Как молиться в храме?

Детально: как молиться в храме? - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Часто ли мы задумываемся над тем, как мы молимся в храме? Какой вид молитвы практикуем? И правильно ли? Диакон Павел Сержантов предлагает поразмыслить над этим.

В православной традиции есть, что почитать о молитве. Только в основном мы располагаем описаниями, как надо монахам молиться в келье, как именно отцы-пустынники упражнялись и преуспели в молитве Иисусовой. Это очень поучительно, спору нет, только мы не монахи.

как молиться в храме

Диакон Павел Сержантов

Большинство из нас приходит к Богу в условиях городской семейной жизни, а не пустыни. И нам знаком опыт обычной храмовой молитвы да еще домашней утренней молитвы, а не уединенного схимнического молитвенного правила.

Между тем, думается, иноческий опыт умной молитвы будет до некоторой степени полезен в наших попытках объяснить, что такое храмовая молитва. Сейчас я попытаюсь об этом поразмышлять, прошу заранее читателя быть ко мне снисходительным, ведь тема не такая уж легкая.

Оглавление [Показать]

Разные виды молитвы

Лишь изредка весь храм буквально молится едиными устами. Когда это бывает? Когда поют «Отче наш», тропарь и величание любимого праздника. В основном же мы слышим, как молитву возглашает один батюшка, а все остальные стоят молча, лишь иногда перекрестятся.

Или другая хорошо знакомая картина: несколько певчих поют ирмосы канона утрени, в то время, как люди выстроились плотной стеной к помазанию, такой плотной, что и перекреститься почти нельзя. Что же эта очередь, совсем не молится, только слушает, как молятся певчие?

Для того, чтобы подойти к точному ответу, нам нужно поговорить о том, какие виды молитвы вообще бывают. Вот где нам пригодятся книги о келейном делании Иисусовой молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Существуют разные виды Иисусовой молитвы, они даже образуют своего рода лествицу. Перечислим ступени этой лествицы:

1. Устная молитва (молитва Иисусова произносится в келье вслух, устами, громко или тихо).

2. Умная молитва (она произносится про себя, одним умом).

3. Умно-сердечная молитва (особо глубокая молитва, во время которой ум соединяется с сердцем, а, лучше сказать, ум воссоединяется с сердцем).

Далее следует ступень непрестанной, самодвижной молитвы. Не будем о последних, самых высоких, ступенях подробно говорить. Лучше остановимся на первых двух – они к нам ближе.

Устная и умная молитва

На всенощной, конечно, не услышишь устную Иисусову молитву, однако там чтец произносит, например, молитву Отче наш. Эту молитву чтеца можно назвать устной молитвой? Да, в широком смысле.

А кто-то из прихожан одновременно с чтецом мысленно произносит всё те же слова молитвы Отче наш. Эту молитву прихожанина можно назвать умной молитвой? В общем, тоже да .

Почему я делаю такие оговорки: «в общем, тоже да»?.. Потому что Отче наш явно отличается от умной Иисусовой молитвы. Чем отличается? Слова другие и слов больше.

Вот молитву Иисусову традиционно называют краткословной молитвой. Молитва Отче наш не настолько краткословная.

Что особенного в краткословной молитве Иисусовой? Она такая краткая, что на ней немощному рассеянному человеку легче всего сохранить внимание.

А молитва без внимания, что тело без души, – безжизненная стихия, печальное явление. Поэтому в краткословной молитве легче упражняться, легче отследить, как по ходу упражнений меняется молитва.

Итак, понятие «устная и умная молитва» традиционно относят к краткословной, многократно повторяемой молитве Иисусовой, но по сути его можно бы прилагать и к не столь краткословной однократно повторяемой молитве Отче наш.

Так что же происходит в храме?

Чтец на всенощной совершает устную молитву Отче наш, а прихожане – умную молитву. Если кому-то из прихожан придет в голову присоединить свой собственный голос к голосу чтеца, то неизбежно возникнет какофония, и его аккуратно попросят молиться про себя.

Что же получается? На всенощной в храме стоит 200 человек прихожан. Лишь один чтец творит Отче наш как устную молитву, а 199 призваны в это время произносить те же слова, только как умную молитву.

Сравним эту ситуацию с другой: на Литургии диакон и те же прихожане, 195 человек, поют Отче наш – это не совсем классическая устная молитва, в аскетической терминологии это именуют пением молитвенным. Одновременно с этим пением, в алтаре предстоятель совершает Отче наш как устную молитву, а прочее духовенство и алтарники совершают Отче наш как умную молитву.

как молиться в храме

Приступим к выводам

Получается, что на приходе во время службы мы все призваны приносить Богу умные молитвы, а некоторые из нас в какие-то моменты службы приносят устные молитвы. Что легче?

Как известно, молиться устно на весь храм, – это требует некоторых специальных навыков. Чтецу нужно заранее долго готовиться, чтобы делать это чинно, без запинок, громко, спокойно и отчетливо. Вроде бы проще в это время стоять тихо в народе, ни единого звука не издавая.

Однако же многим людям легче молиться, именно когда они произносят слова устами. И сложнее молиться, если вслух слова не звучат. Эта сложность возникает, когда человек делает переход от устной молитвы к умной молитве. Такой переход требует некоторого навыка в молитве.

