Не ходи на совет нечестивых

Детально: не ходи на совет нечестивых - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление [Показать]

                                                                               Псалом 1
Псалом Давида.
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так – нечестивые, : но они – как прах, возметаемый ветром .
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.                     

    Псалом первый. Псалом, в котором Давид говорит, что должен делать человек, чтобы он был благословен. Благословен, значит: спокоен, мудр, успешен во всех путях своих, и что он за это будет иметь от Бога. Мы также узнаем, что будут  иметь люди, которые не соблюдают законы Божьи.
   Это такой маленький псалом и, казалось бы, уж почему? Первый псалом должен быть основополагающим: длинным, большим, а этот очень маленький. В нем всего 6 стихов. И все же здесь очень конкретно говориться человеку, что ему нужно, а что  нет. Коротко и ясно:

    «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых».(Пс. 1:1)     То есть любой человек будет благословенным, если он не собирается с людьми нечестивыми. Кто такие нечестивые люди? Это те, которые делают беззакония, обсуждают это с удовольствием и, наверное, советуются о том, как бы их и дальше делать.

    Для нас не проблема исполнять это: мы к разбойникам не ходим, с людьми, которые занимаются распространением наркотиков, не сидим. Но люди, которые обсуждают других людей, это тоже нечестивые люди. Кто из вас сидит в компании людей, в которой обсуждают черты человека, которого нет в этой компании?
    Нечестивые люди – это люди, например, которые критикуют правительство. Правительство дано свыше и его критика ни к чему не приведет. Ещё никто из нас, критикуя правительство дома, не изменил ни одной йоты закона. Если мы думаем как дисциплинировать правительство, собираясь вместе (как написать прошение в какую-либо инстанцию) – это как раз не критика, а действия направленные на улучшение. Примут это к рассмотрению, или нет – это не имеет такого значения: люди сделали усилие, чтобы что-то изменить, они нечестивыми не являются. Но, если люди обсуждают всё, что  повсюду годами и бесполезно обсуждается другими, то они входят в разряд человека, который блаженным быть не может.    
   Наша задача не сидеть на совете с нечестивыми, Бог же позаботится о том, чтобы мы стали блаженными: спокойными, процветающими, здоровыми, людьми у которых «чаша будет наполнена», все, о чем мы будем мечтать, будет исполняться. Мы будем мысленно концентрироваться на том, чтобы творить новое. Если мы что-либо критикуем, наши «сознательные установки» начинают концентрироваться на поиске негатива. В тот момент, когда мы это делаем – матрицы этого поиска начинают работать именно тогда, когда мы концентрируемся на творческих вещах (творении того, что мы хотим получить)! Подсознательные матрицы никогда не  останавливаются в своем действии, как позитивные, так и негативные. И вот, когда мы думаем о планах, а негативные матрицы критики уже запущены, то мы обязательно найдем какие-то недостатки в этих целях. Находясь ещё на этапе формирования наших желаемых достижений мы уже будем готовы отказаться, сами себе доказывая, что это в каких-то моментах невозможно.
   Это делают люди, которые сидят на совете нечестивых, критикуют и обсуждают вещи, которые изменить не могут. Если мы хотим ставить перед собою далеко идущие планы, хотим приходить к реализации этих планов, то нам нужно избегать совета нечестивых. То есть в компаниях, в которых что-то обсуждают и критикуют, выйти покурить, с кем-то поговорить – главное, только удалиться от этого обсуждения. Ведь даже если мы пассивные слушатели, наш мозг записывает информационные блоки, которые контролируют критику и формируют негатив внутри нас. И такие формации остаются с нами на всю жизнь. Мы думаем, что это безопасно, но это не так. Настает момент, когда правительство нас уже не интересует, но эти блоки работают. Например: в момент критической политической ситуации в компании постоянно обсуждают сложившуюся ситуацию, когда ситуация разрешится и все станет мирно и спокойно, люди будут продолжать обсуждать проблему, как таковую – потому, что матрица требует воспроизведения. Если человек попадает в этот же круг знакомых, она автоматически включает тот разговор, который там чаще всего происходит. Вот почему в одних и тех же компаниях, мы говорим об одних и тех же вещах, почти всегда. Очень редко, прилагая усилия воли, мы стараемся ввести новые темы. Я советую каждому проследить это в вашей жизни.
     Такие нечестивые вещи плохие собственно для меня лично, а не для кого-то другого. Часть моей творческой энергии (в такой ситуации) просто будет уходить в никуда, в пустоту, там, где она ничего не может решить.
    Массовое сознание группы людей не только хорошо подыскивает критику, оно формирует вокруг себя ситуацию, которую можно будет критиковать. То есть мы становимся творцами негатива. Вернемся к примеру с правительством: наш народ критикует его постоянно, и ожидать от него иного поведения не приходится. Всю мою сознательную жизнь я слышу одну только критику правительства. Редко когда я слышала в компаниях, чтобы люди благословляли правительство.  Я сама стала практиковать это лет 10 назад, и то только потому, что я услышала об этом законе и решила проверить его в своей жизни. Я сознательно в компаниях останавливала такого рода разговоры, или просто выходила в другую комнату, а когда возвращалась, мы разговаривали о чем-то другом. Я не обижалась на этих людей, но и не поддерживала эти разговоры, а жизнь моя изменилась просто кардинально. Если сравнить все то, что я имела раньше (при том же моем творчестве, энергичности, уме, трудоспособности) и то, что я имею за последние десять лет, могу сказать, что я сделала рывок в 5 раз больше, чем за предыдущие годы. Не прилагая лишних усилий. Просто сконцентрировав своё творческое внимание на будущем, а не на том, чтобы комментировать то, что есть. В конце концов, я пришла к тому, что мне не мешает никакое правительство. Я при любом правительстве буду процветающим человеком. Я мыслю и говорю в такой форме: «Пусть они будут благословенны, пусть Бог им даст мудрости решить все вопросы так, чтобы мне было хорошо и людям, которые живут в этой стране, было хорошо». Если посмотреть в корень, то никто не страдает от голода, не падают бомбы, нет больших разрушений – но мы так стенаем, как будто идет война. А если весь народ стенает, будто идет война, то это приведет, возможно, если не к войне в прямом смысле, то катастрофы природного характера точно будут возникать на такой земле. Почему? Потому, что массовое коллективное сознание создает ситуации, в которых бы подтверждалась наша критика и наше недовольство.
     «Если двое соберутся во имя Его, то Он среди нас», то есть, если двое «объединят свои мозги», (а творческий потенциал у каждого мозга огромен, волновая природа его не ограничена) то, объединив свои усилия, они могут добиться любого результата.  Как позитивного, так и негативного.  Поэтому нам всегда надо думать, на что мы тратим свое время, свою творческую энергию, и не являемся ли мы творцами того негатива, который мы же потом и критикуем.
    Вначале мы видим это объективно. Критикуем. После чего это претворяется в нашей жизни. Потом опять, как бы объективно критикуем, но на самом деле мы это субъективно притягиваем. И поэтому за то, как мы живем, ответственны только мы. Природные катаклизмы мы связываем с экологической ситуацией, но и это является результатом совета нечестивых. Мы создаем то, что мы хотим, а не то, что мы знаем, как должно быть. Нам сегодня нужно лес вырубить. Нам сегодня нужно из этой реки взять воду, для наших целей и не имеет значение, что вода при этом высыхает. Нам сегодня нужно выбрать камни из реки, чтобы строить дома, а то, что река не имеет ложа и потом пропадает, а мы строим дома возле этой реки – это нас в данный момент не интересует. Если человек таким  образом поступает, то он тоже «на совете нечестивых». Он потом получает плоды от дел своих. К примеру, затопления в Карпатах – абсолютно закономерный процесс.
