Метанойя при даниловском монастыре

Детально: метанойя при даниловском монастыре - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Для зависимых и желающих им помощь “Мы просим…

Мы просим, чтобы наши дети,родные…не были зависимы от…, но на самом деле надо просить, чтобы они всегда были с Богом. Иначе что толку, если ваше чадо или кто-то из близких – перестанет быть зависимым от… и станет губить себя ненавистью, злобой, завистью, зложелательством, злорадством, скупостью, сквернословием, тщеславием, честолюбием, сребролюбием, блудом, ложью, воровством?..

Но, чтобы наши дети или те,кто страдают какой либо зависимостью – были с Богом, надо раньше самим повыгонять из своих душ легионы бесов и поселить на их место Бога.

Родные мои, надо самим обрести душевный мир и покой, которые не могут быть разрушены никакими искушениями, скорбями и страданиями.
Только в этом случае мы возымеем твердую почву под ногами.
А пока мы сами бредем по зыбкому болоту с трепещущей от страха душой и помраченным умом, что доброго мы можем сделать в таком состоянии для своих детей,для своих близких?

Родные, нужно понять, что человеку дана свобода. Над которой другие люди, никто вообще не имеет власти. Это надо понять и принять.

Ни кнутом, ни пряником, ни угрозами, ни ласками невозможно изменить человека в лучшую или худшую сторону, если он сам этого не хочет.

Такими нас создал Бог. И даже Он Сам, хоть Он и ВСЕМОГУЩ – но единственное, чего НЕ МОЖЕТ даже и ВСЕМОГУЩИЙ БОГ, – заставить нас полюбить Себя помимо нашей воли.
А не может Он этого, потому что не хочет.
Можно, взяв коня за узду, привести его на водопой. Можно, насильно пригнув его шею, ткнуть губами в воду. Но невозможно заставить его пить, если он не хочет пить. Даже коня, не то что человека.

Признание того, что у каждого человека есть свободная воля, над которой никто не властен, приводит к прозрению, что единственный человек, на которого я могу повлиять и кого могу изменить, – только я сам. Это прозрение наполняет душу покоем и миром в абсолютно любых условиях и обстоятельствах – если только я сам не становлюсь хуже.

Эпизод из жизни блаженного Августина

В юные годы блаженный Августин попал в дурную среду и стал вести порочную жизнь. Его мать Моника сделала все, что могла, для исправления сына. Она не только увещала его, но одно время даже лишила его общения с собою, удалив из своего дома, несмотря на безграничную любовь к нему. Моника оплакивала своего сына, как мертвеца, и непрестанно молилась о его возвращении к истинной вере.

Обращение его случилось нескоро, но до этого Господь не оставил ее без утешения, и в одном сновидении она видела Ангела, предсказавшего ей будущее обращение сына. Не оставляя своих увещеваний, она попросила одного епископа повлиять на сына. Епископ, однако, отказался от этого, учитывая, очевидно, безнадежность такой попытки при том состоянии духа, в каком был тогда Августин.

Он посоветовал Монике не уговаривать его более, а лишь усердно молиться Богу. Вместе с тем, видя силу ее горя, он как бы предсказал ей:
– Не может быть, чтобы погиб сын таких слез.
Действительно, Августин был спасен этими горячими слезами и молитвами и стал впоследствии в ряды великих учителей Церкви. И, вспоминая значение в его жизни молитв матери, его часто называют “сыном слез”.

Из дневника наркоманки…

Здравствуй, мама!

Я сидела на игле пять лет и сейчас не колюсь. Я думала, что сама бросила колоться, но вчера ты мне сказала:

– Все эти годы я плакала и молилась за тебя.
Сейчас я понимаю, что меня спасли твои слезы, твоя любовь и твоя молитва…

Я руки матери целую,

В молитве голову склоня.
Благодарю тебя земную,
Благодарю тебя святую,
Молитвой спасшую меня.

