Господь воцарися в лепоту облечеся ноты

Детально: господь воцарися в лепоту облечеся ноты - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

Всенощное бдение

  • Благослови душе моя Господа(Греческий роспев обр.А.Львова) на церк.-славянском
  • Благослови душе моя Господа(Греческий роспев) на церк.-славянском
  • Благослови душе моя Господа(Д.Аллеманов для 3-х гол.)
  • Благослови душе моя Господа(Д.Аллеманов)
  • Блажен муж (Киевский роспев, гарм.Д.Соловьева)
  • Блажен муж (Рижское) на церк.-славянском
  • Блажен муж(Киевский роспев) на церк.-славянском
  • Богородице Дево радуйся (Роспев КПЛ)
  • Богородице Дево радуйся (Роспев КПЛ, для муж.хора)
  • Богородице Дево,радуйся(Воскресенского м-ря)на церк.-славянском
  • Великое Славословие (Болгарский роспев на 8-й глас)
  • Великое Славословие (двухголосье,И.Сахно) на церк.-славянском
  • Великое Славословие (К.Стеценко) на церк.-славянском
  • Великое Славословие (Роспев Киево-Печерской Лавры)на церк.-славянском
  • Великое Славословие (Роспев КПЛ для муж.хора пер.Л.Д.Малашкина)
  • Великое Славословие (Роспев КПЛ для муж.хора) на церк.-славянском
  • Великое Славословие(Роспев КПЛ, пер.Л.Д.Малашкина)
  • Величит душа моя Господа(Знаменный роспев гарм.И.Смирнова для муж.хора)на церк.-славянском
  • Величит душа моя Господа(Знаменный роспев гарм.И.Смирнова)на церк.-славянском
  • Величит душа моя Господа(К.Стеценко)
  • Взбранной Воеводе(муз.свящ.Д.Аллеманова для муж.хора) на церк.-славянском
  • Взбранной Воеводе(муз.свящ.Д.Аллеманова) на церк.-славянском
  • Воскресение Христово видевше (Киевский роспев, 1892)
  • Воскресение Христово видевше(Киевский роспев)на церк.-славянском
  • Днесь спасение миру бысть(гарм.Т.Мельниченко) на церк.-славянском
  • Запевы на Слава,и ныне 1-8 гласы ( Киевский роспев)
  • Запевы на Слава,и ныне 1-8 гласы (Сокращенный киевский роспев) ИСПРАВЛЕНО
  • Малое славословие (Виноградов) на церк.-славянском
  • Малое славословие (Знаменный роспев)
  • Малое славословие(муз.К.Пастернака для 3-х гол.)
  • Ныне отпущаеши (Роспев КПЛ)
  • Ныне отпущаеши(К.Стеценко)
  • Ныне отпущаеши(Киевский роспев)
  • Ныне отпущаеши(Киевский роспев,гарм.А.Рожнова для 3-х гол)
  • Ныне отпущаеши(Роспев КПЛ,обр.иером.Нафанаила,ред.для 3-х гол)
  • Ныне отпущаеши(свящ.Д.Аллеманов для муж.хора)
  • Ныне отпущаеши(свящ.Д.Аллеманов)
  • Преблагословенна еси,Богородице Дево, глас 6(Киевский роспев) на церк.-славянском
  • Прокимны воскресны на утрени гл.3(Знаменный роспев)на церк.-славянском
  • Прокимны воскресны на утрени гл.4(Знаменный роспев)на церк.-славянском
  • Свете тихий
  • Свете тихий (Роспев КПЛ для муж.хора) на церк.-славянском
  • Свете тихий (Роспев КПЛ) на церк.-славянском
  • Свете тихий (Роспев КПЛ, пер.Л.Д.Малашкина)
  • Свете тихий(для3-х гол) на церк.-славянском
  • Свете тихий(Знаменный роспев И.Смирнова для муж.хора) на церк.-славянском
  • Свете тихий(Знаменный роспев И.Смирнова) на церк.-славянском
  • Свете тихий(Киевский роспев) на церк.-славянском
  • Свете тихий(муз.А.Архангельского)
  • Свете тихий(сокр.киевский роспев,гарм.Н.Кедрова-сына)
  • Свети тихий (Роспев КПЛ, пер.Л.Д.Малашкина для муж.хора)
  • Свят Господь Бог 1-8 гласы(Знаменный роспев) на церк.-славянском
  • Сподоби Господи (напев Оптиной пустыни для муж.хора) на церк.-славянском
  • Сподоби Господи (напев Оптиной пустыни) на церк.-славянском
  • Степенна гл.1(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Степенна гл.2(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Степенна гл.3(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Степенна гл.4(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Степенна гл.5(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Степенна гл.7(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Степенна гл.8(Древний роспев гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Тропари воскресны по Вел.славословии в недели 2,4,6,8 гласов(Знаменный роспев)на церк.-славянском
  • Тропари воскресны по Вел.славословии(Греческий роспев)на церк.-славянском
  • Тропари воскресны по Вел.славословии(Знаменный роспев гарм.П.Турчанинова)на церк.-славянском
  • Тропари воскресны по Вел.славословии(П.Турчанинов ред.для 3-х гол)
  • Тропари по непорочнах (Киевский роспев) ИСПРАВЛЕНО
  • Тропари по непорочнах(Малый знаменный роспев гарм.П.Чесноков изл.архим.Матфей) на церк.-славянском
  • Хвалите имя Господне (Роспев КПЛ,гарм.Л.Д.Малашкина для муж.хора)
  • Хвалите имя Господне (Роспев КПЛ,гарм.Л.Д.Малашкина)
  • Хвалите имя Господне(Валаам.напева гарм.архиеп.Ионафана) на церк.-славянском
  • Хвалите имя Господне(Знаменный роспев гарм.И.Смирнова) на церк.-славянском
  • Хвалите имя Господне(муз.А.Горошко) на церк.-славянском
  • Хвалите имя Господне(муз.Т.Мельниченко)

