
Детально: ектения о здравии - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Ектения́ (также ектенья́, эктения́; поздн. греч. ἐκτενὴς — «распространение, протяжное моление»), в богослужении — название последовательности молитвенных прошений. Ектения — одна из главных составных частей богослужения, входит в состав бо́льшей части богослужений в православной церкви.
Виды ектений
В зависимости от момента и характера службы ектения может принимать разные формы, или виды:
- Великая (мирная)
- Сугубая
- Малая
- Просительная
- Некоторые другие виды: на литии, на Литургии (об оглашенных, благодарственная по Причастии), заупокойные, на молебнах и другие.
В Греческой церкви
В Греческой церкви русский термин ектения имеет различные именования:
- Наиболее общий перевод: διακονικά — «диаконские »;
- Другое общее название: συναπτή — «сборные »;
- Великая ектения: εὐχὴ τοῦ τρισαϒίου — букв. «молитва Трисвятого»; Η μεγάλη συναπτή; τα ειρηνικά;
- Просительная ектения: αἰτήσεις; Δέησις; Πληρωτικά;
- Сугубая ектения: просто ἐκτενὴς;
- Малая ектения: Αἴτησις; Μικρὴ Συναπτή.
Общий порядок совершения
Ектению читает, как правило, диакон, стоя на амвоне лицом к алтарю. Вытянув правую руку, он держит в ней орарь и после каждого прошения осеняет себя крестным знамением. Иногда за неимением штатного диакона на службе ектению может прочитывать священник. В Греческой церкви это было так исторически, и лишь только в Русской церкви было всегда обычным иметь также диакона на службе.
Ектения всегда читается в диалоге с хором. Ответные слова хора называются аккламациями. На ектенье бывают четыре различных аккламации:
- «Господи, помилуй»
- «Подай, Господи»
- «Тебе, Господи»
- «Аминь» — заключительная.
Ектения заканчивается возгласом священника, на который хор отвечает: «Аминь!». Возглас священника в большинстве случаев является громко озвученным окончанием про себя читаемой положенной в это время молитвы.
Таким образом, общая схема ектении выглядит так:
Диакон — Хор — Диакон — Хор — ... — Диакон — Хор — Священник — Хор
В некоторых случаях бывают незначительные отступления от этой схемы, особенно когда ектении идут друг за другом, в частности, на литургии.
Великая (мирная) ектения
Предваряет большинство служб православной церкви.
Великая ектения содержит молитвенные прошения о нуждах всей Церкви и общества. Каждое прошение диакон сопровождает поясным поклоном. Моление начинается с предметов наиболее возвышенных («свышнем мире») и постепенно снижается к общецерковным нуждам, затем земным, общественным, и наконец, к личным.
Завершается призывом верующих всецело предать свою жизнь Богу, с надеждой на заступничество Божией Матери и всех святых, и в успокоении пребывать в общецерковной молитве в храме. Возглас священника указывает на славу Божию, как высшее основание и цель мироустройства.
Диакон или священник:
1. — Миром Господу помолимся. |
— Господи, помилуй. Поёт на каждое прошение. |
12. — Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. | — Тебе, Господи. |
Священник даёт возглас:
— Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. |
— Аминь. |
* До начала марта 1917 года вместо 5-го и 6-го нынешних прошений великая ектения содержала 4 прошения о духовной и светской власти и о царствующем доме:
5. — О Святейшем правительствующем Синоде и Преосвященнейшем (имярек, правящем епископе), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся. 6. — О Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем (имярек, далее перечисление высочайших имён августейшей фамилии) Господу помолимся. 7. — О наследнике его, Благоверном Государе и Великом Князе (имярек), и о всем Царствующем Доме: о всей палате (правительстве, суде) и воинстве их Господу помолимся. 8. — О пособити и покорити под нозе их всякаго врага и супостата Господу помолимся. |
** В особенных случаях после 9-го прошения (О плавающих…) Устав указывает вставлять дополнительные прошения:
9a. — О еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в пренебесный Свой жертвенник прияти и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся. 9b. — О еже не возгнушатися благодарением нас, непотребных рабов Своих, еже о приятых от Него благодеяниих во смиренном сердце приносим, но яко кадило благовонное и всесожжение тучное благоприятно Ему да будет, Господу помолимся. 9c. — О еже и ныне послушати глас моления нас, недостойных рабов Своих, и доброе наме́рение и желание верных Своих во благое всегда исполнити, и всегда, яко Щедр, благоде́яти нам, и Церкви Своей Святей, и всякому верному Своему рабý прошения даровати, Господу помолимся. 9d. — О еже избавити Церковь Свою Святую (и рабов Своих, или раба Своего, имярек) и всех нас от всякия скорби, беды, гнева и ну́жды и от всех врагов, видимых и невидимых, здравием же, долгоденствием, и миром, и ангел Своих ополчением верных Своих всегда оградити, Господу помолимся. |
9a. — О еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно дви́жимый на ны, и не уморити нас гладом и жаждою, Господу помолимся. 9b. — О еже благорастворенныя воздýхи и дожди благовременныя к плодоношению милостивно послати земли и людем Своим, Господу помолимся. 9c. — О еже во гневе Своем не погубити людей Своих и скоты́, но повелети облако́м свыше одожди́ти и к плодоношению оросити землю, Господу помолимся. 9d. — О еже повелети земли прозябати плоды на веселие и пищу людей Своих и злак в службу человеком, траву же ското́м, Господу помолимся. 9e. — О еже милостивно призрети на вопль, плач, стенания и умиленныя молитвы старых и юных, младенцев же и всех людей Своих и не погубити нас гладом грех ради наших, но пощадити от смерти души наша и препитати нас в гладе, Господу помолимся. 9f. — О еже благоприятным быти мольбам нашым и, якоже Илию иногда послушати нас, дождем и благорастворенными возду́хи, и помиловати нас, Господу помолимся. 9g. — О еже милостивно услышати глас молитвы нашея и избавити нас от глада, губительства, труса, потопа, огня, града, меча, нашествия иноплеменник, междоусобныя брани и всякая смертоносныя язвы, Господу помолимся. |
Далее идут 10-е, 11-е, 12-е прошения и обычное завершение ектении.