    Дальше читаем псалом: «И не сидит на пути грешных». Что такое «сидеть на пути грешных»? Грешные люди всегда идут какими-то своими дорогами. Мы можем спросить человека, куда он идет, и даже пойти с ним, потому, что его путь нам кажется привлекательным. Мы понимаем, что «нельзя», но, ведь, там привлекательно. «Нельзя» пойти играть в казино, но нам это привлекательно. И пить много нельзя, но тоже привлекательно. Никто не рождается в пьяном состоянии, но почему-то многие люди становятся алкоголиками. Они идут на пути грешных с мыслями: «Меня это не зацепит, я смогу остановиться». И традиции нашего народа настолько с этим созвучны, что мы не считаем грехом чрезмерное употребление алкоголя. В аэропорту задержка рейса на 3 часа и первое что делают люди – идут в Duty Free и покупают бутылочку, и три часа спокойно распивают ее, ожидая самолет. И это мужчины, которые могут объединиться и подумать о чем-то более интересном и творческом. Пьют, поют песни – им весело. Не вопрос, они могут это делать, но кто-то в это время будет забирать их дома, их состояние, земли. Потому что в порядке нормы, когда трое собираются – сразу пьют. Есть дни, когда можно пить, но когда собираются трое – ищут какое бы спиртное на стол поставить. Это такая традиция: если мужчины собираются, то как это без бутылочки? А, если с бутылочкой – то какие разговоры могут быть в этой компании? В такой ситуации разговоры о том, чтобы улучшить что-то вокруг не идут. Может идти критика, потом плюнуть на правительство, потом начнут о женщинах говорить и так далее. Если мужчины не начнут объединять свои усилия, чтобы думать, как можно что-либо изменить в жизни – тогда это будут делать женщины.
    Дальше: «…и не сидит в собрании развратителей». Это понятно, речь идет о людях, которые занимаются открытым грехом, об этом рассказывают, а мы сидим и это слушаем. Спросите – что тут такого? В таких ситуациях у нас стирается грань, и грех уже не кажется нам таким отвратительным. Он уже не такой запрещенный. И наши друзья –хорошие люди – если таким занимаются, я их не сильно критикую. Дело не только в том, что вы не критикуете, вам не нужно сидеть в «собрании развратителей». Потому что рано, или поздно вас это заинтересует и вам захочется это попробовать. Редко какой человек сможет устоять, если о грехе рассказывать привлекательно.  А у нас телевидение работает очень напряженно, чтобы рассказывать о грехе привлекательно. Ничего страшного, если обнаженное тело женщины показывается повсюду. Рассказывают о женщинах, которые в стриптиз барах являются «супер стриптизершами», но при этом у них такая хорошая семья, и муж спокойно относится к их работе, это же такая же работа, как и другие. Возможно, такие случаи и есть, но они единичны. А в большинстве случаев – это разрушенные жизни, потому что психика женщины не переносит потом того, что она была оголена перед многими мужчинами, и у нее устанавливается внутренний, очень глубокий комплекс вины. Из-за этого комплекса она постоянно будет обвинять в чем-то мужчину, который находиться рядом с ней, для того, чтобы поднять себя. У нее внутри внутреннее обвинение себя, за то, что она была в этом месте.
     Иногда, по прошествии времени, такие девушки откровенно рассказывают, где они работали, и часто при этом выходит драматическая ситуация: женщина поменялась совершенно, а мужчина так и не смог на ней жениться. Он не смог это преодолеть. Каждый раз, глядя на нее, он думал о том, пошла ли она в этот клуб снова, или не пошла. И понимая, что она туда не возвращалась, он все равно ничего с собой сделать не мог.
     Нам не надо ходить на совет нечестивых, стоять на пути грешных и сидеть в собрании развратителей. Для нас будет лучше, если мы этого не сделаем. В псалме не объясняется почему, но если рассмотреть, что происходит с психикой человека при этом – становиться ясно, что это очень закономерные вещи.  
     Дальше псалмопевец говорит: «…но в законе Господа воля Его и о законе Его он размышляет день и ночь…»
     Мы бы хотели жить так, как нас просит Господь. Мы бы эти 10 заповедей хотели бы исполнять. Мы все моральные люди, и никто никому не хочет сделать никакого зла.  И мы размышляем о законе день и ночь. Хотя «день и ночь» о законе мы не думаем (разве, если это священнослужители, это их профессия). Мы постоянно размышляем о том, что есть в этом законе и что мы можем взять для себя, как руководство к действию. Если мы видим, что это ведет нас к миру в душе, прекрасными взаимоотношениям с нашими любимыми людьми, к тому, что дети наши прекрасно развиваются, и у них есть будущее, и мы за них спокойны, то мы понимаем, что нам все-таки лучше соблюдать то о чем говорит Господь. То есть  моя воля заключается в то, что я хочу поступать так, как Бог говорит, или против Его воли. Другого выбора нет. Вариантов только два.
    Мы произошли от одухотворенного Творца или от не одухотворенной природы? Когда мы проявляем волю, мы хотим узнать каков наш Отец, наш Творец. Человек может прожить всю жизнь и так и не узнать Кто его Отец. Мы возле мамы можем прожить всю жизнь и только к концу узнать о ней что-то такое, что совершенно по-другому проливает свет на все то, что она делала. В позитивном смысле.
    Наши родители часто не умеют многое рассказывать о себе. И они думают, что это так нормально и закономерно. А нам нужно детям  рассказывать о нашем опыте. Мы встретились с хорошими людьми – нам нужно рассказать детям о том, какие люди бывают прекрасные, и как мы с ними строим свои отношения. Нам надо рассказывать о том, как мы строили свои взаимоотношения с друзьями в детстве, ведь они не знают. Им очень ценен этот опыт. Сегодня другая ситуация, но что-то из этого опыта они возьмут.
   Точно также и тут, если воля наша в познании закона Божьего, то мы будем что-то отсюда брать и смотреть: как это работает в нашей жизни. Потом мы спокойно можем сказать нашим детям, что используем определенные строки из закона просто, как закон (принцип), цитируя его себе, и это помогает решать многие жизненные вопросы. Если вашему ребенку будет трудно, вы не сможете помочь, ваш опыт ему не поможет – пусть он обратиться к этому Слову, просто процитирует, попросит, помолится и ему что-то откроется. Мы сразу даем ребенку дополнительный источник помощи. И он никогда не будет одинок, даже, если он один.  Поэтому мы очень заинтересованы в том, чтобы направить его и дать ему Творца внутрь и понимание того, что эта сила существует, и она работает. Как мы уж понимаем способ ее работы: немножко, много ли – не важно. Нам нужно этой силой пользоваться, иначе пустое место не бывает пусто долго. Это место будет заполнено кем-то другим. И, если «зажмет» где-то нашего ребенка, если он попадает в стесненные обстоятельства, то  уже те люди, которые ему в это время помогут, те и становятся его друзьями. И эти люди станут для него матрицей воспроизведения поведения, и таким стилем жизни он будет жить. Если дома прессуют ребенка очень сильно, а он на улице находит наркоманов, которые его принимают очень легко. Компания его принимает (и у них не всегда даже в мыслях, чтобы он стал наркоманом – его просто принимают таким, каков он есть.) А он начинает повторять их поведение, потому что любит этих людей. Они его приняли, и из чувства благодарности ребенок поступает так же, как и они. Он понимает, что родителям от этого плохо, но родители его отбросили, а эти люди приняли. Очень часто проблема ухода ребенка в такую среду — это проблема того, что какие-то вопросы не были решены дома.
   Родителям нужно сказать: «Извини, дорогой, я не знаю, как тебя воспитывать. Давай найдем какой-то компромисс. Я хочу этого, а ты хочешь того. Давай мы установим договор: я не переступаю за эти рамки, а ты за те. И каждый из нас будет выполнять свою часть договора».
   Лучше так говорить с ребенком, чем говорить: «Нет. Нельзя. Ты должен». Он понимает, что должен, он не знает как. У него развивается комплекс неполноценности. А есть референтные группы, которые не говорят: Ты должен.