Представляем Вашему вниманию нотный сборник архимандрита Матфея (Мормыля) “Всенощное бдение. Неизменяемые песнопения для монастырских хоров” 

Одним из уникальных образцов современного богослужебного пения Русской Православной Церкви является нотный сборник «Всенощное бдение: неизменяемые песнопения для монастырских хоров» (составитель архимандрит Матфей (Мормыль), Троице-Сергиева Лавра, 2005; более ранний вариант — 1999 года).

  Посвященный и выпущенный к 2000-летию Рождества Христова, нотный сборник основан на сложившемся и устоявшемся репертуаре Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и явно символизирует возрождение духовно-музыкальной культуры России.

  Это своего рода обобщение того музыкального опыта, который коренится в древних монастырских напевах Троице-Сергиевой Лавры, а также «делании» связанных с нею композиторов. Современный регент сумел обобщить, изложить и богато представить церковно-певческое достояние.

  С одной стороны, этот нотный сборник продолжает отечественную традицию, особенно начала века, а с другой — представляет современный подход, обогащенный творческим опытом клиросных коллективов Лавры и познаниями «регента номер один» (Гуляницкая) сегодняшней православной России.

  Отличительной чертой «Всенощного бдения» является не только достаточно широкий охват музыки классиков церковно-певческого искусства, например А. Кастальского, П. Чеснокова, А. Никольского, С. Смоленского (Московская школа пения), но и включение в репертуар музыки других известных русских хоровых деятелей: Н. Потулова, Г. Львовского, Д. Соловьева, М. Яичкова, иеромонаха Нафанаила (Бочкало), протоиерея Д. Аллеманова, А. Касторского, Я. Чмелева и др.

  Однако не только в этом значимость и красота этого труда. Здесь представлен огромный певческий материал, сосредоточенный в различных распевах,— интонационный опыт предшествующих поколений, запечатленный в мелодиях, «певаемых» не одним поколением русского народа…(Константин Карманов)

Содержание сборника:

ВЕЧЕРНЯ

ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ

1 Напев Троице-Сергиевой Лавры

2 Знаменный распев. Изложение архим. Матфея

3 Муз. С.Рахманинова

ПРЕДНАЧИНАТЕЛЬНЫЙ ПСАЛОМ

4 Напев ТСЛ (Большое). Гармонизация иером.Нафанаила (Бачкало)

5 Напев ТСЛ (Малое). Распето архим.Матфеем по обиходному варианту иером. Нафанаила

6 Распев Киево-Печерской Лавры. Переложение Н.Г. Рожкова. Редакция архим. Матфея

7 Музыка прот. Д.Аллеманова. Переложение для муж.хора архим.Матфея

8 Греческий распев в гармонизации Д.М.Яичкова. Переложение для муж.хора архим. Матфея

9 Напев Саровской пустыни в изложении архим.Матфея по “Осмогласнику” иером. Ефрема

10 Московский напев по варианту Ф. Самарина в изложении архим.Матфея

11 Вариант греческого распева по Обиходу Синодальнаго хора

12 Напев Ипатьевского монастыря в изложении архим.Матфея

13 Изложение архим.Матфея

ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ

14 Муз. А.Д.Кастальского

15 Муз. Ст.В.Смоленского

16 Московский напев

17 Муз. иером.Нафанаила

18 Киевский распев. Гармонизация архим.Матфея

19 Муз. Б.М.Ледковского в изложении архим.Матфея

20 Муз. архим.Матфея

БЛАЖЕН МУЖ

21 Напев Киево-Печерской Лавры. Редакция Фатеева (мои.Феодосия)

22 Киевский распев в изложении диакона С.З.Трубачева и архим.Матфея

23 Напев Большого Московского Успенского Собора в гарм. А.Д.Кастальского, переложение для мужского хора архим.Матфея

24 Киевский распев в изложении архим.Матфея (для мужского хора)

25 Греческий распев в гармонизации Д.Соловьева

26 Напев Троице-Сергиевой Лавры. Редакция архим.Матфея по рукописи Н. В.Матвеева

27 Иеромон.Нафанаила. Переложение для мужского хора архим.Матфея

28 Напев Зосимовой пустыни в изложении архим. Матфея

29 Муз. Г.Ф.Львовского. Переложение для однородного хора архим.Матфея

30 Муз. Я.Чмелева

31 Изложение архим. Матфея

32 Первая кафизма на 3 антифона для воскресных служб на восемь гласов

СВЕТЕ ТИХИЙ

33 Киевский распев. Гармонизация А.Д.Кастальского. Переложение для мужского хора архим.Матфея