Молебное пение на Новый год
В процессе написания
Молебное пение при начатии учения отрокóв
В процессе написания
Последование молебного пения ко Господу Богу нашему о Богохранимей стране нашей, властéх и воинстве ея, певаемое во время брани против супостатов
В процессе написания
Молебное пение о недужных многих или о едином
В процессе написания
Последование молебнаго пения ко Господу Богу нашему Иисусу Христу, певаемаго во время безведрия, егда дождь многий безгодно идет
В процессе написания
Чин благословения в путешествие
В процессе написания; другие В процессе написания
Малая ектения
Малая ектения является предельно сокращённым вариантом великой ектении (без потери основного смысла). 1-е, 2-е и 3-е прошение её совпадают с 1-м (с прибавкой «Паки и паки»), 11-м и 12-м прошением великой ектении соответственно. Это вторая по значимости и первая по частоте появления на богослужении ектения.
Малая ектения читается после кафизм при чтении Псалтири; на полиелее после каждения; по 3, 6, 9 песни канона утрени; после 1-го и 2-го антифона (точнее, сразу после «Единородный Сыне») на литургии.
Диакон или священник:
1. — Паки и паки миром Господу помолимся. |
— Господи, помилуй. Поёт на каждое прошение |
3. — Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. | — Тебе, Господи. |
Священник даёт возглас (см. ниже). | — Аминь. |
Возглас после кафизмы
- По первой кафизме: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков».
- По второй кафизме: «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков» (как после просительной ектении).
- По третьей кафизме: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
Возглас на полиелее
- «Яко благослови́ся Имя Твое, и просла́вися Царство Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков».
Возглас после песен канона на утрене
На утреннем каноне малая ектения читается преимущественно три раза: по 3-й, 6-й и 9-й песне. Однако на Пасхальной утрене малая ектения читается после каждой песни канона, каждая со своим возгласом. Здесь приводятся все 8 возгласов. Выделены наиболее употребительные возгласы.
- После 1 песни: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков».
- После 3 песни: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
- После 4 песни: «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
- После 5 песни: «Яко святи́ся и просла́вися пречестно́е и великоле́пое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков».
- После 6 песни: «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
- После 7 песни: «Буди держава Царствия Твоего благослове́на и препросла́влена, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков».
- После 8 песни: «Яко благослови́ся Имя Твое, и просла́вися Царство Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков».
- После 9 песни: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
По 1-й кафизме | + | |||||||
По 2-й кафизме | + | |||||||
По 3-й кафизме | + | |||||||
На вечерне (по преподании мира после просительной ектении) | + | |||||||
На полиелее | + |
Возгласы на литургии
- После 1 антифона: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков» — как после 1 кафизмы.
- После 2 антифона с «Единородный Сыне»: «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков» (как после просительной ектении).
Сугубая ектения
Сугубая значит «усиленная». После первых двух прошений клирос поёт «Господи, помилуй» 1 раз, затем на каждое прошение по 3 раза. В её начале диакон призывает верующих молиться особенно сосредоточенно, прибегая к милости и человеколюбию Господа.
Диакон или священник:
1. — Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем. |
— Господи, помилуй (1 раз). Поёт на каждое прошение. |
3. — Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. 4. — Еще молимся о великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (имярек) и о всей во Христе братии нашей. 5. — Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. 6. — Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных. 7. — Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея). 8. — Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. |
— Господи, помилуй (3 раза). Поёт на каждое прошение. |
Священник даёт возглас.
На вечерне, утрене и литургии:
На молебне:
|
— Аминь. |
Просительная ектения
Эта ектения называется просительной, потому что в ней верующие преимущественно молят Бога о благах, временных и вечных. В основе её лежат прошения, оканчивающиеся словами «у Господа просим», после которых клирос поёт «Подай, Господи». Первые два прошения завершаются клиросом обычным образом: «Господи, помилуй», — а последнее словами «Тебе, Господи».
Просительная ектения присутствует в следующих православных богослужениях:
- На всех видах вечерни, кроме малой.
- На всех видах утрени.
- На всех видах литургии.
- На молебнах; при совершении некоторых таинств, например, венчания.
Набор прошений ектении на вечерне и утрене различается в двух словах (буквально). Различаются также возгласы. Особенности просительной ектении на литургии бо́лее сложны и рассмотрены в следующем разделе. Ниже приведена таблица прошений на вечерне. Поправки для просительной ектении на утрени содержатся во всплывающих подсказках выделенных слов.
Диакон или священник:
1. — Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. Здесь на литургии вставляются дополнительные прошения (см. ниже). 2. — Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. |
— Господи, помилуй. Поёт на каждое прошение. |
3. — Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим. 4. — Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. 5. — Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим. 6. — Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим. 7. — Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим. 8. — Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим. |
— Подай, Господи. Поёт на каждое прошение. |
9. — Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. |
— Тебе, Господи. |
Священник даёт возглас.