Похожая ситуация встречается не только в духовной жизни, но и в обычной учебе. Так ребенок поначалу с трудом осваивает устное чтение, то есть чтение вслух. И лишь получив достаточный навык в устном чтении, ребенок переходит к чтению про себя, так сказать, – к «умному чтению».

Вернемся теперь к теме молитвы. В храме люди иногда молятся устно, это фактически значит, что все мы, приходя под церковные своды, призваны к «приходской умной молитве».

Значит, всем нам хорошо бы иметь навык в «домашней устной молитве» – не такой, конечно, краткословной, как Иисусова молитва.

Мало просто тихо постоять в народе, послушать певчих и молитвы священника. Нужно постепенно участвовать в службе, молиться вместе со священником и певчими. Причем молиться в основном про себя, не вслух. Непростая задача? Однако задача достичь «приходской умной молитвы» вполне по плечу каждому. Каждому!

Чтобы это лучше почувствовать, сравним умную молитву с умно-сердечной молитвой. Разница огромная. И общепризнанный факт, что умно-сердечная молитва отнюдь не является уделом каждого из нас. Она представляет собой особенный Божий дар и добрый плод усердного продолжительного духовного подвига под руководством опытного наставника. «Приходская умная молитва» – все-таки другое дело, она более общедоступна.

1. Если хотите, можно слова «умная молитва» взять в кавычки

2. Впрочем, не стоит преувеличивать разницу между молитвой Господней и молитвой Иисусовой, на портале мы уже высказывали наблюдение, что Иисусова молитва «составлена по принципу» молитвы Отче наш (см.: «Защитник Иисусовой молитвы»).

Словарь “Правмира” – Молитва

как молиться в храме Многие христиане, да чего таить, даже воцерковленные прихожане, не знают, как молиться в церкви.  Они считают, что достаточно телом присутствовать на службе, механически креститься и класть поклоны, насколько возможно вслушиваться в молитвы читаемые с клироса и священником. Однако, в церковь мы ходим для того что бы молиться Богу Живому.
В этой небольшой по объёму статье, я постараюсь рассказать, как нужно вести себя в церкви и как молиться во время литургии.
Когда шествуешь в церковь на литургию, читай молитву: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас. Если Вы решили помолиться в церкви или принять участие в служении, литургии, то Вам надлежит знать элементарные правила поведения православного христианина в церкви Христовой. Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога. Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами: Боже, милостив буди мне, грешному. – Поклон. Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. – Поклон. Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон. На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу… Господи, помилуй! (Трижды) Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. После этого, по обычаю, поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим. Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне, а женщинам – на левой. По отпусте службы то же должно читать, что и при входе в церковь, и с такими же поклонами и отпустом.

Как молиться в церкви?  Святитель Серафим Дмитровский

как молиться в храме
“Чтобы легче и нерассеяннее стоять литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением свяшеннослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит. Когда начинается литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою беспомощность и проси помощи от Господа. Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения. Пред малым входом читает священник молитву: «Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам» В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня. Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем. Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет «Господи помилуй…» трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: «Помилуй нас!» Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу… Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных. Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест. Во время великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе «Мир всем!», изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…»– помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа. При возгласе «Благодарим Господа…» – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал. Во время «Тебе поем» надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа. Если так простоишь литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу.”

Как молиться в церкви видео:

На Божественной литургии вспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части: проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных. На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, вспоминается Рождество Спасителя. В это же время вспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великая отрада бывает душам усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников и знаемых, и всех православных христиан. Молиться за усопших можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