34 Муз.А.В.Никольского. Для однородного хора переложено П.Г.Чесноковым

35 Сокращенный Киевский распев. Переложение архим.Матфея

36 Муз.Е.С.Азеева. Переложение Н.С.Данилова

37 Напев Валаамского монастыря в гармонизации архим.Матфея

38 Прокимен воскресный “Господь воцарися..” в изложении архим.Матфея

39 Прокимен воскресный “Господь воцарися..” Напев Соловецкого монастыря

40 Лаврское

41 Муз. Н. Поту лова

42 Изложение архим.Матфея для смешанного хора

43 Изложение архим.Матфея для мужского хора

44 Муз.Гребенщикова в изложении архим.Матфея

45 Изложение архим.Матфея

СПОДОБИ ГОСПОДИ

46 Напев Киево-Печерской Лавры

47 Напев Оптиной пустыни. Переложение для мужского хора архим.Матфея

48 Изложение архим. Матфея

49 Для большого хора, архим.Матфея

50 Глас 3 в изложении архим.Матфея

51 Глас 4 в изложении архим.Матфея

52 Глас 6 в изложении архим.Матфея

53 Глас 7 в изложении архим.Матфея

54 Глас 8 в изложении архим.Матфея

55 Изложение архим. Матфея

СТИХИРЫ НА ЛИТИИ

56 Пятидесятницы “Преславная днесь.” (Поется на литиях в ТСЛ)

57 Стихира Пятидесятницы “Приидите, людие.” Напев Троице-Сергиевой Лавры. Изложение архим.Матфея

58 Стихира Пятидесятницы «Приидите, людие.» Напев Троице-Сергиевой Лавры

59 Стихира Пятидесятницы «Видехом Свет истинный.» Напев Соловецкого монастыря. В гармонизации для однородного хора архим.Матфея

60 Стихира на литии Успению Божией Матери «Подобаше самовидцем…» Глас 1, знаменного распева

61 Стихира на литии. Молитва преп. Сергия к Божией Матери «О, Сладкаго Твоего гласа…» Глас 1, знаменный распев

62 Стихира преп. Сергию на литии «Приидите празднолюбцы…» Напев Троице-Сергиевой Лавры

63 Стихира преп.Сергию «От матерних пелен, мудре.» Подобен« Ангельския предъидите силы.»

64 Стихира преп.Сергию «Преподобие отче Сергие..» Подобен «Приидите Триипостасному.»

НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ

65 Демественное. Гармонизация А.Д.Кастальского. Переложение для мужского хора архим. Матфея

БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ

66 Напев Синодального хора

67 Иером. Нафанаила

68 Греческого распева по обиходу А.В.Касторского

69 Муз.диак. С.З.Трубачева. Переложение для мужского хора архим.Матфея

70 Муз.прот. Д.Аллеманова. Переложение для мужского хора архим.Матфея

71 Изложение архим.Матфея

72 Изложение архим.Матфея

33 ПСАЛОМ

73 Изложение архим.Матфея

74 Изложение архим.Матфея

75 Изложение архим.Матфея

76 Обиходного распева

УТРЕНЯ

МАЛОЕ СЛАВОСЛОВИЕ

76 Муз.А.Д.Касталького. Переложение для мужского хора архим.Матфея

77 Я.Чмелева. Переложение для мужского хора архим.Матфея

78 Болгарского распева

ХВАЛИТЕ ИМЯ ГОСПОДНЕ

79 Знаменный распев. Гармонизация П.Г. Чеснокова

80 Знаменный распев. Гармонизация Гр.Ф.Львовского. Переложение для мужского хора архим.Матфея

81 Киевский распев. Гармонизация А.Д.Кастальского. Переложение для мужского хора М.Х.Трофимчука

82 Муз Гр.Ф.Львовского. Для однородного хора

83 Муз.В.Самсоненко. Переложение для мужского хора архим.Матфея

84 Иером.Нафанаила. Из Всенощного бдения № 16

85 Иером.Нафанаила. Переложение для мужского хора архим.Матфея

86 Иером. Нафанаила

87 Напев Валаамского монастыря в гармонизации Г. Извекова.Переложение для мужского хора архим.Матфея

88 Монастырского напева. Переложение для мужского хора архим.Матфея

89 Муз. прот.М.Виноградова. Переложение для муж.хора архим.Матфея

90 Муз. А.Максимова. Переложение для мужского хора архим.Матфея

91 Полиелейные псалмы. Глас 5. Изложение архим.Матфея

92 Полиелейные псалмы. Изложение архим.Матфея

93 Полиелейные псалмы. Сокращенный вариант. Изложение архим.Матфея

94 Напев Валаамского монастыря в гармонизации архим.Матфея

95 Муз. П.Иванова-Радкевича. Переложение для мужского хора архим.Матфея

96 По напеву Киево-Печерской Лавры в изложении архим.Матфея

97 Изложение архим.Матфея

98 Изложение архим.Матфея

НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ

99 Напев Зосимовой пустыни в гармонизации Иером.Нафанаила

100 Знаменный распев в изложении архим.Матфея

ТРОПАРИ ПО НЕПОРОЧНЫХ

101 Знаменный распев в гармонизации П.Чеснокова

102 Знаменный распев, расшифровка архим.Матфея по рукописи П. П. Агафонова

103 Глас 5. Киевского распева в изложении архим.Матфея

104 Напев Оптиной пустыни в изложении архим.Матфея

105 Напев Киево-Печерской Лавры

106 Глас 5. Изложение архим.Матфея

107 Глас 5. Изложение архим.Матфея

108 Напев Донского монастыря в редакции А.В.Касторского.Переложение для мужского хора архим.Матфея

