Что такое иисусова молитва?

Детально: что такое иисусова молитва? - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Все о религии и вере – “иисусова молитва от чего помогает” с подробным описанием и фотографиями.

Оглавление [Показать]

Молитва Иисусова: как правильно молиться?

Одно из самых «компактных» и самых эффективных обращений к Господу – молитва Иисусова, длиной всего в предложение. В ней – обращение к Сыну Божьему по имени и просьба о помиловании, то есть о защите и помощи. Предложение, которое легко запомнить, но не очень легко повторять ежедневно… Занятость, эта наша вечная занятость, которая становится огромной пропастью между Богом и человеком! И, заметьте, не Бог виноват в этом.

А меж тем в этой молитвенной фразе – все: наша уверенность, наше душевное спокойствие, наше счастливое будущее. Все блага, к которым стремится каждый, умещаются в коротенькую молитву. И исполняются, при условии, что молитва Иисусова прочитана правильно.

Текст и смысл молитвы

Святые отцы называют ее откровением, исповеданием веры и обетом. Несмотря на свою краткость, Иисусова молитва православная очень емкая по содержанию, и позволяет вкладывать в нее свой смысл каждому молящемуся.

Произнося: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!», каждый имеет в виду то помилование, которое ему необходимо на данный момент. Кто-то молится об удачном дне, кто-то – о здоровье, кто-то – о близких, кто-то – о мире, кто-то – о хлебе насущном. И каждый находит в ней ответ – не сегодня, так через неделю, через год, но он обязательно приходит, если в молитвенный труд человеком вложено много души.

Сердца очищение и божественных даров подательница – еще так характеризуют эту чудодейственную молитву.

Где и как обращаться к Иисусу

Бог слышит нас везде и всегда. Нет такого дня или времени суток, когда бы Он отказал своим чадам во внимании. Для того чтобы мы могли постоянно «быть на связи», Он и дал христианам удобные короткие молитвы. Как правильно молиться Иисусовой молитвой? Как и в остальных молитвенных обращениях, главный инструмент – душа.

Бог слышит искренность, Бог отзывается на любовь. Предаваясь молитве, нужно на время забыть о себе и любить Иисуса за жертвенность, за спасение рода человеческого, да и просто – без условностей – за то, что Он есть. И помнить, что Сын Божий, восходя на Голгофу, не требовал от людей особых обетов, даже не заставлял и не просил изменить неприглядные черты характера. Просто шел умереть из любви за таких, какие мы есть.

Делание Иисусовой молитвы допускается в любом месте и при любых обстоятельствах: дома, на работе, по дороге куда-либо. Творить молитву можно сидя, можно стоя, можно в процессе какого-нибудь физического занятия (приготовления обеда или поливания цветов). Главное, чтобы мысли были сосредоточены на обращении к Иисусу Христу, и посторонние фантазии не мешали молитве.

Под защитой Божьей

В некоторых регионах Украины основным приветствием вот уже несколько столетий остается фраза «Слава Ису!». Произнося ее, человек свидетельствует о своем уважении и вере в Сына Божьего и желает Господней защиты тому, к кому обращено приветствие.

Защитное же действие, которое дает молитва Иисусова, практически безгранично. Ведь произнося имя Сына Божьего, человек утверждает, что Иисус и есть Господом, а призывая Его на помощь, мы признаем, что Бог – центр Вселенной, получаем от Него поддержку, тот лучик света, в котором нуждается каждая душа.

Священники советуют, перед тем как читать Иисусову молитву, раскаяться и приступать к чтению с чистым, свободным сердцем, готовым уместить в себя Божественную силу, которой оно будет наполняться по мере воссоединения с Господом.

И еще: Иисусова молитва способна очистить от грехов, стоит только после «помилуй мя» признать себя грешным и добавить: «осуждающего, завистливого, гордого» и т. д.

Сколько раз произносить Иисусову молитву?

В принципе, церковные каноны допускают ограничение повторения Иисусовой молитвы каким-то определенным числом. Но каким именно? Как правильно молиться Иисусовой молитвой и сколько раз? Это каждый определяет для себя самостоятельно: во время произнесения молитвенного слова необходимо прислушаться к себе. Когда в душе разливается спокойствие, радость, растворяется все мелкое и неприглядное, значит, подействовало обращение к Сыну Божьему.

Одним для достижения такого состояния достаточно десяти раз творения молитвы, а другим – и сотни мало.

Чтобы не отвлекаться на подсчеты и в то же время не сбиться с числа, во время произнесения Иисусовой молитвы можно использовать четки.

Что такое умное делание молитвы?

В христианстве под умным деланием понимают максимальную концентрацию внимания и духовных сил, направленных на созерцание Бога в собственном сердце.

Для любой молитвы, даже произнесенной не книжными, а своими словами, очень важно умное делание. О молитве Иисусовой священники всегда напоминают, обучая прихожан умному молению: она дает возможность сосредоточиться на пределе сил. При длительном ее произношении молящийся поднимается на одну духовную ступень, и в его уме и сердце открывается больше понимания Бога.

Умная молитва Иисусова открывает огромные возможности в духовном мире, направляя человека по той стезе, которая принесет ему только благо. Но каждому, кто желает приступить немедленно к произнесению этой молитвы, следует знать: моление – это подвиг, который нужно совершать с чистым сердцем и добрыми помыслами. А то, если на устах молитва, а в душе ненависть – толку от нее не будет, будет очередное разочарование, которых и так хватает в жизни.

Поэтому священники рекомендуют перед чтением Иисусовой молитвы исповедаться, причаститься, покаяться и, по возможности, простить всех обидчиков.

Действие молитвы

Как сказал митрополит Антоний, молитва Иисусова делает бытие прочным, поскольку сосредоточение на имени Христа способно собрать все силы духовные, душевные и телесные, позволяя человеку быть более смелым и уверенным в действиях и скорее добиваться поставленных целей.

Когда человек находится без поддержки свыше, его природа очень раздроблена, он не может собраться и, наконец, реализовать все свои планы, мечется, ищет, не может найти, не умеет верить и поэтому страдает. Иисусова молитва восстанавливает целостность слабой человеческой природы.

  1. Оздоравливает тело и помогает укрепить психическое равновесие.
  2. Благодаря ей человек может возобновить контроль над мыслями и эмоциями, упорядочить чувственную сферу жизни.
  3. Молитва овладевает всем человеческим существом и начинает положительно влиять на все области жизни: божественный свет проникает и на духовный, и на материальный уровни. Человек начинает ощущать явную помощь и поддержку во всем.

Иисусовы Молитвы

Одной из первых ступеней на пути к вере является Иисусова молитва, суть которой обращение к господу о милости и прощении. Впрочем, для достижения цели недостаточно просто читать текст, необходима серьезная подготовка.

Подготовка

Молитва иисусова подразумевает полную концентрацию физических и духовных сил, текст ее направлен на любовь, преклонение перед господом, без отвлечения мыслей на чуждые предметы.

Иисусова молитва читается при любых обстоятельствах: когда человек двигается или работает. Однако рекомендуется совершать таинство в спокойном месте, лучше сидя. Относится данное замечание, прежде всего к начинающим подвижникам. Когда же разум научится проникать глубоко в сердце, не касаясь даже мимолетно сторонних тем, тогда уже молятся, совершая одновременно какое-либо физическое действие.

Помните! Механическое заучивание текста без должного благоговения, смирения, боязни гнева божьего не принесет пользы. Иисусова молитва передается всевышнему – сердцем (эмоциональным призывом).

Разновидности обращения

Иисусова молитва произносится по-разному, имея как длинную, так и краткую форму. А по существу является обращением к богу через его сына Иисуса Христа. Содержит мольбу о здравии, спасении и помиловании своей или души ближнего.