На вечерне:
На утрене:
|
— Аминь. |
Ектении на литургии
Особенности просительной ектении на литургиях трёх видов
Две просительные ектении на литургии Иоанна Златоуста, две на литургии Василия Великого и одна просительная ектения литургии Преждеосвященных Даров(состоящая из видоизменённых прошений 1‑й и 2‑й просительных ектений обычной литургии) имеют дополнительные прошения. Основа же просительной ектении остаётся постоянной. В следующей таблице стандартные прошения просительной ектении для удобства сравнения затенены (серым цветом). Также для удобства понимания ектения на литургии Преждеосвященных Даров разбита на 2 логические части, столбец «Хор» опущен.
Приготовление к принесению бескровной жертвы.
|
После великого входа.
Евхаристический канон здесь отсутствует, поэтому дальше сразу идут прошения о приготовлении к причащению. |
||||||||||||
Ектения просительная 2-я. После пения «Достойно есть» или задостойника.
|
Эта часть полностью совпадает с соответствующими прошениями 2‑й просительной (слева).
По окончании поётся «Отче наш». |
Ектения об оглаше́нных
Возглашается на каждой литургии, в конце так называемой литургии оглашенных (после чтения Евангелия и сугубой ектении).
1. — Помолитеся, оглашеннии, Го́сподеви. 2. — Ве́рнии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. 3. — Огласи́т их словом истины. 4. — Откры́ет им Евангелие правды. 5. — Соедини́т их Святей Своей Соборней и Апостольстей Церкви. 6. — Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. |
— Господи, помилуй. Поёт на каждое прошение. |
7. — Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните. | — Тебе, Господи. |
Священник даёт возглас:
— Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. |
— Аминь. |
В завершение диакон возглашает:
— Елицы оглашении, изыди́те; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. |
— Господи помилуй. |
Ектения о готовящихся ко Крещению
Следует сразу после ектении об оглашенных на литургии Преждеосвященных Даров, начиная со среды Крестопоклонной (4‑й) седмицы Великого поста.
1. — Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы ко Просвещению, изыдите; помолитеся, иже ко Просвещению. 2. — Ве́рнии, о иже ко святому Просвещению готовящихся братиях и спасении их, Господу помолимся. 3. — Яко да Господь Бог наш утвердит их и укрепит. 4. — Просветит их просвещением разума и благочестия. 5. — Сподобит их во время благопотребно бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления. 6. — Породит их водою и духом. 7. — Да́рует им совершение веры. 8. — Сопричтет их святому Своему и избра́нному стаду. 9. — Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. |
— Господи, помилуй. Поёт на каждое прошение. |
10. — Иже ко Просвещению, главы ваша Господеви приклони́те. | — Тебе, Господи. |
Священник даёт возглас:
— Яко Ты еси Просвещение наше и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. |
— Аминь. |
В завершение диакон возглашает:
— Елицы ко Просвещению, изыди́те; иже ко Просвещению, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. |
— Господи помилуй. |
Ектения заупокойная (о усопших)
Совершается во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении на литургии, при открытых царских вратах, обычно с кадилом в руке возглашающего священнослужителя. Совершается также на отдельных заупокойных службах.
Всплывающие подсказки указывают на видоизменение прошений в случае моления об одном/одной усопшей 1. — Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, мóлим Ти ся, услыши и помилуй. 2. — Еще молимся о упокоении душ усопших раб Божиих (имярек) и о еже проститися имвсякому прегрешению, вольному же и невольному. 3. — Яко да Господь Бог учинит ду́ши их, иде́же праведнии упокоя́ются. |
— Господи, помилуй (3 раза). Поёт на каждое прошение. |
4. — Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим. |
— Подай, Господи. |
5. — Господу помолимся. |
— Господи, помилуй. |
Священник по окончании молитвы об усопших даёт возглас:
— Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопших раб Твоих (имярек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылáем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. |
— Аминь. |
Ектения́ (также ектенья́, эктения́; поздн. греч. ἐκτενὴς — «распространение, протяжное моление»), в богослужении — название последовательности молитвенных прошений. Ектения — одна из главных составных частей богослужения, входит в состав бо́льшей части богослужений в православной церкви.
Содержание
Виды ектенийПравитьВ Греческих церквахПравить
В Греческих церквах русский термин ектения имеет различные именования:
- Наиболее общий перевод: διακονικά — «диаконские »;
- Другое общее название: συναπτή— «сборные »;
- Великая ектения: εὐχὴ τοῦ τρισαγίου — букв. «молитва Трисвятого»; Η μεγάλη συναπτή; τα ειρηνικά;
- Просительная ектения: αἰτήσεις; Δέησις; Πληρωτικά;
- Сугубая ектения: просто ἐκτενὴς;
- Малая ектения: Αἴτησις; Μικρὴ Συναπτή.
Общий порядок совершенияПравить
Ектению читает, как правило, диакон, стоя на амвоне лицом к алтарю. Вытянув правую руку, он держит в ней орарь и после каждого прошения осеняет себя крестным знамением. Иногда за неимением штатного диакона на службе ектению может прочитывать священник. В Греческой церкви это было так исторически, и лишь только в Русской церкви было всегда обычным иметь также диакона на службе.
Ектения всегда читается в диалоге с хором. Ответные слова хора называются аккламациями. На ектенье бывают четыре различных аккламации:
- «Господи, помилуй»
- «Подай, Господи»
- «Тебе, Господи»
- «Аминь» — заключительная.