Притча “Спасите мам”

Горит дом. В нем женщины, дети и старики. Подбежали мужчины, кто-то из них спрашивает:

– Кого будем спасать в первую очередь?
– Конечно, детей, кого же еще?
Вдруг к ним подбегает ребенок и говорит:
– Дяденьки, а вы сначала спасите хоть немного мам, тогда они вам помогут спасти и стариков, и детей…

Родные, начните с возгревания этого угасающего, может быть, уже едва тлеющего в вас чувства любви к вашим чадам,к близким…

Скажите себе:

– Я всегда буду с моим ребенком,с… где бы он ни находился. Я всегда буду мысленно помогать ему и молиться за него. Я никогда не отрекусь от него. Я могу выгнать его… из дома, но никогда из своего сердца.

Что делать, когда уже ничего не остается делать?

Успокоиться. Смириться. И опять молиться.

Родные, спасение своих детей,близких начните со спасения себя. Спасетесь вы – прозреют и они.

Может быть, это их прозрение наступит не скоро; может быть, это случится даже на вашей могиле – но это обязательно случится…

Не погибают сыновья слез.

(Блаженный Августин) “

p.s: на первой странице этой книги-брошюры написано…

Книга для наркоманов и их родителей,а так же,для тех,кто не хочет стать ни теми,ни другими.
И вот,взяв на себя смелость, я дерзнула немного переделать написанное на страницах этой книги-брошюры.
Дополнив везде к словам наркоманы,дети и мамы – слова:родные,зависимые,близкие и – … Просто подумала,что всё написанное,может быть не только применимо,но нужно и полезно,не только тем,о ком говорится в этой небольшой книге.
За это заранее – прошу прощение, у автора этой книги-брошюры,протоиерея Александра Захарова, и,у тех,кто с этим будет не согласен.
И ещё…я не знаю всех сложившихся семейных ситуаций и историй.Есть,конечно же,очень сложные… не знаю,как быть в тех случаях.Может,у кого нет уже сил терпеть…но,для этого ведь,есть духовники,которые смогут подсказать,как правильно вести себя – в каждом конкретном случае.
Сделала эту выборку,единственно,для того,чтобы … может быть,хоть кто-нибудь,после прочтения,сможет сказать себе,да это мой путь…для тех,кто сможет это почувствовать,принять сердцем,кто захочет и для кого сделается это возможным… идти по этому нелёгкому пути.

p.s.p.s: ещё из книги…

” Притча “Ящерка”

Из ада в рай идет старик, идет уже 50 лет, на плече у него сидит ящерка и шепчет ему на ухо:

– Давай зайдем в кабак, выпьем по сто грамм.
– Да вчера и так заходил, отстань, надо в рай идти.
– Да мы только по сто грамм и все.
– Ну ладно, сто грамм и идем в рай.

Выпив по сто грамм, ящерка шепчет:

– Слушай, а давай три по сто и точно будем в раю.
– Давай, только три по сто и железно идем в рай…

Через неделю запоя ящерка шепчет:

– Тебе тяжело, все болит, уколись один раз и все как рукой снимет, да и вообще ты даже ни разу не пробовал, ведь в раю тебе никто не даст…
– Ну разве только что попробовать… Через три года старик идет по дороге, ругаясь на ящерку, и встречает Ангела, который идет из рая.
– Хочешь, чтобы она замолчала? – спрашивает Ангел.
– Еще бы.
– Давай я ее убью.
– Ты так резко спросил, мне надо время подумать.
– Но ведь ты уже идешь 50 лет.
– Ну давай в понедельник…
– До понедельника ты можешь не дожить.
– Мне надо посоветоваться с врачами.
– А зачем тебе врачи?
– Да, конечно, я и САМ с ней справлюсь.
– Разве ты не понял, что она сильнее тебя?
– Да, смотри, вот она и совсем уснула, уж лучше так потихоньку, постепенно, а то уж сразу – убивать!
– Потихоньку и постепенно с ней ничего не сделаешь.
– А вдруг не ее, а меня убьешь? Вдруг мне будет больно?
– Может быть, тебе и будет больно, но тебя я не убью.