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Молитва проговаривается мысленно или тихим голосом, не более определенного количества раз (для чего используют четки). Часто ею начинают, заканчивают литургии или другой длительный молебен.

От злых чар

Помимо традиционной формулы существует молитва Иисусу Христу на избавление от порчи. Творят ее ранним утром при полной тишине, шепотом. Действие совершается в течение месяца.

«Сын Божий, Господи Иисусе Христосе! Огради меня Святыми ангелами, святыми помощниками, молитвами Богородицы, Матери всего, Животворящим Крестом. Защити меня силой святого Михаила и святых Пророков, Иоанна Богослова, Киприана, преподобного Никона и Сергия. Избави меня, рабу Божью (имя) от злословий вражеских, от колдовства и зла, Лукавых насмешек и чародейства, чтобы причинить зла никто не смог. Светом сияния Твоего, Господи, сохрани меня утром, вечером и днем, Силою благодати отврати от меня все нехорошее, Удали нечестия по напутствию Дьявола. Кто зло мне делал, с завистью смотрел, нехорошего желал, Тому пускай все назад вернется, от меня лихо уйдет. Аминь!»

Помогает этот метод быстрее и более эффективно крещеным людям, чем всем остальным. Однако не крещенному, но искренне уверовавшему в господа человеку воздастся по заслугам, так же как православному, только времени займет чуть больше.

При втором способе очистительного обряда задействуют освященную воду, творя над ней следующие слова (повторять 7 раз):

«На острове далеком, на острове зеленом, что посреди моря, за океаном, Растет дуб огромный, растет дерево сильное, а под деревом этим Родник со святой водой стоит. В роднике вода-водица чистая и целебная, От всех болезней и недугов исцеляет она. Набирает ее сам Иисус Христос для нас смертных, нам в помощь. Силой своей Он водицу ту заряжает, добром и всем хорошим сопровождает. Наберу я, раб Божий (имя) водицы той чистой, Чтобы очистить тело мое, душу мою, Да всего меня от порчи да сглаза, Защитить себя от людей завистливых, от глаз глазливых, От колдовства черного, от рук нехороших. Как умоюсь я той водицей, так все нечистое и уйдет с меня, В дыру черную канет, к тем, кто пожелал, вернется. И в намерениях моих мне Сам Господь Бог поможет, Защитником моим будет, помощником и наставником. Аминь!»

После того как освященную воду заговорили, умываются ею, произнося следующее:

«Как сказано – так и исполнится!»

Самые незащищенные от порчи – это дети. Причем исходить порча может необязательно от завистливого, но и от любящего человека. Значительную роль играет сила посыла, поэтому совсем неважно положительный он или отрицательный, важен результат.

Чтобы снять порчу, а заодно попросить о здравии рекомендуем следующий способ.

Возьмите ребенка на руки, произнеся трижды такую формулу:

«Иисусу Христосу я слово мое направляю, Защити дитятко мое родненькое от глаза нехорошего, От сильной похвалы да от зависти, Убереги ребеночка от людей посторонних, Спокойствие ему верни да покой. Аминь!»

Сплюнув через левое плечо, завершите словами:

«Порчу порченую сплевываю, сглаз нехороший снимаю. Аминь!»

О здравии тела

Много чудесного сказано о Иисусовой молитве. Она помогает встать на путь веры, спасает от нечистого, усмиряет буйный нрав, просветляет душу, укрепляет физическое тело.

Сильная молитва Иисусова о здравии болеющего:

«О Господи, Создатель наш, помощи Твоей прошу, даруй полное выздоровление Божьей рабе (имя), омой кровушку ее лучами своими. Лишь с Твоей помощью придет исцеление к ней. Силою чудотворную прикоснись к ней да благослови дороги все ее к долгожданному спасению, исцелению, выздоровлению. Подари ее телу здравие, ее душе – легкость благословенную, ее сердцу – божественный Твой бальзам. Боль навсегда отступит и силы к ней вернутся, раны все заживут и придет помощь святая Твоя. Твои лучи с голубых Небес дойдут к ней, дадут ей защиту крепкую, благословят на избавления от болезней ее, укрепят веру ее. Да услышит эти слова мои Господь. Слава Тебе. Аминь»

Работают с ней как в храме, так и дома. Слова к господу через сына его Иисуса Христа возносятся за себя или любого человека, нуждающегося в помощи свыше. Существует, правда, одно важное условие: тот о ком молятся должен быть окрещен батюшкой в храме. Тоже касается приведенной ниже формулы.

Страшной тяжестью ложится на плечи родителей болезнь их ребенка. Большим облегчением и помощью станет молитва о здравии малыша.

«Господи Всевышней, пусть будет Твоя милость на моем ребенке (имя) (если детей 2-е и больше, то надо говорить «на моих детях»), сохрани и убереги его под покровом своим, покрой дитя моего от зла всякого, отдали от него всех врагов, открой ему глаза и уши, подари смирение и умиление сердечку маленькому. Господи Боже, все мы Твои создания, пожалей моего ребенка (имя) и направь его на раскаяние. Спаси, Боже Всевышней, и помилуй моего ребенка (имя) и просвечивай ему ум ярким светом разума Твоего Евангелия, и направь его на дорогу заповедей Твоих, и обучи его, Господи, волю Твою святую творить. Аминь»

На исполнение желания

Молитва к Святой Марте считается одним из самых мощных инструментов, обращаемых нами об исполнении своего желания. Если желание просящего угодны господу – оно исполнится гораздо раньше предполагаемых сроков. Творят ее каждый вторник на протяжении 9 недель, не прерывая цикла. Пропустите хотя бы раз, начинайте все сначала; исполнится раньше – все равно продолжайте начатое.

«О Святая Марта, Ты Чудотворная! Обращаюсь к тебе за помощью! И полностью в моих нуждах, и будешь мне помощницей в моих испытаниях! С благодарностью обещаю тебе, что буду эту молитву везде распространять! Покорно, слезно прошу- утешай меня в моих заботах и тяготах! Покорно, ради великой радости, которая наполнила твое сердце, слезно тебя прошу- хлопочи обо мне и моей семье, чтобы мы сберегли нашего Бога в своих сердцах и тем себе заслужили Спасенного Всевышнего Посредничества, прежде всего при той заботе, которая меня сейчас тяготит…. (далее желание, н-р, помоги мне найти высокооплачиваемую работу; помоги мне встретить любимого и создать счастливую семью; и т.д.) … …Слезно тебя прошу, Помощницу в каждой нужде, победи Ты тяготы так, как Ты побеждала змея, пока не лежал возле Твоих ног!»

Порядок проведения ритуала:

  • С правой стороны стола поставьте, а затем зажгите небольшую свечу, купленную в храме;
  • Ее можно смазать маслом бергамота от основания до фильтра;
  • Желательным атрибутом является присутствие на столе живых цветов;
  • Ритуал обращения к Святой Марте совершается в светлых одеждах, надетых на чистое тело сразу после принятия душа;
  • Кроме вопрошающего в комнате никого не должно быть;
  • Свое желание запишите на бумаге, чтобы было полное соответствие с текстом молитвы;
  • На один цикл (9 недель) просят Святую Марту об исполнении только одного желания;
  • Церковная свечка пусть прогорит до конца, если свеча не освящена, то гореть ей должно не более 20 минут;
  • Обряд проводится на ваше усмотрение утром либо вечером.

Святая Марта от нас возносит пожелание Иисусу Христу, а он затем передает всевышнему.

