн XXIII в 1960 издал указания по его пересмотру. Это проложило путь к реформам II Ватиканского собора.

Второй Ватиканский собор

Второй Ватиканский Собор потребовал:

  1. Упразднить Первый Час
  2. Вернуться к изначальным текстам гимнов (прежде используемых по индультам)
  3. Восстановить Preces (редко читавшиеся в дособорной практике)
  4. Увеличить период для прочтения всей Псалтири.

Следуя решениям Второго Ватиканского собора, комиссия по осуществлению реформы упростила соблюдение богослужебных часов, стремясь сделать их более доступными для мирян, с целью восстановить их смысл, как молитву всей Церкви. Первый час был отменён, а Утреня (то есть Matutinum) была изменена таким образом, что могла совершаться в любое время в течение дня, как служба, содержащая чтения из Писания и святых отцов. Период, за который была прочитываема вся Псалтирь, был увеличен с одной недели до четырёх (и до двух для созерцательных орденов). Кроме того, комиссия внесла множество других изменений, прямо не санкционированных Собором (e.g. унификация структуры всех часов по образцу т. н. «малых», введение огромного количества гимнов, составленных после Собора, по заказу комиссии, опущение в Псалмах некоторых стихов и опущение целых псалмов, введение вновь составленных Preces взамен восстановления древних). От клириков каноническое право по-прежнему требует ежедневного совершения всей Литургии часов, в монастырях и иных религиозных сообществах практика чтения часов регулируется их собственными правилами. Второй Ватиканский собор призвал к чтению часов также и мирян, в результате чего и многие миряне начали читать ежедневно хотя бы отдельные службы из часов. Собор также призвал к распространению первоначальной практики совместного чтения часов («in communi» – Breviarium Romanum 1961). Во многих местах, где прежде часы служили регулярно, они были практически полностью упразднены. До реформы Второго Ватиканского Собора одновременно с текстами всегда выходили официальные издания нот. Новый «Римский антифонарий» (Antiphonale Romanum) не вышел до сих пор. Поэтому для пения Литургии Часов на латинском языке (основном в латинском обряде) с неизбежностью приходится пользоваться дореформенными изданиями.

Современная практика

Издания

Бревиарий обычно издается в четырёх книгах, по периодам Церковного года (I — Адвент и Рождественское время , II — Великий пост и Пасхальное время, III и IV — рядовое время). В 2000 году вышло последнее официальное на сегодняшний день издание Литургии часов на латинском языке. Издание четырехтомное. Печатные издания бревиария (как посттридентские, так и Liturgia horarum) не содержат музыкальной нотации богослужебных текстов.

Тексты Литургии часов могут издаваться в разных вариантах, в зависимости от местных особенностей (в том числе от степени переведённости текстов Литургии часов на национальный язык). Так, в США и многих других странах они издаются в четырёх же книгах под названием «Литургия часов» («The Liturgy of the Hours») с делением на тома согласно литургическим периодам: «Адвент и Рождество», «Великий пост и Пасха», «Рядовое время, т. 1», «Рядовое время. т. 2». В Великобритании и Ирландии часы издаются в трёх томах под названием «Божественная служба» («The Divine Office»): «Адвент, Рождество, Рядовое время 1—9 недели», «Великий Пост и Пасха», «Рядовое время 6—34 недели». В России Литургия часов издаётся в двух вариантах: а) двухтомный, где один том содержит тексты Часа чтений, другой — все остальные тексты, и б) однотомный, более краткий, где Час чтений отсутствует, также сокращено количество служб святым.

От Бревиария следует отличать издания т. н. Книги часов («Book of the hours»). В последней содержатся те же канонические часы, но с фиксированными текстами, то есть не изменяемыми в зависимости от дня (или изменяемые только по сезонам и т. д.). Подобные издания предназначены для тех, кто хотел бы читать часы, но не имеет возможности по тем или иным причинам пользоваться полными текстами. Выпускаются такого рода книги и для послереформенных часов. В частности, есть такая книга на русском языке, названная (по аналогии с православной книгой такого рода) «Часослов».