    Они говорят: Ты прелесть такой, какой ты есть. Пошли с нами. Подумаешь, подкрасься в черный цвет, пошли на кладбище, там супер.
    К примеру «эмо». Сейчас популярно это течение, потому что там детей принимают такими, какие они есть. А потом им навязывают стиль поведения, который им поначалу не очень нравиться, но, если ребенку нравятся люди в этом движении, он будет повторять ту же модель поведении. Он доверяет этим людям. Он любит их, и ради этой любви готов что-то сделать. Это может не нравиться родителям ребенка. И тут начинается опасный процесс. Ребенок начинает делить, где ему комфортнее с родителями, или без них. Если с родителями не складывается, тогда есть внешний авторитет – обратись к Богу и Он тебе поможет. Не смогу помочь я – поможет Он. Мы все вместе большая семья и большая сила. Ребенку не нужно искать  референтные группы, или он ищет себе друзей, но у него есть внутренние фильтры. Общаясь с друзьями, он говорит: « Я люблю вас, ребята, но я не буду это делать. Не буду пить и все. Но с вами посижу». Это возможно, но для этого нужно иметь очень сильный стержень внутри и быть очень правильно воспитанным.
   Мои дети были обыкновенными детьми. Они со всеми общались. У них в классе было много друзей. Они всегда вместе ездили на природу. Там водка лилась рекой, ящиками брали. Но они не пили. И им никто не говорил, что они плохие. Два или три раза попробовали над ними посмеяться, но мои дети сказали: «Ребята, все нормально. Я дровишки поколю, но пить я не буду». И, при том всем, что все пили, мои дети смогли не пить. Надо, чтобы в законе Господа была воля нашего ребенка и тогда он будет защищен.
  Идем дальше. Дальше Давид говорит о том, что будет человеку, который не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных, не сидит в собрании развратителей, думает о том, как бы этот закон применить в своей жизни.  Он говорит: «…и будет он как дерево, посаженное при потоках вод, который приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет и во всем, что не делает, успеет». То есть человек никогда не будет стареть, он не будет изнашиваться, он будет всегда иметь подпитку от этой воды, которая возле него. А вода живая – это Слово, которое поддерживает нас и которое нам помогает решать многие вопросы в нашей жизни. Мы становимся уверенными. Наш лист не опадает осенью. Мы и в старости цветем, как пальмы и выглядим прекрасно. Мы спокойны внутри, как то дерево, которое возле воды. Оно не сохнет. И во всем, что не делаем, успеем. Во всем.  Я люблю эти слова:  «Всё. Всем. И во всём», которые не разделяют, кто больше знает, или меньше, он вчера к Нему пришел, или послезавтра. Он говорит: «Ты сделай это, а вот то ты будешь иметь автоматически. Это не твой вопрос, о котором тебе нужно переживать. Всё, что ты не делаешь – успеешь». То есть, любая твоя мысль, любой твой план, любой творческий проект – во всем успеешь, что бы ты не делал.
   Если только это завести ребенку в его сознание. Говорить, что когда Господь с тобой – никто не будет против тебя, ты будешь относиться к людям спокойно, с доверием. Будешь игнорировать, когда они тебя критикует. Мало ли почему человек критикует, ты будешь искать в нем хорошее, и будешь использовать это хорошее, будешь хвалить его за это хорошее. Тебя всегда будет с людьми комфортно. И во всём, что ты не делаешь, ты успеешь.
   Когда я учу детей просто сказать учителю комплимент, просто его похвалить за урок, просто подойти и сказать спасибо, ребенок настолько расслабляется, что он перестает бояться ходить на тот урок, какой бы строгий учитель не был. И, конечно, при этом сердце учителя тает, потому, что не часто учителя это слышат. И учитель, когда приходит, смотрит на этого ребенка и он расслабляется в нем. Поверьте, я была учителем 25 лет. Я учила своих детей быть благодарными, и я расслаблялась на всех. Мне было очень комфортно в классе. А классы были сложными и учителя менялись в школе часто. Люди не выдерживали. Но мне было всегда комфортно, потому, что я относилась к ним с любовью и с авторитетом. Я не разрешала им заходить за какую-то черту, но в пределах всего я очень уважала ребенка и его личность, желание учиться, всегда помогала. Я восхищалась любыми, даже самым маленьким успехом, который он делал.
  И вот Давид говорит: « Во всем, что не делает – успеет». Дальше он говорит, что будет с нечестивыми: «…не так нечестивые, но они, как прах разметаемый ветром…». То есть поднялась пыль, развеялась ветром, и нет ее. Человек, вроде, и прожил жизнь, но никто не вспомнит о нем, если он был нечестивым. Есть в нашей жизни такие люди, о которых вообще не вспоминают. Если человек покончил жизнь самоубийством – о нем стараются не вспоминать. Если он кого-то убил – о нем стараются не вспоминать. Мы стараемся не вспоминать о плохом, и поэтому такой человек, как прах. Он ушел из жизни, и он рассыпался, его нет. О нем одно поколение старается не вспоминать, а следующее уже и не знает о нем. Хотя память о других людях передают.
  Потому, «не устоит нечестивый на суде и грешники на собрании праведных». В нашей стране смешно слышать эту фразу, можно услышать: « Посмотри на улицу, что там делается и кто правит миром!». Но мы не видим будущего и судим сиюминутно о многих событиях. А если смотреть на то, какие дети будут у этих людей, которые неправедно заработали свои богатства и думают, что эти богатства спасут их завтра. Но это никого не спасет.
  Если человек живет морально и учит правильно своих детей, то он будет учить детей зарабатывать деньги, а не тратить свои собственные, а многие люди, зарабатывая много, теряют этот контроль и не учат детей тратить свои собственные деньги. Потом таких детей трудно научить зарабатывать их. Мы начинаем оберегать детей, посылаем их в лучшие школы – это хорошо, но нужно смотреть, как они тратят родительские деньги.  И являются ли они благодарными за то, что в них вкладывается.
   И если есть вопросы полемики, то человека имеющего Божью мудрость, не то что переспорить нельзя, но и сложно найти в его рассуждениях логическую ошибку и доказать, что он неправ. Это трудно объяснить, но это точно такая же модель разговора, как если мы говорим о чем-то с профессионалом в своей сфере. Мы не можем его переспорить, так, как он  знает больше нас. И он во всем оказывается прав – у него взгляд шире. Так же и у верующего человека, у него понимание мира намного глубже и шире, чем у обычного человека, который этим не занимается. Потому, что помышления о Слове дает фундамент того, как устроен тот мир. И с этим фундаментом очень трудно спорить.
    Дальше: «...ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет...». Давид говорит, что Творец, который создал все на земле и способен проконтролировать все, что тут происходит – Он не может только сделать что-то против воли человека и заставить человека быть таким, как Ему надо. Он настолько любил свое творение, что отдал свою волю подобному высшим духовным существам на небесах. Даже больше мы имеем, чем ангелы имеют, потому, что они слушаются Слова Бога и они детерминированы исполнять Его волю, а мы имеем выбор исполнять, или нет. И он говорит, что путь праведных будет успешен, а путь нечестивых погибнет. Потому, что в последующих поколениях будут воспроизводиться те матрицы, которые были записаны предыдущим поколением. Если они были негативными, то последующее поколение будет воспроизводить лишь их и усугубит их ещё больше. А третье поколение – это уже очень трудно, а четвертое просто не дает потомство.
   Люди не специалисты не следят за этим, но я, как специалист, видела уже и причины и следствия, и могу сказать, что если что-то негативное было запущено – род начинает умирать. Все говорят «карма». Это не «карма», это информация. Любой в цепочке этого рода, который начинает заниматься и думать о законе Божьем и что-то исправляют в своей жизни, начинает менять свои реакции, контролировать негативную реакцию и любить ближнего своего, как самого себя – он может изменить цепочку той «кармы», как мы ее называем.