Люди, практиковавшие молитву Иисуса о здравии и другие молитвы, а также обращение к Святой Марте и молитву сыну божьему Иисусу, поражаются их быстродействию и эффективности. Впрочем, все они говорят, что произносили священные слова от самого сердца, искренне и с полным смирением.

  • Элемент списка

20 декабря 2017

3 лунный день – Молодая луна. Время привлекать в жизнь хорошее.

Иисусова молитва творит чудеса!

Братья и сестры!

Без Иисусовой молитвы человек лишь получает удары от врага, который скрыт от него во тьме, а с ней он может сам наносить удары этой адской силе. Имя Иисуса Христа заставляет ее трепетать.

Тот, кто занимается Иисусовой молитвой, со временем начинает чувствовать, что это высшее делание человека, что обычная речь по сравнению с молитвой груба и пуста, что мирские занятия несут в себе холодную мертвенность, что без молитвы само человеческое бытие ничтожно. Он начинает любить молчание, в котором слышит песнь вечности. Любя людей, он прячется от них, перестает интересоваться делами и новостями мира, чтобы они, проникнув в его сознание, не нарушили молитву, не заглушили ее своим шумом. Он бережет молитву от соприкосновения с миром, как мать бережет младенца от палящего солнца и дыхания зимней бури.

Есть вещи, совершенно несовместные с молитвой. Это чтение современных журналов и газет; это телевизор, ставший хозяином дома. Дух Святый — это Дух чистоты и целомудрия. Молитва делает сердце человека храмом Божиим, а в этот храм человек впускает, словно желанных гостей, убийц, непотребных женщин, упиваясь зловонием греха: благодать Божия покинет такого человека. В душе, распаленной страстями, в уме, где водворяются образы насилия и разврата, как может пребывать Христос? Поэтому тот, кто не имеет решимости выбросить телевизор из своего дома, никогда не сможет приобрести Иисусову молитву. Это будет не молитва, а сочетания звуков без внутреннего смысла. Такой человек будет похож на хозяина, который провел в свои комнаты канализационные трубы и затем пригласил туда гостей.

Когда Иисусова молитва привьется к нашему уму, то она очистит его от скверны, лжи и лукавства. Она делает ум простым и световидным. Когда Иисусова молитва коснется нашего сердца, то в нем она усмирит страсти, как укротитель — диких зверей. Иисусова молитва пробуждает в нашем сердце любовь к Богу. Поэтому некоторые из святых отцов называют Иисусову молитву любовию Божиею.

Вообще же непрестанная, сердечная молитва есть великое сокровище, которое и добывается великим трудом».

Пытаюсь достучаться до сердец о необходимости помогать ближнему,о важности милосердия и благотворительности.

как пчела собирает нектар свой с различных цветков, так и человек познаёт, что есть благо для него.

Иисусова молитва текст на русском, как правильно молиться

Доброе время суток Всем! Будем рады видеть Вас на нашем видеоканале в ютубе Видеоканал . Подписывайтесь на канал, смотрите видео.

Огромное количество различных молитв, акафистов, кондаков и прочих текстов есть в православии. Все они применяются во время различных богослужений. Так среди них одно и самых почитаемых текстов занимает Иисусова молитва для мирян. Ее принято считать во время верований первоначальной ступеней. Говорят, что она имеет какую-то небывалую силу. Основная задача ее – это прошение помилования через Сына Господнего у Него. Многие выделяют также то, что ежедневное ее прочтение поможет уберечься от различного негатива, а также трудностей.

Молитва Христа

Молитву принято считать неким соединительным мостом между небом и землей. Она помогает установить способ общения Господа и человека. Сама по себе данная молитва не особо большая, хотя достаточно глубока относительно церковного наполнения. На данное врем уже нет точных данных о составителе текста, но многие относят его к трудам Макария Египетского. В ней старались представить краткое содержание христианства и его сути:

  • грешник просит о помиловании или прощении грехов;
  • Бог исповедует Христа;
  • в молитве такое словосочетание как Иисус Христос заменено на Сын Божий.

Хоть она не особо большая по своим размерам, всего 8слов в краткой форме, но в них заключена вся Евангельская весть. Чтение Иисусовой молитвы для женщин также важно как и для мужчин.

В чем помогает

Бытует такое мнение, что использовать ее можно только монахам. Так думать ошибочно. Такую молитву считают очень хорошим упражнением для души. Если ее не тренировать, то она вскоре будет питаться только своими страстями. Такое чтение принесен не мало положительных качеств для души:

  • через определенное время практики чтения такой молитвы Ваше сердце сможет стать обителью Святого Духа;
  • помогает оживить и укрепить дух;
  • дает возможность обрести благодать Господа.

Как молиться

Так как есть большое количество молитв, то все они имеют какое-то определенное предназначение. Кроме того, есть определенные правила их чтения. Очень важно знать хотя бы самые основные. Итак, Иисусова молитва, как правильно молиться? Если придерживаться некоторых правил, то можно значительно повысить эффективность Вашего обращения к Господу. Вот и они:

  • Не старайтесь машинально заучить текст и тем более таким образом его произносить. Пробуйте вникать в каждое слово и обдумывать сказанное.
  • Будьте максимально сосредоточены на высказывании.
  • Когда Вы соберетесь обращаться к Господу, то желательно выбрать для этого тихое и укромное место.
  • Если Ваша вера очень глубока, то тогда не будет особо большой разницы относительно того, где молиться.
  • Старайтесь направить свои мысли к Господу, вере в него и преклонение перед ним.

Среди основных проблем, с которыми обращаются к Господу с данной молитвой, можно выделить:

Читать данный текст можно где угодно и когда угодно. Повторять ее приблизительно стоит около 10-15 минут. Если Вы только начали читать ее то желательно ограничится десятком повторений и со временем увеличивать количество подходов.

О молитве Иисусовой

Такой себе святитель Игнатий Брянчанинов о молитве Иисусовой говорил, что она имеет определенную последовательность ступеней восхождения к Господу. Их он подразделял на такие:

Для достижения высшей степени необходимо вдумываться в каждое слово, мечтательность при этом должна оставаться в стороне. В своих работах он часто описывает каждую ступеньку. Он считает, что придерживаясь такого принципа, можно быстро найти контакт с Господом и быть под Его покровом.

А вот и сама Исусова молитва, текст на русском:

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную).

Оценка

4.8

проголосовавших:

5

что такое иисусова молитва

Иису́сова моли́тва — в православии и греко-католицизме — молитва-обращение к Иисусу Христу, с исповедованием веры в Него как в Сына Божьего и истинного Бога, с прошением о помиловании (прощении грехов), о помощи в испытаниях и о помощи в борьбе с искушениями.

История

Сам Иисус Христос об уверововших в Него сказал:

Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

Современный текст молитвы был впервые записан Григорием Синаитом на Крите. Появление Иисусовой молитвы относят к апофегмам Макария Египетского (ок. 300 — ок. 390). Традиция древнерусской литературы связывает Иисусову молитву с толкованием Иоанна Златоуста на «Первое послание к Коринфянам» апостола Павла, но в трудах Златоуста толкование этого места совсем другое.

Варлаам Калабрийский, впоследствии сам перешедший в католицизм, в трактате «Против мессалиан» обвинял Григория Паламу, который защищал, по мнению Варлаама, существенное искажение одобренной Иисусом Христом молитвы мытаря — замену слова «Боже» на «Сыне Божий», — что якобы противоречит существующей в Православии «монархии» Бога-Отца и православному учению о Пресвятой Троице. При этом в своей полемике Варлаам игнорировал учение святителя Василия Великого о равном славословии Богу-Отцу и Богу-Сыну несмотря на «монархию» Бога-Отца, перевод имени «Иисус»: «Бог-Отец — это Спасение», обязательное упоминание Иисуса именно как Сына Бога или в краткой форме молитвы как Мессии (по-гречески Мессия — Христос) и безукоризненность совсем краткой формы «Господи, помилуй».