ОТ ЮНОСТИ МОЕЯ

109 Глас 4.Знаменный распев

110 Напев Софрониевой пустыни в обработке Д.М. Яичкова

111 Напев Троице-Сергиевой Лавры. Переложение архим.Матфея

112 Из Валаамского обихода

113 Греческий распев, прот. Д.Аллеманова

114 Монастырский напев в гармонизации Н.И.Озерова. Переложение для мужского хора архим.Матфея

115 Напев Соловецкого монастыря в гармонизации диакона С.З.Трубачева

116 Московский напев в изложении архим.Матфея

117 Московский напев в редакции архим.Матфея

118 Переложение архим.Матфея

ПРОКИМНЫ

119 Прокимен “Помяну имя Твое” изложение архим.Матфея

120 Прокимен глас 4, знаменный распев в гармонизации архим.Матфея

121 Прокимен глас 4, Валаамский распев в изложении архим.Матфея

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ

122 Киевский распев в гармонизации П.Г.Чеснокова. Переложение архим.Матфея

123 Муз. А.А.Архангельского. Переложение для мужского хора архим.Матфея

124 Муз. С.В.Рахманинова, соч.37, N 10. Переложение для мужского хора Н.Неседова, в редакции архим.Матфея

125 Для малого хора. Изложение архим.Матфея

126 Для большого хора. Изложение архим.Матфея

127 «Помилуй мя, Боже.» Псалом 50 на воскресной утрени в изложении архим. Матфея

ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ

128 Глас 8. Изложение архим.Матфея

129 Глас 8.Знаменный распев в гармонизации иеромон.Нафанаила

130 Афонского напева. Переложение для мужского хора архим.Матфея

131 Муз.Б.М.Ледковского. Переложение для мужского хора архим.Матфея

132 Напев Троице-Сергиевой Лавры. Переложение для мужского хора архим. Матфея

ИРМОСЫ

133 Глас 4. “Отверзу уста моя.” Напев обихода Соловецкого монастыря в гармонизации диакона С.З.Трубачева

134 Глас 8. “Воду прошед..” Напев Троице-Сергиевой Лавры. Переложение архим. Матфея

135 Глас 4 “Моря чермную пучину..” Напев Троице-Сергиевой Лавры. Гармонизация архим. Матфея

136 Глас 6. “Яко по суху..” Напев Ирмология Троице-Сергиевой Лавры. Гармонизация архим.Матфея

137 Воскресные ирмосы, глас 7. По Ирмологию ТСЛ в гармонизации архим. Матфея

138 Воскресные ирмосы, глас 2. Гармонизация прот. Г.Извекова. Переложение для мужского хора архим.Матфея

139 Воскресные ирмосы, глас 6. Гармонизация прот. Г.Извекова. Переложение для мужского хора архим.Матфея

ПЕСНЬ БОГОРОДИЦЫ

140 Знаменный распев. Гармонизация Д.М. Яичкова

141 Для смешанного хора, в изложении архим.Матфея

142 Изложение архим.Матфея

143 Изложение архим. Матфея

144 Великое славословие. Муз. В.Самсоненко. Переложение для мужского хора архим. Матфея

Кондак «ВЗБРАННОЙ ВОЕВОДЕ»

145 Знаменный распев

146 Напев Киево-Печерской Лавры

147 Напев Киево-Печерской Лавры (малое)

148 Напев Ипатьевского монастыря в гармонизации Д.М. Яичкова. Переложение архим.Матфея

149 Малый знаменный распев. Из рукописных нот иером.Нафанаила (Бачкало)

150 Киевский распев . Гармонизация архим.Матфея

151 Греческий распев. Гармонизация Д.М.Яичкова. Переложение архим. Матфея

152 Напев Троице-Сергиевой Лавры. Иером.Нафанаила (Бачкало)