На литургии оглашенных песнью Единородный Сыне изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа. Во время малого входа с Евангелием, изображающего исшествие Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу совершается поясной поклон. При пении Трисвятого – три поясных поклона. При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение апостола и каждение означают проповедь апостолов всему миру. Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной главой. Поминовение членов Церкви показывает, за кого приносится Жертва Евхаристии. На литургии верных великий вход символизирует исшествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира. Пение Херувимской песни при открытых царских вратах бывает в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в предуготовленных и переносимых Святых Дарах. Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко Гробу Его. По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с преклоненной главой и при словах: И всех вас, православных христиан говорить про себя: Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем. Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем. В конце поминовения надлежит говорить про себя: Помяни мя, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем. Слова: Двери, двери пред пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства Святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова: Премудростию вонмем (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры (догматы). Пение Символа веры общенародно. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение. При возглашениях священника: Приимите, ядите… Пийте от нея вси следует полагать поясные поклоны. В это время вспоминается Тайная вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами. Во время совершения самого таинства Святой Евхаристии – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особенным вниманием, и по окончании пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не сравнится ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти. Во время пения Достойно есть (или другой священной песни в честь Богородицы – задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за кого совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших. После Достойно есть или заменяющего его задостойника – земной поклон. При словах: И всех, и вся – совершается поясной поклон. В начале общенародного пения Молитвы Господней – Отче наш – следует изобразить на себе крестное знамение и положить земной поклон. При возгласе священника: Святая – святым земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время надлежит вспоминать Тайную вечерю и последнюю беседу Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение. При отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, означающем явление Господа Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении: Со страхом Божиим и верою приступите! полагается земной поклон. Приступая к принятию Святых Таин Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразно (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, – крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн облобызать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного. При последнем явлении Святых Даров, изображающем Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника: Всегда, ныне и присно и во веки веков полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Таин, а для причастников – поясной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше выражая этим благоговение к великой Святыне. Святой антидор (с греч. – вместо дара) раздается присутствующим за Божественной литургией для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщались Святых Таин, вкусили освященного хлеба. Церковный устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак – ничего не евшим и не пившим. Антидор так же, как и хлеб, благословленный на литии, должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. В дни Святой Четыредесятницы полагаются еще следующие земные и поясные поклоны. При произнесении молитвы святого Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего (моей жизни) полагаются 16 поклонов, из них 4 земных (в Уставе они называются великими) и 12 поясных (метаний). Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы – Господи и Владыко живота моего, – полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы – Дух же целомудрия – и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третьей части молитвы – Ей, Господи Царю – полагается третий земной поклон. Затем полагаются 12 поклонов поясных («излегка, утомления ради» – Типикон, понедельник первой седмицы Великого Поста) со словами: Боже, очисти мя (меня), грешного. Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого Ефрема Сирина, но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произноситься на всех седмичных великопостных службах, за исключением суббот и воскресений. На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся, Крестителю Христов и Молите за ны, святии апостоли. На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования – поясной. О поклонах при чтении Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Уставе сказано «Творим же на кийждо (каждый) тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя». На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону. При произнесении священником великого отпуста – молитвы Владыко, Многомилостливе необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощения согрешений. После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа; 6-го часа: Иже в шестый день же и час; 9-го часа: Иже в девятый час) полагается по три земных поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему – один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-ом часе: Что Тя наречем, о Благодатная; на 3-м часе: Богородице, Ты еси лоза истинная; на 6-ом часе: Яко не имамы дерзновения; на 9 м часе: Иже нас ради рождейся) совершаются три малых поклона. В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави, хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегда полагать поклон (земной или поясной – по дню). На Литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-ой кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии Свет Христов просвещает всех! полагается падать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина). Во время великого входа при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне Силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, также с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной. В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне: поклоны три, и абие (тотчас) упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождается тремя земными поклонами». Поклоны входные и исходные, а также о которых сказано, что они полагаются в зависимости от дня («по дню») – в дни суббот, воскресений, праздников, предпразнств и попразнств, полиелея и великого славословия совершаются поясные, в простые же дни полагаются земные. В седмичные дни поклоны земные прекращаются с вечерни в пятницу от Сподобив, Господи, и начинаются от вечерни в воскресенье, также от Сподоби, Господи. Накануне однодневных праздников, полиелея и великого славословия земные поклоны прекращаются также с вечерни и начинаются с вечерни же от Сподоби, Господи, в самый праздник. Пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и в воскресный день. Во время чтения паримий и кафизм с седальнами принято сидеть. Полезно помнить, что по Уставу сидеть разрешается не во время чтения самих кафизм, а во время житий и святоотеческих поучений, положенных между кафизмами с седальнами. Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедает нам и расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм. В Уставе об этом говорится так: «По отпущении же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец». Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых Ангелов и Церкви первородных, то есть всех святых. «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним (мыслим)». Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум. Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим»

Читайте ещё:

Всенощное бдение

Молитвы Архангелу Михаилу – все известные

Как молиться в церкви?

Молиться можно везде – по дороге домой или на работу, в транспорте, на работе, дома. Но главным местом молитв по-прежнему остается Божий храм.

Святитель Алексий, митрополит Московский, говорил так: «…стекайтесь на церковную молитву без лености и не говорите так: отпоем дома. Не может та молитва ничего успеть без церковной молитвы. Как дом не согреется дымом без огня, так и та молитва без церковной. Ибо Церковь называется земным Небом, в ней закалается Агнец, Сын, Слово Божие, за очищение грехов всего мира, верных и людей, трепещущих словес Божиих…»

как молиться в храме

Вход Господень в Иерусалим

Церковная молитва

Церковной называется молитва, совершаемая в храме.

Молитва священнослужителей – людей, которые приняли таинство священства, – обладает особой, необычайной силой. Их молитвы особенно доступны к Нему и святы. Мы должны знать, что Бог скорее услышит, когда о нас молятся служители Церкви.

Бог допускает священнослужителей, людей, наделенных особой святостью, к Своему престолу, они ближе к Нему, от них Он всегда выслушивает любую просьбу и по их молитве нисходит благодать свыше. Именно рукой священнослужителя Господь дарует нам Свое благословение.

Откуда же у священнослужителей Церкви такая сила, почему именно их молитвы так доступны Богу?

Это происходит не потому, что они святее других, а от святости Господа, к которому они возносят наши молитвы. Когда они молятся, они представляют Святую Церковь, в которой Своей благодатью всегда пребывает Го сподь. Поэтому можно сказать, что тот, о ком молятся священнослужители, о том молится вся Церковь, о том ходатайствует Сам Иисус Хрис тос.

В Евангелии от Матфея говорится о том, что Иисус Христос обещал всегда быть с молящимися там, где их соберется двое или трое во имя Его (Мф. 18, 20). В Церкви Христовой собирается множество людей, и тогда в лице священников Он Сам молится за нас. Через священника Иисус Христос подает нам милость Божию.

Вот почему молитвы священнослужителей так сильны: в лице их Сам Сын Божий молится Богу Отцу.

Итак, нужно постоянно молиться, но не забывать при этом ходить в храм Божий, чтобы соединить свои молитвы с молитвами священнослужителей.