Ектения заканчивается возгласом священника, на который хор отвечает: «Аминь!». Возглас священника в большинстве случаев является громко озвученным окончанием вполголоса (тайно) читаемой во время ектении молитвы.
Великая (мирная) ектенияПравить
Предваряет большинство чинопоследований служб Православной церкви.
Великая ектения содержит молитвенные прошения. Каждое прошение диакон сопровождает поясным поклоном. Моление начинается с предметов наиболее возвышенных («о Свышнем (Божьем) мире») и постепенно переходит к общецерковным и общественным нуждам, и наконец, к личным.
Таблица 1. Великая ектения.
Диакон или священник:
1. — Ми́ром Го́споду помо́лимся. |
— Го́споди, поми́луй. |
12. — Пресвяту́ю, пречи́стую, преблагослове́нную, сла́вную влады́чицу на́шу Богоро́дицу и Присноде́ву Мари́ю, со все́ми святы́ми помяну́вше, са́ми себе́, и друг дру́га, и весь живо́т наш Христу́ Бо́гу предади́м. |
— Тебе́, Го́споди. |
Священник даёт возглас:
— Я́ко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно (и во век), и во ве́ки веко́в. |
— Ами́нь. |
* До начала марта 1917 года вместо 5-го и 6-го нынешних прошений великая ектения содержала 4 прошения о духовной и светской власти и о царствующем доме:
5. — О Святе́йшем прави́тельствующем Сино́де и преосвяще́ннейшем (имярек, правящем епископе), честне́м пресви́терстве, во Христе́ диа́констве, о всем при́чте и лю́дех Го́споду помо́лимся. 6. — О благочести́вейшем, самодержа́внейшем, вели́ком Госуда́ре на́шем (имярек, далее перечисление высочайших имён августейшей фамилии) Господу помолимся. |
** В особенных случаях после 9-го прошения (О плавающих…) Устав указывает вставлять дополнительные прошения:
9a. — О е́же ми́лостивно ны́нешнее благодаре́ние и мольбу́ нас, недосто́йных рабо́в Свои́х, в пренебе́сный Свой же́ртвенник прия́ти и благоутро́бно поми́ловати нас, Го́споду помо́лимся. 9b. — О е́же не возгнуша́тися благодаре́нием нас, непотре́бных рабо́в Свои́х, е́же о прия́тых от Него́ благодея́ниих во смире́нном се́рдце прино́сим, но я́ко кади́ло благово́нное и всесожже́ние ту́чное благоприя́тно Ему́ да бу́дет, Го́споду помо́лимся. 9c. — О е́же и ны́не послу́шати глас моле́ния нас, недосто́йных рабо́в Свои́х, и до́брое наме́рение и жела́ние ве́рных Свои́х во благо́е всегда́ испо́лнити, и всегда́, я́ко Щедр, благоде́яти нам, и Це́ркви Свое́й Святе́й, и вся́кому ве́рному Своему́ рабý проше́ния дарова́ти, Го́споду помо́лимся. |
9a. — О е́же не помяну́ти беззако́ний и непра́вд люде́й Свои́х и отврати́ти от нас весь гнев Свой, пра́ведно дви́жимый на ны, и не умори́ти нас гла́дом и жа́ждою, Го́споду помо́лимся. 9b. — О е́же благорастворе́нныя воздýхи и дожди́ благовре́менныя к плодоноше́нию ми́лостивно посла́ти земли́ и лю́дем Свои́м, Го́споду помо́лимся. 9c. — О е́же во гне́ве Свое́м не погуби́ти люде́й Свои́х и скоты́, но повеле́ти облако́м свы́ше одожди́ти и к плодоноше́нию ороси́ти зе́млю, Го́споду помо́лимся. |
Далее идут 10-е, 11-е, 12-е прошения и обычное завершение ектении.
Молебное пение на Новый год
В процессе написания
Молебное пение при начатии учения отрокóв
В процессе написания
Последование молебного пения ко Господу Богу нашему о Богохранимей стране нашей, властéх и воинстве ея, певаемое во время брани против супостатов
В процессе написания
Молебное пение о недужных многих или о едином
В процессе написания
Последование молебнаго пения ко Господу Богу нашему Иисусу Христу, певаемаго во время безведрия, егда дождь многий безгодно идет
В процессе написания
Чин благословения в путешествие
В процессе написания; другие В процессе написания
Малая ектенияПравить
Малая ектения является предельно сокращённым вариантом великой ектении (без потери основного смысла). 1-е, 2-е и 3-е прошение её совпадают с 1-м (с прибавкой «Па́ки и па́ки»), 11-м и 12-м прошением великой ектении соответственно. Это вторая по значимости и первая по частоте появления на богослужении ектения.
Малая ектения читается после кафизм при чтении Псалтири; на полиелее после каждения; по 3, 6, 9 песни канона утрени; после 1-го и 2-го антифона (точнее, сразу после «Единоро́дный Сы́не») на литургии.
Диакон или священник:
1. — Па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся. |
— Го́споди, поми́луй. |
3. — Пресвяту́ю, Пречи́стую, Преблагослове́нную, Сла́вную Влады́чицу на́шу Богоро́дицу и Присноде́ву Мари́ю, со все́ми святы́ми помяну́вше, са́ми себе́, и друг дру́га, и весь живо́т наш Христу́ Бо́гу предади́м. |
— Тебе́, Го́споди. |
Священник даёт возглас (см. ниже). |
— Ами́нь. |
Возглас после кафизмы
- По первой кафизме: «Я́ко Твоя́ держа́ва, и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
- По второй кафизме: «Я́ко благ и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в» (как после просительной ектении).
