Каноны богородице на каждый день

Детально: каноны богородице на каждый день - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Богородичник это книга, содержащая собранные вместе каноны Божией Матери, читаемые на повечерии в течении всего года. Эти каноны представляют собой шедевр православной гимнографии. В современной русской традиции Богородичник обычно полностью входит в состав Октоиха. Всего канонов 56, все они читаются на повечерии каждый день недели. Каноны распределены по гласам и дням седмиц. В современной традиции книга широко используется и в богослужении (монастырском), и в домашней молитве. Помимо самих канонов Божией Матери на каждый день, расположенных по гласам и дням седмицы, здесь так же представлены чин общего молебна Божией Матери и каноны «певаемые» в особых случаях (в скорби, благодарственный, молебный, покаянный). В приложениях также Акафист Божией Матери.

В бумажных изданиях данного сборника обычно печатаются только каноны, мы собрали на страницах этого раздела, для удобства использования, тропари (Богородичны) и молитвы, читаемые обычно перед и после канона соответственно. Богородичные тропари взяты из приложения к Часослову – это богородичны отпустительныя по тропарех святых, во все лето и воскресны осьми гласов. Молитвы после канонов – это молитвы Божией Матери на каждый день седмицы и молитва «Царице моя преблагая…».

Все тексты взяты из богослужебных книг и адаптированы для домашнего чтения. Так как неделя (глас) в церковной традиции начинается с Воскресного дня приводим порядок чтения канонов начиная с воскресенья.

Название:Богородичник. Каноны Божией Матери на каждый день.
Личности: Пресвятая Богородица
Страницы:193
Форматы:doc
Год издания:2009

В этой книге читателю предлагаются собранные вместе каноны Божией Матери, читаемые на повечерии. Эти каноны, представляющие собой шедевр православной гимнографии, традиционно составляют особую богослужебную книгу – Богородичник. В современной русской традиции Богородичник обычно полностью входит в состав Октоиха. В греческих же Церквах он и поныне широко используется и в богослужении, и в домашней молитве. Настоящее издание, помимо самих канонов Божией Матери на каждый день, расположенных по гласам и дням седмицы, включает чины малого повечерия и общего молебна, во время которых и должны петься эти каноны. В приложениях также помещены Акафист и избранные каноны Божией Матери на разные случаи (некоторые из них впервые переведены на церковнославянский язык), а также статьи об использовании канонов Божией Матери в православном богослужении и об истории Богородичника как самостоятельной книги.

Для удобства пользователей, здесь представлены два Богородичника с разными текстами – один с ударениями, другой без. По содержанию Богородичники полностью идентичны.

+  Содержание: 

* 01 – Предисловие и две статьи.doc
* 02 – Чин малого повечерия.doc
* 03 – Молебен общий Божией Матери.doc
* 04 – Семь канонов глас 1.doc
* 05 – Семь канонов глас 2.doc
* 06 – Семь канонов глас 3.doc
* 07 – Семь канонов глас 4.doc
* 08 – Семь канонов глас 5.doc
* 09 – Семь канонов глас 6.doc
* 10 – Семь канонов глас 7.doc
* 11 – Семь канонов глас 8.doc
* 12 – Малый молебный канон глас 8.doc
* 13 – Великий молебный канон глас 8.doс
* 14 – Акафист Пресвятей Богородице.doc
* 15 – Канон субботы Акафиста.doc
* 16 – Канон благодарственный.doc
* 17 – Канон молебный глас 8.doc
* 18 – Канон благодарственный глас 8.doc

Оглавление [Показать]

Что такое канон и как он устроен

Канон — это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует.

Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос — это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона. По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в Правильных малых — ирмос второго канона (Ангелу Хранителю) вовсе оставляется.

Тропари — все последующие стихи песни. Правильные каноны имеют по 4-7 тропарей (прочитываем их без соединения). Перед каждым тропарем произносится запев, соответствующий читаемому канону:

Запев Исусу: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)».