Ангел почти касался ящерки, и вдруг она заговорила:

– Осторожно! Он убьет, он такой. Скажи ему слово и убьет. А ты останешься без меня навсегда. Это неестественно! Как же ты будешь без меня жить? Он таких вещей не понимает. Он – холодный, безплотный дух. Он может так жить – но не ты же! А я исправлюсь. Признаю, бывало всякое, но теперь я стану потише. Я буду нашептывать тебе вполне невинные помыслы, приятные, но невинные…

– Убить ее?

– Да что ты ко мне пристал, убивал бы без моего согласия.
– Нет, без твоего согласия я ничего сделать не могу. На это нужна твоя личная воля.

Старик отвернулся от Ангела и тихо прошептал: “Господи, помоги мне”, – потом добавил:

– Делай, что хочешь.

И тут же вскрикнул очень громко и страшно. Ангел схватил ящерку огненно-алой рукой, оторвал и швырнул на траву. Через мгновение вместо старика стоял молодой, красивый юноша, почти такого же роста, как Ангел. Но и с ящеркой что-то происходило. Она не умирала, а тоже росла и менялась. Хвост, еще бьющий по траве, стал не чешуйчатым, а подобным кисти. Не успел юноша повернуться, как перед ним стоял дивный серебристо-белый конь с золотой гривой. Он погладил коня по холке, а потом упал перед Ангелом и обнял его ноги. Когда он поднялся, то лицо его было в слезах, но, может быть, оно просто сверкало, озаренное любовью и радостью. Он оседлал коня, вскочил на него, помахал рукой и исчез из виду.

Чадо родное, не жалей свою “ящерку”. Если ты ее пожалеешь и не захочешь убить – ты никогда не дойдешь до рая. Если убьешь – она быстроногим скакуном вознесет тебя в рай. Но, чтобы она стала скакуном – ее надо убить”.

“Молитва матери со дна моря достанет”.

(народная пословица)”

Оригинальный текст находится по адресу:

http://o-aleksandr-zaharov.narod.ru/knigi/bril_jav.htm#S_07

http://o-aleksandr-zaharov.narod.ru/ и ещё немного…

“Делай,что можешь полезного и что позволяет закон,твоим любимым,но всегда поручай их Богу…(c)

Бог вечен,вездесущ,безмерно благ.Тому,кто Его,Он – самый верный,cамый надёжный Помощник и Покровитель”.
(Свт. Игнатий Брянчанинов)

15 декабря на торжественной презентации православный профилактический комплекс помощи алкоголикам и наркоманам «Метанойя» принимал от православного священства поздравления со своим 5-летием

15 декабря недалеко от стен Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы состоялась торжественная презентация православного профилактического комплекса помощи алкоголикам и наркоманам «Метанойя», посвященная пятилетию центра. Поздравить сообщество по реабилитации зависимых людей пришли многие представители православного священства.

Как отметил архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова монастыря г. Москвы, то, чем занимается центр «Метанойя» являет собой евангельский путь борьбы с пристрастиями этого мира, потому что «мы все имеем свои немощи, но если человек искренне сознает свою слабость и стремится ее исправить, то это стремление является принципом христианской жизни».

метанойя при даниловском монастыре
Иеромонах Иона (Займовский) работает с наркозависимыми в центре реабилитации «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре города Москвы

Уже в течение пяти лет работники центра, зависимые люди и их родственники прикладывают немалые усилия для того, чтобы вместе реализовать так называемую программу 12 шагов, ведущую к реабилитации зависимых людей через путь смирения, познания своей немощи, упования на Бога и взаимную помощь, обмен опытом. Впервые эта система была использована на первых в истории заседаниях общества анонимных алкоголиках в США в 30-х гг. минувшего столетия. Многие гости, присутствовавшие в зале, отмечали, что, несмотря на протестантские корни подобной системы, американский опыт применим с точки зрения медицины и психологии в России.

Поздравительные слова Центру направил также и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, отметивший, что само существование центра «Метанойя» указывает на «Божие попечение по отношению к людям, страждущим от тех или иных зависимостей».