- По третьей кафизме: «Я́ко Ты еси́ Бог наш, Бог ми́ловати и спаса́ти, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
Возглас на полиелее
- «Я́ко благослови́ся И́мя Твое́, и просла́вися Ца́рство Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
Возглас после песен канона на утрене
На утреннем каноне малая ектения читается преимущественно три раза: по 3-й, 6-й и 9-й песне. Однако на Пасхальной утрене малая ектения читается после каждой песни канона, каждая со своим возгласом. Здесь приводятся все 8 возгласов. Выделены наиболее употребительные возгласы.
- После 1 песни: «Я́ко Твоя́ держа́ва, и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
- После 3 песни: «Я́ко Ты еси́ Бог наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
- После 4 песни: «Я́ко благ и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
- После 5 песни: «Я́ко святи́ся и просла́вися пречестно́е и великоле́пое И́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свято́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
- После 6 песни: «Ты бо еси́ Царь ми́ра и Спас душ на́ших, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
- После 7 песни: «Бу́ди держа́ва Ца́рствия Твоего́ благослове́на и препросла́влена, Отца́, и Сы́на, и Свято́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
- После 8 песни: «Я́ко благослови́ся И́мя Твое́, и просла́вися Ца́рство Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свято́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
- После 9 песни: «Я́ко Тя хва́лят вся си́лы небе́сныя, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
По 1-й кафизме | + | |||||||
По 2-й кафизме | + | |||||||
По 3-й кафизме | + | |||||||
На вечерне (по преподании мира после просительной ектении) | + | |||||||
На полиелее | + |
Возгласы на литургии
- После 1 антифона: «Я́ко Твоя́ держа́ва, и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свято́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в» — как после 1 кафизмы.
- После 2 антифона с «Единоро́дный Сы́не»: «Я́ко благ и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в» (как после просительной ектении).
Сугубая ектенияПравить
Сугу́бая значит «усиленная». После первых двух прошений клирос поёт «Го́споди, поми́луй» 1 раз, затем на каждое прошение по 3 раза. В её начале диакон призывает верующих молиться особенно сосредоточенно, прибегая к милости и человеколюбию Господа.
Диакон или священник:
1. — Рцем вси от всея́ души́ и от всего́ помышле́ния на́шего рцем. |
— Го́споди, поми́луй (1 раз). |
3. — Поми́луй нас, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, мо́лим Ти ся, услы́ши и поми́луй. |
— Го́споди, поми́луй (3 раза). |
Священник даёт возглас.
На вечерне, утрене и литургии:
На моле́бне:
|
— Ами́нь. |
Просительная ектенияПравить
Эта ектения называется просительной, потому что в ней верующие преимущественно молят Бога о благах, временных и вечных. В основе её лежат прошения, оканчивающиеся словами «у Го́спода про́сим», после которых клирос поёт «Пода́й, Го́споди». Первые два прошения завершаются клиросом обычным образом: «Го́споди, поми́луй», — а последнее словами «Тебе́, Го́споди».
Просительная ектения присутствует в следующих православных богослужениях:
- На всех видах вечерни, кроме малой.
- На всех видах утрени.
- На всех видах литургии.
- На молебнах; при совершении некоторых таинств, например, венчания.
Набор прошений ектении на вечерне и утрене различается в двух словах (буквально). Различаются также возгласы. Особенности просительной ектении на литургии бо́лее сложны и рассмотрены в следующем разделе. Ниже приведена таблица прошений на вечерне. Поправки для просительной ектении на утрени содержатся во всплывающих подсказках выделенных слов.
Диакон или священник:
1. — Испо́лним моли́тву на́шу Го́сподеви. |
— Го́споди, поми́луй. |
3. — всего́ соверше́нна, свя́та, ми́рна и безгре́шна у Го́спода про́сим. |
— Пода́й, Го́споди. |
9. — Пресвяту́ю, Пречи́стую, Преблагослове́нную, Сла́вную Влады́чицу на́шу Богоро́дицу и Присноде́ву Мари́ю, со все́ми святы́ми помяну́вше, са́ми себе́, и друг дру́га, и весь живо́т наш Христу́ Бо́гу предади́м. |
— Тебе́, Го́споди. |
Священник даёт возглас.
На вечерне:
На утрене:
|
— Ами́нь. |
Ектении на литургииПравить Особенности просительной ектении на литургиях трёх видовПравить
Две просительные ектении на литургии Иоанна Златоуста, две на литургии Василия Великого и одна просительная ектения литургии Преждеосвященных Даров (состоящая из видоизменённых прошений первой и второй просительных ектений обычной литургии) имеют дополнительные прошения. Основа же просительной ектении остаётся постоянной. В следующей таблице стандартные прошения просительной ектении для удобства сравнения затенены (серым цветом). Также для удобства понимания ектения на литургии Преждеосвященных Даров разбита на две логические части, столбец «Хор» опущен.
Приготовление к принесению бескровной жертвы.
|
После великого входа.
Евхаристический канон здесь отсутствует, поэтому дальше сразу идут прошения о приготовлении к причащению. |
||||||||||||
Ектения проси́тельная 2-я. После пения «Досто́йно есть» или задосто́йника.
|
Эта часть полностью совпадает с соответствующими прошениями 2‑й просительной (слева).