«Говорят: могу молиться дома. Ты сам себя обманываешь, друг мой. Правда, ты можешь дома молиться, но не можешь молиться так, как в церкви, где собрано столько отцов, где возносится к Богу единодушный глас. Ты не можешь так возносить молитву, когда один станешь призывать Господа, как можешь возносить ее, когда стоишь вместе с братьями, ибо здесь есть нечто большее – единение многих, союз любви, молитвы священников. Для того и поставлены священники, чтобы молитвы народа, которые могут быть слабыми, соединяя с более сильными, возносить на Небо», – так говорил святитель Иоанн Златоуст.

Старайтесь мыслями и душой пребывать в храме, вспоминать о нем. Для тех, кто ищет спасения, очищения своей души, церковная молитва является истинным путем к спасению.

Можно ли молиться своими словами?

В большинстве своем Отцы Церкви осторожно относятся к сочиненным верующими молитвам, считая, что молиться нужно только по молитвослову. Они считают, что слова «от себя» не могут быть приняты Богом и в пример приводят Иисуса Христа, молитвами Которого во время Его страданий на кресте были строки из псалмов.

Однако другие священнослужители допускают молитву своими словами, оговаривая при этом, что главное при этом, чтобы молитва была искренней, теплой, идущей от сердца, чтобы она была наполнена любовью к Господу. По этому поводу святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца…»

Более того, многие священнослужители считают, что молиться своими словами не просто можно, а нужно, и молитвы, составленные святыми, могут трансформироваться в свои собственные.

Кроме того, некоторые служители Церкви полагают, что очень важно своими словами каяться в грехах, не прячась за молитвенником. В то же время, если мы молимся словами установленных молитв, мы тем самым приближаемся к Богу, так как написаны эти молитвы Отцами Церкви, которые всей своей жизнью доказали свою любовь к Богу. Молитвы, написанные ими, дают возможность человеку почувствовать то, что чувствовали они, когда писали эти молитвы.

как молиться в храме

Икона Божией Матери над воротами Александро-Невской лавры. Мозаика. Санкт-Петербург.

Фото А. Солодова

В то же время чтение молитв по молитвослову очень важно, потому что в это время с нами молится наш Ангел Хранитель, благодаря чему связь с Богом становится еще более тесной. Молитвослов дисциплинирует верующего. Он, как камертон в музыке, настраивает наши ум и душу на верный тон молитвы.

Точно так же нельзя выбрасывать из молитвы слова, которые вам непонятны или которые вы не хотите произносить. Тем самым вы противопоставляете себя Богу, показывая, что вы лучше знаете, как молиться и что делать, нежели Он. В этом случае теряется вся суть, весь смысл молитвы. Зачем молиться, если вы и сами все знаете и все умеете? Получается, что в этом случае вам помощь Господа не нужна, и тогда вряд ли вы вправе рассчитывать на Его помощь.

Как видим, человек может молиться своими словами, идущими от сердца, услышит его Бог или нет, зависит только от него самого, от его искренности и любви к Богу. Но если он молится словами из молитвослова, словами тех святых, которые осознали свои грехи, поняли величие Бога, он тем самым приближается к ним, а через них – к Богу. То есть если человек хочет стать ближе к Богу, совершенствоваться, то он должен знать азбуку молитвы – молитвослов.

Можно сказать, что не нужно противопоставлять молитвы, сказанные своими словами, и молитвы, написанные Отцами Церкви. Главное, чтобы слова шли от сердца, были искренними и наполненными любовью к Господу. Как сказал святитель Феофан Затворник: «Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом.

Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. Господь близь! Он внимает слову из сердца».

Какие молитвы нельзя читать обычным людям?

Очень часто люди думают, что с какой бы молитвой они ни обратились к Богу, это им поможет. Они берут тексты из журналов, сомнительных книг, календарей, составленных людьми, не имеющими отношения к Церкви. При этом в таких изданиях по соседству с молитвой можно увидеть заговоры, описание ритуалов и магических обрядов. Молитвы очень часто печатаются в искаженном виде, с сокращениями, здесь же можно встретить рекламу экстрасенсов, астрологов, ясновидящих всех мастей и так далее.

Подобные тексты – ловушка для неграмотных христиан, которые, видя в тексте имя Бога или святого, считают, что это действительно молитва, имеющая божественную силу.

Существуют молитвы, которые имеют право читать только священнослужители в силу своего особого сана. «В новозаветной Церкви установлено таинство священства, совершаемое только архиереями. В чем заключается это таинство? В момент его совершения на того, кто рукополагается, сходит благодать Духа Святого, освящающая и дающая ему духовную власть в таинстве покаяния прощать наши грехи. Власть эта передается по преемству еще от апостолов Христовых, которым ее даровал Сам Господь, посылая их в мир со словами: “Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”» (Ин. 20, 23).

Есть и такие молитвы, которые могут читаться только священниками высшего сана. Те же люди, которые читают подобные молитвы, для них не предназначенные, просто оскверняются. Вот почему рекомендуется пользоваться для исполнения молитвенного правила молитвословами, в которых содержатся молитвы для мирян.