В России Иисусову молитву особо защищали и проповедовали Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Паисий Величковский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский и сторонники имяславия.

Хорошо известны в России и за её пределами «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», написанные анонимным автором во второй половине XIX века. В этом сочинении говорится об опыте обучения Иисусовой молитве и о способе овладения молитвой, описанном святым Симеоном Новым Богословом в Добротолюбии: «Сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, то есть мысль из головы в сердце. При дышании говори: „Господи Иисусе Христе, помилуй мя“, тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие». Отражающий точку зрения католического монашества опыт самого Странника резко критикует в своей статье «Сравнение практики молитвы Иисусовой по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова) и „Откровенным рассказам Странника“» профессор Алексей Осипов. Он оценивает этот опыт, в соответствии с рекомендациями святителя Игнатия Брянчанинова, как медитацию, мантру, пограничное психическое состояние и прелесть.

На Западе традицию Иисусовой молитвы в изложении Странника популяризировал американский писатель Джером Сэлинджер в рассказах «Фрэнни» и «Зуи».

Варианты молитвы

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя) гре́шнаго (гре́шную).

или

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас гре́шных.

или прежний вариант по отличной от канонической формы форме, установленной Большим Московским собором:

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас гре́шных.

Слово «грешнаго» («грешную») было добавлено к канонической форме молитвы, изученной и записанной на острове Крит преподобным Григорием Синаитом позднее.

В краткой форме молитва выглядит так:

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас.

или

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.

Более кратко:

Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя).

или

Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй нас.

Святитель Игнатий Брянчанинов упоминает о существовавшей ранее краткой «евангельской» форме молитвы, которую в его время монашествующие иногда в течение дня чередовали с вышеприведённой канонической краткой формой. Но именно приведённая ниже форма до сих пор сохранилась в Акафисте Иисусу, чтение которого святитель Игнатий Брянчанинов считал приготовлением к непрестанному творению молитвы Иисусовой, предназначенному только для уже преуспевших подвижников.

Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя).

Совсем кратко:

Го́споди, поми́луй.

В православной традиции эта молитва может «мысленно» читаться перед входом в храм. Она может использоваться христианином и как универсальное обращение к Богу за помощью при опасности, в трудные моменты жизни, при искушении.

В католической традиции совсем краткой формой Иисусовой молитвы считается также обращение «Иисус». Дополненная и лучше соответствующая традициям католиков западных обрядов и в то же время не противоречащая учению православных церквей предначинательная молитва выглядит так:

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не и Сло́ве Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стой Твое́й Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную).

или

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и Всех Святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Прообраз Иисусовой молитвы в Евангелии

Прообраз Иисусовой молитвы мы находим в Евангелии. Как повествует евангелист Марк, когда Иисус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой, известный нам как Вартимей, что означает «сын Тимея» (см. Мк. 10, 46):

Перекликается она также с молитвой хананеянки, которая кричала Иисусу:

Помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

Подобно им и мытарь из евангельской притчи просил о помиловании, хотя в своей молитве он обращался к Богу-Отцу:

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Творящий молитву Иисусову просит Бога простить его, помиловать, отпустить его грехи и (косвенно) дать возможность спастись в Царствии Небесном.

Большой Московский собор и Иисусова молитва

В 1666—1667 годах был созван Большой Московский собор для суда над патриархом Никоном. Одним из деяний собора было также утверждение новых обрядов и анафематствование сторонников старых обрядов за неподчинение Церкви. В соборном толковании сказано, что всем необходимо читать «древнюю молитву» в церквах и в домах в варианте, более близком к одобренной Иисусом Христом молитве мытаря:

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас, ами́нь.

Вариант

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас, ами́нь

был признан ущербным, так как в первом варианте Христос — это Бог, а во втором варианте Христос — это только Сын Божий; значит, кто использовал второй вариант, а первый не использовал, тот якобы верил, как еретик Арий — аргумент, в своё время использованный Варлаамом в полемике с Григорием Паламой и противоречащий использованию предначинательной молитвы и Акафиста Иисусу в обряде Русской православной церкви и текстам Иисусовой молитвы Константинопольского патриархата.

Все противники вышеназванного толкования, по мнению Большого Московского собора, будут противиться Богу, станут подобными еретикам и поэтому наследуют анафему и проклятие Вселенских соборов, а во второе пришествие будут осуждены Иисусом Христом. Но впоследствии единоверцам были разрешены исходные варианты молитвы, и только они, а не вариант Большого Московского собора, используются единоверцами, и тем самым обвинение в арианстве было снято. Большой Московский собор только признал впредь ничтожными решения Стоглавого собора, установившего старый обряд, и анафематствовал не старый обряд, включая канонические тексты Иисусовой молитвы, и даже не Стоглавый собор, а тех, кто будет противиться Церкви, в частности, не выполняя установленное Большим Московским собором. Предположение об анафематствовании Собором самих старых обрядов, тем более, Иисусовой молитвы, а не их упорствующих сторонников после Большого Московского собора, не только не основано ни на каких источниках самого собора, но абсурдно, так как в этом случае Собор признал бы свою Церковь лишённой апостольского преемства. Митрополит Платон (Левшин) от лица всей Церкви писал: «если вера о Св. Троице есть непорочна, то какими бы пальцами её ни изображать, нет беды спасению, что как бы ни ходить — по солнцу или против солнца, в том великой силы не находим… Хорошо ходить по солнцу, только бы быть в соединении с Церковью». Поэтому нет надобности заменять молитву Иисусову молитвой мытаря.

В настоящее время всей Русской православной церковью, не только единоверцами, приняты канонические тексты Иисусовой молитвы (с добавлением «грешного/грешную»), чтобы не было различий с другими православными церквами.

Вариант, установленный Большим Московским собором, рассматривается теперь как вариант молитвы мытаря, а не Иисусовой молитвы.

Другие названия Иисусовой молитвы

Молитва Иисусова имеет основополагающее значение в аскетической практике исихазма — хранения ума и сердца, сначала от греховных помыслов и ощущений, а по мере преуспевания — от рассеяния помыслов, и приводит к стоянию ума (единение ума в самом себе в умно́м предстоянии Богу) на степени созерцания Фаворского света, что называется встречей с непознаваемым Богом (с Его энергиями ) и плодом моления. По преимуществу за мысленной формой Иисусовой молитвы закреплено название «у́много делания». Молитва Иисусова также называется «умно-сердечным деланием» (поскольку требует объединения ума и сердца в призывании имени Иисуса Христа), «деланием сердца», «умно́й молитвой», «тайной молитвой», «священной молитвой», «сердечной молитвой», «затвором ума и сердца», «трезвением», «хранением ума».

Ступени совершенства Иисусовой молитвы

Согласно работе «Путь умно́го делания. О молитве Иисусовой и Божественной благодати» монаха-подвижника Антония (Голынского), епископа «катакомбной церкви», в зависимости от степени действия слова, ума, сердца и Духа Божьего, молитва имеет соответствующие наименования. До всецелой преданности человека в волю Божью ему доступны три вида молитвы:

  • словесная (читается вслух),
  • умна́я деятельная (умна́я — произносится мысленно, деятельная — при усилии самого человека),
  • умно-сердечная деятельная (ум — сосредоточен в словах молитвы, а сердце — сочувствует смыслу слов)

Следующие два вида молитвы обретаются подвижником по очищении сердца от страстей и греха:

  • умно-сердечная самодвижная (непрекращающаяся молитва, движимая Святым Духом),
  • умно-сердечная чистая, или непарительная (чистая от помыслов).