По окончании поётся «О́тче наш». |
Ектения об оглашенныхПравить
Возглашается на каждой литургии, в конце так называемой литургии оглашенных (после чтения Евангелия и сугубой ектении).
1. — Помоли́теся, оглаше́ннии, Го́сподеви. |
— Го́споди, поми́луй. |
7. — Оглаше́ннии, главы́ ва́ша Го́сподеви приклони́те. |
— Тебе́, Го́споди. |
Священник даёт возглас:
— Да и ти́и с на́ми сла́вят пречестно́е и великоле́пое и́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. |
— Ами́нь. |
В завершение диакон возглашает:
— Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся. |
— Го́споди поми́луй. |
Ектения о готовящихся ко КрещениюПравить
Следует сразу после ектении об оглашенных на литургии Преждеосвященных Даров, начиная со среды Крестопоклонной (4‑й) седмицы Великого поста.
1. — Ели́цы оглаше́ннии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы ко Просвеще́нию, изыди́те; помоли́теся, и́же ко Просвеще́нию. |
— Го́споди, поми́луй. |
10. — И́же ко Просвеще́нию, главы́ ва́ша Го́сподеви приклони́те. |
— Тебе́, Го́споди. |
Священник даёт возглас:
— Я́ко Ты еси́ Просвеще́ние на́ше и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. |
— Ами́нь. |
В завершение диакон возглашает:
— Ели́цы ко Просвеще́нию, изыди́те; и́же ко Просвеще́нию, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся. |
— Го́споди поми́луй. |
Ектения заупокойная (о усопших)Править
Совершается во все дни церковного года (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) после сугубой ектении на литургии, при открытых царских вратах, обычно с кадилом в руке возглашающего священнослужителя. Совершается также на отдельных заупокойных службах. На панихиде заупокойная ектения может быть великой, малой и сугубой.
Всплывающие подсказки указывают на видоизменение прошений в случае моления об одном/одной усопшей |
— Го́споди, поми́луй (3 раза). |
4. — Ми́лости Бо́жия, Ца́рства Небе́снаго и оставле́ния грехо́в у Христа́, Безсме́ртнаго Царя́ и Бо́га на́шего, про́сим. |
— Пода́й, Го́споди. |
5. — Го́споду помо́лимся. |
— Го́споди, поми́луй. |
Священник по окончании молитвы об усопших даёт возглас:
— Я́ко Ты еси́ Воскресе́ние и живо́т, и поко́й (имярек), Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсылáем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. |
— Ами́нь. |
Заключительная ектения повечерия и полунощницыПравить
Особенностью этой ектении является то, что она почти никогда не печатается ни в служебниках, ни в чиновниках, зато всегда находится в часословах — в последовании вседневной полунощницы, и в Следованной Псалтири. Кроме того, эта ектения произносится не диаконом, а священником. Начало ектении на повечерии и на полунощнице несколько отличается.
1. — Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же, Упова́ние на́ше, сла́ва Тебе́. |
Сла́ва, и ны́не:
— Го́споди поми́луй, (трижды). Благослови́. |
Священник на коленях лицом к народу с амвона возглашает:
2. — Влады́ко многоми́лостиве, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, моли́твами Всепречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, предста́тельствы честны́х Небе́сных Сил безпло́тных, честна́го сла́внаго проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, святы́х сла́вных и добропобе́дных му́чеников, преподо́бных и Богоно́сных оте́ц на́ших, святы́х и пра́ведных Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны, и всех Твои́х святы́х, благоприя́тну сотвори́ моли́тву на́шу. Да́руй нам оставле́ние прегреше́ний на́ших. Покры́й нас кро́вом крилу́ Твое́ю. Отжени́ от нас вся́каго врага́ и супоста́та. Умири́ на́шу жизнь, Го́споди; поми́луй нас и Мир Твой, и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко Благ и Человеколю́бец. И творит земной поклон. |
И весь народ отвечает:
— Бог да прости́т тя, о́тче честны́й, помоли́сь и о нас гре́шных. |
Встав с колен произносит:
4. — Благода́тию и человеколю́бием свои́ми Бог прости́т и поми́лует всех нас. |
Священник на амвоне творит отпуст лицом к народу, затем произносит:
1. — Благослови́те, отцы́ святи́и, братья и сестры и прости́те ми гре́шному вся, елика согрешихв сей день: делом, словом и помышлением. И кладёт земной поклон |
Весь народ отвечает:
— Бог да прости́т тя, о́тче честны́й, помолись и о нас грешных. |
Встав с колен произносит:
2. — Благодатию и человеколюбием своими Бог простит и помилует всех нас. |
Священник на амвоне поворачивается лицом к алтарю и произносит:
1. — Помо́лимся о Вели́ком господи́не и Отце́ на́шем, Святе́йшем Патриа́рсе Моско́встем и всея́ Руси (имярек), и о господи́не на́шем Преосвяще́ннейшем епи́скопе (или Высокопреосвященнейшем архиепи́скопе, или митрополи́те) имярек. |
— Го́споди, поми́луй. |
15. — Рцем и о себе́ саме́х. |
— Го́споди поми́луй, (трижды). |
16. — Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. |
— Ами́нь. |
ПримечанияПравить
- ↑ М. А. Макаровская, И. В. С. Ектения // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII. — С. 248-251. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
- ↑ За редкими исключениями, например, на литургии на 2-й просительной ектении вместо «Аминь!» после возгласа священника по смыслу поётся «Отче наш».