МНОГОЛЕТИЕ

153 Патриаршее многолетствование, “Византийское» в изложении архим.Матфея

154 Многолетие № 2 в изложении архим.Матфея

Православный кабинет. Ноты

ЛЕКЦИЯ 4: ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. ЧАСТЬ 3

После пения стихир на «Господи воззвах» следует вход с кадилом, священник совершает тайно молитву входа и после возгласа диакона «Премудрость прости» поется песнопение Свете тихий. По своей сути это песнопение является вечерней молитвой, молитвой на окончание дня: «Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит».  На мой взгляд, это бесподобно красивая и умилительная молитва и как она прекрасно соотносится с вечерним временем, когда действительно можно лицезреть заход солнца (в определенное время года), она как-то особо воздействует на душу. Может быть, поэтому так много написано композиторами различных вариантов песнопений этой молитвы. Наиболее обиходными являются следующие: Но я не могу не привести и иных примеров нот «Свете тихий», которые лично мне очень по душе: После «Свете тихий» следует прокимен. На воскресной всенощной он всегда 6-го гласа: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Стих: Облечеся Господь в силу и препоясася. Стих: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. После каждого стиха хор повторяет прокимен и после последнего только вторую часть прокимна «в лепоту облечеся». Каждый день недели (седмицы) имеет свой прокимен определенного гласа. То есть если всенощную мы совершаем на какой-либо праздник в будний день (например, понедельник), то прокимен будет уже понедельника, глас 4: «Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему» со стихом «Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея». Далее следуют паремии. Паремия (или паримии, от греч. притча) – отрывки из Библии (преимущественно – Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления. В церковно-приходской практике они в основном не читаются на воскресных всенощных. Читают их лишь на большие (или храмовые) праздники. После паремий (если читаются) следует сугубая ектения. Если паремии не читались, что сугубая ектения следует сразу после прокимна. Сугубая означает «усиленная», поскольку на возгласы священника хор отвечает уже трехкратным «Господи, помилуй». Но следует обратить внимание, что трехкратное «Господи, помилуй» положено после соответствующих слов священника «Помилуй нас, Боже…» – это третий возглас. То есть на возгласы до него хор поет «Господи, помилуй» один раз. После сугубой ектении поется молитва «Сподоби, Господи». Молитва начинается словами «Сподоби, Господи, в вечер сей…». Помимо вечерни эта молитва также совершается на повечерии, на утрене (не в составе всенощного) с изменением вместо «в вечер сей» «в нощь сию» или «в день сей». Далее следует просительная ектения. В ней содержатся прошения Господу о нуждах в первую очередь духовного плана, но также и о земных, поэтому хор отвечает на соответствующие возгласы священника «Подай, Господи» (на первые два поет «Господи, помилуй»). К сожалению, случаются на клиросе ошибки «неправильных» ответов хора, поэтому регент и певчие должны внимательно следить за действиями службы и слушать, что говорит священник. В конце просительной ектении на великой вечерни существует одна особенность: «Тебе, Господи» поется два раза. Обычно после «Тебе, Господи» следует «Аминь», но в данном случае после «Аминь» следует «Мир всем» от священника, на что хор поет «И духови твоему», а затем на соответствующие возгласы еще раз «Тебе, Господи» и «Аминь». Лития. Это часть всенощного бдения накануне праздников, следующая за ектенией, начинающейся словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви», в переводе с греческого обозначает «усиленное моление». Содержание молитв литии указывает, что она получила свое начало по поводу общественных бедствий, постигавших Византию. И ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом. По уставу литию положено совершать на всенощном всегда, но на практике сложилось, что она совершается по особым праздникам. 1. Исхождение духовенства в притвор – первая часть литии. Значение исхождения состоит в том, что словно бы Господь в лице духовенства являет свое милосердие, снисхождение к оглашенным (некрещеным) и особо кающимся крещенным (а такие люди обычно находились в притворе). Во время литии поются стихиры (второй блок стихир на всенощной). Их тексты находятся в книгах соответствующего дня (праздника), где мы смотрели стихиры на «Господи воззвах». Стихиры поются без стихов. Количество стихир определяется пространственно-временным фактором. Во время пения стихир духовенство должно выйти из алтаря, пройти весь храм до притвора, диакон должен успеть покадить и вернуться. Стихиры на литии на праздничной вечерне посвящены празднику. Если лития совершается в обычное воскресенье, Устав предписывает петь «стихиру храма» (т.е. стихиру, посвященную святому или празднику, в честь которого назван храм). 2. Молитвы духовенства и пение «Господи, помилуй» 40 и 50 раз. По жанру эта часть литии является ектенией (особой). Всего следует четыре диаконских прошения и две священнические молитвы. По окончании молитв литийная процессия из притвора движется в центр храма, где священнослужители остаются до благословения хлебов, пшеницы, вина и елея. Этот чин имеет древнее происхождение; молитва, Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея используемая в нем и читаемая священником, упоминает о чуде насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами (что знаменуется выносом пяти хлебов). В приходской практике Русской Церкви, где бдение длится два-три часа, этот чин в значительной степени утратил свой практический смысл и рассматривается как символическое действие. В афонских же монастырях, где и поныне совершаются многочасовые всенощные бдения, чин сохраняет практическое значение и всенощное бдение прерывается вкушением хлебов, пшеницы, вина и елея (масла). После литии следует третья часть пения стихир – стихиры на стиховне. Эти стихиры являются более торжественными, чем на «Господи воззвах» и должны исполняться сразу двумя хорами (при наличии антифонного пения). Тексты стихир находятся в текстах соответствующих служб (в книгах все следует по порядку). Для пения правильных стихир (из Октоиха или из Минеи) необходимо посмотреть в богослужебные указания. Эти стихиры в отличие от стихир на «Господи воззвах» не комбинируются (сначала воскресные, затем святому, празднику), а поются либо воскресные либо празднуемому событию. Исключение составляет стихира после «Слава». В воскресное всенощное поются стихиры Октоиха (воскресные). Возьмем прошлый пример, который разбирали на «Господи воззвах» – глас 3 Октоих, 13 окт. Минея (см. 11 окт.). Смотрим Октоих в субботу вечера (великая вечерня), доходим до стихир на стиховне. Первая стихира начинается словами «Страстию Твоею Христе…». Как видно, стиха перед ней нет. Канонарх произносит «Глас 3. Страстию Твоею Христе». Хор поет эту же стихиру на глас 3. Затем порядок такой же, как на «Господи воззвах»: канонарх читает стих, хор поет запев и следующую стихиру. Поется обычно стихир столько, сколько написано в соответствующей книге (как видим в Октоихе их всего 3 после стихов). Если положено петь стихиры из Минеи, то необходимые стихи к ним указаны так же, как в Октоихе, перед соответствующими стихирами. После стихир следует «Слава и Ныне» либо раздельно, как на «Господи воззвах» либо вместе (смотрим указания соответствующего дня). Если положено «Слава и Ныне» вместе, то канонарх читает «Слава», а хор поет «И Ныне». В рассматриваемом нами примере положено петь после «Слава» стихиру отцов «Молебную память» на глас 4 (см. Минею). После «И Ныне» обычно положено петь Богородичен по гласу «Славы». Если всенощная совершается в будний день, то поется воскресный Богородичен на глас «Славы». Но в нашем примере в указаниях после «И ныне» следует Богородичен 5го гласа «Прииди́те, вси…» – его мы смотрим в Минеи (служба Богородице Иверской). Воскресная всенощная в предверии воскресного дня относится к Господским праздникам – каждое воскресение мы празднует Воскресение Христово. Если на воскресение попадает другой Господский праздник, то поются уже стихиры этого праздника. Если на воскресенье попадает праздник Богородицы или святому, то стихиры сочетаются. Если Богородичный праздник попадает на будний день, то он полностью вытесняет службу этого дня, то есть Октоих нам будет не нужен. После стиховни поется песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши»: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». Интересно, что по уставу ее положено читать священнику, но в практике сложилось так, что она поется хором. Вспомним, что слова этого гимна Симеон Богоприимец сказал, когда взял младенца Христа на свои руки. Это событие вспоминается в праздник Сретения Господня, чем знаменуется встреча Нового и Ветхого завета. Также в рамках великой вечерни эта песнь как бы символизирует переход от ветхого к новому, переход от вечерни к утрени. «Ныне отпущаеши» может исполняться на глас (положено на 6й глас) либо существует множество авторских вариантов этой молитвы. Далее следует чтение молитв: Трисвятое, Пресвятая Троица, Отче наш. После поется отпустительный тропарь. На воскресное всенощное это «Богородице Дево, радуйся», поемая трижды на глас 4 (тропарный). В иные дни существуют свои особенности чередования этого тропаря с другими. Если, к примеру, совершается в воскресенье Господский праздник, то поется трижды тропарь этому празднику. После тропаря совершается благословение хлеба, вина и елея (если была лития). Если литии не было, то следует благословение. Оно состоит из трекратного пения «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века». После сразу поется половина 33 псалма «Благословлю Господа на всякое время…», благословение священника и заключительное «Аминь». На этом великая вечерня заканчивается. – Лекции О.В. Мартынова на регентско-певческом отделении Православного гуманитарного института «Со-действие»; –     Лития на Вечерне, митрополит Иларион (Алфеев); –     Сайт