В зале присутствовало несколько десятков гостей, за плечами каждого из которых нелегкий путь преодоления собственных немощей, исцеления и возвращения к естественной жизни. Как не раз отмечалось присутствовавшими в зале, в их судьбе выздоровление от недуга неотделимо связано с обретением Христа и Церкви, которая и заботится больше всего о всецелом исцелении каждого страждущего человека.

«Реабилитация зависимого человека — это не отвлеченное мистическое состояние, это очень важный духовный опыт, потому что все мы в жизни постепенно справляемся со страстями, а отнюдь не сразу возносимся ко Христу,» — отметил в совей речи игумен Иона (Займовский), руководитель направления по работе с наркозависимыми и алкоголиками при Даниловом монастыре.

Собрания «Метанойи» проходят по субботам в 14.00 в актовом зале Воскресной школы Данилова монастыря (двухэтажное желтое строение напротив монастыря).
Aдрес: 113191, Москва, ул. Даниловский вал, д. 22
Информация о центре по телефону: 8-926-210-17-98, звонить можно в среду, четверг и пятницу с 19.00 до 22.00
/> E-mail: [email protected]

Алексей СКИЖЕНОК

метанойя при даниловском монастыреС 2011 года сотрудники православной программы «Метанойя» при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре проводят для духовенства Москвы регулярный научно-практический спецкурс «Пастырская помощь алкоголе- и наркозависимым, а также их близким» (в рамках переподготовки православного духовенства города Москвы).

Игумен Иона (Займовский), руководитель профилактической программы «Метанойя», выпускник Московской духовной академии, соискатель степени кандидата богословия в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия, рассказал журналу «Приход» (№ 2, 20-16) об опыте программы.

Пассивное миссионерство

«Метанойя» — православная программа, которая стремится реализовать холистический (целостный) подход к проблеме зависимости, что означает, что в помощи зависимым людям нужно объединить усилия науки (наркологии, психологии, медицины) и Церкви, при этом делая основной акцент на духовной стороне выздоровления.

Из целостного подхода вытекает принцип делегирования полномочий: осознавая ограниченность своей компетентности, священник, к которому пришел на исповедь или за духовным советом страдающий зависимостью человек, помимо пастырского попечения, может направить его к квалифицированным специалистам. Известные наркологи и психологи Евгений Алексеевич Брюн, Сергей Владимирович Долгий Андрей Викторович Новаков сотрудничают с нашей программой.

Наркология обычно предлагает следующую точку зрения: не пить — это финал выздоровления. Но мы, современные аддиктологи, священнослужители говорим: не пить — это только начало выздоровления. Как это наблюдается в сообществах анонимных алкоголиков (АА), в некоторых случаях человек может обрести физическую трезвость, при этом духовная, психоэмоциональная и социальная составляющие продолжают болеть. Одни уходят в бизнес, поскольку у них появляются силы, они становятся трудоголиками — «сухими» алкоголиками. Они могут материально подниматься, но продолжают жить для себя. Другие на первых сроках трезвости с головой окунаются в служение внутри сообщества АА. На мой взгляд, это еще худший вариант, потому что они впадают в гордыню. Зная все традиции содружества АА, начинают поучать, становясь на позицию врача, целителя, духовного вождя.

Процесс выздоровления в чем-то похож на воцерковление. Можно считать себя верующим, но остыть к Церкви, можно причащаться раз в полгода, захаживать в церковь лишь время от времени, даже жертвовать что-то по-фарисейски. Или можно стать поверхностно-религиозным агрессивным деятелем.

Очень важно идти серединным путем. Так, например, опыт последовательного прохождения программы «12 шагов анонимных алкоголиков» дает духовно-нравственную основу человеку. Когда мы в Даниловом монастыре начинали организацию таких групп, сразу откликнулось много людей. На первое собрание пришли 30 человек. Не все из них были верующими, однако сейчас многие участники наших групп стали прихожанами Данилова монастыря, приходят на исповедь.