- ↑ В церковнославянском написание «мир» и всех производных от него обозначало спокойствие, в отличие от слова «мiр», то есть общество людей. Здесь речь идёт о мире как о спокойствии. «Миром» значит «в тишине и спокойствии духа».
- ↑ Здесь и далее форма прошения о предстоятеле церкви приведена по форме, используемой в Русской православной церкви с 1917 г.
- ↑ Деревня, село (ц.-слав.).
- ↑ «О благорастворении воздухов,…Господу помолимся» (Ὑπὲρ εὐκρασίας ἀέρων … τοῦ Κυρίου δεηθῶμεν): согласно изъяснению переводчика на русский язык Божественной литургии митрополита Ионафана (Елецких), 8-е прошение «содержит прошение вседержителю Богу о творении (образовании) и распространении на все стороны света воздушных потоков (ветров) в пользу земледелия и всего живого, дабы ветры принесли всем благопотребные дожди, тепло или прохладу». («Толковый путеводитель по Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста», обновлённое веб-издание, сентябрь, 2014 г., великая ектения, прошение 8-е, комментарий в сноске).
- ↑ Русская церковь и русская революция. Гайда Ф. // Православие.ru
- ↑ Из служебника 1901 года.
- ↑ на Пасхальной утрене читается после каждой песни канона
- ↑ Снова и снова (ц.-слав.).
- ↑ Здесь: воззовем (ц.-слав.).
- ↑ Их (ц.-слав.).
- ↑ Запах (ц.-слав., в переносном смысле).
- ↑
ЛитератураПравить
- Беловинский Л. В. Ектенья // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 191—192. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.
- Богослужение православной церкви (репринт. изд. 1912 года). — М.: Даръ, 2005.
- Ектения // Православная богословская энциклопедия. — Т. 5. — Петроград. (Прил. к духовному журн. «Странник» за 1904 г.)
- Настольная книга священнослужителя. — М.: Издательский совет РПЦ, 1992.
- Митрополит Ионафан (Елецких). Толковый путеводитель по Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста. Веб-издание, сентябрь, 2014 год. Официальный сайт архиепископа Ионафана (Елецких) «Собрати расточенныя», окно «Литургика».
- Ектения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Продолжая наш с Вами разговор о чинопоследовании Божественной Литургии, я напомню то, на чем мы остановились. Последней рассматриваемой темой были Апостольские и Евангельские чтения. Вообще, благоговейное слушание Евангелия – это кульминация первой части нашего главного Богослужения, а называется этот раздел Литургия оглашенных. Именно, после чтения Евангелия и возглашения двух ектений (сугубой и ектеньи об оглашенных), люди, готовившиеся в древней Церкви к принятию Таинства Крещения, должны были покидать храм. Если сейчас любой человек может в любое время войти в храм и выйти из него, то в древней Православной Церкви было не так. После возгласа диакона: «оглашенные (то есть, «готовящиеся ко крещению») изыдите», некрещеные храмовое помещение покидали. За этим следили специальные церковнослужители. Затем, запирались двери, и начиналась вторая и самая важная часть службы – Литургия верных. И все верные – то есть, православные христиане – приступали ко Святым Тайнам. Если – кто не мог причаститься, по разным причинам, то тоже был вынуждаем покинуть храм. Если же, не дай Бог, христианин ленился приступать к Чаше Спасения три или две недели, то его отлучали от Церкви. Вот такие были строгие нравы.
Но вернемся к моменту, когда только что было прочитано Евангелие. Хор от лица молящихся, поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!». В очень многих храмах сразу следует проповедь священника, но у нас Отец Настоятель Богослужения не прерывает и сразу начинает сугубую ектению.
Греческое слово «Ектения» – вы помните – означает «моление». Сугубая Ектения – это усиленное моление, в котором на возгласы священника хор отвечает трехкратным «Господи, помилуй».
Как и Великая Ектения, сугубая является неотъемлемой частью не только Литургии, но и каждой церковной службы. Но если Великую Ектению мы находим в начале каждой службы, то Ектения сугубая составляет, как правило, её завершение. Мы помним, что для оглашенных служба как раз заканчивалась. Именно с этим связано появление сугубого прошения в середине нашей Божественной Литургии.
В чем же функциональные различия, кроме трехкратного «Господи, помилуй», между Великой и Сугубой ектениями? Они, текстуально похожи, в чем внутреннее различие?
Дело в том, что в Великой Ектении молитва Церкви подается и раскрывается как «общее дело», во всем его космическом и вселенском объеме. Человек на церковном собрании призывается «отложить попечение» о всем частном, личном и своём. Человек призывается к тому, чтобы отложить свой личный эгоизм.