Обычные люди – миряне – должны читать утренние и вечерние молитвы. Поэтому вашей настольной книгой должен стать в первую очередь молитвослов. Кроме того, нужно читать Псалтирь и Евангелие. По словам Ефрема Сирина: «Читая Псалтирь, даже тот, кто не имеет мудрости, получит ее, а если у него много грехов – простятся ему эти грехи…»

Обязательно нужно читать молитвы перед принятием пищи, после трапезы, перед выполнением каких-либо дел.

Если же человек читает книги, предназначенные для священнослужителей – это грех.

Вот почему нужно внимательно относиться к тому, что печатается в различных изданиях, не доверять сомнительным. Читайте молитвы, составленные святыми Отцами Церкви.

Как удержать внимание во время молитвы?

«Без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие!» – говорил святитель Игнатий (Брянчанинов). Как же сделать так, чтобы все наши помыслы были направлены только на молитву?

Как правило, когда мы начинаем читать молитву, мы внимательны первое время, потом же наше внимание рассеивается, на ум приходят повседневные суетные мысли. Глаза видят слова молитвы, а ум и чувства витают где-то далеко. Как удерживать внимание на молитве постоянно?

Прежде всего, если во время молитвы появляются посторонние мысли и чувства, то нужно обратиться к Господу: «Иисусе Сладчайший, я сознаю свою немощь, прости мне». Старайтесь во время молитвы все посторонние мысли отвергать, не давать им воли. «Надо употребить напряжение на сохранение внимания, зная наперед, что мысль отбегать будет. Потом, когда во время молитвы она отбежит, – возврати ее; опять отбежит – опять возврати; так всякий раз. Но всякий раз же, что прочтено будет во время отбегания мысли, – и, следовательно, без внимания и чувства – снова прочитывать не забывай; и хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение – в другой раз, может быть, оно не повторится, или повторится не в такой силе», – так учит нас святитель Феофан Затворник.

Следующая глава >

Полное собрание и описание: молитва в храме или дома для духовной жизни верующего человека.

КАК ДОЛЖНО МОЛИТЬСЯ В ЦЕРКВИ+Как правильно молиться дома?

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ. КАК ДОЛЖНО МОЛИТЬСЯ В ЦЕРКВИ.

Православные христиане приняли от Святых Отец и исполняют во всем мире следующие обычаи:

“Создавый мя, Господи, помилуй”.

“Боже, милостив буди мне грешному”.

“Без числа согреших, Господи, прости мя”.

а) при начале пения “Достойно и праведно”;

б) когда оканчивается молитва “Тебе поем”;

в) в конце молитвы “Достойно есть” или Задостойника;

г) в начале молитвы “Отче наш”;

д) при изнесении св. Даров для причастия

е) и при словах “Всегда, ныне и присно”.

Hа утрени или всенощной, когда возглашается: “Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим”.

Правила о поклонах и крестном знамении

Креститься без поклонов:

1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза.

3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш».

4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

1. При входе в храм и при выходе из него — три раза.

2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».

3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».

5. При словах «Честнейшую Херувим».

7. Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.

8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.

9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).

10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному.

1. В пост при входе в храм и при выходе из него — 3 раза.

2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

3. В начале пения «Достойно и праведно есть».

5. После «Достойно есть» или Задостойника.

6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».

7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно».

8. В Великий пост, на Великом повечерии ,при пении «Пресвятая Владычице» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.

9. В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».

10.В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3земных поклона.

1. При словах священника «Мир всем»

2. «Благословение Господне на вас», 3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,

4. «И да будут милости Великаго Бога» и

5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

1. Во время псалмов.

2. Вообще во время пения.

3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы

4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не про последних словах.

2. Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до “Сподоби, Господи” на вечерне в самый день праздника.

Как правильно молиться дома?

Дмашняя молитва мало чем отличается от молитвы в храме. Единственное исключение состоит в том, что в ней допускается поминать всех, без исключения, людей, вне зависимости от их религиозной принадлежности. В храме принято молиться за «своих» и только мысленно, чтобы не мешать окружающим…

Как правильно молиться дома иконе Господа Бога и Матроне Московской.

Чтобы Господь Бог откликнулся на Вашу просьбу, необходимо научиться правильно молиться в домашних условиях. У нас не всегда получается сходить в православныйХрам. В таких случаях допускается домашнее обращение к Господу Богу, Матроне Московской и прочим Угодникам. Практически…

Что такое молебен и как его правильно заказать в церкви?

В древности на Руси верующие люди каждый шаг жизни освящали молитвой. По праздникам и воскресеньям вся семья была на церковной службе. Свадьбы, рождение детей, похороны — все сопровождалось молитвой в храме. Перед началом сельскохозяйственных работ, путешествием и даже рытьем колодца заказывали в церкви молебны. С Божиим благословением спорилась любая работа.

Сейчас добрые традиции забыты. Многие люди не знают, для чего нужен молебен, что это такое и как правильно молиться перед важными событиями жизни. Не следует ждать непреодолимых трудностей или тяжелой болезни, чтобы обратиться к Богу. Как заказать молебен и в каких случаях он должен совершаться, лучше узнать заранее.

Отличие молебна от домашней молитвы

Молебен — это короткое богослужение, включающее в себя молитвы и прошения конкретного человека или группы людей на определённое начинание. В церкви молебен иначе называют «треба», от слова «потребность», «необходимость». Молебны могут совершаться только за живых, крещенных в Православной вере людей. Молитва о усопших называется Панихида.

Зачем совершать требы в храме, когда Бог в любом месте слышит искреннюю молитву?