Можно наименовать это «принципом пассивного миссионерства». Я много раз наблюдал последовательность: люди приходят в группу, рано или поздно заходят в храм, ставят свечи, знакомятся с обликом, просто гуляют по монастырю. Потом они задают вопросы по поводу участия в таинствах православной Церкви, спрашивают, что делать дальше: «Мы бы хотели узнать о Церкви. А как готовиться к причастию? А нужно ли поститься?» Это и подтолкнуло в свое время создать программу «Метанойя», которая начала работу в 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и соизволением наместника архимандрита Алексия.

Программа «Метанойя» — путь в Церковь

Программа «Метанойя» реализуется под руководством священника. Она помогает зависимым людям войти в программу выздоровления. Миссия программы — помочь выздоравливающим людям обрести Христа.

Идеологический фундамент «Метанойи» строится на следующем убеждении: мы предлагаем сначала обрести сколько-нибудь устойчивую трезвость, «абстиненцию» (хотя очевидно, что никто не застрахован от «срывов»), и вместе с обретением трезвости, а не в отрыве от этого, начать духовную переоценку своей жизни и идти по пути ее воцерковления.

Начиная с 2001 года, при Даниловом монастыре стали действовать группы взаимопомощи «12 шагов» для алкоголиков, наркоманов, со-зависимых и др. Мы рассматриваем опыт таких групп как предоглашение, создающее устойчивую мотивацию для дальнейшего полноценного воцерковления.

Сообщество анонимных алкоголиков — это тот мир, где человек принят. Здесь никого не отвергают. Сегодня почти треть всех групп в Москве и Московской области собирается при православных храмах и монастырях. Уже появились в России свои интересные программы, базирующиеся на этих принципах («12 шагов анонимных алкоголиков»). Например, семинар «Назад, к основам», куда приходят и алкоголики, и наркоманы, и родственники людей с зависимостью.

Священнослужители сталкиваются не только с алкоголиками, наркоманами, их родственниками, но и людьми, которые страдают от так называемых поведенческих расстройств, которые у нас именуются страстями. Например, от интернет-зависимости, от игровой зависимости, от сексоголизма. Эти люди, разрушенные алкоголизмом, наркотиками, другими так называемыми поведенческими зависимостями, например, игроманией, и не менее страдающие их родственники, приходят в Церковь, и им бывает очень трудно помочь.

Такие группы самопомощи предлагают эффективные инструменты, с помощью которых можно справиться с той или иной зависимостью. Они недаром называются «группами поддержки», «группами самопомощи», «группами взаимопомощи». Каждая группа является живым организмом. Мы в Даниловом монастыре давно заявили о себе, поэтому у нас регулярно собираются несколько групп анонимных алкоголиков. Группа «Утро» — четыре раза в неделю, группа «Лоза» — по вечерам четыре раза в неделю. В здании молодежного центра один раз в неделю собирается группа «Весть».

Дважды в неделю собирается группа родственников зависимых. Термин «созависимость» употребляется не только в медицинской и психологической литературе, но и в материалах Всемирной организации здравоохранения, а также в официальных документах Русской Православной Церкви. Выздоравливать от созависимости еще тяжелее, еще больнее, потому что человеку, который никогда не пил, не употреблял наркотики, трудно определить приближение срыва. Это все происходит на эмоциональном уровне. Созависимость — такое же заболевание, как и алкоголизм, как наркомания, и оно неизбежно прогрессирует. Часто родственники тратят много сил, энергии и денег на своего мужа или сына, но не идут в программу выздоровления. Я считаю, что человеку мешает в большей степени гордыня. Как наркоман или алкоголик зачастую не хочет выздоравливать, так и родственники не ищут помощи. Программа для родственников (Ал-Анон, Нар-Анон, И-Анон) — это не противостояние. Это в христианском смысле забота о себе, об окружении. Самый страдающий контингент прихожан в храмах и монастырях — это созависимые женщины, жены и матери наркоманов и алкоголиков, которые, как сказал апостол Павел, ничего не делают, а только суетятся…

Еще одно подобное сообщество — взрослые дети алкоголиков, люди из алкогольных или других дисфункциональных семей. У нас они собираются два раза в неделю. Это очень важно — дать приют разным группам! Например, группа «Весть» проводит только открытые собрания (в такую группу может прийти не только алкоголик). За прошедшие годы в открытых собраниях групп приняли участие, как насельники монастыря, так священники и архиереи из других общин.