Состав

Литургия часов состоит из следующих служб:

  • Воззвание (Invitatiorum). Краткая служба, самостоятельно не совершаемая, а предваряющая ту службу (Час чтений или Утреню), которая совершается раньше.
  • Час чтений (Officium lectionis). Основан на прежней «утрене» (Matutinum), однако не имеет жёсткой привязки ко времени, и может совершаться в какое-либо время в течение дня.
  • Утреня (Laudes matutinae — хвалы утренние; служба совмещает 2 прежних: собственно утреню и лауды). Совершается утром.
  • Дневной час. В зависимости от времени совершения может соответствовать 3-му, 6-му, или 9-му часу. При этом меняется гимн часа, псалмы остаются прежними. Для желающих прочитать в день более одного часа существует т. н. дополнительная псалмодия.
  • Вечерня (Vesperae). Совершается вечером.
  • Повечерие (Completorium). Совершается перед отходом ко сну.

Структура часов

Условно часы можно разделить на «большие» (вечерня и утреня) и малые.

Большие часы:

  • Гимн, составленный Церковью
  • Два псалма, или поделённый надвое один длинный псалом, и одна песнь из Писания (утром из Ветхого Завета, вечером — из Нового)
  • Краткий отрывок из Писания (Lectio brevis)
  • Респонсорий, обычно стих из Писания, но иногда литургическая поэзия
  • Евангельская песнь (Евангелия от Луки): утром — песнь Захарии (Benedictus), вечером — песнь Богородицы (Magnificat)
  • Составленные Церковью прошения (Preces)
  • Отче наш
  • Заключительная молитва (обычно — т. н. коллекта, та же молитва, что читается в начале Мессы)
  • Благословение священника или диакона; при их отсутствии — краткий заключительный стих

Малые часы

Структура малых часов проще:

  • Гимн
  • Три кратких псалма, или три части одного псалма.
  • Краткий отрывок из Писания и респонсорий
  • Заключительная молитва
  • Краткий заключительный стих

Час чтений имеет несколько более расширенный формат

  • Гимн
  • Три псалма, или один/два псалма, поделённые на три части
  • Длинное чтение из Писания, обычно чтения подобраны с тем расчётом, чтобы в течение недели все чтения были из одной библейской книги
  • Длинное святоотеческое чтение, напр. отрывок из жития святого, из творений святого, святоотеческое поучение
  • Накануне воскресных и праздничных дней Час чтений может быть расширен в формат бдения (Vigilia), в этом случае добавляются три песни из Ветхого Завета и чтение Евангелия
  • Гимн Te Deum (по воскресным дням, торжествам, праздникам, кроме Великого поста)
  • Заключительная молитва
  • Краткий заключительный стих

Completorium (повечерие) носит характер подготовки души к переходу в вечность

  • Испытание совести (напр., чтение Confiteor)
  • Гимн
  • Псалом, или два кратких псалма, или псалом 90
  • Короткое чтение из Писания
  • Респонсорий: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
  • Песнь Симеона «Ныне отпущаеши», обрамлённая антифоном «В бдении спаси нас, Господи…»
  • Заключительная молитва
  • Краткое благословение («Ночь спокойную и кончину достойную да подаст нам Господь Всемогущий. Аминь»)
  • Антифон Пресвятой Богородице

Как уже было сказано выше, каждый псалом и библейская песнь заканчивается славословием и обрамляется антифоном.