Запев Богородице: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».

Запев Ангелу: «Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».

Лица женского пола должны сказать вместо «грешнаго» — «грешную»; подобным образом и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду. Изменение окончаний также смотрите в отсканированном репринте уральской книги.

Предпоследний тропарь последнего (в нашем случае второго) канона имеет запев: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (сокращенно записывается Слава), а последний тропарь (богородичен) имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь (сокращенно записывается И ныне).
 

Порядок чтения Правильных канонов на каждый день

Правильные каноны читаются попарно, сначала старшие каноны Исусу и Богородице (по дню), затем малые каноны Богородице и Ангелу (по дню) в таком сочетании:

Под понедельник (начиная с воскресного вечера):

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю великий.

Под вторник

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под среду:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Одигитрии;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под четверг:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под пятницу:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под субботу:

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под воскресенье:

1-2) канон Исусу + канон Благовещению Богородицы;

3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.

В уральской книге совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.
 

Схема чтения Правильных канонов

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

  • Семипоклонный начал
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий)
  • 12 поклонов (в пояс, только последний поклон земной)
  • 5 молитв, обращенных ко Господу Исусу Христу
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
  • Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
  • Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
  • «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
  • Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…»
  • Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
  •  «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Господи, помилуй (12 раз)
  • Слава, И ныне
  • «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс)
  • Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
  • Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»

Стихеры Исусу и Богородице (по дню):

  • 3 стихеры Исусу (начиная с «Исусе Пресладкии…») с запевом к каждой «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)» (на первой стихере поклон в пояс)
  • 3 стихеры Богородице с запевом к каждой «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас» (на первой стихере поклон в пояс) по дню:

Если канон Акафисту или Благовещению, то читаем на ряду «Совет превечныи…»

Если канон Одигитрии, то смотрим л. 47 обор. «Ублажаем Тя роди вси…» (или на выбор л. 48 обор. «Златая кадильнице…»)

  • Слава
  • 4-я стихера Исусу (богородична) «Исуса рождьшая…»
  • И ныне
  • 4-я стихера Богородице по дню:

Если канон Акафисту, то читаем на ряду «Иже от века таиньство…»

Если канон Одигитрии, то смотрим л. 48 обор. «Боголепную и Всечестную…» (или другую л. 49 «Иже радость…»)

Если канон Благовещению, то смотрим л. 38 обор. «Послан бысть…»

Далее читаются старшие каноны — Исусу и Богородице (по дню):

Канон Богородице Акафисту: на ряду

Канон Богородице Одигитрии: л. 49 обор.

Канон Благовещению Богородицы: л. 39

В каноне Исусу каждая песнь начинается ирмосом, в каноне Богородице — запевом и тропарем песни. Ирмос канона Богородице читается в конце соответствующей песни на месте катавасии.
 

Схема чтения песни в каноне Исусу:

  • Ирмос
  • 4 тропаря (запев Исусу → тропарь; запев Исусу → тропарь; запев Исусу → тропарь; запев Богородице → тропарь богородичен)
     

Схема чтения песни в каноне Богородице:

  • 4 тропаря (запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь; Слава → тропарь; И ныне → тропарь); в некоторых песнях 5 тропарей
  • Катавасия (на месте катавасии поется ирмос данного (второго) канона)

* После 1-го запева в 1-й и 9-й песнях в каждом из двух канонов: поклон поясной.