Те, кто посещает группы самопомощи для алкоголиков, наркоманов, созависимых и др. могут и не принимать участие в православной программе «Метанойя». Для многих сложно войти в Церковь. Выздоравливающие алкоголики, их родственники, которые ездят к «Неупиваемой Чаше», ходят в паломничество, даже причащаются, но не могут обрести трезвость без большой духовной работы.

При программе «Метанойя» проходят кахетизаторские курсы, огласительные беседы со спецификой для зависимых людей. Это очень востребовано, поэтому домовый храм в честь иконы «Неупиваемая Чаша» при наркодиспансере № 2 г. Москвы наполнен. Мы собираемся днем по субботам при Даниловом монастыре, а также по четвергам в этом диспансере и обсуждаем воскресное литургическое чтение ближайшего воскресенья. Центром нашей программы является чтение и обсуждение евангельского текста. Все истории, чудеса, притчи Евангелия прекрасно коррелируют с программой выздоровления.

Когда человек приходит в Церковь, очень важно, чтобы он не был вялым, формальным христианином. Есть люди, которые начинают активно участвовать в жизни прихода, и их жизнь расцветает. Кто-то переписывается с заключенными, кто-то помогает в храме. Конечно, такой человек становится родным на приходе.

Я считаю, что выздоровление от зависимости — это тоже следование за Христом. Надо оставить свою лень, эгоизм, страхи. Нет ни одной евангельской истории, ни одного чуда, ни одной притчи, которую бы наши участники не комментировали, исходя из собственного опыта болезни и выздоровления.

Часто задают вопрос: за счет чего живут и работают группы взаимопомощи? Программа «Метанойя» — благотворительная. В конце встречи мы собираем пожертвования, чтобы можно было на собраниях пить чай с вкусным печеньем, приобретать литературу. Мы собираем деньги и на храм, и на переиздание книги «Странички трезвости», на поддержание сайта «Метанойя».

Программа для священнослужителей

Известно, что учителям, психологам, представителям правоохранительных органов трудно признаться в наличии зависимости. Есть специфика болезни, выздоровления и у священников. Зависимость — страшная болезнь, и последствия зачастую бывают катастрофическими. Чувство вины, стыда таково, что жизнь становится трудно переносимой. Для священников нужно создавать специализированные программы, включающие в себя работу с мотивацией на выздоровление, с переоценкой и углублением религиозного опыта. Недостаточно, а порой и ошибочно с терапевтической точки зрения, просто предложить больному священнику или диакону посещать группы самопомощи. Исходя из опыта автора, для страдающих зависимостью клириков оптимальным был бы такой путь: начинать терапию в мотивационных группах, возглавляемых профессиональным психологом, а потом, отказавшись от чувства своей исключительности, выздоравливать в рамках обычных групп самопомощи.

Первые шаги в этом направлении уже делаются. С 2008 года работает еженедельная скайп-программа «Меридиан» для православных священнослужителей и монашествующих, выздоравливающих от алкоголизма. Выздоровление — нелегкий процесс. Само выздоровление обновляет невероятным образом жизнь каждого человека, в том числе и священника.

Как организовать группу самопомощи на приходе

На протяжении всей своей истории Церковь старалась помогать зависимым людям, еще в XVIII веке появились так называемые Братства трезвости.