По соединении души с Небесным Женихом в единый дух обретается высшая степень молитвы:

  • молитва зрительная (соединившись с Господом, подвижник зрит великие тайны Божьи).

Полезность Иисусовой молитвы христианину

Согласно святым Отцам, Богу в человеке должны быть подчинены основные части души — ум и сердце. При их подчинении Богу вся душа и тело (как вместилище души) превращаются в обитель Святого Духа. Подчинение Богу ума, через непрерывное памятование о Нём посредством моления Иисусовой молитвой, а через ум и сердечных устремлений к Богу — залог соединения с Богом, условие непрестанного пребывания в человеке Божественной благодати, обновляющей человеческое естество. Такое подчинение требует непрестанного упражнения, чтобы ум и сердце были «всецело устремлены к Богу», «приняли и усвоили себе Евангелие», служили «выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными» (святитель Игнатий Брянчанинов).

Если же не дать уму и сердцу такого богоугодного упражнения, то душа человека «будет непрестанно упражняться в тех мыслях и чувствованиях, которые родятся в ней самой, иначе говоря, она будет развивать своё падение, развивать в себе ложь и зло, которыми она заражена» (св. Игнатий Брянчанинов). Таким богоугодным упражнением и является непрестанная молитва Иисусова. Она — «легчайшее средство восхождения к непрерывности в молитве», «простое и вместе вседейственное средство к утверждению духа во всех духовных деланиях, равно как и во всей духовной подвижнической жизни», она «просвещает, укрепляет, оживляет, всех врагов, видимых и невидимых, побеждает, и к Богу возводит» (святитель Феофан Затворник).

Практика Иисусовой молитвы

Иисусова молитва является неотъемлемой частью монашеского жития. При обряде пострижения в монахи принявшему постриг обычно вручаются чётки — «меч духовный», в знак намерения непрестанно творить Иисусову молитву, даже если непрестанное творение Иисусовой молитвы и не предусмотрено Уставом данного монастыря. Монашеские обеты, такие как послушание, нестяжание, целомудрие, благоприятно способствуют молению непрестанной Иисусовой молитвой.

Обучение Иисусовой молитве новоначального должно, по возможности, проходить под руководством опытного старца, имеющего непре́лестный опыт этой молитвы. Особенно руководство необходимо при обучении умно́му деланию молитвы (именно этот способ описан в Добротолюбии и Рассказах странника: сидение на низком стульчике, особое управление дыханием и проч.

Однако, имеется способ совершения Иисусовой молитвы, подходящий для всех христиан (не только монахов). Святитель Игнатий Брянчанинов по этому поводу приводит слова известного российского подвижника и аскетического писателя священноинока Дорофея «во всякое время, при всяком деле и на всяком месте». Основа, и практически единственное условие этого метода, — внимание — введение внимания в слова молитвы и удержание его в них. Надо просто слышать слова молитвы, произносимые мыслью или голосом. Некто сказал о невнимательной молитве:

Святитель Феофан Затворник советует сходить умом (вниманием) из головы в сердце. Эти советы способов обучения молению обращены к тем, кто пользуясь ими, правильно понимает их смысл и назначение. Ведь в «Своде Отеческих уроков» Странник помещает пункт: «Отыщи воображением место сердца под левым сосцем и там установись вниманием», на что святитель Игнатий возражает: «Старающийся привести в движение и разгорячить нижнюю часть сердца приводит в движение силу вожделения…» . Святитель предостерегает, что одни подвижники, не зная этого, начинали хулить молитву Иисусову, другие, принимая производимые такой молитвой страстные ощущения за действие благодати, впадали в душевное сладострастие. Обязательные условия правильной практики: 1) понимание смысла каждого слова и всей молитвы и цели молитвы; 2) систематичность; 3) уединение — если не физическое, то в смысле погружения в себя; 4) внутреннее умиротворение, спокойствие; 5) призывание Святого Духа, источником которого является Бог-Отец; причастие Святаго Духа после вознесения Иисуса Христа осуществляется посредством мистического Тела Христова — Церкви Христовой; 6) умеренная продолжительность — в зависимости от ситуации, но прежде всего до тех пор, пока молитва не вызовет утомление. При умно́м делании Иисусовой молитвы ещё до видения Фаворского света неопалимой купины, явленного Моисею, а затем явленного при преображении Господнем в присутствии Моисея и Ильи Пророка, молящиеся испытывают сильнейший стресс, возрастают потребности организма в кислороде, и из-за недостатка кислорода при прелестном опыте молитвы, при принадлежности к безблагодатным церквам или при болезни и чрезмерной усталости вместо божественного света можно познать зрительные и или слуховые галлюцинации — прелесть, обман и забаву сатанинскую, хотя введенные диаволом в искушение и могут утверждать, что они вопреки Священному Преданию и Священному Писанию якобы слышали голоса, видели лики умерших людей, Богоматери, Святых, даже самой Троицы и т. д.

В практике молитвы есть начало, середина и конец. Святитель Игнатий Брянчанинов вслед за великим Симеоном Новым Богословом разъясняет, что в начале практики целью молитвы может быть только покаяние, и думать о лёгкости, радости и, тем более, видении Фаворского света не следует. Начало практики с середины или с конца, как в «Рассказах странника», представляющих распространённую среди католического монашества точку зрения на молитвенную практику как на «средство включения воображения», тем более неминуемо ведёт к прелести, обману и забаве сатанинской, если в них могут впадать даже прошедшие все ступени последовательно.

Основное условие правильного делания Иисусовой молитвы — не забывать о её цели. Цель любой молитвы христиан — покаяние (испрошение оставления грехов и освобождения из ада), то есть, в личном плане, — перемена, очищение от греха, примирение и, как результат желательный и многими достигнутый — возврат в общение с Богом. Главная молитва — Молитва Господня Отче наш, которой научил верующих сам Иисус Христос. Святитель Игнатий Брянчанинов замечает, что заменять главную Молитву Господню и другие молитвы Иисусовой молитвой (как самой простой и короткой) во всех случаях жизни келейное молитвенное правило разрешало только неграмотным. Умно́е делание Иисусовой молитвы — только с разрешения и под контролем духовного отца, независимо от того, практикует ли постоянную Иисусову молитву и умно́е делание сам духовник для тех, кто уже праведен в делах своих и прошёл начальную ступень практики Иисусовой молитвы, с целью достижения праведности мысли и веры — как деятельное безмолвие (святитель Амвросий Медиоланский), подготовка под руководством Человеколюбивого Бога к борьбе. Иоанн Лествичник:

Митрополит Антоний Сурожский подчёркивает, что называя в Иисусовой Молитве Сына и Слово Божие Иисусом Христом этой молитвой православные свидетельствуют своё особое почитание Ветхого Завета (Христос — перевод слова «Мессия», Иисус из Назарета, Иисус Назорей назван Христом (Мессией, Помазанником) потому, что в полной мере имеет те дары Святого Духа, которые согласно Ветхому Завету через помазание получали первосвященники и цари иудейские. Католики и протестанты часто читают просто «Иисус» (перевод — Господь есть Спасение) и, в частности, его основной заповеди — любви к Господу своему и ближнему своему, проявлением которой является приверженность особой, часто не корректно называемой «протестантской», трудовой этике и при необходимости защите своего народа и земного Отечества так же, как Ветхий завет учит защищать народ и Родину Иисуса Христа и Православие.