Но Христос пришел не только ко всему роду людскому, не только к человечеству; но и к каждому человеку отдельно. Поэтому в Сугубой Ектении Церковь сосредотачивает нашу молитву на наших частных, конкретных и личных нуждах. Но только потому, что сначала мы смогли забыть о себе и думать о других в любви Христовой, в конце богослужения мы можем теперь эту любовь Христову, живущую в Церкви, обратить ко «всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, милости Божией и помощи требующей…». Даже то прошение, которое пришло к нам из Иерусалимского Братства хранителей Гроба Господня, в котором мы молим «о священнищах, священномонасех и всем во Христе братстве нашем», – сейчас нами поминается как молитва о единой Церковной семье, где все мы – и священники, и монахи, и клирос, и каждый из прихожан и прихожанок – все мы браться и сестры. Мы молимся не о «них», а о нас всех, объединенных Христовой Любовью. Теоретически, в Сугубую Ектенью можно попросить священника вставить молитву о наших с вами болящих или путешествующих сродниках. Я сам не раз слышал такие вставки в нескольких маленьких московских церквушках, где атмосфера, действительно, камерная и семейная. Но практически, на подобное литургическое творчество требуется специальное благословение архиерея. К сожалению, за годы советской власти, когда открытыми оставались лишь редкие Церкви, куда съезжались сотни, а иногда, тысячи людей, эта практика понимания Литургии не только как космического таинства, но и приношения Богу – «скорбей людей, пленных воздыханий, страданий убогих, нужд путешествующих, скорбей немощных, старых немощей, рыданий младенцев, обетов дев, молитв вдов и умиления сирот» – так вот – это понимание Литургии ушло. И уже после отпуста Литургии, к ней стали присоединять панихиды и молебны, которые, как частные требы, должны совершаться отдельно (например, на дому). Еще раз повторю: молебны и панихиды – это не часть Литургии, ибо уже наши записочки поминались на проскомидии, и читать их вновь незачем, а совершенно отдельное богослужение. И теперь, когда храмов становится все больше и больше, не огромных соборов, а именно церковок, рассчитанных на 50-100 прихожан, практика помолиться на Сугубой Ектении за всем известную тяжко болящую Веру (или Нину), дабы «Господь извёл ея от ложа болезни и озлобления неврежденну» постепенно снова возвращается.
Но еще раз повторю, что это технически невозможно в храмах, куда ходят большое количество людей, так как подобные молитвы с перечислением пары-тройки сотен имен, способны остановить службу на 40 или 50 минут. Именно поэтому, на заупокойной сугубой ектении, не должны читаться записки, поданные об упокоении усопших. Литургия – подобна стреле, которая выпущена к одной цели: к Святому Причащению. Практику некоторых храмов, где по часу читают на заупокойной ектении бесконечный перечень имен, можно смело назвать литургически неоправданной.
Наконец, звучит Ектения об оглашенных. Мы с вами говорили, что её надо понимать, как молитву о наших родичах и знакомых, еще не пришедших в Церковь. Следует призыв «оглашении, главы ваша Господеви, приклоните», в ответ на который четверть храма, не являясь некрещеными, зачем-то наклоняют головы. Опять и опять повторю: мы уже не оглашенные, мы верные, мы православные христиане. Нас с вами никто голову преклонить не призывает! Не надо кланяться в этот момент!
«Оглашенные изыдите!» – призывает священник некрещеных покинуть храм. Пусть же в этот момент и наши головы покинут «оглашенные» и нехристианские мысли!
Далее, священник обращается уже ко всем нам: «Да никто от оглашенных елицы вернии (то есть, только верные) паки и паки (снова и снова) Господу помолимся!».
Этим возгласом начинается основная часть Божественной Литургии – «ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ».
В ответ хор, от лица всех молящихся, очень медленно поет: «Господи, помилуй».
Почему медленно? Дело в том, что во время пения хора, священник про себя или вполголоса читает первую молитву верных:
«Благодарим Тя, Господи Боже Сил (Апок.: 11:17. Пс. 83:9), сподобившаго нас предстати и ныне Святому Твоему Жертвеннику и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих (Евр. 9:7): приими, Боже, моление наше, сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы и жертвы бескровныя о всех людех Твоих: и удовли нас (помоги нам), их же положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно, в чистем свидетельстве совести нашея (1 Тим. 3:9) призывати Тя на всякое время и место: да послушая нас, милостив нам будеши во множестве Твоея благости».
Здесь, священник молится не только от лица церковнослужителей, но и всех христиан.
Следует второе прошение и возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…».
После этой ектении сразу звучит призыв второй ектении: «Паки и паки миром Господу помолимся». Снова хор медленно поет: «Господи, помилуй», а священник в это время читает вторую молитву верных:
«Паки (снова), и многажды Тебе припадаем, и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да призрев на моление наше (3 Цар. 8:28), очистиши наша души и телеса от всякие скверны плоти и духа (2 Кор. 7:1), и даси нам неповинное и неосужденное предстояние Святаго Твоего Жертвенника. Даруй же, Боже, и молящимся с нами преспеяние жития и веры и разума духовнаго (Кол. 1:9): и даждь им всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися Святых (1 Езд. 5:40) Твоих Таин, и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися (2 Сол. 1:5).
Священник говорит здесь не только от своего имени, но и от имени «молящихся с нами» и «с любовию служащих Тебе». Мы с вами, дорогие браться и сестры, не только «выстаиваем» или «выслушиваем» Литургию. Но «едиными усты и единым сердцем» сослужим священнику. Без нас – церковного народа – он Литургию совершать не может. Нужен хотя бы еще один человек в храме, чтобы сбылось обетование Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я буду среди них».
А если нас больше, то и пламя нашей общей молитвы из отдельных маленьких свечек, начинает разгораться в единый общий огнь, освещающий не только наши души, но и мир вокруг нас.
И пусть мир тёмен и «во зле лежит». «Не бойся малое стадо!», – говорит Христос, – «Я с вами до скончания века».
Тьма отступает и приходит Рассвет. «Се гряди, Господи Иисусе!». «Да приидет Царствие Твое!». Аминь.
Здесь, перед чудными словами «Херувимской песни», я и хотел бы закончить сегодняшнюю лекцию.