Часто священнослужитель хотел бы организовать православную программу трезвости на приходе. Кто ее может проводить? Автор статьи — психолог по образованию, приоритетной деятельностью которого является ведение такой программы. Психологи, которые сотрудничают с программой «Метанойя», являются православными христианами, имеют большие сроки выздоровления (более 20 и 25 лет собственной трезвости), а также профессиональное образование в сфере аддиктологии. Конечно, трудно найти, чтобы человек имел серьезный опыт собственного выздоровления, специальное образование, знал, что такое Таинство.

К нам обращаются с вопросом, как можно тиражировать программу «Метанойя». К сожалению, у нас не хватает ресурса, не разработана методическая, а также методологическая базы, и мы работаем над этим. С 2011 года сотрудники программы «Метанойя» проводят для духовенства Москвы регулярный научно-практический спецкурс «Пастырская помощь алкоголе- и наркозависимым, а также их близким». За 4,5 года этот спецкурс посетили более 500 священнослужителей. Спецкурс предполагает краткое ознакомление с основными достижениями современной медицины и наркологии в области зависимости, изучение современных терапевтических и реабилитационных программ, реализующих холистический подход, а также знакомство с личным опытом выздоравливающих алкоголиков и наркоманов. Последняя встреча в программе курса — это выступление выздоравливающего алкоголика или наркомана, который отвечает на вопросы, рассказывает свою историю.

Автор знает священника, который организовал такие группы по своей инициативе, привлек психолога, очень увлекся этой темой. Всегда можно организовать чтение Евангелия и обсуждение, как Евангелие перекликается с программой выздоровления. Это очень важная часть работы. Можно читать любой литургический отрывок, а кто-то из выздоравливающих участников программы может выступать, рассказывать о себе, чтобы остальные потом обсуждали и высказывались. Это — упрощенный вариант групповой работы: похоже на группы самопомощи, но это будут евангельские встречи.

К сожалению, эти традиции у нас пока только зарождаются, мы в самом начале пути. Автор работает индивидуально по программе «12 шагов» с несколькими священниками, некоторые из которых организовали в своих городах группы самопомощи. При этом они принимают участие в работе скайп-групп АА, где много участников, которые дружат, переписываются, созваниваются. Это очень важный опыт выздоровления.

Интернет — удобный инструмент. Благодаря группам в скайпе даже в небольшом населенном пункте человек может встать на путь выздоровления, освоить традиции, принципы, которые помогают жить, духовно расти, развиваться и приходить в Церковь.

***

Метанойя (греч. Metänoia) — раскаяние; изменения в понимании собственного я, жизненной цели; выработка нового взгляда на мир, на объективное, ведущее к отдаванию себя.

Аддиктология — новый раздел современной психиатрии и клинической психологии, наука о химических и нехимических зависимостях, изучающая механизмы их формирования, развития, диагностики, профилактики, лечения и реабилитации. В настоящее время значительно увеличивается число пациентов с аддиктивным (зависимым) поведением, требующее расширения границ наркологии за счет привлечения новых знаний в смежных дисциплинах (медицинской психологии, психотерапии, биомедицинской этике и др.).

Московская городская епархия

Сегодня, 5 ноября на IX церковно-общественной выставке-форуме “Православная Русь – ко Дню народного единства” состоялась презентация книги “Странички трезвости” игумена Ионы (Займовского), руководителя центра помощи зависимым от алкоголя и наркотиков “Метанойя” при Даниловом монастыре г. Москвы.

Мы беседуем с отцом Ионой (Займовским) о путях преодоления алкогольной зависимости.

метанойя при даниловском монастыре

Игумен Иона (Займовский)

– Отец Иона, светские психологи часто говорят, что проблема алкоголиков, людей страдающих другими видами зависимостей в том, что в их жизни нет цели. Вы согласны с таким утверждением?

– Не могу согласиться, что это единственная и главная причина развития алкоголизма. Развитию алкоголизма способствует комплекс биологических, психологических, социальных причин.

Человек может пить потому, что в его жизни нет Бога, нет силы, которая его поддерживает, любит, заботится о нем.

– Как построена работа с зависимыми людьми в вашем центре?