Святитель Григорий Палама подчеркнул, что «Бог устроил этот видимый мир (сферу бытия) как некое отображение надмирного мира, чтобы нам, через духовное созерцание надмирного мира, как бы по некоей чудесной лестнице достигнуть оного мира». (Киприан (Керн) Антропология св. Григория Паламы. М,1996, стр. 339). Бог вложил «мир (целостность бытия) в сердце» человека, и смысл умно-сердечной Иисусовой молитвы — средства восстановления Благодати Крещения и осознания получаемого посредством мистического Тела Христова — Церкви — причастия Духа Святаго, — через познание сердца (сферы бытия) умом (сознанием) и затем духовное созерцание надмирного мира — помочь в праведных земных делах и себе, и особенно другим, что нужно, в первую очередь, духовным наставникам мирян. Этой цели могут достичь только те, кто начинали свою практику Иисусовой молитвы с тем, чтобы в результате молитвы покаяться, а не для достижения лёгкости, радости и, тем более, видения энергий Бога.

Аскетика

Аскетика — связанная с православным богословием научная дисциплина, предметом которой является изучение процесса возрождения падшего человеческого естества в ходе христианского подвижничества, одним из путей которого является путь исихазма. Именование «исихазм» — производное от греческого слова hesychia, означающего внутреннее спокойствие. Исихастом называется тот, кто посвящает себя молчаливой молитве, в православном исихазме освобождённой, насколько возможно, от любых образов, слов и дискурсивных суждений. Причём если Евагрий Понтийский рассуждает о молчаливой молитве как о деятельности ума (сознания), то составленные уже в 80х годах IV века Макариевы гомилии (составленные, видимо, не духовником Евагрия Макарием Египетским, а другим Макарием, т.е. Макарием Александрийским) отстаивают более приближённое к Библии представление о человеческой личности, согласно которому человек есть не только душа, заключенная в темницу тела (как считали древнегреческие философы и как и теперь рассматривают человека восточные учения), но единое целое: душа, дух и тело вместе. Где Евагрий говорит об уме, или интеллекте (по-гречески nous), там Макарий употребляет древнееврейское понятие сердца, которое подразумевает и целостность мира, вложенную Богом в сердце, и всего человека — не только ум, но также волю, эмоции и тело. Молитва становится «сердечной молитвой»: произносится не только губами и не только умом, но спонтанно возносится всецелым человеческим существом — его губами, умом, чувствами, волей и телом. Молитва целиком заполняет сознание человека и уже не требует усилия, но изливается сама собой. Такая сердечная молитва — плод не одних только собственных усилий человека, но дар Божий. Аскетический подвиг — это умное художество, когда человек становится сотворцом Бога в созидании самого себя в целом, — своего ума, воли, эмоций и тела, одним из способов этого созидания может быть путь православного исихазма, включающий в себя постепенную практику Иисусовой молитвы. Исихаст рождает в самом в себе богочеловека по благодати (по энергиям, по имени), подобно тому как Богоматерь родила Единственного во веки веков Богочеловека по сущности (по природе) — Иисуса Христа. В Православии поэтому неопалимая купина — символ и Богоматери, и исихазма, и даже, возможно, практики Иисусовой молитвы в целом.

Несмотря на кажущееся сходство православной практики Иисусовой молитвы с практиками Востока (особенно «жёлтой веры», которая развивалась под влиянием исихастской традиции Церкви Востока) некорректно смешивать совершенно разные традиции, называя исихазм «христианской йогой». Несмотря на кажущееся внешнее сходство, современный исихазм противоположен всем видам варлаамизма: не только древнегреческой философии, но восточным учениям.

На разных языках

  • На азербайджанском языке: Tanrının oğlu Rəbb Məsih İsa, mən günahkara mərhəmət et.
  • На амхарском языке: እግዚኦ መሐረነ ክርስቶስ
  • На английском языке: Lord Jesus Christ, Son of God, have mercy on me, the sinner.
  • На арабском языке: أيها الرب يسوع المسيح ابن الله, إرحمني أنا الخاطئ
    . В слове «Ясу:» ударение падает на долгую гласную “у:”, тогда как краткая «Я» по звучанию лежит между русским «я» и «е». Звук h идентичен украинскому «г», звук ħ произносится как русское «х» с сильным придыханием.
    ( если молитва женщины).
  • На арамейском языке: ܡܪܝ ܝܫܘܥ ܡܫܝܚܐ ܒܪܗ ܕܐܠܘܐ ܪܚܡ ܥܠܝ ܚܛܝܐ. .
  • На армянском языке: Տէր Յիսուս Քրիստոս Որդի Աստուծոյ ողորմեա ինձ մեղաւորիս
    .
  • На белорусском языке: Пане Езу Хрысце, Сыне Божы, змілуйся нада мною грэшным (грэшнай). Пане змілуйся (сокращённая форма). Госпадзе Ісусе Хрысьце, Сыне Божы памілуй мяне грэшнага(ую).
    І соответствует русской и, остальное (в этом тексте) как по-русски.
  • На болгарском языке: Господи Иисусе Христе, Сине Божий, помилуй мене грешния (грешната).
    Е произносится как э. Перед э, и согласные не смягчаются (в этом тексте).
  • На венгерском языке: Uram Jézus Krisztus, Isten Fia, könyörülj rajtam bűnösön!
    Ударение всегда не первом слоге. É (долгая), ö, ü, ű (долгая) — особые гласные. lj — й. Sz — с. S — ш.
  • На вепсском языке: Sur’ Sünd, Jumalan poig, armahta mindai, grähkhišt.
    Ударение всегда не первом слоге. «Ü» — среднее между «у» и «ю», «ä» — среднее между «а» и «я», «š» читается как «ш».
  • На гавайском языке: Ē ka Haku ‘o Iesu Kristo, Keiki kāne a ke Akua: e aloha mai ia‘u, ka mea hewa.
  • На готском языке: Frauja Iesu Xristu, Sunu Gudis, armais meina frawaurhtis. (текст приблизительный)
  • На греческом языке: Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱέ τοῦ Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν

    τὴν ἁμαρτωλόν если молитва женщины) Примечание: указано рейхлиново произношение, употребляемое в богослужении.

  • На грузинском языке: უფალო იესო ქრისტე, ძეო ღმრთისაო, შემიწყალე მე ცოდვილი.
    Примечание: п1 – с придыханием звучит между “п” и “ф”, ’қ — горловое, г1 и к1 – с придыханием (аналогично английскому “q”), т1 и ц1 — более резкие чем “т” и “ц”.
  • На языке зулу: Nkosi Jesu Kristu, iNdodana kaNkulunkulu, ngihawukele mina, isoni.
  • На иврите: אֲדֹונָי יַשׁוּעַ הַמַשִיחַ, בֵּן אֱלֹהִים, חָנְנֵנִי חוֹטֵא.