См. также

Часослов

Примечания

  1. ↑ Такой термин принят в Католической энциклопедии. См.: Католическая энциклопедия. Т.2. М., 2005, стлб. 1561.
  2. ↑ Такой термин используется в Большой российской энциклопедии.
  3. ↑ Строго говоря, часами в восточном обряде называются только первый, третий, шестой и девятый часы, для прочих служб используются их собственные названия.
  4. ↑ До реформ начала XX века в Римском обряде также были псалмы, постоянно приписанные к определённому часу, например, псалмы 148, 149, 150 в конце утрени; в созданной после II Ватиканского Собора «Литургии Часов», ввиду её большей (чем в прежние эпохи) краткости, для «фиксированных» псалмов попросту не осталось места.
  5. ↑ Отмеченная курсивом фраза читается только у католиков.
  6. ↑ В России окончание краткого славословия обычно читают, по аналогии с православной практикой («ныне и присно и во веки веков»)
  7. Москва Ю. В. Нотированные бревиарии // Бревиарий / Православная энциклопедия, т.6. М., 2003, с. 228.

Ссылки

Тексты Литургии часов:

  • На русском языке (онлайн)
  • На русском языке (Недельный Бревиарий для мирян)
  • На английском языке (html-формат, есть также платная offline-версия)
  • На английском языке (отдельные службы, остальное — по подписке)
  • На английском языке (есть аудио-записи часов)
  • На польском и латинском языках
  • На литовском языке (на текущий месяц)
  • На словацком языке
  • На французском языке
  • На латинском языке (есть скачиваемая версия формата pdb, для наладонников)
  • На латинском языке

Дореформенное последование (Бревиарий):

  • Несколько исторических Бревиариев на латыни с параллельным текстом на английском и венгерском языках
  • На латинском и английском языках (платно)

Проскомидия

Таже поклонения три пред предложением сотворше, глаголют кийждо: Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. И совершив три поклона перед жертвенником со словами: Боже, очисти меня, грешного и помилуй меня. (3)
И: Искупил ны еси от клятвы законныя / честною Твоею Кровию, / на Кресте пригвоздився и копием прободся, / безсмертие источил еси человеком, / Спасе наш, слава Тебе. :Искупил Ты нас от проклятия закона / драгоценною Своею Кровию: / ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, / Ты людям источил бессмертие. / Спаситель наш, слава Тебе!
Таже глаголет диакон: Благослови, владыко.И начинает священник:Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Затем диакон возглашает: Благослови, владыка.И начинает священник:Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь.Таже приемлет священник левою убо рукою просфору, десною же святое копие, и знаменуя им трижды верху печати просфоры, глаголет: Диакон: Аминь.И берет священник в левую руку просфору, а правой трижды начертывает копием крест над печатью просфоры со словами:

часы на литургии

В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа. трижды. В воспоминание Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. (3)
И абие водружает копие в десную страну печати, и глаголет режя: Яко овча на заколение ведеся. И надрезает копием правую сторону печати со словами:Как овца на заклание Он был приведен.
В левую же: И яко агнец непорочен прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих. левую : И как агнец непорочный пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
В горнюю же страну печати: Во смирении Его суд Его взятся. верхнюю сторону печати: В унижении Его в правосудии Ему было отказано.
В долнюю же страну: Род же Его кто исповесть. нижнюю сторону : Но род Его кто изъяснит?
Диакон же, взирая благоговейно на сицевое таинство, глаголет на едином коемждо резании: Господу помолимся, держа и орарь в руце. Диакон же, взирая благоговейно на это тайнодействие, возглашает при каждом надрезании: Господу помолимся,держа и орарь в руке.
По сих глаголет: Возми, владыко.Священник же, вложив святое копие от косвенныя десныя страны просфоры, взимает Святый Хлеб, глаголя сице: Затем возглашает: Подними, владыка.Священник же, вонзив святое копие снизу с правой стороны просфоры, приподнимает агнец, говоря:
Яко вземлется от земли живот Его.И положив и взнак на святем дискосе, рекшу диакону:Пожри, владыко. Ибо отторгается от земли жизнь Его.И, положив его на святой дискос печатью вниз, после слов диакона: Заколи, владыка.
Жрет его крестовидно, сице глаголя: Жрется Агнец Божий, вземляй грех мiра, за мiрский живот и спасение. Надрезает его крестообразно со словами: Закалывается Агнец Божий, подъемлющий грех мира, за жизнь мира и спасение.
И обращает горе другую страну, имущую крест. Диакон глаголет: Прободи, владыко. И обращает его печатью вверх. Диакон же возглашает:Пронзи, владыка.
Священник же, прободая и в десную страну копием, глаголет: Священник, пронзая копьем правую сторону , произносит:
Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его. Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его.
Диакон же, прием вино и воду, глаголет ко священнику:Благослови, владыко, святое соединение.Иерей благословляет соединение: Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков. Диакон же, взяв вино и воду, обращается ко священнику:Благослови, владыка, святое соединение.Священник: Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков.
И взем над ними благословение, вливает во святый потир от вина вкупе и воды. И, приняв благословение, диакон вливает в святой потир вино с водой:
часы на литургии
Священник, прием в руце вторую просфору, глаголет:В честь и память преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Еяже молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник. Священник, взяв вторую просфору, произносит:В честь и память преблагословенной, славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, по ходатайствам Которой прими, Господи, эту жертву на превысший небес Твой жертвенник.
часы на литургии
И взем частицу, полагает ю одесную Святаго Хлеба, близ среды его, глаголя: И, изъяв частицу, помещает ее справа от святого хлеба, близ середины его, говоря:
Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна. Предстала Царица справа от Тебя в одежду златотканную облаченная, изукрашенная.
Таже прием третию просфору, глаголет:Честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Затем, взяв третью просфору произносит: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.
И взем первую частицу, полагает ю о шуюю страну Святаго Хлеба, творя начало перваго чина. И, изъяв первую частицу, помещает ее слева от святого Хлеба, начиная первый ряд.
Таже глаголет:Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елиссея, Давида и Иессея, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков. Также произносит: Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых трех отроков и Даниила пророка, и всех святых пророков. 
И взем частицу, полагает ю доле первыя благочинно.Таже паки глаголет:Святых славных и всехвальных Апостол Петра и Павла, и прочих всех святых апостолов. И, изъяв частицу, помещает ее ниже первой, по порядку.Затем продолжает:Святых славных и всехвальных апостолов: Петра и Павла, и всех (прочих) святых апостолов.
И тако полагает третию частицу доле вторыя, скончавая первый чин. И помещает третью частицу ниже второй, оканчивая первый ряд.
Таже глаголет:Иже во святых отец наших святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей. Затем произносит:Святых отцов наших иерархов и вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского, (Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена Московских, Никиты епископа Новгородского, Леонтия епископа Ростовского,) и всех святых святителей.
И взем четвертую частицу, полагает ю близ первыя частицы, творя второе начало. И, взяв четвертую частицу, помещает ее рядом с первой, начиная второй ряд.
Таже паки глаголет:Святаго Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, и всех святых мученик. И мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц. И продолжает:Святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора (Тирона, Феодора Стратилата,) и всех святых мучеников и (мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, Параскевы, Екатерины и всех святых) мучениц.