«Благослови, душе моя, Господа…»

  • Греческого роспева в перелож. прот. Анатолия Правдолюбова (№ 27) (678 Kb) 
  • Греческого роспева в перелож. Г.Ф.Львовского (832 Kb) 
  • Греческого роспева в перелож. Д.М.Яичкова (511 Kb) 
  • Греческого роспева в перелож. П.Г.Чеснокова (Ор. 27, № 1) (364 Kb) 
  • Московский вариант греческого роспева в перелож. П.Д.Самарина (329 Kb) 
  • Московский вариант греческого роспева в перелож. А.Д.Кастальского (2 варианта: для небольшого и большого хора) (306 Kb)  
  • Напева Зосимовой пустыни в перелож. иером. Нафанаила (Бачкало) (большое) (447 Kb) 
  • Прот. Димитрия Аллеманова (в ред. прот. Анатолия Правдолюбова) (386 Kb) 
  • А.А.Архангельского (299 Kb) 
  • П.Г.Чеснокова (Ор. 44, № 1) (354 Kb) 
  • Спиридонова (267 Kb) 
  • П.К.Динева (перелож. для смеш. хора И.Г.Нефедова) (257 Kb) 

«Блажен муж…»

  • Киевское (традиция исполнения в храме Богоявления в Китай-городе) (68 Kb) 
  • Греческого роспева в гарм. Д.Н.Соловьева (328 Kb) 
  • Греческий роспев в перелож. А.А.Филатьева (231 Kb) 
  • Напева Зосимовой пустыни (134 Kb) 
  • Знаменного роспева в гарм. прот. Анатолия Правдолюбова (629 Kb) 
  • А.А.Архангельского (102 Kb) 
  • Г.Ф.Львовского (1-й псалом целиком) (146 Kb) 
  • Малого знаменного роспева в перелож. А.Д.Кастальского (149 Kb)  
  • Напева Большого Московского Успенского собора в перелож. А.Д.Кастальского (229 Kb)  

«Свете тихий…»

  • Сокращенного киевского роспева в гарм. И.С.Дворецкого (95 Kb) 
  • Напева Троице-Сергиевой Лавры (55 Kb)
  • Напева Троице-Сергиевой Лавры в гарм. архим. Матфея (Мормыля) (55 Kb)
  • П.Гребенщикова (192 Kb) 
  • А.А.Архангельский (100 Kb) 
  • Прот. Георгия Извекова (73 Kb) 
  • Е.С.Азеева (№ 2) (159 Kb) 
  • Прот. Анатолия Правдолюбова (№ 2) (125 Kb) 
  • П.О.Иванова-Радкевича (498 Kb)    
  • Киевский роспев в перелож. А.Д.Кастальского (№ 1) (147 Kb)  
  • А.Д.Кастальского (№ 2) (для большого хора) (149 Kb)  
  • А.Д.Кастальского (№ 2) (для малого хора) (146 Kb)  
  • А.Д.Кастальского (№ 3) (202 Kb)  
  • А.Д.Кастальского (№ 4) (134 Kb)  
  • А.Д.Кастальского (соло тенора с хором) (134 Kb)  

«Господь воцарися…»

  • Напева Троице-Сергиевой Лавры (75 Kb)