    …помилуй мя грешную
    … помилуй нас грешных

  • На идише: האר יעזוס המשיח דער זון פון גאָט רחמנות האָבן (אויף) מיר אַ זינדיקער .
  • На индонезийском языке: Tuan Yesus Kristus, Putera Allah, Kasihanilah aku, orang berdosa.
  • На испанском языке: Señor Jesucristo, Hijo de Dios, ten piedad de mí, pecador.
    .
  • На итальянском языке: Signore Gesù Cristo, Figlio di Dio, abbi misericordia di me peccatore.
    Signore Gesù Cristo, Figlio di Dio, abbi misericordia di noi. — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
    Signore Gesù Cristo, Figlio di Dio, abbi misericordia di … — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй…
  • На казахском языке: Иеміз Иса Мәсіх, Құдайдың рухани Ұлы, бізге күнәкарлардың рақым ете көріңіз. Құдай мейірімділік.
  • На каталанском языке: Senyor Jesucrist, Fill de Déu, tingues misericòrdia de mi, pecador.
  • На языке кикуйю: Mwathani Jesu Kristo, Mwana wa Ngai, njiguire tha.
  • На китайском языке: 主耶穌基督,上帝之子,憐憫我罪人。
  • На корейском языке: 주 예수 그리스도 하느님의 아들이시여, 이 죄인에게 자비를 베풀어 주소서.
    ?
  • На кряшенском языке: Эй Ходайым Иисусъ Христосъ, Алла Улы, мин жазыклыны жарлыка (жазыклыны — «грешнаго»).
  • На латинском языке: Domine Iesu Christe, Fili Dei, miserere mei, peccatoris.
    .
    (peccatricis , если молитва женщины)
  • На латышском языке: Kungs Jēzu Kristu, Dieva Dēls, apžēlojies par mani, grēcinieku.
  • На литовском языке: Viešpatie Jėzau Kristau, Dievo Sūnau, pasigailėk manęs, nusidėjėlio (nusidėjėlės — ж.р.).
  • На македонском языке: Господи, Исусе Христе, Сине Божји, помилуј ме грешниот (грешната — ж.р.)
  • На малайском языке: Один вариант: Wahai Isa-al-Masih, Putra Allah, kasihanilah aku, sesungguhnya aku ini berdosa. Другой вариант: Tuhan Yesus Kristus, Putera Allah, kasihanilah aku, seorang pendosa. Варианты отличаются формулой обращения ко Господу, а также конечной формулировкой.
  • На языке малаялам: കർത്താവായ യേശുക്രിസ്തുവേ, എന്റെ മേൽ കരുണയായിരിക്കേണമേ.
  • На мальтийском языке: Один вариант: Mulej Ġesù Kristu, Iben ta’ Alla l-ħaj, ikollok ħniena minni, midneb. Другой вариант: Mulej Ġesù Kristu, bin Alla, ħenn għalija l-midneb/midinba.
  • На немецком языке: Herr Jesus Christus, (du) Sohn Gottes, hab Erbarmen mit mir (Sünder). .
  • На нидерландском языке: Heer Jezus (Christus), Zoon van God, ontferm U over mij, zondaar.
  • На норвежском языке (бу́кмол): Herre Jesus Krist, Guds sønn, miskunn deg over meg, en synder.
  • На норвежском языке (ню́ношк): Herre Jesus Krist, Guds son, miskunna deg over meg, ein syndar.
  • На осетинском языке: Хицау Йесо Чырысти, Хуцауы Фырт, таригъæд мын бакæн.
  • На польском языке: Panie Jezu Chryste, Synu Boży, zmiłuj się nade mną, grzesznikiem.
  • На португальском: Senhor Jesus Cristo, Filho de Deus, tende piedade de mim, pecador.
  • На румынском языке: Doamne Iisuse Hristoase, Fiul lui Dumnezeu, miluieşte-mă pe mine păcătosul. (păcătoasa если молитва женщины)
  • На сербском языке: Господе Исусе Христе, Сине Божји, помилуј ме грешног.
    (Gospode Isuse Hriste, Sine Božiji, pomiluj me grešnog).
  • На словацком языке: Pane Ježišu Kriste, Synu Boží, zmiluj sa nado mnou hriešnym.
  • На языке суахили: Bwana Yesu Kristo, Mwana wa Mungu, unihurumie mimi mtenda dhambi.
  • На тагальском языке: Panginoong Hesukristo, anak ng Diyos, kaawan mo akong makasalanan.
  • На тайском языке: ข้าแต่พระเยซูคริสต์ พระบุตรพระเจ้า โปรดทรงพระเมตตาลูก ผู้เป็นคนบาป เถิดพระเจ้าข้า.
  • На татарском языке: Әфәнде Гәйсә Мәсих, Алланың Улы! Гөнаһлы мине кызган!
    Ә — средний звук между а и я. Ударения во всех словах на последнем слоге, в слове кызган — к, г глубокозаднеязычные.
  • На турецком языке: Rab İsa Mesih, Tanrı’nın Oğlu, beni bir günahkar merhamet var. (Rab İsa Mesih, Tanrının Oğlu, günahlarımı bağışla).
    Раб Иса́ Меси́х, Танринын Оглу́, бени бир гюнахкар мерhамет вар (Раб Иса́ Меси́х, Танринын Оглу́, гюнахларымы́ баышла́.)
  • Ну удмуртском языке: Кузё-Инмаре, Инмарлэн Пиез Иисус Христос, жаля-уть монэ, сьӧлыкоез.
  • На украинском языке: Господи Ісусе Христе, Сину Божий, помилуй мене грішного (грішну если молитва женщины). Господи, помилуй (сокращённая форма).

    Г — звонкая х. (Более точно — украинская и — среднее между ы и и, а э — среднее между э и е.

  • На филиппинском языке: Panginoong Hesukristo, Anak ng Diyos, kaawaan mo kaming makasalanan!
  • На финском языке: Herra Jeesus Kristus, Jumalan Poika, armahda minua syntistä.
  • На французском языке: Seigneur, Jésus Christ, Fils de Dieu, aie pitié de moi, pécheur.
  • На хорватском языке: Gospodine Isuse Kriste, Sine Božji, smiluj se meni grešnome.
  • На церковнославянском языке:
    • 10—14 вв. (устав) Господи Исѹсе Христе Сыне Божии помилѹи мѧ грѣшьнаго (грѣшьную если молитва женщины).
      .
    • с 15 в. (полуустав) Го́споди Ісу́се Христѐ Сы́не Бо́жїй поми́луй мѧ грѣш(ь)наго (грѣшную если молитва женщины).
      .
    • после Никона (полуустав) Го́споди Іису́се Христѐ Сы́не Бо́жїй поми́луй мѧ грѣшнаго (грѣшную если молитва женщины).
      .
    • На русском языке:
    • с 1708—1710 гг. (стар.орф.) Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшнаго (грѣшную если молитва женщины).
    • с 1917—1918 гг. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную если молитва женщины).
  • На цыганском языке (диалект русских цыган): Ра́ё Ису́со Христо́со, Чя́во Дэвлэ́скро, пота́нгинэ ман, грешнонэ́с.
  • На чешском языке: Pane Ježíši Kriste, Syne Boží, smiluj se nade mnou hříšným.
    . В слове гжи́шныым г — звонкая х.
  • На чувашском языке: Эй, Турă, Турă Ывăлĕ Иисус Христос, çырлах мана, çылăхлăскере.
  • На шведском языке: Herre Jesus Kristus, Guds son, förbarma dig över mig (без последнего слова «грешнаго»).
  • На эсперанто: Sinjoro Jesuo Kristo, Filo de Dio, kompatu min pekan.
  • На эстонском языке: Issand Jeesus Kristus, Jumala Poeg, heida armu minu, patuse, peale. (Во всех словах ударение на первом слоге)
  • На японском языке: 主イイスス ハリストス、神の子よ、我罪人を憐れみ給え。

Следует заметить, что греки традиционно молятся на древнегреческом языке, католики традиционно молятся по-латыни, славяне, исповедующие православие традиционно молятся по-церковнославянски. Но из этого имеются исключения. Так, в последнее время службы в католических костелах Польши переведены с латинского на польский язык, хотя молитвословы и до этого издавались не на латинском, а на польском языке. С недавнего времени службы в Болгарии переведены на болгарский язык. В православных приходах на Востоке употребляется арабский язык. В наши дни, в связи с распространением православия число языков, на которых ведется богослужение значительно увеличилось.