И взем пятую частицу, полагает ю доле первыя, сущия началом втораго чина. И, взяв пятую частицу, помещает ее ниже первой во втором ряду.
Таже глаголет:Преподобных и богоносных отец наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго и всех преподобных отец. И преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни и всех святых преподобных матерей. И продолжает:Преподобных и богоносных отцов наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, (Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского) и всех преподобных отцов и (преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской, и всех преподобных) матерей.
И тако взем шестую частицу, полагает ю доле вторыя частицы, во исполнение втораго чина. И, взяв шестую частицу, помещает ее ниже второй, завершая второй ряд.
По сих же глаголет:Святых и чудотворцев безсребреник: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, и всех святых безсребреников. После этого произносит:Святых чудотворцев и бессребреников: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, и всех святых бессребреников.
И взем седмую частицу, полагает ю верх, творя третие начало, по чину. И, взяв седьмую частицу, помещает ее вверху, начиная третий ряд.
Таже паки глаголет:Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, (и святаго имярек, егоже есть храм и егоже есть день)святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже. И продолжает:Святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, и святых (храма и дня – имена их), (святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских, святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги,) и всех святых, по молитвам которых посети нас, Боже.
И полагает осмую частицу доле первыя благочинно. И помещает восьмую частицу ниже предыдущей, по порядку.
Еще же к сим глаголет: Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго. И продолжет: Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста
Аще поется Литургия его. Аще же поется Великаго Василиа, того поминает. Если поется литургия его. Если же поется литургия Василия Великого, его поминает:
И тако взем девятую частицу, полагает ю в конец третияго чина во исполнение. И так, взяв девятую частицу, помещает ее последней, в конец третьего ряда.
Таже прием четвертую просфору, глаголет: Помяни, Владыко человеколюбче, святейшия православныя патриархи и великаго господина и отца нашего Святейшаго Патриарха (имярек), господина нашего преосвященнейшаго (имярек) и всякое епископство православных, честное пресвитерство, во Христе диаконство, и весь священнический чин: (аще во обители: архимандрита, или игумена, имярек) братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, всеблагий Владыко. Затем, взяв четвертую просфору, говорит: Помяни, Владыка Человеколюбец, (святейших православных патриархов и великаго господина и отца нашего Святейшего Патриарха (имя), и) все епископство православных, господина нашего преосвященнейшего (имя и титул местного епископа), почтенное пресвитерство, во Христе диаконство и весь иной священный чин; (в монастырях:архимандрита или игумена – имя), братьев и сослужителей наших: священников, диаконов, и всех братьев наших, которых Ты призвал во Твое общение по Своему милосердию, всеблагой Владыка.
И взем частицу, полагает ю доле Святаго Хлеба.Таже поминает страну нашу, глаголя сице:Помяни, Господи, богохранимую страну нашу и православных людей ея. И, изъяв частицу, помещает ее ниже святого Хлеба.
Таже поминает и ихже имать живых по имени, и на коеждо имя взимает частицу, приглаголя: Помяни, Господи, (имярек). Далее поминает по именам живых, вынимая за каждого частицу, со словами: Помяни, Господи, {рабов Своих:}(имена).
И тако взем частицы, полагает я доле Святаго Хлеба.Таже взем пятую просфору, глаголет: О памяти и оставлении грехов святейших патриархов и блаженных создателей святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея). И взяв частицы помещает их ниже святого хлеба.Затем, взяв пятую просфору, говорит: О памяти и прощении грехов (святейших патриархов {православных} и) блаженных создателей святого храма сего ( или: святой обители сей).
Таже поминает рукоположившаго его архиерея, и других, ихже хощет, усопших по имени. На коеждо имя взимает частицу, приглаголя: Помяни, Господи, (имярек). И поминает рукоположившего его архиерея, и других усопших, кого хочет, по именам, говоря:Помяни, Господи {рабов Своих}: (имена ),
И конечне глаголет сице:И всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших, православных отец и братий наших, человеколюбче Господи. B конце же произносит:И всех, в надежде воскресения и жизни вечной, в общении с Тобою усопших, православных отцов и братьев наших, человеколюбивый Господи.
И взимает частицу. Посем глаголет: И вынимает частицу, . После этого произносит:
Помяни, Господи, и мое недостоинство, и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное. Помяни, Господи, и мое недостоинство, и прости мне всякое согрешение, вольное и невольное.
И взимает частицу. И прием губу, собирает на дискос частицы доле Святаго Хлеба, якоже быти во утвержении, и не испаднути чесому. И вынимает частицу . И взяв губку, собирает на дискосе частицы ниже святого Хлеба, чтобы ни одна из них не упала.

Оценка 3.5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here