По 3-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Кондак и икос Исусу «Исусе Спасе, очисти и спаси мя…»
  • Под среду: кондаки (два) и икос Богородице Одигитрии «Не имамы иныя помощи…» (л. 53 – 53 обор.)
  • Седален Исусу «Спасе мой Исусе иже блуднаго спасыи…»
  • Слава, И ныне
  • Богородичен по дню:

Под понедельник, вторник, четверг, субботу читаем на ряду «Молитвы своих раб…»

Под среду смотрим л. 50 обор. «Молитвенница теплая…»

Под пятницу читаем на ряду крестобогородичен «Иже твое заступление…»

Под воскресенье смотрим л. 40 «Послан бысть Гавриил…» → Слава, И ныне → л. 40 обор. «Гавриил с небесе…»

По 6-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Слава, И ныне
  • Акафист Богородице, состоящий из 13-ти кондаков и 12-ти икосов (в конце 1-го икоса «Ангел предстатель…» на месте слова «поклоняемся» поклон земной; кондак 13-й «О! Всепетая Мати…» читаем трижды с земными поклонами)
  • Повторяем икос 1-й «Ангел предстатель…» (л. 21 обор.), затем кондак 1-й «Взбранной воеводе…»
  • Молитва Богородице (перед молитвой: запев Богородице + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)

* 13 кондаков и 12 икосов (так называемый акафист Богородице) + молитва Богородице прочитываются в том числе под среду и под воскресенье, когда читаются каноны Одигитрии и Благовещению. В связи с этим кондаки (два) и икос канона Одигитрии прочитываются по 3-й песни — после кондака и икоса Исусу, а кондак и икос канона Благовещению оставляются вследствие совпадения с 1-м кондаком и икосом акафиста Богородице.

По 9-й песни:

  • Молитва Исусу (перед молитвой: запев Исусу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
  • Молитва Богородице:

    Если канон Акафисту, то ничего не читаем
    Если канон Одигитрии, то смотрим л. 56 «Пресвятая Госпоже Владычице…»
    Если канон Благовещению, то смотрим л. 46 обор. «К Тебе Пречистей…»

Затем читаются малые каноны — Богородице «Воду прошед…» и Ангелу Хранителю (по дню):

Канон малый: наряду

Канон великий: л. 68 обор.

Канон Богородице начинается ирмосом, канон Ангелу Хранителю — запевом и тропарем песни.

Ирмосы канона Ангелу Хранителю на месте катавасии не читаются, они здесь остаются совсем не прочитанными.

Схема чтения песни в каноне Богородице:

  • Ирмос
  • 4 тропаря (запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь; запев Богородице → тропарь)
     

Схема чтения песни в каноне Ангелу Хранителю:

  • 4 тропаря (запев Ангелу → тропарь; запев Ангелу → тропарь; Слава → тропарь; И ныне -→ тропарь богородичен); в каноне великом 5-7 тропарей

* После 1-го запева (Богородице, Исусу, Ангелу) в 1-й и 9-й песнях каждого из двух канонов: поклон поясной.

* В каноне Ангелу Хранителю малом в 1-й и 9-й песнях перед запевом и тропарем Ангелу читается запев и тропарь Исусу.

* В каноне Ангелу Хранителю великом в 1-й и 9-й песнях запев и тропарь Исусу читается после запева и тропаря Ангелу.

По 3-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Кондак и икос Ангелу Хранителю по дню:

В каноне малом: наряду «Явися мне милосерд…»

В каноне великом: «О! Предстателю нератныи…» (л. 73)

  • Седален Ангелу Хранителю в каноне малом и великом «От любве душевныя…»
  • Слава, И ныне
  • Седален богородичен «Яко Всенепорочная…» (или на выбор «Богородице безневестная…»)

По 6-й песни:

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Слава, И ныне
  • Кондак и икос Богородице «Заступнице християном непостыдная…»

По 9-й песни:

  • Молитва Ангелу Хранителю по дню:

В каноне малом: «Ангеле Христов Святыи…»

В каноне великом: «Святыи Ангеле предстояи…»

(перед молитвой: запев Ангелу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
 

По совершении малых канонов:

  • Достойно есть (поклон земной)
  • Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной, если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов (читаются те тропари и кондаки, кои каноны читались в данный день):

Тропари (два) Исусу

Тропарь Богородице (по дню), Одигитрии — два тропаря

Тропарь Ангелу Хранителю (по дню)