См. также

  • Исихазм

Примечания

  1. Водынский В. Критический анализ «Предисловия к русскому переводу слов и посланий „Макарьевского корпуса“ первого типа» А. Г. Дунаева, Изд. «Индрик», М. 2002 // Философия сегодня : газета. — 2004. — 13 апреля (№ 22).
  2. ↑ Любой молитвой
  3. ↑ Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. — М., 1948.
  4. Осипов А. И. Сравнение практики молитвы Иисусовой по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова) и «Откровенным рассказам Странника». azbyka.ru. Проверено 22 ноября 2017.
  5. Сэлинджер Дж. Д. Фрэнни. / пер. с англ. Рита Райт-Ковалёва. — М.: Худ. лит., 1983; Зуи. / пер. с англ. Рита Райт-Ковалёва. — М.: Худ. лит., 1983.
  6. ↑ До Григория Синаита в практике исихазма, согласно трудам Иоанна Кассиана, например, использовалась молитва «О Господи! Поспеши на помощь мне!». — Saint John Cassian Conference 10 // Transl. by C. S. Gibson. From Nicene and Post-Nicene Fathers, Second Series, Vol. 11. Ed. by Philip Schaff and Henry Wace. Buffalo, NY: Christian Literature Publishing Co., 1894.; Иоанн Лествичник учил повторять имя Иисуса. Заслугой Григория Синаита стала единая молитва исихастов, учитывающая особенности православного вероучения и православного исихазма, и в то же время благодаря приемлемости инославным перекинувшая мост католикам и древневосточным церквам для восстановления единства Церкви в будущем. В самой краткой форме «Го́споди, поми́луй» эта молитва приемлема всем верующим авраамических религий. Но при молитве (например, в самолёте во время опасности) с инославными и иноверцами даже при общем тексте «Господи, помилуй» следует понимать её не как единую и общую, а только одновременную молитву, к которой не относятся правила святых апостолов и Вселенских соборов.
  7. ↑ Поучение святителя Игнатия Брянчанинова о молитвенном правиле. Полный православный молитвослов — сборник молитв. Проверено 22 ноября 2017.
  8. ↑ Вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, и ответы на них. Проверено 18 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  9. Рожнёва О.. Из наследия Оптинских старцев. Иисусова молитва для мирян, Православие.Ru (28 декабря 2012). Проверено 22 ноября 2017.
  10. ↑ Молитвы утренние. Молитвослов. Проверено 18 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
  11. ↑ Молитва Господу Иисусу Христу. blagovest.al.lg.ua. Проверено 22 ноября 2017.
  12. Иисусова молитва. МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ХРИСТИАНСКОЙ МЕДИТАЦИИ. Проверено 22 ноября 2017.
  13. ↑ За ней следует начинательная молитва: «Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.»
  14. ↑ Имеется в виду, что Иисус, в отличие от правивших Иродиадов из идумеев — потомок царя Давида, каким и должен был быть предсказанный Ветхим Заветом Мессия (по-гречески — Христос).
  15. Митрополит Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. azbyka.ru. Проверено 22 ноября 2017.
  16. Святитель Филарет (Дроздов). Письмо митрополита Филарета к графу Д. А. Толстому и мнение его по поводу всеподданнейшего прошения московских единоверцев о церковном разъяснении некоторых постановлений Собора 1667 г…. Христианская церковь  (недоступная ссылка — история). Проверено 22 ноября 2017. Архивировано 29 декабря 2016 года.
  17. ↑ Умное делание. Азбука веры. Проверено 22 ноября 2017.
  18. Архиепископ Антоний. Путь умно́го делания. О молитве Иисусовой и Божественной благодати. — Красногорск: Изд. Красногорского Успенского храма, 1999.
  19. ↑ Поучение в третью неделю Великого поста. О крестоношении, Православие.RU. Проверено 22 ноября 2017.
  20. ↑ Святые отцы о молитве и посте. Святитель Феофан Затворник. Глинские чтения. Проверено 22 ноября 2017.
  21. ↑ Цит. по Слово о молитве Иисусовой. // Игнатий (Брянчанинов) Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. II Аскетические опыты./Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижёв. — М.: Паломник, 2008. — 640 с. ISBN 5-87468-122-1 («’С.249»’)
  22. А.И. Осипов. Сравнение практики молитвы Иисусовой по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова) и «Откровенным рассказам Странника» — А.И. Осипов. Азбука веры. Проверено 22 ноября 2017.
  23. ↑ Молитва Господня. Отче наш (рус.). Полный Православный Молитвослов — сборник молитв. Проверено 22 ноября 2017.
  24. ↑ О молитве Иисусовой (рус.). Полный Православный Молитвослов — сборник молитв. Проверено 22 ноября 2017.
  25. ↑ Послание к Римлянам. Викитека. Проверено 23 января 2013.
  26. ↑ Митрополит Антоний Сурожский. Молитва и жизнь. Иисусова молитва.
  27. ↑ «…и Он (Святой Дух), придя, уличит мир в том, что тот неправильно судит о грехе, справедливости и о Суде: о грехе — потому что не верят в Меня; о справедливости — потому что Я ухожу к Отцу и вы больше Меня не увидите; о Суде — потому что уже осужден Властитель этого мира» (Ин. 16:7-11)
  28. ↑ Святой Дух даёт любовь, радость, мир, стойкость, доброту, щедрость, верность, кротость и умение владеть собой (Галатам. 5:22-23)
  29. Каллист (Уэр), митрополит Диоклийский. Иисусова молитва в учении св. Григория Синаита // Православный Богослов. — 2012. — 25 сентября.
  30. ↑ Хоружий, Сергей Сергеевич. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека
  31. ↑ А. Ю. Геронимус. Богословие священнобезмолвия // Синергия. М., 1995.
  32. ↑ Каллист (Уэр) Православная Церковь
  33. ↑ Несмотря на доктринальные различия влияние действовавших после раскола исихастов этой конфессии (примеры – признававший халкидонское вероучение Сахдона, Иоанн Дальятский, Иосиф Хаззайя, Юссеф Буснайя, и особенно и транслировавший их идеи, и необычайно оригинальный величайший мистик Исаак Сирин, один из авторов Добротолюбия), огромно во всех греческих и славянских православных церквах. — Иларион (Алфеев). Святые отцы – не музейный экспонат.; Муравьёв А. В. Сирийский исихазм как духовный феномен.

Литература

  • Святитель Феофан Затворник. О молитве Иисусовой.
  • Святитель Игнатий Брянчанинов. О существенном делании монаха.
  • Святитель Игнатий Брянчанинов. Дух молитвы новоначального.
  • Святитель Игнатий Брянчанинов. О молитве Иисусовой (Беседа старца с учеником).
  • Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой.
  • Св. Макарий Оптинский. Предостережение.
  • Св. Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве.
  • Митрополит Антоний Сурожский. О Иисусовой молитве.
  • Схиигумен Харитон (Дунаев). Молитва Иисусова // Умное делание.
  • Издание Оптиной пустыни. Как научиться Иисусовой молитве.
  • Откровенные рассказы странника духовному свему отцу.
  • Новиков Н. М. О молитве Иисусовой: Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского. / ред. Г. В. Новикова. — М.: Отчий дом, 2011. — 240 с. — (Путь умного делания). — ISBN 5-85280-221-2.
  • Митрополит Иерофей (Влахос). Одна ночь в пустыне Святой Горы.
  • Книги о Иисусовой молитве.

Ссылки

  • Молитва Иисусова // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Иисусова молитва в исполнении хора братии Валаамского монастыря (недоступная ссылка).
  • Протоиерей Артемий Владимиров Проповедь за Литургией на праздник Обрезания Господня. О наречении имени Иисус. О молитве Иисусовой.
  • Постовалова В. И. Умное делание и умная молитва // XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ : материалы конференции. — М., 2005. — Т. 1. — С. 152—158.

Оценка 3.3 проголосовавших: 33
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here