© Мария Ляхова, Видеокомментарии к Псалму 1, Киев, 2010                                      

This post is also available in: Украинский

Псалтирь Псалом 1: Блажен муж… Существует история про молодого инока, который пришел к опытному монаху, духовному авторитету, с желанием получить назидательное поучение. Несколько дней и ночей проведя у кельи отшельника, молодой монах, наконец, попал к нему.

«Отче, – взмолился молодой монах, – дай мне поучение»!

Отшельник, погруженный в молитву, не сразу отреагировал, но потом пробормотал первую фразу первого псалма Давидова: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе…».

Молодой инок медленно проговорил: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе…», затем поклонился в ноги отшельнику и удалился в свою пустыню.

Спустя полвека встретились тот самый отшельник, уже в глубокой старости, и бывший молодой послушник, тоже уже преклонных лет монах. Старец, прошедший путями духовного подвига, навыкший в молитве и аскетических упражнениях, спросил, почему, лишь раз пришедши к нему, монах более не вернулся за духовными советами…

Старец, по великому смирению, которого он достиг, думал, что дело в нем… что он не оказал должного внимания молодому иноку, не научил… Монах, ветхий днями, повергся перед старцем с возгласом: «Что вы, отче святый, просто вашего первого поучения оказалось для меня достаточно. Я всю жизнь, все эти годы пытался исполнить слова премудрого Давида и не знаю, получилось ли у меня».

не ходи на совет нечестивых

Всю свою жизнь монах пытался претворить в жизнь первые слова первого псалма Давидова, в переводе на русский язык гласящего: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей…» Видео : Всенощное бдение:”Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых”.

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

По словам Сергея Аверинцева: «Этот псалом – не совсем молитва; т.е. не один из тех громогласных, страдальчески-просительных или благодарственно-ликующих воплей к Богу, из каковых состоит большая часть псалтири. Его назначение другое. Он предпослан всем последующим псалмам, как произносимой молитве предпосылается размышление в тишине».

Здесь уместно вспомнить предания о великих древних и христианских, и еще ранее еврейских учителях молитвы, которые не дерзали приступить к молитве, не приготовив себя к ней долгим внимательным молчанием.

Собственно, главная тема псалмов Давидовых – это жизнь человека перед Лицом Божиим. Радость и отчаяние, удача и огорчение, счастье и трагедия – сюда вошли все темы, волнующие человека.

Почти все обращения и молитвы, слова любви к Богу или возгласы отчаяния, уныния – написаны от лица одного человека. Авторы псалмов могут меняться, но здесь важно другое – этот обращающийся в псалме к Богу человеквмещает в себя всех нас, он говорит от лица всех нас.

не ходи на совет нечестивых

И вот первый псалом, как замечают исследователи, необычен тем, что здесь нет беседы. Здесь есть констатация факта: человек описывает свое блаженство, проистекающее от послушания Богу. Это блаженство, коренящееся в радостном и охотном, великодушно-добровольном соединении воли человеческой с законом и наставлением Бога, «осуществляется в непрерывном возрастании, подобном возрастанию насыщенного влагой, зеленеющего дерева, и увенчивающегося живым общением с Богом. Именно потому в первом псалме нет внешних примет диалога между Богом и человеком, что он (этот псалом) как раз в этот диалог и вводит» (С. Аверинцев).

Итак, первая фраза первого псалма ставит нас перед констатацией факта: Блажен тот, кто: не ходит на совет нечестивых; не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей.

Перед нами три отрицания: не ходит – не стоит – не сидит.

Глагол, переведенный у нас как ходить, имеет в Библии исключительно широкое значение. Он означает вообще всякое действие совершения пути: человек идет, зверь бежит, змея ползет, вода течет, корабль плывет и т.д. Более того, это слово подразумевает активную психологическую установку человека: например, делать какой-то выбор, шаг, принимать решение.

В словах: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых заключена мысль о человеке, который совершенно четко решил не идти к злым, к нечестивым и развращенным. То же можно сказать о следующих фразах. В словах кто не стоит на пути грешных, мы должны видеть не просто факт физического стояния, вместе с грешниками, но факт внутреннего выбора: человек не хочет иметь ничего общего с грешниками. Здесь слово стоять правильнее понять как оставаться, оставаться с грешниками. Наконец, слово садиться, в контексте кто не сидит в собрании развратителей, или, по–славянски, и на седалище губителей не седе, означает не просто садиться, присаживаться, но оставаться,селиться, становиться оседлым.

Итак, в этой первой фразе священных слов Давида перед нами три слова: ходить – стоять – сидеть. «Первый глагол дает образ движения, устремления, но в то же время нестабильности, а потому неокончательности. Второй глагол – переход к стабильности. Третий глагол добавляет к стабильности – успокоение»(С. Аверинцев). «Не просто же Давид, – восклицает св. Феодорит Киррский, – упомянул сперва о пути, потом о стоянии и, наконец, о седении, а напротив того, в точности зная, что помысл, будет ли он худой или добрый, сперва приходит в движение, а потом устанавливается, и после сего принимает некое непоколебимое постоянство».

А теперь давайте посмотрим, что означают слова, переведенные у нас как: «совет нечестивых», «путь грешных» и «собрание развратителей».

Выражение совет нечестивых, по самым современным исследованиям, указывает на людей, враждебных Богу и Его замыслам. «Нечестивые» можно перевести и понять как «богохульники, безбожники».

не ходи на совет нечестивых

Общение с этими людьми – первая ступень зла. Это еще не окончательное окостенение в грехе, но это уже очень и очень скользкий путь. Сколько вокруг нас этих богохульников, которые с радостью пересказывают сплетни в адрес Церкви, радуются вызывающим богохульным выходкам… К сожалению, похоже, начало первого псалма – именно о нашем времени.