Кондак Исусу

Слава

Кондак Ангелу Хранителю (по дню)

И ныне

Кондак Богородице (по дню)

  • Господи, помилуй (40 раз)
  • Честнейшую херувим (поклон поясной)
  • Слава (поклон поясной)
  • И ныне (поклон поясной)
  • Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (поклон поясной)
  • Отпуст:

Под понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу:

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честныя и славныя Ея Похвалы, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под среду:

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго и славнаго Ея Одигитрии, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под воскресенье:

Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго и славнаго Ея Благовещения, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

  • Господи, помилуй (трижды)
  • Семипоклонный начал
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
     

Устав о поклонах во время Великого поста

1. Во время Великого поста поклоны непосредственно в канонах остаются неизменными.

2. Заменяются только отдельные поясные поклоны в начальных и исходных молитвах земными малыми поклонами (метаниями).

3. Дополнительно добавляется один земной великий поклон после молитвы «Царю небесныи…».

Таким образом, начальные и исходные молитвы во время Великого поста читаются следующим образом (изменения выделены зелёным цветом):

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

  • Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями)
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий)
  • 12 поклонов (метания, только последний поклон земной великий)
  • 5 молитв, обращенных ко Господу Исусу Христу
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
  • Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
  • Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
  • «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
  • Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…» (поклон земной великий)
  • Трисвятое (3 метания), и по Отче наш
  •  «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Господи, помилуй (12 раз)
  • Слава, И ныне
  • «Приидите, поклонимся…» (3 метания)
  • Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
  • Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»

По совершении малых канонов:

  • Достойно есть (поклон земной великий)
  • Трисвятое (3 метания), и по Отче наш
  • «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов
  • Господи, помилуй (40 раз)
  • Честнейшую херувим (метание)
  • Слава (метание)
  • И ныне (метание)
  • Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (метание)
  • Отпуст
  • Господи, помилуй (трижды)
  • Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями)
  • Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Указанные изменения действуют во все дни недели, кроме субботы, воскресенья и праздников, когда полагаются обыкновенные, поясные, поклоны. Это предельно общее правило, которое имеет свои особенности и исключения. Устав о поклонах на каждый день Вы можете найти в церковном календаре.

СОСТАВ КАНОНОВ

ДЛЯ МОЛИТВЕННОГО ПРАВИЛА

▪ КАНОНЫ И АКАФИСТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ СЕДМИЦЫ

Начало с Богом молитвенного правила                        

▫ Чин келейного чтения канонов и акафистов         

КАНОНЫ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ (вечер субботы)

Канон и акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу     

Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии               

Канон Ангелу хранителю             

КАНОНЫ НА ПОНЕДЕЛЬНИК (вечер воскресенья)

Канон и акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу     

Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии

Канон Безплотным        

Канон Ангелу хранителю             

КАНОНЫ НА ВТОРНИК (вечер понедельника)

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу         

Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии

Канон Ангелу хранителю

Канон святому Иоанну, Предтече Господню

КАНОНЫ НА СРЕДУ (вечер вторника)

Канон и акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу     

Канон Честному и Животворящему Кресту Христову          

Канон Пресвятой Богородице Одигитрии               

Канон Ангелу хранителю             

КАНОНЫ НА ЧЕТВЕРГ (вечер среды)

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу         

Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии

Канон Ангелу хранителю             

Канон святым апостолам             

Канон святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских    

КАНОНЫ НА ПЯТНИЦУ (вечер четверга)

Канон Божественным Страстям Христовым           

Канон Честному и Животворящему Кресту Христову          

Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии               

Канон Ангелу хранителю                            

КАНОНЫ НА СУББОТУ (вечер пятницы)

Канон и акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу     

Канон и акафист Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии                    

Канон Ангелу хранителю             

Канон всем святым        

Канон о усопших            

Оценка 3.4 проголосовавших: 14
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here