«Сподоби, Господи…»

  • Напева Киево-Печерской Лавры (144 Kb)
  • Напева Оптиной пустыни (184 Kb)
  • Прот. Анатолия Правдолюбова (131 Kb)
  • 3 гласа киевского роспева в излож. архим. Матфея (Мормыля) (88 Kb)    
  • Архим. Матфей (Мормыль) (по Валаамскому напеву)
    (123 Kb)  

Ектения на литии

  • Обиходная
  • Киевская
  • Напева Троице-Сергиевой Лавры (67 Kb)
  • Киевского роспева в гарм. А.С.Фатеева (42 Kb) 
  • Киевского роспева в гарм. Д.М.Яичкова (59 Kb) 
  • А.А.Третьякова (39 Kb) 
  • И.Точинского (107 Kb) 
  • М.М.Ипполитова-Иванова (42 Kb) 
  • Прот. Анатолия Правдолюбова (72 Kb) 
  • Н.М.Данилина (80 Kb) 

«Ныне отпущаеши…»

  • Киевского роспева в гарм. неизвестного автора (99 Kb) 
  • Киевского роспева в гарм. Г.Ф.Львовского (97 Kb)
  • 6 гласа знаменного роспева в гарм. прот. Анатолия Правдолюбова (155 Kb) 
  • Г.Ф.Львовского (97 Kb) 
  • А.А.Архангельского (малое, из Всенощного бдения) (201 Kb) 
  • А.А.Архангельского (большое) (176 Kb) 
  • А.Д.Кастальского (демественное в ред. архим. Матфея (Мормыля)) (148 Kb) 
  • Прот. Анатолия Правдолюбова (№ 3) (100 Kb) 

«Богородице Дево…»

  • Напева Воскресенского монастыря (2-хгол.) (57 Kb) 
  • Греческого роспева (68 Kb) 
  • Греческого роспева в гарм. А.А.Архангельского (62 Kb) 
  • А.А.Архангельского (67 Kb) 
  • М.П.Строкина (55 Kb) 
  • Диакона Сергия Трубачева (194 Kb) 
  • С.В.Рахманинова (147 Kb) 

«Буди Имя Господне…»

  • Прот. Анатолия Правдолюбова (53 Kb) 
  • Н.М.Данилина (52 Kb) 
  • Архим. Матфея (Мормыля) (58 Kb) 

Псалом 33

  • Архим. Матфея (Мормыля) (88 Kb) 

Малое славословие

  • Болгарского роспева (101 Kb)
  • М.П.Строкина (68 Kb)
  • П.Носова (107 Kb)
  • В.С.Комарова (173 Kb)
  • А.Д.Кастальского (№ 1) (133 Kb) 
  • А.Д.Кастальского (№ 2) (128 Kb) 

«Хвалите Имя Господне…»

  • Афонское (167 Kb) 
  • Руденко (73 Kb)
  • Прот. Михаила Виноградова (101 Kb) 
  • Г.Ф.Львовского (138 Kb) 
  • П.О.Иванова-Радкевича (для малого хора) (138 Kb) 
  • Киевского роспева в гарм. прот. Анатолия Правдолюбова (422 Kb)    
  • Киевского роспева в перел. С.В.Смоленского (174 Kb)
  • Киевского роспева в перелож. Ф.Е.Степанова (126 Kb)  
  • Киевского роспева в перелож. А.Д.Кастальского (183 Kb)  
  • Киевского роспева в перелож. П.Г.Чеснокова (202 Kb)  
  • Знаменного роспева в перелож. П.Г.Чеснокова (151 Kb)  
  • Сербского напева в перелож. А.Д.Кастальского (для небольшого хора) (№ 3) (201 Kb)  
  • А.А.Архангельского (малое) (203 Kb)
  • Прот. Димитрия Аллеманова (295 Kb)
  • Напева Валаамского монастыря в перел. прот. Георгия Извекова (650 Kb)

Тропари воскресные по Непорочнах

  • Напева Оптиной пустыни (395 Kb)    
  • Малого знаменного роспева в гарм. неизв. (нам) автора (248 Kb)    
  • Малого знаменного роспева в перелож. П.Г.Чеснокова (264 Kb)    
  • А.А.Архангельского (269 Kb)    

«От юности моея…»

  • Киевского роспева (510 Kb)
  • Напева Троице-Сергиевой Лавры (78 Kb) 
  • Напева Валаамского монастыря в гарм. архим. Матфея (Мормыля) (229 Kb)
  • “Монастырского” напева в гарм. Н.И.Озерова (541 Kb)
  • Сокращенного греческого роспева в перел. прот. Димитрия Баянова (347 Kb)
  • А.Максимова (334 Kb)
  • Знаменный роспев в перелож. А.Д.Кастальского (193 Kb)  

Антифоны степенны

  • Антифон 7 гласа напева Успенского Собора в перелож. Н.С.Данилова (104 Kb)

Ирмосы воскресные восьми гласов

  • Московский напев
  • Глас 1
  • Глас 2
  • Глас 3
  • Глас 4
  • Глас 5
  • Глас 6
  • Глас 7
  • Глас 8

В редакции А.Д.Кастальского

  • Глас 1
  • Глас 2
  • Глас 3
  • Глас 4
  • Глас 5
  • Глас 6
  • Глас 7
  • Глас 8