За первым движением идти вслед за грешниками человек чаще всего входит в грех и остается в нем. Но и тут еще не все потеряно. «Очевидно, пока человек стоит, – как пишет С. Аверинцев, – хотя бы там, где стоять не должно, в его осанке сохраняется хотя бы толика трудного напряжения. В оборотах, связанных с метафорой «стояния» – «на том стою», «такова моя позиция» и проч., – может присутствовать гордыня, закоренелость, даже остервенелость, но еще не слышится нотки цинизма. Воля направлена ложно, однако она пока еще остается волей. История предлагает нам в изобилии примеры подобного состояния – героические террористы, готовые на самопожертвование убийцы, смертельно серьезные безбожники. Но долго так не простоишь…

И потому последняя ступень зла, описываемая в заключительной части трехчленной формулы ,

х

арактеризуется новым сравнительно с предыдущими ступенями настроением покоя. Это поистине шедевр сатаны – адская пародия на благодатное успокоение, обретаемое в Боге. Недаром здесь употреблен тот же самый глагол, который в зачине знаменитого псалма 90/91 передает безопасность и защищенность «под кровом Всевышнего» .

Как говорят наши современники, «расслабьтесь»; в определенный момент ад говорит то же самое своему адепту. Некуда больше ходить, ни к чему больше стоять. Кто созрел для последней ступени зла, оказывается в особой компании: это не просто противники дела Божия, как на первой ступени, не просто сбившиеся с пути беспутники, как на второй, – это циничные «насмешники», «кощунннки», lecim. Их глумливая болтовня, их сумасшедший смешок, их расслабленное и расслабляющее суесловие – разве мы не видели, разве мы не насмотрелись до тошноты, как это приходит на смену более «серьезным»… стадиям зла? А на смену цинизму не приходит больше уже ничего. Ибо в нем выражает себя последнее, окончательное, безнадежное растление».

Итак, три ступени зла. Три уровня падения. 1) Человек делает в сторону зла первые шаги; 2) человек встает рядом с грехом, и, наконец, 3) человек садится туда, где грех, то есть, успокаивается во грехе.

Эта фраза – пролог ко всей Псалтири, потому что она показывает динамику приближения человека ко греху, показывает, что, если человек идет на грех, входит в него и затем успокаивается во грехе, он не услышит псалмов, не услышит боговдохновенной Псалтири. И Псалтирь Давидова будет для такого человека в лучшем случае лишь памятником культуры Древнего Востока, но никак не словом Божиим.

Святитель Василий Великий заметил: «Что значит основание в доме, подводная часть в корабле и сердце в теле животного, такую же силу, кажется мне, имеет и это краткое предисловие в отношении к целому составу псалмов».

Бесконечно прав святитель Василий. Прав в том, что, прочитав эти первые слова первого псалма, ты понимаешь, что это рубеж, граница. Это призыв опомниться. Ведь дальше на протяжении 150 псалмов будет говориться о том, как жить человеку перед Лицом Божиим, как строить свою духовную жизнь, как плакать о грехах, как молиться об укреплении, как радоваться вместе с Богом. И доступно это будет лишь тому, кто поймет, что нельзя идти на грех, входить в грех и, тем более, не дай Бог, успокаиваться в грехе.

Блажен, кто мудрости высокойне ходи на совет нечестивых

Послушен сердцем и умом,

Кто при лампаде одинокой И при сиянии дневном Читает книгу ту святую, Где явен Божеский закон: Он не пойдет в беседу злую, На путь греха не ступит он. Ему не нужен пир разврата; Он лишний гость на том пиру, Где брат обманывает брата, Сестра клевещет на сестру; Ему не нужен праздник шумный, Куда не входят стыд и честь, Где суесловят вольнодумно Хула, злоречие и лесть… (Н. Языков. Подражание Псалму. 1844 г.)

…Мы с вами говорили, что первый стих первого псалма Псалтири Давидовой: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, – святые отцы называют поистине основной формулой духовной жизни. Как мы говорили, в этой фразе указывается на три степени, три стадии развития греха: это соизволение на грех, стояние в грехе и коснение во грехе. Указываются здесь и те, кто уловляет человека в свои сети: эти люди называются в псалме (в русском переводе) нечестивыми, грешными и даже развратителями. Но все это – одна и та же категория людей: это враги Богу и Его замыслам. Это кощунники, безбожники, вернее, не просто неверующие, а богоборцы – те, кто враждует против добродетельной и чистой жизни. Это циничные насмешники над верой и благочестием.

Последнее слово в ряду беззаконников звучит как развратители, в славянском тексте – губители, по-еврейски –лецим, то есть, насмешники, в греческом же – лимóн (от лимос – язва, зараза) – заразные, или, вернее, заражающие.

Соответственно, блажен тот, кто удаляется от этих злых людей, кто не хочет заразиться грехом.

Премудрый Давид не просто советует нам избегать развращающих нас сообществ, чтобы не попасть в сеть греха, он дает совет и о том, как упражняться в доброделании. Об этом как раз и говорится дальше в первом псалме:

“Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». Мало просто не соизволять на грех, надо активно упражняться в доброделании. И, прежде всего, – изучать, что есть Воля Божия, причем размышлять об этом следует постоянно – и день, и ночь.

Здесь важно обратить внимание на слова о том, что именно воля человека учится законам Божиим, а не разум. Что это значит?.. Воля – это деятельная сила души. Именно воля позволяет нам выбирать между добром и злом. Если сказано, что именно воля в законе Господа, этим самым сказано, что следует не отвлеченно-интеллектуально познавать Правду Божию, Божий замысел о мире, но быть Божиим делателем в мире.

И такой человек будет подобен плодородному дереву, произрастающему у потоков вод. Деревья по берегам рек, озер (а уж кто, как не Давид, житель засушливого и жаркого Ближнего Востока, это знал) – самые пышные. Их корни питаются живительной влагой. То же можно сказать и о человеке, удаляющемся от греха и упражняющемся в добродетели. Благодатью Божией такой человек укрепляется и поддерживается, в нем раскрываются все таланты, все способности и силы, данные ему от Бога.

В чинопоследовании Крещения, в тайной молитве, читаемой священником обычно про себя, а не вслух, священник испрашивает у Бога помощи в том, чтобы крещаемый был непоколебимо утвержден на основании Апостолов и пророков. Далее священник говорит: «и насади его насаждение истины, во Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви, и да не восторгнеши…» По-русски это можно перевести как «и соделай крещаемого растением истины, в саду Твоей Соборной и Апостольской Церкви, да никогда не вырывай его» (имеется в виду, что сухие, не приносящие плода деревья садовником вырываются и бросаются в огонь).

Этот, такой понятный и привычный, символ человека как растения обладает большой глубиной смысла. Как растение нуждается в воде, так человек нуждается в Боге. Бог насыщает душу человека, как влага насыщает дерево. Если дерево засыхает, оно умирает. Человек без Бога тоже умирает.

не ходи на совет нечестивых

Далее Псалмопевец говорит нам, что такой человек во всем, что он ни делает, успеет. Понятно, конечно же, что слово успеет происходит от слова успех. Успеет значит обретет успех. Попутно возникает вопрос: о каком успехе говорит Псалмопевец – материальном, социальном, политическом? Конечно, нет (хотя, если человек ищет главного, Господь даст и все остальное). Согласно мысли Псалмопевца, доброделание и стремление жить по-Божьему рождает в душе неизъяснимое блаженство. Вот подлинный успех христианской жизни. Парадокс ситуации в том, что этот успех христианства, торжество и блаженство христианства не колеблются внешними неудачами и скорбями. Христиан гноили в тюрьмах, распинали на крестах, сжигали, закапывали живьем – а они радовались… Это потому, что, как позже скажет Ап. Павел: «любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим 8, 28). Может быть, кажется порой, что успех-то одерживают гонители и хулители… Да, в рамках нашего мира, в рамках мелкой человеческой истории так бывает часто. Но в рамках целой жизни, я уже не говорю о Вечной Жизни… успех будет на стороне верных Богу.