Собираясь для молитвы, молясь друг за друга, верующие проявляют христианскую любовь, преодолевают взаимные обиды, если они были. Призываемые святые невидимо становятся рядом с молящимися. Божия благодать, присутствующая в храме, усиливает единодушное прошение и делает его угодным Богу. В этом состоит смысл соборной (церковной) молитвы.

Для совершения церковной молитвы человеку приходится приложить труды и понести жертвы, хоть и небольшие. А всякий труд для ближнего и собственной души угоден Господу. Домашняя молитва только подготавливает человека к молитве церковной. Она также необходима и слышима Богу, но имеет меньшую силу.

Что такое заказной молебен

Молебны могут быть общецерковными и заказными. За первыми вся Церковь молится по поводу больших праздников или государственных событий. Вторые совершаются по просьбам отдельных прихожан об успехе их частных дел.

Какие бывают молебны

Молебны могут быть простые, благодарственные, водосвятные и акафистные. Любой из них может быть заказан индивидуально, но чаще они совершаются соборно, т.е. при большом стечении народа.

  1. Водосвятные молебны служатся в храмах ежедневно или по воскресным дням. Обязательно самому заказчику молиться за богослужением, затем взять освященную воду и с благоговением отнести домой. Все члены семьи пьют ее натощак утром и окропляют жилище. На водосвятный молебен можно подать иконы и крестики для освящения.
  2. Простые молебны совершаются по поводу праздников святым. На нём поют краткие песнопения в честь Богородицы и святого и произносится ектения -серия прошений с припевом «Господи, помилуй». На ектении поминаются имена заказавших молебен и их сродников (родственников). Затем читается молитва святому. Простой молебен хорошо заказать в день именин или за болящего.
  3. Молебен с акафистом чаще служится перед чудотворными или чтимыми иконами, в дни празднования великих святых. Обычно служение проводится еженедельно, в определенное время, о чем можно узнать в храме или монастыре. Отправляясь на молитву, лучше взять текст акафиста, чтобы следить за чтением.
  4. Благодарственный молебен служится соборно в день Нового Года, Дня Победы, Рождества Христова и другие значимые дни. Получив от Господа просимое, нужно заказать благодарственную молитву в храме. На записке с именами «о здравии» добавляется название молебна. Причину, по которой он заказывается, писать не нужно. Если нет возможности отслужить требу индивидуально, то благодарственные прошения включаются в общий молебен, совершаемый по расписанию храма.

Другие церковные поминовения — обедни, сорокоусты, проскомидии — не относятся к молебнам, а совершаются во время Литургии.

Как писать записки

Для поминания на молебне необходимо подать в свечной ящик (киоск) записку с именами о здравии. На специальном бланке или аккуратном листе бумаги пишется заголовок «Молебен просительный (или благодарственный) о здравии», затем указывается, кому заказывается треба: Господу, Пресвятой Богородице, святому (имярек). Ниже в столбик, разборчивым почерком, перечисляются имена живых, крещенных христиан. Записка с пожертвованием передается в киоск или непосредственно на стол, где отправляется треба.

Дополнительные прошения на молебнах

Традиционно в церквях служат один водосвятный молебен для всех, с включением индивидуальных прошений, указанных в записках. Для разных случаев можно заказать следующие прошения:

  1. о здравии болящих
  2. об отправляющихся в путешествие (поездку, командировку)
  3. благодарение Богу
  4. о начале всякого доброго дела

Молебны, совершаемые вне храма

Священника можно пригласить домой для совершения следующих треб:

  1. освящение дома (служится во вновь построенном доме или в квартире при необходимости), служебного помещения, предприятия.
  2. освящение поля или огорода
  3. освящение автотранспорта
  4. закладка фундамента, колодца (водоносной скважины).

Особые молебны существуют на начало строительства церкви, установку креста, поднятие колоколов.

Ежегодные молебны

  • Новолетие — особое последование, совершающееся в церкви на гражданский Новый Год, на Новый Год по старому стилю.
  • Благодарственный молебен на Рождество Христово — служится в память победы в Отечественной войне 1812г
  • Великое освящение воды — праздник Крещения Господня. Главный из водосвятных молебнов.
  • Благодарственный в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) — в честь восстановления почитания икон в 9 веке. Этому событию христиане обязаны множеством чудотворных икон и возможностью молиться перед образами дома.
  • Освящение меда (Медовый Спас) — молебен, совершающийся 14 августа, в память «изнесения Древ Креста Господня». Во время свирепствующих летом эпидемий в 7-8 веках в Византии принято было обходить города со святыней — частицами Креста Господня, испрашивая у Господа избавления от болезни. Это событие не имеет отношения к меду, но поскольку к середине августа на Руси начинался сбор меда, то начатки урожая приносили для благословения и пожертвования в церковь. На водосвятном молебне, отправляющемся в этот день, читается молитва на освящение меда.
  • Освящение плодов ( Яблочный Спас), 19 августа — относится к празднику Преображения Господня. В этот день служится водосвятный молебен с чтением молитв на освящение плодов. Отдельно читается молитва на освящение винограда, этот плод особо почитается в Церкви, из него делается вино для Причастия.
  • Ореховый Спас — праздник в память чуда, совершенного Господом по просьбе царя Авгаря. Желая иметь у себя портрет Христа, царь послал живописца, чтобы тот нарисовал Его. Взяв у художника холст, Господь приложил его к лицу и на нем отобразился Пречистый Лик. В этот день, по случаю созревания орехов, совершается освящение первого урожая.
  • Начало учения отроков — особый молебен, служащийся по поводу начала учебного года. Подаются записки с именами школьников и студентов. Такие молебны совершаются также в учебных заведениях.