В гармонизации Д.М.Яичкова

  • Глас 1. Сокращенный знаменный роспев
  • Глас 2. Сокращенный знаменный роспев
  • Глас 3. Сокращенный киевский роспев
  • Глас 4. Сокращенный киевский роспев
  • Глас 5. Сокращенный знаменный роспев
  • Глас 6. Сокращенный знаменный роспев
  • Глас 7. Сокращенный киевский роспев
  • Глас 8. Греческий роспев

Напева Троице-Сергиевой Лавры

  • Глас 4. В гармонизации архим. Матфея (Мормыля)
  • Глас 6. В гармонизации архим. Матфея (Мормыля)

Ирмосы канонов Пресвятой Богородице

  • Глас 4
  • Напева Киево-Печерской Лавры
  • В переложении А.А.Архангельского
  • В редакции А.Д.Кастальского
  • В переложении П.Г.Чеснокова

Глас 8

  • В редакции А.Д.Кастальского
  • Напев Троице-Сергиевой Лавры в переложении архим. Матфея (Мормыля)

«Величит душа моя Господа…»

  • Напева Дивеевского монастыря (164 Kb)
  • Ф.В.Мясникова (574 Kb)
  • Знаменного роспева в гарм. Д.М.Яичкова (270 Kb)

Великое славословие

  • Прот. Димитрия Аллеманова (229 Kb)
  • Феофановское (128 Kb)  
  • А.Д.Кастальского (№ 1) (для небольшого хора) (396 Kb)  
  • А.Д.Кастальского (№ 2) (для большого хора) (485 Kb)  

Тропари воскресные по Великом славословии

  • Из обихода Соловецкого монастыря (нечетные гласы) (133 Kb) 
  • Из обихода Соловецкого монастыря (четные гласы) (144 Kb)  
  • Знаменного роспева в перелож. прот. Петра Турчанинова (нечетн.) (157 Kb)  
  • Знаменного роспева в перелож. прот. Петра Турчанинова (четн.) (211 Kb)  
  • Знаменного роспева в гарм. иером. Нафанаила (Бачкало) (нечетн.)   (172 Kb)
  • Знаменного роспева в гарм. иером. Нафанаила (Бачкало) (четн.) (221 Kb)  
  • Знаменного роспева в гарм. А.Ф.Львова (нечетн.) (181 Kb) 
  • Знаменного роспева в гарм. А.Ф.Львова (четн.) (232 Kb)  
  • Знаменного роспева в гарм. А.Д.Кастальского (нечетн.) (154 Kb)  
  • Знаменного роспева в гарм. А.Д.Кастальского (четн.) (207 Kb)  
  • Знаменного роспева (мел. из сб. Н.Потулова) в гарм. прот. Анатолия Правдолюбова (нечетн.) (213 Kb)  
  • Знаменного роспева (мел. из сб. Н.Потулова) в гарм. прот. Анатолия Правдолюбова (четн.) (197 Kb)  
  • Знаменного роспева в гарм. прот. Димитрия Аллеманова (нечетн.) (160 Kb)  
  • Знаменного роспева в гарм. прот. Димитрия Аллеманова (четн.) (200 Kb)  
  • Знаменного роспева в гарм. прот. Димитрия Аллеманова (№ 2) (нечетн.) (168 Kb)  
  • Знаменного роспева в гарм. прот. Димитрия Аллеманова (№ 2) (четн.) (204 Kb)  

«Взбранной Воеводе…»

  • 8 глас древнеболгарского роспева в переводе на западную нотацию П.К.Динева (одноголосная) (93 Kb)       
  • Греческого роспева (из обихода 1864 года — одноголосная) (113 Kb)    
  • Греческого роспева в гарм. неизв. автора (75 Kb)    
  • Греческого роспева в гарм. диак. Сергия Трубачева (119 Kb)    
  • Греческого роспева в гарм. диак. Сергия Трубачева (ред. архим. Матфея (Мормыля)) (121 Kb)    
  • Греческого роспева в перелож. И.А.Гарднера (112 Kb)    
  • Киевского роспева в гарм. П.Г.Чеснокова (136 Kb)    
  • Киевского роспева в перелож. В.Жданова (114 Kb)    
  • Напева Киево-Печерской Лавры в перелож. прот. Михаила Лисицына    
  • Знаменного роспева в гарм. прот. Анатолия Правдолюбова (321 Kb)    
  • Напева Ипатьевского монастыря в гарм. Д.М.Яичкова (107 Kb)    
  • Напева Троице-Сергиевой Лавры в излож. прот. Димитрия Аллеманова (77 Kb)    
  • Прот. Анатолия Правдолюбова (80 Kb)    
  • А.А.Архангельского (85 Kb)    
  • А.А.Филатьева (72 Kb)    
  • М.М.Ипполитова-Иванова (57 Kb)    
  • П.О.Иванова-Радкевича (102 Kb)    
  • Н.Н.Кедрова-отца (112 Kb)    
  • Б.М.Ледковского (140 Kb)    
  • А.В.Никольского (66 Kb)    
  • Прот. Петра Турчанинова (№ 1) (59 Kb)    
  • Прот. Петра Турчанинова (№ 2) (63 Kb)    
  • Свящ. Василия Старорусского (86 Kb)    
  • Прот. Димитрия Аллеманова (из сб.: «Византийские церковные мелодии») (146 Kb)    
  • Коченовского (47 Kb)    
  • Напева Валаамского монастыря (поемая в субботу 5-й седм. В.П.) (252 Kb)    

Оценка 3.5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here