И вот далее Псалмопевец, сказав, сколь блаженна жизнь и труды праведника, человека, любящего Бога и желающего жить по-Божьему, объясняет, какова же будет судьба грешников и нечестивцев. Она логична и понятна…

Эти люди, как сухие растения, будут ввержены в огонь.

Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли.

Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.

Слово прах можно перевести как пыль, солома. Не имея корня, как имеет его дерево, нечестивцы и богохульники будут сметены в день Суда с земли огненной бурей.

Под этим ветром, пишет свт. Афанасий Великий, «разумей грозное Божие вещание: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный” (Мф. 25, 41). Услышавшие глас сей не устоят, но падут, потому что не утверждены во Христе, Который есть опора и основание верующих».

Здесь боговдохновенный автор использует образы, известные и близкие его современникам. Объясню: крестьянин собирал колосья, затем из них вымолачивали зерно. Для этого обычно делали на земле площадку диаметром около 10 метров – гумно. На площадку слоем около 30 сантиметров насыпали колосья. Начиналась молотьба. По уложенным колосьям гоняли волов; иногда к ним припрягали сзади деревянную площадку, на которую для тяжести становился человек.

Задача была проста: извлечь из колосьев все зерно. Иногда же для этой цели применяли палки или специальные цепы, но это было гораздо труднее и дольше. Затем зерно вместе с соломой ссыпали на гумно. Здесь эту смесь сгребали широкой лопатой или частыми деревянными вилами и подбрасывали. Подбрасывали сотни раз. Ветер уносил мякину и более легкие зерновые отходы, а зерно падало на землю, в кучу. Помните, Иоанн Креститель, выходя на Иордан, предупреждает, что приближается Мессия: «Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк. 3, 16-17). Здесь как раз указание на то, что солома-мякина предназначена к сожжению. О том же читаем и в нашем псалме: нечестивые… как прах, возметаемый ветром.

Чтобы увеличить эту «плоскость» приложения идей псалма к нашей жизни,давайте вспомним, что чуть выше говорилось о праведнике. Праведник успешен, он приносит свой плод, он цветет, он радует людей. Мякина же только раздражает…

Вот так же, по мысли Псалмопевца, и богопротивящийся человек.

Библеисты отмечают, что праведник в тексте описывается двенадцатью словами, нечестивец – четырьмя. Двенадцать – это много, это число полноты, четыре – мало. Жизнь нечестивца непохожа на жизнь праведника. Она несовершенна, неполна, вот почему автор псалма не хочет тратить на нее слова.

По мысли автора псалма, такая негодность для земной жизни ведет к негодности и для Вечной Жизни. Древний ветхозаветный образ Суда Божьего как пламени, испытующего качественность, прочность человека и его дел, поможет нам понять мысль Священного автора. Грешники просто сгорят, как горит солома, как горит мусор. Вот что мы читаем: …не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Славянский же текст, основываясь на греческом, дает еще больший эсхатологический акцент: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

То есть, грешники не просто потерпят поражение на Великом Божьем Суде, а вообще не воскреснут на Суд.. Священник Константин Пархоменко

не ходи на совет нечестивых

Беззаконник, противозаконник, грешник, нечестивец – все обще называются грешниками, но каждый из них имеет свое отличие… нечестивец есть безбожник или многобожник, который неправо умствует о Боге. 

Преподобный Симеон Новый Богослов 

 не ходи на совет нечестивых

не ходи на совет нечестивых

Пророк (Царь) Соломон

не ходи на совет нечестивых

Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего (Пр.11:6). 

не ходи на совет нечестивых

Пророк (Царь) Давид 

не ходи на совет нечестивых

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые, но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс.1).

ЕВАНГЕЛИЕ

Иисус Христос (Спаситель) 

не ходи на совет нечестивых

Притча о злых виноградарях

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды, виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник, пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его, тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка (Мф.21:33-46).

 не ходи на совет нечестивых

Апостол Иуда 

не ходи на совет нечестивых

Нечестивые – это люди душевные, не имеющие духа

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают, что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви, пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые, свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно), уста их произносят надутые слова, они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа (Иуд.1:4-19).

не ходи на совет нечестивых

Апостол Петр 

не ходи на совет нечестивых

И если праведник едва спасается, то нечестивый где явится? 

Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия, если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро (1Пет.4:12-19).

не ходи на совет нечестивых

А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2Пет.3:7).

не ходи на совет нечестивых

не ходи на совет нечестивых

Преподобный Симеон Новый Богослов 

не ходи на совет нечестивых

Всякий грех есть нечестие, и всякий грешник – нечестивец

Беззаконник, противозаконник, грешник, нечестивец – все обще называются грешниками, но каждый из них имеет свое отличие. Беззаконник есть тот, кто не имеет закона (знать не хочет законов); противозаконник есть тот, кто делает что-либо не по законам, коим подлежит; грешник есть тот, кто, делает добро не добре, или неправильно; нечестивец есть безбожник или многобожник, который неправо умствует о Боге. Писание Божественное нечестивым называет еще и блудника, лихоимца, сребролюбца, славолюбца и всех тех, которые, порабощаясь подобным страстям, знают, что Бог, создавший очи, видит все, а живут все же с такою небогобоязненностию, как бы Бог не видел их. Если б имели они страх Божий и благоговеинство пред Богом, Который везде есть, все видит, то не посмели бы презирать Его, греша пред Ним так, как бы Он не видел, как они грешат. Когда же они любят славу человеческую паче славы Божией и делают всякое зло, думая, что не видит их недремлющее око Божие, то скажи мне, какой у них страх Божий и какое благоговеинство пред Богом, Которого трепещут и самые бездушные твари?

И святой Пророк Давид, сказав: погубиши вся глаголющия лжу, и прочее, прибавляет: по множеству нечестия (греч. нечестий) их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи (Пс.5:7,11), – показывая, что под нечестиями он разумеет грехи их, которые делали их преступниками заповедей Божиих, а не заблуждения их в веровании о Боге. Он же опять говорит относительно прелюбодеяния с Вирсавиею и убийства Урии: беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс.31:5). Видишь, как сердце Давидово, по его же сознанию, нечествовало пред Богом, когда он творил беззаконие? – Так нечествует и всякий христианин, когда грешит без страха Божия, бывая чрез то в поношение Христу. Посему некто из богоносных отцов и говорит: “Что пользы благочествовать верою и нечествовать жизнию?” То есть что пользы веровать право, а жить беззаконно? – Положим, что какой-либо христианин есть изменник, скупец, обидчик, но верует право, – что пользы ему от веры, если он не делает ни одного из дел, приличных христианину, и ни одной не имеет добродетели из тех, которыми обнаруживается благочестие, но самых еллинов превосходит в нечестии, судя по грехам, какие он делает? Особенно, когда еще худым примером своим причиняет он вред тем, с которыми сообщается, и бывает причиною похуления имени Божия и укорения веры Христовой из-за худых дел его? Если, как говорит святой Иоанн Богослов, сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1Ин.3:8), то этот, – верованием принявший явльшегося Сына Божия, а делами своими показывающий, что он связан делами диаволими, которые разрушил, явльшийся Сын Божий, – не хуже ли он самых неверных, и не нечестивее ли самых безбожников?

не ходи на совет нечестивых

Святитель Василий Великий 

не ходи на совет нечестивых

ПРАВИЛА КРАТКО ИЗЛОЖЕННЫЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Вопросы о том, как надо относиться к согрешающим, неверующим или неправославным

Какой суд на тех, которые защищают согрешающих?