На любой из перечисленных молебнов можно подавать записки о здравии.

Каким святым заказываются молебны

Записки о здравии чаще всего подаются на молитву Господу и Богородице, святым целителям и бессребренникам, о путешествующих — Св. Николаю Угоднику, апостолам Луке и Клеопе. Об успешной торговле молятся Св. Иоанну Сочавскому, Св. Спиридону Тримифунтскому. В день рождения или Ангела нужно вспомнить своего святого покровителя.

Как правильно молиться дома и в церкви?

Молитва — это способ общения между Богом и верующими. В своих молитвах люди делятся со Всевышним своими радостями и проблемами. И у многих возникает вопрос: «А как возносить мольбы Богу, чтобы он услышал и помог?». Особенно часто задают себе этот вопрос разочарованные люди, которые не нашли поддержки Высших сил. Возможно, им стоит пересмотреть свои взгляды и больше думать о том, что может быть они сами сделали что-то не так.

В современном темпе жизни человеку бывает трудно найти время на посещение храма для участия в службах, но если он нуждается в поддержке Бога, то может совершить в любом другом месте. А как правильно молится дома?

Как возносить мольбы перед иконой?

Бог и вера в него находится в нас, наших душах. Именно поэтому читать молитвы нужно не только в определенном месте — храме, а всегда и везде. Организовать чтение молитв можно с помощью специальной религиозной литературы (Молитвослов, Псалтирь) или своими словами — часто это неважно. Основное условие хорошей молитвы — искренность и ощущение связи с Богом.

Но всё же Церковь рекомендует соблюдать некоторые правила. Вот, что нужно сделать для молитвы дома:

  • Желательно приобрести сборник молитв — Молитвослов. Он бывает нескольких видов — полные и краткие, на церковнославянском языке и привычном нам русском. Поэтому выбирайте такой сборник молитв, чтобы вам было удобно им пользоваться.

Перед молитвой следует настроиться. Это значит, что необходимо прогнать все плохие мысли, забыть о мирских проблемах. Также следует уделить внимание внешнему виду, надеть крестик, женщинам повязать платок. Молиться нужно перед образом святого, к которому она будет направлена. Подойдите к иконе, примите удобное положение, сконцентрируйтесь, поклонитесь и перекреститесь. Текст молитвы произносите не спеша, вслух или про себя, вдумчиво, с благоговением. Молитвы нужно читать ежедневно. Обязательно читать утренние молитвы и молитвы перед сном. Это поможет быть ближе к Богу.

к содержанию ↑

Как читать молитвы в церкви?

Но все же настоящий христианин должен посещать церковь, хотя бы изредка участвовать в общей молитве. Именно такой вид молитвы считается самым сильным, т.к. когда все молят об одном, даже если один человек отвлечется, молитва не станет слабее.

  • Перед посещением церкви не рекомендуется принимать пищу. Исключение составляют лишь больные и немощные. Очень важен внешний вид: оденьтесь скромно, женщинам необходимо покрыть голову и надеть юбку ниже колен.

Когда направитесь в храм, начните читать специальную молитву — идущего в церковь, или же Отче наш. При входе в храм совершите крестные знамения с тремя малыми поклонами. Уважайте чувства других верующих. Не мешайте им совершать их молитвы. В церкви запрещено стоять на коленях во время молитвы. Так же, как во время частной молитвы, во время участия в общей нужно сконцентрироваться на том, что вы делаете, забыть о мирских делах. Все ваши мысли должны быть о Боге. Все богослужение совершает священник. Задача прихожан внимательно слушать, что он говорит, следить за ходом молитвы. Чтобы было проще это делать, держите в руках их текст. Прихожане говорят слова молитв вместе со священником во время Божественной литургии, воскресного всенощного бдения и пасхальной службы. Если вы хотите помолиться перед иконой, то вам нужно прийти в храм до начала богослужения, подойти иконе, произнести молитву этому святому, при этом дважды совершив крестное знамение и поясные поклоны, приложитесь губами к иконе. В случае, если это икона Христа, то следует прикладываться к его руке, ноге или одежде. Ели это икона Богородицы, то к руке или одежде, а у Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — к волосам.

к содержанию ↑

Как быть услышанным Богом, как читать «Отче наш»?

Чтобы быть услышанным Богом, нужно верить самому в то, о чем ты его молишь. Произносить слова молитв нужно осмысленно, устремив свои мысли только к Богу. Недопустимо в этот момент отвлекаться на посторонние вещи ни на секунду.

Молитву «Отче наш…» необходимо произносить несколько раз в день, а в моменты, когда у вас в жизни присутствуют какие-либо проблемы, нужно произносить ее особенно часто. История знает немало случаев, когда многократное повторение этой молитвы прекращала конфликты, исцеляла от недугов, изгоняла бесовское из душ людей.

«Oтче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.»

Молебен «Задержания»

Эта молитва старца Пансофия читается исключительно по благословению священника. Она помогает избавиться от всякого зла, защитить себя и свою семью от ненависти, зависти, злобы, обиды. Молитва способна защитить от насильственных действий как физических, так и энергетических.