– Наш центр называется «Метанойя» – покаяние, изменение ума в переводе с греческого. Мы ориентируем пришедших к нам людей на главные ценности Православия, читаем Евангелие, говорим о молитве, исповеди, причастии, а также о методах избавления от зависимости.

В нашем центре действуют группы самопомощи, объединяющие людей стремящихся избавиться от своей болезни.

– Существуют неоднозначные оценки деятельности групп анонимных алкоголиков. Есть мнение, что зависимость от алкоголя переходит в зависимость от группы.

– Наш центр уже более одиннадцати лет работает по этой программе. Это эффективный метод преодоления болезни. Часть людей из групп анонимных алкоголиков выздоравливают и воцерковляются благодаря своему выздоровлению, становятся прихожанами нашего монастыря, других храмов.

– Алкоголику, как правило, очень сложно признать свою болезнь и начать лечение. В какой момент люди решаются прийти в ваш центр?

– Отрицание болезни свойственно страдающим от различных недугов, не только от алкоголизма. Человеку бывает очень страшно признать, что с ним происходит. Алкоголик деградирует на духовном уровне и поэтому не видит, в кого превратился. Страшно признать, что ты потерял семью, работу, тебя никто не любит.

Опыт показывает, что алкоголику, чтобы признать себя таковым и начать путь к выздоровлению, нужно достичь своего «дна».

– Что вы имеете в виду?

– Анонимные алкоголики говорят, что у каждого свое «дно».

Женщина очнулась после алкогольного опьянения и увидела, что потеряла ногу. Кроме того, ей сообщили, что она сбила человека насмерть, и ей грозит двадцать лет тюрьмы. Для нее наступил момент покаяния и осознания, что нужно изменить себя и свою жизнь.

Священник выпил лишнего на Пасху. Прихожане стали свидетелями. Это было его «дно».

Другому человеку сын сказал: «Ты мне больше не отец». И это стало поворотным моментом в его жизни.

Человек должен увидеть свою грязь, понять, что он омерзителен. У него должна возникнуть потребность покаяния.

Приведите, пожалуйста, пример выздоровления человека с помощью программ вашего центра.

Ко мне на исповедь пришла пожилая женщина. По виду – типичная консьержка. «Я алкоголичка. У меня и муж пил, уже умер. Спиваюсь. Помогите. Умираю». Я посоветовал ей присоединиться к группе самопомощи, но думал, что вряд ли что-то получится. Уже два с половиной года она не пьет. Участвует в работе группы трезвости. Ходит ко мне на исповедь. Это фантастика.

– Какие свойства характера помогли ей?

– Честность. Она признала свою проблему. Она стала сразу выполнять рекомендации.

Бывает, приходит человек и говорит: «Я готов раз в месяц к вам приходить. У меня нет времени». А надо каждый день. Понятно, что ничего не получится, он не готов к работе над собой. Надо все отринуть и просить у Бога попечения и защиты.

– Кто чаще приходит в ваш центр сами алкоголики или их родственники?

– Чаще приходят родственники. Им тоже нужна помощь. Обычно родственники не понимают, что имеют дело с больным, а не с плохим, лживым, безнравственным человеком. Для них в нашем центре действуют специальные группы. Часто приходят жены, мамы – это созависимые, «слипшиеся» с алкоголиком люди. Преодоление такого состояния – сложный процесс, требующий духовного роста. Девиз этой группы: «Отстранись с любовью».

– Почему в этой ситуации родственникам важно отстраниться?

– Потому что важно не мешать человеку достигнуть своего дна.

– Ваша новая книга «Странички трезвости» создана по аналогии с западными образцами?

– Это ежедневник в поддержку выздоравливающим от алкогольной зависимости. Каждая страничка содержит соответствующие дню жития православных святых, литургические чтения, а также цитаты из книг, посвященных теме преодоления алкогольной зависимости. На западе есть подобные ежедневники, но их содержание ограничивается цитатами из специальной литературы, в них нет духовных примеров. Поэтому «Странички трезвости» не имеет аналогов.

Беседовала Марина Меренченко

Оценка 3.5 проголосовавших: 13
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here