Думаю, что тягчайший суд, о котором сказано: «лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук. 17:2). Ибо согрешивший получает не выговор, который бы мог его исправить, но защиту, которая утверждает его во грехе; он и других вызывает на подобные слабости, почему такому защитнику, если не покажет плодов, достойных покаяния, прилично сказанное Господом: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:29).

Как надобно принимать кающегося искренно?

Как научал Господь, сказав: «созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» (Лук.15:6).

Какое расположение иметь нам к нераскаянному грешнику?

Какое повелел иметь Господь, сказав: «если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17), и какому научил Апостол, написав: «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Сол. 3:6).

Что значат слова: «сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» И какие грехи прощать мне предоставлено?

Власть прощать дана не в отрешенном смысле, но под условием послушания и согласия кающегося с тем, кто печется о душе его. Ибо о таковых написано: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф.18:19). А о том, какие грехи прощать, не должно и спрашивать, потому что новый завет не показал нам никакого различия, обещает же отпущение всякого греха кающимся как должно, тем более, что Господь от собственного Своего лица обещал исполнение прошения о всякой вещи.

В братстве согрешившему когда-нибудь надобно ли после многого упражнения отдавать какое-нибудь дело на попечение, и если надобно, то какое именно?

Помня Апостола, который говорит: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1Кор. 10:32,33), должны мы много иметь заботливости о том, чтобы не воспрепятствовать чем благовествованию Христову, не сделаться преткновением для немощных и не научить кого пороку, потому и в рассуждении таковых людей необходимо смотреть и дознавать, что служит к созиданию веры и к преспеянию всякой добродетели о Христе.

Если кто подозрителен в грехе, но явно его не делает; должно ли за ним присматривать, чтобы открылось подозреваемое?

Лукавые подозрения, происходящие от зложелания, осуждаются Апостолом (1 Тим. 6:4.). Но кому вверено попечение о всех, тому надобно внимательно наблюдать за всеми с любовью Христовою и с желанием уврачевать подозреваемого, чтобы исполнялось сказанное Апостолом: «чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Колос. 1:28.).

Кто прежде жил во грехах, надобно ли тому избегать общения с неправославными, или уклоняться и от общения с живущими худо?

Поелику Апостол сказал: «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Солун. 3:6.), то вообще всякое общение, и умом, и словом, и делом, с чем бы то ни было запрещенным всякому вредно и опасно. Но тем более надобно остерегаться сего жившим прежде во грехах, во первых потому, что душа, имевшая привычку ко греху, по большей части бывает поползновеннее к нему, а потом, как при попечении о больных телом строго наблюдается, чтобы удалять от них нередко и то, что полезно здоровым, так и в рассуждении болезнующих душою потребно еще больше осторожности и попечительности. А сколько вреда от общения с предающимися греху, сие изображает тот же Апостол, говоря о подобном сему предмете: «малая закваска квасит все тесто» (1Кор. 5:6.). Если же столько вреда от общения с погрешающими нравственно, что сказать о тех, которые злочестиво думают о Боге, и которым после того, как однажды преданы за зловерие в страсти бесчестия, не попускает оно быть здравыми и во всем прочем, что видно из многих других мест, и из сказанного о некоторых в послании к Римлянам так: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти, однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:28—32)?

Иные домогаются не большего количества, но приятности яств, а другие желают для насыщения лучше большего количества, нежели приятного: как надобно обходиться с теми и другими?

Те и другие страждут: одни сластолюбием, другие жадностью. А ни сластолюбец, ни жадный к чему бы то ни было не свободны от осуждения. О тех и о других с сердоболием надобно прилагать попечение. Если же не исцеляются они от недуга, то явно их осуждение, как нераскаянных.

Если кто, будучи наказан тем, чтобы не принимать ему благословения, скажет: не буду есть, пока не приму благословения; должно ли терпеть его?

Стоить ли падение такого наказания, чтобы воспретить и вкушение пищи, сие без сомненья рассудит наложивший наказание. А если кто признан недостойным только благословения, и имея позволение вкушать пищу, не принимает ее, то да будет осужден как непокорный и упорный, а вместе как обнаруживающий и изобличающий себя в том, что, домогаясь сего, не врачует себя, но прилагает грех ко греху.

Если кто огорчается, когда не позволяют ему делать, чего неспособен он сделать исправно; то надобно ли терпеть его?

Об этом говорено во многих местах, а именно, что вообще действовать по собственной своей воле, или давать себе волю, противно здравому учению, а неподчинение себя усмотрению многих подвергает опасности впасть в неверие и прекословие.

Если случится где-нибудь встретиться с еретиками или язычниками, должно ли есть с ними вместе, или приветствовать их?

Обыкновенного приветствия Господь не запретил делать кому бы то ни было, сказав: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф.5:47). А касательно вкушения пищи, с кем надобно отказываться от оного, имеем на то заповедь Апостола, сказавшего: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками, впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:9,11).

Если кому вверено дело, и он без спросу сделает что-нибудь не по приказанному, или сверх того, что ему приказано, то должно ли ему оставаться при деле?

Самому брать что-нибудь на себя вообще не благоугодно Богу, это не прилично и бесполезно для тех, которые стараются соблюдать союз мира. Если же с безрассудством остается кто в своем упорстве, то полезно отнять у него дело, потому что не соблюдает он заповеди сказавшего: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1Кор.7:24); и еще вразумительнее: «не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12:3).

Поелику мы, которые прислуживаем больным в странноприимном доме, научены прислуживать им с таким расположением, как бы служили братьям Господним, то, если принимающий от нас услуги будет не таков, как должны мы к нему относиться?

Поелику Господь сказал: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф.12:50); то, если кто не таков, но оказывается грешником, достойным следующего приговора: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8:34), он, прежде всего, имеет нужду в увещании от настоятеля. А если останется в тех же грехах, то известен о нем суд самого Господа, присовокупившего: «раб не пребывает в доме вечно» (35), и Апостола, заповедавшего: «извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:13). Ибо, таким образом, и прислуживающие избавятся от недоумения, и все живущие вместе приведены будут в безопасность.

не ходи на совет нечестивых

Как должно вести себя с теми, которые важных грехов избегают, а малые делают небоязненно?

Прежде всего надобно знать, что в Новом Завете нельзя видеть сего различия. Ибо на все грехи простирается один приговор Господа, Который сказал: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34); и еще: «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). И Иоанн вопиет: «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36), и причина угрозы за неверие не различие грехов, но преслушание. Вообще же, если позволяем себе говорить: грех «малый» и «великий», то можно признать бесспорным, что для каждого велико владеющее им и мало, чем он владеет; как у борцов — победивший крепче, а побежденный слабее одержавшего верх, кто бы он ни был. Поэтому в рассуждении всякого, согрешающего каким бы то ни было грехом, должно соблюдать суд Господа, Который сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово, если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). В рассуждении же всех таковых да соблюдается сказанное апостолом: почему «вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело» (1Кор. 5:2)? Ибо при отсечении надобно оказывать долготерпение и сердоболие.

не ходи на совет нечестивых

 

Святитель Григорий Богослов 

не ходи на совет нечестивых

Для меня равно худы — и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь то и другое.