Этот молебен читать необходимо очень внимательно и аккуратно. Текст произносить надо 9 раз ежедневно в течении 9 дней. Найти эту молитву можно в молитвенном сборнике афонского старца.

Святой Матроне

Блаженная Матрона Московская помогает практически во всех непростых жизненных ситуациях:

  • Когда нужно исцеление от болезней.
  • Для примирения и разрешения семейных проблем.
  • Когда необходима помощь в работе или учебе.
  • Для зачатия ребенка.
  • Чтобы обрести семейное счастье.
  • В разных житейских делах и др.

До обращения к Матронушке за помощью, было бы неплохо сделать пожертвование: отнести продукты в храм либо раздать их нищим на улице.

Молитвы к Матроне:

«О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи;

да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем

и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных:

исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго,

помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий,

веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним;

помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу,

прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»

Короткая молитва к Матроне:

«Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!»

Ангелу-хранителю

У всех есть ангел, охраняющий в течение всей жизни. Ангел-хранитель имеет полномочия простить наши грехи, помолиться за нас Господу Богу, не дать нам совершить ошибку. Об этом его нужно попросить, прочитав:

«Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от Святаго Крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Иногда помощь Ангела выглядит как серия каких-то знаков, или как-будто человеку подсказывает внутренний голос. Если вам довелось испытать на себе чудо, сотворенное вашим Ангелом-хранителем, то не забудьте поблагодарить его об этом молитвой или своими словами.

Спиридону Тримифунтскому

Молитвы к защитнику Православия Спиридону Тримифунтскому несметное количество раз помогли нуждающимся. Родом из простой семьи крестьян, при жизни он был пастухом. После смерти жены его пригласили стать священником в одной из кипрских церквей, т.к. всем было известно о праведной жизни, его любви к Богу и богоугодных поступках.

Именно первый род деятельности стал причиной того, что его изображение на иконах не такое, как у других святых — он изображен в пастушьей шапке.

Спиридон Тримифунтский — святой, сотворивший большое количество чудес при жизни: воскрешал людей, изгонял бесовское.

Он выполняет любые просьбы верующих. Чаще всего Святому молятся:

Существует много молитв Спиридону Тримифунтскому. Если Вам сложно их выучить наизусть, то обратитесь к святому своими словами, например:

«Святой Спиридон! Помолись у Бога, чтобы он простил мои грехи, дал мне здоровья, защитил от беды, врагов и завистников. Вымоли, блаженный Спиридон, у нашего Господа для меня безбедную жизнь. Аминь.»

Богородице

Пресвятая Богородица — земная мать Христа. Она покровительствует будущим матерям, является заступницей деток. Молитвы, посвящаемые ей, помогают в семейных делах, зачать и родить здорового ребенка, получить исцеление, оградить себя и родных от бед и не только.

Обратиться к Богородице можно с молитвой:

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.»

Перед и после еды

Перед приемом пищи кто-то из членов семьи, как правило, ее глава, произносит молитву «Отче наш…», остальные повторяют ее про себя или вполголоса.

На благословение пищи и пития мирянам:

«Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь.» (И перекрестить пищу и питие)

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.»

Николаю Чудотворцу

Николай Чудотворец с младенчества проявлял интерес к церковным делам. По рекомендации священника-родственника родители, которые, к слову сказать, были состоятельными людьми, отправили маленького Николая в богослужение. Именно этому делу посвятил всю свою жизнь Николай Чудотворец. Ему пришлось многое перенести ради веры, т.к. в то время были гонения на христиан.

Николай Чудотворец помогает во многих сложных жизненных обстоятельствах, студентам в экзаменационный период, бедным, тем, кто отправляется в дальний путь.

Николай Угодник занимает особое место среди святых. Он считается самым приближенным к Богу. Поэтому молитвы к нему наиболее сильные и быстродейственные.

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче. Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Создетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

В дни поминовения

Третий, девятый и сороковой дни со дня смерти человека в христианстве считаются особо значимыми. Связано это с особым состоянием души покойного перед Страшным судом.

Поэтому все 40 дней со дня смерти человека читают Псалтирь, Молитвы об усопших («келейное правило»). К обязательным молитвам добавляют эти особые, которые в молитвослове именуется как помянник об усопших.

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), , в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.»

Как молиться мусульманам Аллаху?

Мусульмане должны читать молитву — намаз — 5 раз в день: рано утром, в середине, второй половине дня, во время захода солнца и с началом сумерек. Для этого он должен отрываться от работы и других дел.

Перед молитвой обязательно нужно провести обряд омовения. Затем одеться подобающим образом — в исламе недопустимо оголение тела, особенно у женщин.

Особое внимание нужно обратить и на место проведения молитвы — оно должно быть чистым. Еще одно особенное условие — лицо мусульманина должно быть обращено в определенную сторону, в сторону Мекки.

Перед совершением намаза необходимо настроится, отбросить все посторонние мысли. Все сознание должно быть занято тем, что вы скажите Всевышнему.

Намазу предшествует призыв — азан. Далее читаются суры из Корана и специальные молитвы дуа, сопровождающиеся поклонами.

Рекомендуем посмотреть видео — «Как правильно молится дома?»:

Оценка

4.1

проголосовавших:

21

Оценка 3.5 проголосовавших: 20
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here