не ходи на совет нечестивых

  

Святитель Иоанн Златоуст 

не ходи на совет нечестивых

Нечестивый не помнит ни геенны, ни будущего суда и воздаяния

Язва, занесенная нечестивцами, угрожает истребить во многих даже самое понятие о Промысле Божием… Откуда, скажи мне, так много речей о судьбе? Отчего многие приписывают все происходящее неразумному течению звезд? Почему некоторые предпочитают счастье и случай? Отчего думают, что все делается без причины и без цели? От тех ли, которые живут скромно и воздержно, или от тех нечестивцев, о которых… говорят, будто они поддерживают общественную жизнь…

Бог управляет вселенною и теперь, но многие не видят этого вследствие смятения и неустройства в делах, которое эти люди производят больше всех, так что не только извращают общественную жизнь, но вредят и благочестию; и тот не погрешил бы, кто назвал бы общими врагами этих людей, которые живут во вред спасению других, потопляя своими гнусными учениями и нечистою жизнью.

Для того-то общий всех Господь и позволил жить вместе и добрым и злым, и благочестивым и нечестивым, чтобы злые получали пользу от добрых, и живущие нечестиво руководились к благочестию.

Когда ты увидишь, что человек живет в нечестии, и, однако, наслаждается великим благоденствием и не терпит никакого бедствия, то потому более и пожалей его, что он, подвергшись болезни и самой тяжкой заразе, усиливает болезнь, от веселья и неумеренности делаясь худшим, ибо не наказание есть зло, но грех, он удаляет нас от Бога, а наказание приводит к Богу и прекращает гнев Его.

Как слепец часто падает в яму, так и он , не имея страха Божия пред очами, постоянно проводит жизнь в нечестии, — не так, чтобы то в благочестии, то в нечестии, но постоянно в нечестии, не помнит ни геенны, ни будущего суда, ни воздаяния, но, отвергнув все эти побуждения, как узду, подобно ненагруженному кораблю, предается опасным ветрам и буйным волнам, не имея никого, кто бы управлял его душою.

Всех… несчастнее человек порочный, погасивший в себе свет страха Божия и отдавшийся в плен нечестию.

Нечестивый чужд Богу, и, если даже он не будет ввержен в геенну, от блага он уже устранен во всяком случае.

Подобно тому, как не только крадущие, но и те, которые в силах помешать им, но не делают этого, терпят одинаковое наказание, так точно не только нечестивые, но и те, которые могут, но не хотят отвлечь их от нечестия, подвергнутся одному и тому же наказанию.

Пока нечестие не будет представлено в гнусном его виде, дотоле предающийся нечестию не перестанет предаваться ему.

Бойся Господа всею силою твоею, и не соревнуй делам нечестивых, потому что огнь их не угаснет, и червь их не умрет (Мк. 9:44).

не ходи на совет нечестивых

Преподобный Ефрем Сирин

не ходи на совет нечестивых

Они ухитряются скрывать истину во лжи

Скрывающий в выражении похвал оклеветание и опорочение, непонятен для простецов, подобен ему и тот, кто в смиренном виде тщеславен. Они долго ухитряются скрывать истину во лжи, но, наконец, увлекшись (своим настоящим нравом) обличаются делами.

 не ходи на совет нечестивых

не ходи на совет нечестивых

Преподобный Ефрем Сирин 

не ходи на совет нечестивых

Нечестивые в делах своих подобны слепому оку, в котором нет света

Если кто усовершается и в нечестии, то делается жилищем диавольским, и диавол в нем упокоивается.

не ходи на совет нечестивых

Преподобный Нил Синайский 

не ходи на совет нечестивых

Нечестие, называя самою тяжкою болезнью и тьмою, не погрешаешь против истины.

Горе нечестивому, ибо, когда все просвещаются, он мраком покрывается.

не ходи на совет нечестивых

 не ходи на совет нечестивых

Преподобный Иоанн Кронштадский

не ходи на совет нечестивых

Собственные пустота и нечистота пугают их

Люди, подобно бесплодной смоковнице, одеваются обманчивою внешностью без внутреннего плода, без добрых дел, так как, чтобы приносить плод, нужен труд самоиспытания, самоуглубления, покаяния непрестанного и молитвы, а к такому труду мало кто рачителен. Как мало истинно смиренных, милостивых, алчущих и жаждущих правды, чистых сердцем, ищущих мира и держащихся его, любящих правду и терпящих гонения за нее! Почему? Потому что не хотят глубже вникнуть в себя и познать себя. Потому что собственные пустота и нечистота пугают их, и они добровольно отвращают от нее очи свои, чтобы жить в постоянном мираже и самообмане.

не ходи на совет нечестивых

 

Святитель Феофан Затворник

не ходи на совет нечестивых

“Нечестивый падет от нечестия своего”

Нечестие есть неправильное отношение к Богу или забвение Его. Некоторые люди, будучи теснимы напором подобных мыслей и желая, однако, быть справедливыми, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, наблюдающий, обязывающий и требующий отчета. И что же? Совесть ежедневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только перед людьми успешно являют себя праведными. Не внимательные к себе пропускают мимо внутренний разлад со своей совестью, внимательные же кое-как управляются с ним. О, если бы кто-либо из них добросовестно взглянул на этот разлад и разобрал, откуда он и как его уладить.     

не ходи на совет нечестивых

“Не верите Мне, верьте делам Моим” 

Дела Господни были явны всем, и Он мог указать на них гласно. Это – исцеление болезней, изгнание бесов, власть над природой, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они ясно доказывали, что Иисус Христос – от Бога, и что слово Его – истина. Для нас к тем делам присоединились еще Его дивная смерть, Воскресение, Вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные духовные дары в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, не перестающие действовать в Церкви Божией. Все это – дела Господа. Поэтому можно сказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и, поверив, прими всю Его истину. 

Господь много энамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине, между тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, – в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не образумимся?. . . И будет, наконец, то же и у нас, что, например, у французов и других. А если это будет, что, думаете, будет нам за то в день судный после таких Божиих к нам милостей? Господи! Спаси и помилуй Русь православную от праведного Твоего и належащего прещения!

Тут тьма – уж не от отца ли она тьмы?

Спаситель доказывает Свое небесное посланничество свидетельством Иоанна Предтечи, — молчат, ибо нечего было сказать против, а всё не веруют. В другой раз делами Своими то же доказывал, — придумали изворот о «князе бесовском» (Мф.9:34, 12:24, Лк.11:15). Но когда этот изворот был выставлен совершенно неуместным, — тоже замолчали, а все-таки не уверовали. Так и всегда неверы не верят, что им ни говори и как убедительно ни доказывай истину: ничего не могут сказать против, а все не веруют. Сказать бы: ум у них параличом разбит, так ведь о прочих предметах они рассуждают здраво. Только когда о вере зайдет речь, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют воззрения свои в замену положений веры, от Бога данных. Тут у них сомнение возводится в такую опору, что твой крепкий утес. Прослушайте всю их теорию — дитя разберет, что это сеть паутинная, а они того не видят. Непостижимое ослепление! Упорство неверов можно еще объяснить нехотением верить, но откуда само нехотение? И отчего оно берет в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма – уж не от отца ли она тьмы?

 не ходи на совет нечестивых

Инок Никодим 

не ходи на совет нечестивых

Нечестивые, веселящиеся и радующиеся временным земным благам и греховным удовольствиям, похожи на счастливых идиотов, которых убийца ВРЕМЯ ведет на казнь, а они этого не замечают, и даже не пытаются от сего (предстоящей смерти) как-нибудь спастись…

не ходи на совет нечестивых

Оценка 3.7 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here